Главная страница
Навигация по странице:

  • Вайсеро, Константин Иванович.

  • УДК 379.8:008(075.8) ББК 77я73 ISBN 978-5-98279-983-8 © Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2016В14 3Предисловие

  • 1. История развития социально-культурной деятельности

  • Вайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016. Учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление


    Скачать 2.26 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38. 03. 04 Государственное и муниципальное управление
    Дата29.12.2019
    Размер2.26 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВайсеро К.И. Основы СКД. учебное пособие. 2016.pdf
    ТипУчебное пособие
    #102546
    страница1 из 10
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ОСНОВЫ
    СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    К. И. Вайсеро
    В. И. Хоменко

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
    УЧРЕЖДЕНИЕ
    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
    ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
    К. И. Вайсеро, В. И. Хоменко
    Основы социально-культурной деятельности
    Учебное пособие
    для студентов университета, обучающихся по направлению
    подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»,
    профиль «Управление социально-культурным развитием
    мегаполиса», квалификация – бакалавр
    Москва
    2016

    УДК 379.8:008(075.8)
    ББК 77я73
    В14
    Учебное пособие рассмотрено и одобрено к изданию на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права
    18 марта 2016 г., протокол № 3
    Авторы:
    Вайсеро Константин Иванович, доктор психологических наук, профессор;
    Хоменко Вадим Иванович, кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
    Рецензенты:
    Н. Н. Ярошенко, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры;
    Е. И. Григорьева, доктор культурологии, профессор, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета.
    Вайсеро, Константин Иванович.
    Основы социально-культурной деятельности : учебное пособие для студентов уни- верситета, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муни- ципальное управление», профиль «Управление социально-культурным развитием мегапо- лиса», квалификация – бакалавр / К. И. Вайсеро, В. И. Хоменко ; Моск. гор. ун-т упр.
    Правительства Москвы. – Москва : МГУУ Правительства Москвы, 2016. – 116 с.
    ISBN 978-5-98279-983-8
    Учебное пособие освещает вопросы истории, теории и функционирования субъектов социально-культурной деятельности. В нём раскрыты история развития, научные основы и особенности взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности. В ходе подготовки учебного пособия использовались материалы других учебных и методиче- ских изданий, научных исследований, официальные документы, опыт работы учреждений культуры.
    Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов, магистрантов, аспи- рантов, руководителей и специалистов учреждений культуры.
    УДК 379.8:008(075.8)
    ББК 77я73
    ISBN 978-5-98279-983-8
    © Московский городской университет управления Правительства Москвы, 2016
    В14

    3
    Предисловие
    Социально-культурная деятельность – отражение и изменение существу- ющих социальных отношений людей средствами культуры и искусства. Кон- кретное содержание социально-культурной деятельности зависит от имею- щегося социального заказа. В большинстве случаев социально-культурная деятельность представляет собой культурную активность индивидуумов, социальных групп, организаций, органов власти по созданию и распростра- нению культурных ценностей, формированию у людей определенного миро- воззрения, удовлетворению культурных потребностей, развитию творческих способностей и созданию комфортной социальной среды.
    Возникновение в конце XX – начале XXI века на арене российского обще- ства нового динамичного, не поддающегося прежним методам управления субъекта культурного воздействия существенно изменило функционирование социально-культурной деятельности. В переживаемый нами период модерни- зации общественных отношений возникла не только реальная потребность, но и возможность перехода от субъектно-объектных к субъектно-субъектным принципам взаимоотношений в сфере культуры. Возросла общественная потребность в создании максимального количества новых зон для удовлет- ворения социальной и культурной активности россиян. Это нашло свое отра- жение, в том числе, и в появлении множества принципиально новых учреж- дений, предприятий, организаций социально-культурной сферы, что позволило расширить диапазон содержания, форм и видов культурно-досуговых занятий, а также обеспечивающих их технологий. Важным условием активизации этих процессов стало появление нового механизма хозяйствования и управления этими учреждениями и организациями, включающего элементы хозрасчета, развития системы платных услуг, индивидуальных форм деятельности, осно- ванных на частной собственности, и многое другое.
    Отечественными учеными разработаны различные концепции социально- культурной и культурно-досуговой деятельности, появление которых в совре- менной научной литературе во многом обусловлено действием объективных механизмов свободного проявления культуры многочисленных субъектов в соответствующих инфраструктурах социокультурной сферы Российской
    Федерации. Сегодня социально-культурная деятельность из функционального придатка производственной сферы превратилась в самостоятельную сферу, направленную на создание условий для развития творческого потенциала каждой личности, что в полной мере позволяет реализовать соответствующие конституционные права граждан нашей страны.
    Темы изучаемого курса сгруппированы в шестнадцати разделах.
    Учебный материал в каждом из разделов содержит общие данные о социально-культурной деятельности и особенностях её осуществления в городе Москве.

    4
    1. История развития социально-культурной деятельности
    Социально-культурная деятельность теснейшим образом связана с эмоциональным откликом людей на условия своей жизни. Протоо- бразцы социально-культурной деятельности проявляются на всех этапах развития человеческого общества. Начальный этап развития социально- культурной деятельности охватывает самый продолжительный отрезок времени. Социально-культурная активность изначально проявлялась в магических действиях и обрядах первобытных людей. Субъектами такой активности в основном были маги, заклинатели, шаманы, кол- дуны. Всё это было связано с появлением у человека свободного вре- мени. Первые наскальные рисунки, рельефные изображения животных, сцен охоты можно считать первыми проявлениями культурного отра- жения отношений людей.
    Далее развитие социально-культурной активности людей связано с возникновением языческих верований и религий. Из магических и религиозных действий появляется музыка, танец и другие искусства.
    Жрецы, вожди начинают передавать социально-культурную инфор- мацию с помощью письменности, хотя основным способом этой дея- тельности является устное народное творчество. Оно представлено главным образом в виде мифов и легенд. Формируется праздничная культура. Праздники со временем всё более приобретают общественную рекреационно-восстановительную функцию. Досуговая активность про- является в играх, музыке, слушании мифов и легенд.
    Наибольшего развития в этом периоде социально-культурная дея- тельность достигла в Древней Греции и Древнем Риме. Именно там учреждаются первые официальные органы управления, назначаются должностные лица, курирующие социально-культурные мероприятия.
    Впервые появляются профессиональные поэты, музыканты, певцы, актёры, приходит понимание, что управлять людьми можно не только с помощью хлеба и вина, но и с помощью зрелищ.
    Древние славяне также имели разветвленную и разнообразную систему языческих праздников и обрядов. В связи с оседлым образом

    5 1. История развития социально-культурной деятельности жизни существовавшие праздники имели жесткую привязанность к годичному природному циклу (смена времён года, начало и окончание сельскохозяйственных работ, сенокос, сбор ягод и грибов, жатва). Сама праздничная культура древних славян характеризовалась огромным раз- нообразием. Основным способом передачи социально-культурной инфор- мации являлось устное народное творчество. Былины, сказания, пре- дания были характерными для Руси формами обучения и воспитания.
    Различия в проведении культурного досуга были связаны с соци- альным положением и сословной принадлежностью людей. Способы про- ведения праздников и знаменательных дней у крестьян, городского люда и знати отличались друг от друга. Общей чертой праздничной культуры смердов и знати были пиршества за общим столом – «братчины». Эта форма культурного досуга выполняла важную социальную функцию сплочения людей. При княжеских дворах по большим праздникам, по случаю встречи важных гостей устраивались пиры. Популярным видом досуга среди знати была охота, сопровождаемая различными культур- ными действиями – песнопениями, плясками, пересказами.
    На Руси на развитие социально-культурных явлений в IX–XIII ве- ках сильное влияние оказало христианство, принятое в 988 году. Был введён регламентируемый церковный календарь праздников. Боль- шинство основных языческих праздников было подведено под право- славный календарь. В народе особенно любили праздник Ивана Купалы, который отмечался в ночь с 24 на 25 июня. Его приурочили к христи- анскому событию – рождеству Иоанна Предтечи. Праздник отмечался на берегах рек и озёр. Его участники жгли костры, пели и плясали вокруг них. Были введены новые праздники – Рождество, Крещение,
    Пасха и многие другие. Совмещение языческих и православных празд- ников не только помогало распространению христианства, но и сохра- няло историческую преемственность многовековой русской куль- туры.
    Появилась литература. К примеру, в рукописной книге «Поуче- ния Мономаха» были представлены правила ведения хозяйства, вос- питания детей, отношения внутри семьи, общественные отношения и многое другое. При монастырях стали возникать первые культурно- просветительные и научные центры, библиотеки, воскресные школы.
    В период зависимости от ордынских ханов культура русского обще- ства подверглась сильному влиянию. На Русь были привнесены обычаи

    6 1. История развития социально-культурной деятельности и нормы, принятые у других народов. Это коснулось и развития культур- ного досуга в княжеской дружине. Центральное место в досуге дружин- ников занимали пиршества, охоты, военные забавы и игры. Игра была основной формой досуговой активности людей. От селения к селению бродили скоморохи, забавлявшие публику песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и кукольными представлениями.
    В ХV веке на Руси активно развивалось зодчество, живопись
    (настенные росписи), музыка, пение. Население познакомилось с печатным словом. В 1564 году вышла первая печатная книга «Апо- стол». Были изданы книги по проблемам нравственности, семейных вза- имоотношений и воспитания детей. В середине ХVI века увидел свет знаменитый «Домострой». В ХVII веке в Москве делаются переводы латинских и немецких книг, появляются первые библиотеки с собранием иностранных сочинений.
    В ХV–ХVI веках россияне активно знакомились с европейским бытом, нравами, новыми формами культурного досуга. В русском государстве начало развиваться европейское искусство, стали проникать новейшие научные знания. Во времена царя Алексея Михайловича в Россию стали ввозить европейские журналы-куранты. На досуге представители высших слоёв общества развлекались игрой в шахматы. Надо отметить, что куль- турное общение женщин из княжеских и боярских семей в этот период ограничивалось лишь небольшим кругом родственников. Крестьянки же позволяли себе принимать участие во всех общественных формах куль- турного досуга.
    Социально-культурная сфера российского общества в ХVII–ХVIII веках значительно усложнилась. Наряду с традиционными способами орга- низации культурного досуга, стали появляться новые, а также интегри- роваться западные. Из-за границы приглашались художники, архитек- торы. Сильное влияние на развитие культурного досуга оказали реформы
    Петра Первого. В петровскую эпоху существовали два различных направ- ления социально-культурной деятельности: традиционное народное и новое европейское.
    Государство стало выполнять роль организатора культурного досуга людей. Все формы культурного досуга дворян (ассамблеи, маскарады, викториальные церемонии и торжества, гулянья и катания) носили регламентированный характер. Распространению грамотности и раз- витию книжного дела способствовало введение в 1710 году нового более

    7 1. История развития социально-культурной деятельности простого шрифта. Литература этого времени прославляла «героев петров- ской эпохи» – молодых энергичных дворян, верящих во всемогущество разума и науки, осознающих себя не только гражданами новой России, но и европейцами.
    Русской архитектуре начала XVIII века были присущи простота и деловитость, чёткие и сдержанные объёмы, декоративность скуль- птуры, отражающей назначение зданий. В живописи «петровского вре- мени» бурно развиваются светские сюжеты, монументальная роспись, станковая и миниатюрная живопись.
    В первой половине ХIХ века обособленность социальных сословий обусловили возникновение замкнутых культурно-досуговых общно- стей. Во второй половине ХIХ века ускорились процессы культурного взаимовлияния социальных слоёв российского общества. Так, среди крестьян «братчина» со временем превратилась в более замкнутую
    «гостьбу», а у зажиточных крестьян – «складчину». Это была более камерная форма досугового общения, в ней почти полностью отсут- ствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор.
    С конца ХIХ века стало увеличиваться количество библиотек, читален, народных домов, появились самодеятельные крестьянские театры. Большее место стали занимать молодёжные посиделки с читкой художественных произведений. Среди дворянства были популярны балы, маскарады, благотворительные концерты, литературные вечера, выставки, лекции, выступления артистов и музыкантов. В качестве музыкальных инструментов использовались гармоника, гитара, форте- пиано. Богатые семьи приобретали для домашнего увеселения граммо- фоны.
    В Москве и других крупных городах России в начале ХХ века начали распространяться клубные формы организации культурного досуга. Появились первые народные университеты и «общества само- образования». В них проводились просветительские лекции, литера- турные вечера, концерты, спектакли, экскурсии в музеи и на выставки.
    В 20-х – 40-х годах ХХ века в советской России была сформиро- вана особая система социально-культурной деятельности, получившая название «политико-просветительная работа». Такое название было обусловлено сильнейшей политизацией содержания этой деятельности.
    Тем не менее, социально-культурным аспектам жизнедеятельности

    8 1. История развития социально-культурной деятельности граждан СССР уделялось большое внимание. Был сформирован Нар- комат просвещения, который выполнял функцию управления сферой культуры и образования. В стране была создана централизованная система клубной работы. Особый упор учреждения культуры уделяли ликвидации неграмотности. Были национализированы театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произведений искусства.
    Отмечается активность самого населения в сфере культуры. Про- исходит развитие демократизма и самодеятельности в управлении социально-культурными учреждениями. Работал огромный агитаци- онный аппарат: агитпоезда, агитпароходы, красные яранги и чумы, музеи и избы-читальни, «красные» и ленинские уголки.
    В 30-е годы ХХ века создавались новые типы учреждений культуры: дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, научно-технические библиотеки. На селе развивается сеть клубов и библиотек. Наличие в них хорошей сцены, помещений для кружков художественной самоде- ятельности и любительских объединений позволило улучшить качество работы. В целях расширения политической пропаганды в клубах про- водились: митинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопросов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. Получило распространение шефство профессиональных творче- ских коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам ока- зывали помощь великие артисты – К. С. Станиславский, В. И. Качалов,
    А. Л. Яблочкина и др. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки.
    Следует отметить, что после революции и гражданской войны из России эмигрировало свыше полутора миллионов человек. Рус- ские эмигранты послереволюционной поры делали всё возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих евро- пейских странах были созданы русские школы и высшие учебные заве- дения, научные учреждения, книжные издательства, выходили рус- ские газеты, журналы, альманахи, для детей организовывались летние лагеря, летние школы, собирались съезды русской молодёжи. Большую просветительскую работу вела Русская православная церковь за ру- бежом.

    9 1. История развития социально-культурной деятельности
    Великая Отечественная война значительно повлияла на содержание социально-культурной деятельности. Называемая тогда термином
    «культурно-просветительная работа» она стала важным фактором в достижении победы над врагом. В период войны основным содержа- нием работы домов культуры, клубов, библиотек, музеев было разъ- яснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение хода войны, ознакомление с международным и внутренним положением Советского Союза, пропаганда героических подвигов на фронте и в тылу. Культурно-просветительная работа проводилась на переднем крае, в цехах, в бомбоубежищах, на станциях метро, на плат- формах железнодорожных станций, в госпиталях, на призывных пун- ктах, во всех местах массового скопления населения. Бесценным делом работников культуры было спасение культурных ценностей, историче- ских, художественных и литературных памятников. Работники библи- отек, картинных галерей и музеев, рискуя жизнью, организовывали их эвакуацию. Работая днём и ночью, они отбирали, тщательно упаковы- вали и отправляли в глубокий тыл всё, что представляло ценность.
    Огромную работу осуществляли центральные учреждения куль- туры Красной Армии. Центральный Дом Красной Армии направил два своих оркестра с концертами на фронт. Центральный театр Красной
    Армии создал три концертные группы для культурного обслуживания действующей армии. Краснознаменный ансамбль песни и пляски под руководством А. В. Александрова организовал четыре концертные бри- гады. Художники студии военных художников им. М. Б. Грекова зани- мались созданием наглядной агитации, работали в действующей армии и отправляли передвижные художественные выставки на фронт.
    Война нанесла большой ущерб учреждениям культуры. На оккупи- рованной территории гитлеровцы варварски уничтожили и разграбили
    427 музеев, 44 тыс. зданий театров, клубов и других культурных учреж- дений. Пострадали книжные фонды библиотек. Только в массовых библиотеках страны было расхищено и уничтожено 100 млн. книг.
    Через восемь лет после войны, в 1953 году было создано Министер- ство культуры СССР. Строительство государственных учреждений культуры осуществлялось планомерно. Была поставлена задача, чтобы в каждом краевом или областном центре имелся дом народного твор- чества, краевая или областная библиотека, а в райцентре – районный дом культуры и библиотека. К 1956 году в стране удалось восстановить

    10 1. История развития социально-культурной деятельности систему культурно-просветительных учреждений культуры до уровня довоенных показателей.
    С 1957 г. по 1970-е гг. происходило увеличение количества учреж- дений культуры. В 1970 г. в РСФСР имелось 310 театров, 61,1 тыс. библи- отек, 78,7 тыс. клубных учреждений, 96,7 тыс. киноустановок. Созда- ются общественные клубы, народные университеты, народные музеи, школы культуры, лектории. Происходит бурное развитие самодеятель- ности. Возникли клубы любителей музыки, поэзии, литературы, тех- ники, науки, спорта, природы, туризма, кино, фото, радио и коллек- ционирования. Происходило широкое развитие массовых праздников:
    «праздник русской зимы», «праздник первой борозды» и т. д.
    Со второй половины 80-х годов популярными стали неформальные рок-группы, молодёжные вечеринки, начали набирать силу движения брейкеров, панков, фанатов, байкеров. Происходило активное развитие
    «дикого» туризма. Семейные культпоходы и посещения учреждений культуры принимали всё более массовый характер. Учреждения куль- туры отказывались от политизированных форм работы в пользу раз- влекательных форм.
    В 90-е годы ХХ века были сняты идеологические запреты, устра- нены ограничения в выборе направлений и форм работы. Это значи- тельно расширило спектр предоставляемых социально-культурных услуг. При этом следует отметить, что государственное участие в дея- тельности по сохранению и развитию культуры, организации куль- турного досуга населения было минимальным. Учреждения культуры самостоятельно поддерживали минимальный уровень своей работы за счёт расширения платных услуг и получения пожертвований. Соз- давались частные коммерческие досуговые учреждения, ориенти- рованные преимущественно на получение прибыли: казино, ночные клубы, бары и рестораны с разнообразными шоу-программами. Появи- лись частные посреднические фирмы, взявшие на себя функции обе- спечения контакта профессионального и частично самодеятельного искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха насе- ления в области кинопроката, театрально-концертной деятельности, ту- ризма и т. д.
    В начале ХХI века произошли значительные социально-политические изменения, которые определили приоритетные цели культурной политики в современной России. Цель культурной политики Москвы – развитие

    11 1. История развития социально-культурной деятельности города как одного из мировых центров культуры, творчества, передовых технологий и современного образа жизни.
    В настоящее время Правительство Москвы стремится развивать городские территории в соответствии с принципом «культурного мак- симума». Спектр культурных услуг и событий, предлагаемых жителям каждого района Москвы, должен стать максимально разнообразным, динамичным и «интерактивным». Учреждения культуры должны опе- ративно реагировать на запросы горожан и поддерживать их куль- турные инициативы на местах.
    Под руководством Департамента культуры города Москвы проис- ходит реформирование системы государственных культурных учреж- дений и их превращение в экономически эффективные площадки, конкурентные в пространстве города. Осуществляется выработка современных управленческих механизмов для поддержки значимых культурных проектов, инфраструктур и институций. Основными при- оритетами московской культурной политики являются: культурное раз- витие территорий города; поддержка культурного производства; раз- витие культурной инфраструктуры и коммуникации.
    Важным и актуальным направлением работы Департамента куль- туры города Москвы является культурная адаптация мигрантов в Москве, предполагающая как обучение детей и взрослых русскому языку и основам русской культуры, так и поддержание культурных тра- диций представителей других национальных, этнических, религиозных сообществ, живущих в столице. Формирование толерантной мульти- культурной среды в современных мегаполисах – эффективное средство смягчения таких проблем как национализм, религиозная нетерпимость, экстремизм, терроризм и т. д.
    Современный менеджмент в сфере культуры характеризуют опора на местные творческие сообщества, повышение инвестиционной при- влекательности города и отрасли, продвижение российских культурных продуктов на глобальные международные рынки. Востребованность культуры – это спрос на продукты, национальные по форме и общече- ловеческие по содержанию.
    Культурная политика Москвы должна обеспечить взаимодействие этих уровней: творческая инициатива граждан – культурная самоиден- тификация сообществ, районов, округов, города, страны – место в гло- бальном диалоге стран и культур всего мира.

    12 1. История развития социально-культурной деятельности
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта