Главная страница
Навигация по странице:

  • III Анализ прозаического текста

  • Выготский Лев Семенович (

  • Баумгартен Александр-Готтлиб

  • Готхольд Эфраим Лессинг

  • Диоген Лаэртский

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница42 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
    I Анализ художественного текста драматического произведения Структура драматического произведения
    2.
    Специфика речи в драме
    3.
    Специфика слова в драме
    4.
    Реплика как единица речевого высказывания
    5.
    Диалог как средство действия в драме
    6.
    Проблема границы между диалогом и монологом в драме Границы драматического действия
    8.
    Действие внутреннее и внешнее
    9.
    Понятие сюжетного узла, пути анализа
    10.
    Персонаж в драме Анализ художественного текста лирического произведения Анализ ритма и звуковой организации
    2.
    Анализ стиля (художественной лексики, фигур речи, образных языков – параллелизма, тропов, символов и мифологических форм образной речи. Анализ композиции (форм высказывания, точки зрения, времени-пространства, лирического события. Сравнительный анализ, предполагающий анализ жанровых особенностей произведения на фоне родственных образцов жанра, и рассмотрение интертексту- альных связей изучаемого произведения.
    598

    5. Письменный тест – спонтанный анализ предложенного стихотворения.
    6. Метр и смысл
    7. Звуковой уровень лирического стихотворения.
    8. Словарь лирического стихотворения.
    9. Грамматический уровень лирического стихотворения. Субъектная структура лирического стихотворения. Чужое слово в лирическом стихотворении
    12. Проблема сюжета и композиции лирического стихотворения.
    13. Анализ канонических лирических жанров.
    III Анализ прозаического текста
    1. Композиционно речевые формы.
    2.
    Пространство-время и сюжет.
    3. Система персонажей.
    4. Структура художественного и нехудожественного текста.
    5. Понятие о художественности. Различные решения проблемы художественности.
    6. Позиция читателя художественного и нехудоже- ственного текста.
    7. Текст и произведение. Различные решения проблемы их соотношения от синонимии до антонимии.
    8. Место текста в произведении. Проблема прозаического текста.
    9. Чтение, интерпретация и анализ. Теоретико- литературный анализ как форма читательской деятельности. Резкое разграничение читателя и теоретика литературы (тартусская школа.
    599

    11. Спектр адекватности. Теоретико-литературная аксиология.
    12. Нахождение типического либо индивидуального. Формы архитектонические и композиционные.
    14. Функции эпиграфа в прозаическом тексте. Эпиграф как разновидность литературной цитаты. Особенность этой разновидности. Отношение эпиграфа к различным частям текста, к его заглавию, а также целому текста.
    15. Функции чужого слова в прозаическом тексте. Литературная цитата.
    16. Публицистический фрагмент. Реминисценция.
    17. Лирический отрывок. Газетная информация.
    18. Текст в тексте вставная новелла, ее функции в структуре целого. Организация границ между ней и основным текстом.
    19. Рассказчик (повествователь) в основном тексте и вставной новелле. Функция рассказчика в прозаическом тексте. Рассказчики повествователь. Автор и рассказчик. Анализ фрагмента. Отпечаток целого во фрагменте.
    21. Ритм художественной прозы.
    22. Кругозор и окружение. Проблема сказа.
    23. Читатель прозаического произведения как объект изображения и как реципиент (субъект художественной целостности. Читатель в его отношении к различным аспектам художественной целостности.
    24. Текст и контекст произведение в структуре прозаического цикла. Переакцентуация.
    600
    Примерный список текстов для анализа на практических занятиях по теории литературы и анализу литературных произведений Проза

    Булгаков МА. Любая новелла или короткий рассказ.

    Бунин И. А. Исход.

    Бунин И. А. Зимний сон.

    Бунин И. А. Метеор.

    Бунин И. А. Косцы.

    Бунин И. А. Преображение.

    Бунин И. А. В ночном море.

    Бунин И. А. Несрочная весна.

    Бунин И. А. Надписи.

    Бунин И. А. К роду отцов своих.

    Бунин И. А. Телячья головка.

    Бунин И. А. В саду.

    Бунин И. А. Иоанн Рыдалец.

    Бунин И. А. Последний день.

    Гоголь Н. В. Невский проспект.

    Достоевский Ф. М. Мальчику Христа на елке.

    Достоевский Ф. М. Маленький герой.

    Достоевский Ф. М. Слабое сердце.

    Лермонтов МЮ. Фаталист.

    Лермонтов МЮ. Штосс.

    Набоков В. В. Набор.

    Набоков В. В. Возвращение Чорба.

    Набоков В. В. Письмо в Россию.

    Набоков В. В. Катастрофа.

    Пушкин АС. Выстрел.

    Солженицын АИ. Случайна станции Крече- товка.
    601

     Толстой Л. Н. Набег.
     Толстой Л. Н. Рубка леса.
     Толстой Л. Н. Три смерти.
     Толстой Л. Н. Крестник.
     Толстой Л. Н. Хозяин и работник
     Толстой Л. Н. Карма.
     Толстой Л. Н. После бала.
     Толстой Л. Н. За что
     Толстой Л. Н. Божеское и человеческое.
     Толстой Л. Н. Алеша Горшок.
     Толстой Л. Н. Корней Васильев.

    Тургенев И. С. Три портрета.

    Тургенев И. С. Мой сосед Радилов.
     Чехов А. П. Толстый и тонкий.
     Чехов А. П. Смерть чиновника.
     Чехов А. П. После театра.
     Чехов А. П. Студент.
     Чехов А. П. Ягоды.
     Чехов А. П. Беда.
     Чехов А. П. Поцелуй.
     Чехов А. П. Мальчики.
     Чехов А. П. Спать хочется. Чехов А. П. Рассказ госпожи NN. Чехов А. П. Ванька. Чехов А. П. Враги. Чехов А. П. Володя. Чехов А. П. Отец.
    Шукшин В. М. Любой рассказ или новелла Поэзия

     Г. Державин. Приглашение к обеду. Властителями судиям. Снигирь. Лебедь.
     Н. Карамзин. Меланхолия. Осень.
    602

     В. Жуковский. Море. Путешественник. Желание А. Пушкин. Зимнее утро. Дорожные жалобы. Прощание.
     Е. Баратынский. Смерть. Водопад. На посев леса.
     М. Лермонтов. Завещание.
     Ф. Тютчев. Бессонница. О чем ты воешь, ветр ночной
     А. Фет. Когда читала ты. Певице. Ласточки.
     А. Блок. Грешить бесстыдно, беспробудно. Рожденные в года глухие. Поэт.
     И. Анненский. Трактир жизни. Опять в дороге. В открытые окна.
     Н. Гумилев. Слоненок. Я ивы О. Мандельштам. Когда городская выходит на стогны луна. На страшной высоте блуждающий огонь.
     Б. Пастернак. Мне снилась осень. Плачущий сад. Август.
     И. Бродский. Я как Улисс. Насмерть Жукова. Стансы.
     Н. Заболоцкий. Прощание с друзьями.
     А. Пушкин. Обвал. Стихи, сочиненные ночью вовремя бессонницы.
     М. Лермонтов. Есть речи – значенье...
     Ф. Тютчев. Последняя любовь. Я знал ее еще тогда.
     А. Фет. Моего тот безумства желал, кто смежал.
     А. Блок. Шаги командора. Черный ворон в сумраке снежном. О доблестях, о подвигах, о славе.
     В. Ходасевич. Брента, рыжая речонка. Перед зеркалом.
     О. Мандельштам. Золотистого меда струя избу- тылки текла.
     А. Ахматова. Звенела музыка в саду. Песенка.
    603

     А. Белый. Мне грустно. Подожди. Рояль.
     В. Хлебников. В этот день голубых медведей.
     В. Маяковский. Ночь. Себе любимому посвящает эти строки автор.
     С. Есенин. Проплясал, проплакал дождь весенний. Душа грустит о небесех.
     Б. Пастернак. Февраль, достать чернили плакать. Плачущий сад.
     В. Луговской. Сивым дождем на мои виски падает седина.
     А. Тарковский. Дождь.
     Б. Окуджава. Прощание с новогодней елью. Напутствие сыну.
     О. Чухонцев. В паводок. Когда в селеньи свет потух. Драматические произведения

    Фонвизин Д. И. Недоросль.

    Фонвизин Д. И. Бригадир.

    Крылов И. А. Триумф, или Подщипа.

    Шаховской А. А. Урок кокеткам, или Липецкие воды.
     Грибоедов АС, Катенин ПА. Студент.
     Грибоедов АС. Горе от ума.
     Лермонтов МЮ. Маскарад.
     Лермонтов МЮ. Испанцы.
     Гоголь Н. В. Ревизор.
     Гоголь Н. В. Женитьба.
     Гоголь Н. В. Игроки.
     Гоголь Н. В. Драматические отрывки.

    Тургенев И. С. Месяц в деревне.

    Тургенев И. С. Нахлебник.
     Толстой А. К. Царь Борис.
     Толстой А. К. Царь Федор Иоаннович.
    604

     Толстой А. К. Дон Жуан.
     Толстой А. К, бр. Жемчужниковы – Козьма Прутков. Фантазия.
     Толстой А. К, бр. Жемчужниковы – Козьма Прутков. Блонды.

    Островский АН. Бедность не порок.

    Островский АН. Не так живи, как хочется.

    Островский АН. Свои люди – сочтемся.

    Островский АН. Бесприданница.

    Островский АН. Волки и овцы.

    Сухово-Кобылин А. В. Свадьба Кречинского.

    Сухово-Кобылин А. В. Дело.

    Сухово-Кобылин А. В. Смерть Тарелкина.
     Чехов А. П. Вишневый сад.
     Чехов А. П. Три сестры.
     Чехов А. П. Дядя Ваня.
     Чехов А. П. Иванов.
     Чехов А. П. Чайка.
    605
    Примечания и комментарии Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης), называемый также Стагирит по месту рождения (384, Стагир – 322 дон. э, полуостров
    Халкидика в Македонии) – древнегреческий философ и ученый. Ученик Платона, с 343 дон. э. воспитатель Александра Македонского, основал в 335 дон. э. Ликей (Лицей или
    перипатетическую
    школу).Основоположник формальной логики и силлогистики. Аристотель охватил весь спектр знаний доступных античности. По мнению некоторых ученых он является одной из самых важных фигур в истории философии. Аристотель был первым ученым, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития - социологию, науку, философию, политику, логику. Его взгляды на физическую сторону мира имели серьезное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Концепции философа стали предтечей последующего бурного развития логики, механики, физики и всех смежных наук в постсредневековье, оказав влияние на всех заметных деятелей Эпохи Просвещения. Метафизическое учение Аристотеля было всецело принято схоластикой, сформировав мировоззренческую платформу этого учения. Основные сочинения Органон (Категории, Об истолковании, Аналитика, Топика, Метафизика, Физика, О возникновении животных, О душе, Этика, Политика, Риторика, Поэтика. Все аспекты философии Аристотеля продолжают быть объектом активного академического исследования ив наше время.
    2
    Выготский Лев Семенович (1896-1934) - психолог, профессор
    (1928). Окончил Московский университет (1917) и одновременно Народный университет А. Л. Шанявского. С 1924 года работал в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии,
    АКВ им. Н. К.Крупской, пед.факультет го МГУ и др. Научную деятельность начал с изучения психологии искусства - исследовал психологические законы восприятия литературных произведений Психология искусства, 1925, опубл. 1965). Дал критический анализ мировой психологии х годов, сыгравший важную роль в развитии отечественной психологической науки (Исторический смысл психологического кризиса, 1927, опубл. в 1982). Создал общепсихологическую концепцию, известную как куль- турно-историческая теория психики, в которой раскрыл общест- венно-историческую природу сознания, высших психических

    607 функций (История развития высших психических функций. Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия взрослый – ребенок, представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается ими формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития обучение ведет за собой развитие, а не наоборот. Сформулировал проблему возраста в психологии, предложил вариант периодизации развития ребенка на основе чередования стабильных и критических возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления в полемике с Ж. Пиаже доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции (Мышление и речь. Л. С.Выготский создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу, среди его учеников- А. В.Запорожец, А. Н.Леонтьев, А. Р.Лурия, ДБ. Элько- нин и др. Иосиф Александрович Бродский (24 мая 1940, Ленинград - 28 января 1996, Нью-Йорк) - русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе года, поэт-лауреат США 1991-1992 гг. Михаил Михайлович Бахтин (5 (17) ноября 1895, Орел – 7 марта 1975, Москва) – русский философ, литературовед и теоретик искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник концепции драматического по- лифонизма (многоголосия) в произведении искусства. Исследуя художественные принципы романа в книге о Франсуа Рабле, Бах- тин развил теорию универсальной народной смеховой культуры.
    Бахтин – автор нескольких лингвистических работ, посвященных общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров.
    5
    Баумгартен Александр-Готтлиб (Baumgarten) – немецкий философ, образование получил в университете в Галле, при котором в течение нескольких лет оставался в качестве доцента. В 1740 году получил кафедру философии в университете во
    Франкфурте-на-Одере, где и умер в 1762 году. Он первый разработал эстетику как систематическую науку о прекрасном, хотя трактовало ней чрезвычайно сухо, в слишком сжатой, схематической форме. Для него эстетика являлась лишь составной частью теории чувственного, или так называемого низменного, познавания, логику же он относил к высшему познаванию. Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шиллинг (нем. Friedrich Wil-
    helm Joseph von Schelling
    , 27 января 1775 – 20 августа 1854) – немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии. Михаил Михайлович Пришвин (23 января (4 февраля) 1873, с.
    Хрущево, Елецкий уезд, Орловская губерния, Российская Империя января 1954, Москва, РСФСР) – русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурофилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (нем. Georg Wilhelm Friedrich
    Hegel
    ; 27 августа 1770, Штутгарт – 14 ноября 1831, Берлин) – немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
    9
    Готхольд Эфраим Лессинг (нем. Gotthold Ephraim Lessing; 22 января, Каменц, Саксония, – 15 февраля 1781, Брауншвейг) – немецкий драматург, теоретик искусства и литературный критик- просветитель. Основоположник немецкой классической литературы. Писал басни в прозе, драматические произведения, критику. Одно из ярких произведений - «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии, в котором Лессинг сравнивает два вида искусства – живопись и поэзию, на примере скульптуры Лаокоона, изображенного Садолетом, и Лаокоона, показанного Вергилием. Под живописью Лессинг понимает изобразительное искусство вообще.
    10
    Диоген Лаэртский (др.-греч. Διογένης ὁ Λαέρτιος) – позднеантичный историк философии. Этим именем подписан эллинистический трактат, излагающий биографии и воззрения античных мыслителей, начиная с архаической эпохи (Фалес, Солон) и вплоть до рубежа нашей эры. Никаких данных о личности и биографии его автора не сохранилось. Неизвестны даже даты его жизни приблизительная биографическая датировка возможна лишь на основании его сочинения и предположительно указывает наконец начало III в. н. э. Определенно лишь то, что он жил после писателя Секста Эмпирика (II-III в, которого
    Диоген упоминает, и до писателя Стефана Византийского (VI в, который цитирует трактат Диогена.

    609 Столь же загадочно и его географическое происхождение (возможно, он уроженец Киликийской Лаэрты). Нельзя исключить, что мы имеем дело нес реальным именем, ас псевдонимом, заимствованным из гомеровского эпоса и греч. διογενής (рожденный от Зевса, и др.-греч. Λᾱερτιάδης (сын Лаэрта) – эпитеты Одиссея.
    Диоген не стремится ник хронологической связности материала, ник его систематическому изложению, ни даже к фактической достоверности. Важнейшим критерием для него, как и для многих других эллинистических авторов, является пестрота (греч.
    ποικιλία) – разнообразие и живость подачи сведений. Об одних философах (о Платоне, стоиках, скептиках, эпикурейцах) Диоген пишет достаточно подробно, о других – вскользь. Изложение воззрений мыслителей перемежается у него занятными биографическими анекдотами (в том числе и явно легендарными, фантастическими письмами философов известным историческим лицам, а также стихотворными эпиграммами, часто – довольно язвительными.
    11
    Демокрит Абдерский (др.-греч. Δημόκριτος; приблизительные годы жизни 460 дон. э. – 370 дон. э) – древнегреческий философ-материалист, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Обладая энциклопедическими познаниями в период слабого разделения наук, Демокрит был одним из пионеров математики и геометрии
    12
    Ксенофонт (445–355 до н.э.) – ученик Сократа, писатель, историки профессиональный военный автор Воспоминаний о Сократе и других сократических сочинений, – основного источника сведений о жизни и учении Сократа, наряду с диалогами Платона. Наиболее знамениты следующие литературные произведения Ксено- фонта, ставшие классикой греческой прозы Воспоминания о Сократе, Апология Сократа, Пир, Домострой, Воспитание Кира
    (политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства,
    Анабасис (описание похода Кира против Артаксеркса и отступление греческого наемнического отряда, в рядах которого был сам Ксенофонт), История Греции (за- мыслена как продолжение истории Фукидида, в ней описаны события с 411 года до 362, года битвы при Мантинее), Похвальное слово Агесилаю, Гиерон, или Жизнь тирана (философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт
    Симонид Кеосский) и др. Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо.
    Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа, прежде всего, как учителя морали, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа. Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов, наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Гораций (полное имя Квинт Гораций Флакк (лат. Quintus
    Horatius Flaccus
    ); 65 дон. э, Венузия, сегодня в регионе Базиликата, Италия – 8 дон. э, Рим) – римский поэт золотого века римской литературы. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима
    Октавиана Августа. Иосиф Юстус (Жозеф Жюст) Скалигер (фр. Joseph Juste
    Scaliger
    , лат. Joseph Justus Scaliger; 1540–1609) – французский гуманист- филолог, историки воин, итальянец по происхождению, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов.
    15
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта