Главная страница
Навигация по странице:

  • Демокрит 11написал несколько сочинений о ритме, о прелести стихов, о Гомере

  • LArt Н. Буало

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница2 из 47
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
    практическо-духовном освоении мира особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символи-
    ческом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования человеческого в человеке. А вот и еще Искусство – процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Также высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. Искусство – одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества. Искусство – это мастерство передачи определенной информации зрителю или слушателю посредством только одного из трех – графика (изобразительное искусство, музыка, танец – средств (медий) или совокупностью этих средств (многомедийность) – театр, балет, опера, кинематограф. Литература как вид искусства – мастерство передачи информации при помощи письма, ведет начало со времени изобретения письма. Искусство как вид
    15
    культурной деятельности человека берет начало со времени формирования доречевых языковых средств коммуникации и становится самостоятельным культур- но-эстетическим процессом с периода утраты своих чисто языковых функций. Вы уже прочли здесь и о разнице, разграничении видов искусства. Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений Еще Аристотель в своей знаменитой и столь часто цитируемой и используемой нами Поэтике отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания. В подобном же духе высказывались Лессинг
    9
    и Гегель. В настоящее время в мировой культурной традиции используются понятия об искусстве, берущие свое начало в средиземноморской античности, в особенности в греко-римском восприятии этого термина. Искусство берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. Чисто коммуникативная функция искусства утратилась совладением человеком речью. Коммуникативная утилитарность искусства, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дописьмен- ный, фольклорный период культур всех народов. Также, как в свое время, для передачи языковой информации в наиболее полном и доступном виде, в дальнейшем ко всем другим аспектам культурной жизни привлекались лучшие мастера, использовались самые совершенные для своего времени навыки. Это позволяло легче воспринимать, лучше запоминать и успешно передавать из поколения в поколение комплексную культурную информацию. На этой, в прошлом утилитарной, основе формировались вкусы и требования, которые мы сейчас называем эстетическим воздействием и эстетическим восприятием. Неслучайно, что
    16
    этимология слова искусство, как в русском, таки в греческом языке (греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение, ремесло) подчеркивает мастерство и искусность. Современный искусствовед станет справедливо утверждать, что границы между видами искусства определяются формами, способами художественного выражения (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т.п.). Вот с этого, видимо, и следует начинать. Мы должны уяснить себе, какого рода перспективы познания в них заключены, какова главная сила и роль того или иного вида искусства. Говоря иначе, материальный носитель образности у каждого вида искусства свой, особый, специфический. Г. Гегель выделили охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду сними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения, которые уже фиксируются в некоторых теоретических работах XVIII–XIX вв.), а также активизировавшаяся в XX столетии постановочная режиссура – искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции. XX и особенно XXI века принесли нам медийность, новаторство, все, что связано с искусством, рождающимся посредством компьютерной техники, электроники. Наряду с охарактеризованным выше (наиболее ныне влиятельными авторитетным) представлением о видах искусства, существует и иная, так называемая категориальная их трактовка (восходящая
    17
    к эстетике романтизма, при которой различиям между материальными носителями образности большого значения не придается, а на первый план выдвигаются такие общебытийные и общехудоже-
    ственные категории, как поэтичность, музыкальность, живописность (соответствующие начала мыслятся как доступные любой форме искусства. Итак, резюмируем (речь идет о делении видов искусства, классификации По материальной форме
     изобразительные искусства
    o живопись скульптура графика татуировка o
    фотоискусство
     архитектура

    декоративно-прикладное искусство батик дизайн керамика ювелирное искусство

    медиаискусство
    o фотоискусство киноискусство компьютерная графика и т.д.
     музыкальное искусство

     игровое искусство
    o хореография, танец театральное искусство киноискусство пение, опера
     литература
    o проза поэзия
    18
    По типу выражения и восприятия
     графическое, изобразительное (включая архитектуру, ландшафтную графику)
     движение, танец
     звуковое, музыкальное
     комбинированное (балет, кинематограф,
    т.д.) По стилю В зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства классифицируют по стилям
     драма

     трагедия
     комедия
     фарси т.п. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебана, боевые искусства, компьютерные игры и т.д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения. Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат littera – буква. Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей).
    В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей,
    19
    фигуративной разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму в изображение действия посредством телодвижений, орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.
    20

    3. Что такое литературная критика элементы обзора) Литературная критика – это оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления один из видов литературного творчества. Литературная критика исходит из общей методологии науки о литературе и опирается на историю литературы. Однако в отличие от истории литературы, она освещает процессы, происходящие, прежде всего, в литературном движении современности, или интерпретирует классическое наследие сточки зрения современных общественных и художественных задач. Литературная критика тесно связана как с жизнью, общественной борьбой, таки с философскими и эстетическими идеями эпохи. Само слово критика происходит от греческого kritike – искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе возникли почти одновременно с самим ее рождением, первоначально как мнение наиболее уважаемых, умудренных читателей. Выделившись уже в эпоху античности в Греции и Риме, а также в древней Индии и Китае как особое профессиональное занятие, литературная критика еще долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества прикладное значение общей оценки произведения, поощрения или осуждения автора, рекомендации книги другим Читателям. Теоретическое определение литературной критики должно быть осознано исторически. Литературная критикаполучила свое начало в древней Греции. Еще до Аристотеля многие греческие философы не только задумывались над вопросами
    21
    эстетики и литературной критики, но писали целые трактаты о них. Так, по словам Диогена Лаэртского
    10
    ,
    Демокрит
    11
    написал несколько сочинений о ритме, о прелести стихов, о Гомере

    ,
    до нас не дошедших. Сохранилось мнение Демокрита, усвоенное впоследствии Платоном, что поэзия – продукт не искусства, а энтузиазма и божественного вдохновения. В разговорах Сократа, приводимых Ксенофонтом
    12
    в его «Memorabilia», задачей искусства признается комбинирование рассеянных черт прекрасного в один идеально-
    прекрасный образ. Этот глубокий взгляд заключает в себе основу современной теории искусства. Учение Платона о прекрасном изложено, главным образом, в диалогах
    Федр, Ион и Гиппий Больший В прекрасном Платон различает две степени совершенства существующее в действительности прекрасное
    отно-
    сительное
    ,
    отличительные признаки которого – простота, целесообразность и симметричность частей, и прекрасное
    абсолютное
    ,
    которое существует только в идее и воспроизводится поэтами лишь при вдохновении свыше, в состоянии поэтического безумия. Характеристике этого восторженного состояния и посвящен разговор Ион Разделив поэзию, по способу изображения, на эпос, лирику и драму, Платон считает последнюю высшим родом поэзии и высказывает мысль, заимствованную у него Аристотелем, что

    Гомер был родоначальником всех трагиков Важнейшим памятником литературной критики в древней Греции является Поэтика Аристотеля. Написанная около 335 г, Поэтика не дошла до нас вполне сохранился полностью только тот ее отдел, где изложена теория трагедии. Платон выводит свои заключения априорным путем из идеи, существующей раньше предмета Аристотель, и здесь являющийся гениальным новатором, всюду отправляется от изучения фактов и
    22
    из них выводит, индуктивным путем, общие законы. Особую ценность аристотелевской теории трагедии придает то обстоятельство, что она основана на изучении греческой трагедии, достигшей в то время высшей степени своего совершенства но это же обстоятельство мешает признать за теорией Аристотеля то каноническое значение, которое придавал ей Лессинг. Многое в Поэтике не выдерживает критики – например, взгляд Аристотеля на эпос, который он не считал особым родом поэзии, а относил к трагедии, на том основании, что как эпос, таки трагедия занимаются изображением возвышенных характеров и героических поступков. Многое имеет для настолько историческое значение – например, все что, говорится о постановке трагедий, о роли хора, песни которого выставляются существенной частью действия но зато взгляды Аристотеля на единство действия, на драматические характеры, нацель трагедии никогда не утратят своего значения и представляют собой первую попытку сообщить теории драмы научный характер. Аристотель дает нам психологически обоснованную теорию ораторского искусства, с подробными указаниями, каких приемов должен держаться оратор, желающий убедить своих слушателей, какими свойствами он должен обладать и как располагать свою речь, чтобы достигнуть цели. Влияние воззрений Аристотеля на позднейшую греческую критику было крайне незначительно это объясняется тем, что философия Платона взяла верх над философией Аристотеля и что людям, воспитанным на платоновском идеализме, был крайне несимпатичен реалистический взгляд Аристотеля, возводившего самый источник искусства не к божественному вдохновению, а к инстинкту подражания.
    23
    В Риме Поэтика Аристотеля изучалась очень тщательно, тем более, что римлянам была известна не дошедшая до нас вторая книга Поэтики. Римский поэт
    Гораций
    13
    присоединяет к теории Аристотеля и свои правила, оказавшие сильное влияние на теорию и практику ложноклассической драмы в Европе. Так, он требует, чтобы поэты задавались нравоучительными целями, чтобы трагедия состояла непременно из 5 актов, чтобы катастрофа происходила за сценой и т. п. Как Поэтика Аристотеля, таки (Искусство поэзии) Горация были мало известны в средние века. Настоящее изучение как Поэтики Аристотеля, таки Горация начинается с эпохи Возрождения, когда были впервые изданы тексты обоих произведений первое из них было, однако, меньше известно учеными меньше ценилось, чем второе.
    То же можно, в общем, сказать и о знаменитой
    «
    Пиитике»
    Скалигера
    14
    (1561), оказавшей сильное влияние на европейскую критику XVI ив. Хотя
    Скалигер очень хорошо знал Аристотеля, Гомера, Со- фокла и Еврипида, но это не мешало ему предпочитать Горация Аристотелю и ставить Вергилия и Сенеку выше Гомера и Еврипида. У Горация заимствовал Скали- гер утилитарный взгляд на поэзию, в силу которого он считал главным достоинством трагедий обилие нравственных сентенций, называя их столбами, на которых покоится все здание трагедии. Влияние Скалигера, внесшего в свою Поэтику заимствованную у итальянских теоретиков теорию трех единств, можно проследить почти на всех теориях поэзии, вышедших в XVI ив. во Франции, Германии и Англии. Во второй половине XVII в. появляется во Франции
    L'Art Н. Буало
    15
    (1674), резюмирующее в себе всю ложноклассическую пиитику. В основу трактата Буало положена «Ars Poetica» Горация подражанием Горацию объясняется и стихотворная форма трактата. Благодаря этому последнему обстоятельству,
    Буало должен был быть краток и точен в своих определениях, которые, облеченные в звучные стихи, легче удерживались в памяти. Излагая общие принципы поэтического творчества, Буало настаивает на том, что поэт должен обладать талантом и здравым смыслом, которому должна быть подчинена рифма, и перечисляет недостатки стиля – низменный тон, напыщенность, грубый комизм. По мнению
    Буало, стиль в поэтическом произведении важнее самой мысли. Ясность стиля Буало ставит в тесную связь с ясностью идеи и советует поэтам долго работать над своим слогом, чтобы сделать его похожим на чистый ручеек, струящийся по покрытому цветами лугу Дальше излагается теория идиллий, элегий, оды, сатиры, причем с теорией сатиры, по примеру Горация, связывается ее история и метко характеризуются сатиры Горация, Персия и Ювенала. В изложении теории трагедии Буало сильно настаивал на соблюдении трех единств. Здесь влияние Горация чередуется с влиянием Аристотеля следуя Горацию, Буа- ло предписывает изображать героя сообразно его традиционному характеру следуя Аристотелю, он требует, чтобы трагедия возбуждала страхи сострадание, а герои ее небыли бы совершенно безупречны. После краткого очерка истории комедии Буало излагает ее теорию, причем ставит главным правилом для комического поэта тщательное изучение действительности и человеческой природы. Сферу этого изучения он ограничивает, впрочем, двором и Парижем (é tudiez la cour, connaissez la ville), которые одни могут дать образцы хорошего и благородного тона. В заключение Буало говорит о просветительском значении поэзии, о
    25
    необходимости соединять приятное с полезным. Рассматриваемое в целом, произведение Буало имеет большое историческое значение, как полное и талантливое выражение ложноклассической теории поэзии, органом которой были тогда академии и придворные сферы. Известно, что Людовику XIV очень нравились произведения Буало ив особенности, проповедь строгой дисциплины, которой должны были быть подчинены поэтические таланты. Торжество Буало было непродолжительно. Уже в конце XVII в. начинается полемика между классиками и приверженцами национального направления в литературе.
    Дени Дидро
    16
    , выдающийся деятель французского Просвещения, был скорее критиком искусства, чем критиком литературных произведений, нов обеих областях он высказал много новых озаряющих идей, которые оказали влияние на последующую критику, в частности, на Лессинга. С 1759 г. Дидро стал писать свои статьи по поводу выставок живописи (Salons), представляющие собою такие же художественные произведения, как и самые картины. Его критическая теория покоится на убеждении, что красота тождественна правде и природе и что в основе каждого художественного произведения должна лежать нравственная идея. Принципы эти нашли себе более систематическое выражение в его статье о Прекрасном помещенной в Энциклопедии. Литературным критиком выступает Дид- ров своей Poétique Dramatique (1751), где он делает попытку построить теорию буржуазной драмы. Попытку возрождения классической эстетики или- тературной критики мы встречаем у писателя XVIII в. Ш. Баттё

    17
    .
    Баттё отталкивается от Аристотелевского принципа, что искусство есть подражание природе. Способность, с помощью которой художник отличает прекрасное в
    26
    природе, Баттё называет вкусом, который играет туже роль в искусстве, как разум – в науке. В своем различении хорошего от дурного, вкус, по мнению Баттё, ру- ководитсяследующими соображениями
    1) он, прежде всего, признает прекрасным то, что совершенно в самом себе, понимая под совершенством соединение единства с разнообразием
    2) он признает прекрасным все то, что интересно для нас, что возбуждает наш ум, трогает сердце и тесно связано с нашим совершенствованием. Всю область искусств Баттё делит на две группы искусства зрения (живопись, скульптура) и искусства слуха (музыка, поэзия. Поэзию он считает высшим родом искусства, потому что она может одновременно действовать на два чувства – зрение и слух. Весьма курьезно разделение поэзии на виды, по предметам ею изображаемым. Так как в природе, – говорит Батте, – существуют боги, короли, простые граждане, пастухи и животные, то и поэзия делится наследующие виды оперу, где действуют боги и мифологические существа вообще, трагедию, где действуют короли и герои, комедию, где фигурируют простые смертные, идиллию, где действуют пастухи, и басню, героями которой являются животные. В своих рассуждениях о драме Баттё выступает убежденным сторонником ложноклассической теории и настаивает на строгом соблюдении единств места и времени, не говоря уже о единстве действия. Эстетическая критика в Англии долго находилась под сильным влиянием французской. Корифеи французской ложноклассической критики – Буало, Боссю,
    Рапэн, а позднее Дюбо и Баттё, пользовались большим уважением в Англии сочинения их изучались, комментировались и переводились. Главным проводником французского вкуса в английскую литературу был
    27
    знаменитый поэт и критик второй половины XVII в, Д. Драйден
    18
    Но даже Драйден не был безусловным поклонником французской трагедии. В душе его происходила вечная борьба между требованиями теории и живым непосредственным чувством – и нередко последнее бывало победителем. Так, например, в своем Опыте о драматической поэзии («Essay on Dramatic Poetry»,
    1667), сравнивая французскую ложноклассическую трагедию со старинной английской драмой, он отдает преимущество последней и утверждает, что в самой неправильной пьесе Шекспира и Флетчера больше фантазии, возвышенности в концепции и драматического таланта, чем в любой французской трагедии. Увлекаясь гением Шекспира, он почти за столетие до
    Лессинга делает попытку примирить Шекспира с Аристотелем и доказывает, что в целомпроизведения Шек- спира удовлетворяют требованиям Поэтики Аристотеля. Знаменитый поэт и критик начала XVIII в.,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта