Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
Скачать 4.2 Mb.
|
нистическим (особенно в произведениях сентиментального направления) или вводить читателя в свой нереальный, условный круг. Оно зависит, как мы уже указывали выше, от художественного замысла автора, но оно может зависеть и от естественных, обычных для своей эпохи представлений о движении времени. Последнее особенно резко сказывается в памятниках античной и средневековых литератур. Здесь художественная воля автора как бы накладывается на неосознаваемый им материал представлений о времени, свойственных людям его эпохи. Так, например, в отличие от наших представлений о времени, располагающих будущее впереди нас, а прошлое позади, средневековые русские представления о времени называли прошлые события передними и располагали время не эгоцентрически (относительно нас, а в едином, каждый раз своем ряду – от их начала до настоящего, последнего времени. Проблема изображения времени в словесном произведении не является проблемой грамматики. Глаголы могут быть употреблены в настоящем времени, ночи- татель будет ясно осознавать, что речь идет о прошлом. Глаголы могут быть употреблены ив прошедшем времени, ив будущем, но изображаемое время окажется настоящим. Грамматическое время и время словесного произведения могут существенно расходиться. Время действия и время авторское и читательское создаются 73 совокупностью многих факторов среди них – грамматическим временем только отчасти. Расхождение грамматики с художественным замыслом при этом, конечно, только внешнее само по себе грамматическое время произведения входит часто в художественный замысел высшего ряда – в метахудожественную структуру произведения. Грамматика выступает как кусок смальты в общей мозаичной картине словесного произведения. Реальный цвет каждого куска этой смальты может быть совсем не тем, каким он кажется в картине в целом. Ме- тахудожественность этой грамматики видна только специалисту. Таким образом, изображаемое в словесном произведении время во всех его аспектах не может быть сведено к грамматике. Кроме того, грамматика не самый даже показательный фактор создания художественного времени. Функцию времени имеют все детали повествования. Течение времени, в частности, зависит оттого, насколько тесно, компактно изображаются события. Нет времени вне событий событий в самом широком понимании этого слова. Большое количество событий, совершившихся за короткое время, создает впечатление быстрого бега времени. Напротив, малое количество создает впечатление замедленности. Останавливают время описания (описания природы, в частности поэтому у писателя, стремившегося замедлять изображаемое время, у Тургенева, эта его черта органически связана сего склонностью к описаниям природы, а романисты, стремящиеся создавать быстрое течение времени, воздерживаются от статических описаний вообще (Достоевский. Во всех своих проявлениях время фактическое и время изображенное, сюжетное и авторское, читательское и исполнительское (в дальнейшем мы встретимся с ним в 74 фольклоре) оказываются явлениями стиля художественного произведения. Каждое литературное направление развивает свое отношение ко времени, делает свои открытия в области изображения времени. Разные типы времени характерны для различных литературных направлений. Сентиментализм развивал изображение авторского времени, близко стоящего к сюжетному. Натурализм пытался иногда останавливать изображаемое время, создавать «да- герротипы» действительности в физиологических очерках. Открытое время характерно для реализма XIX в. Свои особенности в изображении времени имеют отдельные жанры (одно настоящее время в лирике, другое – в очерке, в романе, характерны перерывы в сюжетном времени и т. д. В тесном соприкосновении с проблемой изображения времени находится и проблема изображения вневременного и вечного. Эта последняя проблема оказывается в литературе частью проблемы изображения времени вообще. Особенное значение проблема изображения вневременного имеет для средневековой литературы. Она занимает совершенно исключительное место в некоторых средневековых жанрах например, в торжественных словах а те или и ые праздни ив учительной литературе, в исторических сочинениях типа хронографов и т. п. Она диалектически противостоит натуралистическому изображению времени в летописи и некоторых других исторических сочинениях. В средневековой литературе вневременное является таким же элементом повес н н к твовательного творчества, как и время. Нельзя, однако, думать, что вневременное является исключительно принадлежностью средневековой 75 литературы. Вневременное присутствует в любом обобщении произведения новой литературы. Тип человека это обобщение нескольких людей, и поскольку тип обобщает нескольких людей, несколько явлений он в каком-то отношении преодолевает время, становится не только над единичным случаем, но и над точно фиксированным временем. Вот почему жанры литературы, ставящие себе целью художественное обобщение нравов, людей, определенных общественных явлений, так редко фиксируют точное календарное время происходящего. С чувством времени связано и чувство истории У одних писателей это чувство истории сильнее, у других слабее. Это сказывается не только в выборе исторических тем одними авторами ив отсутствии интереса к ним у других. Даже в подходе к пейзажу, к быту может выражаться то большее, то меньшее чувство истории. Если мы сравним с этой точки зрения таких русских писателей, как Чехов и Бунин, то заметим, что у Чехова почти отсутствует интерес к истории, в то время как у Бунина этот интерес поглощает его целиком. Для Бунина были полны историческими воспоминаниями даже русские реки, дороги, степь. Чувство истории – основное не только в таких исторических произведениях, как Остров сирен или Возвращаясь в Рим, но ив бытовом рассказе «Муравский шлях. Особенно усилилось чувство истории в произведениях Бунина в его эмигрантский период. Для Буни- на-эмигранта все, что происходило когда-то в России, ее быт, ее люди, – непросто прошлое, но и история. Пафос расстояния усилил пафос времени. Рассказ Подснежник прямо начинается со слов, характерных для его эмигрантских настроений Была когда-то Россия Россия для него невозвратна, она в прошлом, в 76 прошлом Москва, Орел, в прошлом русские люди Все, что относится к России, стало для него историей. Все, что было только что сказано о художественном времени, имело своею целью показать сложность проблемы времени в литературном произведении, наличие и важность разнообразных аспектов этой проблемы. Нельзя понять общих особенностей литературы нового времени, не изучая сравнительно литературы древней и новой. Все познается в сравнении. Литература сегодня пронизана ощущением изменяемости мира, ощущением времени. Это время имеет многообразные формы, и нет двух писателей, которые бы одинаково пользовались временем как художественным средством. Это завоевание многовекового развития литературы. Итак, как мы поняли, время в литературе это временной ряд в различных аспектах воплощения, функционирования и восприятия его в произведениях художественной литературы как явлении искусства. Искусство можно определить как средство коммуникации, вторичную моделирующую (семиотическая) систему (в терминологии Ю. М. Лотмана 33 – тартуской структурально-семиотической школы, использующую в качестве материала для обмена текстовой информацией между адресантом (создателем, творцом) и адресатом (потребителем текста) определенные коммуникативные структуры (вторичные языки, надстраиваемые над естественным языковым уровнем. В литературном произведении участвуют три субъекта – автор-творец, герой, читатель-реципиент, поэтому время и текст следует мыслить в следующей взаимной связи друг с другом реальное время создания (эпоха, дата, непосредственно длительность процесса, время функционирования 77 произведения искусства слова как материального объекта среди других объектов реальной действительности книга, рукопись, выдолбленная на камне надпись, берестяная грамота и пр, время его восприятия читателем. Но время, в котором находится произведение как вещь, не имеет ничего общего с изображенным в нем временем, ведь любой текст является, прежде всего, объектом эстетического восприятия. Непосредственно художественное время – время как четвертая координата художественного мира действительности героя (концептуальное время – объективированный фон художественных событий, моделирование внешней реальности в адекватных для реципиента формах) и действительности субъекта изображения ( перцептуальное время – постановка реально существующих объектов в иные системы отношений, элементы приобретают особенности, присущие в реальном мире объектам совершенно иной природы, например, пейзаж черты настроения, животные – черты разумности и свойства человеческого характера. В первом случае временная характеристика (фабульное время, время действия – историческое, биографическое, природное, соци- ально-бытовое, событийное (приключенческое) выступает как условие совершения многообразных действий ( поступки, реакции, душевные движения, жесты ими- мика). Фабульное время дается 1. датировкой момента действия, абсолютной когда просто указывается хронологический момент происходящего, например – в два часа дня 8 января 18** года или зимою) или относительной (указанием на одновременность событий, на их временное отношение через два года, указанием на временные промежутки, занимаемые событиями (разговор продолжался полчаса, путешествие длилось три месяца или косвенно прибыли вместо назначения на пятый день 78 2. созданием впечатления этой длительности когда по объему речей, или по нормальной длительности действий, или косвенно (косвенные признаки – состояние человека в связи с субъективным чувством времени в ситуации ожидания человек начнет нервно расхаживать, обрывать лепестки цветов, немузыкально забубнит повторяющийся мотивчик, создавая себе ощущение периодичности, по отношению времени к расстоянию (если есть необходимость отмерить промежуток времени при перемещении героя в пространстве (например, не успели они сделать и полста шагов, как до них долетело эхо ужасного вопля) мы определяем, сколько времени могло отнять излагаемое. Этой формой писатель пользуется весьма свободно, втискивая длиннейшие речи в краткие сроки, и, наоборот, растягивая краткие речи (даже мысли, если использует прием психологического анализа (внутренние монологи героев Л. Толстого) и быстрые действия на длительные промежутки времени. В действительности автора время – форма (способ) изображения героя и его жизни. Т. Манн 34 писал: долго совершенно невозможно рассказывать жизнь, как она когда-то рассказывала себя самое. Это привело бык бесконечности, поэтому необходимо художественное сжатие времени. Произведение эстетически- принудительно развертывается перед читателем в определенной последовательности, те. по определенным линиям, образующим схему произведения и при восприятии дающим некоторый определенный ритм. Произведение – запись ритма образов, осуществляемого во времени. Движением наблюдателя образ приобретает объемность (используем наглядный пример ПА. Флоренского: разворачивание целиком купы деревьев по мере хода поезда. Непрерывно текущее однородное время неспособно дать ритм. Пульсация, 79 сгущение, разрежение, замедление, ускорение. Линиям, образующим схему, надлежит пронизывать собою чередующиеся элементы покоя – созерцательные, безразличные ко времени и скачка – элементы движения, разделяющие два смежных элемента покоя и лишающие произведение непрерывности. Организация времени всегда достигается расчленением, те. прерывностью. Следовательно, художественное время – всегда преобразование реального времени, но нелинейное, что объясняется спецификой художественного образа и авторской концепцией (идеей, творчески синтезирующей субъективные и объективные начала, организующей предметный слой произведения, речь и композицию как целое. Сюжетное время, выполняя функцию ускорителя замедлителя хода повествования, характеризуется скоростью и последовательностью. Поэтическое время быстрее реального в повествовании, синхронно с ним в диалоге, замедленно по сравнению с ним в описании. Сюжетное время по-разному сориентировано относительно фабульного времени (закон хронологической несовместимости, временные сдвиги в повествовании. Художественное время по отношению к сюжету произведения может выполнять функцию прямого и преднамеренного воздействия на читательское восприятие (прием мистификации читателя с помощью художественного времени. Например, в Обманутом чародее Х.- Л. Борхеса 35 указание на точное время (настоятель монастыря под действием черной магии через каждые два года становится епископом и т.д. и через определенный промежуток времени получает папский сан) усыпляет бдительность читателя, затем одним ударом (в данном случае таким текстовым « ударом является приказ жарить куропатку) разрывает строгую хронологическую последовательность. Эффект строгая последовательность событий оказывается в глазах читателя более фантастической, чем внезапное перемещение вспять во времени. Добавим Классификация форм времени с учетом фольклорной и литературной традиции Фольклорное время (объективное « время, время окружения героя) – коллективное (измеряется событиями коллективной жизни, трудовое (измеряется фазам земледельческого труда, цикличное (рост ограничивается циклом. Ф. время не знает четкой дифференциации на настоящее, прошедшее и будущее (оно предполагает индивидуальность. Жизнь человека и жизнь природы воспринимается в едином комплексе, все элементы которого равнодостойны. Единое событие жизни раскрывается в различных своих сторонах и моментах солнце в земле, в потребленном продукте, его едят и пьют, но метафоричность в выражении понятий разного уровня отсутствует. Время в героическом эпосе – отгороженное от всех последующих времен, замкнутое и завершенное время национального предания, время памяти. Изображаемый мири реальная действительность певца и слушателей отделены эпической дистанцией. Абсолютное прошлое – ценностно-временная категория эпического мира. В нем локализуются такие категории, как идеал, справедливость, совершенство, гармония и под.(мифы о рае, о золотом веке, о древней правде в эпосе и античном романе. Историческая инверсия – изображение как уже бывшего в прошлом того, что на самом деле будет осуществлено только в будущем. Сила реальности – в категориях было и есть, категория будущего лишена реальной весомости. Чтобы наделить идеал реальностью, его мыслят как уже бывший в золотом веке, в настоящем – за тридевять 81 земель, за океаном, под землей, на небе и т.д., в эсхатологическом пространстве-времени – отнесено в горизонтальные и вертикальные потусторонние надстройки. Индивидуализация времени в процессе развития представлений человека о мире привела к тому, что события истории и частной жизни очутились в разных плоскостях. Хотя абстрактно время остается единым, сюжетно оно раздваивается. Сюжеты исторические стали специфически отличными от сюжетов частной жизни (любовь, брак, перекрещивающимися лишь в некоторых точках (война, брак короля, преступление, от этих точек расходясь все же в разных направлениях двойной сюжет – исторические события и жизнь исторического лица как частного человека. Пространство также, как и время, по воле автора может смещаться. Художественное пространство создается благодаря применению ракурса изображения это происходит в результате мысленного изменения места, откуда ведется наблюдение общий, мелкий план заменяется крупными наоборот. Если, например, взять стихотворение МЮ. Лермонтова Парус и рассмотреть его сточки зрения пространственных ощущений, то окажется, что далекое и близкое совместятся водной точке вначале парус видится на большом расстоянии, он даже слабо различим из-за тумана (вблизи туман не помешал бы. Белеет парус одинокий В тумане моря голубом Кстати, в первоначальном варианте об отдаленности наблюдаемого предмета было прямо сказано Белеет парус отдаленный) Далее постепенно план укрупняется, автор как бы приближается к парусу 82 Играют волны – ветер свищет И мачта гнется и скрыпит... В туманном отдалении трудно было бы различить детали парусника, и тем более увидеть, как гнется мачта, и услышать, как она скрипит. И, наконец, в конце стихотворения мы вместе с автором переместились на сам парусник, иначе не смогли бы увидеть, что было подними над ним Под ним струя светлей лазури Над ним луч солнца золотой Так заметно укрупняется изображение и усиливается в связи с этим детализация изображения. В художественном тексте пространственные понятия могут вообще преобразовываться в понятия иного плана. По МЮ. Лотману, художественное пространство это модель мира данного автора, выраженная на языке его пространственных представлений. Пространственные понятия в творческом, художественном контексте могут быть лишь внешним, словесным образом, но передавать иное содержание, не пространственное. Например, для Б. Пастернака горизонт – это и временное понятие (будущее, и эмоционально-оценочное (счастье, и мифологический путь на небо (тек творчеству. Горизонт – это то место, где земля сходится с небом, или небо сходит на землю, тогда поэт вдохновлен, он испытывает творческий восторг. Значит, это нереальный горизонт как пространственное понятие, а нечто иное, связанное с состоянием лирического героя, а в таком случае он может и сместиться и оказаться очень близко В грозу лиловы глаза и газоны И пахнет сырой резедой горизонт, – - пахнет, значит очень близко. 83 Пространство и время – основные формы бытия, жизни, именно как такие реальности они воссоздаются в текстах нехудожественных, в частности, в научных, а в художественных текстах они могут трансформироваться, переходить одно в другое. Российский поэт А. Вознесенский писал Какое несимметричное время Последние минуты – короче Последняя разлука – длиннее И далее Умирают – в пространстве Живут – во времени Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Таким образом, целостный анализ, око- тором иногда еще идет речь – это невозможное, да и ненужное явление. Достаточно проанализировать один из элементов текста, ив нем, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать композиция, система образов, деталь, вещный мир в целом, пейзаж, цветовое решение и т. д. до бесконечности. Но самым насыщенными понятным компонентом художественного текста художественное время и художественное пространство Можно рассматривать их отдельно, а можно в единстве, введя понятие |