Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
Скачать 4.2 Mb.
|
сообщение о предмете речи (репрезентация во-вторых, экспрессию (выражение эмоций говорящего в-третьих, апелляцию ( обращение говорящего к кому-либо, которое делает высказывание собственно действием. Эти три аспекта речевой деятельности взаимосвязаны и проявляют себя в различного типа высказываниях (в том числе, художественных) по-разному. В лирическом произведении организующим началом и доминантой 183 становится речевая экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную, собственно, действенную сторону речи, и слово предстает как своего рода поступок, совершаемый в определенный момент развертывания событий. Эпос тоже широко опирается на апеллятивные начала речи (поскольку в состав произведений входят высказывания героев, знаменующие их действия. Но доминируют в этом литературном роде сообщения о чем-то внешнем говорящему. С этими свойствами речевой ткани лирики, драмы и эпоса органически связаны (и именно ими предопределены) также иные свойства родов литературы способы пространственно-временной организации произведений своеобразие явленности в них человека формы присутствия автора характер обращенности текста к читателю. Каждый из родов литературы, говоря иначе, обладает особым, только ему присущим комплексом свойств. Деление литературы народы не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. В обиходной речи лирические произведения нередко отождествляются с поэзией, а эпические – с прозой. Подобное словоупотребление неточно. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические (стихотворные, таки прозаические (нестихотворные) произведения. Эпос на ранних этапах искусства был чаще всего стихотворным эпопеи античности, французские песни о подвигах, русские былины и исторические песни и т.п.). Эпические в своей родовой основе произведения, написанные стихами, нередки ив литературе Нового времени (Дон Жуан» Дж. Байрона, Евгений Онегин» АС Пушкина, Кому на Руси жить хорошо НА. Некрасова). В драматическом роде литературы также применяются как стихи, таки проза, порой соединяемые водном и том же произведении (многие пьесы У. Шекспира). Да и 184 лирика, по преимуществу стихотворная, иногда бывает прозаической (вспомним тургеневские Стихотворения в прозе. В теории литературных родов возникают и более серьезные терминологические проблемы. Слова эпическое (эпичность, драматическое (драматизм, лирическое (лиризм) обозначают не только родовые особенности произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства. Эпичностью называют ве- личественно-спокойное, неторопливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости широту взгляда на мири его приятие как некоей целостности. В связи с этим нередко говорят об эпическом миросозерцании, художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведений Война и мир Л. Н. Толстого. Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах – не только в эпических (повествовательных) произведениях, но ив драме (Борис Годунов» А. С. Пушкина) и лирике (цикл На поле Куликовом» А. А. Блока. Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И, наконец, лиризм – это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рассказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутствовать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Л. Н. Толстого Анна Каренина», стихотворение МИ. Цветаевой Тоска по родине. Лиризмом проникнуты роман И. С. Тургенева Дворянское гнездо, пьесы А. П. Чехова Три сестры и Вишневый сад, рассказы и повести И. А. Бунина. Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно- жесткой привязанности к эпичности, лиризму и 185 драматизму как типам эмоционально-смыслового звучания произведений. Оригинальный опыт разграничения этих двух рядов понятий (эпос – эпическое и т.д.) в середине XX века предпринял немецкий ученый Э. Штайгер. В своей работе Основные понятия поэтики он охарактеризовал эпическое, лирическое, драматическое как явления стиля (типы тональности – Tonart), связав их (соответственно) с такими понятиями, как представление, воспоминание, напряжение. И утверждал, что каждое литературное произведение (независимо оттого, имеет ли оно внешнюю форму эпоса, лирики или драмы) соединяет в себе эти три начала Яне уясню лирического и драматического, если буду их связывать с лирикой и драмой. 186 11. Понятие и категория жанра Под жанром сегодняпонимают некие содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Часто термины вид и жанр употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений. ММ. Бахтин образно определил жанр как память искусства и утверждал, что в жанрах (литературных и речевых) на протяжении веков их жизни накапливаются формы видения и осмысления определенных сторон мира. Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств. Многие литературные жанры имеют истоки и корни в фольклоре. Вновь возникшие в собственно литературном опыте жанры являют собою плод совокупной деятельности начинателей и продолжателей. Такова, например, сформировавшаяся в эпоху романтизма лироэпическая поэма. В ее упрочении сыграли весьма ответственную роль не только Дж. Байрон, АС. Пушкин, МЮ. Лермонтов, но и их гораздо менее авторитетные и влиятельные современники. По словам В. М. Жирмунского 188 , исследовавшего этот жанр, от больших поэтов исходят творческие импульсы, которые позже другими, второстепенными претворяются в литературную традицию Индивидуальные признаки великого произведения превращаются 187 в признаки жанровые. Жанры можно назвать индивидуальностями культурно-историческими. Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы, упорно сопротивляются им. Прежде всего, потому, что их очень много в каждой художественной культуре жанры специфичны (например, хокку, танка, газель в литературах стран Востока. К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С. Михалкова басня другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья. Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными. Картина усложняется еще и потому, что одними тем же словом нередко обозначаются жанровые явления совершенно различные. Так, древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером – элегическим дистихом (сочетание гекзаметра с пентаметром) и исполнявшееся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник – поэт Каллин) VII до н.э.) был присущ весьма широкий круг теми мотивов прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение. Позже (у античных римских поэтов Катулла, Проперция, Овидия) элегия стала жанром, сосредоточенным, прежде всего, на любовной теме. А в Новое время (в основном – вторая половина XVIII – начало XIX в) элегический жанр благодаря английскому поэту Т. Грею и В. А Жуковскому стал определяться настроением печали и грусти, сожаления и меланхолии. Вместе стем, ив эту пору 188 продолжала жить элегическая традиция, восходящая к античности. Так, в написанных элегическим дистихом Римских элегиях Гете воспеты радости любви, плотские наслаждения, эпикурейская веселость. Та же атмосфера в элегиях французского поэта Парни, повлиявших на КН. Батюшкова и молодого Пушкина. Слово элегия, как видно, обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпохи культур обладают различными признаками. Что представляет собой элегия как таковая ив чем ее уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии вообще как жанра лирической поэзии (это мало что говорящая дефиниция. Подобный характер имеют и многие иные жанровые обозначения (поэма, роман, сатира и т.п.). ЮН. Тынянов 189 справедливо утверждал, что самые признаки жанра эволюционируют. Он, в частности, отметил то, что называли одою в е годы XIX века или, наконец, Фет, называлось одою не по тем признакам, что вовремя Ломоносова. Существующие жанровые обозначения фиксируют различные стороны произведений. Так, слово трагедия констатирует причастность данной группы драматических произведений определенному эмоционально- смысловому настрою (пафосу слово повесть говорит о принадлежности произведений эпическому роду литературы и о среднем объеме текста (меньшем, чему романов, и большем, чему новелл и рассказов сонет является лирическим жанром, который характеризуется, прежде всего, строго определенным объемом (14 стихов) и специфической системой рифм слово сказка указывает, во-первых, на повествовательность и, во- вторых, на активность вымысла и присутствие фантастики. Итак далее. Б. В. Томашевский 190 замечал, что, будучи многоразличными, жанровые признаки не 189 дают возможности логической классификации жанров по одному какому-нибудь основанию. К тому же, авторы нередко обозначают жанр своих произведений произвольно, вне соответствия привычному словоупотреблению. Так, Н. В. Гоголь назвал Мертвые души поэмой Дому дороги АТ. Твардовского имеет подзаголовок лирическая хроника, Василий Тер- кин»– книга про бойца. Ориентироваться в процессах эволюции жанров и нескончаемом разнобое жанровых обозначений теоретикам литературы, естественно, непросто. Установление систем жанровых типологий будет всегда сохранять опасность субъективизма и случайности. Теория литературы неоднократно намечала, а в ка- кой-то мере и осуществляла разработку понятия литературный жанр не только в аспекте конкретном, исто- рико-литературном исследования отдельных жанровых образований, но и собственно теоретическом. Опыты систематизации жанров в перспективе надэпохальной и всемирной предпринимались как в отечественной, таки в зарубежной теории литературы. Традиционные представления о жанрах, сложившиеся в процессе развития художественной словесности, будут следующими А) Эпические жанры - героическая народная песня. - поэма - повести, рассказы (новеллы, очерки) – сатирические, бытовые сказки, басни Б) Драматические жанры - трагедия (конфликт внутри) - драма (конфликт извне) - комедия (водевиль) В) Лирические жанры - ода (восторженные чувства к значащему предмету) 190 - сатира (негодование) - элегия (грусть) - эпиграмма, эпитафия, мадригал (малые формы) + Лироэпические жанры - басня (и сатира и сказка) - баллада (сюжетное произведение, повесть, пронизанная лиризмом) Принципы классификации а) Различные виды (родовые формы устойчиво- формальные и композиционно-стилистические. Б) Проблематика нравоописательная, романтическая и героическая. Рассмотрение жанров непредставимо без обращения к организации, структуре, форме литературных произведений. Об этом настойчиво говорили теоретики формальной школы. Так, Б. В. Томашевский назвал жанры специфическими группировками приемов, которые сочетаемы друг с другом, обладают устойчивостью и зависят от обстановки возникновения, назначения и условий восприятия произведений, от подражания старым произведениями возникающей отсюда литературной традиции. Признаки жанра ученый характеризует как доминирующие в произведении и определяющие его организацию. Наследуя традиции формальной школы, а вместе стем и пересматривая некоторые ее положения, ученые обратили пристальное внимание на смысловую сторону жанров, оперируя терминами жанровая сущность и жанровое содержание. Пальма первенства здесь принадлежит ММ. Бахтину, который говорил, что жанровая форма неразрывными узами связана с тематикой произведений и чертами миросозерцания их авторов В жанрах на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира. Жанр составляет значимую 191 конструкцию Художник слова должен научиться видеть действительность глазами жанра. Каждый жанр есть сложная система средств и способов понимающего овладевания» действительностью. Подчеркивая, что жанровые свойства произведений составляют нерасторжимое единство, Бахтин вместе стем разграничивал формальный (структурный) и собственно содержательный аспекты жанра. Он отмечал, что такие укорененные в античности жанровые наименования, как эпопея, трагедия, идиллия, характеризовавшие структуру произведений, позже, в применении к литературе Нового времени, употребляются как обозначение жанровой сущности. В годы XX века Г. Н. Поспелов 191 предпринял оригинальный опыт систематизации жанровых явлений. Он разграничил жанровые формы внешние замкнутое композиционно-стилистическое целое) и внутренние (специфически жанровое содержание как принцип образного мышления и познавательной трактовки характеров. Расценив внешние (композиционно-стилистические) жанровые формы как содержательно нейтральные в этом поспеловская концепция жанров, что неоднократно отмечалось, одностороння и уязвима, ученый сосредоточился на внутренней стороне жанров. Если произведения национально-истори- ческого жанрового содержания (имеются ввиду эпопеи, былины, оды, – писал Г. Н. Поспелов, – познают жизнь в аспекте становления национальных обществ, если произведения романические осмысляют становление отдельных характеров в частных отношениях, то произведения этологического жанрового содержания раскрывают состояние национального общества или какой-то его части. (Этологические, или нравоописательные, жанры – это произведения типа Путешествия из Петербурга в Москву АН. Радищева, Кому на Руси жить хорошо НА. Некрасова, а также сатиры, идиллии, утопии и антиутопии). Наряду стремя названными жанровыми группами ученый выделял еще одну мифологическую, содержащую народные образно-фантастические объяснения происхожде- ния тех или иных явлений природы и культуры. Эти жанры он относил только к «предыскусству» исторически ранних, языческих обществ, полагая, что мифологическая группа жанров, при переходе народов на более высокие ступени общественной жизни, не получила своего дальнейшего развития. Характеристика жанровых групп, которая дана Г. Н. Поспеловым, обладает достоинством четкой системности. Вместе стем она неполна. Ныне, когда соте- чественного литературоведения снят запрет на обсуждение религиозно-философской проблематики искусства, к сказанному ученым нетрудно добавить, что существует и является глубоко значимой группа литературно-художественных (а не только архаи- ко-мифологических) жанров, где человек соотносится не столько с жизнью общества, сколько с космическими началами, универсальными законами миропорядка и высшими силами бытия. Такова притча, которая восходит к эпохам Ветхого и Нового заветов и с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной премудрости религиозного или моралистического порядка. Таково житие, ставшее едва лине ведущим жанром в христианском средневековье здесь герой приобщен к идеалу правед- ничества и святости или, по крайней мере, к нему устремлен. Назовем и мистерию, тоже сформировавшуюся в средние века, а также религиозно-философскую лирику, у истоков которой – библейские Псалмы. Названные 193 жанры, не укладывающиеся в какие-либо социологические построения, правомерно определить как онтологические (воспользовавшись термином философии онтология – учение о бытии. Данной группе жанров причастны и произведения карна- вально-смехового характера, в частности комедии в них, как показал ММ. Бахтин, герой и окружающая его реальность соотнесены с бытийными универсалиями. У истоков жанров, которые мы назвали онтологическими мифологическая архаика, и прежде всего – мифы о сотворении мира, именуемые этиологическими (или космологическими. Онтологический аспект жанров выдвигается напер- вый план в ряде зарубежных теорий XX в. Жанры при этом рассматриваются прежде всего как определенным образом описывающие бытие как целое. Говоря словами американского ученого К. Берка, это системы приятия или неприятия мира. В этом ряду теорий наиболее известна концепция Фрая, заявленная в его книге Анатомия критики (1957). Жанровая форма, говорится в ней, порождается мифами о временах года и соответствующими им ритуалами. Содержательная (смысловая) основа литературных жанров привлекает к себе самое пристальное внимание ученых XX и XXI веков. И осмысливается она по- разному. Вообще литературные жанры (помимо содержательных, сущностных качеств) обладают структурными, формальными свойствами, имеющими разную меру определенности. На более ранних этапах (до эпохи классицизма включительно) на первый план выдвигались и осознавались как доминирующие именно формальные аспекты жанров. Жанрообразующими началами становились и стиховые размеры (метры, и 194 строфическая организация (твердые формы, каких нередко именуют, и ориентация нате или иные речевые конструкции, и принципы построения. За каждым жанром были строго закреплены комплексы художественных средств. Жесткие предписания относительно предмета изображения, построения произведения и его речевой ткани оттесняли на периферию и даже нивелировали индивидуально-авторскую инициативу. Законы жанра властно подчиняли себе творческую волю писателей. Древнерусские жанры, – писал Д. С. Лихачев, – в гораздо большей степени связаны с определенными типами стиля, чем жанры нового времени. Нас поэтому не удивят выражения житийный стиль, «хронографический стиль, летописный стиль, хотя, конечно, в пределах каждого жанра могут быть отмечены индивидуальные отклонения. Средневековое искусство, по словам ученого, стремится выразить коллективное отношение к изображаемому. Отсюда многое в нем зависит не от творца произведения, а от жанра, к которому это произведение принадлежит. Каждый жанр имеет свой строго выработанный традиционный образ автора, писателя, исполнителя. Традиционные жанры, будучи строго формализованы, существуют отдельно друг от друга, порознь. Границы между ними достаточно четки. Первоначально, как мы понимаем, жанровые нормы формировались стихийно, на почве обрядов сих ритуалами и традиций народной культуры. Ив фольклоре, ив архаической литературе жанровые структуры еще неотделимы от внелитературных ситуаций, законы непосредственно сливаются с правилами ритуального и житейского приличия. Позже некоторые жанровые положения были (в учениях о поэзии Аристотеля и Горация, Скалигера и Буало). Здесь они обрели максимальную упорядоченность. Регламентация жанров, вершимая эстетической мыслью, достигла высшей точки в эпоху классицизма. 195 Н. Буало в своем трактате Поэтическое искусство сформулировал для основных групп литературных произведений весьма жесткие правила. Он, в частности, провозгласил принцип трех единств (места, времени, действия) как необходимый в драматических произведениях Резко разграничивая трагедию и комедию, Буало писал Уныния и слез смешное вечный враг. С ним тон трагический несовместим никак, Но унизительно комедии серьезной Толпу увеселять остротою скабрезной. В комедии нельзя разнузданно шутить, Нельзя запутывать живой интриги нить, Нельзя от замысла неловко отвлекаться И мыслью в пустоте все время растекаться. В эпохи нормативных поэтик (от античности до XVII–XVIII вв.) наряду с жанрами, которые рекомендовались и регламентировались, существовали и жанры, не получавшие теоретического обоснования, но тоже обладавшие устойчивыми структурными свойствами. Таковы сказки, басни, новеллы и подобные последним смеховые сценические произведения, а также многие традиционные лирические жанры (включая фольклорные « Деканонизация» жанровых структур дала о себе знать уже в XVIII в. Свидетельства тому – произведения Ж. Ж. Руссо и Л. Стерна. Романизация литературы последних двух столетий знаменовала ее выход за рамки жанровых канонов и одновременно – стирание былых границ между жанрами. В XIX–XX вв. жанровые категории теряют четкие очертания, модели жанров в большинстве своем распадаются. Это, как правило, уже не изолированные друг от друга явления, обладающие ярко выраженным набором свойства группы произведений, в которых с большей или меньшей отчетливостью просматриваются те или иные формальные и содержательные предпочтения и акценты. Литература последних столетий (в особенности XX и уже XXI в) побуждает говорить о наличии в ее составе произведений, лишенных жанровой определенности, каковы многие драматические произведения с нейтральным подзаголовком пьеса, художественная проза эссеистского характера, а также многочисленные лирические стихотворения, не укладывающиеся в рамки ка- ких-либо жанровых классификаций. Вместе стем обладающие устойчивостью жанровые структуры не утратили своего значения нив пору романтизма, нив последующие эпохи. Продолжали и продолжают существовать традиционные, имеющие многовековую историю жанры сих формальными ( композиционно-речевыми) особенностями (ода, басня, сказка. Голоса давно существующих жанров и голос писателя как творческой индивидуальности каждый раз как-то по-новому сливаются воедино в произведениях АС. Пушкина. В стихотворениях эпикурейского звучания (анакреонтическая поэзия) автор подобен Анак- реону, Парни, раннему КН. Батюшкову, а вместе стем весьма ярко проявляет себя (вспомним Играй, Адель, не знай печали или От меня вечор Леила...»). Как создатель торжественной оды Я памятник себе воздвиг нерукотворный поэт, уподобляя себя Горацию и ГР. Державину, отдавая дань их художнической манере, в тоже время выражает собственное credo, совершенно уникальное. Пушкинские сказки, самобытные и неповторимые, в тоже время органически причастны традициям этого жанра, как фольклорным, таки литературным. Вряд ли человек, впервые знакомящийся с названными творениями, сможет ощутить, что они принадлежат одному автору в каждом из поэтических 197 жанров великий поэт проявляет себя совершенно по- новому, оказываясь непохожим сам на себя. Таков не только Пушкин. Разительно не сходны между собой лироэпические поэмы МЮ. Лермонтова в традиции романтизма (Мцыри, Демон) сего народнопоэтиче- ской Песней про купца Калашникова». Структурной устойчивостью обладают и вновь возникшие в XIX–XX вв. жанровые образования. Так, несомненно наличие определенного формально- содержательного комплекса в лирической поэзии символистов (тяготение к универсалиями особого рода лексике, семантическая усложненность речи, апофеоз таинственности и т.п.). Неоспоримо наличие структурной и концептуальной общности в романах французских писателей х годов (М. Бюгор, А. Роб- Грийе, Н. Саррот и др, в творчестве сербских, словацких, хорватских писателей (Г. Петрович, М. Кундера, М. Павич и др. Соотношения между динамизмом и стабильностью в существовании жанров от поколения к поколению, от эпохи к эпохе нуждаются в обсуждении крайне осторожном, свободном от крайностей. Наряду с жанровыми конфронтациями в составе литературной жизни принципиально значимы и жанровые традиции. Жанры составляют важнейшее связующее звено между писателями разных эпох, без которого развитие литературы непредставимо. По словам С. С. Аверин- цева 192 , фон, на котором можно рассматривать силуэт писателя, всегда двусоставен: любой писатель – современник своих современников, товарищей по эпохе, но также продолжатель своих предшественников, товарищей по жанру. ММ. Бахтин писал Литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, вековечные тенденции развития литературы. В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы архаики. Правда, эта. архаика сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, так сказать, осовременению... Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы ив каждом индивидуальном произведении данного жанра. Поэтому и архаика, сохраняющаяся в жанре, не мертвая, а вечно живая, то есть способная обновляться. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития. Чем выше и сложнее развился жанр, тем он лучше и полнее помнит свое прошлое Получается, что жанры осуществляют начало преемственности и стабильности в литературном развитии. При этом в процессе эволюции литературы уже существующие жанровые образования неминуемо обновляются, а также возникают и упрочиваются новые меняются соотношения между жанрами и характер взаимодействия между ними. 199 |