Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. чтобы главное действие не оттеснялось параллельными действиями и эпизодами (единство действия

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница11 из 47
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   47
    эстети-
    ческий
    классицизм Гете и Шиллера, образующий особый художественный синтез. Характерными признаками классицизма являются ориентация на античность, рационалистическое построение отвлеченных и обобщенных идей и образов, приведение их в логическую систему, подчинение литературы строгим правилам композиции, трактовка событий вне определенной исторической среды и обрисовка характеров вне их индивидуализации. На первом плане система, дисциплина, логика. Требуется ясность, точность, определенность не допускается ни скачков, ни перерывов, ни субъективных прихотей общие понятия должны логически связываться, идеи должны мерно следовать одна за другой, мысль спокойно и методически должна развиваться в стройных периодах. В поэзии воссоздается некий абстрактно-

    логический мир вне времени и пространства, в котором действуют или, рассуждают отвлеченные
    143
    фигуры, не принадлежащие никакой эпохе и никакой обстановке. Ориентация на античность, определившая самое название классицизма, характеризует торговую буржуазию в период ее восхождения. В эту эпоху делаются заимствования из античной римской и греческой древности. Все, как в эпоху Возрождения Литература совершает свое восшествие в костюме ив маске, заимствованных из того давно угасшего мира. В эпоху Возрождения впервые возобновляются античные жанры, прежде всего в Италии XV в, где возрождается комедия по образцу Плавта
    125
    и Терен- ция
    126
    , трагедия – по образцам греческих и римских трагиков, пиндаровская ода, латинская эклога, героическая эпопея и т. п. Классицизм продолжает черпать из того же античного источника. Но заимствуемый материал каждый раз различен, как различны и способы его использования и обработки. Это означает, что возрожденные античные жанры и образы живут не самодовлеющей жизнью, а лишь как выразители мировоззрения. Французский классицизм XVII в. ориентируется и на античность, и на итальянскую литературу Ренессанса. Так, например, Мольер черпает не только у Плавта Скупой, но и у его итальянских подражателей. Классицизм конца XVIII века заимствует у античности образы республиканцев-революционеров и делает их носителями решительной борьбы с абсолютизмом во имя политической свободы. Эстетический классицизм Гете и Шиллера устанавливает вслед за искусствоведом Винкельманом
    129
    культ античной красоты и преклоняется перед Элладой и перед греческим искусством (скульптурой) в поисках эстетического царства свободы. Развитие промышленности в XIX в. прерывает ориентацию на античность как метод художественного творчества целого класса. Перенесение действия в античный мирили в иные отдаленные эпохи помогало классицистам создавать некую идеальную даль, служившую средством для изложения обобщенных и отвлеченных идей. Единичные факты, также как и отдельное индивидуальное я поэта, поглощаются в обобщении, что составляет одну из характерных черт классицизма (в отличие от позднейшего романтизма.
    Поэт-классик говорит не от своего лица, а излагает в образах отвлеченные суждения. Так, Корнель излагал идею подчинения человека государству, а Поп раскрывал в своих поэмах принципы философского оптимизма (Опыт о человеке, против которых восстает сам Вольтер. Из этого устремления к общему вытекает трактовка событий вне определенной исторической среды («внеисторич- ность») и раскрытие типизированных характеров вне их индивидуализации. Обобщенный образ такого героя становится выразителем общих суждений-
    сентенций. Герои рассуждают с логической правильностью, подчиняют страсти повелению разума и нередко приближаются в изложении общих суждений к типу ораторской речи, как, например, в трагедиях Кор- неля и Вольтера. Эти черты классицизма теснейшим образом связаны с философским рационализмом эпохи, в частности, с рационализмом Декарта, определяющим теорию и практику французского классицизма. На основе рационализма вырастает их устремление к изображению универсального, господство разума над страстями, подвергающимися углубленному анализу, но подчиняющимися требованиям самообладания и тем общим логическим принципам, которые выдвигаются как руководящие. Рационалистические предпосылки классицистов находят выражение как в художественной практике, таки в тех правилах поэтического творчества, которые выставлялись в качестве непреложных канонов подлинной поэзии. В драматической литературе эти правила велик формулировке законов о единстве времени, места и действия, в области повествования – к требованию строгой эпической композиции, не допускавшей лирического беспорядка, в поэзии – к четко установленным законам стихосложения, как напр. к александрийскому стиху (двенадцатисложному) с обязательными ударениями нашестом и двенадцатом слогах и с обязательным расположением двух мужских и женских рифм, причем цезура устанавливалась после шестого слога (передвижение ее у романтиков вызвало резкий отпор со стороны классиков. Закон о трех единствах» требовал от драматурга

    1. чтобы главное действие не оттеснялось параллельными действиями и эпизодами (единство действия,
    2. чтобы действие протекало в пределах одних суток (единство времени, 3. чтобы место действия не менялось (единство места. Впервые эти правила формулируются в итальянском классицизме, примыкая к теоретическим выкладкам Поэтики Аристотеля,
    устанавли авшего для трагедии единое ействие и отклонявшего введение эпизодов. Итальянец
    Триссино трагедия
    «
    Софонизба», 1515), истолковывая Аристотеля, приходит к установлению правила об одних сутках, а поэтика
    Скалигера (1561) закрепляет все три единств
    в
    д
    а как соответствующие требованию правдоподобия. Французские теоретики доказывают необходимость применения этих правил на практике, защищая единства как неоспоримое требование разума. Корнель
    146
    Рассуждение о трех единствах», 1666) расширяет понимание «единств», стремясь только к наименьшему протяжению действия, но зато усиливая устремление к правдоподобию. Это приспособление к Аристотелю удерживается вплоть до Вольтера и подвергается потом критике Лессинга. Установление правил французского классицизма протекает в момент перегруппировки французского общества, когда Ришелье
    131
    укрепляет абсолютную власть, как орудие подымающейся торговой буржуазии, одновременно группируя вокруг себя поэтов и теоретиков нового классического направления. Формирование новых поэтических правил идет рука об руку с отмежеванием от фантастического строя мышления феодально-средневекового дворянства, усмиряемого в войнах фронды и, с другой стороны, – от мелкой буржуазии. В отличие от барочных трагикомедий предшествовавшего периода драма французского классицизма перестает изображать сами события и переходит к детальному анализу страстей, погружается в истолкование мотивов того или иного поступка, уделяет особое внимание любовным чувствами их борьбе с чувством долга и чести. Она удовлетворяет интеллект, разум и отвергает зрелище для глаз и для фантазии. В области театральной это влечет за собой крайнее упрощение сценического оформления и сведение его к двум типам – к декорации нейтрального дворцового зала (для трагедий) и уличной площади для комедий. Рационалистическая трактовка искусства и его регламентация, выражающая в художественном творчестве практику общественную (регламентация всей экономической жизни Франции XVII в. абсолютной властью короля, закрепляются в ряде теоретических положений Буало (Поэтическое искусство, 1674), оказывающих громадное влияние на литературу в эпоху господства классицизма, в частности на немецкий классицизм, возглавляемый Готтшедом
    132
    , который преобразовывает немецкую драму по образцу французского классицизма, уничтожая зрелищные элементы барочных трагикомедий во имя логической ясности и правдоподобия. Ориентация на античность и рационализм французского классицизма дополняется еще чертами натурализма, особенно ярко проявляющимися в творчестве
    Буало и Мольера. В комедиях Мольера воспроизводятся бытовые черты городского буржуа (Школа жен,
    «
    Тартюф», Мещанин во дворянстве и др, подвергается осмеянию всякое отступление от природы и от здравого смысла, равно как и безудержное тяготение буржуа к дворянству. Вместе стем Мольер делает резкие выпады против духовенства («Тартюф»), против феодального дворянства, обессиленного развитием абсолютизма («Дон-Жуан»), против верхушки светского общества и его салонов (Смешные жеманницы. У
    Мольера, кроме того, следует отметить, наблюдается формирование противоречивых жанров – с одной стороны, комедий-балетов, примыкающих к придворно- аристократическим увеселениям монархического двора, с другой – комедии характеров (в Мизантропе, наиболее близко подступающей к типу буржуазной драмы. Борьба, разгоревшаяся вокруг «Тартюфа», сначала запрещенного, а затем разрешенного к представлению королем, является показателем той борьбы, которая велась вокруг и внутри театра в процессе сближений и расхождения буржуазии с абсолютной властью в пределах абсолютистского строя. Известное положение
    Буало: изучайте двор и знакомьтесь с городом намечает временную стабилизацию противоречий, ноне означает прекращения их борьбы. Те же изменения в
    148
    классовых соотношениях определяют и различие в построении трагедии у Корнеля и у Расина. Развиваясь внутри абсолютистского строя, творчество этих писателей относится к разным эпохам его становления мужественные герои Корнеля вырастают в начальный период, когда борьба с феодалами еще не закончена, а женственные образы Расина сих раскрытием нежной страсти формируются в поздний период, когда героическая пора гражданственности миновала и сменилась галантным поклонением женщине в аристократическом кругу. Преобладание подобных тенденций внутри аристократического классицизма явственно намечается у Вольтера. Героическая поэма превращается у Вольте- ра в циничную сатиру на церковь, христианство иду- ховенство (Орлеанская девственница, а трагедия оборачивается против абсолютизма (Брут, Смерть Цезаря) или против церкви (Магомет) и т. п. Эти оппозиционные тенденции полностью раскрываются в эпоху французской революции, когда республиканская Франция вдохновляется речами древнеримских ораторов и искусством республиканского Рима. Волевые моменты здесь преобладают над эмоционально- чувственными, а сурово-героическое содержание и патетический драматизм перекликаются с классицизмом
    Корнеля, воспринимаемого в новом аспекте, когда его римские трагедии ставятся в ознаменование торжества революции и идут с громадным успехом. Русский классицизм XVIII в. возник под влиянием социально-экономических причин, сходных с теми, которые обусловили появление классицизма на Западе. Внедрение в экономику Московской Руси торгового капитала гнало Россию в Европу, требовало превращения восточной деспотии в монархию европейского типа – московского царства в Российскую империю преобразовательная деятельность Петра I и Екатерины. Европеизация государственного строя влекла за собой европеизацию всех сторон культурной жизни, в том числе и литературы. Вторичность русского экономического и культурного развития способствовала большей стремительности в прохождении Россией стадий европейской культуры. Этим объясняется стилевая пестрота русского классицизма, сосуществование в пределах одного стиля элементов различных во времени европейских стилевых культур – ренессанса, барокко, рококо. Самую большую роль в создании стиля русского классицизма сыграла поэтика французского классицизма XVII в, влиявшая или самостоятельно или через посредство других, ранее усвоивших ее европейских литератур. Так, классицизм Ломоносова – копия с копии он оформился под влиянием немецкой поэтики Готтшеда, в свою очередь целиком обязанной поэтике Буало. Подражательный, в основном, характер русского классицизма не исключал влияния на него целого ряда особенностей, свойственных специфически русской действительности и сообщавших ему местную окраску. В создании французского классицизма, наряду с высшим дворянством, видное участие принимала аристократизирующаяся буржуазия. В русском же классицизме буржуазия, не подпускаемая к управлению страной дворянством, голоса не имела стиль русского классицизма выражал психоидеологию именно этого высшего дворянства, учитывавшего потребности развития страны, – создавался в его интересах сначала специально вербовавшимися для этого выходцами из других социальных слоев (попович Тредьяковский, выходец и крестьянства Ломоносов и др, позднее – творческими усилиями самого з
    класса (деятельность
    Сумарокова, Державина, Фонвизина и др.
    150
    Зачатки русского классицизма – воздействие античных авторов, элементы античной мифологии и античной поэтики – содержатся уже в виршах XVII в. (Си- меон Полоцкий
    133
    и др) и школьных драмах, складывавшихся под непосредственным влиянием проникавшей из Польши иезуитской драмы. Впервые классический стиль проявляется на русской почве в сатирах Кантемира
    134
    (30- е гг. XVIII в, оформляется в теории и практике Тредьяковского и Ломоносова (е и е гг.), достигает полного развития в разнообразнейшей литературной деятельности Сумарокова и его школы (е и е гг.), догорая в конце века пышными закатными огнями державинского творчества. В творчестве Хераскова
    135
    (
    помимо
    «
    Россиады»), стиль теряет свою первоначальную ортодоксальность и чистоту. Перекидывающаяся в пределы пушкинской эпохи, захватывающая первую четверть XIX в. теоретическая деятельность Шишкова
    136
    и предводимой им эпигонской Беседы любителей русского слова, равно как деятельность младших архаистов (Грибоедова,
    Катенина
    137
    ,
    Кюхельбекера
    138
    ), является оппозицией новым стилевым образованиям (сентиментализм, романтизм, попыткой воскресить отжившие формы классического стиля. Так называемый неоклассицизм
    Батюшкова
    139
    не только не имеет ничего общего с классическим стилем XVIII в, но и прямо ему враждебен, вырастая на совершенно иной социальной основе. В эпоху классицизма литература строится на том же принципе правительственного ободрения, покровительства, характерного для направления всей жизни того времени. Писатели призываются на службу хозяевам страны – высшему «правительному» слою монарху и его окружению, – стем, чтобы средствами литературы, дающими возможность оборачивать полезное приятным (одно из основных требований поэтики классицизма, служить государственной пользе, помогать осуществлению организационно- политических задач империи и ее гегемона – высшего дворянства. Разумеется, поэты-классики удовлетворяли этим требованиям не столько в порядке подчинения внешнему заказу власти, сколько, как правило, в порядке выражения своей идеологии. Это сообщало основным явлениям классической литературы прикладной, дидактический, в широком смысле этого слова, характер. Этим определялся и жанровый состав классического стиля. Сказки никакого учения добрых нравов и политики не содержат. но только разве своим нескладным плетением на смех приводят, как сказка о Бо- ве и великая часть французских романов, – пишет Ломоносов. В противовес бесполезным жанрам сказки и романа в первую жанровую линию классического стиля выдвигаются торжественная ода, героическая поэма, трагедия, высокая комедия, сатира Основная функция торжественной оды – возвеличивать и прославлять земных богов государственную власть и ее носителей. Источниками оды являются величайший «пиитический восторг (Ломоносов, радость, удивление и благодарность картины, рисуемые огненной кистью одописца, должны быть величественны или ужасны (
    Державин). Ударить в чувство – заразить эмоциями восторженного удивления перед державным величием и его делами (создание могучей империи, насаждение промышленности, просвещения и т.п.), ужаса перед его карающей десницей – прямое назначение торжественной оды. Это складывает ее стиль, основными чертами которого является высокопарность (в языковом сознании XVIII в. это слово совершенно лишено своего позднейшего отрицательного значения, грандиозная сложность композиции, гиперболизм образов, «гремяща лира – громи блеск
    152
    слов, витийственная, ораторская патетика Поэзия – другой род краснословия, токмо сама элоквенция, в другую одежду наряженная, другими способами обогащенная (
    Тредьяковский). Функциональной направленностью торжественной оды объясняются даже такие частности ее стиля, как предписываемый ей Ломоносовым обязательный ямбический размер (ямбические стихи, поднимаяся в верьх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Героическая поэма, воспевающая военные подвиги героев, функционально примыкает к одной из разновидностей торжественной оды – победной оде. Героическая пиима» Тредьяковского
    «
    Тилемахида» ставит и непосредственно дидактические задачи – научить всему, что потребно к державствованию... как мудрому политику, государю боголюбивому и как герою совершенному. Цель знаменитой «Россиады» Хераскова – облив сердце кровью, возмутив дух картинами «бедств отечества, наконец, приведя в сладостный восторг изображением его торжества, научить любить свою отчизну и дивиться знаменитым подвигам ее державных героев. Больше того, помимо этой общей цели поэма Хераскова ставила перед собой и более конкретно-политическую задачу – популяризовать турецкие войны Екатерины II, добывавшей южный пор для э спорта пшеницы из имений ворянства. Это смещало в поэме всю историческую перспективу, ставило в центр русской истории боковой исторический эпизод – завоевание Грозным Казани. Нов поэме описывалась та же борьба с неверными, которая составляла содержание турецких война последние имели в данное время для Хераскова и т
    к д
    его класса первостепенное, все заслоняющее значение. Функцией классической трагедии было «про-

    поведывать добродетель, учить подражанию великих дел (
    Сумароков
    ), организовывать государственное сознание зрителей, показывая торжество добродетели над пороком, благодетельного разума над разнузданными, старо-феодальными анархическими страстями Долг, должность, побеждает в герое не только тиранку слабых душ – любовь, но и стремление к счастью в том случае, коль щастья с должностью не можно согласить». Это определяло собой общий характер трагедийного стиля обязательное разделение всех действующих лиц на добродетельных и злодеев, отсутствие в их обрисовке каких- либо оттенков, полутонов – работа на контрастах, сплошной психологический «blanc et noir» (белое и черное, здесь – добро и зло Буде выведен злодей, брегись прельщати им людей, то разума противно цели изображая добродетельного героя, без слабости его представь. Развязка всегда предрешена Трагедия делается для того, по главнейшему и первейшему своему установлению, чтоб вложить в смотрителей любовь к добродетели, а крайнюю ненависть к злости и омерзение ею. чего ради, дабы добродетель сделать любезною, а злость ненавистною и мерзкою, надобно всегда отдавать преимущество добрым делам, а злодеянию, сколько б оно не имело каких успехов, всегда б наконец быть в попрании (
    Тредьяковский). Отсюда – архитектурная четкость линий классической трагедии, ее строгая композиционная собранность, сосредоточенность на одной сценической ситуации (знаменитый закон трех единств»), наконец, присущий ей, как и оде, декламационный ораторский пафос, выражающийся в обилии монологов (в русской классической трагедии, в частности у Сумарокова, монологи получили особенно большое развитие. Классическая комедия выполняла туже функцию, что и трагедия, но только отрицательным образом Свойство комедии – издевкой править нрав, смешить и пользовать – прямой ее устав
    (
    Сумароков). Вместе с близкими ей в функциональном отношении жанрами сатиры (задача сатиры – чистить грубы нравы) и басни высокая классическая комедия, ярким выражением которой явилось комедийное творчество Фонвизина, служила, главным образом, целям самоочищения, борьбы с внутриклассовыми пороками, стоящими поперек дороги поступательным тенденциям дворянства, считающегося с потребностями экономического развития. В комедии мы сталкиваемся стем же психологическим схематизмом, подчеркиваемым с самого начала значащими именами действующих лиц
    (
    Ханжахина, Правдин, Кривосудов и т. п, условностью развязки, наличием резонеров. Во всех названных жанрах заложенная в них польза подавалась читателю и зрителю по рецепту Тредья- ковского – не учительским, но некоторым приятным образом. Однако в классическом стиле нашли благодарную почву для своего развития и дидактические жанры – дидактическое послание-эпистола (знаменитое ломоносовское Письмо о пользе стекла, дидактическая поэма и т. п. Вместе стем, обязанностью писателей-классиков было не только «пользовать», но и развлекать, увеселять обслуживаемый ими класс. Поэтому, наряду с высокими жанрами, в классицизме получили пышный расцвет жанры так называемой легкой поэзии – галантная любовная песенка, эклога,

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   47


    написать администратору сайта