Главная страница

Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


Скачать 4.2 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
АнкорБ. Р. Мандель
Дата08.11.2022
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
ТипУчебное пособие
#776776
страница19 из 47
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   47
17. Структура литературного произведения Структура литературного произведения – строение произведения словесного искусства, его внутренняя и внешняя организация, способ связи составляющих его элементов Наличие определенной структуры обеспечивает целостность произведения, его способность воплощать и передавать выражаемое в нем содержание. При непосредственном восприятии произведения искусства его структура не фиксируется сознанием, не выделяется, ибо для восприятия произведение существует именно как конкретная целостность Когда научное искусствознание, теория литературы ставит своей задачей изучение того, как сделано произведение, тогда оказывается необходимым вычленение структуры произведения и углубленное исследование как ее самой структуры, таки ее роли в процессах создания и восприятия художественного объекта. Осознанный анализ структуры художественного произведения можно найти во всяком научном искусствоведческом исследовании. Однако в XX в. в связи с общефилософской разработкой проблем структурного анализа изучение структуры произведения стало осмысляться как специальная методологическая установка искусствознания (теории литературы. Она получила различные теоретические обоснования в зависимости от общеметодологической ориентации ученых. Отрыв структурного анализа от изучения содержания произведения присущ, например, феноменологической эстетике Н. Гартмана, Р. Ингардена, где искусствоведческое исследование сводится преимущественно к выявлению слоевой структуры, а
257
также ряду работ отечественных литературоведов
20–30- х годов XX века, посвященных изучению системы приемов, с помощью которых сделано произведение. Позднее в отечественной теории литературы наметились различные пути преодоления ограниченности структурного анализа в наследии формальной школы. Единое понимание структуры, способов анализа и их места в общей искусствоведческой (литературоведческой) методологии еще не достигнуто однако можно уже обозначить основные пути решения данной задачи. Как ни своеобразна структура каждого конкретного литературного произведения, она имеет ряд общих черт с принципами строения другого произведения того же жанра, того же рода и вида искусства. Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произведения, но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художественного течения всей литературы как вида искусства и, наконец, искусства в целом как опредмеченной художественной деятельности. Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художественного произведения (как целостной системы образов, то теория литературы призвана показать преломление общих для всех искусств инвариантных законов строения произведений в творении словесного искусства. Вместе стем, теория литературы должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения литературных произведений как в морфологическом (жанрово-родовом), таки в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях. Структурную модель литературного произведения можно представить в виде ядра, окруженного несколькими оболочками. На внешней оболочке располагается
258
словесный материал, из которого непосредственно состоит произведение. Рассматриваемый сам по себе материал представляет собой некий
текст,
который, будучи известной выборкой из народного или литературного языка нации, обнаруживает, как правило, определенную самостоятельную эстетическо- стилистическую ценность (так, например, говорят о возвышенности слога водах МВ. Ломоносова, оса- лонной изысканности лексики «поэз» И. Северянина, о нарочитой грубости словаря В. В. Маяковского), однако художественным смыслом еще не обладает.
Художественно-значимой структурная оболочка произведения становится лишь постольку, поскольку она приобретает знаковый характер, те. выражает заключенную в ней духовную информацию, излучает ту специфическую поэтическую энергию, которая исходит из содержательного ядра произведения. Само ядро, включающее
тему
и идею произведения, имеет, в отличие от содержания бытовых, деловых, научных и прочих текстов, двустороннее, двухэлементное (ин- теллектуально-эмоциональное) собственное строение, т.к. искусство познает жизнь и одновременно оценивает ее. Необходимость органически соединить словесную оболочку с духовным ядром, сделав ее предельно прозрачной для него, выразительной, поэтически осмысленной, приводит к появлению в структуре двух промежуточных оболочек, обычно именуемых внутренней и внешней формой. Внутренняя форма – система образов, которые имеют еще, как и само содержание, чисто идеальный характерно уже обладают чувственной конкретностью и потому обращены к воображению воспринимающего –

образов-
персонажей (характеры) и их взаимодействие сюжет
Внешняя же форма есть ступень дальнейшей чувственной конкретизации содержания, на которой оно уже предстает непосредственно созерцанию, а не воображению. Применительно к литературе, внешняя форма – система материальных средств организации языковой ткани, которые позволяют добиться активизации звуковой стороны текста (в стихе – это рифмы, ассонансы, аллитера-
ции)
и которые осуществляют его ритмическую (а в поэзии – метроритмическую), стилистическую и композиционную упорядоченность (архитектоника произведения, последовательное или инверсионное развитие действия, принципы сопряжения описаний, диалога персонажей, прямой авторской речи и т.д.)
,
что и делает текст носителем новой,
сверхсемантической, художественной информации, находящейся в подтексте произведения Таким образом, понятие структура литературного произведения охватывает все частные и конкретные проявления его строения – характеры, сюжет, фабулу, композицию, архитектонику и т.п., позволяя тем самым выявить не только каждое из них, но и их координацию и соподчинение в структуре произведения как художественного целого Это существенно, поскольку структура имеет иерархический характер, т.к. элементы, находящиеся на содержательном уровне (идейно-тематическое ядро, играют роль управляющей подсистемы, которая последовательно передает свою информацию с уровня на уровень, пока она не разольется по всему словесному субстрату произведения. Вместе стем, как и во всякой самоуправляющейся системе, здесь существует обратная связь (традиционно определяемая как обратное влияние формы на содержание упорядочение словесного материала, превращающее его во внешнюю форму произведения, а затем рождение внутренней формы из внешней корректируют приказы, посылаемые из содержательного ядра, приводя подчас к его серьезному изменению. Изучение структурылитературного произведения не противостоит его традиционному анализу содержание форма, а лишь развивает и конкретизирует такой анализ, поскольку раскрывает внутреннее строение как содержания, таки формы произведения. Вместе стем, структурный подход помогает объяснить морфологическое и историко-методологическое многообразие литературных форм, связанное именно с варьированием общих принципов строения произведения словесного искусства. Варьирование выражается в том, что каждый структурный элемент литературы приобретает то больший, то меньший удельный вес в конкретной целостности произведения так, в поэзии удельный вес внешней формы значительно больший, чем в прозе в детективном романе роль сюжета неизмеримо большая, чем в других жанрах в лирике ив эпосе различно соотношение интеллектуальных и эмоциональных зарядов содержания с другой стороны, вполне отчетливы, например, изменения во всей структуре драмы, порожденные классицистическим методом Корнеля, романтическим – Л. Тика, реалистическим А. П. Чехова. Следовательно, анализ структуры конкретного произведения, например литературного, предполагает а) определенное представление об общих принципах строения художественного произведения б) знание законов их модификации в литературе, а затем – в данном роде, жанре, направлении, стиле в) умение выявить структурную неповторимость изучаемого произведения, диктуемую своеобразием решаемой художником творческой задачи.
261

18. Тема и тематика в произведении художественной литературы. Идея и проблема произведения Тема – основной замысел, основное звучание произведения. Представляя собой то неразложимое эмоционально-интеллектуальное ядро, которое автор каждым своим произведением как бы пытается разложить. Понятие темы – отнюдь не покрывается так называемым содержанием. Темой, в широком смысле слова, является тот целостный образ мира, который определяет творческое мировосприятие художника Под знаком этого образа у художника сочетаются самые разнородные явления действительности. Благодаря этому образу и возможна синтетическая деятельность художника, писателя, которая и отличает его от нехудожника. У всякого автора своя тема, свой образ мира. Нов зависимости от материала, через который преломляется этот образ, мы имеем то или иное его отражение, то есть, тот или иной замысел (конкретную тему, который определяет именно данное произведение, где раскрывается лишь один из ликов единого руководящего всем творчеством художника образа. Если, с такой точки зрения подойти, например, к поэме Лермонтова, основной темой которого является Демон, то можно наметить ряд частных тем, определивших тот или иной сюжет отдельных его произведений. Тема демона, чающего спасения через любовь, определяет сюжет Демона тема демона, принижающегося до человеческого образа, сюжет Героя нашего времени, и т. д. Понятие темы станет еще более выпуклым, если сопоставить его с музыкальным понятием лейтмотива, стем, что обыкновенно называют в применении к литературному произведению красной нитью. Поскольку известная тема, основной замысел, влияет на значимость того или иного момента и отдельные моменты воспринимаются на фоне тематического целого, можно, конечно, говорить о проходящей через все произведение красной нити. Но, вместе стем, понятие темы отнюдь не покрывается понятием лейтмотива или красной нити. В то время как лейтмотив, мотив руководящий, проходит через все произведение, тов виде повторений (повторение тех же звуков, мыслей, повторение положений действующих лиц, повторение описаний в целом или в частности и т. п, тов виде разных вариаций, если лейтмотив и красная нить, явственно пробивается здесь и там, связывая отдельные части – тема сама по себе остается внешне невыявлен- ной, образуя мысленный центр, вокруг которого все располагается, но который не закреплен нив одной отдельной фразе. По этой причине представляется совершенно неправильным определение темы известного произведения только потому или иному приему и повторяющемуся моменту, ибо тема сквозит в каждом моменте, она и везде и нигде, как было замечено
кем-то в применении к музыке, на что можно распространить и на литературу. Тема может лишь повторять себя и разработка ее и заключается в этих повторениях Доказательством справедливости этой мысли является как творчество великих писателей в целом (тема Лермонтова – демон, Тютчева – борьба дневного и ночного начали т. д, таки отдельные их произведения. Итак, тема литературного произведения – это смысловой его момент, логически выявленный и обозначенный в виде словесной формулы.
263
Традиционно тему иногда называют
идеей (немецкая идеалистическая эстетика утверждала, что поэзия – воплощение идеи в чувственном образе).Отсюда можем привести примеры тема Скованного Прометея
Эсхила, Каина Байрона и «Фауста» Гете – борьба индивидуума с мировым порядком, богоборчество. Тема литературного произведения может быть указана автором в заглавии произведения. Таковы Горе от ума Грибоедова, Цветы зла Бодлера
218
, Мещанин во дворянстве Мольера. Но система литературных заглавий достаточно сложна. Имеются простые обозначения предмета, о котором повествуется. Это еще не тема. Таковы заглавия по имени действующих персонажей Борис
Годунов» Пушкина, «Собо Парижской богоматери В. Гюго. Заглавия сами получают зачастую апостериорное тематическое значение, как ставшее нарицательным Обломов Гончарова. Учтя все это, можно сказать, что словесная формулировка темы произведения относительно произвольна. Этими объясняются различные толкования произведения, тогда как более конкретные тематические элементы – как мотив, сюжет, фабула подлежат более точному описанию и анализу (тему лирических стихотворений, эмоционально-музыкальных по характеру, особенно, когда это стихотворения без заглавия, как у Фета или Верлена выявлять очень трудно, а часто и невозможно. Наоборот, формой тематически легко определяемой являются стихотворения философские, лирика идейная,
Баратынского или Аде Виньи. Указанием на тему служат и авторские эпиграфы Мне отмщение и аз воздам (Анна Каренина» Л. Толстого, На зеркало неча пенять, коли рожа крива, (Ревизор Гор голя), Береги честь смолоду (Капитанская дочка, АС. Пушкина) и пр.
264
Тематика произведения – совокупность литературных явлений, составляющих предметно-
смысловой момент поэтического произведения. Однако можно поставить вопрос о том, является лите- матический момент неотъемлемым свойством всякого литературного произведения, возможно ли, чтобы художественная значимость поэтического произведения определялась только элементом оформления, звуковыми пр. Резюмируем Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (С. Ожегов. Словарь русского языка, 1990). Тема (греч. Thema) – 1) Предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения
2) постановка проблемы, предопределяющая отбор жизненного материала и характер художественного повествования) предмет языкового высказывания (Словарь иностранных слов, 1984). В теории литературы тема – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении. Круг таких жизненных явлений составляет тематику литературного произведения. Все явления мира и человеческой жизни составляют сферу интересов художника любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п. – вот те слова, которые называют жизненные явления, становящиеся темами в искусстве.
265
Задача художника – творчески изучить жизненное явление с интересных автору сторон, то есть художественно раскрыть тему. Естественно, что сделать это возможно, лишь поставив вопросили несколько вопросов) к рассматриваемому явлению. Вот этот-то вопрос, который задает художник, используя доступные ему образные средства, и есть проблема литературного произведения. Итак, проблемой называется вопрос, не имеющий однозначного решения или предполагающий множество равнозначных решений. Многозначностью возможных решений проблема отличается от
задачи
Со- вокупность таких вопросов называется проблематикой литературного произведения. Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема, тем больше вопросов проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения. Тема и проблема – явления исторически зависимые. Разные эпохи диктуют писателям разные темы и проблемы. Например, автора древнерусской поэмы
XII века Слово о полку Игореве» волновала тема княжеских усобиц, ион задавался вопросами как же заставить русских князей перестать заботиться только о личной выгоде и враждовать друг с другом, как объединить разрозненные силы слабеющего киевского государства век предложил Тредиаковскому, Ломоносову и Державину задуматься о научных и культурных преобразованиях в государстве, о том, каким должен быть идеальный правитель, поставил в литературе проблемы гражданского долга и равенства всех граждан без исключения перед законом. Писатели-романтики интересовались тайнами жизни и смерти, проникали в темные
266
закоулки человеческой души, решали проблемы зависимости человека от судьбы и неразгаданных демонических сил, взаимодействия человека талантливого и неординарного с бездушными приземленным обществом обывателей.
XIX век сего ориентацией на литературу критического реализма обратил художников к новым темами заставил размышлять над новыми проблемами
 в литературу усилиями Пушкина и Гоголя вошел маленький человек, и возник вопрос о его месте в обществе и взаимоотношениях с большими людьми важнейшей стала женская тема, а вместе с ней итак называемый общественный женский вопрос много внимания этой теме уделяли А. Островский и Л. Толстой
 тема дома и семьи обрела новое звучание, и Л. Толстой изучал природу связи воспитания и способности человека быть счастливым
 неудачная крестьянская реформа и дальнейшие общественные потрясения пробудили пристальный интерес к крестьянству, и тема крестьянской жизни и судьбы, открытая Некрасовым, стала ведущей в литературе, а вместе с ней и вопрос как сложится судьба русского крестьянства и всей великой России
 трагические события истории и общественные настроения вызвали к жизни тему нигилизма и открыли новые грани в теме индивидуализма, которые получили дальнейшее развитие у Достоевского, Тургенева и Толстого в попытках разрешить вопросы как предостеречь молодое поколение от трагических ошибок радикализма и агрессивной ненависти Как примирить поколения отцов и детей в неспокойном и кровавом мире Как сегодня понимать отношения между добром излом и что понимать под теми другим Как в стремлении быть непохожим на других не потерять себя

Чернышевский обращается к теме общественного блага испрашивает Что делать, чтобы человек в российском обществе мог честно зарабатывать на безбедную жизнь и тем самым умножать общественное богатство Как обустроить Россию к благополучной жизни И т.д. Стоит заметить:
проблема – это вопрос, и формулироваться она должна преимущественно в вопросительной форме. Иногда в искусстве настоящим прорывом становится именно поставленный автором вопрос – новый, неизвестный обществу ранее, но ныне животрепещущий, жизненно важный. Многие произведения для того и создаются, чтобы поставить проблему. Но следующим шагом становится авторское решение поставленного вопроса. Видение автором решения поставленных проблем и является идеей произведения. Идея (греч. Idea, понятие, представление) – в литературе основная мысль художественного произведения, предложенный автором способ решения поставленных им проблем. Совокупность идей, систему авторских мыслей о мире и человеке, воплощенную в художественных образах называют идейным содержанием
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   47


написать администратору сайта