Главная страница
Навигация по странице:

  • 2014 УДК 83.3 (0)

  • УДК 83.3 (0) ББК 82.02

  • 1) принадлежит какой-то системе образов, выступающей в роли художественного языка 2) служит воображенным аналогом другой действительности

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница1 из 47
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
    Б. Р. Мандель Теория литературы ответы на экзаменационные вопросы Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура) в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    2014

    УДК 83.3 (0)
    ББК 82.02 М 23 Рецензенты
    Сафронов ЮГ, доктор исторических наук
    Павленко ЛИ, кандидат педагогических наук
    Мандель Б.Р. М 23 Теория литературы ответы на экзаменационные вопросы. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (бакалавриат, магистратура) в помощь к подготовке к экзаменам. – М Директ-Медиа, 2014. – 650 с.
    ISBN 978-5-4458-6746-3 Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, готовящих педагогов, журналистов, филологов, специалистов в области PR и рекламы. Пособие представляет собой уникальный курс, помогающий подготовиться к экзаменам по теории литературы, основам теории литературы и литературоведению. Учебное пособие создано на основе разработанных программ по теории литературы на основе Федерального Государственного образовательного стандарта. Данное учебное пособие создано как руководство для студентов и преподавателей. Материалы пособия содержат 50 ответов на наиболее важные вопросы теории литературы и собраны на основе современных сведений по указанной научной дисциплине. Кроме того, пособие содержит значительное число ссылок и пояснений, содержащих сведения об упоминаемых авторах и толкования терминов. Учебное пособие содержит также список дополнительной литературы, примерную тематику семинаров и практических занятий, список текстов для анализа художественных произведений, примерный список вопросов для самоподготовки к экзаменами зачетам. Книга будет нужна, полезна и интересна не только студентам, педагогам, но и всем, интересующимся теорией литературы как составной частью гуманитарной и филологической практики.
    УДК 83.3 (0)
    ББК 82.02
    ISBN 978-5-4458-6746-3
    ©
    Мандель Б. Р, 2014
    © Электронное издательство «Директ-Медиа», 2014
    Содержание Понятие об эстетическом и художественном.
    Законы искусства 2. Художественная литература как особый вид искусства Что такое литературная критика (элементы обзора Художественный образ. Образ и знак Художественное время и художественное пространство литературы Художественный метод. Основные методологические направления 7–8. Литературные направления, литературные течения, литературные школы. Понятие о литературном стиле Известные литературные стили. 105 Деление литературы народы Понятие и категория жанра ....................................... 187 Эпос, драма, лирика. 200 Сюжет и фабула литературного произведения ....................................................................... 223 Понятие о композиции литературного произведения ....................................................................... 237 Понятие о мотиве. 243 3
    Форма и содержание литературного произведения Структура литературного произведения Тема и тематика в произведении художественной литературы. Идея и проблема произведения Конфликт Тип и типическое Персонажи, сверхтип, герой ......................................282 Герой и автор .................................................................293 Психологизм. Сознание и самосознание персонажей Портрет и характеристика героя литературного произведения ...........................................308 Эстетические категории и понятия ..........................320 Катарсис Фантастическое в искусстве слова ............................335 Литература и мифология Понятие об интерпретации Герменевтика и восприятие (интерпретация)
    произведения........................................................................351 Критерии включения литературных произведений в предметные программы и стандарты ...........................................................................365 Анализ произведения 4

    33. Понятие о контексте. 390 34. Что такое поэтика. 394 35. Способы организации литературного текста точка зрения, соотнесенность, сопоставление и монтаж. 413 36. Понятие о художественной детали. 425 37–38. Стиль писателя и язык художественной литературы. 436 39.
    Изобразительно-выразительные средства языка. 452 40. Стиховедение. 462 41. Стихосложение в теории литературы. 467 42. Понятие о рифме ......................................................... 482 43. Литературная традиция. Традиция и новаторство. 492 44. Эволюция литературы ................................................ 501 45. Массовая литература, беллетристика, паралитература .................................................................... 512 46. Концепция кризиса (смерти автора. 526 47. Сокрытие авторства как один из принципов массовой литературы. Псевдонимы и графомания. 538 48. Понятие о читателе. Современные концепции ............................................................................ 554 49. Пародия, стилизация, римейк ................................... 565 5

    50. Что такое плагиат Плагиат и заимствование Примерный список вопросов (с вариантами формулировок) для самостоятельной подготовки к экзаменами зачетам Список дополнительной литературы для самостоятельной подготовки Примерные тематические планы практических занятий по теории литературы .......................................598 Примерный список текстов для анализа на практических занятиях по теории литературы и анализу литературных произведений Примечания и комментарии 6
    Понятие об эстетическом
    и художественном. Законы искусства Эстетическое от гр. aisthetikos – чувствующий, чувственный воспринимаемый чувством) представляет собой особый род отношений человека к действительности. Присущее только человеку высшее социальное чувство – эстетическое – позволяет воспринимать и оценивать явления сточки зрения его значимости для человечества. Эстетическое отношение не только подразумевает любование человека красотой предметов и созерцание им явлений жизни, нет, в диапазон эстетического входят прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, смеховое, трагическое и др, то есть переживания, предполагающие особое состояние катарсиса Греческое слово катарсис, введенное в науку о литературе Аристотелем, означает очищение, примирение, утешение. Л. С. Выготский
    2
    в знаменитом исследовании Психология искусства утверждал, что катарсис – это освобождение от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет изображения. Другими словами, катарсис – разрядка, своеобразное очищение аффектов (от лат.
    affectus – страсть. Эстетическое отношение выступает ив роли эмоциональной рефлексии. Так как рациональная рефлексия (от лат. reflexio – отражение) – результат логического самоанализа сознания, размышление над собственными мыслями, то эмоциональное волнение эмоциональная рефлексия) несет собою вторичное переживание переживание впечатлений, воспоминаний, эмоциональных реакций.
    7
    Это повторное переживание является результатом переживания переживаний. Такого рода волнения человека не сводятся к его психологическому содержанию. В акте эмоциональной рефлексии они преломляются, преобразовываются и соответствующим образом оформляются в культурный опыт личности. Эстетическое восприятие мира, получаемое сквозь одушевляющую призму эмоциональной рефлексии, не следует смешивать с гедонистическим от гр. hedone – наслаждение) удовольствием, которое человек приобретает от материального объекта. Ряд исследователей так объясняют принципиальное отличие эстетического отношения от гедонистического наслаждения:...в акте эстетического созерцания я неосознанно ориентируюсь на духовно солидарного со мной своего другого. Самим любованием я невольно оглядываюсь на актуальный для меня в данный момент взгляд из-за плеча. Смотря внутрь себя, человек смотрит глазами другого, поскольку всякая рефлексия неустранимо обладает диалогической соотнесенностью с иным сознанием, находящимся вне моего сознания. Отсюда следует, что нравственное отношение – в противоположность логическому – делает субъекта непосредственным участником любой ситуации, воспринимаемой этически. Можно добавить, что неизбежный для этического отношения нравственный выбор своей ценностной позиции (убежденности) уже тождественен поступку – даже в том случае, ели он не будет продемонстрирован внешним поведением, – поскольку фиксирует место эстетического субъекта на своеобразной шкале моральных ценностей.
    8
    Эстетическая сфера человеческих отношений далека от области знаний, убеждений и взглядов. Это сфера предпочтений, мнений, «кажимостей», отношений вкуса. И. А. Бродский
    3
    говорил, что чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем отчетливее его нравственный выбор, тем он свободнее. Вкус – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений. Уровень эстетического вкуса определяется тем, в какой мере оценки, опирающиеся на него, соответствуют реальной эстетической ценности оцениваемых предметов. Эстетический вкус вырабатывается нераздельным единством ценностного и познавательного. В теории литературы принято считать, что подобное единство аналогично синкретизму эстетических субъекта и объекта. Для того чтобы возник феномен эстетического, необходимы предпосылки двоякого рода объективные и субъективные. Без реального или воображаемого объекта, отвечающего системе эмоциональной рефлексии наблюдателя, невозможно возникновение эстетического отношения. Объективной предпосылкой возникновения эстетического отношения выступает целостность, неделимость, полнота и неизбыточность таких состояний жизни, когда ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. Объектом эстетического созерцания может выступать не только целостность вещи (тела) – в этом случае его именуют словом красота, им характеризуют внешнюю полноту и неизбыточность явлений, но и души (личности. Ученые уточняют, что личность – внутреннее единство духовного
    9
    я – это высшая форма целостности, доступной человеческому восприятию. Искусство – высшая и деятельная форма эстетических отношений, где эмоциональная рефлексия приобретает креативный (от лат.
    сгеаге – творить) статус художественного творчества. Художественное творчество – человеческая деятельность, удовлетворяющая эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу эстетических отношений между людьми. Эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве (ММ. Бахтин
    4
    ). Эстетическая деятельность художника направлена на сотворение новых образов жизни, новых форм восприятия их в воображении – создание духовной реальности воображенного мира. Без такого стремления знаковая (или семиотическая) деятельность составления текстов не обретет художественности, как и никакая игра воображения без ее знакового участия в текстах не принадлежит к сфере искусства. Художественный образ существует в воображении мастера. В искусстве, те. в замещающей второй реальности, данный образ, хотя и наделяется семиотической природой знака и обнаруживает следующие свойства
    1) принадлежит какой-то системе образов, выступающей в роли художественного языка
    2) служит воображенным аналогом другой действительности
    3) обладает концептуальным смыслом, – все жене сводится только к семиотической деятельности. Это объясняется тем, что невоспроизводимость образа выступает главной характеристикой творческого акта в отличие от актов познания (или ремесленного труда.
    10
    В 1750 г. немецкий мыслитель Александр Баумгар- тен
    5
    – основатель эстетики как науки – впервые описал уникальность и неповторимость произведения искусства. В своем трактате Эстетика он заявил, что творение художника является
    гетерокосмосом, то есть другим, сотворенным, миром. Первым законом искусства назовем закон условности. Создание виртуальной целостности воображенного мира представляет собою важное свойство его художественности и позволяет говорить о законе целостности. Согласно этому закону, в настоящем художественном произведении. нельзя вынуть один стих, одну сцену, одну фигуру, один такт из своего места и поставить в другое, не нарушив значение всего произведения (Л. Н. Толстой. Данный закон выражает собою эстетическую природу художественности неразрывность содержания и формы произведения искусства как граней единого целого. Это существенным образом отличает условность искусства от условности всех иных семиотических практик порождения текста. В художественных текстах запечатлеваются самые разнообразные сведения о мире и жизни. Помысли Б. Л. Пастернака, художественное высказывание – это
    «
    какое-то утверждение о жизни, по всеохватывающей своей широте на отдельные слова неразложимое, однако оно узкое и сосредоточенное, искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования. В этом контексте предметом эстетического утверждения выступает единичная целостность личного бытия, выражающаяся формулой
    я-в-мире. В искусстве любое я уникально и универсально. Еще в XIX веке Ф. Шеллинг
    6
    выразил парадокс
    11
    художественности следующей формулой Чем произведение оригинальнее, тем оно универсальнее». В XX веке ММ. Пришвин
    7
    рассуждал: Чувство самого себя. интересно всем, потому что из нас самих состоят все. Тайна внутреннего я недоступна никакому логическому знанию, однако художественная оригинальность героя, ядро его личности подчиняется художнику, сотворившего этот духовный образ. Духовная ценность, которой обладают некое событие, индивидуальный характер, поступок. в художественном произведении чище и прозрачнее, чем это возможно в обыденной внехудожественной действительности»
    (
    Г. Гегель
    8
    ). Стремление к такому познанию обогащает опыт человека и духовное присутствие его во внешнем мире а все это вместе составляет внутренний стержень художественного восприятия. Таким образом, мы можем отметить и следующие взаимодополняющие законы искусства
    - закон индивидуализации оригинальности
    - закон генерализации обобщенности. Героями литературных произведений могут быть не только люди, но и другие центральные образы, которые выражают собою внутреннее духовное я. С другой стороны, не всечеловеческие фигуры литературного текса наделяются таким качеством, они могут играть роль внешних обстоятельств, внутренней жизни, быть фоном развития некого события. Итак, искусство – высшая творческая форма эстетических отношений. Творчество художника выступает знаковой, текстопорождающей деятельностью, удовлетворяющей эстетические потребности духовной жизни человека и формирующей сферу эстетических отношений между

    12
    людьми. В основе своей искусство представляет собою коммуникативную деятельность. Указанное выше свойство позволяет рассматривать произведение искусства как высказывание о мире, понятое в качестве коммуникативного события, или дискурса от франц. discours – речь, разговор. В последние годы данный термин широко употребляется в качестве обозначения жанровой и смысловой цельности текстуально-речевого оформления актов сознания, ориентированных на другое сознание, на адресата. Утвердившийся в XX в. интерес к этой стороне художественной деятельности открыл еще один закон искусства – закон адресованности. Художественное целое всегда направляется к неизвестному адресату, в существовании которого поэт не может сомневаться, не усомнившись в себе. При этом внешняя адресованность литературного текста (посвящения, обращения к читателю) для искусства факуль- тативны. Эстетическая адресованность состоит в том, что произведение уже содержит в себе внутреннюю точку зрения, с которой этот мир открывается во всей своей целостности и оригинальности.
    Адресованность художественного дискурса состоит не в сообщении готового смысла, а в приобщении к определенному способу смыслопорождения. Дискурс существует в текстах, за которыми встает особая грамматика, свои лексикон, правила словоупотребления и синтаксиса, – одним словом, свой этикет, который образовывает возможный, альтернативный мир – собственно мир произведения. В литературе генерирующим (обобщающим) смыслом, строем художественного целого выступает модель присутствия личностного я, а модификации художественной реальности здесь характеризуются с помощью
    модусов художественности
    13

    2. Художественная литература как особый вид искусства В свое время, в предисловии к одному из романов, вошедших в знаменитую Человеческую комедию, выдающийся писатель Оноре Бальзак назвал себя секретарем французского общества Составляя опись пороков и добродетелей, собирая важнейшие случаи проявления страстей, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, думалось мне, я смогу, в конце концов, написать историю забытую столькими историками, историю нравов. Как точно здесь определено одно из главных свойств художественной литературы, то, что она представляет собой разнообразнейшую и многообразнейшую историю мира, человеческого общества, переведенную на язык нравов, страстей, переживаний в самые разные периоды жизни и развития человеческого общества. Мы живем множеством жизней вместе с книгой, становясь участниками и наблюдателями бесконечного и сложнейшего исторического пути развития человеческого общества. Мы обогащаемся знаниями, мы развиваем чувства, мы видим цели и идеалы, силу и высоту человеческого духа и глубины падения, нам понятны пороки и добродетели, равно как и возможности изменения, уничтожения, развития и исследования. Конечно, мы не сможем обойтись и без понимания биологической функции искусства слова, без раскрытия подсознательного, без попыток раскрытия тайн языка и семантики, формы и содержания, структуры и типологии, истории и идеологии, психологии творчества и герменевтики как искусства толкования текстов.
    14
    Очень важно, кроме того, определить и место литературы в ряду всех видов искусств, и их взаимосвязь как видимую, таки тайную, и особую роль литературы в науке и человеческой жизни. Без сомнения, для этого мы сначала попробуем определиться со всеми понятиями и терминами. Итак, начнем с одного из первых, встречаемых нами искусство. Искусство – процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта