Главная страница

Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


Скачать 4.2 Mb.
НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
АнкорБ. Р. Мандель
Дата08.11.2022
Размер4.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
ТипУчебное пособие
#776776
страница7 из 47
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47
хронотопа. Под хронотопом (от греч. χρόνος, время и
τόπος, место) ММ. Бахтин понимает существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений. «Хронотоп в литературе имеет существенное жанровое значение.
84
Можно прямо сказать, что жанр и жанровые разновидности определяются именно хронотопом, причем в литературе ведущим началом в хроното-
пе является время. Хронотоп как формально-
содержательная категория определяет (в значительной мере) и образ человека в литературе этот образ всегда существенно хронотопичен. … Освоение реального исторического хронотопа в литературе протекало осложненно и прерывно осваивали некоторые определенные стороны
хронотопа, доступные в данных исторических условиях, вырабатывались только определенные формы художественного отражения реального
хронотопа. Эти жанровые формы, продуктивные вначале, закреплялись традицией ив последующем развитии продолжали упорно существовать и тогда, когда они уже полностью утратили свое реалистически продуктивное и адекватное значение. Отсюда и существование в литературе явлений глубоко разновременных, что чрезвычайно осложняет историко-литературный процесс. Термин хронотоп после работ Бахтина получил значительное распространение в русском и зарубежном литературоведении. Границы хронотопического анализа не ограничиваются пределами искусства и литературы. Во всякой области мышления, включая и науку, мы имеем дело со смысловыми моментами, и чтобы войти в наш опыт, они должны принять какое-либо пространственно-временное выражение, то есть принять знаковую форму, слышимую и видимую нами. Художественное пространство и время являются неотъемлемым свойством любого произведения искусства, включая музыку, литературу, театр и др. Литературные хронотопы имеют, прежде всего, сюжетное
85
значение, являются организационными центрами основных описываемых автором событий. Несомненно также изобразительное значение хронотопов, поскольку сюжетные события в них конкретизируются, а время и пространство приобретают чувственно-наглядный характер. Невозможно отождествить художественное пространство и художественное время с простым воспроизведением в искусстве реально существующего пространства и времени, представлением об изобразительном искусстве как размещении художественных форм в научно фиксируемом трехмерном пространстве. Художественное пространство и время не описываются чистой математикой, не должны пониматься как воспроизведение физически-технического пространства и времени. Каждый писатель осмысляет время и пространство по-своему, наделяя их собственными характеристиками, отражающими мировоззрение автора. Определенные характеристики реального пространства и времени одними из них игнорируются, другими – гиперболизируются. В итоге художественное пространство, создаваемое писателем, непохоже ни на какое другое художественное пространство и время, а тем более – на реальное.
86

6. Художественный метод. Основные методологические направления Категория художественный метод как система принципов, управляющих процессом создания произведений литературы и искусства была введена в эстетическую мысль в конце х гг., став одним из основных понятий марксистской теории художественного творчества. Хотя справедливости ради стоит отметить, что проблемы теории данного понятия разрабатывались на протяжении всей истории эстетической мысли, начиная с Сократа и Аристотеля. Отвергая все иррационалистические толкования творческого акта религиозно-мистическое, интуитивистское, психоаналитическое и т.п., – марксистская наука исходила из того, что сколь бы ни была значительна роль интуитивно-бессознательных моментов деятельности художника, его творчество имеет в основе своей сознательный и целенаправленный характер. Об этом свидетельствует как внутренняя логика самих произведений искусства, таки разнообразные косвенные данные создававшиеся художниками теоретические трактаты, предисловия, манифесты, письма, беседы, наставления учениками т.п., которые говорят о потребности и о способности писателя, живописца, композитора, режиссера осознать, сформулировать и обнародовать установки своей творческой практики. Понятие Метод художественный, в основе которого лежит философская категория метод, фиксирует эту осознанность основных устремлений художественного мышления, воображения, таланта. Поскольку метод художника, складываясь в конкретной социальной и культурной среде, обнаруживает, при всей его уникальности, более или менее глубокую
87
общность с методами других художников этого же времени, этой же идейно-эстетической ориентации, постольку историк художественной культуры вправе вычленять общую структуру, лежащую в основе целых художественных течений, стилей, направлений так, можно говорить о художественных методах классицизма, романтизма, критического реализма, символизма и т.д. Художественный метод вырабатывается каждым художником слова самостоятельно, входе формирования его творчества, под влиянием всего его миросозерцания (системы его эстетических, этических, религиозных, философских, политических убеждений. Естественно, что серьезные изменения миросозерцания ведут к преобразованию метода (таков был, например, переход АС. Пушкина от романтического метода к реалистическому. Естественно и то, что наличие более или менее острых противоречий в миросозерцании художника неотвратимо ведет к внутренней противоречивости и самого метода. Более конкретное понимание художественного метода его основных элементов, характера их связи, соотношения метода и стиля и т.д. – вызывает до сих пор серьезные разногласия у ученых. Художественный метод (иногда его называют творческим или художественно-творческим ето ом) определяется то как принцип образного отражения жизни, то как принцип отбора и оценки писателем явлений действительности, то ак определенный способ образного мышления, то как совокупность принципов художественного отбора, способов художественного обобщения, принципов эстетическ ценки», принципов воплощения действительности в образы искусства, то как система принципов, положенных художником в основу его практической деятельности, система, изом
88
м д
к ой о орфная структуре создаваемого произведения искусства.
Поскольку структура искусства складывается из соотношения четырех основных компонентов – познания жизни, ее оценивания, ее преображения и знакового выражения получаемой то. художественной информации, постольку художественный метод
должен необходимо содержать четыре соответствующие установки. Его познавательная установка определяет, в какие области бытия устремляется энергия художественного познания (например, в сферу социальную или биологическую) и как соотносит оно в образе общее и единичное оценочная установка художественного метода определяет характер утверждаемой художником либо художественным направлением) системы ценностей (религиозной или светской, гражданственной или аполитичной) и тот способ (открыто тенденциозный или скрытый, эмоционально-
обнаженный или умозрительный, каким это делается созидательная установка художественного метода определяет принципы преобразования жизненной данности в художественные образы сохраняющие правдоподобие или нарушающие ее и т.д.) и принципы материального конструирования художественные формы наконец, семиотическая установка художественного метода определяет способ превращения данной конструкции в систему образных знаков, в особый художественный язык При этом следует иметь ввиду, что речь идет о динамической системе, которая способна менять свое состояния благодаря изменению соотношения составляющих ее элементов (например, в методе критического реализма на первый план выходит познавательная установка и т.п.).
89
Художественный метод является важнейшей частью стилистического анализа. Художественный метод предъявляет мастеру определенную совокупность требований и становится инструментом его творчества. Эстетические качества действительности, становясь в непосредственном процессе художественного творчества существенными моментами содержания искусства, откристаллизовываются в особые формы образного мышления, которые и являются художественным методом. Кроме того, можно отметить, что возникновение художественного метода в процессе творчества не означает, что метод возникает бессознательно, то есть метод – не продукт искусственного конструирования. Художественный метод – природа самого предмета искусства. Есть две точки зрения на то, аналогом чего является художественный метод. Первая – специфическим предметом искусства назван человек вторая – предметом искусства является действительность в эстетическом значении. А эстетическое восприятие предмета ведется на основе практики и имеет широкую общественную значимость, будучи частью чувственной деятельности человека. Художественный метод – это исторически обусловленные общие формы эмоционально окрашенного образного мышления. Предмет искусства – эстетические качества действительности и трактуется как изменчивое явление. Художественный метод выступает аналогом предмета искусства, но предмет искусства обуславливает художественный метод, являясь его основой. Художественный метод – результат творческого отражения предмета искусства через призму мировоззрения художника. Многообразие художественных методов вызывает разнообразие методов в одну и туже эпоху.
90
Ряд исследователей литературы считает, что метод в искусстве отражает развитие действительности и общественного сознания в эстетической форме, другие, что понятие правдивости связано с отношением художника к жизни. Творческий метод обозначает принципы со- держательно-художественного освоения жизни. В настоящее время мы можем успешно исследовать художественные произведения сточки зрения отраженной в них объективной реальности, можем анализировать художественное творчество в плане выраженного в нём авторского мировоззрения или ценностного отношения к жизни, можем делать результативные наблюдения и обобщения на уровне художественной формы, стиля художественных произведений. Каждый художественный метод подчиняет своим целями задачам определенную систему средств и приемов. Необходимо рассматривать художественный метод с учетом его эстетической природы. Не существует художественного метода в чистом виде, изолированно от мировоззрения, политических взглядов, есть глубокое взаимодействие между ними, и, для того, чтобы понять это взаимодействие, надо ставить вопрос не только о влиянии мировоззрения на метод, но и о воздействии на него самой действительности. Метод можно охарактеризовать и как способ мышления и ряд объективных требований, необходимых для освоения действительности, какой- либо сферы познания и практической деятельности. Наиболее общие формы мышления отражают общие черты и закономерности, присущие предмету познания. Метод – способ мышления, выработанный входе исторического процесса познания и освоения мира при многократном повторении общих черт содержания это определённый способ мышления образного.
91
В эстетической категории художественный метод происходит осмысление общих закономерностей творческого процесса мастера. Метод художника – способ образного мышления – ощутим только через силу произведений данного художника. Если метод есть определяемые эстетическими качествами действительности, общественной практикой образные формы видения мира, если метод есть способ художественного мышления, то стиль есть объективный результат данного способа мышления. Можно сказать, что метод есть субъективная сторона стиля, а стиль есть объективная сторона метода. Стиль есть самые общие черты самого широкого единства формы и содержания. Искусство, созданное с помощью данного художественного метода, и будет искусством данного стиля. Стиль есть искусство, сформировавшееся в
своём идейно-художественном своеобразии на основе данного метода. Стиль – это идейно-
художественные особенности искусства. Произведения, созданные с помощью какого-либо принятого художественного метода и обладающие общими чертами в содержании и форме, представляют собой искусство определённого стиля. Особенности стиля определяются особенностями исторически изменчивого предмета искусства и особенностями способа его обработки. Из объекта разные мастера выделяют различные черты, соответствующие их личностному видению мира – это и обусловливает наличие в искусстве одной эпохи различных стилей. Понятие творческий метод употребляющееся, порой как синоним к нашему понятию, помогает раскрыть механизм связи таланта и мировоззрения художника, а также механизм общего процесса исторического развития искусства. Некоторые исследователи считают, что творческий метод характеризуется противоречивой связью познавательной и нормативной сторон художественного освоения мира, соотношение которых бывает различным. Существует точка зрения на творческий метод как на совокупность принципов художественного отбора, обобщения, эстетической оценки и образного воплощения жизненного материала. Есть основание рассматривать творческий метод как еще более сложную и диалектически-вариативную систему установок, реализующихся при создании произведений искусства. Будучи аналогом структуры, творческий метод в искусстве имеет и соответствующие грани, выступая одновременно как способ познания жизни, её оценки, преображения жизненной данности в образную ткань искусства и построения его образного языка. Конкретная трактовка каждой стороны творческого метода в искусстве, а также их соотношение и характер связи могут быть различными. Отсюда и происходит многообразие индивидуальных и групповых творческих методов в искусстве. Обязательно следует иметь ввиду, что сегодня понятие художественный метод несет идеологическую нагрузку и применимо только к соцреализму (ниже, а также к натурализму (один из апологетов натурализма, французский романист Э. Золя сам назвал натурализм методом. Сегодня мы часто используем термин межкультурное направление. Если все-таки попробовать определить многообразие методов или литературных, художественных или эстетических направлений в искусстве, то получится следующая, вполне определяемая классификация, которая более подробно будет рассмотрена нами ниже
93

 Барокко
 Классицизм
 Романтизм
 Сентиментализм
 Реализм
 Натурализм
 Символизм
 Авангардизм, модернизм
 Социалистический реализм
 Постмодернизм
94

7–8. Литературные направления, литературные течения, литературные школы. Понятие о литературном стиле Литературные направления довольно часто отождествляется с художественным методом писателя. Нам кажется, что наиболее точное определение будет толковать литературное направление как совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Литература как живое явление, в тоже время, не может не предполагать и смены направления, индивидуальной, социальной, вынужденной, свободной и т.д. Смена литературных направлений – процесс сложный. Он строится не на отмене художественных достижений прошлого, а на их переосмыслении, переоценке, творческом, оригинальном развитии в соответствии с новыми требованиями жизни. Каждое направление носит свой круг идей, проблем, героев. Литературное направление ограничено во времени. В зависимости от исторической обстановки оно получает определенную идеологическую окраску и политическую устремленность (например декларация футуристов Пощечина общественному вкусу и т.д.) Термин течение используют иногда как синоним термина литературное направление. Иногда им обозначают эволюционный, динамический этап становления сознания эпохи, например революционный романтизм. Либо разновидность русский классицизм.
95
Внутри течений выделяют узкие группы родственных друг другу художников. Это литературные объединения, кружки, литературные салоны, литературные кафе и др. Литературный стиль – исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения Стиль возникает как результат художественного освоения определенных сторон социально-истори-
ческой действительности, отражаемой в поэтических образах таким образом, в стиле осуществляется конкретно-историческое единство формы и содержания художественного произведения. Характер литературного стиля определяется своеобразием конкретной исторической действительности, в условиях которой возникает данный стиль. В этом смысле, понятие литературного стиля служит для различения одних исторически сложившихся групп художественных произведений от других, возникших в одну и туже или в разные эпохи. Итак, понятие литературного стиля помогает осознать существенные различия между произведениями искусства, различия в единстве всех их сторон и элементов, во всей их художественной целостности. Так, в русской литературе конца XVIII и первой четверти
XIX в. одна группа писателей создавала сентиментальные повести, сентиментально-романтические поэмы, изображающие события личной, интимной, сердечной жизни, отличающиеся мечтательностью настроений, тяготением к таинственному и фантастическому и соответствующими этому особенностями композиции, лексики, интонации (Карамзин, Жуковский, Козлов и др. Другая группа поэтов в этот период писала легкие, изящные, игривые стихотворения, выражая в тоже время недовольство светской жизнью, стремление уйти в природу, в культ любви, красоты и наслаждения жизнью (Батюшков, Дельвиг и др. Третья группа писателей в туже эпоху выступала в литературе с авантюрными романами и повестями из жизни низших слоев дворянства и мелкой буржуазии, отличающимися нравоучительной тенденцией, выраженной во всех деталях системы образов, сюжета, языка (Измайлов, Нарежный и др) и т. д. Наряду с этим существовала и четвертая группа – архаистов, незначительных поэтов-эпигонов
(
Мерзляков, Шишков, Хвостов и др, которые пытались подражать Державину, продолжая культивировать жанры XVIII вписали напыщенные оды и послания, восхваляя в них монарха и его вельмож. Каждая из этих групп писателей по-разному отражала социальную жизнь и, выражая поэтическое содержание в законченном единстве многообразной формы, отличалась особенностями стиля, или иначе – своим литературным стилем. Для понимания литературы того времени необходимо осознать наличие различных стилей, различить отдельные группы произведений по особенностям их содержания, выраженного в многосторонней форме, уяснить социальное и литературное значение каждого стиля, их взаимодействие и борьбу, отражающую социальные антагонизмы, процесс классовой борьбы. В этом смысле понятие литературного стиля очень важно для историко-литературного изучения. Первоначально слово стиль означало (на греческом языке) – колонну, столбик, палку, а на латинском
(stylus) – заостренный кол, палку. На почве этого общего значения в латинском языке возникло частное древние римляне называли стилем заостренную костяную палочку, употреблявшуюся ими для письма на досках, покрытых воском. Такой костяной грифель имел на
97
конце гладкое утолщение, которым, как резинкой, вытирали неверно нацарапанные слова. По мере развития письменности в профессиональной писательской среде возникли новые, иносказательные значения слова. Известен совет поэта Горация, обращенный к писателям почаще перевертывать стиль (stylum vertere), те. почаще стирать написанное, лучше отделывать свое сочинение. Позднее, в эпоху упадка Империи, за словом стиль упрочилось переносное значение. Так, например, поэт Апулей называет стилем способ, характер изложения мыслей историк
Тацит – особенности слога произведения, его литературную манеру. Переносное значение слово стиль сохранило вовсе последующие эпохи, утеряв первоначальное значение. Так в немецком словаре Неринга 1736 стиль определяется как способ, манера письма Следующим этапом было превращение этого ходового слова в научно- эстетический термин. В эпоху Возрождения, а, в особенности, впервые века нового времени, наступает расцвет филологической критики, создавшей первые обобщения и разграничения в области литературного стиля. В XVII в. французские ученые (Бени, Бодуэн) отчетливо разграничивали задачи и средства исторического познания от средств ораторского и поэтического искусства. Создание поэтики классицизма (Скалигер, Буало) знаменовало рост интереса к собственно поэтическим средствам. Изучение литературного стиля понимается как особая область филологии и получает название стилистики наряду с поэтикой и риторикой как смежными дисциплинами. Появляется ряд трудов по стилистике, увенчанный в XIX в. классической работой Ваккернагеля
«Poetik, Rhetorik und Stilistik» (лекции, читанные в 1836, изданные в 1873).
98
Таким образом, изучение стиля тогда сводилось, как и до сих пор иногда сводится, к анализу особенностей слога, к стилистике. Так французское литературоведение вв. оперирует преимущественно этим значением слова. Однако постепенно и писатели и ученые пришли к выводу, что стиль художественного произведения нельзя свести только к чисто языковым его особенностям, к свойствам, изучаемым стилистикой. Вначале в. уже говорили о стиле в музыке. В словаре Неринга уже различается церковный, театральный, камерный музыкальные стили. Громадное значение для такого теоретического обогащения понятия стиля имели исторические и теоретические работы в области пространственных искусств, в особенности в области архитектуры. Искусствоведы заимствовали у филологов понятие стиля для своих научно-исторических обобщений. В своей обстоятельной работе Всеобщая теория изящных искусств) немецкий ученый
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   47


написать администратору сайта