Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
Скачать 4.2 Mb.
|
рал смотрителя» или Шинели или Бедных людей нужно рассматривать как явления совершенно иного чения. Реализм – в литературе и искусстве – это направление, стремящееся к верному изображению действительности. Реализм противопоставляется, с одной стороны, направлениям, в которых содержание подчинено самодовлеющим формальным требованиям (условная формальная традиция, каноны абсолютной красоты, стремление к формальной остроте, новаторству с другой стороны – направлениям, берущим свой материал не из реальной действительности, из мира фантазии (какого бы прои ), или ищущим в образах реальной действительности высшей мистической или идеалистической реальности. Реализм исключает подход к искусству как к свободной творческой игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Это направление, в котором пр ода искусства ка особого рода познавательной деятельности наиболее ясно выражена. В общем и целом лелью материализма Но художественная литература имеет дело с человеком и человеческим обществом. В той или иной мере вся художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслима образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть, конечно, подчинены иного рода заданиями так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображе- ние о и полно. Тургенев, Гончаров, Ос п я и фантастику и символику, – одно из величайших созданий реализма, ибо образ действительности является преобладающей. Эта установка может быть стихийной (наивной) или сознательной. Стихийный реализм часто свойствен творчеству. Острое зрение и реалистическая честность художника сплошь и рядом помогают ему показать реальную действительность верн тровский, Салтыков-Щедрин и др. дали правдивую и более глубокую картину современного им общества, подчас более точную, чем научные и исторические труды той эпохи. Теория литературы довольно вульгарно определяла основные черты реализма, основываясь на так называемом «марксистско-ленинском» подходе, являя миру и довольно расплывчатое понятие социалистического реализма. Конечно, если очистить ряд понятий от подобного идеологизированного одхода, то некоторые положения, условно говор , можно принять в нашем толковании реализма. В частности, мы примем разговор о правдивости деталей, точности и верности передачи характеров, типичности характеров и обстоятельств, приемлемость стилизации и условной фантастики (например, в творчестве Гоголя, Щедрина, Некрасова, Булгакова и др. Возможны отступления от реалистического правдоподобия и гораздо более серьезного характера, при которых произведение все-таки останется в глубочайшем смысле реалистическим. Так, « Фауст» Гете, несмотря на Фауста хотя такие гениальные прозрения не соз ми путями, не только внешне- реа дает глубокое и верное воплощение определенных черт общечеловеческого, вневременного и внена- ционального характера. В литературе, предшествующей возникновению реализма как последовательного стиля, искать его элементы не только в произведениях, дающих внешне- конкретные образы современности (вроде «Сатирико- на Петрония 96 ), но ив произведениях, по внешнему виду совсем нереалистичных. Так, у греческих трагиков мы находим глубокое проникновение в подлинный смысл исторической смены юридических и этических норм, проникновение по существу вполне реалистического характера, дают еще реализма. В целом, аттическая трагедия, тесно связанная с мифологическим миросозерцанием, не реалистична. Реалистическое повествование стремится к максимальной чувственно-бытовой конкретности. Конечно та конкретность, без которой образ не образ, может достигаться и ины листическими, но пренебрежение реалистическим моментом часто обращает литературное произведение в голую риторику. Внешне-реалистическая манера – один из способов той индивидуализации, той конкретизации, которая в повествовательных и драматических жанрах ведет к созданию человеческого образа. Такая индивидуализация может достигаться и иными путями. Так, например, во французской классической трагедии она достигается исключительно путем драматической характеристики, характеристики через поступки и их мотивировку. Ив позднейшем реализме, например, у Стендаля, встречается такая драматическая характеристика почти без всякой помощи внешне-реалистического. Тем не менее, внешне-реалистическую манеру можно признать 132 наиболее специфически-художественной манерой, т. кв ней особенно заостряется конкретно- чувственная природа искусства. Она особенно ясно выявляет диалектику типического, т. к. дает воз вильно отражать дей а, например, в образе рыцаря в рыцарском романе дь не я, созданные великими сатириками. Су- ще заметить все же, что обострение и углубление внешне-реалистических приемов само по можность максимально богато индивидуализировать то обобщение, которое содержится в типичности образа. Проблема типичности довольно остро встает перед писателями реалистического направления (да и не только. Типично и то, что наиболее часто встречается, и то, что с наибольшей силой и заостренностью выражает сущность данного героя, образа, явления. Еще раз заметим, что даже писатель, стоящий на другой точке зрения, может, в известной мере, пра ствительность в силу своего собственного метода или направления, который играет такую же роль в его личном художественном творчестве. Реалистическая героизация как элемент типизации заметн позднего средневековья или образа романического героя из хорошей семьи в буржуазном романе XIX века. Гиперболизация с положительным знаком, отню исключающа реалистического существа образа, заметна у Рабле 97 , великаны которого – подлинные выразители титанических людей эпохи Возрождения. Совершенно также остаются реалистическими кривые рожи ства йеху 98 , порожденные ненавистью и сатирой Свифта 99 , совершенно ив силу этого, страшно реалистичны. Признавая внешне-реалистическую манеру нормальной формой реалистического повествования и драмы, необходимо себ у в , прямо пропорционален на- ивн е не повышает качества художественного произведения. Если говорить о некоторых этапах развития реализма в искусстве и литературе, то стоит сказать следующее раннему творчеству свойствен стихийный реализм, который достигает своего высшего выражения в эпоху образования общества на развалинах родового строя (Гомер, исландские саги. В дальнейшем стихийный реализм постоянно ослабляется, с одной стороны, мифологическими системами организованной религии, с другой – художественными приемами, сложившимися в жесткую формальную традицию. Хорошим примером такого процесса может служить феодальная литература западноевропейского средневековья, идущая от реалистического, в основном, стиля Песни о Роланде» 100 к условно-фантастическому и аллегорическому роман XIII–XV в. и от лирики ранних трубадуров через условную куртуазность 102 развитого тру- бадурского стиля к богословской абстрактности предшественников Данте. Не ускользает от этого закона и городская (бюргерская) литература феодальной эпохи, тоже идущая от относительного реализма ранних фаблио 103 и сказок о Лисе 104 к голому формализму мейстерзингеров 105 и их французских современников. Литературная теория на этих этапах, поскольку ее можно назвать теорией, неизменно формалистическая, и реализм, в общем и целом ости художественного произведения, его свободы от школы и традиции. Приближение литературной теории к реализму идет параллельно развитию научного миросозерцания. Развитое общество Греции, заложившее основания человеческой науки, первое выдвинуло и представление о художественной литературе как о деятельности, отображающей реальную действительность. Аристотелю 134 принадлежит знаменитая теория поэзии как подражания природе, возрожденная литературоведением Ренессанса и классицизма. Утверждая поэзию как подражание природе, Аристотель противопоставлял, все же, поэзию, которая изображает человека, как он должен быть, истории, изображающей человека, как он есть. Эта формулировка, с одной стороны, отражает рационалистический характер греческой науки, нос другой стороны, в ней содержится правильное понимание того, что художественный образ является не слепком единичных явлений, а обобщением, поднимающимся над случайностями частного. Античной литературе, также как и позднейшему классицизму, для которого теория Аристотеля была в значительной мере аде е кватна, чужд историзм. Существующе общество принимается как вечное. Великая идеологическая революция Ренессанса принесла с собой и небывалый дотоле расцвет реализма. Но реализм – только одна из стихий, нашедших выражение в этом великом творческом кипении. Подобно тому, как, например, в миросозерцании Парацельса 106 сожительствовали элементы строго научные с остатками старого и с необузданной фантазией магического и астрологического типа, таки в искусстве Ренессанса реализм встречается в самых причудливых сочетаниях с другими тенденциями. Пафос Ренессанса не столько в познании человека в существующих общественных условиях, сколько в выявлении возможностей человеческой природы, в установлении, так сказать, ее потолка. Но это сочетается с глубоким проникновением в природу человека, который для художников Ренессанса есть, прежде всего, современный человек, личность, освобождающаяся от средневековых оков. Героический реализм Ренессанса выразился с особенной силой в творчестве Рабле. На высшую 135 ступень поднимают реализм Ренессанса Шекспир и Сервантес. «Дон-Кихот» и пьесы Шекспира дают гениальные образы разложения феодального средневековья. В своих трагедиях Шекспир представляет целую галерею человеческих образов, в которых освобожденная лич- нося якает только с того момента, когда разрывается связь между иерархией ть развертывается с богатством и конкретностью, никогда непревзойденными. Но реализм Ренессанса тоже еще остается стихийным. Классицизм VII в. явл етс в значительной мере формализацией и окостенением искусства Ренессанса. Он стоит к последнему в том же отношении условно- традиционного искусства к искусству стихийно- свободному, в каком, например,позднейший рыцарский роман стоит к Песне о Роланде». В классицизме торжествует «сословно-жанровая иерархия, наметившаяся уже в античном искусстве. Высшие жанры и благородные страсти – область великих мира сего (les grands). Страсти эти изображаются с большой правдивостью и тонкостью (Расин 107 ); низшие сословия способны только на низшие комические страсти их место в комедии, сатире, романе, который стоит почти вне литературы. В этих низших жанрах классицизм широко допускал введение конкретных бытовых деталей, но функция этих деталей была отнюдь не познавательная, а служила усилению комического эффекта благородный зритель смеялся тем громче, чем более комические персонажи были похожи, сего точки зрения, на реальную чернь. Эта обязательность комического подхода исключала подлинно реалистическую установку. Последняя проникала только как своего рода контрабанда. И хотя исторически комические жанры классицизма сыграли крупную роль в формировании реалистического стиля буржуазии, последний возни жан со- сло буржуазная трудящийся (и даже мелкий буржуа) оста- ров и иерархией сословий и бытовая литра освобождается от подчинения комическому. Нельзя признавать в подлинном смысле реалистическими так называемый плутовской роман. Последний никак не выпадает из сословно-жанровой системы классицизма. Ив нем плебей остается неполноценным человеком если в комедии он обязан быть только смешным, тов плутовском романе он только жулик. Реализм возникает вместе с новым чувством собственного достоинства в буржуазии, опрокидывающим вно-жанровую иерархию. Первый большой шаг в этом направлении делает Мольер в Мизантропе. Реалистический стиль складывается в XVIII в, прежде всего, в сфере романа, которому суждено было остаться ведущим жанром реализма. Между 1720 и 1760 годами происходит первый расцвет реалистического романа (Дефо 108 , Ричардсон, Филдинг 109 и Смоллет 110 в Англии, аббат Прево 111 и Мариво 112 – во Франции. Роман становится повествованием о конкретно очерченной современной, знакомой читателю жизни, насыщенным бытовыми подробностями, с героями, являющимися типами современного общества. Принципиальную разницу между этим ранним реализмом и низшими жанрами классицизма (включая плутовской роман) составляет то, что реалист освобождается от обязательного условного комического (или плутовского) подхода к среднему человеку, который становится в его руках равноправным человеком, способным на высшие страсти, на которые классицизма в значительной степени и Ренессанс) считал способными только царей и вельмож. Буржуазный человек вообще является потомком классического человека как он должен быть, но он «демократизировался». Правда, эта демократизация очень относительная, вполне 137 ется вне пределов авторского сочувствия и появляется только как комическое лицо, как плут или как доброде- тел ев. Она же была любимой кни правильного и разум нный только в XIX в, выпадает всего ряда просвещенческого раннего реализма. ьный и преданный слуга. Герой нередко дворянин. Наиболее яркими делающим эпоху произведением этого периода является «Кларисса Гарлоу» Ричард- сона (1746–1747) . Роман разыгрывается среди средних, конкретно в бытовом отношении очерченных людей, но весь проникнут героизмомтрагической борьбы зачесть и долг. «Кларисса» была подлинным знаменем восходящей буржуазии второй половины XVIII в. вплоть до якобинц гой молодого Бальзака. От позднейшего реализма ранний реализм XVIII в. отличается отсутствием историзма, отсутствием взгляда на своих героев как на типы определенного времени. Он тесно связан с просветительством, которому борьба против феодальной идеологии представляется как введение естественного состояния», ного, независимо от времени. Центральное место в идеологии Просвещения занимает представление о человеке вообще, те. о человеке, прежде всего, бессословном. Тот богатый исторический познавательный материал, который содержится в романах XVIII весть результат не установки на описание данного общества, а стремления к максимально-конкретному правдоподобию, цель которого приблизить героя к читателю и заставить последнего почувствовать в нем реального человека своей же породы. Дени Дидро 113 в своей гениальной сатире Племянник Рамо» создал непревзойденное социальное обобщение, исторически и классово обусловленный образ талантливого и беспринципного паразита того общества, с которым сам Дидро боролся. Но Племянник Рамо», опубликова 138 Последняя третьи начало XIX в. были временем ослабления реалистического стиля. Бурный прогресс общества, первым ярким выражением которого был Руссо, создает новый стиль, который хотя и может служить формой для реалистического творчества, сам по себе не реалистичен. Противоречия французской революции порождают романтизм (см. ниже. Литература, прежде всего в лице Гете, остается реалистической, но она облекает свое реалистическое понимание действительности в форму, очень далекую от реалистического стиля. Новый реализм совпадает хронологически с деятельностью немецкого философа Гегеля и французских историков эпохи Реставрации. Основы его были заложены Вальтером Скоттом 114 , чьи исторические романы сыграли огромную роль как в формировании реалистического стиля, таки в формировании исторического миросозерцания в новой науке. В. Скотт уникален он реалистичней и правдивей в своих романах из прошлого, чем в романах на современные темы Антиквар, где реализм его по существу ограничивается красочным показом архаических, отмирающих типов. Важным этапом в развитии реализма роман Скотта является и потому еще, что он разрушает сословную иерархию образов он первый создал огромную галерею типов из народа, которые эстетически равноправны с героями из высших классов, не ограничены комическими, плутовскими и лакейскими функциями, а являются носителями всех человеческих страстей и предметами напряженного сочувствия. На высшую ступень поднимается реализм на Западе во второй четверти XIX в. с творчеством Оноре де Бальзака 115 , в первом своем зрелом произведении Шуаны) являющийся еще прямым учеником Вальтера Скотта. Бальзак как реалист обращает внимание на 139 современность, трактуя ее как историческую эпоху в ее уникальности, своеобразии. Такие герои Бальзака, как Растиньяк, барон Нюсенген, Сезар Бирото и другие – наиболее законченные примеры того, что мы называем изображением типических характеров в типических обстоятельствах. В его Крестьянах художественный реализм уже вплотную подходит к научному познанию, и роман этот по глубине оставляет далеко за собой все, что в этой области было уже сделано. Ярко- оценочное отношение Бальзака к своему материалу является характерной реалистической чертой. Некоторый гиперболизм 116 его образов не только не противоречит, но углубляет их реалистический характер. Эти черты, присущие лучшим современникам Бальзака – Стендалю и Диккенсу – и отсутствующие у позднейших реалистов (начиная с Теккерея и Флобера), говорят о том, что Бальзак еще принадлежит тому времени, когда буржуазная литература была способна рождать богатырей, полных жизненной силы, в отличие от упадочников и обывателей позднейшего периода. Бальзак – высшая точка реализма. в западноевропейской литературе, но господствующим стилем сам реализм становится лишь во второй половине XIX века. В свое время Бальзак был единственным вполне последовательным реалистом. Ни Диккенс 117 , ни Стендаль 118 , ни сестры Бронте 119 не могут быть признаны таковыми. Рядовая же литература 30–40- х годов XIX века, также как и позднейших десятилетий, была эклектична, сочетая бытовую индивидуализирующую манеру XVIII в. с целым рядом чисто условных моментов. Главным в этой условности были счастливые окончания, идеальные характеры главных героев, наказанный пороки награжденная добродетель. Итак, реализм как широкое течение возникает со второй половине XIX века. в борьбе сними. Отказываясь от апологетики и лакировки, реализм становится критическим, отвергающими осуждающим изображенную им действительность. Однако эта критика буржуазной действительности остается в пределах своего мировоззрения, остается самокритикой. Общие черты нового реализма – пессимизм (отказ от благополучного конца, ослабление сюжетного стержня как искусственного и навязанного действительности, отказ от оценочного отношения к героям, отказ от героя (в собственном смысле слова) и от злодея, наконец пасси- визм, рассматривающий людей как результат обстоятельств. Своеобразное развитие реализм получил в России в XIX веке. Характерные черты начала русского реализма гораздо меньший объективизм и меньшая способность охватить общество как целое. Слабо еще развернутый прогресс не мог давить на русский реализм ста- кой силой, как на западный. В сознании писателя будущее России предопределялось не законами экономики, а всецело зависело от умственного и нравственного развития интеллигенции. Отсюда своеобразный воспитательный, учительный характер этого реализма, любимым приемом его было сводить социально- исторические проблемы к проблеме индивидуальной пригодности и индивидуального поведения. Однако развитие русского романа пошло такими шагами, что, даже не впадая в своеобразный литературоведческий шовинизм, мы можем отметить просто уникальный прогресс в литературе XIX века, особенно в его второй половине. Черты реализма мы находим ив гениальном творчестве АС. Пушкина и МЮ. Лермонтова, в фантастических прозрениях Н. В. Гоголя. Творчество же Н. Г. Чернышевского, АН. Островского, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, 141 Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и др. дало ярчайшие образцы русского реализма во всех его проявлениях. Реализм XX века связан с именами А. М. Горького и АИ. Куприна, Л. Андреева и И. А. Бунина, Б. Л. Пастернака и А. А. Фадеева, Б. Пильняка и В. Шаламова, Ю. Бондарева и Ю. Васильева, МА. Булгакова и Ф. Искандера и т.д. Наш ряд писателей XIX и XX веков, которых мы могли бы причислить по творческой манере к реализму, был бы просто бесконечен, но анализ их творчества не входит в нашу задачу. Классицизм – литературный стиль, выработанный в абсолютистской Франции XVII в. в эпоху меркантилизма и получивший свое распространение в монархической Европе XVII–XVIII вв. Классицизм складывается как стиль крупной буржуазии, в своих верхних слоях связанной с двором абсолютного монарха, а также торгового дворянства, влиявшего на характер придворной культуры. Борьба, которую повела восходящая в XVIII в. средняя буржуазия против классицизма как искусства высших классов критика Лессинга, Дидро, и др. представителей третьего сословия, вызвала к жизни термин ложноклассицизм (псевдоклассицизм, принятый русскими историками литературы в XIX в, но отрицаемый французскими исследователями. В немецком литературоведении классицизм отграничивается от классиков (Гете и Шиллер на рубеже XVIII–XIX вв.). Относя расцвет классицизма кв. во Франции Людовика XIV, необходимо указать, что классицистические тенденции появляются уже раньше в Италии XV–XVI вв., а также в самой Франции в XVI в. (Плеяда. Трансформация классицизма под влиянием новых отношений с абсолютной властью наблюдается во Франции первой половины XVIII в. (Вольтер 122 ). Последние ветви классицизма упираются вконец и начало XIX в, когда в эпоху французской революции развивается революционный буржуазный классицизм. Характерно, что проводниками классицизма в эпоху французской революции были по преимуществу идеологи, установившие культ Корнеля 123 и Вольтера в противоположность якобинцам, ориентировавшимся на сентиментализм и его вождя Руссо. Стилем основным остается классицизм ив эпоху первой империи, когда он, как некогда в XVII в, превращается в средство прокламации тесного союза буржуазии с монархическим строем. В экономически отсталой феодальной Германии развивается в конце XVIII в. так. Называемый |