Главная страница
Навигация по странице:

  • Тредьяковский ).

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница12 из 47
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   47
    анакреонтическая
    140
    ода, стихотворная повесть Душенька Богдановича, написанная для того, чтоб в час прохлад, веселья и покоя приятно рассмеялась Хлоя»), бурлескная поэма (Елисей В. Майкова
    142
    и др, водевиль, равно как и чисто зрелищные театральные представления – оперы.
    155
    Однако всепроникающая собой в XVIII в. стихия дидактизма вторгалась ив эти жанры. Так, в классическом романе – жанре, который возник, несмотря на отрицательное отношение к нему со стороны лидеров школы (Ломоносова, Сумарокова), и ставил своей задачей, главным образом, служить «увеселенью», давать занимательное чтение, авантюрность фабулы сочеталась с обязательной ее поучительностью, с нравоучениями. Прямая и четкая социальная заданность литературы классицизма обусловливала собой рассудочную нормативность классической поэтики, находящую себе полное соответствие с общими рационалистическими тенденциями эпохи Просвещения – века философов. Творчество классика было обставлено сложной системой тщательно разработанных правил, с самого начала организующих творческий акт, регулирующих его во всех деталях, не оставляющих никакого места писательскому произволу – свободе творчества. На долю писателя предоставлялась только возможность лучше или хуже выполнить заданный ему урок, что зависело от его индивидуального искусства, от свойственного ему формального мастерства, а оное не плод единыя охоты, но прилежания и тяжкия работы. Этим объясняется особенно пристальное внимание классической поэтики к вопросам формы, к проблемам художественной выразительности (так, у Ломоносова находим тщательно разработанную теорию эмоциональной наполненности звуков языка, соответствующую словесной инструментовке символистов. Державин проводит ее на практике, составляя стихи без звука р. Творчество поэта сумароковской школы Ржевского все пронизано самым разнообразным формальным экспериментом. Поэтические состязания обычное явление в литературе XVIII в. Созидаемый в интересах высшего дворянства стиль русского классицизма носит резко выраженный дворянский, аристократический характер. Достигнув в
    XVIII в. предельного осуществления своих классовых прав (исключительное право владеть крепостными душами, отнятое было Петром и снова возвращенное Елизаветой, освобождение от обязательной государственной службы – манифест о вольности дворянства Петра III, жалованная грамота дворянству Екатерины
    II), дворянство стремится замкнуться в себе, резко отделиться от всех остальных сословий. Этому служит и классическая литература. Отсюда – строго проводимая русской классической поэтикой иерархия языка (учение Ломоносова о трех штилях, – высоком, среднем и низком, – соответствующих реальному классовому составу русского общества

    XVIII в) и жанровая иерархия (высокие и низкие жанры. Жанры четко отделены друг от друга, каждому точно соответствует определенный штиль смешивать жанры и перепутывать штили абсолютно возбраняется. Преимущественным штилем русских классиков является высокий штиль – стиль оды, героической поэмы, трагедии. В произведениях, написанных высоким штилем, нет ничего подлого, нет низкого и народного все везде преславное, знатное, отменное и царской верховности достойное (
    Тредьяковский
    ). Высокий штиль резко отличается от обыденной речи, пронизан торжественной церковно-славянской стихией, причудливо сочетающейся с античным, мифологическим словарем. Соответственно этому в литературе классицизма преобладающее развитие получают стихотворные жанры. Из прозаических развился только роман, да и то современники-

    ортодоксы всячески убеждали Хераскова переложить написанный им роман «Кадм и Гармония в стихи – переделать в эпическую поэму. Частично проникает проза в комедию. Экономическая, а отсюда культурная ив частности, литературная отсталость России XVIII в, обусловившая вторичный, подражательный характер русского классицизма, не дала ему возможности развиться в такое явление мирового значения, каким был французский классицизм. Нов общем движении русской литературы классицизм XVIII в. сыграл выдающуюся роль. В недрах классицизма было выработано то силлабо-тоническое стихосложение, которое легло в основу всей новой русской поэзии, сложились основные литературные формы. В пределах русского классического стиля мы имеем такие высокие художественные достижения, как комедии Фонвизина, как поэтическое творчество Державина. На основе классической поэтики выросли басни Крылова, Горе от ума Грибоедова. Элементы классицизма имеются в творчестве Пушкина (Полтава и др, в поэзии
    Тютчева. Больше чем через сто лет после эпохи своего расцвета русский классицизм оказал несомненное стилистическое воздействие на орчество символистов (поэзия А. Блока, тв
    В. Брюсова, Вяч.
    Иванова и др. Романтизм
    – само слово романтизм, являясь обозначением очень сложного комплекса литературных и общекультурных движений, развернувшихся с конца
    XVIII до середины XIX в, ассоциируется то с одной, то с другой стороной этих движений и распространяется на весьма разнообразные явления. В наиболее ограниченном и конкретном смысле романтизм обозначает идейное движение, возникшее после переломав развитии Французской революции (от Террора к Термидору) в результате недовольства ее ходом известных
    158
    слоев буржуазии и мелкой буржуазии. Но слово, которое стало обозначать это движение, было уже в употреблении раньше. Генезис термина романтизм, вероятно,
    следующи : словом роман (франц. roman, англ.
    romance) в XVI–XVIII
    вв. называли жанр, сохранивший многие черты средневековой рыцарской поэтики и весьма мало считавшийся с правилами классицизма.
    арактерной чертой жанра была фантастика, расплывчатость образов, пренебрежение правдоподобием, идеализация героев и героинь в духе позднего условного рыцарства, действие в неопределенном прошлом или в
    неопределенно-отдаленных странах, пристрастие к таинственному и магическому, Для обозначения черт, характерных для жанр , возникло французское прилагательное «romanesque» и английское – «romantic». В Англии, в связи с пробуждением личности и обострением интереса к жизни сердца, это слово в течение XVIII встало обрастать новым содержанием, прикрепляясь к тем сторонам романного стиля, которые находили наибольший отклик в новом сознании,
    распрос
    й
    Х
    а
    траняясь и на другие явления, отвергнутые классической эстетикой. Романтическим было, прежде всего, то, что, не обладая четкой формальной гармонией классицизма, трогало сердце, создавало настроение. Вкус к романтическому развивался в тесной связи с растущим культом естественного в противоположность искусственному, чувства – рассудку Ряд явлений, выразивших эти умонастроения, литературоведение окрестило «преромантизмом». Эти явления неотделимы оттого всесильного субъективизма
    159
    сентиментализма, который охватил европейскую литературу в десятилетия перед Французской революцией. На отождествлении романтизма с субъективизмом основано и определение Белинского: Романтизм есть нечто иное как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца. Открытие этого внутреннего мира и сокровенной жизни и составляет содержание литературы XVIII века – от первых английских преромантиков до немецких штюрмеров, до Гете и Шиллера. Все позднейшие разветвления романтизма так или иначе определены этим открытием. На смену гармонической стилизации классицизма, стремящейся выделить отвлеченно-логическую сущность изображаемого, романтическая поэтика выдвигает концепцию живописного (термин, получающий широкое распространение в XVIII в. в смысле «специ- фически-свойственного живописи в отличие от скульптуры. В литературе выразительными моментами служат предметы, ассоциируемые романтической эстетикой, – замки, подземелья, пещеры, луна в облаках и т. п. На более высоком уровне та же тенденция приводит к повышенной светотени при изображении страстей, которая легко вырождается в риторику, но может достигать и потрясающего красноречия. Создается совершенно новый роду
    образности, служащей не украшению слога, а усилению действенности изображаемых эмоций. Пионерами этой новой образности были Руссо (особенно в своих стихотворениях в прозе) и молодой Гете, ранние стихотворения которого могут считаться моментом рождения новой европейской лирики. С х гг. XVIII в. центром новых течений становится Германия. Неразвитость германской экономики, исключавшая возможность прямого революционного
    160
    действия, придает освободительному движению немецкого бюргерства чисто идеальный характер. Немецкая революция происходит только в сознании, не стремясь и не надеясь перейти в политическое действие. Отсюда глубокий разрыв между идеей и ее осуществлением в действительности. Так возникает характернейший момент всего позднейшего романтизма – противоречие между идеалом и действительностью В течение полувека вся немецкая культура развивается под знаком этого разрыва. Нов тоже время, она обнаруживает исключительную творческую энергию в специфике отдельных областей культурного творчества. Впору своего величайшего политического ничтожества Германия обновляет европейскую философию, европейскую музыку и европейскую литературу. Мощное движение, достигающее своей вершины в так называемом (Буря и натиск, используя все завоевания англичан и Руссо, поднимает их на высшую ступень, окончательно рвет с классицизмом и просветительством и открывает собой новую эпоху в истории европейской литературы. Новаторство штюр- меров – неформальное новаторство ради новаторства, а поиски в самых разнообразных направлениях адекватной формы для нового богатого содержания. Углубляя, заостряя и систематизируя все новое, введенное в литературу преромантизмом и Руссо, развивая ряд достижений раннего реализма (так, у Шиллера получает свое высшее завершение зародившаяся в Англии мещанская драма, немецкая литература открывает и осваивает огромное наследие Ренессанса (прежде всего,
    Шекспира) и народной поэзии, по-новому подходит к античной древности. Так против литературы классицизма выдвигается литература, частью новая, частью возрожденная, более богатая и более интересная для нового сознания раскрывающейся личности.
    161
    Немецкое литературное движение х гг.
    XVIII в. оказало огромное влияние на употребление понятия романтизм. Тогда как в Германии он противопоставляется классическому искусству
    Лессинга, Гете и Шиллера, вне Германии вся немецкая литература, начиная с Клопштока
    143
    и Лессинга, воспринимается как новаторская антиклассическая, романтическая. На фоне господства классических канонов романтизм воспринимаетс даже отрицательно, как движение, сбрасывающее гнет старых авторитетов независимо от его положительного содержания. Такой смысл антиклассического новаторства термин романтизм получил во Франции и, особенно, в России, где Пушкин метко окрестил его я
    «
    па айрона . рнасским афеизмом» (атеизмом. Естественным образом романтизм достаточно пышно расцвели в Англии, где его главные представители Вальтер Скотт (в своих поэмах) и Томас Мур
    144
    Наиболее распространенная форма романтической литературы – роман ужасов М. Шелли
    145
    , У. Бекфорд
    146
    и др) Но наряду с этими формами романтизма противоречие между личностью и уродливой прозаической реальностью века, враждебного искусству и поэзии, находит гораздо более значительное выражение ив ранней (до изгнания) поэзии Б
    147
    Второе противоречие, из которого рождается романтизм противоречие между мечтами освобожденной личности и реальностями борьбы. Первоначально сокровенная жизнь сердца раскрывается в тесном единстве с борьбой за освобождение человека. Такое единство мы находим у Руссо. Нов дальнейшем. Позднее возникновение романтизма во Франции объясняется тем, что перед французами, в эпоху революции и при Наполеоне, было слишком много возможностей практического действия, чтобы могла
    162
    получиться та гипертрофия внутреннего мира, которая порождает романтизм. Итак, как мы уже упомянули, наивысшего развития романтизм достиг в Германии. Шиллер, несомненно, должен быть признан романтиком. Отойдя от революционных мечтаний еще до революции, политически он сделался банальным реформистом. Но эта трезвая практика соединялась в нем с совершенно романтической утопией о создании нового облагороженного человечества, независимо отхода истории, путем его перевоспитания красотой. Вскоре романтизм начинает искать пути для осуществления идеала вне политики и находит его, прежде всего, в свободной творческой фантазии. Возникает сыгравшая огромную роль в эстетике прошлого концепция художника как творца, самопроизвольно создающего новую действительность из своей фантазии. Наряду с откровенно фантастическими произвольным творчеством романтизм ищет идеал ив представляющемся ему объективно-сущим потустороннем мире. Из эмоционального переживания и интимного общения с природой, возникает осознанный романтический пантеизм. Параллельно пантеизму развивается и романтическая мистика, тоже на известном этапе сохраняющая резко антихристианские черты (пророческие книги Блейка
    148
    ). Позднее у романтиков получает новую значимость старая генетическая связь с феодальным средневековьем. Средневековье, как век рыцарства и католичества, становится существенным моментом романтического идеала. Оно осмысливается как век свободного подчинения богу и сеньору. Средневековый мир рыцарства и католицизма есть также мир автономных цехов его культура гораздо более народна, чем позднейшая монархическая и буржуазная. Но именно теперь романтизм делает особенно много для возрождения и изучения фольклора, прежде всего, народной песни. И нельзя не признать, что работа романтиков в этой области имеет значительную и непреходящую ценность. Русский романтизм не вносит принципиально новых моментов в общую историю романтизма, являясь вторичным по отношению к западноевропейскому. Наиболее ярок он после поражения декабристов. Крушение надежд, гнет создают самую подходящую обстановку для развития романтических настроений, для обострения противоречия идеала и действительности. Мы наблюдаем почти всю гамму оттенков романтизма – аполитическое, замыкающееся в метафизику и эстетику романтическую политику славянофилов историческую романтику Лажечникова
    149
    ,
    Загоскина
    150
    и др социально окрашенный романтический протест Н. Полевой уход в фантастику ив свободное творчество (Вельтман
    152
    , некоторые произведения Гоголя наконец романтический бунт Лермонтова, испытавшего сильное влияние Байрона, но перекликавшегося и с немецкими штюрмерами. Однако даже в этот, наиболее романтичный период русской литературы романтизм не является ведущим направлением. В поздней русской литературе есть живая стилевая связь с романтизмом у Блока. Творчество Блока развертывается под знаком противоречия между ненавистью блудного сына к реальной действительности и страхом перед революцией, с безнадежными поисками идеала тов потустороннем мире (Прекрасная Дама, тов неком искажении действительности (образ России, образ Христа в Двенадцати. Безусловно, романтическое наследство никак не может быть отвергнуто, во-первых, потому, что в основе романтизма лежит страстный (хотя и искаженный) протест против несвободы. Во-вторых, романтизм есть
    164
    огромное проявление творческой энергии, направленной на искусство. Великие романтики в огромной мере обогатили средства выражения художественной литературы. Особенно много они сделали для лирики, углубив и утвердив стилистическую революцию, начатую Гете. И, конечно, нельзя забывать о величайших заслугах романтизма в области истории литературы, фольклора и т. п. вплоть до языкознания. Натурализм (от лат. natura – природа) – название течения в европейской литературе и искусстве, возникшего в х гг. XIX в. и особенно широко развернувшегося в х гг., когда натурализм. стал самым влиятельным направлением. Собственно говоря, основные элементы натурализма в литературе существовали значительно раньше км гг. это течение получило лишь название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя
    153
    в книге Экспериментальный роман (1879) ив статьях о театре. В дальнейшем под термином натурализм объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников, в частности Золя. Объясняя выбор термина натурализм для определения нового литературного стиля, Золя начинает с отграничения натурализма от реализма. Меня спрашивают, почему я не удовлетворяюсь словом реализм, которое было входу лет тому назад Я поступил так единственно потому, что тогдашний реализм суживал худо-

    жественно-литературный кругозор мне казалось, что слово натурализм расширяет область наблюдения (Натурализм в театре. В эту область входят отныне запретные до натурализма темы из области патологии и физиологии, проблемы труда той или иной профессии («Жерминаль» Золя и пр. Вводя новое определение для литературного стиля, Золя все же устанавливает базой этого движения реализм, игравший
    165
    столь видную роль во французской литературе второй половины XIX в. Натурализм явился дальнейшим этапом в развитии названного стиля. Конец XIX в. (в особенности е гг.) знаменует собой расцвети укрепление промышленности, высокий уровень техники и т.д. Все это и определило характер дальнейшего развития нового в литературе, носителем которого явилась, главным образом, техническая интеллигенция. Основные требования, предъявленные литературе этой интеллигенцией, были научность, объективность, аполитичность во имя общечеловеческой правды. К этим трем пунктам сводились требования натуралистов, шедшие вразрез с поэтикой реализма, сложившегося как новый стиль в эпоху интенсивной борьбы промышленного капитала за господство с пережитками старого порядка и сего моральными и социальными нормами. Естественно, что к литературе предъявлялись требования политической остроты, принципиальности и даже тенденциозности. Лозунг правдивости и точности обозначал лишь стремление к большей убедительности идейного содержания произведений, а, следовательно, к большей их действенности. Для обоснования незыблемости и вечности существующего мира и его устройства мобилизуются наука и философия, научно оправдывается реформизм. Отсюда и характернейшее для натурализма утверждение, что литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Понятно, что натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает этот мир. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественнонаучный материализм
    166

    Геккеля
    154
    ,
    Спенсера
    155
    и Ломброзо
    156
    , приспособляя к своим интересам учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими, философию позитивизма Огюста Конта
    157
    и утопизма
    (
    Сен-Симон
    158
    ). Выдвигая положение, что человеческая природа определяет общественную жизнь и дает ключ к пониманию истории, позитивисты и натуралисты, принимающие философию позитивизма, приходят к идеалистическим выводам, подобно французским материалистам в. Во второй половине XIX века их идеи и лозунги часто служат реакционным целям. Уже требование научности имеет определенно реформистскую подоплеку под широким понятием науки кроется нечто весьма определенное. Натуралисты ищут объяснения истории развития человечества в его природе и удовлетворяются биологическими аналогиями. Натурализм во имя научности и близости к природе выдвигает чрезвычайно характерное для него требование аполитичности искусства. Преклонение перед природой и наукой оказывается своего рода борьбой с определенной системой политических взглядов. Ссылаясь на Огюста Конта, Золя говорит о создании научной политики – ни республиканской, ни монархической, но человеческой. Наука становится и щитом, и оружием. Яне хочу, как Бальзак, – пишет Золя, – решать, каков должен быть строй человеческой жизни, быть политиком, философом, моралистом. Я удовольствуюсь ролью ученого, буду изображать действительность, ища при этом ее внутренние скрытые основы. Взамен авторских оценок политики и морали литература должна ставить чисто научные задачи, должна стать частью физиологии и теми же методами, которыми последняя изучает физическую организацию человека, должна отобразить и изучить

    167
    механизм чувства и страстей, естественную историю человечества. Применяя методы физиологии, натуралисты требуют той же точности в описании среды и событий, которая нужна физиологу при его опытах. Но это – точность деталей, а не смысла целой картины действительности. Эта точность перестает быть одним из требований, как у реалистов, здесь она становится основным лозунгом натуралистов, стремящихся к фотографической фиксации фактов. Для натуралистов характерно систематическое изучение художественного материала. Например, Золя кропотливо изучал как среду, которую намеревался отразить, таки труд, условия труда и самый процесс работы, машину и инструмент рабочего (Углекопы, «Человек-зверь» и др. Делая героем своего романа железнодорожного машиниста («Человек-зверь»), Золя обстоятельно знакомится на паровозе сего работой. Братья Гонкуры
    159
    , описывая болезнь и смерть Жермини Ласерте, много времени посвящают клинике и изучают медицинские трактаты. По клиническим отчетам изучает Ибсен
    160
    все симптомы болезни, изображенной в Привидениях натКак требования научности и аполитичности, таки требования точности и объективности в показе реальной действительности носили у натуралистов весьма политический характер. На «общечеловечной» и научной политике базировалась пропаганда реформизма. Посредством объективного и научного показа недостатков современной действительности французские уралисты надеялись воздействовать на умы людей. Теоретики вождь французского натурализма Золя причислял к натуральной школе кроме себя еще и
    Флобера
    161
    , братьев Гонкур, Доде
    162
    и других менее известных писателей. К непосредственным предшественникам натурализма Золя относит французских реалистов Бальзака, внесшего в роман метод наблюдения и
    168
    опытных исследований, и Стендаля
    163
    , проделавшего в своем творчестве психологические эксперименты над мех мм е
    я ективиз- ма анизмом души. На самом деле никто из этих писателей, не исключая самого Золя, не был натуралистом в том смысле, в котором понимал это направление Золя- теоретик. К натурализму как стилю приобщались на время писатели весьма разнородные и по художественному методу и по принадлежности к различным классовым группировкам. Характерно, что объединяющи моменто являлся вовсе не художественный метода именно реформистские тенденции натурализма. Например, такого писателя, как Мопассан
    164
    , полагавшего, что искусство глубоко субъективно, приближает к натурализму, скорее всего, стремление отобразить темные стороны быта современного му общества. Гонкуры же считают расслоение людей результатом различной их одаренности – различия человеческого интеллекта. Под объективными научным отображением действительности подразумевается отображение человеческой психики как « вления природы. Их творческий метод характерен созерцательностью, фиксирующей застывшие формы бытия. Единственным двигателем как внутреннего мира человека, таки внешнего оказывается для них бесконечная вереница мелких фактов и впечатлений. Начав с требования полного соответствия искусства природе во имя научной объективности,
    Гонкуры приходят к полному отрицанию объ и науки, к утверждению в качестве единственного критерия познания чувственного восприятия. Вершину французского натурализма образует, конечно, творчество самого Золя. Крупнейшее его произведение серия «Ругон-Маккары» – задумано как широкая картина проявления законов наследственности, как естественная история одной семьи. Физиология должна определить психику действующих лиц в романе. Почти все их поступки обусловлены наследственностью (алкоголизмом, которым Золя объясняет и ре- вол нденции, таки различные художествен рве я по отн юционные устремления своих героев (Углекопы. Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса требований, выдвинутых теоретиками натурализма. Следуя одному из принципов этого стиля, они отталкиваются от других, резко отличаясь между собой, представляя как различные общественные те ные методы. Под знаком Золя развивалось, например, творчество создателя так называемого производственного романа Пьера Ампа
    165
    Производственный роман также можно считать прямым наследником романа натуралистического, но, при этом, перешедшего уже в новое качество. Фетишизация вещи, машины, инструмента, имевшая уже место в натуралистическом романе, занимает тут главное место, оттесняя человека на второй план. На первый план выдвигается требование рационального использования машин посредством рационализации п оиз одства, улучш ния быта рабочих и облегчения их труда. Амп полностью принимает современный строй певец высокого уровня техники, он совмещает реформизм с пропагандой рационализации производства, борется за усовершенствование хозяйства, для укрепления которого считает необходимым создание классового мира путем проведени ошению к рабочим разумной эксплуатации. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Немецкий и скандинавский натурализм представляют собой целиком переходную ступень к импрессионизму
    166
    Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей Истории германского народа предложил этот стиль назвать физиологическим импрессионизмом. Этот термин вдаль- нейшем применяется рядом историков немецкой лите- рат т- риц ре, примат суб виняли произведения М. ями литературного развития, временем, местом и пр. уры. Основоположниками немецкого натурализма (или физиологического импрессионизма) явились писатели А. Гольц и Ф. Шляф. Основные их принципы изложены в брошюре Гольца Искусство, где Гольц утверждает, что искусство имеет тенденцию снова стать природой, и оно становится ею сообразно имеющимся налицо условиям репродукции и практического применения. Отрицается также сложность фабулы. Место богатого событиями романа французов (Золя) занимает рассказ или новелла, чрезвычайно бедная фабулой. Главное место здесь отводится кропотливой передаче настроений, зрительных и слуховых ощущений. На смену роману приходят драма и стихотворение, к которому французские натуралисты относились крайне о ательно как к роду развлекательного искусства. Таким образом, стиль, созданный французской интеллигенцией, порой, перерастает в свою противоположность импрессионизм и символизм, утверждающие субъективный метод в литерату ъективного восприятия и фантастики. Добавим, что в так называемой советской литературе, в свое время, в натурализме об
    Шолохова и Ф. Панферова
    167
    Вообще, разговор о литературных направлениях сегодня, может быть, даже и не вполне правомерен. Литературное творчество настолько глубоко индивидуально, что рассматривать надо его вполне отделенно, отдельно, анализируя всевозможные свойства конкретного стиля, конкретного произведения в свете его соотнесенности с миром, с общими тенденци
    171
    Как общие принципы прозы XX – начала XXI века, вне направлений, методов и стилей, можно выделить следующие
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   47


    написать администратору сайта