Главная страница
Навигация по странице:

  • Белинский Виссарион Григорьевич

  • Пауль Томас Манн

  • Хорхе Луис Борхес

  • Мартириум

  • Ариосто (Ariosto), Лодовико

  • Скюдери Мадлен де

  • Б. Р. Мандель. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва


    Скачать 4.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для студентов высших учебных заведений бакалавриат, магистратура в помощь к подготовке к экзаменам Москва
    АнкорБ. Р. Мандель
    Дата08.11.2022
    Размер4.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаMandel_Teoriya-literatury_RuLit_Me_616346.pdf
    ТипУчебное пособие
    #776776
    страница43 из 47
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47
    Никола Буало-Депрео (фр. Nicolas Boileau-Despréaux; 1 ноября
    1636, Париж – 13 марта 1711, там же) – французский поэт, критик, теоретик классицизма. Выдающимся значением в истории французской литературы Буало обязан своей дидактической поэме в х песнях «L’art poétique», которая является наиболее полным выражением положений ложно, или новоклассической, школы. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как ив других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, таки по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, нов тоже время, прости свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой веки на всю поэзию XVIII ст, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сентиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), ив своем «Art poétique» создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе (Законодатель Парнаса. Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся ив русской литературе конца XVIII ст. Наши представители псевдоклассицизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям напр. сатира Кантемира Куму моему есть вольный перевод «A son èsprit»
    Буало).
    16
    Дени Дидро (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лонгрэ – 31 июля, Париж) – французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший Энциклопедию, или толковый словарь наук, искусств и ремесел (1751). Вместе с Вольтером, Руссо,
    Монтескьё, Д’Аламбером и др. энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили Французскую революцию.
    17
    Баттё (Batteux) Шарль (6.5.1713, вблизи Реймса, – 14.7.1780, Париж, французский философ, эстетики педагог. С 1761 член Французской академии. В эстетическом сочинении Изящные искусства, сведенные к одному общему принципу (1746) и Курс изящной словесности (1747–1748) развивал идеи классицизма Вслед за Аристотелем основным принципом искусства считал подражание а различия между искусствами усматривал в средствах подражания (цвет – в живописи, звук – в музыке, жест – в танце, речь – в поэзии подражать следует только прекрасной природе, воплощением которой он считал античное искусство как некую абсолютную внеисторическую норму. Джон Драйден
    (англ. John Dryden; 1631 – 12 мая 1700, Лондон) – английский поэт, драматург, критик, баснописец, сделавший основным размером английской поэзии александрийский стихи более других способствовавший утверждению в английской литературе эстетики классицизма. Его влияние на современников было настолько всеобъемлюще, что период с 1660 по 1700 гг. в истории английской литературы принято именовать веком Драйдена».
    19
    Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузье, Арденны, –
    5.3.1893, Париж, французский философ, эстетик, писатель, историк. В 1848–1851 учился в Высшей нормальной школе (Париж. Член французской академии (1878). Родоначальник эстетической теории натурализма основатель культурно-исторической школы Основные сочинения – Критические опыты (1858, рус. пер. 1869), этюды об О. Бальзаке (1858) и Стендале (1864), История английской литературы (1863–1864, рус. пер. 1876), Философия искусства, рус. пер. 1866, 1899). Исходя из позитивистского эволюционизма О.
    Конта, Тэн задачей критики считал нейтральный анализ, избегающий нравственных и идеологических оценок. Василий Кириллович Тредиаковский
    (Тредьяковский)
    (5 марта (22 февраля) 1703–17 (6) августа 1769) – известный русский ученый и поэт XVIII века. Тредиаковский является одним из основателей силлaбо-тонического стихосложения в России. Поэзия начала XVII строилась на силлабической основе, то есть ударения в стихе небыли упорядочены, фиксированным было только количество слогов. Такой тип стиха пришёл в Россию из Польши. В 1735 Тредиаковский издал Новый и краткий способ к сложению стихов Российских. В этой работе он ввёл понятие стихотворной стопы, а на её основе – понятие ямба и хорея. Стихотворные строки Тредиаковский предложил строить на основе хорея тот стих … совершенен и лучше, который состоит только из хореев … а тот весьма худ, который весь иамбы составляют. Фактически, Тредиаковский предложил обновить традиционные размеры силлабического стихосложения (13-ти и 11-ти- сложник) путём введения постоянных ударений и цезуры. В своем труде Тредиаковский также дал определения различных жанров сонета, рондо, эпистолы, элегии, оды и пр приводит многочисленные примеры. С критикой стихосложения, предложенного
    Тредиаковским, выступил Ломоносов. В целом, Тредиаковский принял систему, предложенную Ломоносовым, и даже переписал несколько своих прежних од, стем, чтобы они соответствовали новым правилам стихосложения. Александр Петрович Сумароков (1717–1777) – русский поэт, писатель и драматург XVIII в. Николай Иванович Новиков (1744–1818) – русский писатель, общественный деятель, журналист и издатель Полевой Николай Алексеевич (22. 04. 1796 – 22. 03. 1846) – журналист, критик, писатель, историк. В десятилетнем возрасте писал драмы, стихи, исторические заметки, издавал рукописную газету Азиатские новости и журнал Друг России. На литературное поприще вступил в 1817 г, напечатав в Русском вестнике статью о посещении Александром I Курска. В 1820 г. Полевой переехал в Москву, ас г. окончательно посвятил себя литературе и журналистике. Отклонив предложения о сотрудничестве Н. Греча и Ф. Булгарина, в 1825 г. при содействии кн. ПА. Вяземского начал издавать журнал Московский телеграф.

    613 Московский телеграф вошел в историю журналистики XIX века как одно из самых ярких явлений. Заметную роль в нем играл отдел критический, где Полевым Пушкин был объявлен великим поэтом и гениальным человеком. В тоже время, как охарактеризовал В. Г. Белинский критическую деятельность Н. Полевого, нет возможности пересчитать все авторитеты, уничтоженные им. Резкость и смелость суждений Полевого-критика вскоре привлекли его издание к опале. Пушкин открыто возмущался суровой критикой деятельности Карамзина-историка со стороны Полевого. Кн. Вяземский прекратил сотрудничество в Московском телеграфе и прекратил отношения с издателем, назвав его ниспровергателем законных литературных властей. Постепенно Полевой сделался объектом неприлично ругательных отзывов, пасквилей, эпиграмм и даже доносов. Наименее щепетильные его противники, используя открытость суждений журналиста, постарались создать ему репутацию революционера и смутьяна. Министр народного просвещения Уваров прямо утверждал, что если Полевой напишет даже Отче наш, то и это будет возмутительно. Результатом кампании против Полевого стало запрещение в 1834 г. журнала, поводом к которому стала нелицеприятная рецензия Полевого на драму Кукольника, удостоившуюся перед тем Высочайшего одобрения. Издателю была запрещена официальная печатная дея- тельность.После запрещения Московского телеграфа Полевой некоторое время был постоянным сотрудником Библиотеки для чтения, негласно редактировал журнал Живописное обозрение, Сын Отечества, Русский вестник, газету Северная пчела, а в
    1846 г. – Литературную газету, издававшуюся А. Краевским. В последней Полевой открыто выступил против Ф. Булгарина и был поддержан Белинским, резко критиковавшим до того литературную деятельность Полевого х гг. За время журналистской деятельности Н. Полевой опубликовал в 47 периодических издания несколько десятков статей критического, публицистического и исторического характера. Отдельно были изданы несколько романов и исторических трудов. Последние годы Полевого были отмечены непосильной работой ради денег, которая не смогла поправить полунищенского существования знаменитого журналиста.
    24
    Надеждин Николай Иванович (1804–1856) (псевдоним Никодим Недоумко с Патриарших прудов) – русский литературный критик
    30- х гг. XIX века, профессор словесных наук Московского университета. Родился в семье сельского дьякона, учился в рязанском
    духовном училище и Московской академии, по окончании которой преподавал богословие в рязанской семинарии. Начало литературной деятельности Надеждина относится к 1828, когда он выступил в Вестнике Европы Каченовского (№№ 21 и 22) со статьей Литературные опасения за будущий год. После ряда критических работ он написал диссертацию на латинском языке, отрывки которой известны под названием О настоящем злоупотреблении и искажении романтической поэзии, получил после ее защиты степень доктора словесных науки был назначен в Московский университет (1831) профессором по кафедре изящных искусств и археологии. Литературно-критическая деятельность его продолжалась до 1836, когда за помещение Философических писем П. Я. Чаадаева Телескоп был закрыт и Надеждин сослан в
    Усть-Сысольск. По возвращении из ссылки вон занимался этнографическими и историческими исследованиями, в частности историей религии с 1842 редактировал Журнал Министерства внутренних дел. Являясь одним из ранних сторонников реалистической критики, Надеждин своими первыми литературными выступлениями возглавил борьбу против господствовавшего в то время романтизма.
    25
    Белинский Виссарион Григорьевич (30 мая (11 июня) 1811 года, крепость Свеаборг (Финляндия) – 26 мая (7 июня) 1848 года,
    Санкт-Петербург) – русский писатель, выдающийся литературный критики публицист. Александр Васильевич Дружинин
    (8 (20) октября 1824, Санкт-
    Петербург – 19 (31) января 1864, там же) – русский писатель, литературный критик, переводчик Байрона и Шекспира; инициатор создания Общества для пособия нуждающимся литераторами ученым. Николай Гаврилович Чернышевский (12(24) июля 1828, Саратов – 17(29) октябрятам же) – русский философ- утопист, революционер, редактор, литературный критик, публицист и писатель. Николай Александрович Добролюбов (самый известный псевдоним Н. Лайбов, настоящим именем не подписывался 24 января (5 февраля) 1836, Нижний Новгород – 17 ноября (29 ноября, Петербург) – русский литературный критик рубежах их годов, публицист, революционный демократ.
    29
    Григорьев Аполлон Александрович (16.7.1822 – 25.9.1864) – поэт, критик, журналист. С 1845 года печатался в журналах Отечественные записки, Репертуар и пантеон, газете Московский

    615 городской листок. В 1850 г. становится во главе кружка, известного под именем молодой редакции журнала МН. Погодина «Мо- сквитянин» (в состав кружка также входили Островский, Писем- ский, Алмазов, А. Потехин, Печерский-Мельников, Эдельсон,
    Мей, Ник. Берг, Горбунов и др. После закрытия в 1856 году «Мо- сквитянина» в разное время Григорьев непродолжительно работал в Русской беседе, Библиотеке для чтения, первоначальном Русском слове, где был некоторое время одним из трех редакторов, в Русском мире, Светоче, Сыне отечества Старчевского, Русском вестнике Каткова. С 1861 года Григорьев наряду с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым – один из ведущих критиков журнала ММ. и Ф. М. Достоевских Время. После закрытия Времени в 1863 году – редактор еженедельника Якорь и сатирического приложения к нему Оса, где в течение года были опубликованы около 60 его статей передовицы, заметки, очерки, театральные обзоры и рецензии. С открытием в 1864 году нового журнала братьев Достоевских Эпоха, критик возвращается вкруг сотрудников этого органа почвенников, где и публикует последние свои статьи. Троп – (от греч. tropos – оборот) – слова и выражения, используемые в переносном смысле, когда признак одного предмета переносится на другой, с целью достижения художественной выразительности в речи. В основе любого тропа лежит сопоставление предметов и явлений. Тропы присутствуют в различных произведениях и используются большинством писателей и поэтов. Тропы изучаются наукой семасиологией и её подразделом –
    поэтической
    семасиологией. Основные виды тропов:

    Метафора

    Метонимия

    Синекдоха
    К тропам также относятся

    Эпитет

    Сравнение

    Олицетворение

    Гипербола
    31
    Имманентный от латинского immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие – трансцендентный.

    616 Роман Осипович Якобсон
    (англ. Roman Jakobson, 11 (23) октября, Москва – 18 июля 1982, Бостон, США) – российский и американский лингвист и литературовед, один из крупнейших лингвистов XX века, оказавший влияние на развитие гуманитарных наук не только своими новаторскими идеями, но и активной организаторской деятельностью. Участник Первого русского авангарда. Труды по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, русскому языку, русской литературе, поэтике, славистике, психолингвистике, семиотике и многим другим областям гуманитарного знания. Юрий Михайлович Лотман
    (28 февраля 1922, Петроград – 28 октября 1993, Тарту) – выдающийся советский литературовед, культурологи семиотик, ученый с мировым именем.
    34
    Пауль Томас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 1875–1955) – великий немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна и Эрики Манн.
    35
    Хорхе Луис Борхес (исп. Jorge Luis Borges; 24 августа 1899,
    Буэнос-Айрес – 14 июня 1986, Женева) – аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес признан одним из величайших писателей столетия.
    36
    Вельфлин (Wölfflin) Генрих (21.6.1864, Винтертур, – 19.7.1945, Цюрих, швейцарский искусствовед. Профессор университетов в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с
    1924). Разработали мастерски применил последовательную методику анализа художественного стиля, которая в ранних работах его служила для исследования психологии эпохи (Ренессанс и барокко, русский перевод 1913; Классическое искусство,
    1899, русский перевод 1912). Позднее, под влиянием неокантианства, Вельфлин все больше ограничивал задачи анализа определением методов видения - систем абстрагированных формальных категорий, сводя к ним характеристику искусства разных эпох или народов (Основные понятия истории искусства, 1915, русский перевод 1930; Италия и немецкое чувство формы, 1931, русский перевод – Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи – XIV–XVI века. Отличительная черта эпохи светский характер культуры и ее антропоцентризм (то есть

    617 интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит ее возрождение таки появился термин. Мистерии (от греч. μυστήριον, таинство, тайное священнодействие богослужение, совокупность тайных культовых мероприятий, посвященных божествам.
    39
    Ауто, португ. – ауту (исп. и португ. auto), род религиозно- аллегорических одноактных драматических представлений в Испании и Португалии (я половина XIII–XVIII вв.). Вначале исполнялось любителями, в XVI–XVII вв. превратилось в пышное зрелище, близкое к мистерии Тексты писали Ж. Висенте Португалия, Х. дель Энсина, Лопе Ф. де Вега Карньо (Испания. Классическую форму импридал П.
    Кальдерон дела Барка который написал около 80 ауто и утвердил этот жанр на испанской сцене. В Испании XVIII в, в эпоху Просвещения, постановка ауто – одной из устаревших к тому времени форм средневекового театра – была запрещена.
    40
    Мартириум – от греческого мартирон – мученик. Здесь – вид литературного, чаще драматического произведения о жизни святых мучеников.
    41
    Тассо (Tasso) Торквато (1544–95), итальянский поэт Возрождения и барокко. Героическая поэма Освобожденный Иерусалим издание 1580) была подвергнута суду инквизиции (я редакция в ортодоксальном католическом духе Завоеванный Иерусалим,
    1587–92). Пасторальная драма «Аминта» (постановка 1573, издание
    1580). Философские Диалоги (1583). Трактат Рассуждение о поэтическом искусстве (1565–66). Религиозные поэмы, сонеты, канцоны, мадригалы.
    42
    Ариосто (Ariosto), Лодовико (1474–1533) – крупнейший итальянский поэт эпохи Возрождения, автор поэмы Неистовый Ро- ланд». Парки (Parcae), в римской мифологии богини судьбы (равнозначные греческим
    мойрам).
    44
    Контрреформация католическая реакция, церковно- политическое движение в Европе в середине XVI–XVII вв., возглавленное папством и направленное против Реформации с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в й половине XVI в. По существу контрреформация была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу, религиозной формой контрнаступления феодальных сил,
    пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения. Акростих – литературная форма стихотворение, в котором некоторые (в норме – первые) буквы каждого стиха составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение. Телестих – особая стихотворная форма, в которой последние буквы каждого стиха, при чтении сверху вниз, образуют какое- либо слово, фразу или имя. Мезостих – стихотворение, в котором срединные буквы каждой строфы составляют по вертикали слово или фразу Буриме – (от фр. Bouts-rimés – рифмованные концы) – литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще (ноне обязательно) шуточных, на заданные рифмы, иногда еще и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также игрой в чепуху записывают несколько строк или даже строф, и передают листок партнеру для продолжения, оставив видимыми только последние из них.
    49
    Скюдери Мадлен де (Scudéry, Madeleine de) (1607–1701), французская писательница. Родилась в Гавре. В 1629 с братом Жоржем переехала в Париж, где оба они посвятили себя писательству и салонно-литературной жизни. Мадлен де Скюдери принадлежат многотомные галантные романы, в героях которых читатели легко узнавали своих знаменитых современников. Самые известные из этих сочинений –
    Артамен, или Великий Кир (Artamène ou le Grand
    Cyrus
    , 1649–1653) и
    Клелия (Clélie, 1654–1660). В Клелии, среди прочего, была помещена Карта страны нежности – аллегорический маршрут по изобилующему опасностями царству любви. Генрих Ансельм фон Циглер унд Клиппгаузен
    (нем. Heinrich
    Anselm von Ziegler und Kliphausen
    , 6 января 1663 – 8 сентября 1696) – немецкий писатель. Изучал право и литературу во Франкфурте-на-
    Одере. Главное его произведение – Азиатская Баниза» («Asiatische
    Banise, oder Das blutige doch mutige Pegu in historischer und mit dem
    Mantel einer Helden- und Liebesgeschicht bedeckten Wahrheit beru- hende» (Лейпциг, 1689). Этот роман, написанный высокопарным языком, в свое время имел большой успех, вызвал много подражаний и оказал значительное влияние на развитие литературного вкуса нескольких поколений. Пастораль (французское pastorale, от латинского pastoralis – пастушеский) – 1) условное обозначение литературных жанров
    XIV–XVIII вв. (эклога, поэма, стихотворная драма, связанных с идиллическим мировосприятием (смотри также Буколика,

    619 Идиллия. 2) Опера, балет, вокальная или инструментальная пьеса, содержание которой связано с идиллическим изображением природы, сельской жизни. Поль Мари Верлен (фр. Paul Marie Verlaine, 1844–1896) – французский поэт, один из основоположников символизма и декаданса. Жан Николя Артюр Рембо (фр. Jean Nicolas Arthur Rimbaud,
    1854–1891) – французский поэт, один из основоположников символизма.
    54
    1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   47


    написать администратору сайта