Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.2. НАТУРОЦЕНТРИЧНЫЙ ПОДХОД К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

  • 3.3. СОЦИОЦЕНТРИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Общая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с. Учебное пособие для вузов Издательство Речь Год издания 2005 г. Страниц 320 Серия книг Современный учебник


    Скачать 2.2 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов Издательство Речь Год издания 2005 г. Страниц 320 Серия книг Современный учебник
    АнкорОбщая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с.doc
    Дата25.04.2017
    Размер2.2 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с.doc
    ТипУчебное пособие
    #4900
    страница4 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
    Глава 3
    3.1. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
    Образование, как всякая деятельность человека, носит целесообразный характер: цель условно проектирует результат образовательного процесса, от нее зависит выбор средств и методов педагогической деятельности, необходи­мое содержание, характер взаимодействия участников педагогического про­цесса.

    Говоря о цели образования, мы постоянно, особенно при анализе мыслей выдающихся философов и педагогов, будем «сбиваться» на воспитание. Это не случайно. Педагогику столетиями понимали как науку об искусстве воспи­тания. Предметом современной педагогической науки является образование как целостный педагогический процесс, в котором происходит развитие личности, ее социализация, целенаправленно организованное воспитание и обучение. Каждый компонент целостного процесса образования детерминирует остальные, они друг без друга не существуют. Но поскольку образование — это процесс, дви­жение и при этом взаимодействие всех компонентов, то его модель может иметь вид спирали, где каждый компонент повторяется на новом, измененном уровне.

    Воспитание в процессе образования выполняет роль ведущего компонента, именно его изменения способны решающим образом преобразовать весь це­лостный процесс. Воспитание обращено к личностно-смысловому содержа­нию деятельности человека, оно связано со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, мотивов. Поэтому цель образования определяется как цель воспитания определенного типа личности.

    Здесь полезно еще раз вспомнить, что обучение, также входящее в целост­ный процесс образования, связано с индивидуально-исполнительским содер­жанием деятельности. Вот почему обучение должно опираться на цели, вы­страиваемые воспитанием, иначе вся познавательная деятельность окажется малоэффективной. Конкретной учебной цели (например, научиться опреде­лять падежные окончания существительных) бывает достаточно несложно до­биться, особенно авторитетному учителю, да еще от младших школьников. Угроза «двойки» за четверть, лишение развлечений, принуждение дают неред­ко приемлемый результат в учебной деятельности. Именно поэтому сохраня-

    50
    ется многовековая традиция телесных наказаний детей за неуспеваемость, об­раз средневековой розги неплохо стимулирует и современных школьников. Выучить склонение существительных можно заставить, но полюбить свой род­ной язык под нажимом угроз и наказаний невозможно. Можно заставить ре­бенка контролировать себя, чтобы не опаздывать на уроки, здороваться, но стать добрым и трудолюбивым, не имея мотива, не приняв личностного смысла та­кой нравственной позиции, невозможно.

    Цель образования определяется тем обществом, в котором оно осущест­вляется, однако конкретная постановка цели зависит от многих факторов: куль­турных традиций, господствующих религиозных воззрений, уровня развития социально-экономических процессов в обществе, государственной политики и даже компетентности лидеров и идеологов науки. Но самым значимым явля­ется философское понимание сущности человека, идеала личности. Идеал лич­ности — это своего рода образ общей цели жизни, сложившийся в данный мо­мент в данной культуре.

    На протяжении тысячелетий развития человечества мыслители разных ци­вилизаций сходились в утверждении, что человек — самое уникальное суще­ство в этом мире. Он всегда много и мучительно размышляет о том, «что Я есть», он способен выстраивать себе в жизни мысленные ориентиры (планы, проек­ты, цели) и действовать, опираясь на них. Эта «человекообразующая» сила все­гда являлась предметом пристального внимания педагогики.

    Так, идеалом древнегреческого образования была «калокагатия» — красота внешнего облика и внутренние достоинства, то есть развитие и совершенство всех телесных сил, способностей и нравственных качеств. Аристотель впер­вые теоретически обосновал педагогическую природу калокагатии и явился тем мыслителем, который подарил науке идею всестороннего и гармонического раз­вития личности. С развитием педагогической мысли она приобретала черты высокого идеала образования и выполняла эту роль в европейской культуре в течение многих столетий.

    Согласно учению Аристотеля, человек обладает сложно устроенной душой. Функциями ее «растительной» части являются питание и размножение, «жи­вотная» часть души направляет ощущения и чувства, а «разумная» часть души — чистая, универсальная и бессмертная. Но проявления души — лишь возмож­ности, никакие добродетели не даются человеку от рождения, они должны быть воспитаны. «Растительная» часть души развивается в условиях физического воспитания, «животную» часть души совершенствует нравственное воспита­ние, без которого человек, обладая таким мощным оружием, как ум, будет спо­собен совершать чудовищное зло. Но разум совершенствуется и в обучении наукам, особенно грамматике, риторике, диалектике.

    Особое место в образовании гармонически развитой личности Аристотель уделял занятиям искусствами, прежде всего музыкой и живописью, так как был убежден, что только красота способна обеспечить гармонию всестороннего раз­вития человека. Этот идеал человека он считал вполне реальным средством ук­репления афинского государства.

    Идея всестороннего и гармоничного развития личности вдохновляла и гу­манистов эпохи Возрождения, и мыслителей Просвещения. В педагогике она

    51
    постепенно превращалась в общечеловеческий идеал совершенной личности, своего рода вечный ориентир, никогда вполне не достигаемый.

    Выдающийся русский правовед и философ Павел Иванович Новгородцев (1886—1924) в 1917 году в своем фундаментальном труде «Об общественном идеале» пришел к выводу, что самые высокие общественные идеалы — это та­кие же утопии, как поиски земного рая. Человечество выстраивает свои идеа­лы, как горящие в бесконечности звезды, как сияющие миражи, то есть идеал всегда представляется безусловным и неподвижным содержанием некоего аб­солютного совершенства, которое является внешним источником жизненных целей для людей. А идеалу нужно гореть в душе самого человека, тогда добро, свобода, равенство будут направлять его «душевную жизнь». Сама личность, объяснял П.И. Новгородцев, должна стремиться к меняющимся и вечно ус­ложняющимся целям, к преодолению противоречий, которые неизбежно воз­никают в условиях свободы и социального неравенства. Общественные цели приобретают живой, реализуемый характер, преломляясь в автономии личной активности человека.
    3.2. НАТУРОЦЕНТРИЧНЫЙ ПОДХОД

    К ОБОСНОВАНИЮ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
    Натуроцентричная позиция в педагогической теории характеризуется тем, что мыслители и педагоги стремились определить цель образования, идя «от природы» (natura — природа), возвышая приоритеты человеческого естества до уровня цели.

    Особенно ярко такое понимание цели образования выражено в творчестве Ж.-Ж. Руссо, основоположника «теории естественного воспитания». По мысли Ж.-Ж. Руссо, воспитание безрассудно стремится выработать общий для всех людей идеал, а это невозможно. Дети должны воспитываться сообразно их внут­ренней природе: «Примем за неоспоримое правило, что первые природные дви­жения всегда правдивы: в сердце человеческом нет исконной испорченности; в нем не находится ни одного порока, о котором нельзя было бы сказать, как и откуда он туда проник»17. Только опираясь на мудрые силы природы ребенка, можно воспитать человека вообще, не вельможу или крестьянина, солдата или судью, а прежде всего человека с его общим «призванием жить». Ж.-Ж. Руссо провозглашает в своем педагогическом романе «Эмиль, или О воспитании»: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его <Эмиля, Н. Г> Выходя из моих рук, он не будет... ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком»18. Так в истории педагогической мысли оформился один из первых общечеловеческих идеалов воспитания.

    -----------

    17 Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 94.

    18 Там же. С. 30.

    52
    В XIX веке натуроцентричная трактовка цели образования получила свое­образное развитие в творчестве английского философа, социолога, психолога и теоретика педагогики Герберта Спенсера (1820—1903). В своих философских трудах он создал «органическую теорию общества», где, опираясь на все изве­стные к тому времени достижения естествознания, обосновал природу соци­альных явлений (и в том числе образования) на основе универсальных законов эволюции.

    Ребенок, в представлении Г. Спенсера, взрослея, приспосабливается к жиз­ни, учится «выживать», как животные в природе, борется за свое существова­ние. Без образования человек не сможет справиться с этими задачами, то есть образование — главное средство выживания.

    Принимая своеобразную «эстафету» от Ж.-Ж. Руссо, Г. Спенсер тоже счи­тает, что главная цель воспитания — научить человека жить. «Как жить? Вот самый существенный вопрос для человека, и не в материальном только отно­шении, а в обширнейшем смысле этого слова. Общая задача, в которой слива­ются все прочие специальные задачи, состоит в том, чтобы человек умел руко­водить своими поступками во всех сферах деятельности и при всевозможных обстоятельствах: чтобы он знал, как обращаться со своим телом, как развивать свой ум, как вести дела, как воспитывать детей, как быть хорошим граждани­ном, как пользоваться теми благами, которыми наделила нас природа, как упо­треблять наши способности, чтобы доставить наибольшую пользу себе самим и другим людям, словом, как жить полной жизнью. Эти вопросы в высшей степе­ни важны, и потому изучение их должно составлять главную цель воспитания»19.

    Образование, по Г. Спенсеру, направленное на такую всестороннюю подго­товку к жизни, строится на «естественном порядке» пяти основных видов жиз­недеятельности:

    1) деятельности, которая непосредственно ведет к личному самосохранению;

    2) деятельности, которая служит добыванию средств, и, обеспечивая жизненные потребности, тоже способствует самосохранению индивида;

    3) деятельности, которая имеет целью воспитание и обучение потомства, то есть ведущей к сохранению рода;

    4) деятельности, способствующей выполнению социальных обязанностей и поддержанию политических отношений;

    5) деятельности, которой человек посвящает свой досуг и которая направлена на удовлетворение его чувств, вкусов и интересов.

    В известном сочинении «Воспитание умственное, нравственное и физиче­ское» (1861) Г. Спенсер все содержание классической триады всестороннего развития личности «развернул» в сторону полезности для выживания, для до­бывания средств к существованию, для разумной деятельности в часы досу­га. Образованный человек, по Г. Спенсеру, — это индивид, готовый к практи­ческой жизни, владеющий «полезными» знаниями и навыками, способный к самодеятельности (к «самопроизвольному воспитанию», как он это именует).

    -----------

    19 Спенспр Г. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Ч. 1: Зарубежная история / Сост. А. А. Фролов, Ю. X. Трушина. Н. Новгород, 2001. С. 178.

    53
    Общечеловеческая модель цели образования, имевшая в натуроцентричных (природосообразных) характеристиках Ж.-Ж. Руссо романтическое очарова­ние, у Г. Спенсера приобрела откровенно утилитарные черты.

    В XX веке натуроцентричный подход к цели образования проявился в за­падных философских и педагогико-антропологических концепциях (М. Шел­лера, Г. Плеснера, Г. Ноля, О. Больнова). Воспитание они понимали как раз­витие индивидуальных возможностей, присущих человеку от природы, то есть «пределы» воспитанию уже очерчены природными задатками и индивидуаль­ными особенностями.

    Категорию «цель образования» в западных антропологических концепциях заменяет понятие «духовное планирование»: педагог не «лепит» из ребенка нечто значимое для общества, а пробуждает в нем внутренние силы самосо­вершенствования, помогает раскрыться задаткам и возможностям.
    3.3. СОЦИОЦЕНТРИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
    Другой подход к построению цели образования — социоцентричный. Од­ним из первых в педагогике цель образования напрямую связал с целями со­циума и государства Платон. В своем трактате «Государство» он рисует идеаль­ную социальную жизнь государства и систему общественного воспитания от рождения ребенка до 35 лет.

    Вспомним, что, по мысли Платона, человеческая душа — совершенная субстанция, пребывающая в высшем «мире идей», но, соединившись с телом новорожденного ребенка, она «раскалывается» на «разумную», «волевую» и «чувственную». Этим частям души в поведении человека соответствуют три доб­родетели: «мудрость», «мужество» и «умеренность». Поскольку, как считал Платон, три части души представлены у каждого человека в разных пропорци­ях, то социальное положение людей должно быть напрямую связано с преоб­ладанием той или иной части души. Он выделяет три социальные группы лю­дей в своем совершенном государстве: «философы» — носители разумной части души, способные управлять государством, составлять законы, вершить суд; «воины» — носители «волевой» части души, защищающие государство; обла­датели «чувственной» части души — свободные ремесленники, земледельцы, рыбаки, торговцы, которые заняты физическим трудом.

    Образование всех детей в системе Платона начинается в раннем детстве, потом продолжается в мусической школе (с 7 до 12 лет), палестре (с 12 до 17 лет). К этому времени дети с явно преобладающей «чувственной» частью души обя­зательно проявят свои добродетели, и их образование на этом закончится, они вольются в ряды простых тружеников. На следующей ступени образования, в эфебии (с 17 до 20 лет), где все время будет отдано воинским искусствам, про­явятся добродетели тех воспитанников, у которых преобладает «волевая» часть

    54
    души. Они на этом заканчивают образование и получают от государства долж­ности в армии. Для оставшихся в системе образования носителей «разумной» части души предоставляется школа философов (с 20 до 30 лет — первая сту­пень, с 30 до 35 лет — вторая ступень). Окончившие первую ступень школы философов становятся чиновниками, а избранные — выпускники второй сту­пени школы философов — правителями государства.

    Платон, пользуясь возможностями философской утопии, открыто показал, как социальный заказ формирует три разные цели образования.

    Идея всестороннего развития личности была успешно использована для построения социоцентричной цели образования в XIX веке.

    К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) впервые связали вопрос о це­лях образования с закономерностями развития общества. Они теоретически доказывали, что высокоразвитые материально-технические основы социалисти­ческого и коммунистического общества потребуют от людей всестороннего раз­вития, поэтому всестороннее развитие личности является объективной необхо­димостью строительства коммунизма и целью коммунистического воспитания.

    В «Инструкции делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам» (1866) К. Маркс раскрывает содержание понятия «всестороннее развитие личности»: «Под воспитанием мы понимаем три вещи; Во-первых, умственное воспитание. Во-вторых, физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих, техническое обучение, которое знакомит с основными принци­пами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подрост­ку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»20.

    По мысли основоположников марксизма, природа всестороннего развития личности определяется не гармонией физического, нравственного и умствен­ного воспитания, как утверждал Аристотель и его последователи — европейские гуманисты, а соединением обучения с производительным трудом и политех­нической подготовкой. Так идея всестороннего развития личности преобразу­ется в идею политехнического образования. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что только политехническое образование даст молодежи возможность быстро ос­ваивать на практике систему производства, менять специализацию, перехо­дить из одной отрасли в другую, в зависимости от потребностей общества и собственных интересов. Такое образование, по их мнению, будет свободно от односторонности и сословных пережитков и реально обеспечит всестороннее развитие каждого трудящегося человека.

    Нетрудно заметить, что «триада» К. Маркса, характеризующая всесторон­нее развитие личности, не содержит нравственного компонента. И это неслу­чайно. Идеологи рабочего класса отрицали общечеловеческую мораль, утвер­ждавшуюся античной и христианской культурой, и убежденно отстаивали идею о классовом характере морали. В их представлении «новый человек», всесто­ронне развитый «могильщик буржуазии» только в революционной борьбе сфор­мирует и проявит свои лучшие нравственные качества.

    20 Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2 т. Т. 1. М., 1978. С. 335-336.

    55
    Советская педагогическая наука с первых дней своего существования обра­щалась к проблеме цели образования. Необходимо было теоретически обосно­вать новые образовательные ориентиры советской власти, резко отмежеваться от сословных и классовых целей образования дореволюционной России. В вы­ступлениях и статьях большевиков, прежде всего В. И. Ленина и возглавивших в октябре 1917 года Наркомпрос А. В. Луначарского, Н. К, Крупской, форму­лируется цель нового советского образования: «готовить всесторонне разви­тых членов коммунистического общества».

    Эта формулировка на долгие годы стала для образования в Советской Рос­сии, а потом в СССР руководством к действию. Но то, что возглашала много­численная армия коммунистических идеологов и пропагандистов, с большим трудом принимала практика образования. Необходима была педагогическая проработка проблемы цели образования. Эту задачу независимо друг от друга решали самые яркие экспериментаторы и теоретики советской педагогики 1920-1930-х годов —А. С. Макаренко и С. Т. Шацкий.

    Антон Семенович Макаренко (1888—1939) отстаивал понимание цели обра­зования как формирования целостной личности социалистического типа. Соци­ально-политический смысл цели он не скрывал, но считал, что само общество своим непосредственным влиянием не решает задач образования человека. Это дело специально организованного воспитания. Но цель образования должна, по его мнению, всегда «ясно ощущаться» каждым воспитателем, иначе его де­ятельность будет формальной. А. С. Макаренко пытается представить цель об­разования как систему качеств личности: «Эти цели и должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях раз­вития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного человека. Эти качества личности, проектируемые нами в каждом воспитаннике, могут быть общие и частные, индивидуальные. Советский человек должен в среднем отличаться как типичный характер. Воспитание этого типичного характера со­ветского человека и должно составить одну из важнейших целей педагогиче­ской работы»21.

    Негодуя против формализма в практике образования, горячо отстаивая по­зиции нового советского воспитания, А. С. Макаренко оформляет цель образо­вания как ясную и мобилизующую педагогов-практиков «программу человечес­кого характера». Она включает: «самочувствие человека в коллективе, характер его коллективных связей и реакций, его дисциплинированность, готовность к действию и торможению, способность такта и ориентировки, принципиальность и эмоциональное перспективное устремление». Далее А. С. Макаренко пишет: «Все это синтезируется в том комплексе черт, которые обращают нашего воспи­танника в политически деятельную и ответственную фигуру. К этому же общему комплексу мы относим ту систему знаний и представлений, которые должны составить у него образовательный запас к моменту выхода из школы. Особой общей задачей является гармонирование этих знаний с указанными чертами ха­рактера, приведение их к одному советскому синтезу»22.

    ----------------------

    21 Макаренко А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 4. М., 1984. С. 120.

    22Там же. С. 120.

    56
    Интересно, что современник А. С. Макаренко, выдающийся советский пе­дагог С. Т. Шацкий (1878-1934) тоже выстраивает цель образования как фор­мирование системы качеств личности. Но если А. С. Макаренко рассматрива­ет общий и индивидуальный уровень в характеристике «типичного характера» советского человека, то С. Т. Шацкий ставит вопрос о необходимости разли­чать «общую» цель и «ближние» цели образования. «Общую» цель, считан он, ставит сама жизнь. Это те проблемы, которые нужно решать, повинуясь «духу времени». «Дети — работники будущего, — заявляет. С. Т. Шацкий — <...> граж­данин будущего интернационален, коллективист, организатор, реалист, мас­тер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию»23. Эти качества созревают медленно, они — результат каждодневной деятельности и постоян­ных, порой будничных, впечатлений. Вот почему важны и «ближние» цели образования. Они направлены на подготовку детей к реальной жизни уже сей­час: нужно укреплять здоровье, приобщать их к труду и познанию, к творче­ской деятельности в сфере искусств.

    Социоцентричное представление о цели образования как формировании си­стемы качеств личности активно использовалось советской педагогикой вплоть до 80-х годов XX века. Программа КПСС, а вслед за ней и все нормативные до­кументы в области образования давали характеристику советского человека «как личности социалистического типа», наделенной такими качествами: идейная убежденность, гражданственность, политическая активность, советский патри­отизм, социалистический интернационализм, стремление к знаниям и культу­ре, трудолюбие, коллективизм. На формирование такой личности и была наце­лена система коммунистического воспитания и образования в СССР.

    Примечательно, что процессы демократизации, начавшиеся в конце 1980-х годов, несколько уточнили, откорректировали эту «целеорганизуемую» систе­му качеств. В социально-политических работах по проблемам образования и в педагогических сочинениях стали обращать внимание на формирование та­ких качеств, как ответственность и чувство внутренней свободы, честность и совестливость, желание и умение понимать других людей, инициатива и го­товность действовать. Но при конкретизации на возрастном и методическом уровне этот перечень качеств нередко приобретал нелепый вид: так, в 1-м классе школьнику необходимо было иметь 12 качеств, а с 6-го по 10-1 класс — уже 14.

    Одновременно к концу 70-х годов в нашей отечественной педагогике начи­нает складываться представление о цели образования как направленности лично­сти. Эта концепция оформлялась на основе фундаментальных исследований выдающихся психологов: Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна и др. — и выразилась в работах известных педагогов: 3. И. Васильевой, И. П. Ива­нова, В. А. Караковского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, Н. Е. Щурковой и др. Теоретики этой позиции считали, что образование, определяя свою глав­ную цель, должно ориентироваться не на конкретные качества личности, а на ее направленность, на «устойчиво доминирующую систему мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов, в которых проявляют себя потребности человека»24.

    23 Шацкий С. Т. Педагогические сочинения. В 4 т. Т. 2. М., 1968. С. 139.

    24 Психология; Словарь. М., 1990. С. 193.

    57
    В психологии нет достаточного единодушия по вопросу о том, какие моти­вы личности являются относительно устойчивыми и составляют своеобразный «стержень» мотивационной системы. Л. И. Божович выделяет «личные» и «кол­лективистские» мотивы, О. В. Лишин — «индивидуальные, групповые и об­щественные», Д. И. Фельдштейн рассматривает «гуманистическую» и «эгоис­тическую» направленность. Несмотря на некоторую разницу определений, легко просматривается основная диада: мотивы, направленные на себя, на свою пользу, и мотивы общественно значимые. Система коммунистического вос­питания открыто делала акцент на воспитании общественно значимых моти­вов. Вершиной реализации этой цели стала в 1980-х годах «коммунарская пе­дагогика» И. П. Иванова и педагогика сотрудничества.

    В рамках концепции цели образования как направленности личности ярко про­являлось противопоставление коллективизма и индивидуализма, а в политической окраске — «социалистического коллективизма» и «буржуазного индивидуализма». Советская педагогика проповедовала идеи о том, что личность должна «растворять­ся» в жизни коллектива (и обобщенного коллектива — партии, советского государ­ства). Человек с воспитанной общественной направленностью не будет бояться жизни, чувство защищенности в коллективе поможет раскрыться лучшим качествам, культивируемым обществом, и избавит от страха перед принятием самостоятель­ных решений, от страха личной ответственности за непредсказуемые события.

    Советская педагогика в полной мере воплотила накопившееся уже в педа­гогике конца XIX века неприятие индивидуализма. Социальная жизнь XX сто­летия и особенно практика строительства социализма в СССР убеждали в том, что время изолированных «Я» прошло. Но одновременно на Западе в культуре XX века коллективизм воспринимался в образах фашизма и коммунистичес­кого тоталитаризма.

    Своеобразный «третий путь» предложил известный философ Мартин Бубер (1878—1965) — диалог «Я» и «ТЫ». М. Бубер утверждает, что «Я» человека впер­вые возникает из «МЫ» благодаря «ТЫ»: самое первое движение человека во взаимодействии с окружающим миром — «дистанцирование», то есть момен­тальное противопоставление себя встретившемуся на пути. Но второе движе­ние человека — «вступление в отношения». Степень согласованности этих че­ловеческих движений различна в разные периоды жизни и взросления, в разных культурах, но только благодаря им «возможен человек». Это философское от­крытие М. Бубера указывает педагогике на необходимость преодолевать про­тивопоставление индивидуализма и коллективизма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта