Общая педагогика_Голованова Н.Ф_2005 -320с. Учебное пособие для вузов Издательство Речь Год издания 2005 г. Страниц 320 Серия книг Современный учебник
Скачать 2.2 Mb.
|
4.3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Процесс воспитания — объективная реальность. Его изучение открывает объективные, существенные и достаточно устойчивые связи в протекании самого процесса, в его организации, в повторяемости результатов. Закономерности процесса воспитания нельзя понимать как собрание неких аксиом, отражающих неизбежно объективные результаты. Закономерности фиксируют достаточно устойчивые тенденции процесса воспитания, поэтому на их основе можно объяснить существенные причинно-следственные связи в воспитании, можно прогнозировать последствия тех или иных педагогических действий воспитателя, их результат. Педагогическая наука «отслеживает» такие закономерные тенденции процесса воспитания в бесконечном «море» случайных связей, описывает их с использованием своего научного понятийного аппарата и делает самые существенные характеристики воспитания достоянием теоретиков и практиков образования. Природосообразность воспитания Эту закономерность как определяющее начало воспитания выделяли еще великие педагоги прошлого: 85 □ Демокрит утверждал, что «природа и воспитание подобны»; □ Аристотель разработал первую в истории природосообразную периодизацию воспитания человека от рождения до 21 года; □ Я. А. Коменский построил всю свою педагогическую систему на идее «Человек часть природы», а воспитание считал «культурой природных дарований»; □ Ж.-Ж. Руссо понимал воспитание как «следование за естественной природой ребенка»; □ И. Г. Песталоцци рассматривал воспитание как педагогическую помощь природному саморазвитию ребенка. При определенной разнице в понимании взаимосвязи природы ребенка и его воспитания, все классики европейской педагогики сходились в одном: воспитание должно относиться к ребенку, в первую очередь, как к существу природному. Какие устойчивые тенденции в воспитании как педагогическом процессе определяет эта закономерность? Важнейшей ценностью для воспитателя является жизнь и здоровье ребенка. Ничего не стоит презентация любого спортивного, художественного или интеллектуального достижения, если оно состоится за счет его детской жизни и здоровья. Воспитание призвано создавать социально-педагогические условия, способствующие развитию природных предпосылок индивидуальности ребенка. Воспитание всегда опирается на уже достигнутый ребенком уровень развития (физического, сенсорного, умственного, социального). Воспитательное отношение просто не возникает, если уровень личностной позиции недоступен для ребенка. Воспитание закономерно носит неравномерный характер, так как в самой природе ребенка сенсорные, двигательные, интеллектуальные процессы – формируются не одновременно. Вот почему воспитание должно серьезно учитывать сензитивные (от лат. sensus — чувства, ощущения), то есть особо чувствительные, оптимальные периоды детского развития. Исследования психологии деятельности личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. -Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) отмечают, что деятельность всегда складывается в соответствии с потребностями развития ребенка, и поэтому в каждом возрастном периоде доминируют определенные виды деятельности: в дошкольном — игра, в младшем школьном — учение, в подростковом — общение, в старшем школьном возрасте — производительный труд. Поэтому в практике воспитания детей определенного возраста и в воспитании конкретных детей всегда выделяются своеобразные «магистральные» направления воспитательной работы: у старших дошкольников — усвоение социальных навыков в игре, в младшем школьном возрасте — воспитание культуры поведения, в подростковом возрасте — воспитание дружбы и товарищества, отношений между мальчиками и девочками; в возрасте ранней юности воспитание больше обращено к проблемам выбора профессии и жизненного самоопределения. 86 Культуросообразность воспитания Эта закономерность определяет культурно-историческую обусловленность процесса воспитания. Воспитание всегда воспроизводит культуру, в которой существует ребенок, и сама индивидуальность воспитанника может выражаться наиболее полно именно в культуре. Но воспитание — не прямая передача новому поколению некоего готового культурного наследия. Воспитание «выводит» детей и молодежь на позиции субъектов культуры: они присваивают культурные достижения старших, отрицая их, выстраивая свои нравственные убеждения, свои экономические и социальные модели развития государства, свои политические приоритеты и технологическую практику производства. Один из парадоксов в проявлении этой закономерности воспитания состоит в том, что воспитатель — носитель культуры, сложившейся вчера, обязан воспитывать человека, которому предстоит создавать культуру в будущем. На это противоречие обратил внимание еще Н. А. Добролюбов: «...зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?»39. Культуросообразность как закономерность современного воспитания указывает на то, что в специально организованном педагогическом процессе недопустимо заставлять детей воспринимать случайный, пусть даже и успешный, опыт старших. Необходимо всегда в центр воспитания ставить «квинтэссенцию» культурного опыта, ее фундаментальные ценности, которые не подвержены старению. В христианской культуре ими в полной мере являются заповеди Нагорной проповеди. Определяющая роль деятельности в воспитании Эта закономерность указывает на то, что ребенок воспитывается в меру его участия в деятельности: только субъект деятельности может быть воспитан. Поэтому воспитание — это не что иное, как педагогическая организация деятельности воспитанников. Воспитательная природа деятельности реализуется во всей системе ее компонентов: 1. Цель деятельности. Если она непонятна ребенку или не принимается им, то не возникнет мотива, и деятельность не состоится. Воспитательное значение деятельности определяется тем, как она мотивирована, как принята цель. 2. Содержание деятельности. Это те области культуры, в которых реализуются базовые проявления личности (познание, художественная деятельность, труд, спорт, социально-политическая деятельность и др.). В наибольшей мере ребенка воспитывает та деятельность, которая соответствует его проявившимся способностям и социальному опыту, которая направлена на формирование потребности быть лучше, на самоопределение личности. 3. Организация деятельности. Это время, место, продолжительность, оборудование и оснащение, распределение поручений, установление границ от- --------- 39ДобролюбовИ. А. О значении авторитета в воспитании. Избранные педагогические сочинения М., 1986. С. 35. 87 ветственности, формы подведения итогов. Даже очень интересная деятельность, если для нее плохо выбрано время и форма организации поручений участникам, не оставит после себя ничего, кроме ссоры. Осмысление и оценка результатов деятельности. Воспитание состоится лишь тогда, когда воспитанники сами осознают значимость совершенной деятельности, предпосылки своих достижений в ней и причины неудач. Формами осмысления результатов деятельности могут быть совместные обсуждения, дискуссии, письменные размышления в стенной газете и др. Отношения в процессе деятельности. У каждого из участников деятельности возникает огромное «поле» отношений, имеющих разнонаправленные векторы: к цели организуемой деятельности, к ее содержанию, к участникам (в том числе к воспитателю, а у него — к каждому из детей), к самому себе. Эти отношения ребенок выстраивает сам, они избирательны и носят ценностный характер. Именно отношения аккумулируют в себе воспитательную значимость деятельности. «Я-концепция» — определяющая основа воспитания Для воспитания чрезвычайно важно не только то, что собой представляет человек, который включен в педагогическое взаимодействие с воспитателем, но и то, что он сам думает о себе, как себя понимает, как себя оценивает. «Я-концепция» — целостный, хотя и не лишенный определенных противоречий образ собственного «Я» личности. Один из авторитетных исследователей «Я-концепции» английский ученый Р. Бернс описывает ее как динамическую совокупность представлений личности о себе, которая включает: □ «Реальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каков я на самом деле»; □ «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким меня видят другие»; □ «Идеальное Я» — установки, связанные с представлением о том, «каким я хотел бы стать»40. Большинство ученых-психологов признают, что основы «Я-концепции» закладываются в структуре личности в первые пять лет жизни. Поэтому так велика роль семьи, родителей как воспитателей, в отношениях с которыми ребенок впервые осознает и переживает представление о самом себе. Одновременно он обнаруживает, как его принимают окружающие — любят или равнодушно терпят, определяет, стоит ли доверять взрослым, ровесникам или необходимо сопротивляться им. «Я-концепция» — своеобразный педагогический феномен, первичная самозначимая реальность воспитания. Воспитание всегда обращено к этой фантастически сложной и чрезвычайно важной области личности ребенка. Оно призвано убедить ребенка в его человеческой ценности, помочь ему осознать и проявлять свою самость, поддержать его позитивное представление о самом --------- 40 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 62-63. 88 себе. Когда ребенок осмысляет свое «Я», он особенно нуждается в поддержке других людей, прежде всего воспитателей. Педагогическими средствами в специально организованном процессе воспитания они должны обеспечить ему возможность: □ самопознания, закрепляя интерес к своему «Я», обучая способам познания своих личностных качеств и способностей; □ самоопределения, создавая в различной деятельности ситуации выбора, принятая собственного решения; □ самореализации, помогая проявить свой творческий потенциал в учебной и внеучебной деятельности; □ саморегуляции, обучая управлению собственными желаниями, порывами, стимулированию и корректированию собственных действий. «Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяющая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые выстроены в образе «Я». Опытные воспитатели знают, что изменение представления о себе (о своей внешности, о своих учебных достижениях, способностях) решающим образом влияет на поведение школьников, на их успехи в учении, спорте, творчестве. Если «Я-концепция» ребенка проецирует его представление о себе, например, как «я — добрый», «я — хороший ученик», то эти установки сдерживают порывы жадности и гнева, стимулируют самостоятельную учебную работу. Когда поступок ребенка расходится с представлениями его «Я-концепции», возникает мучительное переживание своего несовершенства, боль самолюбия, нравственное раскаяние. Эти переживания своего отношения к себе и окружающему миру составляют непосредственное поле воспитания. Кроме того, «Я-концепция» открывает для воспитания такие глубинные области личности ребенка, как «достоинство», «честь», «совесть». 4.4. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принципы (от лат. principium — начало, основа) — основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы и методы. Принципы воспитания — своеобразные педагогические императивы; они декларируют, «что должно» делать воспитателю, чтобы закономерно строить процесс воспитания и достигать поставленных педагогических целей. Их вполне можно считать своего рода законами деятельности воспитателя. Существуют достаточно традиционные принципы, на которых не одно столетие строилось воспитание. Есть принципы, имеющие авторство, то есть впервые определившиеся в педагогической системе выдающегося педагога и закре- 89 пившиеся в теории и практике воспитания (такова судьба некоторых принципов воспитательной системы А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака). Принципы воспитания — достаточно подвижное явление в теории воспитания. Всякое изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования его закономерностей вызывает к жизни новые принципы или уточнение уже существующих. Особенно заметная «модернизация» принципов воспитания в отечественной педагогике произошла в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с прекращением действия системы коммунистического воспитания. Современные принципы воспитания представляют собой совокупность достаточно бесспорных педагогических деклараций, направленных на определение гуманистических основ воспитания. Принцип гуманизации воспитания Этот принцип провозглашает в воспитании идею самоценности человека, идею активного человеколюбия. Он требует: □ принимать ребенка таким, каков он есть, и верить, что каждый воспитанник может стать достойным человеком (Я. Корчак даже утверждал, что дети имеют право не соответствовать нашим ожиданиям и делать свои ошибки); □ проявлять живой интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, проблемам, находить «общий язык» с детьми; □ принимать ребенка равным себе в духовном смысле, осознавать свое собственное несовершенство, отказаться от возможности самоутверждаться за счет ребенка. Принцип демократизации воспитания В воспитании всегда присутствует соблазн авторитарности — стремления подчинить ребенка своей власти, «переделать» его по своим представлениям об образце. Этот принцип указывает, что любое воспитательное усилие должно быть обращено не на ребенка, а на его отношения, на отношения к нему, на отношения с ним. Принцип демократизации требует организации всей деятельности на основе сотрудничества воспитателя и воспитанников. Воспитание возможно только «в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников, в единстве их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний», утверждал В. А. Сухомлинский. Принцип демократизации воспитания открыто провозглашает право воспитанников на свободу выбора — деятельности, ее форм и способов, товарищей и участников. Действие этого принципа значительно изменило организацию внеурочной работы в школе, деятельность классного руководителя. Принцип демократизации утверждает защиту личности каждого ребенка, отстаивание, в том числе и самими воспитанниками, своих прав. Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, устанавливает в цивилизованных странах права детей, равные с правами родителей и общества, устанавли- 90 вает ответственность за жизнь детей, их право на защиту и образование. Эти права ребенка и призвано реализовать современное воспитание. Принцип учета в воспитании индивидуальных, возрастных и половых различий детей Этот принцип указывает на то, что воспитание призвано специально создавать условия для становления уникальных, самобытных особенностей личности, для ее «движения по пути индивидуальности» (К. Юнг). Но при этом воспитание окажется безрезультатным, если будет игнорировать возрастные особенности воспитанников, основные новообразования развития в каждом возрасте, периоды кризисов развития, сензитивные периоды. В практике отечественного образования до Октябрьской революции и в период с 1943 по 1954 год существовало раздельное обучение мальчиков и девочек. Но в целом система коммунистического воспитания, отстаивая политическую идею равенства всех граждан, на десятилетия отказалась от учета в воспитании половых различий детей. Воспитание не хотело считаться с тем, что между мальчиками и девочками существует множество принципиальных различий, прежде всего в восприятии мира, в мышлении, в способах самовыражения. За этим стоят особенности строения мозга и специализация его полушарий: у мальчиков больше развито рационально-логическое мышление за счет специализации левого полушария, а у девочек — эмоционально-образное, интуитивное за счет специализации правого полушария. Дети разного пола по-разному выбирают игры и действуют в игре, по-разному дружат и строят отношения со взрослыми. Следование этому принципу вовсе не предполагает массово насаждать институты благородных девиц и кадетские корпуса. Современное воспитание должно строить любую деятельность и общение детей как совместное сотрудничество, но одновременно и как решение проблем понимания людей другого пола. Принцип педагогического оптимизма Авторство этого принципа принадлежит А. С. Макаренко, но в той или иной мере педагогический оптимизм лежит в основе всех гуманистических воспитательных систем. Он декларирует, во-первых, подход к каждому воспитаннику, как говорил А. С. Макаренко, «с оптимистической гипотезой», то есть доверие ему несмотря на его ошибки, проступки, дурные привычки и отрицательное поведение. Во-вторых, этот принцип утверждает, что педагогически целесообразно всегда опираться на положительные качества ребенка, не стремиться строго фиксировать все его недостатки, чтобы методично от них избавляться, «перевоспитывать», а искать достоинства, давать ребенку пережить радость пусть маленького, но успеха, удовлетворения собой, гордости. Настоящее воспитание — это «культивирование» достоинств, а не «выкорчевывание» недостатков. 91 В-третьих, смысл этого принципа указывает на необходимость создавать в процессе воспитания особый (как его называл А. С. Макаренко, «мажорный») оптимистический климат; настроение радости, подъема, жизнелюбия и вместе с тем веселого добродушия, юмора и увлеченности. «Не пищать!» — такой девиз был в жизни у самого А. С. Макаренко и его воспитанников. Коммунары даже написали этот девиз на большом плакате в зале, где проходили общие собрания коммуны им. Дзержинского, и по многим поводам обращались к нему. Принцип целенаправленности воспитания Этот принцип указывает на социокультурную обусловленность воспитания. Воспитание всегда связано с организацией деятельности и общения воспитанников в связи с определенной целью, на специально отобранном содержании. Воспитатель для этого должен иметь в виду некое идеальное представление о будущем результате, определенную программу жизни детей. Целенаправленность — столь же обязательная характеристика воспитания, сколь и противоречивая. Прямолинейное предъявление цели воспитанникам может вызвать (и так часто происходит) сопротивление воспитанию или лицемерное ситуативное послушание. В практике школы и в семейной жизни нередко можно наблюдать примеры «бесцельного» воспитания: раздраженное дерганье детей, поверхностное общение, вседозволенность и скуку. Известный исследователь современной теории и технологии воспитания Н. Е. Щуркова подчеркивает, что цель в деятельности воспитателя — это всегда «сплав внешней принудительности обстоятельств, которые преломляются в сознании человека, и личностных потребностей, направляющих его внимание на определенные объекты»41. Воспитание невозможно, если у воспитателя не сложилась своя собственная педагогическая идеология, если он не воодушевлен теми или иными ценностями социальной реальности, пониманием смысла жизни. Только тогда он способен определить стратегию жизни детей, конкретного ребенка, спроектировать пути организации его деятельности, общения и самоопределения. Принцип единства и целостности воспитательного процесса Еще А. С. Макаренко утверждал: «Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается»42. Эту «сумму влияний» и должно выстраивать воспитание как единство многих важных составляющих: □ единства педагогических позиций самих воспитателей (например, школьных учителей и родителей, разных поколений взрослых в семье); □ единства воспитательного взаимодействия с ребенком в учебной деятельности и после уроков, в досуговой развивающей деятельности; ----------------- 41Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под. ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998. С.43. 42 Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения В 2 т. Т. 1. М., 1977. С 249. 92 □ единства общего и индивидуального развития ребенка в разнообразной деятельности; □ единства основных направлений базовой культуры личности (нравственного, физического, трудового, интеллектуального, эстетического, политического, экономического). Принцип коллективности воспитания Становление ребенка как личности требует организации специальных педагогических условий, в которых он получил бы возможность осваивать социальные нормы и правила поведения, социальные роли и функции, строить реальные отношения с людьми — в первую очередь, в среде ровесников. Этот принцип неверно считать «атавизмом» системы коммунистического воспитания. Коллективизм в культуре человеческой цивилизации обозначался по-разному (община, братство, общность, соборность, солидарность), но означал одно — духовную основу для реализации потребности в объединении и солидарности. Кроме того, в жизни человеку всегда приходится соотносить личные потребности и социальные. Научиться этому ребенок не может вне реальной коллективной практики отношений. Принцип коллективности подчеркивает особое значение организации коллективной общности участников процесса воспитания: □ коллектив является реальной микросредой, отражает модель отношений, существующих в обществе, и поэтому обеспечивает естественное вхождение ребенка в социум; □ в коллективе ребенок в полной мере удовлетворяет свои потребности в общении и совместной деятельности, приобретает опыт «быть личностью»; □ коллективное сообщество создает возможности для развития субъектности ребенка, его активной позиции в общей деятельности, демократического опыта самоуправления. Принцип «параллельного педагогического действия» Авторство этого принципа и само его необычное название принадлежат А. С. Макаренко. Смысл этого принципа в утверждении парадоксальной природы воспитания: не стоит преувеличивать значение целенаправленных, заранее обдуманных и специально организованных воспитательных воздействий — они не всегда срабатывают! Кроме прямого целенаправленного действия, «параллельно» воспитывает буквально все: случайные встречи и разговоры, телевизор и книги, весь образ жизни взрослых и детей. В ситуации «параллельного педагогического действия» ребенок не чувствует, что его воспитывают, что он для кого-то из взрослых — объект воспитания. Вот почему в процессе воспитания ведущим должно быть не прямое педагогическое воздействие, а опосредованное («параллельное») преломление воспитательного прикосновения к ребенку через его жизненные интересы и потребности. Этот принцип прямо подчеркивает единство процессов индивидуализации и социализации, которые специально направляются воспитанием. 93 Принципы воспитания имеют обыкновение в живой воспитательной практике конкретизироваться и существовать как «правила», как своеобразные «заповеди» воспитателя. Бесспорно, они в таком виде не сообщаются публично и не помешаются на стенде в учительской, а скорее проявляются в реальной деятельности воспитателя. Несколько лет назад газета для учителей «Первое сентября» провела среди своих читателей конкурс «Золотой кодекс», где требовалось сформулировать 10 «золотых» правил своей педагогической деятельности. Это был редкий случай заглянуть в тайны личной философии воспитателей. Вот, например как выглядел свод «золотых» правил Н. А. Кисиной (с. Шевыревка, Саратовская обл.): Пять «да»: 1. Удивляй — удивление порождает интерес. 2. Сдерживайся и прощай — это поможет и тебе, и детям. 3. Будь уверенным и смелым — ты сам себе высший суд. 4. Умей пошутить — но не над детьми. 5. Будь образцом, но не эталоном! Пять «нет»: 1. Не относись к уроку как к простой работе. 2. Не задавай глупых вопросов детям. 3. Не говори о детях плохое, если не можешь сказать хорошее. 4. Не делай из родителей пугало — сделай палочку-выручалочку, 5. Не вмешивайся в дрязги и конфликты — ты выше этого! В «Золотом кодексе» других учителей встречались правила: «Берегись соблазна из учителя превратиться в Учителя; всегда оставайся в учениках»; «Проявившиеся таланты учеников себе не приписывай: в лучшем случае ты помог им раскрыться, в худшем — не задавил»; «Никогда не говори себе: „От меня ничего не зависит в их судьбе”». Это самое опасное заблуждение». Такие заповеди дают представление не только о том, на какие фундаментальные идеи педагогической науки ориентируется воспитатель, в контексте какой парадигмы осознает свои профессиональные функции, какую стратегию своей деятельности выбирает, но и о том, каков он сам как человек и личность. 4.5. БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ПУТИ ЕЕ ВОСПИТАНИЯ Педагогика (а она по природе своей наука философская) всегда стремилась к моделированию идеального — мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Этому отдали дань Платон, Т. Мор, Т Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский, Л. Н.Толстой, В. А. Сухомлинский. 94 Современная педагогическая мысль уже приняла как данность, что не может быть общего для всех людей и народов идеала воспитания. Но некоторая определенность все-таки существует: безусловно значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием базовая культура личности. Ее можно представить как систему нескольких значимых направлений: □ нравственная культура, □ физическая культура, □ познавательная культура, □ культура труда и экономическая культура, □ гражданская и правовая культура, □ эстетическая культура, □ политическая культура, □ культура общения, □ культура семейных отношений, □ культура жизненного самоопределения. Современное воспитание ориентируется на все направления базовой культуры личности. Такая «разносторонность» воспитания определяется личностным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях. Понимая человека как универсальное существо, современная философия и психология подчеркивают феномен предназначенности конкретного человека, разную степень проявления отдельных характеристик его личностного потенциала. Поэтому воспитание должно не только создать условия для развития физического, познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциалов личности ребенка, но и помочь ему самоопределиться в жизни с учетом своих индивидуальных возможностей, найти смысл своей жизни. Воспитание не может «внедрить» в сознание и поведение человека определенный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающейся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка. Известный психолог и психиатр В. Франкл описал условную классификацию ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни43. Воспитателю весьма полезно обратиться к этой системе ценностей: □ ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих актах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ природы и материального мира; □ ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты природы, искусства, человеческой деятельности; ----------- 41 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 95 □ ценности общения реализуются в человеческих отношениях — сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви; □ ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение своего отношения к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства. Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью: □ организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и взрослых; □ создается насыщенная образцами достойного поведения социальная микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и действует ребенок; □ обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-ценностных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей; □ моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска смысла жизни. Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценностей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определенной последовательности: 1) наблюдение образцов поведения; 2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении; 3) последующее систематическое и привычное их использование по отношению к другим людям; 4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности. При несомненной важности всех компонентов базовой культуры личности, они не равнозначны: нравственная культура доминирует. Воспитание нравственной культуры направлено на воспитание у ребенка отношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой Рис. Б. Базовая культура личности 96 96 ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира природы, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека. Передать ребенку такую сложную ценностную интерпретацию в готовом виде невозможно. Она будет присвоена им как составляющая его личностной культуры лишь в результате педагогически организованного «проживания» воспитательных (и реальных жизненных) ситуаций, где проявление этих ценностей будет иметь для него личностный смысл. В. А. Сухомлинский писал: «Искусство воспитания заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, окружающих его, через отношения к вещам учился правильно, по-человечески относиться к людям. Ребенок должен „одухотворять” вещи, которые входят в его жизнь, должен чувствовать в них человеческое — разум, мудрость, любовь к людям»44. Воспитание нравственной культуры ребенка строится с учетом двух «векторов» нравственного потенциала его личности: потребности в персонализации и потребности в самореализации. Для удовлетворения потребности в персонализации и ее культурного «оснащения» воспитание должно организовать нравственный опыт общения с ровесниками, старшими и младшими (культура общения, культура поведения, культура семейных отношений). Потребность в самореализации с помощью воспитания должна приобрести черты реальной работы над собой. Воспитание дает ребенку опыт контролирования своей жизни по принципу «стремись быть лучше, но не лучше других». В такой позиции заложен серьезный нравственный выбор. Принять его сразу, без осмысления различных жизненных позиций людей, долга перед людьми и своих индивидуальных форм поведения, ребенок не может. Воспитание призвано обеспечить доступные ему нравственные поиски. Воспитание физической культуры личности обязательно предполагает принятие ею здоровья как жизненной ценности. На этой основе складывается культура здорового образа жизни, культура тела, культура сексуальных отношений, где доминируют нравственные регуляторы отношений. Воспитание культуры труда, центрированное на нравственных ценностях, будет культивировать не ценность веши, продукта, денег, а ценности творчества, преодоления жизненных трудностей, служения свои трудом людям. Трудовая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей напряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности. Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие познавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и значение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни. ----------------- 44 Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы // Избранные педагогические сочинения. В З т. Т. 3. М., 1981. С. 133. 97 Воспитание гражданской культуры невозможно осуществить без приоритета патриотического воспитания, воспитания ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознания своей ответственности за ее судьбу. Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но сама мера прекрасного, границы прекрасного и безобразного осознаются человеком в зависимости от его нравственной культуры. Таким образом, ценности базовой культуры личности воспитываются не обособленно друг от друга, а всегда интегрированно. Нравственное начало — основа любой деятельности ребенка и его общения. Доминантные направления базовой культуры личности специально должны выделяться и осмысляться лишь как модель педагогического проектирования воспитателя. Реальная воспитательная ситуация всегда обращена ко всем сторонам базовой культуры личности ребенка, он всегда одновременно познает мир, взаимодействует с ним, оценивает его. Ценности базовой культуры личности переживаются ребенком как ценностные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (знания, представления) и поведенческая (опыт действий, умения, поведенческие навыки). Свидетельством овладения личностью базовыми ценностями культуры в любом из направлений будет способность осознан но строить свое поведение в контексте трех нравственных императивов; «можно», «нельзя», «надо». Воспитание детского коллектива и личности В КОЛЛЕКТИВЕ |