Хорькова-учебник. Учебное пособие для вузов. М. "Издательство приор", 1998. 496 с. Isbn 5799000560 Рецензенты
Скачать 2.47 Mb.
|
До крестьянской реформы бюджет страны вообще хранился в глубокой тайне, а к 1861 году свыше 40 % бюджета шло на армию, 7 % - на нужды промышленности, 1 % - на образование. В последние пореформенные годы сильно выросла задолженность России, к 1861 году она была второй после Франции по размерам государственного долга. Для покрытия расходов правительство не стимулировало производство и торговлю, а прибегало к "позаимствованиям" из государственных кредитных учреждений, внешним займам, выпуску бумажных денег, что не могло надолго укрепить финансовую систему, но душило налогами население, которое не могло по этой причине активно производить, пополнять казну. А казна нуждалась в пополнении и для представления России в Европе, и для приукрашивания деспотизма и рабства. "Сверху блеск, снизу гниль" -писал об этом будущий министр Александра II П. А. Валуев. В начале 30-х годов появилось столь необходимое в таких условиях идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - теория "официальной народности", слияния интересов народа и государства. Министр просвещения С. С. Уваров выразил вековые основы русской жизни: "православие, самодержавие, народность... обратить... развивающиеся и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю... искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия и народности". Конфликт власти и народа как бы был разрешен, иные суждения считались подрывом этого единства, поэтому споры и проблемы переместились из сферы политической в сферу философскую, религиозную, литературную, историческую. Не имея возможности быть деятельными, лучшие умы Отечества углублялись в духовные сферы, отсюда расцвет культуры в годы николаевской реакции. Но, с другой стороны, из-за оторванности от реальной, практической жизни переход от подражания Европе к творчеству в общественной жизни так и не произошел. Власть в России старалась представить себя сильной, хотя пружинами этого механизма были казарма и канцелярия, слепая и лишенная здравого смысла дисциплина в сочетании с бездушным формализмом... (А. И. Герцен). И это не оставило равнодушным русское общество, которое желало величия и мощи России. Воздействие казенного патриотизма, идей о "превосходстве" царской России над Европой на русскую общественность было немалым.1 Привычное для русского общественного сознания историко-культурное сопоставление России и Европы уходило в прошлое. Ему на смену пришло и глубоко укоренилось противопоставление русских и западноевропейских политических, социальных институтов, идея особого русского пути. Постепенно мысль об особом характере русского исторического развития входила и мировоззрение тех "недовольных", кто не был склонен безоговорочно следовать уваров-ским восхвалениям православия, самодержавия и народности. Противопоставление России и Европы, отчетливо сформулированное и внедряемое в русское общество идеологами николаевского царствования Сперанским, Блудовым, Уваровым, было принято либерачьной общественностью. Но понимание особенности России этой общественностью было неоднозначным. В предреформенные годы вопрос о судьбе России звучал со страниц газет и журналов, его стремились разрешить ученые и общественные деятели, он обсуждался и в правительственных кругах. Были и сторонники европейского пути: по дороге промышленного развития, высвобождения предпринимательской активности людей, строительства железных дорог и т. д. Но в условиях николаевской России этот путь оказался слишком туманным и недостижимым и порождал лишь пессимизм. Сторонники "особого пути России" из либеральных кругов были более пессимистами, чем оптимистами в оценке этого пути. Имела хождение идея об отсталости России, обреченности ее на развитие сельского хозяйства и торговли, и в этом находили даже преимущества. Это направление более способствовало осмыслению причин реального социально-экономического отставания России от развитых капиталистических стран Европы и поиску путей их преодоления. Позиция П. Я. Чаадаева, высказанная им в первом "Философическом письме" от 1 декабря 1829 года, об убожестве русского прошлого и настоящего и величия Европы, противостояла знаменитой формуле Бенкендорфа: "Прошлое России было блестяще, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего, оно превосходит все, что может представить себе самое смелое воображение". Чаадаев, первым из русских, дал такую убийственную характеристику России и народу, который столько перенес и выстрадал: "Мы никогда не шли об руку с прочими народами, и не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода... Мы живем одним настоящим в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя... Наши воспоминания не идут дальше вчерашнего; мы, так сказать, чужды самим себе...".1 Основание такого печального результата развития великого народа в том, что с самого начала по многим перечисленным уже причинам развитие России было неестественным. Над реальной жизнью людей, стремящихся к естественным для человека целям, постоянно совершали насилие, облекавшееся в более поздние времена в самые благородные одежды. При более свободном развитии жизни создавались бы не анархические, а соответствующие нормальному ходу вещей формы жизни и традиции. Основным носителем естественного уклада человеческой жизни является "средний класс", создающий не рабские, из-за своей самостоятельности, и не деспотические, из-за недостатка власти, способы человеческого общежития. Этот класс достаточно стабилен, чтобы обеспечить спокойствие общества, и в тоже время достаточно предприимчив и активен, осознавая выгоды трудолюбия и нравственных качеств. Нравственные качества формируются от того, что для достижения целей своего благополучия не нужно в принципе идти на обман, изворачиваться, приспосабливаться, впадать в утопии. Такого естественного и на этой основе законного, с точки зрения общественного договора, развития был лишен российский народ. Крепостничество много веков означало беззаконие снизу, самодержавие - беззаконие сверху, которое желало в безгласном обществе проводить реформы, не сообразующиеся с человеческими интересами. Присоединившееся революционное движение - это тоже беззаконие, но только еще более разрушительное. Россия мучительно искала тот путь, который давно уже был проложен человечеством, лишь в самые благоприятные моменты своего развития выходя на этот путь, а потом снова углубляясь в буераки и колдобины российской истории. Самым большим обвинением николаевской и всей прежней самодержавной жизни России был тот образ жизни россиян, который возник из-за такого насилия над человеческой природой, постоянного подавления стремления людей к благополучию, успеху, а также - предприимчивости в достижении этих целей. Самые яркие описания этого образа жизни принадлежат иностранцам, которые, в дополнение к отвлеченным рассуждениям русских, например, Чаадаева, об особенностях склада жизни, добавляют ставшие привычными и естественными для россиян черты диких нравов и отношений. Самую убийственную характеристику образа жизни, который складывался в менталитет русского народа, дал проехавший в 1839 году по России француз Астольф де Кюстин. ' Он пишет, что весь русский народ, от мала до велика, опьянен своим рабством до потери сознания. "Среди населения, лишенного радостей и собственной воли, видишь лишь тела без души и невольно содрогаешься при мысли, что столь огромное число рук и ног имеют всего лишь одну голову". Русский государственный строй - это строгая военная дисциплина вместо гражданского управления, это перманентное военное положение, ставшее нормальным состоянием государства. Между помещиками и царем находится стена людей, заинтересованных в том, чтобы злоупотребление властью продолжалось. Полиция, столь проворная, когда нужно мучать людей, отнюдь не спешит, когда обращаются к ней за помощью. Де Кюстин считает, что помещики страдают от крепостного порядка не меньше, чем крестьяне, особенно те помещики, дела которых идут плохо. Поместья продавать очень трудно, и те дворяне, которые обременены долгами, вынуждены для покрытия их получать ссуды и закладывать свои имения в государственном банке. Отсюда следует, что царь является казначеем и кредитором всего русского дворянства. В других странах человек тоже трудится, но он свободен, может сменить работодателя. Русский крепостной - это рента богача. Он трудится для того, чтоб доставить рабовладельцу роскошь, и эта роскошь не имеет оправданий. В государстве, в котором не существует среднего класса, всякая роскошь должна быть запрещена, так как она может быть объяснена и оправдана лишь в благоустроенных странах, где средний класс извлекает выгоды и средства к жизни из тщеславия и роскоши высшего общества. Если Россия станет промышленной страной, из среды свободных граждан и крепостных должно образовываться сословие независимых купцов и ремесленников, которое сейчас намечается и пополняется главным образом за счет иностранцев. Буржуазия почти отсутствует в России, ее заменяет сословие мелких чиновников и помещиков средней руки, людей незнатного происхождения, не дослужившихся до дворянства. До сих пор почти все фабриканты и купцы - немцы. Все повернуто в сторону двора. Например, князь Репнин' управлял и государством и государем, но два года назад он попал в немилость, и с тех пор в России не произносится его имя, бывшее до этого у всех на устах. С вершины власти он был низвергнут в глубочайшую пропасть, и никто не осмелился ни вспомнить, ни думать о его жизни. Язва замалчивания в России распространена шире, чем думают за границей. В истории России никто, кроме государя, не выполнял того, что было его долгом, его прямым назначением. Самый ничтожный человек, если он сумеет понравиться государю, может стать первым в государстве. Из-за нестабильности жизни - беспробудная лень, тревожное безделье, как результат северной автократии. Страх не создает порядка, а только прикрывает хаос. Обыкновенно первым результатом цивилизации является то, что она облегчает материальные условия жизни. Здесь же они чрезвычайно тяжелы. Нет путеводителя по Петербургу, и все скрывают нелестные стороны жизни. Те 400 - 500 тыс. человек, которые живут в Петербурге, отнюдь его не заселяя, теряются в безмерном просторе города, сердце которого сделано из гранита и металла, тело - из гипса и цемента, а конечности - из раскрашенного дерева и гнилых досок. Колосс на глиняных ногах, этот город сказочной роскоши не похож ни на одну из столиц цивилизованной Европы, хотя при его основании их всех копировал. Петербург - это штаб-квартира армии, а не столица государства. Стоит только покинуть центр города, и вы теряетесь в едва намеченных улицах казарменного вида. Это провиантские магазины, склады фуража, обмундирования и всевозможных воинских припасов. Улицы поросли травой, так как слишком свободны для пользующегося ими населения. Великолепный город, созданный Петром Великим, украшенный Екатериной II и вытянутый по ранжиру прочими монархами на кочковатом, почти ежегодно затопляемом болоте, окружен ужасающей неразберихой лачуг и хибарок, бесформенной гурьбой домишек неизвестного назначения, безымянными пустырями, заваленными всевозможными отбросами, омерзительным мусором, накопившемся за сто лет жизни беспорядочного и грязного от природы населения. В столице очень мало кафе, а на бульварах немного публики, которая не гуляет, а спешит куда-то со степенными лицами, мало говорящими о развлечении. Гостиницы в Петербурге похожи на караван-сараи. Если у вас нет слуги - вы остаетесь безо всяких услуг. Вельможи, приезжающие из внутренних губерний в столицу, привозят с собой многочисленную челядь. Она является признаком богатства, так как люди - собственность господина. Эти люди, в отсутствие своих господ, валяются на диванах и заражают их насекомыми. Дорога от Петербурга до Шлиссельбурга плоха во многих местах, в которых набросаны доски или бревна над топыо. Ездить можно только в простой телеге. В России поражают громадные пространства, все голо и бедно. Разбросанные там и тут деревушки, становящиеся чем дальше от Петербурга, тем неряшливее, не оживляют ландшафта, но, наоборот, усугубляют его печаль. Избы - это груды бревен с деревянной крышей, крытой иногда соломой. В этих лачугах, вероятно, тепло, но вид у них прегрустный. Напоминают они лагерные бараки, с той лишь разницей, что последние внутри чище. Крестьянские же клетушки грязны, смрадны и затхлы. Кровати в них отсутствуют. Летом спят на лавках, идущих вдоль горницы, зимой - на печи или на полу вокруг печи. Отсюда следует, что русский крестьянин всю жизнь проводит на биваке. Домашний комфорт этому народу не известен. Что касается Москвы, то издалека она - создание фей, но вблизи - большой торговый город, хаотический, пыльный, плохо застроенный, слабо заселенный. Главные московские точки -это Церковь Василия Блаженного и Кремль. Но Москва более свободна, чем Петербург. "Все говорит мне, - продолжает де Кюстин, - о природных способностях угнетенного русского народа, если бы он был свободен. Я часто повторяю себе: здесь все нужно разрушить, чтобы создать заново народ". Нравы народа являются продуктом взаимодействия между законами и обычаями. Они изменяются не по взмаху волшебной палочки, а чрезвычайно медленно и постепенно. Нравы русских, вопреки всем претензиям этого полуварварского племени, еще очень жестоки и надолго останутся жестокими. Только частная собственность делает человека существом общественным, только она одна является основой семьи. Только крайностями деспотизма можно объяснить царствующую здесь нравственную анархию. Там, где нет законной свободы, всегда есть свобода беззакония. Отвергая право, вы вызываете правонарушение, а отказывая в справедливости, вы открываете двери преступлению. Недобросовестность печально отражается на всем, особенно на коммерческих делах. Постоянные колебания ценности денег благоприятствуют всевозможным проделкам. Величайшее удовольствие русских - пьянство, другими словами - забвение. Им нужно бредить, чтобы быть счастливыми. Де Кюстин пишет, что, переправившись через Неман, он нашел в Европе "прекрасные дороги, отличные гостиницы, чистые комнаты и постели, образцовый порядок в хозяйстве, которым заведуют женщины" и т. д. Он делает вывод, что нужно жить в этой пустыне без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Россией, чтобы почувствовать всю свободу, предоставленную народам в других странах Европы, каков бы ни был принятый там образ правления. Государство, от рождения не вкусившее свободы, государство, в котором все серьезные политические кризисы вызывались иностранными влияниями, такое государство не имеет будущего... Россия грозная, поскольку она борется с азиатскими народностями, будет сломлена в тот день, когда она сбросит маску и затеет войну с европейскими державами. Длительное описание экономического, социального и нравственного состояния России в первой половине XIX века необходимо по нескольким причинам. Прежде всего следует представить себе обстоятельства, в результате которых и в XIX веке слово "предпринимательство" не могло использоваться в России по прямому назначению: оно означало не совсем то, что обычно понимают под экономической активностью заинтересованного и свободного в своих действиях человека, предпринимателя. Для российских предпринимателей это было именно приспособление к реальностям жизни, на которое они тратили свою "предприимчивость", поэтому так важен общественный фон этой деятельности. С другой стороны, социальная жизнь и нравы являются следствием недостаточной развитости естественной предприимчивости достигающего свои цели человека. Но все же процесс развития предприимчивости в России пошел, иначе нельзя было бы объяснить взлет активности в конце XIX века, после создания относительно нормальных условий ее развития. Начинался процесс предпринимательства в России и в предреформенное время, как всегда, с торговли и деятельности торговцев-купцов, крестьян, а также и других слоев населения. Именно торговля становилась связующим звеном, причиной и следствием развития промышленности, товаризации сельского хозяйства, роста городского населения. Оборот внутренней торговли в начале XIX века оценивался от 500 до 900 млн. рублей. Важная роль торговца-купца - это русская особенность, которая обусловлена большим пространством и редкостью населения. Характерным для России стало и медленное развитие путей сообщения, хотя некоторые изменения в предреформенные годы произошли и здесь. Улучшились сухопутные и водные пути, появился паровой транспорт. К концу первой четверти XIX века в России действует система судоходных каналов: Волга соединялась с Прибалтийским бассейном и Северной Двиной, Днепр с западными реками - Вислой, Западной Двиной, Неманом. Во втором десятилетии возникло пароходное сообщение, к 1861 г. в России насчитывалось свыше 300 паровых судов. В 1834 году крепостные изобретатели отец и сын Черепановы построили на Нижнетагильском заводе Демидовых первый паровоз. В 1838 г. была открыта железная дорога между Петербургом и Царским Селом, протяженностью 25 километров. Возникли железные дороги: Москва - Петербург и Москва - Нижний Новгород. Общая протяженность железных дорог к 1861г. была 1,5 тыс. верст, в то время как в Англии - 15 тысяч, в Германии - 10 тысяч верст. В судоходстве преобладали суда с конной тягой или бурлаками. В результате волжский хлеб доставлялся в Петербургский порт только на второй год после уборки урожая. Большая часть внутренних перевозок проводилась гужевым способом на основе подводной повинности крепостных и государственных крестьян. Купцы и крестьяне сами организовывали свои перевозки. Медленное развитие путей сообщения приводило к тому, что торговля внутри страны в ряде районов продолжала носить ярмарочный характер. Но удельный вес ярмарок во внутренней торговле падает, так как растет постоянная - лавочная и магазинная торговля. Ярмарки дольше играют свою роль в земледельческих районах, а также на окраинах - в Сибири, Закавказье, так как они более характерны для феодального хозяйства, а стационарная торговля - для капитализма. |