Главная страница
Навигация по странице:

  • Подход социального влияния.

  • Дискурсный подход.

  • Токенизм или символическая благотворительность

  • Янчук_Введение_в_СП_2005. Учебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460


    Скачать 9.82 Mb.
    НазваниеУчебное пособие для вузов. Мн. Асар, 2005. 800 с. Isbn 5736701460
    АнкорЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    Дата22.04.2017
    Размер9.82 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯнчук_Введение_в_СП_2005.pdf
    ТипУчебное пособие
    #4958
    страница78 из 82
    1   ...   74   75   76   77   78   79   80   81   82
    Деятельностный подход. Учет когнитивных факторов в объяснении межгруппо- вых отношений присутствует и в отечественной традиции, представленной деятельност- ным подходом (В.С. Агеев, 1990). Исследование зависимости, опосредованности внутрен- ней психической деятельности субъекта от его внешней практической деятельности соста- вило одно из главных направлений в советской психологии. В.С. Агеев выдвигает «изуче- ние деятельностной природы когнитивных процессов ответственных за социальные аспек- ты поведения личности, в качестве важнейшей теоретико-методологической и исследова- тельской задачи» (там же, с. 36). Когнитивные процессы должны быть объяснены через специфику деятельности группы, объективными условиями, в которых существует и взаи- модействует группа. Объективные условия влияют и на сами межгрупповые взаимодейст- вия и на когнитивные процессы. В свою очередь межгрупповое взаимодействие по меха- низму обратной связи воздействует на объективно существующие социальные условия
    (социальную стратификацию и дифференциацию между группами).
    Подход социального влияния. В литературе, посвященной феномену предубежде- ний, уделяется внимание их социальным источникам. К ним относят отношения господ- ства-подчинения, существующая в обществе иерархия. Люди, испытывающие удовлетво-

    Теоретические подходы к рассмотрению предубеждений
    672
    рение от своего социального и экономического превосходства, будут оправдывать свое положение при помощи предвзятых мнений. В частности, еще Г. Олпорт указывал на то, что предубеждения и конфликты прекращаются, если группы обладают одинаковым ста- тусом.
    Согласно теории социального доминирования (Дж. Сиданиус, С. Левин, Ф. Пратто) межгрупповая дискриминация и предубеждения проистекают из универсального желания сформировать и сохранить статус группы в межгрупповой иерархии, что подкрепляется также социальной идеологией и политикой. Высокостатусные группы в большей степени поддержат неравенство и идеологию, лежащую в его основе (ориентация социального до- минирования (SDO). То есть предубеждение в данном случае обеспечивает поддержку существующей в обществе иерархической структуры.
    Рассматривается также институциональная поддержка предубеждений через сред- ства массовой информации, систему образования и т.д.
    Дискурсный подход. Существуют также подходы, рассматривающие роль языка, лингвистических средств в формировании предубеждений (Д. Бар-Тал, О. Зур, К. Бурке и другие). Используемые слова и выражения во многом направляют внимание человека и определяют видение окружающего. В рамках этого направления проводятся исследования языковых выражений, с помощью которых группы конструируют негативный образ аут- группы. Изучаются устные и письменные сообщения, их структура, тематика. Анализи- руются шутки, граффити и т.д. Одним из наиболее известных дискурсных аналитиков в области исследования предубеждений и нетерпимости является Т.А. ван Дейк [66]. Анали- зу подвергаются сообщения в средствах массовой информации, образовательные и поли- тические дискурсы.
    Т.А. ван Дейк осуществил анализ когнитивных и речевых стратегий выражения предубеждений на примере этнических предубеждений. Отмечается, что эти стратегии выражают предубеждения в социально приемлемой форме и тем самым позволяют чело- веку поддержать высоким общий уровень самоуважения и сохранять представление о себе как образованном, интеллигентном, тактичном и справедливом человеке. По мнению Т.А. ван Дейка, дискурс и коммуникация являются «жизненно необходимыми способами вос- производства» расовых предрассудков (1989, с. 4). Представители предубежденной груп- пы принимают участие во множестве коммуникативных ситуаций, в которых идеологиче- ски оформленное этническое отношение к группам меньшинства получает ориентирован- ное на убеждение выражение и передается другим представителям белой части населения.
    Дискурсный анализ, таким образом, направлен на изучение способов выражения и переда- чи предубеждений.
    В психологии уделяется также внимание особенностям формирования предубежде- ний. Существует два теоретических подхода к рассмотрению особенностей формирования

    Социальные предубеждения
    673 предубеждений: подход теории социального отражения предубеждений (The social reflec- tion theory of prejudice) и социально-когнитивная теория развития предубеждений (A so- cial cognitive theory of the development of prejudice). В соответствии с первым подходом, люди приобретают предубеждения в процессе социализации. Взрослые передают детям аттитюды и стереотипы, отражающие систему отношений в обществе и статус группы, к которой они принадлежат. Маленькие дети изначально не имеют предубеждений, а усваи- вают их через социальное научение. Представители второго подхода придерживается точ- ки зрения, согласно которой дети характеризуются предубежденным отношением к дру- гим людям, демонстрируя недоверие и неприязнь к непохожим на них, отличающимся от них и, следовательно, непредсказуемым для них лицам. По мере когнитивного развития дети начинают понимать значение различий между людьми, смысл социальных категорий, ярлыков, их произвольность, а также все больше внимания обращают на внутренние, ин- дивидуальные качества человека, а не на межгрупповые различия. В результате этих дос- тижений в развитии когнитивной сферы предубеждения становятся менее интенсивными.
    Если следовать данной позиции, интенсивные предубеждения взрослых связаны с их ког- нитивным недоразвитием.
    Предубеждения могут быть следствием поспешных и необоснованных выводов, ос- нованных на личном опыте, а также результатом некритичного усвоения стандартизиро- ванных суждений, принятых в определённой общественной группе. Сформировавшись, оно может работать по механизму самореализующихся пророчеств и может сохраняться вследствие инерции конформности, когда люди согласовывают свое поведение с предубе- ждением, которое распространено и является социально приемлемым в их окружении.
    Представленное многообразие теоретических подходов свидетельствует, прежде всего, о сложности феномена предубеждения и его многоаспектности. Последняя проявля- ется и в многообразии его форм и проявлений, наиболее известными из которых являются уже упоминавшиеся дискриминация, сексизм, расизм и стигматизация, к рассмотрению которых мы и переходим.
    Формы проявления предубеждений
    Человеческое бытие достаточно многосторонне и изменчиво в своей способности делать практически любую социальную группу объектом предубеждений. Тем не менее, существуют определенные групп, которые подвергаются ему в наиболее острой форме, к числу которых относятся предубеждения, основанные на половых, расовых, этнических, возрастных, сексуальных, физических и умственных особенностях.
    Сексизм. Исследования сексизма значимы для социальной психологии по крайней мере в двух аспектах:
    1. Они говорят нам о социально-психологических механизмах предубеждений в целом.

    Формы проявления социальных предубеждений
    674 2. Они адресованы тем формам предубеждений, которые могут влиять на две фор- мы человеческого бытия.
    Исследования половых стереотипов показали, что как мужчины, так и женщины убеждены в том, что показатели мужчин выше показателей по параметрам интеллекта и независимости, в то время как показатели женщин выше по показателям теплоты и эмо- циональных переживаний. Эти результаты оказались выраженными и в кросс-культурном аспекте: в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и некоторых регионах Ближ- него востока. Это согласованные социальные стереотипы. Знание таких стереотипов не обязательно характеризуют различные группы. Фактически соответствие между знаниями и представлениями присутствует только людей с выраженными предубеждениями. Впол- не очевидно и то, что мужчины и женщины наряду с различиями обладают и существен- ным сходством.
    Конечно измерения интеллекта, независимости, теплоты и эмоциональных пережи- ваний являются значимыми атрибутами человеческой сущности. Если бы они были абсо- лютно верными, то во взаимоотношениях между полами было значительно меньше про- блем. Тем не менее, исследования показывают, что стереотипы о женщинах обладают зна- чительно ценностью по сравнению с мужскими. Неужели половые стереотипы точно от- ражают особенности личности и поведения? Безусловно различия существуют, что пока- зывают и результаты многочисленных исследований. Но социально-психологические ис- следования говорят и о том, что эти результаты не обладают высокой степенью достовер- ности. Иными словами они не могут исчерпывающе свидетельствовать о том, что их обла- датели являются либо мужчинами, либо женщинами. Например исследования мужчин и женщин кандидатов в военные и управленцы показало весьма незначительные отличия между ними. Более того некоторые кандидаты женщины превосходили по многим пара- метрам своих коллег мужчин. В целом можно говорить о том, что половые стереотипы в большей степени являются мифами.
    Но очевидно и то, что существует выраженное половое разделение труда. большин- ство официантов, продавцов, секретарей, телефонистов, медперсонала и т.п. – женщины, а большинство правоведов, инженеров, военных, руководителей и т.п. – мужчины. Такое искусственное разделение труда получило обозначение женский и мужской труд. При лю- бом анализе межгрупповых отношений между полами мы не должны забывать о том, что мужчины в силу разных социально-политических причин обладают большей властью по сравнению с женщинами. Этот анализ с позиции теории социальной идентичности гово- рит о том, что существующее разделение приводит и различиям в социальных идентифи- каторах мужчин и женщин. Не удивительно, что женщинам крайне сложно добиться оп- ределенных статусных позиций в обществе в силу существования социальных стереотипов в отношении их потенциальной профессиональной компетентности.
    Не смотря на то, что гендерные стереотипы начинают формироваться в семье леги- тимизируются они фактически в школе. Приход в школу является критической точкой в развитии гендерной идентичности и интернализации аттитюдов в отношении гендерных ролей.
    Одним из наиболее мощных инструментов передачи и сохранения традиционных половых стереотипов являются СМИ. Всем нам хорошо известны те эталоны женского и мужского поведения, которые представляются в различного рода мыльных операх, ток-

    Социальные предубеждения
    675 шоу и т.п. не смотря на то, что кумулятивная сила этих образов не должна переоценивать- ся существуют значительно более открытые формы навязывания гендерных ролей. Арчер
    (Archer)с коллегами ввел специальное понятие «фейсизм» (face-ism) для описания склон- ности женщин уделять повышенное внимание своему телу и его демонстрации. Они про- анализировали большое число визуальных образов мужчин и женщин (газетных и жур- нальных фотографий и рисунков студентов), подтверждающих этот вывод. Для примера просмотрите внимательно какое-либо телеинтервью и обратите внимание на что нацелена телекамера оператором в случае интервьюируемых мужчины и женщины.
    В исследованиях описаны различные формы сексизма. Примеры такого рода пред- ставлены в использовании понятий человек, руководитель, человечество и многие другие, отличающиеся тем, что они мужского рода. В частности на этот аспект обратили особое внимание феминистки добившись изменения этой маскулинной традиции. заинтересован- ный читатель может обратить внимание, что во многих англоязычных текстах присутству- ет половое уточнение, что к обсуждаемому вопросу имеют отношение и мужчины и жен- щины (например, если пишется мужчина, то в скобках ставится женщина и наоборот). оп- ределение пола присутствует и в таких понятиях, как «домохозяйка» и «глава» и многое другое. Так как это происходит при посредстве языка, определяющего наше мировосприя- тие, крайне важным является изменение распространения им половых стереотипов, вклю- чая имплицитные значения слов и предложений. В частности по требованиям Американ- ской психологической ассоциации публикации не должны содержать сексизмов.
    Одной из показательных областей проявления сексизма является оценка исполне- ния. Он проявляется в разной оценке письменных работ, живописных произведений и т.п. мужчинами и женщинами. Точно так же как сексистские стереотипы проявляются в ми- фах о Ом, что лучшие кулинары и модельеры мужчины. В них косвенно присутствует вы- вод о том, что женщины менее компетентны чем мужчины.
    Также очевидно что существуют различия и в объяснение причин успехов и неудач в зависимости от пола действующего. В целом успешное исполнение мужчин атрибутиру- ется способностям, в то время как идентичное исполнение женщин атрибутируется удаче или легкости задачи. Очевидно и то, что женщины, добивающиеся успехов в типично мужских видах деятельности (например, назначение на руководящий пост) рассматривает- ся как менее заслуженное или достигнутое чисто женскими средствами по сравнению с тем же успехом мужчин. В целом, тем не менее, полово-стереотипные атрибуции прояв- ляют тенденцию к вынесению различных оценок в отношении мужчин и женщин.
    В то время как эти формы дискриминации крайне трудно изменяемы вполне оче- видны и достижения демократических стран в области уравнивания полов в оценке их ро- ли и вклада в различные сферы жизни общества. Примером чего является активная зако- нодательная деятельность по устранению дискриминации.
    Социально-психологические исследования фиксируют определенную эффектив- ность этих изменений. В частности произошли выраженные изменения в отношении жен- щин руководителей, женщин парламентариев и др.
    Расизм. Дискриминация по расовому или этническому признаку является одной из наиболее антигуманных. В то время как сексизм ответственен за сохраняющуюся практи- ку избирательного отношения по признаку пола, в преодолении которой достигнуты опре- деленные успехи, геноцид по прежнему остается универсальным средством решения мно-

    Формы проявления социальных предубеждений
    676
    гих межнациональных проблем, например, в Камбодже, Ираке, Южной Африке, Югосла- вии и др. большинство исследований по данной проблеме было проведено в Соединенных
    Штатах по проблеме аттитюдов в отношении темнокожего населения. Эти же исследова- ния демонстрируют радикальное изменение этих аттитюдов за последние годы. Тем не менее расовая предубежденность все еще существует и каких либо перспектив ее ради- кального изменения пока не видно. Характерны они и для постсоветского пространства.
    По крайней мере у существенной части населения запада существует выраженное преду- бежденное отношение к лицам так называемой «кавказской национальности».
    Не смотря на наметившиеся положительные тенденции сегодня нельзя говорить о том, что расизм изживает себя. Конечно расистские взгляды стали более скрытыми, но примеров их проявления больше чем достаточно. За примерами можно обращаться к сред- ствам массовой информации, поставляемым практически каждодневно. Например, расист- ские взгляды проявляются в соблюдении социальной дистанции (например, женитьбе, приеме на работу, выборе школы и т.п.).
    Предубежденность может проявляться и в практически автоматизированном вос- приятии, проявляющемся в мгновенной фиксации расовой принадлежности оцениваемых людей. Можно говорить и о символическом расизме, проявляющемся в негативных чувст- вах в отношении темнокожих и т.п. наконец, последние исследования показывают как ра- сизм может варьироваться и как он воткан в слова, которые мы используем в своей повсе- дневной жизни. Примеры такого рода символического расизма широко представлены в работах Т. Ван Дейка (1989). Большинство из нас осведомлено о расовых стереотипах, что часто сопровождается их автоматизированным применением.
    В заключение следует отметить, что не смотря на то, что открытый расизм и расо- вые предубеждения подвергаются моральному осуждению и большинство людей действу- ет соответственным образом, избавиться от них не столь просто как это может показаться.
    Микроб расизма все еще существует и он может быть обнаружен во многих областях.
    Эйджизм. Во многих культурах, особенно тех, в которых сохраняются большие се- мьи старость почитается – они рассматриваются как мудрые учителя и руководители. Во многих других странах, в которых доминируют небольшие семьи эта традиция становится нехарактерной и старость начинает вызывать раздражение. В этих странах больше ценится молодость, а более возрастные люди вызывают более негативные стереотипы. И расцени- ваются как обременительные и немощные члены общества. Они лишаются многих соци- альных прав и игнорируются их специальные потребности. Социальные психологи только недавно обратили внимание на эту проблему, начав системно изучать явление эйджизма.
    Токенизм или символическая благотворительность. Токенизм (от англ. token – символический, кажущийся) обозначает совершение актов символической благотвори- тельности или подачек в отношении членов группы меньшинств (этнических, женщин, неимущих и т.п.). Впоследствии такие символические благотворительные действия высту- пают в качестве своеобразного знака снижения вероятности проявления более выражен- ных и более значимых позитивных действий или последующей возможности дискримина- ции: «Не надоедай мне. Разве я мало сделал?». Примером такого рода является описание ситуаций взаимоотношений белых с темнокожими американцами, представленное в ис- следовании Розенфилд (Rosenfield, 1982), когда совершив символическую благотвори- тельность в отношении темнокожего, белые американцы были значительно менее пред-

    Социальные предубеждения
    677 расположены к совершению каких-либо позитивных действий в отношении других незна- комых представителей этой этнической группы. Более того, этот эффект активировал нега- тивный стереотип в отношении темнокожих американцев, например, идентификации их как темнокожих попрошаек (нищих).
    Токенизм или символическая благотворительность, подачки может использоваться организациями и обществами в целом. В Соединенных Штатах, например, критикуется символическое привлечение к работе представителей меньшинств (темнокожих, женщин, испаноязычных), организациями, которые впоследствии не предпринимают никаких дей- ствий в отношении обеспечения их подлинного равноправия. Создается впечатление, что эти организации могут использовать меньшинства в качестве символической защиты от возможных обвинений в предубеждениях. Токенизм на этом уровне может иметь крайне вредные последствия для самооценки тех меньшинств, которые используется в качестве такого рода символов.
    Многим из нас приходилось сталкиваться с крайне необычным и морально нечис- топлотным явлением – глумлением, третированием, издевательством над личностью дру- гого человека. Это явление часто приводит к весьма трагичным последствиям для него.
    Необычность явления связана с тем, что это предвзятое отношение возникает неизвестно на каком основании. Третируемый может быть сильным и слабым, внешне привлекатель- ным и непривлекательным, способным и недалеким и т.п. третирующие также неоднород- ны. Это могут быть с виду интеллигентные люди и явно выраженные подонки, слабые и сильные, отличники и двоечники. Необычна и реакция окружающих – оно либо не замеча- ет актов глумления над личностью другого, либо иногда принимает участие в травле. Это странное явление обозначается загадочным термином – стигматизация. С особенностями его мы и попытаемся разобраться.
    Древние греки использовали слово «стигма» для описания телесных знаков, кото- рые имели своим предназначением указать на нечто необычное, неестественное, постыд- ное, «плохое» в человеке, его социальном, психологическом или моральном статусе. Это были выжженные или вырезанные на теле человека знаки, которые свидетельствовали о том, что этот человек – раб, преступник, изменник. Это было своего рода клеймо позора, гласившее: «Этого человека следует сторониться». В последующем в эпоху Христианства ситуация несколько поменялась. Так, сыпь на коже стала восприниматься как проявление божьей милости. Следует вспомнить и о таком явлении как «стигматы» на теле.
    В настоящее время стигма употребляется в первом значении, хотя это уже не некое клеймо на теле, а любой знак, указывающий на «постыдный» статус человека, его непол- ноценность, порочность, опасность и т.д.
    Стигма (греч. stigma – укол, пятно) – «любой недостаток или дефект, или знак тако- вых, который оказывает серьёзное негативное воздействие на социальное принятие затро- нутого индивида» (Шефер, Шледер, 1993, с. 190). Это знак, служащий для того, чтобы мы могли увидеть что-то необычное или плохое в нравственном облике носителя этого знака.
    Стигма представляет собой некий атрибут, дискредитирующий человека в глазах окру- жающих, это качество, выдающее некое «постыдное» свойство индивида, его ущербность,
    Стигматизация

    Стигматизация
    678
    дефект, нежелательное отличие от нормы. Стигма наделяет индивида статусом неполно- ценного человека («не вполне человека»), вызывает его непринятие или, по меньшей мере, отсутствие готовности взаимодействовать с ним «на равных».
    Стигма настойчиво привлекает к себе внимание, заставляя игнорировать информа- цию, которая свидетельствует о возможности полноценного социального контакта с ее носителем и обладании последними какими-то другими характеристиками. Носителю стигмы приписывается целый ряд других недостатков, «дефектов», обусловливающих его восприятие в качестве неполноценного, опасного, ненормального, специфического, нетра- диционного, особенного, «не такого», человека «другой природы». А это, в свою очередь, затрудняет или даже исключает возможность осуществления взаимодействия со стигмати- зируемым на равных.
    Стигма рассматривается как особый тип отношений между качеством и стереоти- пом. Стигма выдает некое постыдное качество, но характер этого качества определяется не им самим, а скорее отношениями по поводу него.
    Социальный мир разнообразен. Существуют принятые в обществе способы разбие- ния социальных субъектов и объектов на группы, установленные способы социальной ка- тегоризации. При этом набор качеств, которыми должен обладать данный класс объектов, которые считаются нормальными и естественными, является достаточно жестко опреде- ленным. Относя человека к той или иной социальной категории, индивид приписывает ему набор этих характеристик и общается с ним как с уже знакомым, не задумываясь о приро- де этого знакомства, имея некоторые нормативные ожидания и требования в отношении его поведения. Субъект определяет тем самым его «социальную идентичность». Эту пред- писанную социальную идентичность И. Гоффман обозначил как «виртуальную социаль- ную идентичность», а те характеристики (социальные и личные) которыми индивид в дей- ствительности обладает были обозначены автором как «истинная социальная идентич- ность». При встрече с незнакомым человеком стигматизация имеет место в случае нежела- тельного, воспринимаемого в крайних вариантах даже как опасного, расхождения истин- ной и виртуальной идентичностей. Иными словами, стигматизируемый – это человек, ко- торый не соответствует в каком-то отношении нормативным требованиям и ожиданиям, при чем это несоответствие является нежелательным. В сознании стигматизатора он «пре- вращается из цельного обычного человека в неполноценного, обладающего каким-то де- фектом (подпорченного)» (Майерс, 1998, с. 60]. В этом аспекте стигма выступает в качест- ве особого типа несоответствия истинной и виртуальной социальной идентичностей.
    Таким образом, стигматизация выступает как социально-психологическое явление, состоящее в навешивании негативных ярлыков, дискредитирующих индивида в глазах окружающих и вызывающих их стойкую социальную изоляцию и нежелание, отсутствие готовности взаимодействовать с ним на равных. Стигма свидетельствует о нежелательном отклонении от нормы, воспринимаемом как признак неполноценности, ущербности, спе- цифичности ее носителя.
    Стигматизация, таким образом, предстает как процесс «клеймения», навешивания негативного ярлыка (стигмы), вызывающего предубежденное отношение к его носителю, непринятие, отвержение, дискриминацию, осуждение. В ярлыках выражается наиболее абстрактная и общая информация об объекте и, по очень точному замечанию Г. Олпорта, они «действуют как сирены, заставляя нас забывать обо всех более тонких различиях».

    Социальные предубеждения
    679
    Стигматизации могут также способствовать особенности реагирования стигматизи- рованного на негативное отношение к нему. Мы можем воспринять его защитный ответ на ситуацию как прямое выражение его недостатка. родовая стигма (раса, национальность, вероисповедание и др.), которая может пере- даваться из поколения в поколение (Goffman, 1986, с. 14).
    Наиболее полно природа феномена стигматизации, его специфики, динамики ана- лизируется в рамках интеракционистского направления в психологии, центральной объяс- нительной категорией в котором является взаимодействие, которое стимулирует формиро- вание качества стигматизированности и явление вторичной стигматизации. Символиче- ский интеракционизм представлен в следующих основополагающих идеях: индивид и об- щество неотделимы друг от друга; индивиды представляют собой рефлексивную и инте- рактивную сущность, обладающую самостью; индивиды реагируют на объекты окру- жающего мира в соответствии со значениями, которыми они обладают для них. Подчерки- вая активную роль человека в формировании его окружения, интеракционисты приходят к выводу о том, что значение объекта представлено в поведении, направленном на него, а не в объекте самом по себе. В рамках теории стигматизации, предложенной Г. Беккером, ана- лизируется явление вторичной девиации. В частности Г. Беккер отмечает, что отклонение представляет собой результат определенного воздействия на поведение индивида со сто- роны других людей.
    Предубеждения выступают в качестве систем значений значения, которыми обла- дают социальные объекты, взаимодействие с которыми осуществляется на основе этих значений. В процессе социального взаимодействия реализуется трансформация социаль- ного объекта. Таким образом, природа социального объекта может конструироваться пре- дубеждениями, имеющимися у людей по отношению к нему. Р. Мертон предложил тер- мин самодостаточность пророчества, которым он обозначал степень вклада, вносимого людьми в создание таких жизненных обстоятельств, которые подтвердят их ранее сущест- вовавшие гипотезы об окружающем мире.
    Стигматизация есть акт навешивания ярлыка. Любой ярлык содержит минимальное количество упрощенной, схематизированной информации о его носителе. Ярлык актуали- зирует установки по отношению к той социальной категории, которую он называет. Кроме того, ярлык затмевает собой все другие характеристики субъекта. В силу этого можно го- ворить о том, что стигматизация как акт навешивания ярлыков представляет собой актуа- лизацию предубеждений и предрассудков, т.е. установки предвзятости.
    Ярлык содержит минимум информации, практически всегда основан на личном мнении и предрассудках ярлыкодателя и зачастую направлен на то, чтобы вызвать у чело- века стойкую негативную эмоциональную реакцию. Нередко ярлык появляется раньше, чем то качество, на которое он указывает. Навешивание ярлыков приводит к выработке соответствующих этому ярлыку ожиданий от человека и определенной линии поведения по отношению к нему. В результате имеет место самореализующееся пророчество. То, во что человек верит (ярлык) в отношении другого человека или группы людей, служит фор-
    И Гоффман выделяет три типа таких характеристик, обозначаемых в используемой им и нами терминологии «стигма»: физический дефект; недостаток характера, воспринимаемый как слабость воли;

    Стигматизация
    680
    мированию реальности, подтверждающей эту веру. Предубеждение, негативное представ- ление о стигматизируемом, таким образом, может найти в результате подтверждение в его поведении.
    Ярлык принимается без конкретного доказательства и объяснения и уже неважно, каков человек (носитель ярлыка) на самом деле. Причем принимается любая информация, подтверждающая ярлык, и игнорируется противоречащая ему. Предубеждения, таким об- разом, приводят к избирательности восприятия (замечается в человеке прежде всего пло- хое) и однобокости интерпретаций (все поступки, поведение человека видятся через приз- му негативного отношения к нему, в соответствии с уже сформировавшимися стереотип- ными негативными представлениями о нем).
    Явление стигматизации, таким образом, неразрывно связано с предубеждениями.
    Предубеждения могут выступать в качестве предпосылок стигматизации и в качестве ее результата, служа целям рационализации, оправдания негативных чувств и негативного поведения к стигматизированному. Стигматизация есть акт «клеймения», навешивания ярлыка, предубеждения есть установка по отношению к носителю ярлыка. Распространен- ные в той или иной социальной среде предубеждения и предрассудки задают соответст- вующие стигматизирующие атрибуты.
    Особый вопрос представляют причины выбора в качестве стигматизируемого опре- деленного человека. Первое, что приходит в голову – этот человек обладает какими либо
    «дефектами», обусловливающими обретение статуса изгоя. Однако специальные исследо- вание показали значительно более сложную природу вопроса, заключающуюся в сложном сочетании личностных и ситуативных переменных.
    В качестве ведущего фактора, определяющего потенциальную жертву стигматиза- ции Дуглас выделил видимое, наблюдаемое отличие человека от большинства (Douglas,
    1993, c. 135). Это основной способ выбора кого-то из членов группы на роль козла отпу- щения. Жертвой стигматизаторов становится человек, непохожий на них, не такой, как все.
    Вообще индивидуальные различия выполняют адаптивную функцию, составляют ресурсы группы, способствуют её развитию, расширяют и углубляют её возможности, повышают продуктивность при решении групповых задач и достижении поставленных целей, являясь при этом приемлемым и значимым. Неординарность и индивидуальность ценятся высоко и приветствуются окружающими. Но отличие, которое было приемлемым в обычных об- стоятельствах, когда дела шли хорошо, рассматривалось как полезное, может достаточно быстро стать фрустрирующим, раздражающим, вызывающим неприязнь, предубеждение, враждебность по отношению к его носителю, особенно если группа находится на переход- ном этапе своего развития, когда она наиболее уязвима. Человек, ставший жертвой стигма- тизации, рассматривается как препятствующий дальнейшему существованию группы, её прогрессу, достижению поставленных целей, особенно если он мало участвует в делах группы, является некомпетентным. Отличие может касаться самых разнообразных харак- теристик человека, особенностей его поведения. Оно может быть связано с внешностью, возрастом, половой, расовой, национальной принадлежностью, религиозными и другими убеждениями, социальным положением и т.д. Здесь немаловажную роль играют имею- щиеся у стигматизаторов предубеждения. Отличие может касаться как негативных сторон человека, например его некомпетентности, так и позитивных, например, более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с остальными может быть раздра-

    Социальные предубеждения
    681 жающим, вызывающим неприязнь и предубеждённое отношение. В периоды отчаяния, сильного напряжения даже цвет волос может послужить предпосылкой для стигматизации человека. Степень отличия стигматизируемого от стигматизаторов служит своего рода мерой интенсивности напряжения последних, заставляющего культурных людей вести себя неэтично и несправедливо по отношению к своему коллеге, делая из него козла отпу- щения.
    В качестве ещё одной предпосылки, определяющей выбор человека на роль козла отпущения, Фельдман и Водарски выделяют социальное бессилие. Оно предполагает низ- кую значимость человека для стигматизаторов, невлиятельность, низкий статус, некомпе- тентность, изолированность, а также неспособность отплатить, постоять за себя, дать от- пор. Существует гипотеза, согласно которой с целью обезопасить себя от ответных агрес- сивных актов, в качестве козла отпущения выбирают “безобидный объект”. Но наличие социального бессилия не является обязательным условием для осуществления стигматиза- ции. На роль козла отпущения иногда выбираются и сильные, обладающие властью члены группы. Стигматизированным может стать лидер, руководитель. Этот тип решения связан с культурной моделью, согласно которой, если группа “действует плохо”, это вина руково- дителя. Важно отметить, что, становясь козлом отпущения, человек приобретает ценность и значимость для стигматизаторов, так как позволяет им избавиться от неприятного чувст- ва вины, ответственности, разрядить напряжение, выместить обиды и т.д. Поэтому во мно- гих случаях имеет место неосознанное стремление стигматизаторов удержать человека, ставшего для них козлом отпущения, рядом.
    Социальное бессилие не является абсолютно надёжным критерием выбора жертвы, когда в качестве индикаторов слабости используются молчаливость и необщительность, которые также могут выступать мерой независимости и личностной силы. Берковитц и
    Грин критиковали гипотезу “безопасности”. Они утверждали, что фрустрация вызывает враждебность, только если задевает чувство самоуважения, поддержать которое можно, обвиняя в своих неудачах не слабых, а более сильных и значимых лиц.
    По отношению к своей потенциальной жертве стигматизаторы испытывают непри- язнь, антипатию. Среди характеристик, вызывающих неприязнь различные авторы также выделили: сходство с фрустратором, отличие от большинства, провоцирующее поведение, раздражительность, повышенная тревожность, стремление продемонстрировать своё пре- восходство, удачливость, хвастливость, непринятие социальных норм, пренебрежение об- щими правилами, недисциплинированность, агрессивность, выражение неудовлетворён- ности своей группой и позицией в ней, болезненность и слабость, чувство вины, низкий уровень самоуважения, некоммуникабельность, а также наличие какого-то физического дефекта, психического расстройства. Антипатия к стигматизаторам может привести в дей- ствие принцип взаимности, в соответствии с которым людям несимпатичны и неприятны те, кому они не нравятся. Л.Я. Гозман указывает на немаловажную роль внешнего облика, показывая, что часто некрасивый ребёнок рассматривается как «плохой». «Не случайно именно некрасивым или страдающим каким-то физическим недостатком детям нередко приписывают дурные мысли и поступки» (1988, с. 11). От менее «симпатичных» детей ждут плохого поведения. И, возможно, чувствуя пристрастность взрослых, ребёнок пойдёт им навстречу, оправдывая их ожидания по механизму самоподтверждающегося пророче- ства.

    Стигматизация
    682
    Важную предпосылку стигматизации составляют потребности стигматизируемого
    Они могут усилить процесс стигматизации. Например, принимая роль козла отпущения, человек удовлетворяет потребность во внимании, которую не смог удовлетворить каким- либо иным способом. Здесь срабатывает принцип: лучше такое внимание, чем вообще ни- какого. Goffman указывает, что процесс стигматизации усиливается, если стигматизиро- ванный в результате получает вторичный выигрыш, используя своё положение как «оп- равдание неуспеха, который возник по иным причинам» (1986, с. 21).
    Стигматизации могут также способствовать особенности реагирования стигматизи- рованного на негативное отношение к нему. И. Гофман говорит, что «мы можем воспри- нять его защитный ответ на ситуацию как прямое выражение его недостатка» (там же, с.
    16).
    Для обозначения характеристик, вызывающих стигматизацию, он использует тер- мин стигма, выделяя три типа таких характеристик:
    • недостаток характера (слабая воля, эмоциональность, высокомерность, нечест- ность и т.д.);
    И. Гофман также указывает на тенденцию стигмы (stigma) к распространению, из-за чего люди избегают связи с её носителями.
    Переход из одной группы в другую часто не решает проблемы стигматизированно- сти, освобождения от роли козла отпущения. Это может быть связано с формированием уже рассматривавшегося ранее феномена наученной беспомощности. Сталкиваясь с мно- гочисленными неудачами, человек как бы формирует своеобразную предуготованность к будущим неудачам (в данном случае, враждебности окружающих), снижает уровень ожи- даемой эффективности, что, в свою очередь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва – пассивно и неэнергично. Наученная беспомощность есть разно- видность утраты веры в справедливый мир. Она соответствует пессимистическому (де- прессивному) атрибутивному стилю. Антиципируя повторение неприятного прошлого в новой ситуации, человек неадекватно интерпретирует нейтральное отношение окружаю- щих как негативное и столь же неадекватно реагирует, привлекая к себе внимание потен- циальных стигматизаторов.
    Из предшествующего анализа следует, что объекты предубеждений и дискримина- ции обладают низким статусом влиянием в обществе и не могут избежать принятого в нем негативного отношения. Члены этих групп интернализуют эти оценки и формируют нега- тивный образ самих себя, который проявляется в различных контекстах в форме занижен- ной самооценки. В частности, исследования показывают, что женщины в целом разделяют негативные стереотипы в их отношении со стороны мужчин, часто оценивая себя в пред- ставленных в них характеристиках и в некоторых обстоятельствах, в которых пол высту- пает в качестве основания для самовосприятия, демонстрируют заниженную самооценку
    (Hogg, Vaughan, 1995). В то же время группы и их члены являются очень изобретательны-
    • физический дефект;
    • родовая стигма (раса, национальность, вероисповедание и др.), которая может передаваться из поколения в поколение (там же, с. 14).
    Эффекты социальных предубеждений

    Социальные предубеждения
    683 ми в нахождении способов смирения с низким статусом и депрессивная самооценка явля- ется неизбежным следствием предубеждений.
    Снижение самооценки. Повседневное столкновение с выражениями предубеждений приводит к снижению самооценки, т.к. в ее основании всегда лежит социальное сравнение.
    Отношение к представителям стигматизированных групп детерминировано имеющимися в отношении них предубеждениями. Вполне очевидно что такого рода снижение проявля- ется в самых разнообразных формах социальных предубеждений в том числе и в случае только что рассматривавшейся стигматизации. Носители стигмы воспринимаются окру- жающими как неполноценные, неспособные люди, а стигма оценивается окружающими как некое порочащее, «постыдное» качество. Результатом становится чувство стыда, кото- рое испытывается в связи с обладанием стигмой, и стремление скрыть этот факт (если это возможно) от окружающих. Носитель стигмы может также вслед за окружающими осоз- навать свою неполноценность, стыдиться ее.
    Представители стигматизированных групп часто подвергаются социальному отчу- ждению, дискриминации со стороны окружающих, что в значительной мере снижает ве- роятность их успешности в различных сферах жизнедеятельности. Самооценка человека зависит от уровня его достижений. Поэтому вероятность формирования заниженной само- оценки у членов стигматизированных групп высока.
    Вместе с тем вопреки кажущейся непротиворечивости данной логики рассуждений эмпирические исследования в этой области продемонстрировали, что самооценка членов стигматизированных групп по своему уровню не ниже, а иногда даже выше самооценки представителей нестигматизированных групп. Для достижения этой цели используются следующие стратегии:
    • приписывание причин своих неудач действию предубеждений и дискримина- ции;
    • обесценивание тех сфер, в которых в силу своей стигматизированности они не могут проявить себя;
    • избирательное сравнение себя с другими обладателями стигмы, а не с нестигма- тизированными индивидами.
    Неудачи и понесенный ущерб. Жертвы предубеждений, принадлежащие к отвергае- мой группе лишаются источников, предоставляемых обществом для достижения успехов – например, получение качественного образования, здоровье, материальное благополучие, высокооплачиваемая работа и т.п. Таким образом дискриминация делает очевидной ре- альную неуспешность и неудачливость в достижении высших стандартов в обществе. Это осознание неудачливости интернализуется жертвой предубеждений, становящейся хрони- чески апатичной и немотивированной – они просто демонстрируют псевдоактивность в силу осознания собственной безуспешности.
    Широкую известность в социальной психологии получил феномен самоудовлетво-
    ряющих пророчеств проявляющийся в формировании реальности, соответствующей сформировавшимся устойчивым представлениям о самих себе. Если эти представления согласовываются с негативными социальными стереотипами, то результатом станет нега- тивное самоотношение, приводящее к нахождению внешних подтверждений его обосно- ванности. Классическим примером такого рода являются эксперименты Розенталя и Дже- кобсона (Rosenthal, Jacobson, 1968) подменявших показатели IQ сильных и средних учени-

    Эффекты социальных предубеждений
    684
    ков и соответствующим образом представлявших их учителям. Результат экспериментов заключался в том, что как ученики были представлены, так они и закончили обучение, не- зависимо от исходных объективных оснований. Не вдаваясь в детали данного исследова- ния и не давая оценки его этичности, отметим лишь то, что учащиеся, представленные как малоспособные, смирялись со сформированной оценкой и не прилагали усилий для ее оп- ровержения.
    Процесс, посредством которого представления формировали реальность на протя- жении ряда лет исследовался Снайдером и коллегами (Snyder, 1984). У испытуемых фор- мировалось представление, что человек на встречу с которым они идут обладает ярко вы- раженной экстравертированностью. Последствия такого рода установки прослеживались в процессе характера взаимодействия от его начальной точки до конца. Результаты исследо- вания подтвердили – поведение наблюдателя и самовосприятие подчиняются исходным ожиданиям (см. схему № Х).
    Еще одним эффектом социальных предубеждений является формирование нега-
    тивной социальной идентичности. Осознание своей принадлежности к стигматизируемой социальной группе, субъективная идентификация с ней соответственно может привести к формированию негативной социальной идентичности и снижению самооценки. Это осо- бенно характерно для тех случаев, когда человек стал обладателем стигматизирующего качества уже после того, как усвоил доминирующие в обществе стереотипы и предубеж- дения и сам в прошлом подвергал стигматизации и отвержению соответствующие катего- рии людей, относился к ним с пренебрежением. Примером такого рода является включе- нии человека в группу нищих, просящих милостыню.
    По мнению авторов концепции социальной идентичности, когда последняя не удов- летворяет человека, он стремится либо покинуть низкостатусную социальную группу и присоединиться к более высоко оцениваемой группе, либо подчеркнуть позитивное отли-
    Схема № Х. Как представления создают реальность.
    Представления наблюдателя о том, что наблюдаемый экстраверт
    Восприятие и интерпретация поведения наблюдаемого является избирательно предубежденным, подтверждая ожидания
    С наблюдаемым строятся отношения как с экстравертом
    Поведение наблюдаемого ограничивается таким образом, что оно не может быть каким-либо иным кроме экстравертированного
    Поведение наблюдаемого становится более экстравертированным
    Наблюдаемый воспринимает себя как экстраверта
    Приводится по: Hogg, Vaughan, 1995, c. 300.

    Социальные предубеждения
    685 чие своей группы от остальных релевантных аутгрупп. Исследование динамики иденти- фикации человека с группой нищих обнаружило феномен постепенного разотождествле- ния со стигматизированной группой по основным личностным качествам, приписывае- мым представителям этой группы. Сходное явление было обнаружено C.R. Kaiser и C.T.
    Miller в исследовании реакции на предубеждения и дискриминацию (2001).
    Депрессия, подавленность. Стигматизация сопровождается ощущением подавлен- ности, бесперспективности собственного существования. В частности, как отмечает А.
    Финзен, люди, страдающие психическими заболеваниями (например, шизофренией), за- даются вопросом, связанным с потребностью скрывать свое заболевание, отрицать его:
    «Стоит ли продолжать жить с этим заболеванием?» (2001, с. 57). Такая установка повыша- ет риск суицида. Одиночество и социальная изоляция, будучи результатом стигматизации и предубежденного отношения окружающих, могут стать источником безнадежности и отчаяния, а это основные мотивы суицида.
    Снижение чувства контроля над окружающим миром, наученная беспомощность,
    пессимистический атрибутивный стиль. Наученная беспомощность возникает в тех слу- чаях, когда человек считает себя неспособным контролировать то, что с ним происходит.
    Сталкиваясь с многочисленными неудачами, он формирует своеобразную предуготован- ность к будущим неудачам, снижает уровень ожидаемой эффективности, что, в свою оче- редь, обрекает его на новые неудачи. Он начинает вести себя как жертва – пассивно и не- энергично. Наученная беспомощность есть разновидность утраты веры в справедливый мир. Человек при этом прибегает к пессимистическому (депрессивному) атрибутивному стилю, при котором негативные переживания, результаты и жизненные обстоятельства он относит на счет неконтролируемых личностных или ситуативных факторов.
    Наличие вторичной выгоды. Так, например, в ряде случаев наличие стигмы и ис- пользуется ее носителями для оправдания собственной неуспешности, которая имела ме- сто по причинам, не связанным с обладанием стигмой. Это способ избежать социальной ответственности: «Как я такой неполноценный могу достичь успеха?». Устранение стигмы
    (например, устранение физического недостатка путем хирургической операции) делает человека беззащитным перед возрастающими требованиями окружающих и лишает его возможности оправдания собственного бездействия и неудач, несостоятельности. Если человек не готов справиться с подобной ситуацией, он может избрать невротическую мо- дель поведения.
    Низкий уровень достижений. Ощущение собственной беспомощности может при- вести к снижению уровня притязаний, пассивности и бездействию и, как следствие, низ- ким результатам и достижениям. Но такая ситуация может быть обусловлена и объективно наличием дискриминации носителей стигмы, их непринятием и социальной изоляцией, а это существенно снижает вероятность их успеха в той или иной сфере.
    Вторичная девиация. Стигматизация как акт навешивания ярлыка рассматривается в качестве источника девиантного поведения. Беккер Г. отметил, что девиация есть «не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя» (Becker, 1963, с. 9). Появление девиантно- го поведения возможно при одном только определении индивида как социально откло- няющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
    Постепенно человек сам привыкает считать себя таковым и начинает вести себя в соответ-

    Эффекты социальных предубеждений
    686
    ствии с новой ролью. Таким образом, предубеждения могут оправдываться по механизму самореализующихся пророчеств.
    Последствия для общения. Результатом предубежденного отношения и стигматиза- ции является подозрительность и недоверие представителей стигматизированных групп к окружающим. Они либо ведут себя агрессивно, занимают оборонительную позицию, либо становятся замкнутыми и избегают контакта с окружающими в ожидании враждебного отношения с их стороны, или, по меньшей мере, особо пристального внимания к своей персоне и своему «недостатку». Стигматизированные часто стремятся скрыть, если это возможно, то качество, которое может вызвать предубеждения в отношении них. Ведь да- же если окружающие тщательно контролируют свои высказывания и свое поведение со стигматизированными, они все равно демонстрируют неловкость в общении с последни- ми, боясь неосознанно их оскорбить, лишний раз напомнить об их «неполноценности».
    И. Гофман также указывает на тенденцию стигмы к иррадиации, распространению ее влияния на родных и близких стигматизированных индивидов, которые также могут подвергаться социальной изоляции. Так, стигма «преступник», «алкоголик» и т.д. с легко- стью переносятся на ближайшее окружение. Ярлыки «жена алкоголика», «сын преступни- ка» и другие подобные обозначения также представляют собой стигму, «клеймо».
    Как уже отмечалось ранее, предубеждения чреваты негативными последствиями.
    Они способствуют непониманию, являются источником конфликтов, ограничивают пози- тивный опыт социальных контактов. В свете этого актуальной становится разработка стра- тегий преодоления предубеждений. Возможности распознавания и преодоления предубе- ждения представляют собой еще одну область социально-психологических исследований.
    Следует отметить, что формированию предубеждений способствуют не только пси- хологические, но и (не в последнюю очередь) другие факторы: экономические, культур- ные, политические и так далее. Поэтому возможности психологических средств в преодо- лении предубеждений ограничены, хотя психологи и вносят существенный вклад в разра- ботку подобных стратегий.
    Один из возможных путей – создание общих целей, сплачивающих людей и элими- нирующих их предубеждения. Эффективность данной стратегии в снятии межгрупповой враждебности подтверждают эксперименты М. Шерифа в летнем лагере. Хотя отмечается, что подобный эффект возможен лишь в случае успешного достижения общей цели. В про- тивном случае неприязнь усиливается.
    Дж. Тернер другой путь – перекатегоризацию, отмечая, что, если люди переоценят свою групповую принадлежность и будут рассматривать себя как принадлежащих к одной социальной группе, их отношение друг к другу станет более благосклонным. Еще одним потенциально эффективным способом является выделение двух или более пересекающие- ся друг с другом социальных категорий, например возраста и пола. В этом случае диффе- ренциации по полу и возрасту будут компенсировать друг друга и предубеждения будут
    Перечисленные негативные эффекты социальных предубеждений ставят вопрос о путях их профилактики или преодоления
    Преодоление социальных предубеждений

    Социальные предубеждения
    687 редуцированы. Но к этой стратегии следует относится очень осторожно, так как, подчерк- нув другие различия между людьми, можно породить ещё более сильные предубеждения.
    Г. Олпорт предложил гипотезу контакта (contact hypothesis), предполагающей уста- новление коммуникации между враждующими, расширение возможностей их общения, способствующей уменьшению предубеждённости. Эта стратеги показала свою эффектив- ность в процессе преодоления негативных этнических стереотипов. Более полная и много- гранная коммуникации способствует осознания того что у людей, по отношению к кото- рым существуют предубеждения наряду с негативными имеются и позитивные качества.
    Более того, при непосредственных контактах обнаруживаются, что представители данной группы отличаются друг от друга, а следовательно и относиться к ним можно по разному.
    Эффективной может быть персонализация общения. Снижение предубежденности к парт- неру по общению может не распространяться на других представителей стигматизирован- ной группы. В этом смысле более эффективной будет коммуникация с «типичным» пред- ставителем этой группы. Ослаблению предубеждений может способствовать создание ус- ловий равностатусного сотрудничества, так как неравный статус – источник предубежде- ний.
    В.С. Агеев проанализировал условия возникновения негативных форм социальной конкуренции, враждебности. Были выделены соответствующие рекомендации по сниже- нию социальной напряженности: а) критерии оценки любых дел и достижений должны быть абсолютно ясными и понятными для всех членов групп, независимо от их статусных соотношений; б) достижение значимого для человека результата и соответствующая оцен- ка должны быть связаны с его усилиями и способностями и не должны быть жёстко связа- ны с общегрупповыми стандартами; с) крайним вариантом является исключение всякой возможности социального сравнения между разностатусными группами вплоть до полно- го исключения контактов между ними (1990, с. 17-18). Следует отметить, что речь идет о снижении напряженности в отношениях между малыми группами.
    Предубеждения выступают как ригидные установки предвзятости. Соответственно развитие критического мышления и рефлексивной культуры человека может привести к снижению его предубежденности. Преодоление репродуктивности, механистичности, од- ностороннего, предвзятого видения ситуации, выход за пределы существующих схем мышления и образцов деятельности есть предпосылка успешности снижения предубеж- денности. Рефлексия обеспечивает выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее суждения о ней.
    Проблема рефлексии рассматривается в трех основных контекстах, каждый из кото- рых имеет место в рамках интересующей нас проблемной области: а) изучение процесса мышления; б) коммуникативный и кооперативный контекст; в) самосознание личности.
    Она развивается через способность к децентрации, выхода за пределы собственной позиции. Это диалогическое отношение к себе как к человеку, как к субъекту. Диалог предполагает наличие по крайней мере двух смысловых позиций. Взаимодействие не- скольких позиций есть условие преодоления предвзятости, субъективности, поскольку позволяет расширить опыт, приобрести новые знания. Рассмотрение ситуации с различ- ных позиций ведет к более полному и адекватному ее пониманию, создавая предпосылки для успешного преодоления предубеждений.

    Преодоление социальных предубеждений
    688
    Возможности рефлексивного анализа в преодолении предубежденности и субъек- тивности ограничены. Возникает вопрос об адекватности и истинности рефлексии. Это связано с тем, что для снижения своей предвзятости человек может использовать процеду- ры, выбор которых обусловлен все тем же влиянием предубежденности и их возможно- стью подтвердить объективность его позиции, адекватность его выводов. Здесь в частно- сти можно вспомнить те когнитивные и речевые стратегии. Которые позволяют смягчить выражение предубеждений, но не сами предубеждения. Рефлексивный анализ субъекти- вен. Рефлексия эффективна только тогда, когда ее истинностные характеристики удовле- творительны. Развертывание внутреннего или внешнего диалога также может иметь своим результатом не уточнение и изменение позиции, но усиление исходных установок. Зани- мая оборонительную позицию, субъект нарабатывает аргументы в пользу своей когнитив- ной схемы, установки, предубеждения, еще раз убеждая себя в их адекватности. Вопрос об условиях, при которых рефлексия способствует снижению предубеждений требует допол- нительного изучения, что не входит в задачи нашего исследования. Отметим лишь, что развитие навыков рефлексивного анализа и установка на критическое мышление в отно- шении собственных позиций есть предпосылка снижения предвзятости рассматриваемого субъекта.
    Развитие рефлексивной культуры , культуры общения и психологической культуры создает предпосылки для непредвзятого отношения и общения, для профилактики и пре- одоления предубеждений. Как отмечает В.Н. Куницына, «избавлению от предрассудков помогает образование, развитие самосознания и интенсивное самопознание, формирова- ние чувства собственного достоинства, которое не позволяет пренебрежительно относить- ся к другим людям (2001, с. 338).
    Можно вести речь о двух основных направлениях в отношении их профилактики и преодоления. Одно из них концентрирует свое внимание на возможностях изменения со- циальных установок предвзятости, доминирующих в обществе. Разрабатываются соответ- ствующие программы дестигматизации, предназначенные для реализации через систему образования и СМИ. Ряд авторов выказывает пессимизм в отношении эффективности по- добных мер. А. Финзен предлагает сконцентрировать внимание, прежде всего, на социаль- ной и психологической работе специалистов с людьми, ставшими объектом предубежде- ний, и их ближайшим окружением. Такое направление в профилактике и преодолении по- следствий стигматизации и предубеждений состоит во внешнем вмешательстве, направ- ленном на повышение самооценки стигматизируемых, коррекцию атрибутивного стиля, что обеспечивает их успешную адаптацию в условиях стигматизации. Очевидно, что рабо- та должна вестись и в том и в другом направлении.
    1   ...   74   75   76   77   78   79   80   81   82


    написать администратору сайта