Главная страница

Пособие ТГП. Учебное пособие Иркутск, 2016


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеУчебное пособие Иркутск, 2016
АнкорПособие ТГП
Дата30.10.2022
Размер5.41 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPosobie_Teoria_gosudarstva_i_prava.pdf
ТипУчебное пособие
#761511
страница19 из 55
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   55
§
2. Понятие и признаки права В современной научной и учебной литературе по теории государства и права существует множество авторских определений понятия права, номы приведем только некоторые из них, которые признаны в известных научных кругах. По мнению А. Ф. Черданцева: Право – это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения, генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений»
330
В. К. Бабаев считает, что Право – это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения»
331
А. Ю. Мордовцев полагает, что Право – это обусловленная природой человека и общества, выражающая свободу личности и утверждающая справедливость, система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения»
332
А. И. Червонюк указывает, что Право есть обеспеченная государством система общеобязательных норм (предписаний) и принципов, выражающих общую волю и согласованные интересы различных социальных групп населения, приоритеты и ценности личности и, выступающих общесоциальной мерой (регулятором) ее свободы и ответственности»
333
С точки зрения А. В. Малько: «... право есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений»
334
В. В. Лазарев и СВ. Липень дают следующее определение Право
– это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых
330
Черданцев А. Ф. Теория государства и права. МС Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. МС
Любашиц В. Я, Мордовцев А. Ю, Тимошенко ИВ. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2002. С. 286.
333
Червонюк В. И. Теория государства и права. МС
Матузов НИ, Малько А. В. Теория государства и права. МС государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе»
335
В. Н. Протасов высказывает точку зрения, что «... право есть оформленная в официальных источниках и гарантированная государством единая в масштабе общества нормативная система, которая призвана регулировать социально-значимое поведение участников общественного процесса на основе баланса интересов, согласования воль и правовых притязаний всех слоев общества»
336
А. Б. Венгеров придерживается мнения, что Право – это имеющая большую социальную ценность регулятивная система, которая с помощью формально установленных или закрепленных норм (правил поведения, выраженных в нормативных актах, судебных прецедентах, других формах и обеспеченных возможностью государственного принуждения, воздействует на общественные отношения с целью их упорядочения, стабилизации либо социально необходимого развития»
337
В. И. Леушин: Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений»
338
В. В. Оксамытный: Право – это система общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование интересов граждан, общества и государства в целом»
339
А. В. Поляков «... государственно-организованное право можно определить как основанный на социально признанных и общеобязательных нормах коммуникативный порядок отношений, участники которого взаимодействуют путем реализации своих прав и обязанностей, поддерживаемых и охраняемых государством»
340
Авторские определения права можно было бы приводить и далее, но можно согласиться с А. Ю. Мордовцевым, что существуют сотни, возможно, и тысячи определений права. Но среди них нет ни одной так называемой общепризнанной дефиниции, разделяемой всеми, кто изучает право»
341
Несмотря на огромное количество определений права, ни одна из трактовок права не может учесть всю глубину, сложность, многогранность
335
Лазарев В. В, Липень СВ. Теория государства и права. МС
Протасов В. Н. Теория государства и права. МС
Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. МС Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. е изд, перераб. и доп. МС
Оксамытный В. В. Теория государства и права. МС Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 304.
341
Любашиц В. Я, Мордовцев А. Ю, Тимошенко ИВ. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2002. С. 275.

226 рассматриваемого явления. Поэтому, по мнению автора, безусловно, правы те ученые, которые рассматривают право в широком и узком значениях. В широком значении (общесоциальном) право – это социально обусловленная мера свободы личности, возможность свободы действия индивида в обществе, определяемая с учетом свободы воли, свободы выбора поступков, интересов других индивидов, социальной справедливости, равенства Поэтому право в широком (общесоциальном, плюралистическом) значении близко по своему значению к понятию естественное право, которое также исходит из имманентной человеку необходимости свободы, справедливости и равенства. По мнению некоторых авторов к праву в общесоциальном широком) значении (кроме естественного права) следует относить права общественных объединений, выраженных через корпоративные нормы. В узком (юридическом, монистическом значении право – это система установленных или санкционированных государством норм правил поведения, с помощью которых происходит регулирование общественных отношений, а также наделение участников этих общественных отношений юридическими правами на совершение тех или иных действий. Право в узком (юридическом) значении разделяется направо в объективном и субъективном смыслах. Право в объективном смысле (объективное право – это система выражающих государственную волю общеобязательных правил (норм, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата. Право в субъективном смысле (субъективное право – это принадлежащее конкретному лицу правомочие, основанное на объективном праве
344
Объективное право называют позитивным правом, поскольку оно устанавливается либо санкционируется государством, находится под его защитой и обеспечивается государственным принуждением. В свою очередь субъективное право определяется нормами объективного права, то есть является производным от него. Таким образом, объективное и субъективное право, несмотря на разную свою сущность, находятся в неразрывном единстве и образуют право в юридическом (узком) значении. Анализ юридической литературы позволяет выделить следующие основные признаки права.
1.
Государственно-волевой характер права Право (позитивное право) исходит от государства, и соответствующие правовые нормы
342
Венгеров А. Б. Теория государства и права : учебник. МС Там же.
344
Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. МС устанавливаются или санкционируются государством, создаются государственными органами и должностными лицами, выражающими волю государства.
2. Нормативный характер права Право состоит из норм (правил поведения общего характера) действующих в отношении неопределенного круга лиц и предполагающих многократное их применение. Через нормы права до участников общественных отношений доводится информация о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы, то есть правовые нормы выступают регулятором поведения людей.
3. Системность права выражена в неразрывном единстве и взаимодействии всех правовых норм, которые образуют иерархичную и стройную систему права. Право воздействуют на общественные отношения не отдельными нормами, а совокупностью (системой) правовых норм, объединенных в институты, подотрасли, отрасли права.
4. Формальная определенность права. Данный признак предполагает, что правовые нормы, из которых состоит позитивное право, облекаются в официальную форму выражения, установленную или санкционированную государством в виде определенных источников права нормативных правовых актов, юридических прецедентов и др. При этом формальная определенность права детерминирует и содержательную определенность права, закрепляя в официальных документах субъективные права, обязанности, ответственность участников правоотношений, что делает их более доступными для восприятия и дальнейшей реализации.
5. Общеобязательность права. Нормы права являются не только общими правилами поведения, но и являются обязательными для исполнения теми лицами, государственными и негосударственными организациями к которым они адресованы.
6.
Гарантированность права, обеспечивается государством в лице его правоохранительных органов, а также в деятельности иных органов и должностных лиц государственной власти (в некоторых случаях органов и должностных лиц местного самоуправления, наделенных государственно- властными полномочиями. Реализация правовых норм в необходимых случаях может быть достигнута и применением мер государственного принуждения со стороны компетентных государственных органов и учреждений. Кроме того, в научной и учебной литературе по теории государства и права разными авторами указываются и другие признаки права, например
7. Принудительность права, волевой характер права 8.
Властно-регулятивная природа, властно-волевой характер 345
Черданцев А. Ф. Теория государства и права. МС.
Сознательно-волевой характер 10. « – это явление общественное, «... регулятор социально значимого поведения человека,
«... средство социального компромисса, основано на принципе формального равенства, оно всегда имеет дело с поведением, отклоняющемся от нормы 11. Право выражает идеи справедливости и свободы, право имеет свой предмет отражения (власть, государство, порядок в обществе, право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства, праву присуща специфическая форма выражения – законодательство 12. Социальность, неперсонифицированность, процедурность, институциональность
350 13.
Нетождественность (несводимость) права закону 14. Динамизм
352 15. Основано на учете интересов различных слоев общества 16. Наличие у субъектов коммуникации взаимообусловленных прав и обязанностей, наличие социально признанных и общеобязательных правил поведения 3. Сущность и функции права Вопрос о сущности права – это один главных, важных в учении оправе, т. к. позволяет выделить наиболее глубокие, устойчивые и имманентные ему черты. Несомненно, вопрос о сущности права имеет не только собственно научное, но и важное практическое значение, т. кот решения этого вопроса зависит определение круга юридических источников, в которых содержатся нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права. Классовый подход к сущности права Право выступает как социально-классовый регулятор общественных отношений, выражающий
346
Байтин МИ. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права. 1999. №1. С. 102.
347 Теория государства и права : учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. е изд, перераб. и доп. МС
Протасов В. Н. Теория государства и права. МС Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. МС
Любашиц В. Я, Мордовцев А. Ю, Тимошенко ИВ. Теория государства и права. Ростов н/Д, 2002. С. 286–288.
351
Червонюк В. И. Теория государства и права. МС
Лазарев В. В, Липень СВ. Теория государства и права. МС
Бабенко П. М. Теория государства и права. МС Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2004. С. 304.

229 волю экономически господствующего класса, который навязывает эту волю остальным классами слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общесоциальными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Классовый подход к трактовке сущности права, характерен для марксистско-ленинской теории права.
Общесоциальный (надклассовый) подход к сущности права Право рассматривается как средство достижения компромисса, договоренности, согласия и взаимных уступок, основанных на принципах свободы, справедливости, равноправия, уважения прав личности для всех членов общества. Право не отрицает государственного принуждения, но рассматривает необходимость его применения только в случае невыполнения правовых предписаний, то есть для регулирования общественных отношений, обеспечения законности и правопорядка в интересах, ни одного класса, а всего общества. Главным приданном подходе являются не принуждение и насилие, а убеждение и компромисс.
Общесоциальный подход к сущности права объединяет различные концепции права естественно-правовую концепцию, историческую школу права, концепцию юридического позитивизма, нормативизм, реальный позитивизм, социологическую юриспруденцию, аналитическую юриспруденцию, психологическую концепцию, либертарно-юридическую концепцию и др, отрицающие классовую природу права. Сущность права находит свое выражение в функциях права, которые представляют собой основные направления воздействия права на общественные отношения, определяющие его социальное назначение и роль в обществе. В юридической науке принято классифицировать функции по различным основаниям. По направленности (сфере распространения выделяют внутренние и внешние функции права. Внутренние функции права – это направления правового воздействия на поведение людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права. Они определяют собственно юридические функции права (например, регулятивная и охранительная функции права. Внешние функции права находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним функциям права относят общесоциальные. Среди них выделяют функции
1)
культурно-историческую, посредством ее право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры
2) воспитательную – способность права выражать определенную идеологию и оказывать влияние на сознание и волю людей. Она направлена на воспитание высокого правосознания и формирование стимулов правомерного поведения

230 3) социального контроля – стимулирует определенное поведение ив тоже время ограничивает нежелательные сточки зрения общества поведение и действия, то есть удерживает от совершения неправомерных действий
4)
информационно-регулирующую – информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения и способствует социально полезному поведению. По значимости выделяют основные и неосновные функции. Основные функции права – это функции, характеризующие социальное назначение и роль права, среди них выделяют две главные функции – регулятивную и охранительную. Регулятивная функция права направлена на упорядочение, непосредственное регулирование существующих общественных отношений. По мнению С. С. Алексеева в регулятивной функции можно выделить две функции – статическую и динамическую Регулятивная статическая функция воздействует на общественные отношения посредством закрепления их в отдельных правовых институтах или их правового статуса, например закрепление правосубъектности граждан или отдельных организаций, определение компетенции государственных органов Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии на общественные отношения посредством оформления их движения, развития, то есть право направлено на обслуживание правовыми средствами различных социальных процессов – экономических, политических, торговых и др. Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право способствует не только развитию и совершенствованию существующих, но и возникновению новых общественных отношений. Охранительная функция права направлена на охрану и защиту наиболее значимых общественных отношений. К неосновным функциям в юридической литературе относят компенсационную, ограничительную и восстановительную функции. Компенсационная функция состоит в компенсации ущерба вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, должностных лиц, других лиц. Данная функция встречается в гражданском, уголовном, трудовом праве (например, оплата вынужденного прогула при восстановлении на работе незаконно уволенного, возмещение морального вреда. Ограничительная функция направлена на ограничение действий, прав и свобод индивидов, их объединений, организаций, в целях защиты интересов личности, общества, государства. (например, введение комендантского часа при военном или чрезвычайном положении.

231 Восстановительная функция направлена на восстановление нарушенных прав и интересов субъектов правоотношений (например, восстановление в должности и звании незаконно уволенного сотрудника. В юридической литературе можно встретить и иные основания классификации функций права. Например, по характеру функции права разделяют на общесоци- альные и социально-классовые. По продолжительности действия на постоянные и временные функции. С учетом социальной роли выделяют регулятивную, оценочную, воспитательную, информационную и трансляционную функции. По социальному назначению на конститутивную (закрепительную, регулятивную и охранительную функции
355
Т. Н. Радько разделяет все функции права на пять групп общепра-
вовые присущие всем отраслям права отраслевые (свойственные одной какой-то отрасли права межотраслевые присущие двум и более отраслям права, например охранительная функция, присущая уголовному, административному и другим отраслям права правовых институтов (свойственные конкретному институту права норм права (свойственные конкретному виду норм права)
356
Таким образом, несмотря на то, что вопрос о функциях права и соответственно их разновидностях в отечественной теории права разработан достаточно подробно, в настоящее время он находится в состоянии дальнейшего научного изучения.
§ 4. Ценность права Понятие ценностей является многомерными универсальным. В большинстве своем, данное понятие изучается гуманитарными науками, такими как философия и социология. Значимость данной категории для современной научной мысли подтверждается тем фактом, что соответствующие исследования сформировали самостоятельное научное направление теорию ценностей, именуемую аксиологией. Дать определение понятия ценности, и, тем более всесторонне рассмотреть особенности научной междисциплинарной дискуссии, применительно к рассматриваемому понятию в предлагаемой публикации в качестве целине ставиться. Кроме того, в предлагаемой работе не производится систематизации типов понимания права и не проводится поиск ис-
355
Пьянов НА. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. Иркутск, 2008. С. 146–147.
356
Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. МС черпывающего перечня признаков, характеризующих фигурирующие в качестве объекта исследования категорий. Основной целью, предлагаемого параграфа, является разработка качественных параметров, при помощи которых, можно выделять виды ценностей, объективно характеризующих природу и социальную сущность права, рассматриваемого применительно к цели исследования в двухосновных значениях (естественное и позитивное, а также обстоятельств, которые фигурируют в объективном праве как ценности. Не претендуя на универсальность и абсолютную объективность, предложим рабочие формулировки базовых категорий необходимых для проведения предполагаемого исследования. Естественное право – это совокупность обстоятельств, качеств и свойств, неотъемлемо связанных с человеком, его существованием, предопределяющих существование и поведение человека, ноне зависящих от его воли и сознания. С нашей точки зрения, естественное право не может рассматриваться как принципы или правила поведения, обусловленные естественной природой вещей, скорее само естественное право является условием формирования принципов и правил поведения людей. В свою очередь, позитивное право – это феномен социальной реальности, обусловленный особенностями складывающейся в определенный период времени общественно-экономической формации и цивилиза- ционно-культурными факторами конкретного общества, результат интеллектуальной деятельности людей, функционирования политической системы общества, опосредованный итог доминирования воли наиболее влиятельных социальных групп и социального компромисса, исходящий от специально уполномоченных субъектов (преимущественно государства, его органов, мировоззренческий идеал, возведенный в степень общеобязательного, обеспеченный различными материальными и организационными средствами, включая средства принуждения, имеющий языковые формы выражения и обладающий индивидуальной стилистикой, объективированный в качестве формально определенной информации о видах и формах общеобязательного, либо границах возможного поведения. Ценность естественного права Базовый тезис, при помощи которого можно попытаться сформулировать ценность естественного права характеризуется следующим образом. Естественное право, по нашему мнению, необходимо рассматривать во множественном числе, как неопределенную совокупность обстоятельств реального мира. Кроме того, необходимо констатировать предопределенность естественных прав их первичность по отношению к сознанию. Естественное право не зависит от воли и сознания человека, не изменяет собственных качеств и свойств. Качества, свойства и обстоятельства, обуславливающие естественное право, подвергаются оценке при помощи сознания человека. Несмотря на то, что современная наука не располагает инструментами, позволяющими измерить соответствующие параметры сознания, очевидно, что оно (сознание) является частью материи. Сознание человека, само по себе, является естественным правом, однако сознание выдает различные оценки окружающей действительности. Данный тезис очень точно охарактеризован В. И. Лениным применительно к понятию материи, которая, по его мнению,
«… философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Сознание человека непросто фиксирует обстоятельства объективной реальности и накапливает совокупность сведений о ней, оно способно интерпретировать количественные и качественные показатели в зависимости от интересов и потребностей человека. Поэтому, происходит научный раскол между представителями материализма и идеализма, основных мировоззренческих подходов к восприятию объективной действительности. По мнению С. Приста, отдельного явления материя не существует. Этот вывод имеет три основания 1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними, поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет 2) сторонник существования материи несет бремя доказательства её существования, но такого доказательства материалистами не представлено 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах. Следующий тезис, который необходимо рассматривать в процессе оценки естественного права, по нашему мнению связан с производностью сознания в оценке естественных прав. Сознание имманентно стремиться к объективной оценке естественных прав. Однако сознание не может влиять на неизменность естественных прав в зависимости от результатов оценки. Самый простой, базовый вывод, который можно сделать применительно к проблеме оценки естественных прав предполагает либо отсутствие ценностных качеству естественных прав, их надценностные качества, либо признание естественных прав в качестве неопределенного множества обстоятельств пространственно-временного свойства, имеющих протяженность как массе покоя (вещество, таки при отсутствии массы покоя поле. В социальном смысле свойства материи, скорее всего не имеют ни материальной, ни моральной оценки. Однако, применительно к конкретным обстоятельствам реальной действительности, в определенных временных континуумах, в условиях сложившихся культурных феноменов, среднестатистическими группами людей (обществами, сообществами, отдельным формами видам вещества, либо энергии определяются количественные и качественные показатели детерминирующие ценность естественных прав. В самой сущности мира материи понятие эквивалента цены отсутствует. Любое проявление материи является частью сущего (мира объективной реальности. Первична неразрывная взаимосвязь всех без исключения обстоятельств реальной действительности. Предварительная обусловленность оценки естественных прав зависит от знаний человека об объективном мире. Причем, количество и качество знаний об объективной реальности нестабильны, и, что особенно интересно, не всегда прогрессируют во времени и пространстве в различных сочетаниях. Исторические примеры свидетельствуют о наличии некоторых видов знаний, которые человечество неоднократно приобретало, затем утрачивало и открывало вновь. Сегодня, например, инженеров и технологов увлекает вопрос о способах возведения известных мегалитов, таких памятников истории и культуры, как Стоунхендж в Великобритании, либо Великие пирамиды в Египте. Очевидно, что их создатели владели знаниями, которые, к сегодняшнему дню утрачены, либо не полностью восстановлены. Данные примеры, по нашему мнению, подтверждают зависимость оценки естественных прав от культурного фона эпохи, социальных стандартов, эмоциональных фонов индивидов и их групп, интуитивных, объективных и субъективных интересов участников общественных отношений. Так, например, существуют международные стандарты и общепризнанные естественные права. Однако в современной научной литературе практически не ведется учет естественных прав, которые не являются общепризнанными и еще меньше внимание уделяется попыткам оценить обстоятельства, обладающие признаками естественного права, но, тем не менее, не имеющими надлежащей социальной интерпретации. В качестве такого рода обстоятельств можно рассматривать смерть, природные инстинкты агрессию, симпатию, антипатию, тщеславие, гордыню и многое другое. Ценность естественных прав определяется посредствам сопоставления их свойств со свойствами других обстоятельств реальной действительности, которые, кажутся, или могут казаться соразмерными. С древних времен предпринимались попытки постулировать соразмерность вреда причиненного естественным правам. Общеизвестен принцип талиона (от лат. lex talionis). Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа – фраза око за око является цитатой из Книги Исхода (21:23−27), повторённая также в Левите (24:20). Однако, понимание особой ценности и незыблемости естественных прав, всякий раз заставляет человечество переосмысливать сущность и принципы возможной реакции применительно к посягательствам отдельных участников общественных отношений на естественные права. Данный принцип справедливости, сформулированный в Ветхом Завете, способствует формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в отрицательной формуле не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. С появлением Нового Завета, появилась положительная формула поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Ценность естественного права в его реальном бытии, в имманентно трансформирующейся объективной реальности тесно связана с одной стороны с закономерностями существования материи, ас другой стороны с социальными нормами и, особенно, с социальными идеалами (представлениями о предполагаемой социальной действительности. В современной политической и юридической мысли постоянно осуществляются попытки сопоставить ценность отдельных естественных прав с другими материальными, либо нематериальными обстоятельствами. Так часто, эквивалентами жизни, в случае посягательства на нее, рассматриваются свобода либо личная неприкосновенность. Естественные права регламентируются в качестве субъективных прав в нормах позитивного права. Регламентация естественных прав в современной юриспруденции, чаще всего связывается с конституционным правом. В качестве универсальных стандартов, естественные права зафик- сированны в источниках международного права, а также в Конституции РФ (право на жизнь и личную неприкосновенность (ст. 20, 21). Другие естественные права, например, право на охрану здоровья (ст. 41), право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), свобода передвижения ст. 27), свобода мысли (ст. 29) и другие. Естественные права зафиксированы в нормах конституционного права множества государств современного мира. В современных научных исследованиях рассматриваются различные естественные права, которые приобретают различные оценки, обусловленные интересами отдельных исследователей. Так, например, оценка права на жизнь осуществляется в работах В. А. Кучинского, МИ. Ковалева, В. М. Чхиквадзе и др.
В настоящее время в философии, медицине, биоэтике, психологии, истории этим различными аспектами реализации права на жизнь занимаются А. Артемьева, А. Громов, А. Демичев, А. Зильбер, А. Иванюшкин, И. Красненкова, М. Мирский, Ю. Сергеев, И. Силуянова, С. Рязанцев, Н. Трубников, М. Уваров, Б. Юдин и др. Разнообразные суждения о ценности права на свободу содержатся в работах ИЛ. Пструхина, Е. В. Виттенберга, В. Г. Попова, НС. Дискина, Е. В. Авраамовой, ОН. Дудченко и др. Оценка права на равенство очень качественно проработана А. Б. Венгеровым. Ценность права на достоинство личности всесторонне характеризуется в исследованиях Ф. М. Рудинского. Ценностные качества права наличную неприкосновенность многогранно исследованы КБ. Толкачевым. Оценка право на охрану здоровья объективно звучит в исследованиях А. Ф. Герасименко, НС. Малеина, МА. Ковалевского, А. В. Тихомирова, Р. У. Хабриевой. Разнообразные суждения о ценности права на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду звучат в исследованиях В. А. Карташкина и Е. А. Лукашевой. Нестандартный подход к выделению и оценки естественных прав, не нашедших единообразного признания содержится в работах В. К. Бабаева (право на общение с себе подобными, на продолжение рода, АО. Хармати (право на собственность, МН. Малеина (право на индивидуальный облик, В. Н. Кудрявцева,
B. C.
Нерсесянца, В. П. Сальникова и др. (право на безопасность, на сопротивление угнетению, С. С. Алексеева и многих других (право народов на определение своей судьбы право наций на самоопределение, право прийти на помощь народу – жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях. В рассматриваемых работах, ценность естественных прав нередко характеризуется такими качествами первичность, элементарность неотчуждаемость, универсальность, фундаментальность и другие. Полагаем целесообразным определить, что указанные естественные права могут рассматриваться одновременно как ценности, устанавливаемые и пропагандируемые позитивным правом. Необходимость в специфическом подходе к определению ценности в области права последовательно отстаивается в трудах B. C. Нерсесянца, который отмечает, что вправе и государстве не применяются всеобщие ценности философско-этического порядка, а, наоборот, создаются собственные ценности, которые затем признаются и применяются в разных областях жизни, например, справедливость, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (моральная, нравственная, религиозная и т. д. Более того, только право и справедливо. Ценность позитивного права. Материальная ценность позитивного права. Достаточно интересными актуальным, в контексте рассматриваемой темы, следует признать вопрос о материальной ценности позитивного права. Полагаем необходимым уточнить вопрос именно о материальной ценности позитивного права, как целостного, самостоятельного феномена. Ведь если в качестве эквивалента ценностей рассматривать предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие человеческие потребности, то рассмотрение права следует проводить через обстоятельства, характеризующие его вещественное проявление. Даже если говорить о материальной вещественной) ценности позитивного права в утилитарном контексте, то можно констатировать проблемы доступа к праву. Говоря иначе, необходимо ставить вопрос о том, к чему, к каким материальным предметам должен прикоснуться человек, для того, чтобы получить доступ к позитивному праву в контексте реализации права, либо его применения. Сточки зрения правотворчества, также необходимо вести речь о том, как вещественно

237 проявляется результат интеллектуальной деятельности людей по созданию позитивного права, полагая при этом, что материальные ценности – это предметы, явления, а также их свойства, взятые не сами по себе, а в их связи с человеческими потребностями. Позитивное право является результатом интеллектуальной деятельности людей. С одной стороны, результаты интеллектуальной деятельности людей по созданию позитивного права фиксируются в юридических документах, которые предполагают материальный носитель. Юридические документы, чаще всего имеют бумажную форму, либо форму топологии интегральных микросхем. Кроме того, на создание юридических документов предполагаются затраты материальных и организационных ресурсов. Документы создают люди, а трудозатраты людей имеют материальную цену. Одновременно, необходимо учитывать и иные материальные ресурсы, необходимые для производства позитивного права, например, оргтехнику, расходные материалы, транспорт и т. п. С другой стороны, позитивное право, являясь регулятором общественных отношений, трансформирует социальную реальность, меняя стоимость объектов воздействия. Тем самым, полагаем уместным ставить вопрос о материальной ценности воздействия позитивного права. Сточки зрения материальной оценки позитивного права можно говорить о том, что оно имеет стоимость сопоставимую с затратами на его создание и эксплуатацию. В свою очередь предполагаемая стоимость есть разновидность социальных затрат, которые предполагают ценностные параметры и характеристики. В качестве предполагаемых параметров ценностных материальных характеристик позитивного права, полагаем уместным использовать устоявшиеся в рамках экономической науки параметры и характеристики, например, такие как, затраты времени, сил и средств на создание и эксплуатацию позитивного права, его рентабельность, экономическая эффективность и т. п.
В сущности, материальная ценность позитивного права возникает тогда, когда оно подтверждает свою экономическую необходимость, полезность человеку или обществу, когда оно способно результативно удовлетворять потребности отдельных людей и общества в целом, адекватно материальным затратам на его создание и эксплуатацию. Социальная ценность позитивного права. Наиболее часто, в научной и учебной литературе встречаются подходы, характеризующие социальную ценность права.
Разнообразные интерпретации социальной ценности права присутствуют в работах С. С. Алексеева, Н. В. Витрука,
H. H.
Вопленко, Ф. Гольцендорфа, H. A. Ильина, В. Н. Карташова, ДА. Керимова, В. И. Крусса, НА. Пьянова, Р. А. Ромашова и др. В основном, социальная ценность позитивного права, отождествляется сего полезностью, значимостью для государства, общества и каждого отдельного человека и предопределяется свойствами самого позитивного

238 права. К таким свойствам принято относить нормативность, общеобязательность, системность, формальную определенность и гарантированность позитивного права. Перечисленные свойства позволяют рассматривать позитивное право как ценность. Нормативность, как признакпозитивного права, предполагает наличие возможности позитивного права охватить правилами поведение множество людей и урегулировать неопределенное число наиболее значимых общественных отношений. Общеобязательность, как признакпозитивного права, детерминирована способностью позитивного права, довести определенную волю носителя государственной власти до любого и каждого участника общественных отношений, подчинить всех членов общества единому порядку. Системность, как признакпозитивного права, позволяет позитивному праву всесторонне и с максимальной полнотой урегулировать те или иные общественные отношения, установить единообразный порядок враз- личных видах социальных отношений в масштабах государства. Позитивное право – это, в целом, единая система юридических норм. Формальная определенность, как признакпозитивного права, позволяет позитивному правусделать правовое регулирование общественных отношений универсальными определенным. Позитивное право четко определяет объекты правового регулирования, границы свободы поведения участников регулируемых общественных отношений, социальные и личные ценности, которые оно защищает. Формальная определенность позитивного права связана с материальными атрибутами и предполагает наличие писанной, словесной либо конклюдентной, документальной формы выражения, а также опубликования в специально уполномоченных на то средствах массовой информации.
Гарантированность, как признакпозитивного права, позволяет позитивному праву делать правовое регулирование общественных отношений и правовой порядок, который определяется нормами позитивного права, стабильным, устойчивыми неподвластным произволу отдельных индивидов. Психологическая и эмоциональная ценность позитивного права. Рассмотрение данного сегмента поставленной темы возможно с помощью привлечения постулатов психологической науки, которая изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Полагаем возможным обратить внимание на достаточно верифицированную частную теорию гуманистической психологии, созданную одним из ведущих ученых в области исследования потребностей личности и общества А. Маслоу, который разработал иерархию потребностей и соотнес сними иерархическую структуру поведенческих мотивов индивидов и основных детерминант социальных процессов. Модель потребностей, предложенная американским ученым, нашла широкое применение в психологии управления, психотерапии, деловом общении. Предложенная модель, в полной мере может быть переложена и распространена на оценку психологической и эмоциональной ценност позитивного права.
Содержание позитивного права, представленное в виде санкционированных форм поведения, позволяет человеку реализовывать свои естественные физиологические (органические) потребности в пище, сне. сексе и т. п. в допустимых, признанных социально полезными, либо, по крайней мере, социально нейтральными формах поведения. Позитивное право удовлетворяет психологические потребности индивидов в безопасности.
Позитивное право позволяет человеку сформировать иллюзию ощущения защищенности. Наличие позитивного права, само по себе, может рассматриваться как результативное средство профилактики состояния страха и стресса.
Заложенные в нормы позитивного права общепризнанные международные стандарты правового статуса личности позволяют формировать доминанты стремления к определенным социальным результатам. В качестве предполагаемых результатов реализации норм позитивного права, можно рассматривать стандарты материальной обеспеченности, стандарты повышенного внимания за состоянием здоровья, стандарты формирования гарантий обеспечении в старости и т. д. Можно гипотетически говорить и о том, что позитивное право удовлетворяет психологические потребности индивидов в любви и принадлежности к социальной общности. Например, институт гражданства в нормах позитивного права у большинства обывателей ассоциируется не столько с объемом взаимосвязанных прав и обязанностей, сколько с ощущением патриотизма и любви к Родине. Позитивное право позволяет удовлетворять психологические потребности человеку принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими. Реализуя эту потребность, человек создает свой круг общения, заводит семью, друзей;
Позитивное право позволяет удовлетворять психологические потребности в уважении. Именно такой дисскурс, чаще всего используется в средствах юридической техники в конституционном праве государств современного мира. Человек нуждается в одобрении и признании окружающих и позитивное право это активно поощряет. Реализация потребности в уважении связана с трудовой деятельностью человека, его творчеством, участием в общественной жизни, реализацией, как своих способностей, таки личностных качеств в целом и другими социальными и материальными ценностями.

240 ГЛАВА 8. СИСТЕМА ПРАВА И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ. СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА АКОНОДАТЕЛЬСТВА

1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   55


написать администратору сайта