Учебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007
Скачать 1.33 Mb.
|
Европейское направление внешней политики России. Борьба с европейским революционным движением. На европейской арене основные усилия российской внешней политики были направлены на борьбу с революционным движением, а также на поиск союзников с целью выгодного для России решения «восточного вопроса». В 1830 — 1831 гг. Европа переживала революционный кризис: установление Июльской монархии во Франции, завоевание независимости Бельгией, восстание в Польше. В сентябре 1833 г. Россия и Австрия заключили конвенцию «О взаимной гарантии польских владений», которая предусматривала взаимопомощь в случае польского восстания. Кроме того, конвенция рассматривала вопрос о гарантиях неприкосновенности Османской империи. В конце 40-х гг. XIX в. в Европе разразился очередной революционный кризис. На этот раз Россия приняла более деятельное участие в подавлении революционных выступлений: • в 1846 г. русские, австрийские и прусские войска ликвидировали Краковскую республику, территория которой была включена в состав Австрии; . • весной 1848 г. русские войска приняли участие в подавлении буржуазно- демократических революций в Молдавии, Валахии (совместно с турецкой армией) и в Венгрии (совместно с австрийской армией)1. Русско-иранские взаимоотношения. Присоединение Восточной Армении. На Кавказском направлении основными задачами, стоявшими перед Россией, являлись: закрепление Кавказа и Закавказья в составе Российской империи; обеспечение безопасности южных границ России; помощь национально — освободительной борьбе армянского народа против иранского владычества. 16 (28) июля 1826 г. иранская армия вторглась в Закавказье. В августе 1826 г. русские войска под командованием А.П. Ермолова очистили Закавказье и перенесли военные действия на территорию Ирана. Николай 1, подозревая А.П. Ермолова в связях с декабристами, передал командование Кавказским корпусом И.Ф. Паскевичу. В апреле 1827 г. русская армия предприняла наступление в Восточной Армении, взяла Нахичевань (в начале июля), Эривань (в октябре), вторую столицу Ирана — Тавриз (в октябре). 10 (22) февраля 1828 г. между Россией и Ираном был заключен Турк-манчайский мирный договор: к России отходили Нахичеванское и Эриван-ское ханства (из них была образована Армянская область с русским административным управлением); Иран обязан был выплатить России контрибуцию в 20 млн. руб. и предоставить на своей территории преимущества в торговле; Ирану запрещалось держать на Каспии военные суда, при этом российские суда могли свободно плавать по Каспийскому морю; договор гарантировал свободу переселения в Россию армянского населения. Несмотря на заключение Туркманчайского мирного договора русско-иранские отношения оставались напряженными. В феврале 1829 г. было совершено нападение на Российское посольство в Тегеране. Поводом послужило бегство из гарема двух армянок и евнуха, укрывшихся в посольстве. В результате погибла практически вся российская миссия во главе с А.С. Грибоедовым, — из 38 человек спасся только 1. Однако на этот раз Россия удовлетворилась личными извинениями шаха. Кавказская война. Почти полвека длилась Кавказская война — с 1817 по 1864 гг. Главным препятствием для утверждения России в этом регионе стал мюридизм — религиозное (исламское) движение, ставившее себе целью создание на Кавказе мусульманского теократического государства. В наибольшей степени это движение охватило Чечню и Дагестан. Первым имамом — вождем движения был провозглашен мулла Гази-Магомед (1828-1832 гг.); вторым — Гамзад-Бек (1832-1834 гг.); третьим — наиболее известным —стал Шамиль (1834-1859 гг.), который создал теократическое государство — Имамат, армию, разделил Имамат на округа во главе с наместниками (наибами), заменил обычное право (адат) шариатом, а в 1848 г. объявил свою власть наследственной. Несмотря на очевидные успехи мюридизма, в конце 40-х — начале 50-х гг. XIX в. начался отход горского населения от движения: провалились набеги Шамиля на Тбилиси в 1853-1854 гг.; отказались присоединиться к Имамату Кабарда и Осетия; в 1856-1857 гг. отделилась Чечня; вспыхнуло восстание против Шамиля в Аварии и Северном Дагестане. 1 апреля 1859 г. русские войска под командованием генерала Евдокимова взяли столицу Имамата аул Ведено. 26 августа 1859 г. в ауле Гуниб попал в плен сам Шамиль1. Однако только в 1864 г. были ликвидированы последние очаги сопротивления. Дальневосточное направление внешней политики России. На Дальнем Востоке основные усилия России были направлены на разрешение пограничных споров и расширение политических и экономических связей с Китаем и Японией. В январе 1855 г. был подписан русско-японский Симодский договор, который закреплял право России на Курильские острова; остров Сахалин был объявлен неразделенной территорией, хотя с 1806 г. там были установлены русские охранные посты и он считался владением России; в 1853 г. на Южном Сахалине был построен пост Муравьев и поднят русский флаг. 16 (28) мая 1858 г. был заключен Айгунский договор России с Китаем: России возвращались отторгнутые в XVII в. территории по левому берегу Амура, территория Уссурийского края оставалась не разграниченной, плавание по р. Уссури, Амуру, Сунгари было разрешено только русским и китайским судам. В июне 1858 г. последовало новое русско-китайское соглашение (Тянь-цзинское), по которому Россия получила право вести с Китаем торговлю не только на суше, но и на море, посылать своих консулов в порты Китая, иметь постоянного представителя в Пекине. Наконец, в 1860 г. между Россией и Китаем был заключен Пекинский договор, закреплявший за Россией Уссурийский край. Политика присоединения новых земель на Дальнем Востоке базировалась не только на подписании соответствующих соглашений, но и, в не меньшей степени — на колонизационном движении русских людей, основывавших там свои поселения и города. По берегам рек Уссури и Амур в 50-е гг. XIX в. были основаны Благовещенск, Хабаровск, Мариинск. В 1860 г. — Владивосток. Поселен вместе с семьей в Калуге. Наступление России на среднеазиатские ханства. Присоединение Казахстана. Увеличение территории Российской империи во второй четверти — се-редине XIX в. происходило не только за счет войн с Турцией и Ираном, колонизации Дальнего Востока и утверждения на Кавказе. Россия активно развивала наступление на среднеазиатские ханства (Кокандское, Бухарское, Хивинское). В основе этого наступления лежали главным образом две причины: рост российской промышленности, для которой Средняя Азия являлась ценнейшим источником сырья и рынком сбыта, и экспансия Англии в этом регионе. 14 ноября 1839 г. в Хиву была отправлена экспедиция В.А. Перовского, перед которой была поставлена цель — освободить русских пленных. И хо- тя в целом экспедиция закончилась неудачно, освобождения пленных до-биться удалось. Начались переговоры о заключении русско-хивинского торгового соглашения. В 1846-1854 гг. в состав России вошел Старший Жуз — произошло воссоединение казахского народа. Летом 1853 г. войска В.А. Перовского при Ак-Мечети разгромили армию Кокандского хана. В 1854 г. были построены Сырдарьинская и Сибирская военные линии, основан г. Верный (ныне Алма-Ата) — плацдарм для последующего насту-пления России на Среднеазиатские ханства. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ во второй половине XIX в. Революционные кружки конца 20-х — начала 30-х годов XIX в. Н.П. Сунгуров, братья В.И. и М.И. Критские. В конце 1820-х-начале 1830-х гг. вследствие разгрома движения декабристов произошел спад общественного движения. Отдельные малочисленные кружки пытались, хотя и без успеха, продолжить дело декабристов. Один из них — Кружок братьев В.И. и М.И. Критских (1826-1827), созданный по инициативе братьев Критских. Сами Критские — сыновья мелкого чиновника; остальные члены кружка (всего 6 человек): разночинцы, дети чиновников, студенты. В планы кружка входили: цареубийство и истребление царской семьи, конституционные преобразования. Члены кружка пытались вести пропаганду революционных идей среди студентов, чиновников, низших офицеров и солдат; в день коронации разбросали на Красной площади прокламации, в которых, обращаясь к народу, выступали против монархии, рассказывали о невинно пострадавших декабристах. За эту акцию и были арестованы. После ареста подверглись длительному тюремному заключению, продолжив через 10 лет отбывать наказание в солдатской службе. Революция 1830 г. во Франции способствовала некоторому оживлению общественной жизни в России. В начале 30-х годов сложилось еще несколько кружков, в основном студенческих. Выпускник Московского университета Н.П. Сунгуров в 1831 году сообщил группе студентов Московского университета, что декабристское общество не разгромлено, а наоборот, выросло и все свои усилия направляет к введению конституционного строя в России. Кружок объединил 25 человек. Целью кружка были: • ликвидация крепостного права, • установление конституционного правления; • избранное для достижения цели средство — пропаганда революционных идей для организации вооруженного восстания в Москве (план предусматривал захват артиллерии и арсенала и раздачу оружия народу, разоружение полиции, освобождение арестованных, захват власти, рассылку от имени московского генерал — губернатора приказа о высылке в Москву депутатов к рассмотрению конституции). Кружок просуществовал очень недолго и был разгромлен вскоре после организации. Это, фактически, было последнее постдекабристское общество. Другие кружки этого периода, различаясь по степени политизированности, численности и продолжительности существования, объединялись поиском новых идей, увлечением западными философскими течениями. Поиски новой теории. Кружки Н.В. Станкевича, А.И. Герцена и Н.П. Огарева. В начале 30-х гг. в Московском университете сложилось «Литературное общество 11 номера», названое так по номеру комнаты, в которой жили и собирались на литературные собрания казеннокоштные студенты (содержавшиеся на казенный счет). Одной из центральных фигур кружка являлся В.Г. Белинский (в 1832 г. был отчислен из университета). На собраниях студенты читали литературные произведения (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и т.д.), обсуждали проблемы философии, эстетики, современной русской действительности (крепостное право, несправедливость общественных отношений и т.д.). Другой кружок — Н.В. Станкевича (1831-1839) — объединяло, в основном, увлечение немецкой идеалистической философией и прежде всего — гегельянством. Члены кружка (В.Г. Белинский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков и др.) пытались осмыслить основные законы исторического развития, решить вопрос о роли личности в истории. Следует отметить аполитичность кружка. Кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831-1834) — кружок последователей А. Сен-Симона, увлеченных социалистическими идеями, напротив, отличала острая политическая направленность. Идеал — революционное преобразование России. Деятельность — пропаганда утопического социализма в московском обществе и прежде всего — в студенческой среде; резкая критика Николаевского правления, неприятие крепостного права («Аннибалова клятва» была дана еще в подростковом возрасте А.И. Герценом и Н.П. Огаревым на Воробьевых горах — бороться с крепостничеством). Члены: Н.И. Сазонов, Н.М. Сатин, Н.Х. Кетчер, В.В. Пассек и др. Кружок разгромлен в 1834 г. по обвинению в «пении пасквильных песен». А.И. Герцен отправлен в ссылку: сначала в Пермь, а затем — в Вятку; Н.П. Огарев — в Пензу; остальные члены кружка отданы под надзор полиции. Подобные настроения студенчества не могли не вызвать реакции правительства. Формирование правительственной идеологии. С.С. Уваров, М.П. Погодин, СП. Шевырев. В 1833 г. министром просвещения назначен С.С. Уваров, считавший, что единственное спасение и «вернейший залог силы и величия нашего отечества» — во внедрении в умы юношества истинно русских охранительных начал православия, самодержавия и народности. В этой формуле: самодержавие — главное звено триады, единственно возможная форма государственного управления в России; православие — основа духовной жизни народа, опора самодержавия; народность — отсутствие социальной розни в России, «единство» народа и «единение» его с царем. Название «теория официальной народности» дано историками во II половине XIX в. Пропагандистами этой теории стали: М.М. Погодин — профессор истории в Московском университете, обосновал и развил теорию официальной народности в своих исторических трудах (например, теория образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси — добровольное единение царя с народом); СП. Шевырев — профессор филологии, специалист по русской истории в Московском университете, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч (издатели газеты «Северная пчела»), О.И. Сенковский (профессор восточных языков, издатель журнала «Библиотека для чтения»). Противопоставление России и Запада лежало не только в основе уваров-ской теории. «Философические письма» П.Я. Чаадаева. В 1836 г было опубликовано 1-е письмо из «Философических писем» П.Я. Чаадаева (в журнале Н.И. Надеждина «Телескоп»). Оно вызвало широкий общественный резонанс. В письме были противопоставлены Россия и Европа, как производные от двух различных религий — православия и католичества. Европа характеризовалась, как воплощение прогресса, результат деятельности волевых, активных людей, воспитанных католичеством; Россия — как символ неподвижности, застоя, результат излишне аскетичного православия, унаследованного от умирающей Византии; результат обособленности, оторванности от общеевропейской цивилизации. Правительство крайне негативно отреагировало на появление письма: «Телескоп» был закрыт, Н.И. Надеждин отправлен в ссылку, а П.Я. Чаадаев объявлен сумасшедшим. Следует отметить чрезвычайную плодотворность тех споров о путях развития России, которые были вызваны публикацией письма и ускорили оформление исподволь вызревавших крупных идейных течений в русской общественной мысли. «Западничество» и «славянофильство». «Славянофильство» — одно из крупнейших (наряду с «западничеством») идейных, оппозиционных течений в русской общественной мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов — западниками, причем сами славянофилы первоначально не приняли это название, т.к. считали себя «руссолюбами» или «руссофилами», т.е. подчеркивали, что их интересует преимущественно исторические судьбы России, русского народа, а не славян вообще. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г., и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х годов XIX в. (ряд особенностей: панславизм и т.д.). Датой появления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники А. Хомяков и И. Киреевский выступили со статьями: первый — «О старом и новом», а второй — «В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные положения славянофильской идеологии (статьи не предназначались для печати, но широко распространялись в списках). Окончательно же славянофильство ело-Вжилось в 1845 г. — ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала «Москвитянин» (редактор — М.П. Погодин). В эти же годы (1839-1845) складывается славянофильский кружок, в который вошли представители зажиточных дворянских семейств: А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, а позднее — СТ. Аксаков и Ф.В. Чижов. Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально — экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства). Центральной идеей в концепции славянофилов являлась убежденность в особом пути развития, самобытности России. По их мнению, в России су- шествовала духовная гармония между различными слоями общества — благодаря православию. Огромное значение придавали славянофилы крестьянской общине, пронизанной духом коллективизма. Земские соборы оценивались как органы сотрудничества между народом и царской властью. Резко отрицательно относились славянофилы к реформам Петра 1, заставившим Россию свернуть с исконного пути. В этом плане крепостное право и деспотический государственный строй расценивались ими как главный результат петровских реформ. Соответственно, основная задача, стоящая перед Россией — вернуться на исконный путь, для чего необходимо отменить крепостное право и возродить земские соборы. Западники— либеральные (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Анненков, В.П. Боткин, позднее — С.М. Соловьев, М.Н. Катков, К.Д. Кавелин и др.) и радикальные (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П.Огарев). Следует отметить, что далеко не все историки считают В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева западниками, хотя сами эти деятели однозначно причисляли себя к таковым). Западничество возникло на рубеже 30-х-40-х гг. XIX в. Круг западников состоял из представителей дворянской и разночинной интеллигенции (многие из них являлись профессорами Московского университета). Основные идеи: благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием, главные проявления которого — самодержавие и крепостное право; необходимо догнать Европу путем реформ, проводимых сверху (позиция либеральных западников), преобразуя самодержавие в конституционную монархию и изживая крепостничество; особая позиция была у радикальных западников — во-первых, необходимо не только догнать буржуазную Европу, но и совершить вместе с ней рывок к социалистическому строю; во-вторых, наиболее действенным средством для этого являются не реформы, а революция. Следует отметить близость позитивных программ западников и славянофилов. Кроме относительно либеральных течений общественной мысли во II четверти XIX в. можно выделить и радикальное течение, в основе которого лежали различные варианты социалистической идеи. |