Учебное пособие Издание четвертое, стереотипное Издательство экзамен москва 2007
Скачать 1.33 Mb.
|
Кружок М.В. Буташевича- Петрашевского. С зимы 1845 г. в Петербурге начинаются собрания на квартире М.В. Буташевича-Петрашевского1 (1821-1866). «Пятницы» Петрашевского имели огромную популярность в Петербурге; на них побывало несколько сотен человек (учителя, литераторы, мелкие чиновники, военная молодежь, будущие видные писатели, ученые, деятели искусства: М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, художник П.А. Федотов, географ П.П. Семенов (Тяншан-ский), композиторы: М.И. Глинка и А.Г. Рубинштейн, Н.Г. Чернышевский и даже Л.Н. Толстой.). Всего состоялось четыре «сезона» «пятниц» — с зимы 1844/45 г. до весны 1849 г. Кружок Петрашевского не был оформленной организацией. Он начал свою деятельность как литературный кружок и до начала 1848 г. носил полулегальный, просветительский характер. Члены кружка обсуждали литературные, социально — экономические и философские вопросы, были увлечены фурьеризмом и сен-симонизмом. На паях с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы — первую коллективную библиотеку в России. В 1845 г. был издан первый выпуск «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», как средство пропаганды социалистических и революционных идей (в словаре излагались социалистические идеи, статьи конституции революционной Франции и т.п.). Второй выпуск (до буквы «Р») был запрещен цензурой. С зимы 1846/47 г. происходит радикализация кружка, наиболее умеренные отходят от него, образуется левое революционное крыло во главе со Н.А. Спешневым (Н.П. Григорьев, П.Н. Филиппов и др.; выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян с землей; политический идеал: республика с однопалатным парламентом во главе законодательной власти, выборность на все правительственные должности, полное равенство всех перед законом, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, передвижения, равенство всех перед судом, независимость суда от административной власти, несменяемость судей, гласность судопроизводства, введение адвокатуры и института присяжных заседателей). Петрашевский занимаk более умеренную позицию: конституционная монархия, освобождение крестьян сверху, с наделением их той землей, которой они владели, но без всякого выкупа. 1848-1849 гг. — революции в Европе. К 1848 г. собрания у Петрашевского принимают ярко выраженный политический характер. В марте-апреле 1849 г. петрашевцы приступили к созданию тайной организации и стали обсуждать планы вооруженного восстания, была сделана попытка организации тайной типографии. На этом деятельность кружка была прервана: в ночь на 23 апреля 1849 г. 36 петрашев-цев были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость, всего же к следствию было привлечено 122 человека. Военный суд приговорил 21 человека к расстрелу (в т.ч. самого Петрашевского и Ф.М. Достоевского), но в по-средний момент смертная казнь заменена каторгой в Сибирь; остальных осу-жденных разослали по арестантским ротам. После декабристского — это был самый значительный политический процесс. Складывание теории русского социализма. А.И. Герцен. Основоположником теории русского социализма был А.И. Герцен, который изложил ее основные идеи в своих работах 1849-1853 гг.: «Русский народ и социализм», «О развитии революционных идей в России» и т.д. Поражение революций в Европе, стремление избежать «язв капитализма», славянофильские идеи привели Герцена к выводу о том, что у России особый, самобытный путь развития к социализму, минуя капитализм, через крестьянскую общину. Объективные условия для этого: слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата, наличие сельской поземельной общи-|ны с крестьянским общинным землевладением, с крестьянской идеей «пра-I ва на землю» и мирским самоуправлением. Под влиянием русского освободительного движения начинается оживление на окраинах империи. «Славянское общество святых Кирилла и Мефодия». В декабре 1845 г. — январе 1846 г. сложилось тайное общество («Славянское общество святых Кирилла и Мефодия») на Украине. Его характеризовала яркая политическая направленность. Основные идеи: славянская республиканская федерация, ликвидация крепостничества, демократизация общественной жизни, христианский социализм, самобытность украинского народа и особый путь его исторического развития, «казакофильский» романтизм. Программа общества изложена в «Уставе общества св. Кирилла и Мефодия». В обществе существовало два направления: либеральное (во главе — Н.И. Костомаров — профессор русской истории Киевского университета, студенты: В.М. Белозерский и П.А. Кулиш) и революционно — демократическое (во главе — Т.Г. Шевченко, Н.И. Гулак и Н.И. Савич). В начале 1847 г. общество было разгромлено; приговор предусматривал различные сроки заключения и ссылки (самому суровому наказанию подвергся Т.Г. Шевченко — был отправлен рядовым в Оренбургский корпус под строжайший надзор, с запрещением писать и рисовать). РУССКАЯ КУЛЬТУРА первой половины XIX в. Особенности развития русской культуры в первой половине XIX в. Первая половина XIX в. была временем мощного культурного подъема Развитие русской культуры этого периода определялось рядом факторов: 1) сближение России с Европой; 2) подъем национального самосознания, связанный с событиями 1812 года; 3) возникновение оппозиционных и революционных течений в русском обществе (декабризм). Первая четверть XIX в. — это, с одной стороны, время политического протеста (декабристы) и, с другой, — время бурных религиозных и философских исканий (тайные кружки, масонские общества). Вторая четверть XIX в. — время осознания места России в мировом развитии, оформление различных идейных течений: либерального, славянофильства и западничества, социалистического (революционно — демократического). Просвещение и система образования. Просвещение являлось чрезвычайно важным направлением государственной политики. Его развитие определялось потребностями государства (создание министерств требовало квалифицированных чиновничьих кадров с университетским образованием). Указом от 26 января 1803 г. было введено положение об устройстве учебных заведений. В основу системы образования были положены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственность учебных программ на всех ступенях. Вводилось четыре ступени учебных заведений: 1 — приходские училища для самых низких состояний (одноклассные; к 1812 г. их числилось 671); 2 — уездные училища для городского недворянского населения. (трехклассные; их было учреждено 210); 3 — гимназии для дворян и чиновников (шестиклассные; всего к 1812 г. — 47); 4 — университеты, в уставах которых декларировалась возможность обучения в них всем сословиям, кроме крепостных крестьян. Всего университетов было 6: Московский, Киевский, Харьковский, Дерптский, Казанский, Петербургский. 5 ноября 1804 г. был издан Устав университетов. Согласно уставу, Университеты имели четыре факультета: нравственных и политических наук (богословие, правоведение, философия, политэкономия); физических и математических наук (математика, астрономия, физика, химия, минералогия, ботаника, агрохимия); врачебных и медицинских наук (анатомия. врачебное дело, ветеринария); словесных наук (классическая и современная филология, российская и всеобщая история, археология, статистика и география). Получить высшее образование также было возможно в специальных учебных заведениях — Технологическом институте, Горном и Межевом институтах, Артиллерийской и Инженерной академиях. Во главе всей учебной системы находилось Министерство народного просвещения (1803 г.). Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Было образовано шесть учебных округов, во главе которых были поставлены попечители. Попечитель, назначаемый императором, должен был осуществлять надзор и контроль над учебными заведениями, находящимися во вверенном ему округе. Попечителем Московского округа был назначен М.Н. Муравьев, бывший учитель Александра I; Петербургского — Н.Н. Новосильцев, Виленского — А. Чарторыйский, Харьковского — гр. Северин Потоцкий, Казанского — академик А.К. Разумовский, Дерптского — генерал Клингер. При Николе I устав учебных заведений был пересмотрен. В мае 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений, который должен был проверить все уставы учебных заведений, выработать единые принципы просвещения. 19 августа 1827 г. изданы указ и циркуляр, категорически запрещающие принимать крепостных крестьян в гимназии и университеты. 8 декабря 1828 г. принят новый школьный устав, по которому сохранялось три ступени школы, но они резко отделялись друг от друга по сословному составу обучающихся. В 1833г. министром народного просвещения назначен С.С.Уваров, сменивший на этом посту К.А. Ливена (1828-1833). В 1835 г. утверждено новое положение об учебных округах. Учебные заведения округа изъяты из подчинения университетов и переданы в подчинение непосредственно попечителю. Для наблюдения за частными училищами учреждена особая инспекция. 26 июля 1835 г. принят новый университетский устав. Университеты потеряли значительную часть своей автономии — университетский суд упразднялся, административными и хозяйственными делами теперь ведал не совет университета, а правление; совет сохранял право выбора ректора, деканов и профессоров, однако министр получал право не утверждать избранных. Сокращено число студентов — не более 300 человек для каждого университета; отменено преподавание государственного права и философии. В 1850 г. министром народного просвещения назначен П.А. Ширинский-Шихматов. Первые десятилетия XIX века характеризуются значительным развитием книгоиздательства и периодической печати. С начала XIX в. до 1850 г. количество периодических изданий увеличилось с 44 до 56. Известными общественно — политическими и литературными журналами являлись: «Вестник Европы» (издатель Карамзин Н.М.), «Северный вестник» (издатель — Глинка Н.С.), «Телескоп» (издатель Надеждин Н.И.), «Московский телеграф» (издатель Полевой Н.А.), «Отечественные записки» (издатель — Краевский А.А.), «Современник» (издатель Пушкин АС, затем Некрасов Н.А.). Большую роль в распространении просвещения сыграло издательство А.Ф. Смирдина. Развитие науки. Существенных успехов достигла русская наука в математике, физике, химии медицине, биологии, астрономии, географии, в области гуманитарных наук. Важнейшими научными центрами России являлись Академия наук и университеты, среди которых ведущее место занимал Московский университет. Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой (работы по органической химии Н.Н. Зинина, создание металлографии П.П. Аносовым, исследования в области практического применения электричества В.В. Петрова, Б.С. Якоби). Выдающиеся ученые I-й половины XIX в. в различных областях знаний: математика: Лобачевский Н.И. — открытие неевклидовой геометрии: Бунявский В.Я.— открытия в области интегральной математики; Остроградский М.В., Чебышев П.Л.; физика: Петров В.В. — открытие формы перехода электрической энергии в тепловую, изобретение электрической дуги; Ленц Э.Х. — изобретение гальванометра; Якоби Б.С. — создание модели электродвигателя и первого телеграфного записывающего аппарата; астрономия: Струве В.Я. — основание Пулковской обсерватории под Петербургом (1839); медицина: Пирогов Н.И. — развитие отечественной хирургии, изобретение наркоза; Бэр К.М. — открытия в области эмбриологии; география, этнография: в начале века были организованы многочисленные научные экспедиции, исследовавшие Ледовитый, Тихий океаны, Дальний Восток, Среднюю Азию. Огромное значение имели экспедиции Лисянского Ю.Ф. и Ф.Крузенштерна (1803-1806 гг.), кругосветное плавание М.П.Лазарева и Д.Д.Беллинсгаузена (1819-1821 гг.), исследование южного полюса и открытие Антарктиды. К концу века центром географических исследований становится Русское географическое общество (1845 г.). Развитие гуманитарных наук, особенно исторической — характерная черта культурной жизни России I-й половины XIX в. Историческая наука приобретает большое общественное и политическое значение: в изучении прошлого пытались найти ответы на злободневные вопросы настоящего. Появляются различные научные школы и направления, возникают вспомогательные исторические дисциплины (археология, археография, палеография, нумизматика, геральдика, генеалогия). Начинается широкая научная публикация источников (летописей, актового материала, мемуаров и т.д.). Именно в первой половине XIX в. был опубликован основной корпус письменных источников по российской истории XI-XVI вв. «Колумбом русской истории» называли Н.М. Карамзина, создавшего 12-томную «Историю государства Российского». Видными представителями дворянской историографии были профессора МП. Погодин («Исследования, замечания и лекции о русской истории») и Н.Г. Устрялов («Русская история», «Историческое обозрение царствования государя императора Николая I», «История царствования Петра Великого» в 9 томах). Представителем «скептической школы» в русской историографии был профессор Московского университета М.Т. Каченовский (школа требовала строгого критического отношения к источникам). На рубеж 40-60-х гг. приходится становление историографии в России. Выдающимся представителем этого направления был Соловьев СМ., создавший 29 —томную «Историю России с древнейших времен». Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессоров Московского университета: медиевиста Т.Н. Грановского и основателя славяноведения в России О.М. Бодянского. Важную роль в развитии русской науки и пропаганде научных знаний играли научные общества: Математическое, Испытателей природы, Любителей Российской словесности и др. Крупное значение имели публичные лекции, читавшиеся ведущими профессорами университетов. Возросший интерес к отечественной культуре и истории вызвал к жизни частное собирательство предметов культуры и старины (коллекции Н.П.Румянцева, А.И.Мусина-Пушкина, Н.Б.Юсупова, А.С.Строганова, вошедшие впоследствии в Румянцевский и Русский музеи). Литература. Литература становится ведущей областью культуры. Происходит складывание современного литературного языка. Для литературы I половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: сентиментализм сменяется романтизмом, на смену последнему приходит реализм. Русский сентиментализм представлен творчеством Карамзина (повесть «Бедная Лиза»). Русский романтизм утверждается в литературе в период Отечественной войны 1812 года. Ярким представителем этого направления являлся В.А. Жуковский. К этому направлению относится также творчество поэтов-декабристов К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева (Марлинского). Романтизмом были проникнуты ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. В 30-40-е годы в литературе утверждается реализм. Становление этого на- правления связано с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, В.Г. Белинского, Н.А. Некрасова. Внутри этого направления начинает оформляться критический реализм, или «натуральная школа». С ней связано творчество Н.В. Гоголя («Шинель»), А.И. Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»), А.Н. Островского. Утверждение «натуральной школы» связано с борьбой за подлинную народность в противовес «официальной народности». Становление принципов реализма и народности происходило в изобразительном искусстве, театре, музыке. Живопись. Русские художники создают выдающиеся произведения в духе академизма, оплотом которого была императорская Академия художеств. Одновременно в живописи происходит отход от академизма. Видными представителями академической школы были Бруни А.Ф. («Медный змий»), Брюллов К.П. («Итальянский полдень», «Последний день Помпеи», «Всадница», «Автопортрет»). Представителями внеакадемического направления являлись: • А.Г. Венецианов, обратившийся к бытовому жанру; он создал серию картин, изображавших сельский быт («Гумно», «На пашне», «На жатве») в сентиментальном ключе; • П.А. Федотов, создавший 9 небольших жанровых полотен, в которых высмеивал «темное царство» купечества, тупую спесь дворянства. Его называют «Гоголем в живописи». Самые знаменитые его картины: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!»; • выдающиеся художники — портретисты О.А. Кипренский и В.А. Тропинин. В работах Кипренского чувствуется влияние романтизма, он ищет в человеке возвышенное начало (портрет А.С. Пушкина). Для Тропинина характерны жанровые портреты, наполненные светом и чувством («Кружевница», «Гитарист»). • Значительное место в русской живописи занимает творчество Иванова А.А., создавшего знаменитое полотно «Явление Христа народу». Основная идея этого полотна — убежденность художника в необходимости духовного и нравственного возрождения человечества. Архитектура. В архитектуре до 40-х гг. XIX в. прочные позиции занимал классицизм. Разновидностью классицизма являлся ампир (стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве I-й трети XIX в., завершающий развитие классицизма. Характерны монументальные формы и богатый декор, воплощавшие идеи государственного могущества и воинской славы), получивший распространение в I трети XIX в. Различают петербургский и московский ампир. В этом стиле возводятся в основном здания общественного назначения. В центре внимания зодчих этого времени — создание архитектурного ансамбля: формировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге и Театральная в Москве. Представители классицизма в русской архитектуре: в Петербурге — Воронихин А.Н. (Горный институт, Казанский собор), Захаров А.Д. (Адмиралтейство, собор в Кронштадте), Росси К. (здание Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади; Главный штаб с аркой, закончившей оформление Дворцовой площади; Михайловский дворец, Александрийский театр). Сооружения, возведенные К. Росси, поражают сочетанием строгости с парадностью и легкостью; в Москве — Бове О.И. (возводил целые ансамбли: торговые ряды на Кремлевской площади, здания Большого и Малого театров, здание Манежа (совместно с А.А. Бетанкуром)); Жилярди Д. (отстроил после пожара здание Московского университета на Моховой, дом Луниных). 40-50-е гг. — время упадка классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль, псевдоготика, возникает интерес к византийскому стилю. Происходит смешение стилей (эклектика). Создателем эклектического русско-византийского стиля был Тон К.А. (Большой дворец, Оружейная плата в Кремле, Храм Христа Спасителя). Эклектические формы классицизма в барокко нашли отражение в архитектуре А.А. Монферрана (Исаакиевский собор в Петербурге, Александрийская колонна). |