Главная страница
Навигация по странице:

  • ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ СМИ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭТАПЫ

  • Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


    Скачать 2.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
    АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    Дата14.02.2017
    Размер2.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    ТипУчебное пособие
    #2681
    страница13 из 31
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31
    167

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    Следствием «информационной войны» явилось неуклонное сни­
    жение влияния читательской/зрительской аудитории (общественно­
    го мнения) на функционирование федеральных СМИ и усиление,
    прежде всего, финансово-экономической зависимости СМИ от соб­
    ственников.

    2. Начало активной подготовки медиаресурсов для президентс­
    ких выборов 2000 г. Одновременно с переходом управления СМИ
    в руки их реальных собственников будущими участниками выбо-
    ров-2000 активно создаются (а) собственные каналы массового влия­
    ния, (б) медиа-холдинги, устанавливаются порядки в собственном
    медиахозяйстве.

    Наиболее заметным явлением 1997 г. в этом отношении стало энергичное развитие телекомпании «ТВ-Центр», осуществление ею агрессивной экспансии в регионы, выражающейся, прежде всего, в скупке имеющих лицензию на час­тоту вещания региональных телекомпаний. Интенсивное развитие «ТВ-Цент­ра» было связано с подготовкой избирательной кампании Ю. Лужкова. В общем-то, это особенно и не скрывалось, а впоследствии, в ходе предвыборной кампа­нии, стало окончательно ясным. Не меньшую активность развернули структу­ры, поддерживающие московского мэра, и в скупке или установлении тесных контактов с крупными региональными печатными изданиями.

    Происходит укрепление медиаимперий, часть которых сыграли существен­ную роль в информационных войнах и медиакампаниях нескольких последую­щих лет:

    • объявлено о создании холдинга «Медиа-Мост»;

    • выражено намерение Газпрома создать более упорядоченную группировку собственных СМИ;

    • началось развитие СМИ ОНЭКСИМбанка, который также планировал упорядочить и централизовать по ряду направлений деятельность своих изданий.

    3. На фоне стремительной политизации и откровенного груп­
    пового позиционирования федеральных СМИ в 1997 г. получил но­
    вый импульс процесс переключения массовой аудитории на неполити­
    ческие и региональные СМИ.
    В работе с этими группами масс-медиа
    федеральная власть традиционно сталкивалась с большими трудно­
    стями организационного, технологического и идеологического поряд­
    ка, ибо здесь ее интересы пересекались с интересами региональных
    властей, нуждающихся в этих СМИ для реализации собственных по­
    литических целей.

    168

    3.6. Российские СМИ — «четвертая власть»?

    Наиболее очевидно тяготение населения к деполитизированным СМИ проявилось на телевидении, в восприятии аудиторией принци­пиально неполитического, не новостного, не информационного кана­ла «Культура», который при практическом отсутствии вложений за не­сколько месяцев потеснил ведущие телеканалы по ряду аудиторных рейтинговых позиций (снижение рейтинговых показателей других ка­налов за счет канала «Культура»).

    Аналогичная ситуация складывалась и на рынке печатных СМИ, где из числа лидеров продаж в центре и регионах, по данным рейтинговых агентств, совершенно исчезли центральные общественно-политические издания (за ис­ключением газет «Совершенно секретно» и «Аргументы и факты»). Характерно, что такие издания, как «Мегаполис-экспресс», «Экспресс-газета» продолжали стабильно занимать ведущие позиции в рейтинге. Поданным социологических исследований, которые, впрочем, проводились в тот период крайне нерегулярно и достаточно поверхностно, эти издания значительно обошли по объемам обще­российских отслеживаемых аудиторий традиционные и некогда популярные «Известия».

    В число общенациональных изданий в 1997 г. попали «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Известия», «Труд», такой же ста­тус начал приобретать «Московский комсомолец». Значительно уси­лилась в тот же период проявившаяся ранее тенденция устойчивого превышения совокупной аудитории местных газет над аудиторией цен­тральных изданий, особо заметная в небольших городах и на селе.

    4. Все большую роль на информационном рынке России начина­ют играть иллюстрированные российские издания крупнейших зарубеж­ных медиаконцернов, свидетельством чего стало дальнейшее перерасп­ределение подписчиков и покупателей в их пользу. Это означало, что на информационном рынке, т.е. в сфере формирования и управления мас­совым поведением, начала стремительно расти доля нового типа СМИ, которого до этого в России практически не существовало.

    В апреле 1997 г. из всех газет России лишь 10,5% прочитанных номеров попали в руки читателей по подписке, а 43,8% были приобретены в розницу (еще 45,7% получали их от других людей или на работе). По центральным газетам это соотношение еще выразительнее: для газет, выходящих чаще 1 раза в неделю, доля розницы превышает долю подписки в 3,6 раза, для газет, выходящих ежене­дельно и реже — более чем в 6 раз. В этой ситуации особым спросом пользовались достаточно дешевые цветные иллюстрированные еженедельники, прежде всего

    169

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    всего издаваемые для России продукты крупных западных издательских концер­нов. Среди них выделялись журналы «Лиза», «Отдохни!», «Cool girl» (все И/д «Бурда Моден), а также издания группы Independent Media.

    Впоследствии влияние зарубежных медиагрупп на российский рынок СМИ еще более усилилось (это касается издательских концернов Бурда, Херст, Дисней) за счет существенного расширения видов своей деятельности в России, что вело как к расширению влияния на аудиторию, так и к созданию реальной конкуренции отечественной издательской промышленности за получение круп­ных инвестиций и рекламных бюджетов.

    Все эти тенденции привели к ряду отрицательных, с точки зре­ния государственной власти, последствий. Во-первых, к концу 1997 г. федеральная власть потеряла значительную часть традиционных ры­чагов влияния на деятельность СМИ. Во-вторых, в течение года в СМИ нарастала череда негативных тенденций (слишком большая идеологизированность, пренебрежение этическими нормами, заси-лие компромата, концентрация значительных ресурсов влияния на массовое сознание в руках слабо контролируемых властью групп), ко­торым федеральная власть не смогла ничего противопоставить. В этот период власть фактически стояла перед возможностью потери реаль­ного влияния на общественное мнение и, соответственно, на полити­ческие процессы в стране, не говоря уже о воздействии на развитие информационного рынка.

    В дальнейшем отмеченные тенденции продолжали действовать, хотя после информационных войн лета—осени 1997 г. на некоторое время наступило относительное затишье для «собирания сил», резуль­татом которого стало совершенствование, с учетом анализа опыта «войн», механизмов массовой пропаганды и отработка методов ис­пользования СМИ для достижения политико-экономических целей финансово-промышленных групп. С 1998 г. некоторые финансовые группы начали реализацию собственных масштабных медиапроектов, продолжилось позиционирование СМИ вокруг участников выборов-2000, но главным стал перенос активной борьбы за влияние в регио­нальные СМИ, что было связано с приватизацией издательско-поли-графических комплексов в регионах и естественным образом повлек­ло за собой попытку передела региональных информационных рын­ков, которому активно противостояли региональные элиты.

    170

    3.6. Российские СМИ «четвертая власть» ?

    Большинство тенденций, проявившихся на рынке СМИ начиная с 1997 г., отчетливо свидетельствовали о том, что в результате привати­зации российские СМИ избрали не традиционный путь становления в качестве информационных и развлекательных посредников, а стали обретать четкую политтехнологическую направленность, т.е. позицио­нироваться в качестве инструментов выражения и преследования ин­тересов различных политических и финансово-промышленных групп, но отнюдь не общественного мнения. Федеральные и наиболее поли­тизированная часть региональных медиа стали рассматривать в каче­стве своей задачи формирование образа политической реальности Рос­сии, наиболее отвечающего потребностям и интересам собственников и заказчиков, по сути дела, формирование информационно-политичес­кой «повестки дня» нации. Следует отметить, что становление их в та­ком качестве происходило вопреки желаниям читательской и зритель­ской аудитории, выражавшимся в переносе внимания на региональные издания и к медиа развлекательного или, по крайней мере, неполити­ческого характера.

    Таким образом, можно с полным правом сказать, что концеп­ция «четвертой власти» в России умерла с переходом СМИ в собствен­ность финансово-промышленных групп. Хотя известный аналитик СМИ И. Засурский полагает, что она скончалась еще до того, как ре­ал ьные экономические трудности сделали ее экономически несосто­ятельной, и не в результате политического давления, о недопустимости которого газеты кричат и поныне. Она оказалась мертворожденной: ее убил страх новых собственников СМИ перед возможным пересмотром полулегальной приватизации новым коммунистическим правитель­ством. Этот страх оказался сильнее опасения потерять высокий само­стоятельный статус и свободу выбора политической позиции.

    СМИ как «четвертая власть», справедливо пишет Засурский, — абберация, т.к. задача СМИ — выражать и отражать общественное мнение, а не быть властью. СМИ — не власть, но без СМИ власть не может работать, ибо только они формируют общественное мнение.

    Если применить к рассмотренной отечественной ситуации тра­диционный подход к функциям СМИ, включающий осуществление ими задач 1) информирования населения как основной функции, 2) передачи социального и культурного опыта (социализации лично-

    171

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    сти), 3) контроля за властью с целью обеспечения не только наблюдения за ней, но и влияния на нее граждан, 4) мобилизации населения, прежде всего в качестве избирателей, окажется, что отечественная журналистика ориентировалась лишь на одну, которой нет в этом перечне, — быть «зер­калом» власти, причем всегда кривым, но в зависимости от установки вла­дельца либо ухудшать ее, либо облагораживать.

    Именно эти явные функции диктуют нормы журналистской эти­ки, которые представляют собой своего рода подсистему этики граж­данского общества, существующую наряду с другими этическими «ко­дексами» — этикой предпринимательства и этикой менеджеризма, по­литической этикой и др.

    Основная этическая проблема выбора журналиста связана со скрытой функцией профессии, кроме информирования, комменти­рования, представления интересов граждан перед властью, «придан­ной» журналистике во всем мире — функцией манипулирования от имени власти или от имени той группы, которая владеет твоим СМИ, манипулирования целыми социальными слоями, иногда огромными общественными массами.

    Вопрос о СМИ как «четвертой власти» продолжает обсуждаться в России и ныне. Если попытаться подытожить аргументы «за» и «про­тив», можно подвести нечто вроде промежуточного баланса мнений.

    За то, что СМИ можно и нужно понимать как власть, говорит следующее.

    • СМИ являются властью, т.к. обладают особой способностью убеждать, принуждать к соглашению без применения насилия. Влия­ние СМИ столь велико, что благодаря их воздействию человек может полностью поменять свои ценностные ориентации (выборы Б. Ель­цина 1996 г.).

    • Несмотря на то, что СМИ принадлежит информационная власть не юридически, а преимущественно по праву инициативы, «игры на опережение», их влияние на общественное сознание столь велико, что самим государством нередко манипулируют силы, спо­собные использовать СМИ в своих целях. Государство не всегда обла­дает возможностями контролировать процессы реальной действитель­ности, «функцию управления этой реальностью приобретают те, кто может предложить более совершенную коммуникативную структуру

    172

    3.6. Российские СМИ — «четвертая власть» ':

    в социальной реальности, лучшие и более действенные технологии работы с общественным сознанием»1.

    • СМИ как самостоятельная власть находит свое место во власт­
    ных констелляциях, играя на сложностях взаимоотношений и проти­
    воречиях между тремя признанными ветвями власти, т.е. в рамках три­
    ады «президент — парламент — правительство».

    Но существует и множество весьма убедительных аргументов против понимания СМИ как четвертой власти.

    • Многие полагают, что деятельность российских СМИ описы­вается пословицей «собака лает — караван идет», ибо они не способ­ны повлиять на принятие сколько-нибудь значимых решений (напри­мер, ни один крупный чиновник не лишился своего поста в результа­те журналистского расследования).

    • Только около 10% печатных СМИ, стабильно выходящих в стра­не, живут за счет профильной деятельности — продажи информаци­онного продукта, а 60—70% изданий являются органами пропаганды или инструментами чьего-либо влияния. Примерно такова же ситуа­ция в электронных СМИ.

    • СМИ все чаще проявляют себя как «асоциальная» сила, слу­жащая не столько обществу, сколько частным лицам и группам, кото­рым принадлежат или под влиянием которых находятся: государствен­ному аппарату, который регулирует и экономически поддерживает их деятельность, политическим силам, информационное обеспечение ко­торых они осуществляют, или же просто владельцам, ориентирован­ным на преследование собственных корыстных интересов.

    • Российские СМИ не способны противостоять власти, высту­пая от имени общества. Такая возможность у них была, но за полтора десятилетия они почти полностью утратили кредит доверия со стороны общества. Как показывают результаты социологических опросов, в 1989 г. СМИ доверяли 80% населения, а к концу 1990-х годов только 10%.

    Сама природа СМИ предполагает наличие у них ряда властных функций, возможность реализации которых и породила представле­ние о «четвертой власти» журналистики. Однако «делегирование» вла-

    1 Дацюк С. Аналитика СМИ — четвертая власть / Русский журнал, 3 фев­раля 1998; http://www.russ.ru.journal/media.

    173

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    сти журналистам осуществляется путем «самозахвата»: в отличие от по­литиков, получающих «мандат на власть» в ходе выборов, журналистов никто не избирает. Тот реальный мандат, которым они обладают, зиж­дется только на доверии, оказываемом СМИ населением. Невероят­ная по масштабам утрата доверия, фиксируемая опросами обществен­ного мнения, делает просто бессмысленным разговор об отечествен­ных СМИ как «четвертой власти».

    Вопросы

    для самостоятельной работы

    1. Как вы понимаете свободу печати?

    2. Какова роль свободы печати в развитии средств массовой комму­никации?




    1. Проанализируйте причины ограниченности применения понятия «свобода печати» в современном обществе.

    2. В чем суть авторитарной и либертарианской теорий прессы?

    3. Перечислите и проанализируйте основные черты теории социаль­ной ответственности прессы.

    4. В чем, по вашему мнению, заключается смысл ревизии четырех тео­рий прессы?

    5. Как вы понимаете тезис «СМИ — четвертая власть»?

    6. Можно ли назвать современные российские масс-медиа «четвер­той властью»? Аргументируйте вашу позицию.

    7. В чем, по.вашему мнению, выражается изменение взаимоотноше­ний между властью и СМИ в современном обществе?

    10. Что такое «новый журнализм»?


    Гл а в а 4

    ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛОГИИ СМИ:

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ЭТАПЫ

    Как любая наука, коммуникативистика и социология массовых ком­муникаций не возникают как Deus ex machina1, но имеют достаточно долгий период латентного существования, прежде чем становится возможным говорить об их собственном автономном существовании. Этот период постепенного накопления знаний можно условно обо­значить как протокоммуникативистика2 — совокупность экономичес­ких, социальных и психологических идей, все более полно отражав­ших реалии общественной жизни начиная с 18 столетия и создавших тот когнитивный фундамент, на котором возникает изучаемая нами дисциплина.

    А 1 4. I

    Протокоммуникативистика —

    от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

    Периодом формирования современных представлений о коммуника­ции как интегрирующем факторе человеческого общества является 18 столетие — именно тогда складываются основные индустриальные (технические) системы коммуникации и обретает значение принцип

    1 Deusexmachina(лат.) — букв, бог из машины — развязка путем непредви­
    денного обстоятельства (в античной трагедии драматический прием: благодаря
    вмешательству божества, появляющегося на сцене при помощи механического
    приспособления). Ныне выражение употребляется в значении неожиданного раз­
    решения ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий.

    2 Прото... (греч. protosпервый) часть сложных слов, обозначающая пер­
    вичный, первоначальный.

    175

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    свободной торговли, а также возникают основные теоретические сис­темы социологии как науки.

    Понятие коммуникации в то время выводилось из сформировав­шейся в конце 18 столетия идеи общества как организма, представля­ющего собой целое, все органы которого связаны между собой, выпол­няя заранее предопределенные функции, и относилось прежде всего к физическим средствам сообщения (и общения) — сетям разного рода (реки, каналы, морские перевозки, дороги), которые считались цент­ральным элементом прогресса. Первым теоретическим шагом в этом направлении явилось представление о «разделении труда», сформули­рованное как научная гипотеза великим английским экономистом и моральным философом Адамом Смитом (1723—1790). Необходимой предпосылкой всякого разделения труда является коммуникация, по­зволяющая организовать коллективный труд и, тем самым, структури­ровать экономическую активность. В «коммерческом космополисе», каковым является капитализм, разделение труда и средства сообще­ния являются необходимым условием развития.

    Во Франции школой физиократов была провозглашена форму­ла «laisser-faire, laisser-passe»1, ставшая лозунгом либерализма XIX в. Свобода торговли — великая творческая сила. Либерализация пото­ков товаров и труда требует создания и поддержания средств комму­никации, к которым относятся, кроме традиционных путей сообще­ния, и новые, в частности газеты и телеграф. (Герой А. Дюма граф Монте-Кристо, очевидно, был знаком с учением физиократов и его практическим применением, разорив своего врага барона Данглара именно с помощью телеграфа — одного из новых, изобретенного Кло­дом Шанэ в военных целях, средств коммуникации, использование

    1 Laisser-faire(фр.) — предоставление кому-либо свободы, не связывая опе­кой или руководством. Само выражение принадлежит французу Ж. Г. Гурне (1712— 1759), впервые применившему его в 1758 г. Обычно употребляется как двойное сочетание laisser-faire, laissez-passer, букв, означающее «позволяйте делать (кто что хочет), позволяйте идти (куда кто хочет)». Это основной тезис физиократов (греч. physisприрода + kratos— власть) — французских экономистов 2-й пол. XVIII в. (основатель Ф. Кенэ), считавших землю и земледельческий труд основ­ными источниками богатства страны и требовавших невмешательства со сторо­ны государства в экономические отношения.

    176

    4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

    которого началось в 1793 г.). Это исходная точка продолжавшейся в течение всего XIX в. своего рода коммуникационной революции, ког­да возникают фотография, граммофон, а венцом столетия становится изобретение братьев Люмьер — синематограф, явившийся частью но­вой промышленной революции.

    Идеи разделения труда и свободы торговли легли в основу анг­лийской классической политэкономии, в частности учения Дж. Стю­арта Милля, бывшего, как неоднократно отмечалось позже, предше­ственником «кибернетической модели материальных потоков с об­ратной связью в виде денежных потоков как информации». Представ­ления о коммуникативной и информационной роли денег как симво­лического средства коммуникации развивалось впоследствии социо­логами Георгом Зиммелем (1858-1918) в работе «Философия денег» (1900)' и Толкоттом Парсонсом2.

    В начале XIX в. возникают и первые системы социологии, в ко­торых представления о коммуникации как необходимом условии су­ществования и развития общества получили дальнейшее развитие. Так, один из первых представителей утопического социализма граф Анри де Сен-Симон (1760— 1825) рассматривал общество как органи­ческую систему, представляющую собой совокупность семей, и одно­временно индустриальную систему, в первую очередь систему комму­никационных сетей и финансовых путей сообщения и производства. Циркуляцию денег в обществе он уподоблял циркуляции крови в орга­низме, наполняющей общество жизнью и вносящей единообразие во все «отделы» общественного организма.

    Создатель философии позитивизма и изобретатель слова «соци­ология» Огюст Конт (1798—1857), бывший секретарь Сен-Симона, сформулировал теорию трех стадий человеческого мышления — тео­логической, метафизической и позитивной, которым соответствуют стадии исторического развития общества — примитивная, промежу-

    1 Перевод части этой работы на русский язык: Зиммель Г. Философия денег
    (фрагмент) // Теория общества: сб. / сост. А.Ф. Филиппов. М.: Канон-Пресс-Ц;
    Кучково Поле, 1999.

    2 Parsons Т. Social Structure and the Symbolic Media of Interchange //
    Approaches to the Study of Social Structure / ed. by P. Blau. N. Y: 1975. P. 94-120.

    177

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    точная и научная. Последняя есть вершина прогресса, где все большую роль приобретает позитивизм1 и соответственно возрастает роль пози­тивной коммуникации.

    Во второй половине XIX в. идеи социальной физиологии, где ком­муникация понималась как условие органического развития, фор­мулируют знаменитый в то время философ Герберт Спенсер, желез­нодорожный инженер по образованию, и автор «Происхождения ви­дов» Чарлз Дарвин (1809—1882). Последний исходил из гипотезы о преемственности между биологическим и социальным порядком: про­цесс эволюции организмов и становление разделения труда гомоло­гичны2 — и в одном, и в другом случае наблюдается развитие от гомо­генного3 к гетерогенному, от простого к сложному, от концентрации к дифференциации. Общество возникает органически и представляет собой организм, т.е. совокупность связанных между собой специали­зированных частей. При этом средства коммуникации — дороги, кана­лы, железные дороги, телеграф — воспринимались как эквивалент не­рвной системы общества, делающей возможным взаимодействие раз­ных его элементов, прежде всего центра и периферии. Отсюда проис­текало и представление о роли массовой информации, хотя, отметим, самого этого понятия еще не существовало, как не существовало и по­нятия массового общества, о котором речь пойдет ниже. Однако пред­ставление о необходимости свободной прессы как рупора общества и источника формирования общественного мнения, создающего усло­вия для нормального функционирования общества в качестве целост­ного организма уже сложилось, обретя свое практическое выражение в процессах формирования общественности, что было показано в гл. 2.

    Дальнейшее развитие идей протокоммуникативистики в XIX в. связано с возникновением и становлением массового общества, ши­рокомасштабные процессы в котором (в частности рост миграции, населения, преступности и т.п.) порождали необходимость новых си-

    1 Позитивизм (отлат. positivusположительный) — учение о роли специаль­
    ных наук, являющихся источником истинного знания, которые ограничиваются
    описанием и систематизацией фактов, не претендуя на объяснение их природы.

    2От греч. homologos— соответственный, подобный.

    3 Греч, homogenesобщий, равный, соответствует в рус. яз. «однородный»
    в противоположностьgeterogenesдругой, неоднородный.

    178

    4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита до Зигмунда Фрейда

    стем контроля и координации деятельности всех ветвей власти. На­чинает формироваться количественный подход к изучению общества, делаются попытки измерения происходящих в нем процессов, что оз­начало отказ от понимания его как организма и иной подход к прин­ципам его изучения. Начало этому процессу положил бельгийский биолог, астроном и математик Адольф Кетле (1796—1874) — основа­тель новой науки социального измерения, которую он назвал соци­альной физикой. Именно А. Кетле является основоположником со­циальной статистики1 и демографии.

    Заслугой Кетле является создание нового предмета исследования — соци­ального индивидуума, который ранее, при рассмотрении общества как организ­ма, вообще не попадал в поле зрения исследователей. Главной «единицей» изме­рения был для него «средний человек», по состоянию которого можно было рас­считывать социальные патологии, кризисы, неравновесие социального порядка и т.д. На основе составленных Кетле таблиц смертности и таблиц противозакон­ных действий (именовавшихся в тот период «моральной статистикой») он пы­тался выделить показатели преступности в зависимости от пола, возраста, кли­матических и социальных условий с целью обнаружения законов «морального порядка», выполняющих в обществе ту же роль, что в природе выполняют физи­ческие законы.

    Примерно через полвека на заложенной А. Кетле основе возника­ет криминология, базирующаяся на измерении человеческих качеств.

    Основателем «антропометрии», нашедшей широкое распространение в деятельности органов следствия в XIX в., стал француз Луи Бертильон, чье имя получил метод классификации преступников «бертильонаж». Позже возникает особая дисциплина — криминальная антропология, создателем которой был ита­льянец Чезаре Ломброзо, а также биометрия и евгеника англичанина сэра Фрэн­сиса Гальтона. Все эти исследователи пытались идентифицировать индивидов по их склонностям (предрасположенности) к преступлению, которая проявлялась в особом наборе внешних черт, а разработанными ими методиками пользова­лись судьи, судебные медики, полиция. (В классических детективах XIX и нача­ла XX вв. мы постоянно сталкиваемся с этими именами.)

    Эти исследования базировались на подходе социальной патологии, фунда­ментом которого была «органицистская» теория общественного организма, т.е.

    1 Статистика (отлат. statusсостояние) — 1) количественный учет мас­совых явлений; 2) наука, изучающая количественные показатели изменений в обществе.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31


    написать администратору сайта