Главная страница

Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


Скачать 2.46 Mb.
НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
Дата14.02.2017
Размер2.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
ТипУчебное пособие
#2681
страница10 из 31
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   31
2.4.1

«Академический порядок знаний» — научная коммуникация

Академический порядок знания охватывает свободное исследование и преподавание. В этой сфере производится почти «чистое» теорети­ческое знание, элементы эмпирической информации черпаются как бы извне самого этого порядка и служат целям «внешней» проверки теоретических достижений. Задачей «акторов», действующих в рам­ках этого порядка, является изготовление и распространение знания, что осуществляется путем исследований и публикации их результа­тов. На эти цели ориентируется вся внутренняя структура этого по­рядка — совокупность ценностей и норм, регулирующих поведение индивидуумов: это нормы и ценности улучшения, распространения и постоянной критики получаемых знаний, невзирая на наличие чуж­дых науке интересов, практические затруднения деятельности, воз­действия власти. Именно эти нормы и ценности являются базовыми принципами классического порядка знаний, господствующего в рам­ках научного сообщества и основанного на идее «коммунизма знаний». Руководящая ценность научного сообщества — прогресс познания, состоящий в достижении максимально всеобщего, истинного, как можно более точного и надежного знания. К основным институтам этого порядка знаний относятся преимущественно академические учреждения — университеты, исследовательские институты и лабо­ратории, частично научные отделы промышленных корпораций, за­нимающиеся фундаментальными исследованиями; институциональ­ные роли исполняют эксперт, исследователь, ученый, ориентирую­щиеся на классические нормы научной этики (мотивация на позна­ние, преследование истины, честность в представлении научных ре­зультатов, открытость по отношению к критике и т.п.), нормы науч­ного метода (объективность, проверяемость), а в отношении с вне­шним миром — выполнение функции научного консультирования как независимой экспертизы.

Огромным преимуществом этого порядка знаний по сравнению с другими является наличие исторически сложившейся «инфраструк­туры критики для целей систематической коррекции ошибок». В свя­зи с этим можно предположить, что академический порядок знания
100


2.4. Порядки знаний информационная основа социальных институтов

является одним из самых защищенных от ошибок и сознательной де­зинформации секторов общества. Если так, то академическая сфера — та сфера, где царит наибольшая справедливость, ибо главной пред­посылкой последней являются открытость для критики и равенство шансов1.

Разумеется, нельзя считать, что эти ценности реализуются в ака­демической среде в абсолютно чистом виде. Речь идет об идеально-нормативной структуре научного сообщества, реальное функциони­рование которого во многом не совпадает с идеалом. Кроме того, само академическое сообщество претерпевает изменения как с точки зре­ния его отношений с обществом, так и в своем внутреннем строении. Так, характерное для эпохи модерна «онаучивание» общества реали-зовывалось не только в научно-техническом и индустриальном раз­витии как таковом, но прежде всего в том, что «республика ученых» была образцом общества вообще, ориентиром и в понимании роли «гражданина», и в создании демократических политических учреж­дений. По мере дальнейшего развития место и роль академического сообщества в обществе изменились, превратившись из идеала в один из элементов (и нельзя сказать, что самый значимый) плюралисти­ческого порядка знаний. Ныне академическое сообщество со всеми его нормами, институтами и структурами, т.е. академический поря­док знаний вообще, стало одним из многих «сообществ знания» и не может претендовать на прежнее исключительное место в мире. (Это изменение фиксируется даже в самоназвании сообщества — в пере­ходе от преданной забвению «республики ученых» к новому самообоз­начению «invisible college» — «невидимый колледж».)

Параллельно процессу изменения места и роли академического порядка в обществе идет процесс размывания его стабильных прежде норм. Во-первых, по мере роста масштабов исследований и превра­щения научных лабораторий в грандиозные «фабрики» по производ­ству знания прежняя «республика ученых» превращается в современ-

1 Как может показаться, реальные факты истории науки опровергают эти тезисы. Примером может служить, например, реальность функционирования науки, особенно общественной, в СССР в сталинское время. Но такое извраще­ние норм академической жизни было результатом насилия над наукой и, по сути дела, подмены норм академического порядка знаний нормами бюрократичес­кого порядка, о котором говорилось выше.

101

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

ную высокоорганизованную корпорацию с бюрократическими струк­турами, четкой иерархией, разделением функций и секторов ответ­ственности. Это ведет к изменению нормативной среды, прежде все­го к подавлению критики, которая не только затрудняется в силу воз­никновения жестких бюрократических иерархий, но фактически не­возможна по причине глубокого разделения функций в ходе исследо­ваний. «Соседние» аспекты исследования становятся непрозрачны­ми для коллег.

Во-вторых, главные персонажи классической модели академи­ческого порядка — ученый, исследователь, университетский профес­сор, творящие в уединении и свободно, исчезают со сцены; на их ме­сто приходит энергичный и деловитый, включенный в сеть властных, экономических и прочих интересов научный менеджер. Современный научный менеджер, действующий в сети властных отношений, не мо­жет не принимать в расчет как национальную, так и местную (регио­нальную) политику, в результате его сознание становится ареной кон­фликта между всеобщими интересами науки и локальными группо­выми, политическими и иными «частными» интересами.

То же самое происходит и в экономической области. Коммер­циализация науки и ее связь с промышленностью превращают резуль­таты исследования в товар, что позволяет говорить о коммодифика-ции науки и научного знания1. Знание перестает быть общественным достоянием — достоянием всего человечества, как в классической «республике ученых», а становится частной собственностью (автора, заказчика, государства), что практически выводит его за рамки ака­демического порядка знаний, и делает элементом рассмотренного выше экономического порядка.

В результате ученый оказывается перед лицом трудно разреши­мой дилеммы, которая, как это ни парадоксально звучит, не является дилеммой в рамках норм академического порядка: ориентироваться ему в своей научной деятельности на свободный рынок или на бю­рократические иерархии? Возникает и другой вопрос: чем является для ученого наука — призванием или службой?

' Коммодификация (commodification) — процесс превращения любого про­дукта в товар. Синоним — валоризация (valorization).

102

2.4. Порядки знаний

информационная основа социальных институтов

Самому академическому сообществу, а также регулирующим и пла­нирующим науку организациям приходится разрешать такие же дилеммы: развивать академическое самоуправление или, наоборот, пе­реводить науку под управление бюрократических организаций? Как определять стратегию исследований: исходя из целей чистого позна­ния или из интересов лиц и инстанций, финансирующих исследова­ния? Публиковать все, как того требует научная этика, или «секретить» данные по политическим да и по экономическим соображениям?

Как бы ни решались эти вопросы в каждом конкретном случае, тен­денция состоит во все более активном проникновении в академический порядок знаний норм и принципов, характерных для совсем иных по­рядков. В лучшем случае речь идет об усложнении отношений между ака­демическим и другими (бюрократически-военным, экономическим, правовым и прочими) порядками знаний, вхудшем — о разрушении клас­сического академического порядка знаний и формировании на его мес­те какого-то нового порядка или о замещении академического порядка другими, например названными выше, порядками знаний.

2.4.2

Массовая коммуникация

как конституционно-правовая сфера

Приведенный выше анализ различных порядков знания призван, в частности, показать, что получение и функционирование информа­ции в рамках разных социальных институтов принципиально разли­чаются по характеру. Эти теоретические рассуждения имеют свой кор­релят в практической жизни, прежде всего в практике работы СМИ, где постоянно происходят конфликты именно «на стыках» института СМИ и различных институциональных порядков знания: бюрокра­тического, экономического, военно-полицейского, архивно-библио­течного и других.

Для того чтобы сориентироваться в этих проблемах и конфлик­тах, нужно определить характеристики порядка знаний, типичного для СМИ как социального института. По Шпинеру, это конституционно-правовой, или публично-правовой, порядок знаний, главной функцией которого является поддержание, а также нормирование систем получе-

103

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

ния и выражения взглядов и мнений. В отличие от академического поряд­ка, задача которого — обращение с научными знаниями, здесь речь идет исключительно о повседневном знании, т.е. о мнениях, взглядах, точках зрения, суждениях, теориях, мировоззрениях и позициях, для которых не характерны квалификационные признаки научного знания — истин­ность, обоснованность, рациональность и другие. Факт, что выражение этого знания может принимать внешне наукообразный характер, не дол­жен вводить в заблуждение: могут организовываться «школы», «акаде­мии» (будь то политические, оздоровительные, астрологические и т.п. учреждения), читаться систематические лекции, проводиться эксперт­ные оценки — это знание все равно будет повседневным.

Черты повседневного знания, или Мнения

Каковы же признаки повседневного знания, которое распространя­ется в процессе массовой коммуникации? Во-первых, оно всеохват­но, т.е. включает в себя практически все, что актуально и потенциаль­но входит в мир индивидуума, — все, что «релевантно» для него (за исключением сферы его профессиональной деятельности как экспер­та). Во-вторых, оно носит практический характер, т.е. формируется и развивается не ради самого себя (как научное знание, определяемое идеалом «науки для науки»), а для непосредственной связи с реаль­ными жизненными целями. В-третьих, главной его характеристикой является нерефлексированность: оно принимается на веру как тако­вое, не требуя систематических аргументов и доказательств.

Именно получение и высказывание знаний такого рода и стано­вятся предметом регулирования в рамках конституционно-правово­го порядка, главной нормой которого является свобода распоряжения знаниями — как своими собственными, так и «чужими», обращающи­мися в этой сфере. Другими словами, конституционно-правовой по­рядок знаний — это порядок, устанавливающий и реализующий прин­ципы свободы слова как максимально неограниченной свободы вы­ражать, воспринимать и критиковать знания.

«Вторичными» нормами этого порядка знаний можно считать принципы 1) равнозначности всех мнений и точек зрения и 2) сво­бодного доступа к этому порядку. Под первым подразумевается отсут-

104

2.4. Порядки знаний

информационная основа социальных институтов

ствие всяких квалификационных требований к «качеству» мнения (ис­тинность, содержательность, эмпирическая подтверждаемость и т.д.), под второй — отсутствие формальных барьеров доступа к «форуму мне­ний» (напримертребование их обоснования).

Институциональную структуру конституционно-правового по­рядка знаний образуют институт общественного мнения (публичная сфера) и охраняемая законом сфера частной жизни. Поэтому к кон­ституционно-правовому порядку знаний относятся как парламент и масс-медиа, с одной стороны, так и неформальные сети коммуника­ций, наполненные слухами и разрозненными обрывочными сведени­ями — с другой. Пожалуй, самым полным и последовательным выра­жением конституционно-правового порядка знаний, его совершен­ной институциональной формой является процедура свободного де­мократического голосования: «один человек — один голос», где абсо­лютно не важны ни обоснованность, ни прочие эпистемологические, психологические, социологические и любые другие качества выска­зываемого мнения.

Фундамент этой сферы образуют базовые «когнитивные», т.е. связанные со знанием и информацией, демократические права — сво­бода слова, свобода веры, свобода прессы. Можно сказать, что в корне отличаясь от академического порядка знаний в одном отношении — квалифицированности представляемых в нем знаний, — конституци­онно-правовой порядок сходен с академическим порядком в отноше­нии царящей в нем свободы выражения, получения и критики знаний. Это результат их генетического родства: конституционно-правовой порядок знаний ведет свое происхождение от классического академи­ческого порядка знаний, свойственного науке эпохи модерна.

Противоречивость конституционно-правового порядка

Общая нормативная и институциональная структура конституцион­но-правового порядка знаний, однако, оказывается весьма противо­речивой. Практически в любом обществе с большей или меньшей си­лой проявляется противоречие между приватностью и публичностью внутри самого этого порядка, поскольку требования доступности и открытости информации входят в конфликт с правом личности на со-

105

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

хранение в неприкосновенности ее приватной сферы. Особенно ярко это противоречие обнаруживается в деятельности СМИ, стремящих­ся к максимальной полноте информации, предоставляемой обществу по интересующим его вопросам, причем не важно, касаются ли эти вопросы текущих изменений климата или частной жизни выдающих­ся персон. К последним общество проявляет больший интерес, и тре­бования конституционно-правового порядка о доступности и откры­тости информации только поощряют СМИ максимально удовлетво­рять общественные запросы (что к тому же способствует увеличению продаж информационного продукта), но при этом страдают частные интересы. Вспомним в связи с этим всеобщее негодование по поводу папарацци, чуть не обвиненных в гибели принцессы Дианы, транс­лированное и усиленное СМИ. (Приговор суда, вынесенный в фев­рале 2006 г., признал их невиновными в этой трагедии, присудив трем журналистам символический штраф в один евро.)

В последнее десятилетие в публичной и частной сферах как ос­новных «локусах» функционирования массовой информации наблю­даются интересные изменения. С одной стороны, происходит свое­образная реприватизация публичной сферы путем законодательного усиления права на защиту частной жизни и неприкосновенность «ча­стной» информации, что означает сужение публичной сферы как от­крытой для обсуждения и высказывания мнений. Наряду с этим рас­ширяется сфера приватного, т.е. исключенного из потока свободной циркуляции идей, по мере активизации авторского и патентного пра­ва (здесь речь идет о проблемах, возникающих «на стыке» конститу­ционно-правового и экономического порядка знаний). С другой сто­роны, оживление террористических движений вызывает усиление го­сударственного контроля за гражданами, что ведет к сужению сферы приватного, но выигрывает от этого не конституционно-правовой, а военно-полицейский и бюрократический порядки знаний.

В России общепринятая модель взаимоотношений частной и публичной сфер еще не сформировалась. Этим, до некоторой степе­ни, объясняется огромный поток информации в СМИ, вызывающей опровержения, судебные иски о защите чести и достоинства, а также обвинения в безнравственности и оскорблении общественной морали.

106

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов

| Рассмотрим еще одну, пожалуй, базовую проблему, вытекающую из глубинного принципа конституционно-правового порядка знаний: подлежит высказыванию любое мнение, даже заведомо ложное или нелепое. В рамках конституционно-правового порядка знаний прин­ципиально отвергается требование квалифицированности высказыва­емого мнения (его истинности, обоснованности, рациональности и т.д.). Демократия — не теория познания. «Демократические выборы, являются тайными, — напоминает Шпинер. — Это означает, что без всякой проверки отдаваемые голоса подсчитываются, но не взвеши­ваются»1. Та же проблема существует применительно к масс-медиа, императивом которых является информирование, т.е. максимально широкое представление сведений, а не селекция знаний.

Истории известны разные способы решения этой проблемы в процессе становления конституционно-правового порядка знаний. Они сводятся к попыткам (а) эпистемологической квалификации зна­ний, допускаемых в сферу свободной циркуляции, (б) квалификации их сточки зрения своеобразно понимаемой обыденной социологии и (в) морально-этической их квалификации. К первому и второму спо­собам относится введение разного рода цензов и ограничений (цензы оседлости, имущественный, возрастной, дискриминация по полу, гражданству, национальной или этнической принадлежности и т.д.), применяемых в отношении лиц, имеющих право на выражение своих знаний, т.е., скажем, обладающих правом голоса в принятии важных решений на общегосударственном или локальном уровнях. При этом практикуются своего рода повседневные антропология и социология, основанные на нерефлексируемых квазитеоретических предпосылках обыденной жизни2.

Так, в основе дискриминации по половому признаку, одним из проявлений которого было лишение женщин права голоса, лежало господствовавшее столетия предположение, что женщины по своей когнитивной и эмоциональной конституции не способны формиро-

1 Spinner И. Op.cit. S. 127.

2 О повседневных теориях см.: Ионин Л. Г. Социология культуры. 4-е изд.
М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004. С. 281-285.

107

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

вать истинное, обоснованное и разумное мнение, т.е. они являются эпи-стемологически ущербными существами — эпистемологическими ин­валидами. Понадобились долгие десятилетия борьбы за всеобщее из­бирательное право, пока, наконец, женщины были допущены к изби­рательным урнам. Такого же рода сомнения выражались и в отноше­нии негров. До сих пор нельзя считать полностью разрешенным воп­рос о том, каков нижний возрастной предел когнитивной зрелости (вспомним в связи с этим, что в греческих полисах из гражданского со­стояния исключались мужчины, достигшие 60 лет).

До сих пор в ходу множество теорий повседневной «социологии», предполагающие, например, что верное (истинное) мнение об интере­сах общества или локальной общины могут иметь только те граждане, что прожили в данном государстве или городе, поселке не менее опре­деленного количества лет (на этом обыденном знании зиждется ценз оседлости), или только те, кто обладает недвижимым имуществом на данной территории (имущественный ценз), или только принадлежа­щие к «титульной» национальности. При этом предполагается, что мне­ния лиц, не относящихся к названным категориям, в плане интересов общества ложны либо потому, что эти лица недостаточно интегрирова­ны в соответствующую социальную общность, либо потому, что они ори­ентированы на интересы другой национальной или государственной об­щности (например «русскоязычные» в нынешней Латвии).

Если эпистемологическая квалификация знаний предполагает в качестве институционального механизма разного рода цензы и ог­раничения на право выражения мнений, то морально-этическая ква­лификация требует введения моральной цензуры. В этой области кри­терии моральной оценки высказываний еще в большей степени оп­ределяются повседневными теориями, как правило, в принципе не­доступными верификации, что в конечном счете обрекает моральные суждения и осуждения на субъективизм и произвол.

Попытки введения разного рода цензов и цензур всегда были действиями, направленными на выработку системы своего рода са­мокоррекции конституционно-правового порядка знаний, подобно системе критики знаний академического порядка. Но критика зна­ний опирается на четко сформулированные эпистемологические кри-

108

2.4. Порядки знаний информационная основа социальных институтов

терии. Введение таких критериев в конституционно-правовой порядок, где используются не знания в научном смысле, но повседневные зна­ния, т.е. мнения, не обладающие свойствами, которые позволяют оце­нивать их истинность, ведет, как видно, к разрушению самих осново­полагающих принципов этой сферы.

Современный информационный плюрализм основан не только на развитии техники порождения и переработки знаний (о чем гово­рилось выше в этой главе), но и на демократических нормах того, что здесь именуется конституционно-правовым порядком знаний. Исто­рии формирования этих норм и анализу их современного содержания посвящена следующая глава.

Последний из выделенных Г. Шпинером порядков знания — на­циональный/международный информационный, приобретающий особое значение в условиях глобализации.

2.4.3

Глобализация и международный информационный порядок

Международный информационный порядок (МИП) является частью процесса глобализации, в ходе которого мир, как считается, превра­щается в единую всеохватывающую систему. Вопрос о глобализации приобрел особую остроту в 90-е годы XX в., видимо, под воздействи­ем распада социалистического лагеря, как, пожалуй, единственного серьезного препятствия на этом пути, хотя некоторые аспекты про­цесса всерьез обсуждались экономистами и социологами начиная с 1960-х годов. Так, уже в 1960 г. М. Мак-Люэн вводит в анализ изуче­ния процессов массовой коммуникации понятие «глобальной дерев­ни» как метафору, описывающую сжатие пространства в результате развития коммуникационных технологий. В экономике ответом на изменения в мировом масштабе — рост транснациональных компа­ний (ТНК) и международного разделения труда, расширение между­народной торговли — явилась теория мировой системы (world-system theory, или миросистемы, как иногда переводят сам термин), пред­ложенной в 1974 г. американским социологом Иммануилом Валлер-

109

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

стайном1, на смену которой уже в 1990-е годы и пришла теория глоба­лизации2, ставшая на какой-то период самой популярной темой не только в научных кругах, но и в масс-медиа3. Отметим, что близкий по смыслу французский термин «мондиализация» (mondialisation) воз­ник уже в начале 1950-х годов, но применялся преимущественно во Франции. В 1985 г. американский социолог Р. Робертсон предложил толкование глобализации, а несколько позже изложил свою концеп­цию в одноименной книге4, понимая под ней «двуединый процесс пре­вращения всеобщего в особенное и превращения особенного во все­общее»5, что означает «сжатие мира» и «интенсификацию осознания мира как целого»6. Понятие «сжатие мира» имеет, по крайней мере, три значения: это, во-первых, процесс усиления взаимозависимости (торгово-экономической, военной, политической) между странами, входящими в миросистему; во-вторых, возникновение на основе раз­вития новых технологий и средств коммуникации принципиально иного, по сравнению с прошлым, восприятия пространства и време­ни: «устранения» географических и социальных пространств и появ­ления так называемого реального времени (on-line) как моментальной синхронизации передатчика и реципиента, когда всякое событие ока­зывается происходящим «здесь и сейчас»; в-третьих, потенциальное

1 Wallerstein I. The Modern World-System: Capitalist Agriculture and the Origins
of the European World-Economy in the 16th Century. N. Y.: Academic Press, 1974.
Затем последовали еще две работы: Idem. The Modern World-System II:
Mercantilism and the Consolidation of the European World-Economy, 1600-1750.
N. Y: Academic Press, 1980; Idem. The Modern World-System III: The Second Era of
Great Expansion of the Capitalist World-Economy, 1730—1840. San Diego: Academic
Press, 1989.

2 От англ. Globe— земной шар.

3 Как писал в 1998 г. известный английский социолог Э. Гидденс, «еще де­
сять лет назад [т.е. году в 1988-м] слово "глобализация" почти не фигурировало в
научных дискуссиях,., раньше не встречалось почти нигде, а теперь почти повсе­
местно» (GiddensA. The Third Way/The Renewal of Social Democracy. Cambridge:
Polity Press, 1998. P. 28).

4 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage,
1992.

5 Ibid. P. 31.

6 Ibid. P. 8.

110

2.4. Порядки знаний

информационная основа социальных институтов

возрастание значения деятельности и мнения каждого индивида в ус­ловиях развития глобальных сетей коммуникации.

И в случае глобализации не будет преувеличением утверждение о решающей роли технологий в этом процессе, ибо именно на их ос­нове произошло масштабное социально-экономическое и политичес-кое изменение: не виданное ранее в истории усиление взаимозависи­мости между локальными и национальными общностями и появле­ние новых транснациональных пространств. По-видимому, именно размывание национальных границ, т.е. «детерриториальность», в наи­большей степени отражает содержание современного этапа глобали­зации, самым ярким выражением которого является Европейский Союз, воплотивший старую идею Соединенных штатов Европы.

Некоторые проявившиеся тенденции глобализации стали толч­ком к активному обсуждения ее последствий.

  1. «Столкновение цивилизаций» как неизбежная фрагментация мира в силу существенных цивилизационных различий, коренящих­ся в культурной (прежде всего расовой и национальной) дифферен­циации обществ, что, как считает автор этой теории американец Са-муэл Хантингтон1, означает для западной цивилизации необходимость быть готовой к отпору со стороны возможного альянса исламских и конфуцианских государств.

  2. «Макдональдизация», что, по мнению автора термина Г. Рит-цера2, означает гомогенизацию культур, осуществляемую под флагом модернизации (вестернизации, европеизации, американизации и т.д.) в ходе деятельности транснациональных корпораций.

  3. «Гибридизация» как процесс широких межкультурных взаи­модействий, ведущий, по мнению голландского исследователя Я. Пи­терсе, к взаимообогащению культур и возникновению новых культур­ных традиций3.

Подобно любому масштабному процессу в человеческом обще­стве глобализация имеет две стороны — объективную и субъектив-

1 Huntington S.P. The Clash of Civilization // Foreign Affairs. 1993. Vol. 72. N 3.
P. 22-49.

2 RitzerG. The McDonaldisation of Society. L., 1993.

' Pieterse J.N. Globalization and Culture: Three Paradigms // Economical and Political Weekly, 1996. Vol. 31. N 23. P. 1389-1395.

Ill

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

ную, т.е. внешнюю, независимую от воли и желания человека, и внут­реннюю, связанную с деятельностью людей, которая в зависимости от их целей ускоряет или замедляет развитие в определенном направ­лении. Рассмотренная с таких позиций глобализация, безусловно, объективная тенденция современного мирового развития, основан­ная на международном разделении труда, обеспечивающем оптими­зацию и эффективность производства. Достигнутый в рамках капи­талистической системы хозяйствования уровень жизни делает его при­влекательным для большинства населения Земли. Если говорить о субъективной стороне дела, то глобализация выступает как сознатель­ная политика государств, направленная на усиление экономической интеграции, сплачивающей на этой основе мир, а главными «агента­ми» в этом процессе, по мнению выдающегося современного иссле­дователя М. Кастельса, являются правительства, «особенно правитель­ства большой семерки и их международные институты»1. Это свиде­тельствует о весьма значимой роли в данном процессе субъективного фактора, в том числе и политических, и идеологических мотивов. Пос­ле завершения «холодной войны» капитализм стал господствующей ми­ровой парадигмой развития, что означало, с одной стороны, практи­ческую реализацию его экспансионистских устремлений, демонстри­руемых на протяжении более 400-летней истории, а с другой — его ин­тернационализация позволяет рассматривать именно капитализм как основу глобализации. В принципе тяга к саморасширению является неотъемлемой чертой капитализма как социально-экономической и по­литической системы, основанной на идеологии либерализма, которая в современных условиях принимает форму неолиберализма.

Очевидно одно: глобализация как отражение реально происхо­дящих процессов и новой всеобъемлющей характеристики современ­ного мира задает вектор движения в сторону западной, прежде всего американской как наиболее эффективной, модели развития, основан­ной на принципах либерализма, и это обстоятельство порождает ее различные оценки. Так, в странах Азии, Африки и Латинской Амери­ки обсуждается необходимость создания собственных теорий, учиты-

' Кастельс М. Глобальный капитализм //Экономические стратегии, 2000. № 5. С. 55.

112

2.4. Порядки знаний информационная основа социальных институтов

вающих цивилизационные (региональные) особенности, что отражает сопротивление навязыванию через глобализацию единого, унифици­рованного подхода к развитию для всего мира (реакция на «макдо-нальдизацию»). Но негативная оценка глобализации характерна не только для стран «третьего мира». Так, многие интеллектуалы во Фран­ции считают глобализацию угрозой, исходящей со стороны США, французскому обществу, языку и культуре. Довольно сильно прояв­ляется недоверие к глобализации в странах Центральной и Восточ­ной Европы из-за опасения «американизации» национальных куль­тур и утраты суверенитета в условиях роста глобальной рыночной эко­номики. Наряду с этим растет идеологическое (политическое) проти­востояние глобализации: если левые видят в ней опасность установ­ления господства международных организаций, ориентированных на западную модель — Международного валютного фонда, Всемирного банка, Всемирной торговой организации, — то правые, прежде всего националисты разных стран, считают глобализацию проявлением ми­рового зла, лишающего традиционные формы общности людей шан­сов на их сохранение.

К настоящему времени оформилось несколько фундаменталь­ных научных подходов к анализу феномена глобализации:

  • экономический, ориентирующийся на развитие мировых рын­ков товаров, услуг, труда и капитала;

  • культурологический, исследующий широкий цивилизацион-ный аспект этого явления;

  • экологический, связывающий глобализацию с ухудшением экологической ситуации на планете (эти взгляды служат одним из ос­нований идеологии антиглобализма);

  • комплексный, в рамках которого глобализация рассматрива­ется в политическом (куда включаются проблемы международной пре­ступности, в том числе терроризма, и бедности в мировом масштабе) и информационном контексте.

В зависимости от той или иной ориентации исследователя изве­стный английский ученый Дэвид Хелд выделяет три основных оце­ночных подхода к глобализации: революционный, эволюционный и скептический (см. табл.3).

U3

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

Таблица 3

Три подхода к глобализации




Революционный подход

Эволюционный подход

Скептический подход

Новое

Наступление эры глобализации

Беспрецедентный уровень глобали­зации

Формирование тор­говых блоков, более слабое глобальное уп­равление, чем в пред­шествующее время

Главные черты

Глобальный капи­тализм, управле­ние в глобальных масштабах

Интенсивная и экстенсивная глобализация

Снижение мировых взаимосвязей по сравнению с 1890-х годами

Мощь на­циональных правительств

Ослабевающая и распадающаяся

Пересмотренная, реконструирован­ная

Укрепившаяся и преумноженная

Движущие силы глоба­лизации

Свободный капитал и новая технология

Движение

к модернизации

своего общества

Государственные ме­ханизмы и рыночные структуры

Вид страти­фикации

Эрозия старых иерархий

Новая архитектура мирового порядка

Усилившаяся маргина­лизация Юга

Доминирую­щий мотив

Стандартизация: Макдональдс, Мадонна и др.

Трансформация

политического

сообщества

Реализация нацио­нальных интересов

Концепту­ализация глобализации

Пересмотр приро­ды человеческих действий

Пересмотр меж­региональных отношений

Интернационализация и регионализация

Историческая траектория

Глобальная циви­лизация

Глобальная интег­рация и одновре­менная фрагмен­тация

Региональные блоки,

столкновение

цивилизаций

Резюме

Нация-государст­во утрачивает свое историческое значение

Государственная мощь и мировая политика транс­формируются

Интернационализация становится зависимой от согласия государств и мирового соотноше­ния сил

Источник: HeldD., McGrewA., GoldblattD., PerratonJ. Global Transformation. Politics, Economics and Culture. Cambridge: Polity Press, 1999. P. 10.

114

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов

Международный (интернациональный) информационный по­рядок, как он представлен в типологии Г. Шпинера, является состав­ной частью общего процесса глобализации. Этот порядок знаний ох­ватывает все процессы межкультурных коммуникаций между государ­ствами, происходящих на основе новейших технических систем пе­редачи информации как индивидуального (PC), так и массового ха­рактера (пресса, телевидение, Интернет, спутниковые и прочие сис­темы передачи и распространения знаний). С содержательной сторо­ны мировой информационный порядок (МИП) регулируется прин­ципами либерального подхода, согласно которым основной упор де­лается на экономическую и политическую модернизацию и права чело­века. Более того, идея равного обеспечения когнитивно-информаци­онных прав личности независимо от расы, национальности, государ­ственной принадлежности составляет основу МИП. Тем самым об­наруживается полная конгруэнтность трех его основных составляю­щих: логики идеологии, содержания транслируемых знаний и его орга­низационных принципов. Одно подкрепляет и поощряет другое и на­оборот. Из неолиберальной трактовки прав человека как универсаль­ных и модернизации в направлении глобализации как основной тен­денции социальной жизни естественным образом следует необходи­мость их всеобщей и повсеместной пропаганды. Они рассматривают­ся в качестве фактически существующих, но пока не актуализирован­ных в той или иной стране, поэтому борьба за права человека оказы­вается не столько пропагандой этих прав, сколько подтверждением их существования в активных действиях против их нарушений. Не­маловажным обстоятельством является и то, что положенное в осно­ву организации МИП отнесение когнитивно-информационных прав к универсальным правам человека и, тем самым, наделение их гло­бальным характером, оказывает значимое социально-психологичес­кое воздействие на международных менеджеров, придавая их моти­вации повышенный статус «борцов за права человека».

Согласно идее, заложенной в основание МИП международны­ми культурными организациями, прежде всего ЮНЕСКО1 (о практи-

1 Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры.

115

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

ке формирования этого нового информационного порядка (см. гл. 6), содержание транслируемой в его рамках информации должно было в некой квазинаучной форме (в соответствии с требованиями объектив­ности, рациональности и обоснованности) представлять общезначи­мую информацию о культурном достоянии разных народов. Предпола­галось, что основу этой информации будут составлять сообщения, сформированные в рамках национальных информационных поряд­ков. Если рассматривать этот порядок знаний с содержательной сто­роны, то в основном его каналы наполняются обычной медийной информацией, т.е. новостями, развлекательными программами и рек­ламой, соответствующими знаниям, производимым и нормативно ре­гулируемым посредством правил как конституционно-правового по­рядка — повседневное знание, общественное мнение, так й экономи­ческого порядка знаний — реклама, коммерческая информация. При­чем эти продукты являются результатом деятельности преимуществен­но транснациональных медийных аггломераций. Именно данное об­стоятельство объясняет «перегруженность» каналов МИП коммерчес­кой и развлекательной информацией, причем последняя также носит в значительной степени коммерческий характер, обладая ощутимым рекламным потенциалом (prime time, когда идут популярные развле­кательные передачи, оказывается наиболее дорогим рекламным вре­менем).

Второй основной задачей интернационального порядка знаний было преодоления культурного и государственного изоляционизма. На практике оказалось, что новостная и политическая информация на этих каналах вступает в противоречие с принципами национального информационного порядка. Транслируемые по каналам МИП сооб­щения неизбежно оказывались контринформативными по отношению к правительственной информационной политике как в позитивном смысле (в ситуации, когда правительства дезинформировали граждан из соображений удержания власти), так и в негативном (использова­ние масс-медиа для мобилизации и интеграции общества, подъема национального духа, реализации протекционистских мер в экономи­ке и культуре). И в том, и в другом случае воздействие МИП оказыва­лось вмешательством извне во внутреннюю политическую ситуацию того или иного государства, вызывая протесты как со стороны влас-

116

2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных институтов

ти, так и активное противодействие различных национальных, рели­гиозных и культурных движений.

Третьим принципом международного информационного поряд­ка является формальное равенство всех его участников. На деле «вес» той или иной страны определяется состоянием и уровнем развития других порядков знания, прежде всего экономического и технологи­ческого. Иначе говоря, решающую роль играют финансовые и техни­ческие возможности производства и трансляции знаний, которыми располагает та или иная страна. Однако в условиях «киберпростран-ства» такая роль принадлежит уже не столько странам, сколько «оли-гополиям новостей», выражающим интересы преимущественно запад­ных стран и транслирующим именно их идеологию. Отсутствие необ­ходимых технологий и относительная скудость финансов большин­ства стран — участниц МИП — приводит к тому, что через междуна­родные каналы они подвергаются информационному воздействию, се­рьезно корректирующему их политическое и социально-культурное развитие. «Цена» возможного закрытия таких каналов слишком ве­лика: ею оказывается информационная изоляция, т.е. снижение не только информационного, но и творческого потенциала развития, негативно отражающегося на экономическом развитии.

Лучшим примером подобных последствий является СССР, где политика информационной самоизоляции привела к тому, что стра­на, накопившая гигантский интеллектуальный и технологический по­тенциал, имевшая, в частности, космические системы связи как не­обходимой технологической основы равноправного включения в МИП, «проспала» информационно-технологическую, или, вернее, когнитивно-технологическую революцию, изменившую облик мира. Если попытаться проанализировать эту ситуацию с точки зрения кон­цепции порядков знания, то окажется, что виной тому были несфор-мированность конституционно-правового порядка знаний и перенос центра тяжести в применении новых технологий на военно-полицей­ский порядок знаний, регулируемый императивом секретности.

Вернувшись к рассмотрению третьего принципа МИП, фор­мально уравнивающего всех его участников, можно сказать, что для большинства стран-реципиентов международные информационные потоки оказываются улицей с односторонним движением, где ново-

117

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

стная, развлекательная и рекламная информация направляется от развитых индустриальных стран-«локомотивов» глобализации к стра­нам «третьего мира» либо непосредственно, либо через транснацио­нальные, по преимуществу «олигополии новостей». Наряду с этим основным потоком существуют и информационные потоки более низ­кого уровня общности — от США к Европе, от Западной Европы к Восточной. Такая направленность информационных потоков отражает глобальное распределение знания в современном мире.

Информационные взаимодействия в геополитических и «гео­стратегических» рассуждениях об институциональных тенденциях раз­вития человечества занимают одно из последних мест. Следуя уста­ревшей логике материальных критериев, основывающейся на подсчете количества авианосцев, ракет, танков и самолетов, наличии или от­сутствии ядерного оружия, безусловно, отражающих экономическую и военную мощь стран и их политическое влияние, как-то забывают об основе всех этих материально реализованных вещей — о знаниях, от распределения и форм организации которых зависит распределе­ние сил в современном мире. С данной точки зрения США оказыва­ются вне конкуренции, располагая самым значительным запасом зна­ний и, насколько можно судить по результатам, наиболее совершен­ной когнитивной политикой. Именно это отражает современная орга­низация мирового информационного порядка, ярко демонстрирую­щего однополярность сегодняшнего мира.

Если вернуться к принципам, заложенным в основание между­народного информационного порядка, то окажется, что он основан на парадоксе, требуя равного сотрудничества культур, не обладающих равными экономическими и технологическими возможностями, как и разным идеологическим потенциалом, т.е. способностью к распро­странению. Либерально-демократическая идеология «снабжена» встроенным механизмом глобализации, она — глобальная идеология по своим исходным индивидуалистическим предпосылкам. Именно эти предпосылки и лежат в основе борьбы за права человека, ставшей едва ли неосновным идеологическим стержнем МИП. Разные виды противостоящего ей «традиционализма» такого механизма не имеют, они консервативны по определению, будучи привязанными к месту, территории, культуре, а потому локальны и, как правило, замкнуты

118

2.5. Исследовательские перспективы

на самих себя, поскольку консолидация их приверженцев происходит на основе подчеркивания своей особости, непохожести на других, в том числе и разного видения человеческих прав и свобод. Глобализация же ориентирована на выделение и подчеркивание общего за счет созна­тельного преуменьшения различий. Таким образом, суть парадокса, на котором основывается МИП, заключается в следующем: глобализация когнитивно-индивидуальных прав индивида, преследующая своей це­лью раскрытие возможностей самовыражения для представителей раз­ных культур, ведет — в силу идеологической логики этого процесса — к редукции культурного многообразия и нивелированию национальных, культурных, религиозных и иных личностных особенностей.

2.5

Исследовательские перспективы
Рассмотрение современных масс-медиа как социального института ставит перед исследователями ряд проблем, без анализа которых даль­нейшее их изучение невозможно. Это, во-первых, само медийное про­изводство и его социальный контекст, т.е. «внешние» условия деятель­ности; во-вторых, внутренняя структура этого производства.

Можно выделить следующие элементы социальной и ментальной структуры общества, которые воздействуют на медийное производство:

  • государство,

  • правовая система,

  • медийный рынок,

  • идеологическая среда деятельности СМИ,

  • уровень жизни населения,

  • собственность и возможности контроля со стороны разных промышленных и финансовых групп,

  • уровень профессионализации медийной сферы,

  • наличие конкурирующих медиаорганизаций,

  • уровень развития медиатехнологий,

  • уровень разделения труда в медийной сфере,

  • уровень развития гражданского общества и наличие обществен­ных организаций работников СМИ.

119

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт




Рисунок 2. Медиа как центр трех пересекающихся сфер Источник: McQual's Mass Communication Theory. 4lh ed. L.: Sage, 2Q00. P. 192.

Это только самые общие характеристики среды деятельности СМИ. Их может быть перечислено гораздо больше. Кроме того, каж­дый из пунктов, указанных выше, можно разбить на несколько под­пунктов. Так, в раздел «правовая система» следует добавить такие под­разделы, как наличие или отсутствие, а также качество конституци­онных гарантий деятельности СМИ, разработанность и детализация законов о СМИ, наличие или отсутствие прокурорского надзора за деятельностью СМИ, доступность и эффективность судебной систе­мы и т.д. То же самое относится к любой из вышеперечисленных ха­рактеристик. В целом анализ структурно-организационного контек­ста деятельности СМИ предполагает изучение практически всех сто­рон и аспектов жизнедеятельности общества.

Начиная с 1960—1980-х годов на Западе, особенно в Западной Европе, досконально исследуются различные аспекты функциониро­вания СМИ в широком общественном контексте1. К сожалению, в нашей литературе этой стороне дела уделяется мало внимания, не­смотря на то, что именно этот аспект медиаисследований, похоже, имеет решающее значение на современном этапе развития российс­ких СМИ.


1 См.: Dennis E., Merrill. Media Debates. Issues in Mass Communication. White Plains, N. Y., 1991; Siune K., Truetzschler W. Dynamics of Media Politics. Broadcast and Elrctronic Media in Western Europe. L., 1992 и др. работы.

120

2.5. Исследовательские перспективы

Вторая сторона исследований в области организации медиа-процесса — это, как сказано выше, изучение внутренней структуры медиапроизводства. Здесь также имеется множество аспектов рассмот­рения. Прежде всего встает вопрос о главной цели деятельности каж­дого средства массовой информации: является ли данная цель ком­мерческой, информационной или идеологической, пропагандистской. Этим в значительной мере определяется его внутренняя структура и производственный процесс, понимаемый, разумеется, прежде всего, не как технологический (хотя и эта сторона важна), но как процесс производства текстов в широком смысле, содержание которых в зна­чительной степени определяется артикулированной целью того или иного СМИ, как и внутренняя иерархия в медиаорганизациях. Если рассмотреть историю изучения этой базовой составляющей медий­ного производства, то окажется, что исследователей более всего ин­тересовали в основном эффекты воздействия текстов на аудиторию, позже их внимание было переориентировано на изучение содержа­ния текстов. При этом сам процесс производства текстов просто-на­просто выпадал из поля зрения: они рассматривались как готовые и уже существующие, т.е. вопрос о том, что делает их именно такими, каковы они есть (враждебными той или иной идеологии, тому или иному государству, представляющими реальность в искаженном све­те, сенсационными и т.д.) не ставился. Для ответа на вопрос, необхо­димо изучить организации, в которых эти тексты производятся, и их функционирование в широком социальном контексте. Это лишь один из аспектов внутренней организации СМИ, однако уже отсюда яв­ствует, насколько важна эта организация, ибо именно ею определя­ются конечные свойства медийного продукта и именно в ней прелом­ляются многочисленные и многообразные воздействия внешнего по отношению к ней социально-политического контекста, в котором действуют масс-медиа.

Таковы в самом общем виде широчайшие исследовательские перспективы изучения функционирования современных масс-медиа.



121

Глава 2. Массовая коммуникация как социальный институт

Вопросы

для самостоятельной работы

  1. Что вы понимаете под социальным институтом и какова его объяс­нительная функция?

  2. Перечислите основные черты социального института и организа­ции. Объясните различие между ними.

  3. Каковы особенности СМИ как специфического социального ин­ститута? \

  4. В чем смысл понятий «частная сфера» и «публичная сфера» и како­во значение последней для возникновения и развития прессы?

  5. Перечислите «порядки знания», по Г. Шпинеру. Объясните содер­жание каждого из них.

  6. Как вы понимаете выражение «массовая коммуникация как ком­муникационно-правовая сфера»?

  7. Каково, по вашему мнению, содержание международного инфор­мационного порядка?


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   31


написать администратору сайта