Главная страница
Навигация по странице:

  • Авторитар­ная теория Либертарианс­кая теория Теория социаль­ной ответствен­ности

  • Советская тоталитарная теория

  • Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


    Скачать 2.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
    АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    Дата14.02.2017
    Размер2.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    ТипУчебное пособие
    #2681
    страница12 из 31
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31

    141

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    Окончание табл. 1




    Авторитар­ная теория

    Либертарианс­кая теория

    Теория социаль­ной ответствен­ности

    Советская

    тоталитарная

    теория

    Сущес­твенные отличия от других теорий

    Инструмент проведения политики прави­тельства, хотя и не обязательно в собс­твенности последнего

    Инструмент контроля за правительс­твом и удов­летворение других нужд общества

    СМИ должны стать социально ответственны­ми, в против­ном случае кто-то должен заставить их стать таковыми

    Средства массовой информации и пропаган­ды (СМИ П) принадлежат государству, жестко им контролируют­ся и являются его орудием

    Источник: Сиберт Ф.С., Шрамм У., Петерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998. С. 64-65.
    3.3.4

    Теория социальной ответственности

    В качестве ответа на возникшую в обществе и журналистской среде неудовлетворенность состоянием дел в масс-медиа в середине XX в. появилась англо-американская теория социальной ответственности. В ней отразились поиски новых оснований деятельности СМИ в ус­ловиях превращения их в индустрию по созданию и распространению информационного продукта. В этот период почти одновременно в Англии и США стали создаваться комиссии по анализу положения со свободой прессы и развитию социальной ответственности СМИ. В Ве­ликобритании формулируется Генеральный совет по печати для раз­вития в прессе духа общественной ответственности и служения об­ществу, в США издатели ряда газет и руководители радио- и телестан­ций принимают на себя обязательства служить общественному благу, разрабатывая этические кодексы поведения. Такой перенос акцента с понятия «свободы от» (ограничений), т.е. «негативной свободы», ха­рактерной для либертарианской теории, на «свободу для» связан с из­менившимся миром и ролью прессы в нем.

    142

    3.3. Модели функционирования СМИ

    Превращение масс-медиа во всепроникающего посредника, обес­печивающего небольшой группе членов общества — их владельцам и журналистам — колоссальную власть, используемую не в целях защи­ты интересов всех граждан, но в собственных интересах, приводит к забвению роли «сторожевого пса демократии» и нарушению осново­полагающего принципа свободы слова для всех. Со стороны общества СМИ был предъявлен целый ряд претензий, большинство из которых сохраняют свою актуальность до сих пор.

    1. Современные СМИ пользуются своей гигантской властью не в интересах общества, но в собственных интересах — монопольная кон­центрация информационной власти в руках финансовых «баронов», создавших «олигополии новостей»1, ведет к ограничению свободы и независимости в подаче новостей и выражении различных точек зре­ния, следствием чего является потеря возможностей политического выбора для граждан, сокращение возможностей доступа к различным каналам, уменьшая в целом разнообразие медийного пространства.

    2. Даже независимые СМИ пресмыкаются перед «большим» биз­несом прежде всего из-за рекламных денег, допуская временами кон­троль над редакционной политикой.

    3. Качество информации, являющейся для рядового граждани­на источником формирования обоснованных суждений и рациональ­ного выбора, неудовлетворительно: в освещении событий основное внимание нередко уделяется сенсационности, ведущей к поверхност­ности, искажающей суть дела; развлекательные материалы страдают отсутствием содержания.

    4. Нередко материалы СМИ содержат угрозу общественной нрав­ственности (порнография, необоснованный показ насилия и жесто­кости).

    5. СМИ вторгаются в частную жизнь.

    6. Существующие СМИ, как правило, контролируются одной социально-экономической груп пой, а потому доступ новых лиц весь­ма затруднен, что ставит под угрозу реальное осуществление одного из основных принципов свободы информации — свободный и откры­тый рынок идей.

    1 Newsoligopolis(от греч. oligos— немногие иpoleo— продаю) — господство на информационном рынке небольшого числа крупнейших компаний.

    143

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    Реакцией на эти обвинения в адрес СМИ стало возникновение разного рода правительственных комиссии и организаций, осуществ­лявших процесс государственного регулирования деятельности СМИ на основе принципов теории социальной ответственности, включаю­щей в себя обязательства перед обществом, которые принимает жур­налист как представитель публичной профессии.

    Основные положения теории социальной ответственности та­ковы:

    1. в своей деятельности СМИ должны руководствоваться опре­деленными обязательствами перед обществом;

    2. публиковать материалы, соответствующие высоким профес­сиональным критериям: информативности, точности, объективнос­ти и сбалансированности;

    3. деятельность СМИ является саморегулирующейся на основе правовых норм и соответствующих моральных требований;

    4. СМИ должны быть плюралистичны: осуществлять как выра­жение различных точек зрения, так и предоставлять возможности от­вета на критику;

    5. вмешательство в деятельность СМИ может быть оправдано необходимостью обеспечения общественной безопасности;

    6. журналисты ответственны как перед обществом, так и перед работодателем;

    7. СМИ ответственны за то, чтобы их деятельность прямо или косвенно не провоцировала проявления насилия, общественных бес­порядков, оскорбление меньшинств.

    Таковы основные идеи книги «Четыре теории прессы» — доста­точно простой, но вполне работающей схемы, носящей нормативный характер.

    Ревизия четырех теорий прессы, предложенная американскими исследователями в середине 60-х годов XX в., была осуществлена груп­пой ученых Иллинойсского университета в работе, опубликованной в 1995 г.1, т.е. ровно через сорок лет после выхода книг Сиберта, Пе-терсона и Шрамма.

    1 Last Rights. Revisiting Four Theories of the Press/ed. by J. Nerone. University of Illinois press. Urbana, Chicago, 1965.

    144

    3.3. Модели функционирования СМИ

    Основным методологическим пороком книги трех авторов ини­циаторы пересмотра этой позиции считают игнорирование ведущего фактора в развитии современных СМИ — экономических зависимос­тей, возникающих в этой сфере на основе частной собственности, в связи с чем пересматривают все изложенные в книге типы полити­ческой зависимости печати от тех или иных государственных систем и структур. В качестве альтернативы авторы предлагают идеи комму-нитарной демократии, основанной на принципах христианской эти­ки применительно к модернизированной теории социальной ответ­ственности современных масс-медиа.

    Наряду с этой теорией существует большое количество теорий, описывающих деятельность средств массовой коммуникации, в ко­торых анализируются как реально существующие модели СМИ, так и предлагаются различные варианты нормативных теорий, но, к сожа­лению, не всем моделям их авторы могут найти примеры в действи­тельности. Завершая общий обзор нормативных теорий, кратко оха­рактеризуем еще две вполне реалистичные модели —демократичес­кого представительства и развития (стран «третьего мира»).

    3.3.5

    Модель демократического представительства

    В ее основе лежит идея о праве доступа отдельных граждан и мень­шинств к средствам массовой информации для того, чтобы иметь воз­можность выразить свою позицию, т.е. артикулировать и защитить собственные интересы. В рамках этой модели формулируются следу­ющие принципы:

    1. как организация, так и содержание материалов массовой ком­муникации не подчиняются централизованному политическому или бюрократическому контролю;

    2. средства массовой коммуникации должны служить прежде всего своей аудитории, а не организациям, профессионалам или клиентам СМК;

    3. социальным группам, организациям, местным общинам пре­доставляется возможность для реализации своих информационных потребностей, а в идеале создавать собственные СМК;

    145

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    4. средства массовой коммуникации слишком важны для общества, чтобы оставаться уделом исключительно профессионалов, поэтому пред­почтение следует отдавать не гигантам информационной индустрии, а небольшим по размеру организациям, способным осуществлять дивер­сифицированную массово-информационную деятельность.

    ■ 3.3.6 Модель развития

    Общие принципы функционирования национальных СМИ, предло­женные в 1970-е годы представителями стран «третьего мира» в рам­ках борьбы против культурного империализма, т.е. гегемонии стран Запада в информационном пространстве, за «новый мировой инфор­мационный порядок» (см. гл. 1) таковы:

    1. СМИ должны способствовать достижению целей националь­но-государственного строительства;

    2. свобода СМИ может быть ограничена в связи с экономичес­кими приоритетами и потребностями развития общества в целом;

    3. приоритет в информационных материалах должен отдаваться тем, которые способствуют развитию национальной культуры;

    4. особое внимание в информационных сообщениях следует уде­лять развивающимся странам, близким в географическом, культур­ном или политико-экономическом плане;

    5. журналисты свободны в рамках своей профессии и в то же вре­мя ответственны перед обществом;

    6. государство может обосновывать право на введение ограни­чений и цензуры за деятельностью СМИ интересами национального развития.

    Модель развития, таким образом, исходит из необходимости приспособить нормативные рамки существования СМИ к соци­альным и культурным особенностям стран «третьего мира», оказав­шихся в информационной зависимости от Запада.

    СМИ и особенности их функционирования отражают институ­циональный общественный порядок, действуя в рамках существую­щих норм, правил поведения, определенных юридических установ­лений. При этом постоянно возрастающая роль СМИ превращает их

    146

    3.4. К социальной теории медиа: основные требования

    в реальный фактор ускорения или замедления развития обществен­ного сознания и общества в целом.

    Все нормативные теории, о которых говорилось выше, страда­ют одним очевидным недостатком — выдвигаемые в них положения носят слишком общий характер, а безусловно справедливые их тре­бования основываются не столько на теоретическом анализе, сколь­ко на столь же общих, хотя и верных, лозунгах, обусловленных «зло­бой дня». Назрела необходимость создания социальной теории функ­ционирования современных СМИ, которая позволила бы подойти к решению принципиально новых проблем, возникающих в ихдеятель-ности в условиях глобализации и формирования не только трансгра­ничных информационных потоков, но и сверхнациональных государ­ственно-юридических образований, прежде всего в рамках объединен­ной Европы. И попытки в этом направлении со стороны коммуника-тивистов предпринимаются, среди которых наиболее значимая осу­ществлена Дэннисом МакКуэйлом1.

    3.4

    К социальной теории медиа:

    основные требования

    В качестве основной посылки в этой теории используется идея об об­щественной роли современных СМИ, их служении «общественным интересам», что отражает достаточно широкий спектр ожиданий, свя­занных с деятельностью масс-медиа. Вне этой посылки невозможно обсуждать социально-нормативные принципы функционирования масс-медиа в современном обществе. В качестве «рамочных» Д. Мак-Куэйл предлагает следующие основные принципы: свобода, разнооб­разие, качество информации, социальный и культурный порядок, соли­дарность и согласие, которые мы и рассмотрим ниже.

    1 McQuail D. Mass Communication and Public Interest: Towards Social Theory for Media Structure and Performance//Crowley D., Mitchell D. (eds.) Communication Theory Today. L.: Polity Press, 1994. P. 241-254. Idem. McQuail's Mass Communication Theory. 4lh ed. Sage, 2000. P. 141-162.

    147

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    3.4.1 Свобода

    Центральное понятие для любой теории общественных коммуника­ций — свобода, однако различные толкования его и слишком частое употребление затрудняют адекватное применение этого понятия к новому контексту. При анализе институциональных аспектов деятель­ности СМИ, учитывая общественный интерес, свобода коммуника­ции, по мнению МакКуэйла, предполагает набор следующих парамет­ров разной степени жесткости:

    • (бесспорное) отсутствие цензуры, каких-либо обстоятельств, связанных с привилегированным положением, или других мер конт­роля со стороны правительства. Существует право публиковать и рас­пространять новости, мнения, и не существует обязательств в отно­шении публикации того, что не желают публиковать;

    • (также бесспорно) равные права и возможности для граждан в свободном доступе к новостям, точкам зрения, образованию и куль­туре (это является частью того, что известно как «право на коммуни­кацию»);

    • (менее определенно) свобода для самих средств массовой ком­муникации в получении информации из соответствующих источников;

    • (менее определенно) отсутствие скрытого влияния владельцев средств массовой коммуникации или рекламодателей на отбор ново­стей или выражения точек зрения;

    • (желательно, но необязательно) активная и критическая ре­дакционная политика в представлении новостей и мнений, иннова­ционная и независимая издательская политика в отношении культу­ры и искусства.

    Перечисленные установки предполагают, что единственно за­конными интересами, которым они должны удовлетворять, являют­ся интересы коммуникаторов (тех, кто имеет какое-либо обществен­ное сообщение для передачи) и граждан (всех тех, кто хочет участво­вать), в частности представителей наиболее влиятельных партий.

    Приведенные требования не лишены ряда противоречий, чре­ватых потенциальными конфликтами. Во-первых, свобода обществен­ных коммуникаций не может быть абсолютной: необходимо учиты-

    148


    3.4. К социальной теории медиа: основные требования

    вать ограничения, накладываемые на частные интересы высшим (кол­лективным) благом общества. Во-вторых, существует реальный конф­ликт между интересами собственников каналов массовой коммуника­ции (или тех, кто их контролирует) и теми, кто хочет получить доступ к этим каналам, но не имеет власти (или законного права) для этого. В-третьих, может возникать дисбаланс между тем, что коммуникаторы хотят сказать и тем, что реципиенты желают услышать, т.е. свобода од­ного при передаче информации может не совпадать со свободой другого при ее выборе. Последнее обстоятельство, пожалуй, наиболее значимо в данном контексте. В-четвертых, возникают обстоятельства, делаю­щие необходимым вмешательство в деятельность СМИ со стороны правительства или общественности во имя свобод, которые на практи­ке оказываются не обеспеченными.

    Естественно, что достичь некоего идеального состояния коммуни­кационной свободы, устраивающего всех, невозможно, однако стремить­ся к этому необходимо. Основные функции, которые в демократичес­ком обществе возлагается на СМ И с целью обеспечения свободного по­тока информации, в рамках социальной теории медиа выглядят так:

    • систематический контроль за властными структурами и адек­ватное информирование об их деятельности (это относится к функ­ции «сторожевых псов» (или наблюдателей);

    • стимулирование активной и информированной демократичес­кой системы и социальной жизни;

    • возможность выражения идей, представлений и мнений само­го разного культурного содержания;

    • постоянное обновление и изменение культуры и общества.

    3.4.2 Разнообразие

    Как и свобода, понятие разнообразия является ключевым, но также весьма туманным, в силу его опять-таки слишком частого употребле­ния в любой дискуссии о средствах массовой коммуникации. Предпо­лагается, что чем больше существует различных каналов публичной коммуникации, доносящих максимально разнообразное и меняющее­ся содержание до наибольшего числа аудиторий, тем лучше. На деле,

    149

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    как и в случае со свободой, это оказывается верным вообще до тех пор, пока мы не начинаем анализировать разнообразие содержательно. Тем не менее, многообразие как базовая характеристика систем массовой коммуникации также имеет специфические нормативные черты:

    • СМИ должны отражать в своей структуре и содержании раз­личные социальные, экономические и культурные реалии общества в целом и его групп в более или менее пропорциональном виде;

    • они обязаны предоставлять более или менее равные возмож­ности доступа для представителей социальных и культурных мень­шинств;

    • средства массовой коммуникации должны выступать в каче­стве форума для выражения различных интересов и мнений, суще­ствующих в обществе.

    Приведенные нормативные требования разнообразия вызывают немало вопросов и ставят новые проблемы. Прежде всего, уровень воз­можного многообразия ограничивается физической емкостью канала. Наиболее вероятным следствием «пропорционального отражения реа­лий» окажется исключение из информационного процесса меньшинств, поскольку незначительные возможности доступа к каналу должны быть поделены между многими заявителями. С другой стороны, жесткое сле­дование принципу пропорциональной представленности интересов и доминирующим ожиданиям и вкусам уменьшает шансы появления широких адресных программ, а также потенциальные возможности серьезных обсуждений общезначимых проблем. Эти проблемы несколь­ко смягчаются с появлением дифференцированных интерактивных средств массовой коммуникации, помогающих компенсировать отме­ченные недостатки «традиционных» каналов.

    Тем не менее разнообразие считается ценностью как таковой, обладая очевидными преимуществами:

    • возможностями для социальных и культурных изменений, обес­печивающими доступ к «форуму мнений» новым — слабым или мар­гинальным — голосам;

    • усилением контроля за «теневыми сторонами» свободы (например там, где свободный рынок приводит к концентрации собственности);

    • сохранением меньшинствами своей идентичности в больших обществах;

    150

    3.4. К социальной теории медиа: основные требования

    • ослаблением социальных конфликтов путем увеличения воз­можностей взаимопонимания между представителями противополож­ных групп и интересов;

    • обогащением разнообразия культурной и социальной жизни.

    3.4.3

    Качество информации

    Данное требование, носящее скорее практический, чем философско-нормативный характер, не становится от этого менее важным в со­временных дискуссиях о стандартах средств массовой коммуникации, чем вопросы о свободе или многообразии. Требования к информации имеют как бы двойное происхождение: с одной стороны, они продик­тованы потребностью в квалифицированной рабочей силе, с другой — в информированном обществе, граждане которого участвуют в выборе лидеров и демократическом принятии решений1. Свобода и многооб­разие сами по себе не обязательно приводят к более информативной общественной коммуникации.

    Основные стандарты «качества информации», проявляющиеся в практических предписаниях и «кодексах», могут быть сформулиро­ваны следующим образом:

    • средства массовой коммуникации (особенно пресса и телеви­дение) должны полностью обеспечивать людей текущими новостями и комментариями о событиях в обществе и мире;

    • информация должна быть объективной в смысле точности, от­кровенности, правды о реальности, надежности, разделения фактов и мнений;

    • информация должна быть сбалансированной и беспристраст­ной, отражать альтернативные точки зрения, которые подаются в не­сенсационной манере.

    Основной проблемой в этом контексте оказывается определе­ние объективности1, а приведенные критерии больше подходят для

    1 Keane J. The Media and Democracy. Cambridge: Polity Press, 1991.

    2 WesterstaMJ. Objective news reporting, in: Communication Research, 10,1983.
    P. 403-424.

    151

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    всей совокупности массовой информации, циркулирующей в обществе, нежели для конкретных каналов.

    3.4.4

    Социальный порядок и солидарность
    В приведенном подзаголовке названа одна из целей функционирова­ния СМИ, служащих «общественным интересам», а потому ориенти­рованных на сохранение социального порядка и укрепление солидар­ности, т.е. единства общества, тесно связанного с проблемами интег­рации и гармонии.

    Сами эти понятия весьма сложны и неоднозначны, как и подхо­ды к их интерпретации. С одной стороны, власти предержащие рас­сматривают средства массовой коммуникации в качестве неявного элемента поддержания статус-кво1. С другой стороны, современные плюралистические общества не могут трактоваться как имеющие еди­ный доминирующий порядок, который безусловно должен поддержи­ваться всеми. Это налагает на средства массовой коммуникации слож­но дифференцированную ответственность, особенно когда речь идет о том, до какой степени СМИ могут поддерживать потенциальные ра­дикальные изменения существующего положения дел, альтернатив­ные социальные группы и субкультуры, а также как подходить к осве­щению конфликтов и неравенства в обществе. Соответствующие принципы, хотя и не полностью совместимые, выглядят так:

    • средства массовой коммуникации должны обеспечивать кана­лами взаимного общения и поддержки те группы, на которые ориен­тирована их деятельность (на национальном, региональном, локаль­ном уровнях);

    • СМИ могут способствовать социальной интеграции, уделяя особое внимание индивидам и группам, находящимся в социально не­выгодном или подчиненном состоянии;

    • средства массовой коммуникации не должны подрывать состо­яние законности и порядка посредством символического поощрения преступлений и социального беспорядка;

    1 Статус-кво (лат. statusquo) — существующее положение.

    152

    3.4. К социальной теории медиа: основные требования

    • в вопросах национальной безопасности (война, угроза войны, иностранного вторжения, терроризм) свобода деятельности средств массовой коммуникации должна ограничиваться соображениями на­циональных интересов;

    • в вопросах морали, приличий и вкуса (особенно в вопросах изображения сексуальных сцен, насилия и использования языка) сред­ства массовой коммуникации обязаны принимать во внимание гос­подствующие в обществе нормы.

    3.4.5

    Культурный порядок

    Проблема ответственности средств массовой коммуникации в культур­ной сфере, когда мультикультурализм в условиях глобализации рассмат­ривается как неизбежность — одна из наиболее острых. Горячие споры относительно того, как сохранить в этих условиях традиционные куль­турные образцы, ведутся и на национальном, и на международном уров­не. При этом наблюдается мало согласия и еще меньше реальных дей­ствий. В ситуации, когда нормы зачастую не являются обязательными и применяются избирательно, существует лишь некоторое согласие в отношении базовых принципов культурной политики, которыми дол­жны в своей деятельности руководствоваться СМИ:

    • содержание средств массовой коммуникации должно отражать и выражать современную культуру людей, которых эти средства обслу­живают (национально, локально, регионально), и вестись на их языке;

    • некоторое преимущество в деятельности СМИ следует отда­вать образовательно-просветительской роли этих средств, а также трансляции лучших образцов (материалов), отражающих особеннос­ти культурного наследия страны;

    • средства массовой коммуникации должны способствовать про­явлению культурного творчества, оригинальности и созданию работ высокого качества (соответствующих эстетическим, моральным, ин­теллектуальным, профессиональным критериям).

    Очень «неровная» реализация этих нормативных принципов при любой форме контроля отражает как первичность принципа свобо­ды, так и влиятельность коммерческого императива. Принципы куль-

    153

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    турного функционирования СМИ скорее могут быть введены в прак­тику как желательные, но не обязательные, поскольку чрезвычайно редко достигается согласие по вопросу о критериях культурного каче­ства. Практически единственным из демонстрируемых является кри­терий культурного соответствия аудитории, прежде всего в отноше­нии языка и местных особенностей. Применительно к этому крите­рию, как и ко всем остальным, учитывая современное состояние дел, можно сделать общий вывод: чем более средства массовой коммуни­кации окажутся включенными в деятельность, отражающую интере­сы общественности в целом, тем более вероятным будет использова­ние всех перечисленных, в том числе и культурных критериев, в каче­стве направляющих этой деятельности.

    «Культурное гражданство»

    Развитием идей «культурного порядка», сформулированных в самой общей форме Д. МакКуэйлом, является выдвинутая английским ис­следователем Грэхемом Мердоком идея «культурного гражданства», возникшая на волне обостренного внимания к правам человека и пытающаяся дополнить это предельно широкое политико-юридичес­кое понятие реальным содержанием. Он сформулировал набор из че­тырех базовых культурных прав, совокупная реализация которых мо­жет быть осуществлена только через посредство медиа1:

    1. культурное гражданство включает право на информацию, что означает доступ граждан к «максимально возможному уровню реле­вантной информации» об условиях, которые структурируют сферу их выбора, и действиях, мотивациях и стратегиях значимых социальных, политических и экономических акторов;

    2. культурное гражданство также предполагает право на опыт, что означает доступ к «максимально возможному разнообразию представ­лений индивидуального и социального опыта», сложившегося в рам­ках данной культуры;

    1 Murdock G. Rights and Representations: Public Discourse and Cultural Citizenship // J. Gripsrud (ed.). Television and Common Knowledge. L.: Routledge, 1999. P. 7-17.

    154

    3.4. К социальной теории медиа: основные требования

    1. культурное гражданство с необходимостью включает право на знание — доступ к «системам интерпретаций», которые могут помочь получить представления о связях, моделях и процессах, позволяющих объяснить и увязать особенное со всеобщим, микро- и макроуровни, личную биографию и историю. Эти «системы интерпретаций» (frameworks of interpretations) неизбежно фрагментарны и оспаривае­мы, но они жизненно важны для понимания актуальных проблем, вов­леченных в игру, так же как и существенных различий, поскольку «зна­ние — это уже не подарок, старательно упакованный экспертами», но скорее «приз в постоянном соревновании позиций»;

    2. культурное гражданство предполагает право научастие. Сегод­ня разные социальные группы и интересы требуют «говорить об их соб­ственной жизни и их устремлениях собственным голосом и изображать значимые для них вещи таким образом, как они сами предпочитают»1.

    Так понимаемое культурное гражданство предполагает предста­вительство (участие) его носителей на презентационных «аренах», что требует особо пристального внимания к проблеме доступа (access) граж­дан к средствам массовой коммуникации, в особенности к телевиде­нию в силу его влияния. Тем самым в рамках теории культурного граж­данства перед исследователем возникает задача рассмотрения того, как различные жанры телевидения конструируют публичную сферу(ы) гражданства. Особое значение имеет трансляция новостей, которые, по мнению Мердока, представляют собой гражданский жанр par excellence3.

    Вопросы представительства являются прежде всего вопросами
    социального делегирования (полномочий масс-медиа. — А.Ч.) теми,
    от чьего имени выступают СМИ, и какова их ответственность перед
    теми, чьи взгляды и надежды они артикулируют. Но они являются так­
    же вопросами о культурных формах и жанрах, о способах, с помощью
    которых сырой материал языка и изображения сплавляются в особые
    экспрессивные формы —документы, эпизоды мыльных опер, инсце­
    нировки, — и о том, насколько хорошо в них отражаются ресурсы
    информации и опыта, интерпретации и объяснения, значимые для
    использования совокупностью граждан в целом2.


    1 Murdoch G. Op. cit. P. 11 — 12.

    2 Ibid. P. 13.

    3 По преимуществу (фр.).

    155

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    Рассмотрение нормативных принципов деятельности СМИ це­лесообразно завершить анализом одной и самых острых проблем, в зна­чительной степени определяющей деятельность средств массовой ком­муникации с момента их возникновения и до сего дня, — взаимоотно­шений медиа с властью.

    3.5

    СМИ как «четвертая власть»

    и социальная миссия журналистики

    Сложность отношений средств массовой коммуникации с властью яв­ляется не только самой старой, но и наиболее противоречивой по сво­им результатам и одной из самых болезненных для масс-медиа про­блем, заключающейся в регулировании их деятельности государством в любом, в том числе демократическом, обществе. В качестве соци­ального института СМИ не должны подрывать существующий соци­альный порядок, и хотя формально проблема решается конституци­онными гарантиями свободы печати (запрет налагается на темы, свя­занные с национальной безопасностью, причем если власть склонна толковать их расширительно, то СМИ постоянно пытаются сузить эту закрытую сферу), выполнение СМИ своей основной функции — «фо­рума мнений» и контроля за властью — постоянно наталкивается на противодействие последней (скрытое или явное).

    Признание за СМИ функций «четвертой власти» в XVIII-XIX вв. было свидетельством ее роли в обществе. В условиях электронно-ком­муникационной революции второй половины XX в., приведшей к росту монополизации информационного капитала, новой конкурен­ции (прежде всего между печатными и аудиовизуальными СМИ) и ус­ложняющихся форм зависимости информационных средств от влас­тных структур, термин «четвертая власть» обретает новые смысловые оттенки. Общим становится убеждение, что новые тенденции «бро­сают вызов» представлениям о средствах информации как «четвертой власти» и убеждают в том, что если они таковыми и являются, то на­ходятся под контролем трех других властей и еще более зависят от пятой — экономической.

    156

    3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики

    Происходит также переосмысление самого понятия власти, на чем следует остановиться подробнее.

    3.5.1

    Понятие власти (господства) и его смысл

    В интерпретации власти существуют два основных подхода: негатив­ный и позитивный. При негативном подходе акцент делается на при­нудительном, силовом характере власти, которая олицетворяет собой насилие, и основным ее действием является «заставить». В рамках позитивного подхода власть понимается как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, такая власть ассоцииру­ется с гармонией интересов и групповой солидарностью, а ее основ­ным методом становится «убедить».

    Негативный подход относят преимущественно к авторитарно­му типу власти, господство которой характеризует ранние формы прав­ления, эволюционирующие в сторону смягчения силового характера и переходу к убеждению; современное социальное государство демон­стрирует преимущественно характеристики позитивного подхода. Со­ответственно можно разделить и концепции власти.

    К первому типу можно отнести концепцию знаменитого социо­лога конца XIX — начала XX вв. Макса Вебера (1864-1920). По Вебе-ру, власть — это любая возможность, на чем бы она ни основывалась, реализовывать собственную волю в данном социальном отношении даже вопреки противодействию. В интерпретации современного по­литолога Роберта Даля (род. 1915) сформулированное Вебером «ин­туитивное представление о власти выглядит примерно так: А облада­ет властью над Б в той мере, в какой он может заставить Б делать то, что предоставленный самому себе Б делать не стал»1.

    Ко второму типу можно отнести трактовку власти, свойствен­ную современной науке, в частности, концепцию власти классика со­временной социологии Толкотта Парсонса, для которого власть — это способность мобилизовать ресурсы общества «для достижения целей, признанных всем обществом». Известный политолог Р. Нейштадт,

    ! Dahl R. The Concept of Power // R. Bell, D. Edwards, R.H. Wagner (eds.). Political Power. N.Y.; L.: The Free Press, 1969. P. 80.

    157

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    развивая идеи демократической власти, идет еще дальше, утверждая, что президентская власть в современных демократиях — это преиму­щественно власть убеждения. А поскольку убеждение — обоюдный процесс сближения позиций, власть убеждения состоит в достиже­нии согласия.

    Психолог Т. Болл в работе «Власть»1 развивает эти положения. В рамках его аргументации власть убеждения — уникальная сторона более широкой сферы, которую Homo sapiens разделяет с другими живыми существами, — способности общения посредством речи, сим­волов и знаков, в ходе которого на основе коммуникации создаются и поддерживаются человеческие сообщества. Современные концепции власти, несмотря на все различия между ними, основной упор делают именно на ее коммуникативном аспекте, и именно из него возникает представление о власти СМИ.

    Одним из самых популярных примеров, иллюстрирующих та­кое понимание власти, выступают отношения водителя и регулиров­щика. Регулировщик с помощью свистка и жеста заставляет шофера остановиться, повернуть направо или налево, т.е. применяет свою власть, пользуясь общим языком, на котором можно «скомандовать», «приказать». Иногда говорят, что регулировщик мог бы, игнорируя об­щение, просто застрелить водителя или заставить его подчиниться при помощи дубинки. Но в этом случае власть (во всяком случае в ее ком­муникативном понимании) исчезает, ее подменяет акт насилия. Итак, без коммуникации невозможно применение власти (речь все время идет о демократическом типе правления) и даже само ее существова­ние (власть, утратившая коммуникацию с народом и лишившаяся его поддержки, вынуждена уйти).

    Масс-медиа в этом контексте выступают как едва ли не главный посредник во взаимодействии власти и граждан, которые с помощью СМИ могут осуществлять контроль над решениями властей. Более того, медиа выдвигаются на первый план в отношениях «власть — об­щество», поскольку именно в сообщениях СМИ в наибольшей степе­ни отражаются действия власти. Эта «сопряженность» с властью в общественном сознании и порождает концепцию (или, как считают некоторые, миф) о прессе как «четвертой власти».



    Болл Т. Власть// Полис, 1993. № 5.

    158

    3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики

    Почему СМИ с такой готовностью берут на себя этот тяжкий груз — груз власти или, лучше сказать, почему они готовы считать себя вла­стью? Тому есть ряд оснований как институционального, так и соци­ально-психологического плана.

    В институциональном смысле СМИ в силу своей функциональ­ной специфики оказываются стоящими как бы над всеми прочими социальными институтами, подлежащими контролю со стороны СМИ как представителей общественности. В социально-психологическом плане представление СМИ о самих себе как власти порождено не толь­ко обстоятельствами их существования (общество от своего имени дает им полномочия вмешиваться во все, в том числе и во властные про­цессы, как представителям народа, хотя и неизбранным), но и потреб­ностью экономического выживания (придавая себе большую значи­мость, легче удерживать внимание потребителей) и простым стрем­лением казаться большим и лучшим, чем ты есть на самом деле (пред­ставители СМИ нередко склонны считать себя «совестью нации»). СМИ в этом варианте превращаются в «зеркало» власти, поскольку именно отстаивание властных интересов оказывается в большинстве случаев их имплицитной функцией.

    Общество же, нацеленное на то, что власть будет удовлетворять его потребности, легко соглашается на это в силу своих иждивенчес­ких установок. Существует четкая закономерность: чем менее разви­ты институты гражданского общества, его самосознание, тем в боль­шей степени общество склонно перекладывать ответственность за кон­троль над властью на плечи СМИ. Идея «четвертой власти», рожден­ная из представлений о функции прессы на ранних стадиях ее суще­ствования как единственного средства массовой коммуникации слу­жит, хотя и метафорическим, но точным обозначением влиятельнос­ти печати в раннем демократическом обществе.

    3.5.2

    «Четвертая власть» versus социальная миссия

    Ныне понятие «четвертая власть» — это всего лишь метафора. Реаль­ная функция СМИ определяется нормами их деятельности, приня­тыми в том или ином обществе, о чем говорилось выше. Но кроме

    159

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    нормативных оснований функционирования СМИ существуют персо­нифицированные понятия о социальной миссии журналиста как пред­ставителя свободной профессии, чья деятельность носит четко выра­женный публичный характер. Такая точка зрения обычно фиксирует­ся в профессиональных кодексах, в основе которых и лежат опреде­ленные представления об этой миссии.

    Можно выделить четыре базовые интерпретации социальной миссии журналистики, сложившиеся к настоящему времени на Запа­де и в современной России.

    Первую модель профессиональной миссии журналистской кор­порации как раз и можно условно назвать моделью «четвертой влас­ти». Журналистская корпорация здесь рассматривается в качестве не­зависимого и сравнительно автономного социального института, вов­леченного в управление обществом и выполняющая при этом опре­деленную функцию в рамках системы сдержек и противовесов всех ветвей власти.

    Поскольку такая власть не избирается согласно демократичес­ким процедурам и никем не контролируется, кроме соответствующего законодательства и потребительского спроса, постольку она действи­тельно является относительно самостоятельным источником властных полномочий, осуществляя прямое или косвенное влияние на состоя­ние общественного мнения при восприятии и оценке этим мнением акций законодательных и исполнительных органов власти, конкретных представителей власти, а также воздействуя на итоги выборов.

    Иногда метафоре «четвертой власти» придается, особенно в на­шей стране, буквальный смысл как самими журналистами (преуве­личенная самооценка своей роли и возможностей в общественной жизни), так и слушателями, читателями, зрителями, которые по дав­ней привычке, унаследованной с советских времен, воспринимают масс-медиа либо как прямого партнера государственной власти, либо как «противовес», орудие борьбы с ней. Подобный взгляд отражает в конечном счете неразвитость институтов и власти, и гражданского об­щества, отсутствие своего рода общественного договора между ними.

    Вторая модель — модель социально ангажированной журналис­тики — рассматривает СМИ в качестве орудия защиты гражданских прав отдельных лиц, средства выражения интересов всех структурных

    160

    3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики

    звеньев гражданского общества. К последним относятся профессио­нальные, предпринимательские, потребительские союзы и объедине­ния, культурные и религиозные организации и движения, институты рынка, органы общественного самоуправления, женские, молодеж­ные, благотворительные организации и т.д. СМИ как средство инфор­мации и коммуникации позволяют обществу осознать свои интере­сы и в то же время контролировать власть с точки зрения обеспече­ния ею возможности беспрепятственной реализации этих прав и ин­тересов.

    Третья модель — модель собственно информационная, ориенти­рованная на нормативность теории социальной ответственности, со­гласно которой следует подавать факты как факты, а мнения как мне­ния, не подменяя одни другими. Предполагается, что «факты говорят сами за себя», а обязанность журналиста состоит в информировании без оценки, строго говоря, он превращается в бесстрастного инфор­матора и не имеет собственной гражданской позиции.

    Нельзя сказать, что такая точка зрения совсем безосновательна. Вопрос о том, имеет ли журналист право на оценку, отнюдь не прост. Может ли (достоин ли) журналист быть судьей? В жизни нередко воз­никает «парадокс оценивания», когда одобрение получает лишь мо­ральная самооценка («те, кто мог бы вершить моральный суд, не бу­дут этого делать из скромности; тому же, кто хочет вершить мораль­ный суд, нельзя этого доверить уже из-за отсутствия скромности»). Так часто и случается, что судьями со стороны прессы выступают от­нюдь не безупречные в моральном отношении люди.

    Но в то же время эта модель вряд ли реализуема на практике, ибо по существу чистой и стерильной безоценочной информации не бывает, в любой констатации в силу особенностей социальной ком­муникации уже содержится оценка. Кроме того, чистая информация невозможна потому, что СМИ существуют в социальном контексте и также, как любой социальный институт, испытывают на себе все вли­яния и проявления социальной жизни общества.

    Справедливость такой оценки доказывает длящаяся на Западе вот уже много десятилетий дискуссия о формах и пределах журналис­тской объективности. Существует даже термин объективный журна­лизм (objective journalism). На уровне практического журнализма объек-

    161

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    тивными называются достоверные корреспонденции и репортажи с места событий без навязчивых авторских мнений и оценок. Но при этом простой сбор и трансляция информации оказываются уже недостаточ­ны: необходимо сообщать «правду о факте», т.е. оценивать достовер­ность события, искать «всю правду» и нести за сообщенную информа­цию ответственность перед обществом. Так, когда речь идет о рекламе, ее содержание не должно наносить ущерб физическому здоровью на­ции; в случае передачи информации развлекательного характера она не должна оказывать негативного воздействия на моральное здоровье аудитории.

    Однако в коммуникативистике США (и других стран с развиты­ми рыночными отношениями в сфере СМИ) некоторые теоретики связывают с независимым журнализмом доктрину объективности, имея в виду комплекс принципов, характерных для отношения к ин­формации как товару, критерием качества которого является незави­симость от мнений и оценок, оправдывающих тем самым финансо­вый эгоизм медийных «баронов», стремящихся к неограниченному экономическому господству над СМИ в глобальных масштабах. При­влекательность якобы «нейтральности» такого журнализма, соответ­ствующего стратегии «-коммерческого популизма», достигалась проти­вопоставлением его деятельности тем СМИ, которые открыто пре­следуют пропагандистские цели и подчиняются каким-либо властным структурам (в частности СМИ советского типа).

    Концепция объективности вызвала реакцию со стороны комму-никативистов, настаивавших на том, чтобы объективность и ответ­ственность журналистов сопрягалась с принципом справедливости. Так, У. Шрамм (один из авторов «Четырех теорий печати» и основате­лей американской коммуникативистики) в своих работах 1950-1970-х годов постоянно призывал к соблюдению принципов объективности ради ответственно-гуманного равновесия между экономическим бла­гополучием информационных средств, профессиональной этикой журналистов и общественными интересами. Только при этом усло­вии укрепляется стремление журналистов беспристрастно, в соответ­ствии с истиной, находить правильное отношение к передаваемой информации сообразно с гуманными требованиями служения обще­ственным интересам. Одним из наиболее стойких представителей этой

    162

    3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия журналистики

    позиции является профессор Г. Шиллер1, в работах которого дается анализ не только экономических, но и идеологических пружин и ме­ханизмов американской информационной индустрии, продукция ко­торой экспортируется в глобальном масштабе в качестве «объектив­ной». К замене доктрины объективности идеями справедливости и баланса призывают и многие другие коммуникативисты, в частности такой известный исследователь процессов монополизации информа­ционного капитала, как Б. Багдикян2.

    В русле этих требований в начале 1960-х годов возникает идея «нового журнализма» (new journalism), когда на волне контркультур­ной революции группа американских журналистов выступила против канонов объективного журнализма за эмоциональную свободу выра­жения своих мнений и оценок описываемых событий.

    Доктрина объективности как основа точки зрения развитых стран Запада была подвергнута критике и со стороны участников дви­жения «За новый международный информационный порядок», возник­шего в 1970-е годы как реакция на дисбаланс в обмене информацией между высокоразвитыми странами и «третьим миром»3, а внутри США — со стороны противников дерегулирования, допускающего на­рушение общественных интересов в информационных процессах.

    И, наконец, четвертая модель — СМИ как медиатор, посред­ник. Согласно этой модели, СМИ представляют собой «площадку», на которой организуется и поддерживается постоянный обществен­ный диалог с целью достижения баланса сил в обществе. Это реалис­тическая и взвешенная концепция, в которой СМИ не претендуют на власть над обществом, но в то же время оказываются важным и необ­ходимым элементом общественного процесса. Но при всей ее при­влекательности она оказывается наименее разработанной на сегодня в силу существования основной проблемы: как в этих условиях ре­шать вопрос финансового выживания?

    ' См.: Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М, 1980.

    2 Багдикян Б. Монополия средств массовой информации. М., 1987.

    3 MacBride S., Roach С. New International Information Order// International
    Encyclopedia of Communications / ed. by E. Barnouw, G. Gerbner, W. Schramm,
    T. Worth, L. Gross/ N. Y., Oxford, 1989. Vol. 3.

    163

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
    К тому же, если вспомнить специфику современного понимания власти как коммуникации, то модель СМИ как медиатора — тоже «вла­стная модель». Но это не та власть, о которой говорят сами журналис­ты, прибегая к метафоре «четвертой власти». Традиционное понима­ние журналистики как четвертой власти вызывает возражения, ибо ис­ходит из представлений об этической «непорочности» журналистской деятельности, явно преувеличивая возможности СМИ, с одной сторо­ны, а с другой — затемняя их зависимость от других социальных фак­торов, реальной власти, различных групповых, в частности экономи­ческих и финансовых, интересов.

    Мы, российские граждане, имеем уникальную возможность на­блюдать процесс формирования современно организованных и функ­ционирующих по мировым стандартам масс-медиа. В этом процессе наиболее ярко проявляются все проблемы и реальные трудности осу­ществления на практике тех нормативных принципов, рассмотрению которых была посвящена данная глава.

    3.6


    Российские СМИ — «четвертая власть»?1
    Современная российская пресса сумела за очень короткий временной отрезок осуществить переход от состояния «советской коммунистичес­кой модели», игравшей роль «коллективного агитатора, организатора, пропагандиста» и выполнявшей функцию «приводного ремня» от партии к массам, к саморепрезентации себя как «четвертой власти». По мнению отечественных журналистов, она стала самостоятельным и независимым общественным институтом наряду с другими участвую­щими в управлении обществом, выполняя определенные функции в системе властных отношений, в системе сдержек и противовесов.

    Вначале, при зарождении «гласности», важную роль сыграли публикации об афганской войне — ее непопулярность показали имен­но журналисты, завоевав тем самым статус представителей народа, способных добиваться от власти тех или иных решений, и продемон-

    Здесь использованы материалы книги И. Засурского.



    164

    3.6. Российские СМИ — «четвертая власть»?

    стрировав свое право на имя «четвертой власти». Статус «четвертой власти» помогал бывшим советским журналистам подвести идеоло­гический фундамент под складывающееся положение вещей, т.е. ле­гитимизировать новый, независимый статус СМИ.

    Однако в идею «четвертой власти» вкладывался и особый смысл — в соответствии с глубоко укорененной в сознании советской традицией журналисты усматривали свою задачу не только в информировании пуб­лики, но и в формировании правильного мировоззрения, достовер­ной картины реальности, а также в просвещении, агитации и органи­зации масс во имя истинных ценностей и идеалов, которые были уже не советскими, а скорее антисоветскими. Журналисты рассматрива­ли себя в качестве «духовных отцов нации» и в значительной степени формировали общественное мнение. Результатом стала радикализа­ция общественных взглядов и формирование рыночного фундамен­тализма и трансформационной утопии.

    Для этих целей нужен был новый политический лидер, которым стал «борец с привилегиями» Борис Ельцин. Частое употребление им слов «рынок» и «демократия» обеспечило ему магическую власть над массами. Лидера требовалось «подшлифовать», а затем плотно конт­ролировать и направлять, помогая ему в борьбе с общими врагами — противниками реформ. Именно так новая демократическая пресса представляла себе практическую реализацию концепции «четвертой власти», что в конкретных российских условиях означало приоритет доктрины над информацией и просвещение «косной» массы.

    Конец 1980-х — начало 1990-х годов, по выражению Ивана За-сурского, — эра новых авторов-дилетантов. Журналистские коллек­тивы новых изданий, на 90 % состояли из новичков, по-советски об­разованных в стиле «восьмидесятников», ориентированных не столько на реальную информацию об обществе, сколько на рыночную идео­логию. «Рыночники» как бы не нуждались в знаниях, как и «демокра­ты», имея волшебное «сезам» — «рынок» и «демократия».

    Тем не менее, на протяжении последних лет правления Горбаче­ва и в первые годы правления Ельцина пресса действительно была де­мократическим институтом и обладала, на фоне слабости политичес­кой власти и хаоса в экономике, огромной властью. Это выражалось в динамике тиражей газет и журналов. Так, только за период с 1989 по

    165

    Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ

    1990 г. количество газет и журналов увеличилось с 4413 до 4808, а сово­купный тираж с 29 с четвертью до 38 млн экземпляров1.

    Роковую роль в жизни российской демократической прессы сыг­рали финансовые обстоятельства ее существования. Пресса могла ос­таваться таковой только при условии идеологической поддержки вла­сти, на основе старого принципа do ut des2, обменивая свободу на фи­нансовую поддержку со стороны власти. Первая негласная привати­зация произошла еще при М. Горбачеве (в законе 1990 г. об урегули­ровании деятельности СМИ понятие собственника отсутствовало, только «учредители»). Альянс власти с «демократическими» СМИ (традиционные советские издания, поддерживавшие Б. Ельцина) ук­репился в разгар экономического кризиса 1992 г. благодаря развитию системы субсидий и экономической помощи издателям (установле­ние фиксированных цен на бумагу и начало приватизации распрост-ранительской сети в феврале 1992 г.). Однако демократическая пресса продолжала настаивать на своей «независимости» от власти — она ут­верждала, что свободна, живя на ее деньги. Ситуация определилась к концу 1990-х годов, когда большинство СМИ получили реальных соб­ственников и, перестав быть зависимыми от власти, попали уже в пря­мую экономическую зависимость от финансово-промышленных групп.

    Прошедшая в первой половине 1990-х годов приватизация дей­ствительно привела к передаче некоторых СМИ в частные руки. Но это состояние оказалось нестабильным по нескольким причинам. Прежде всего, сам процесс приватизации проходил со значительны­ми нарушениями, с использованием незаконных приемов и методов. Полученную таким путем собственность нельзя было считать стабиль­ной, во-первых, в силу ее юридической сомнительности; во-вторых, как показали последующие события, далеко не всегда собственник был в состоянии — по финансовым и личным обстоятельствам — эффек­тивно управлять средствами массовой информации; в-третьих, несо-

    1 Полезно сравнить эти цифры с ситуацией 1998 г. За истекшие годы сово­
    купный тираж упал более чем в пять раз и составил 7,5 млн экземпляров.

    2 Doutdes(лат.) — даю, чтобы ты дал, или, в обиходном варианте, «ты —
    мне, я — тебе».

    166

    3.6. Российские СМИ — «четвертаявласть»?

    вершенство или даже отсутствие законодательной базы деятельности СМИ также было причиной их внутренней нестабильности.

    Поворотным, сточки зрения функционирования системы феде­ральных средств массовой информации, стал 1997 г., когда на инфор­мационном рынке произошли события, имевшие далеко идущие по­следствия.

    1. Реальное управление СМИ стало концентрироваться в руках собственников, взгляды которых начинают определять редакционную политику, а позиции главного редактора, редколлегии или трудового коллектива лишь принимались во внимание как совещательные мне­ния. Процесс перехвата механизмов реального управления деятель­ностью СМИ затронул практически все федеральные печатные и элек­тронные медиа. Фактически за полгода исчезает возможность став­ших уже привычными для органов государственной власти подходов к работе со СМИ, которые обеспечили победу Б. Ельцину на выборах в 1996 г. Серьезные и принципиальные вопросы стало необходимым согласовывать с реальными собственниками, что при отсутствии ме­ханизма такого взаимодействия сыграло роковую роль в формирова­нии имиджа российской власти в 1998—1999 гг.

    Летом и осенью 1997 г. возникает ранее неизвестный на россий­ском пространстве феномен — «информационная война», «подарив­шая» собственникам не только реальные рычаги управления своими медиа, но и показавшая отсутствие политических и экономических (с точки зрения функционирования информационного рынка) препят­ствий для реализации медийными средствами задач, находящихся в сфере большой политики и большой экономики. Превращение СМИ в инструменты политических баталий значительно снизило их реаль­ную значимость как средств массовой информации и коммуникации. Как и любая война, эта также не обошлась без жертв: так, весьма ин­тересный и хорошо профинансированный медиапроект «Русский те­леграф», начавшийся в том же году, не сумел, поглощенный схваткой, найти свою читательскую нишу на рынке и канул в Лету (и это почти закономерность для СМИ, рассматривающего в качестве своей глав­ной задачи иные, не информационные, цели, т.е. вступившего в игру на чужом «поле»).

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   31


    написать администратору сайта