Главная страница

Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


Скачать 2.46 Mb.
НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
Дата14.02.2017
Размер2.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
ТипУчебное пособие
#2681
страница20 из 31
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31
код его потребления. От товара как кода, он переходит к кодам вообще, многообразие кото­рых, по его мнению, — исключительная черта современного опыта в целом. Коды господствуют не только в производстве и потреблении, но и в науке, например в биологии (ДНК), где они приобретают фун­даментальную роль в объяснении процессов становления организма, в компьютерной и коммуникационной технике, а при их посредстве проникают во все области жизни. Эпоха кодов, говорит он, идет на смену эпохе знаков2.

Коды выполняют две главные функции. Первая — функция со­вершенного воспроизведения (репродуцирования) объектов. Если ранее репродуцирование понималось как перенос оригинала (прежде всего произведения искусства) в новые контексты, то для Бодрийяра суть состоит в том, что при воспроизведении посредством кода вообще утрачивается различие между оригиналом и копией. Копия и есть ори­гинал или ни то, ни другое — это не копия и не оригинал, поскольку код оригиналом не является (оригиналом может быть только природ­ный объект, а код — это система знаков).

Наличие кодов расширило воспроизводство до невероятных мас­штабов. Реальные объекты «утратили доверие», потому что все они моделируются и воспроизводятся искусственно. Коды позволяют

1 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999 (первое фр. изд. — 1968).
С. 180.

2 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000 (пер­
вое фр. изд. — 1976).

268

5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха

«обойти» реальность и порождают «гиперреальности» (голография, виртуальная реальность и т.д.)- Возникает феномен «обратимости». Это ведет к исчезновению «конечностей» любого рода; все оказывается включенным в одну всеобъемлющую систему, которая тавтологична. Поэтому современная эпоха постмодерна — эпоха симуляции и симу-лякров'.

Бодрийяр говорит о трех видах воспроизведения: первоначально, в класси­ческую эпоху, репродукция — это подделка, имитация, в данном случае налицо различие между копией и оригинальным, естественным, объектом; в промышлен­ном производстве, где точность воспроизведения оказывается идеальной, налицо все же различие между конечным продуктом и процессом труда; в эпоху репро­дукции, т.е. в современную эпоху, как уже было сказано, оригинал не значим, его просто нет, поскольку он в то же время и копия. Принцип репродукции содержит­ся в коде, который и репрезентирует рабочую силу, свойственную в свое время процессу производства. В репродуцировании воспроизводится и код, т.е. репро­дуцируется и рабочая сила. Код — это число, сигнал, формула, т.е. принцип репро­дуцирования. А это означает, что источником вещей являются не другие вещи, а принципы, существующие в абстрактной форме. Исчезает не только различие меж­ду субъектом и объектом, но и различие между реальностью и ее репрезентацией. Нельзя же считать реальностью число или формулу. Но и то, что возникло, репро­дуцировано, — тоже не оригинальная вещь, а репрезентация, модель, симулякр. И таких «вещей» все больше: объекты и сложные системы возникают из компью­терных моделей, голограммы замещают предметы, растения и живые существа кло­нируются. Это и есть надвигающийся мир «симулякров», включающий постепен-

1 От лат. simulatio— видимость, притворство, имитация. В современных европейских языках словом «симуляция» обозначается не только имитация, под­ражание вообше, но, в первую очередь, имитирующее представление функцио­нирования какой-либо системы или какого-либо процесса средствами другой системы или другого процесса (например компьютерная симуляция производ­ственного процеесса). Также симуляцией именуется изучение какого-либо объек­та, недоступного прямому наблюдению, посредством «симулирующей» модели. В русском языке и в том, и в другом случае употребляется слово «моделирова­ние». Что же касается «симулякров», то это слово, также ведущее свое проис­хождение от simulatio, обозначает образ, репрезентацию чего-либо, или какое-либо несубстанциональное, несущностное сходство предметов или явлений. Единственное число — simulacrum, множественное — simulacra. По сути дела, это слово обозначает модель (математическую, компьютерную или иного рода). В русском языке применительно к философскому контексту уже устоялся термин «симулякр» или «симулякра» в ед. числе и «симулякры» — во мн. ч.

269

Глава 5. Новейший этап исследований СМИ

но все в свою всеобъемлющую систему. Даже смерть, говорит Бодрийяр, может быть интегрирована в систему благодаря тому, что живое существо может быть репродуцировано и смерть, по существу, не случится.

Превращение мира в мир симулякров оказывает поразительное влияние на человеческую жизнь: она становится одномерной, ибо про­тивоположности либо сглаживаются, либо вовсе исчезают. Благодаря таким жанрам, как перформанс или инсталляция, переход от искус­ства к жизни оказывается или незаметным, или вовсе несуществую­щим. В политике благодаря репродуцированию идеологий, более не связанных с «социальным бытием», снимается различие между пра­вым и левым. Различие истинного и ложного в общественном мне­нии — в среде масс-медиа прежде всего — перестает быть значимым: значима лишь сенсация, или переживание. Полезность и бесполез­ность объектов, красивое и безобразное в моде — эти и многие другие противоположности, определявшие ранее жизнь человека, теперь сглаживаются и исчезают. И главное, что исчезло — это различие меж­ду реальным и воображаемым. Все равно в мире «гиперреальности».

Есть ли выход за пределы этой всеобъемлющей системы? Бодрийяр пред­лагает выбор «фатальных стратегий» вместо становящихся стандартными в этом мире банальных рефлексивных. Первые ориентированы на объект, вторые на субъект. Первые предполагают азарт, риск в преследовании предмета, экстати­ческое отношение к нему, вторые — рефлективную интеграцию в систему гипер­реальности. Политический смысл фатальных, судьбоносных стратегий — следо­вание массе, а не интеллектуалам, ибо массы обожающи и экстатичны в своем отношений к вещам и людям, а интеллектуалы рефлексивны. Устремления масс ведут, таким образом, к пределам системы. Отсюда парадоксальный смысл «фа­тальной» стратегии конформизма. Однако любой поиск фатальных стратегий, состоящих в пробуждении любви к объекту, ведет к авантюризму как выходу на индивидуальном уровне или к персонификации власти со всеми вытекающими отсюда действительно фатальными последствиями.

Конечно, «сгущение» и преувеличение силы мира симулякров характерно для Бодрийяра. Но даже более спокойный анализ симуля-ционных и реальных аспектов сегодняшней действительности демон­стрирует мощную тенденция к симуляции всего и вся. Прокатившая­ся около десяти лет назад по миру волна споров о возможности кло­нирования организмов, связанная с очередным судьбоносным шагом научной технологии, показала, что протесты ни к чему не приведут. Пришествие симулякров неотвратимо.

270

5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха

5.2.2

Ж.-Ф. Лиотар: распад метаповествований

Точно так же, как Бодрийяр, Жан-Франсуа Лиотар в своем анализе современных изменений жизни и опыта исходил из воздействий зна­ния, науки, технологии. Как у Бодрийяра, у Лиотара имелось маркси­стское прошлое: он был марксистом и социалистом прежде, чем стал философом постмодерна. Постмодерн у Лиотара — это отрицание мар-ксова тоталитаризма (тоталитаризм здесь понимается не в политичес­ком, а в теоретическом смысле, как отказ от идеи целого (лат. totит — все, целое), которое целиком и полностью определяет части.

Для Лиотара постмодернизм стал антитоталитаризмом. Он кон­статирует, что описание общества как целостности, тотальности, не­зависимо от того, как оно «оформлено» (в терминах целостности, спа­янной «органической солидарностью», как у Дюркгейма, функцио­нальной дифференциацией на основе «нормативного консенсуса», как у Парсонса, или насилием одного класса над другим, как у Маркса), представляется все более и более неадекватным по причине утраты в современном мире доверия к метаповествованиям1. Метаповествова-ния — это всеобъемлющие теории, например, теория социальной эво­люции, или теория закономерного чередования социально-экономи­ческих формаций, или учение о том, что целью общества является удовлетворение потребностей его членов и т.п. Отличительным при­знаком и теоретическо-социальной функцией метаповествования яв­ляется дедуцирование (если речь идет о теории) или навязывание (в мире социальной практики) теоретических решений или форм пове­дения, которые диктуются заранее принятым способом видения це­лого. Метаповествование (или «метанарратив», если следовать тер­минологии Лиотара) предполагает телеологию, т.е. идею смысла и цели целого, которая оправдывает и обосновывает (легитимирует) насилие в обществе и использование знаний для целей насилия. Оно наделяет смыслом науку, политику, просто всякий фрагмент социального по­ведения. Что же касается конкретно науки, то она вообще существует

1 LiotardJ.-F. The Postmodern Conditions. Manchester, 1984 (франц. изд. — 1979).

271

Глава 5. Новейший этап исследований СМИ

как таковая именно благодаря опоре на метаповествование, «лежащее» вообще за ее пределами, — представлению о единстве мира и объек­тивно существующим целям и задачам научного познания мира. Именно эти метанарративы служат главными средствами как легитимации пра­вил науки, так и интеграции научного сообщества и академического порядка знаний (см. гл. 2).

Конкретнее, Лиотар называет два метанарратива, на которых зиждется наука: идея получения знания во имя самого знания и идея знания во имя освобождения от природного и социального гнета. На самом деле, говорит он, в современную эпоху, когда сложность взаи­моотношений знания, общества, природы необычайно возросла, не существует одного или даже двух решений вопроса о природе знаний. Раньше имелась вера — сначала религиозная, потом научная, — кото­рая давала представление о конечной цели. В наше время технологи­ческое развитие (прежде всего компьютерные технологии) привело к тому, что внимание ученых переместилось с целей на средства: то, что считалось средством (технологии), превратилось в самоцель; в резуль­тате метанарративы лишились смысла. Независимо от того, идет ли речь о знании во имя знания или знании во имя освобождения, спе­кулятивные или революционные (освободительные) метанарративы не имеют уже отношения к самой научной деятельности.

Лиотар предпочитает рассматривать науку как «языковую игру» в витгенштейновском смысле1. Согласно концепции языковых игр, никакая теория не в состоянии понять язык в его целостности, разве что она сама является одной из языковых игр. Так же, считает Лиотар, надо подходить и к метанарративам: каждый из них — языковая игра, являю­щаяся одной из множества языковых игр. Таким образом, спекулятив­ные метаповествования релятивизируются. Сами они претендуют на

1 Л. Витгенштейн ввел понятие языковой игры, чтобы показать, что смысл слов зависит от контекста их применения. Значение конкретного слова возни­кает как бы в ходе игры из сочетания и соотнесения нескольких контекстуаль­ных значений. В более широком смысле под языковой игрой Витгенштейн по­нимал «жизненную форму», т.е. сочетание некоторых правил установления зна­чений с социально-исторической практикой, элементом которой эти правила являются. (См.: Витгенштейн Л. Философские работы. Часть I. M., 1994).

272

5.2. Постмодерн новая культурная эпоха

объективное описание явлений. Лиотар же требует рассматривать каж­дое из них как языковую игру, правила которой могут быть вычлене­ны путем анализа способов соединения предложений друг с другом.

Пример: языковая игра «наука». Каковы ее правила?

  • В качестве научных допускаются только дескриптивные суждения.

  • Научные суждения по существу отличаются от нормативных суждений, которые только и используются для легитимации всякого рода гнета и насилия.

  • Компетентность требуется только оттого, кто формулирует научные суж­дения, а не оттого, кто их принимает и использует.

  • Научное суждение существует как таковое лишь в системе суждений, ко­торая подкреплена аргументативно и эмпирически.

  • Из предыдущего следует, что языковая игра «наука» вынуждает участни­ка быть в курсе современного состояния научного знания1.

Сказанное свидетельствует, что научная игра не требует теперь метанар-ратива для цели собственной легитимации. Правила ее имманентны, т.е. содер­жатся в ней самой. Для того, чтобы вести ее успешно, конкретному ученому вовсе не нужно добиваться освобождения от кого-то или чего-то, а также не нужно де­монстрировать «прогресс» знания. Достаточно того, чтобы его деятельность была признана соответствующей правилам игры, т.е. признана в качестве научной дея­тельности другими представителями ученого сообщества. Наука, таким образом, оказывается самоподдерживающимся предприятием, не нуждающимся в каком-то внешнем по отношению к ней самой оправдании или обосновании.

Но наличие такой игры ничего не говорит о важности науки и месте, которое она занимает в современном обществе. Поэтому Лио­тар идет дальше. Как явствует из приведенных правил, научные суж­дения требуют эмпирического подтверждения. В сложных случаях само получение подтверждения нуждается в комплексной технологии. Технология организуется согласно принципу эффективности, т.е. с целью получения наибольшего результата при наименьших затратах. Но для комплексной технологии необходимы деньги. Тот, кто распо­лагает финансами, оказывается в состоянии получить искомое дока­зательство своих теоретических суждений. Таким образом, говорит Лиотар, технология оказывается не следствием «применения» науч­ных суждений в промышленной и социальной практике, а средством получения самих этих научных суждений.

1 Liotard J.-F. The Postmodern Conditions. Manchester, 1984 (франц. изд. — 1979).

273

Глава 5. Новейший этап исследований СМИ

Так «составляется уравнение из богатства, эффективности и ис­тины», — констатирует Лиотар1. Поскольку по причине ограничен­ности ресурсов подход с точки зрения эффективности преобладает, истина оказывается на стороне наилучшим образом финансируемых исследований. Ибо именно те, кто имеет достаточно средств, оказы­ваются в состоянии обеспечить технологию, нужную для получения эмпирического подтверждения. Более того, на их стороне оказывает­ся и справедливость: получение эмпирического подтверждения сви­детельствует о том, что распределение средств было справедливым. А если те, кто имеет финансы, имеют и власть (а это, по Лиотару, не­избежно, ибо они получают доход, используя результаты исследова­ния), то наращивание технологий есть одновременно наращивание власти, богатства, истины и справедливости. И все это находится на одном полюсе общества, т.е. локализовано в одних и тех же социальных группах. Знание, воплощенное в современной высокоразвитой науке, оказывается, если следовать Лиотару, не только силой, оно же — и власть, и богатство, и истина, и справедливость.

Но все это справедливо лишь при условии, что эффективность как критерий применения технологий не ставится под вопрос. Если же воз­никает сомнение в применимости этого критерия в науке, т.е. как толь­ко он выходит из пределов научной игры, появляется необходимость метанарратива для ее обоснования. Такой метанарратив предоставляет современная системная теория общества (Т. Парсонс, Н. Луман).

Все в целом — системная теория общества и языковая игра «на­ука» — неотъемлемые элементы когнитивной эпохи модерна. В но­вых условиях — в условиях постмодерна — на смену гладкому функ­ционированию систем идет плюрализм подходов, непредсказуемость ходов в игре, отклонения и раскол. Если правила игры, хотя бы неко­торые, отвергаются, то невозможно говорить об «ошибке», о «непра­вильном ходе» в игре. Аэти новые условия наступают: как показывает Лиотар в последующих работах2, не существует логической возмож­ности редукции общих суждений к конкретным ситуациям и обстоя-

1 LiotardJ.-F.Op.ciLP.45.

2См. особенно: Liotard J.-F. The Differend: Phrases in Diapute. Manchester,
1986 (франц. издание — 1983).

274

5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха

тельствам дел, и поэтому распад метанарративов — естественный путь преобразования человеческих знаний.

5.2.3

Интерпретации постмодерна

В табл. 1 дается детальное представление о различиях культур модер­на и постмодерна

Таблица 1

Модерн

Постмодерн

научное познание

мудрость (культурное постижение)

большая теория

замкнутые смысловые констелляции

универсализм

партикуляризм

символическая значимость

симулякры

связность (согласованность)

коллаж, пастиш

цельность(холизм)

фрагментарность

история

истории

рациональное эго

либидозное «Я»

интеллектуальность

чувственность

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31


написать администратору сайта