Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
Скачать 2.46 Mb.
|
Источник: The Social Science Encyclopedia/ed. by A. Kuper, J. Kuper. 2nd ed. L.; N. Y.: Routledge, 1999. P. 653. Попытаемся подвести итог и сформулировать более или менее целостное и относительно приемлемое понимание постмодерна. Прежде всего, следует выяснить, что понимать под словом постмодерн: состояние мира или стиль мышления. Это не простой вопрос. С одной стороны, совершенно ясно, что мир, в котором мы живем, пронизан именно чертами модерна: повсеместная бюрократизация, господство экономического и технологического принципа принятия решений, технизация повседневной жизни, наконец достаточно тяжелый и в основном примитивный, без всяких технологических «си- 275 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ мулякров» повседневный труд, обусловленный «фатальной» потребностью выживания и т.п. Разделение объекта и субъекта в таких условиях не вызывает сомнений: объект имеет четкий профиль как объект удовлетворения моих потребностей. Если мир, в основном, именно таков, то постмодерн может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить интеллектуальные слои («свободно парящая интеллигенция», как писал немецкий социолог Карл Мангейм). В таком случае постмодерн — это особенность когнитивного стиля «разлагающихся» высших слоев общества эпохи позднего капитализма. А вся эта борьба с «метанарративами» может интерпретироваться как попытка борьбы против истории, с неизбежностью выводящей на чистую воду паразитические слои общества (в старом советском духе). Попытки такого истолкования постмодерна имеются, и их не мало (хотя, разумеется, все это выражено не так прямо, как в последних нескольких строках)1. Но, с другой стороны, сама реальность современного мира демонстрирует те качества, которые в приведенной выше таблице фигурируют под рубрикой постмодерн. Это разные формы «мудрости» или культурного постижения, которые, как бы они ни выглядели смешными в глазах рационалистически воспитанного интеллектуала, пользуются успехом все более широких кругов населения: от астрологии до мудрости народных магов и «целителей». Это многообразные, более или менее замкнутые эзотерические группы, «выращивающие» собственные институциональные структуры путем социального инсценирования. Это национальные, этнические, правовые, идеологические целостности, обладающие собственными логиками и создающие собственные «истории» (собственные «метанарративы»), цель которых — легитимация их существования и их претензий на место в сообществе других таких же целостностей. Все вместе и создает «пастиш» или «коллаж» — в общем пестрый, многообразный и противоречивый образ современного мира. Об этом пишет Дж. Фридмэн: «Можно утверждать, что именем «постмодернизм» обозначается определенный аспект фрагментации 1 См., напр.: Jameson F. Postmodernism, orthe Cultural Logic of Late Capitalism. L., 1991; Lash S., UrryJ. The End of Organized Capitalism. Oxford, 1987. 276 5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха глобальной системы. Существует связь между децентрализацией накопления капитала, падением гегемонии Запада, отказом от модернизации как стратегии саморазвития и возникновением полифонии, поликультурализма и автохтонных движений «четвертого мира». Можно провести интересную параллель между разными видами фрагментации: фрагментацией знания на отдельные, не зависимые друг от друга области, распадом эволюционных схем общественных типов на многообразие культур, мыслящихся как несоизмеримые друг с другом, «этнификацией» национальных государств, происходящей вследствие как регионализации, так и иммиграции... Индивидуум в таких условиях также подвергается изменениям, влекущим за собой преобразование правил идентификации и конструирования смыслов»1. Все эти процессы характеризуют глубину изменений, охвативших социальную, экономическую и культурную сферы глобального сообщества. В этом смысле постмодерн как стиль мышления оказывается соответствующим самой структуре (конституции) современного мира. Остановившись на точке зрения правильности или неправильности «отражения» в современном мышлении того, что происходит «объективно» в современном мире, мы утеряли бы из виду сам жизненный нерв постмодерна. Самое главное и не отраженное в приведенной таблице отличие постмодерна от модерна заключается в изменении способа репрезентации мира. Знание (в самом широком смысле слова, не только научное, но «любого вида и в любом объеме») перестает считаться репрезентирующим реальность, существующую вне его объективно. Объективность — самый грандиозный из метанарративов модерна, и именно от него отказывается постмодерн. Такая ситуация порождает массу парадоксов. Ибо отказ от объективности как главного метанарратива влечет за собой допущение в жизнь бесконечного количества других метанарративов. Отказ от главного метанарратива отменяет его тоталитарную власть. От имени объективности нельзя уже сказать: это правильно, это соответствует объективному состоянию вещей, а потому этот «рассказ» может быть «вставлен» в глобальный метанарратив, и конкретная история может стать частью всеобщей ис- 1 Friedman J. Postmodernism // The Social Science Encyclopedia. P. 653. 277 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ трии. Без объективности метанарративов становится много, и столько же становится несовместимых друг с другом путей жизни, каждый из которых черпает собственную легитимацию из собственного метанар-ратива. Другими словами, отмена главной, стоящей выше любой другой, т.е. научной, объективности порождает массу объективностей, несоизмеримых друг с другом. Осмысление этой глубоко парадоксальной ситуации и родило идею постмодерна. Бессмысленно говорить о том, каков мир «в действительности», и на таком основании судить о том, правильна или неправильна идея постмодерна. Мир «как он есть» целиком помещается в постмодерне вместе с его метанарративом, т.е. с его историей, настоящим, прошлым и будущим, будь оно выражено в марксистских, либерально-демократических, консервативных или любых других исторических и идеологических схемах. Постмодерн не опровергает их, а вмещает в себя (так же, как и мир, каким он мог быть, но не стал, каким он может ил и должен быть, или таким, как я его себе представляю, и т.д. и т.п.) 5.2.4 Постмодернистское «прочтение» медиа Попытаемся сформулировать основные представления о СМИ сточки зрения теоретиков постмодерна, которые в силу «разлитости» этого умонастроения в формах культурного опыта оказывают свое влияние на исследователей-коммуникативистов. 1. СМИ в силу своих технических характеристик и обусловленных ими временных параметров становятся основной и идеальной формой коммуникации в эпоху постмодерна. Под техническими характеристиками СМИ здесь понимается их быстродействие и воспроизводимость. Это относится и к печатным, и к электронным СМИ, хотя и в несколько разной степени. Телевизионная картинка гораздо более быстродейственна (особенно в случае прямой трансляции, когда коммуникация происходит «в реальном времени»), чем газета. Во всяком случае, быстродействие СМИ несравнимо ни с какой иной формой коммуникации, например с литературой. 278 5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха
1 Это обстоятельство фиксируют и отечественные исследования журналистских практик, в ходе которых респонденты говорят о постмодернистском «смешении всего со всем», превалировании формы над содержанием, широком применении «модного» стилистического приема раскавычивания цитат и использования их в новом смысле. Все это — свидетельство того, что «нет идеи и нечего сказать» (См.: Сосновская A.M. Профессиональная идентичность журналистов (анализслучаев)//Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. №3(27). С. 130. 279 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
10. Интерактивный характер современных СМИ или, точнее ска зать, тенденция к превращению СМИ в интерактивные, оказывается в этом смысле ловушкой для потребителя, который постепенно пре вращается в участника той же самой языковой игры и причастен к созданию образа мира, вытекающего из современных СМИ. Он не «ре гулирует» СМИ, он просто начинает играть в ту же игру и подчинять ся тем же правилам. В результате оказывается, что весь мир — это СМИ, а СМИ — это весь мир. 280 5.3. Интернет — воплощение постмодерна ? Этот перечень характеристик СМИ, разумеется, не стоит понимать буквально просто потому, что постмодерн — лишь одна, хотя и весьма существенная из тенденций современной культуры, а не единственная и подлинная реальность этого опыта. Более того, отмеченные характеристики присущи, часто в невыявленной, неразвернутой форме, массовым коммуникациям с самого их возникновения. Но весьма важно, что современные СМИ, поощряемые ростом их технических возможностей, движутся именно по такому пути. И лучшим подтверждением тому являются психологические последствия погружения в Интернет. 5.3 Интернет — воплощение постмодерна? Интернет — Всемирная сеть компьютерно-спутниковых коммуникативно-информационных служб, к которой подключены миллионы пользователей, живущих в разных странах и имеющих соответствующие технические и материальные условия для этого. Первоначально сетью пользовались военные, административные и научные центры США, но постепенно число ее пользователей увеличивается, и этот рост носит экспоненциальный характер. По данным экспертов Совета Европы в конце 1990-х годов Интернетом пользовались в 137 странах мира, сегодня, видимо, нет страны, граждане которой не пользуются им. В России, которая сравнительно поздно подключилась к этому новому средству коммуникации, к маю 2007 г. число пользователей достигло 25 млн человек (по данным на конец 2002 г. таких было всего 4%, или 1 млн человек). Принципиальное технологическое отличие Интернета как нового медийного средства от традиционных — интерактивность, что означает размывание «трансмиссионной модели» передачи информации с минимальной «обратной связью» и отказ от пассивной фигуры реципиента как члена аудитории. Аналогией интерактивного общения является традиционная межличностная коммуникация (ее пример — беседа как диалог). Основные особенности Интернета как средства массовой коммуникации: 281 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
Кроме того, Интернет выступает как проводник процесса глобализации информационного пространства, позволяя легко проверять и наращивать информацию (например сравнивая ее в подаче отечественными СМИ с материалами иноСМИ). Интернет обладает потенциалом радикального усиления позиций индивидуума и небольших социальных групп в информационной системе, обеспечивая доступ клюбым источникам информации, имеющимся в сети, возможности создания комьюнити и общения напрямую. Именно частные инициативы в сети сформировали параллельную информационную систему, значение которой некоторые западные исследователи сравнивают с всплеском молодежной контркультуры 1960-х годов. Интернет помог материализоваться (несмотря на его виртуальность) коммуникативным практикам, бывшим ранее неуловимыми составляющими устной речи и горизонтального общения. Известный английский социолог Энтони Гидденс писал, что последние 200-300 лет право на коммуникацию было репрезентативным: люди делегировали свой голос другим и прежде всего журналистам. Обретение публикой голоса, наиболее явно проявляющееся в Интернете, означает переход от репрезентативной, опосредованной к прямой коммуникации. Повестку дня в Интернете формирует не только и не столько журналист, но и публика, жаждущая сенсаций. Это положение развивает французский исследователь Пьер Леви в своей книге «Коллективное сознание — к утопии киберпространства» (1994). Уничтожение дистанции, традиционно существовавшей между источником информации и публикой, открытие возможности диалоговых форм общения для миллионов — все это делает Интернет новой коммуникационной средой, где пользователи напрямую общаются друг с другом (чаты и форумы, интернет-конференции), формируя и горизонтальные связи обмена информацией (электронная почта, списки рассылки, usenet, виртуальное сообщество). 282 5.3. Интернет — воплощение постмодерна'( Подлинный демократизм сети, по определению одного из крупнейших западных коммуникативистов Д. МакКуэйла, состоит в «потере управления и контроля за потреблением информации со стороны ее поставщика»1, что открывает возможности отказа от навязываемой коммуникации, ибо сколько людей — столько и мнений. Масс, как таковых, в Интернете нет, и даже самые небольшие группы полны специфических противоречий. Интернет, увеличивая массу информации и массу пользователей, меняет не только смысл понятий «медиа» и «массовая коммуникация», но и характер и роль журналистской работы. Если в процессе создания и передачи информации обычными СМИ необходимо участие специалистов, профессионально подготовленных для работы с аудиовизуальной техникой и обученных специфике общения с аудиторией, то отныне — в процессах сетевого взаимодействия — могут участвовать все желающие, обладающие доступом к супермагистрали2. При этом получатели и отправители информации могут меняться ролями, а различия между общественными и частными формами коммуникации исчезают. Это означает разрушение в рамках Интернета традиционных массовых аудиторий. Как пишет английская журналистка Э. Берд, «на протяжении XX века журналисты были уверены, что существует большое число людей, которые хотя бы прочитывают газету или включают телевизор каждый вечер. В начале XXI века нет уверенности даже в этом». Параллельно исчезает «обязанность быть информированным» (obligation to be informed). Если для старшего поколения эта обязанность означала выполнение гражданского долга, прежде всего способ- 1 McQuail's Mass Communication Theory. L.: Sage, 2000. P. 133. 2 Вспомним, что термин «супермагистрали», или «информационные су пермагистрали» (information superhighways), возник на рубеже 1980—1990-х го дов, с началом стремительного распространения глобализирующихся мультиме дийных форм скоростных электронно-информационных связей по спутниковым, телекабельным и телефонным линиям, к которым могут подключиться компью терные устройства абонентов разных стран — как отдельных граждан, так и фирм, и организаций (больницы, библиотеки, музеи, школы, университеты, государ ственные учреждения и т.д.). Очевидна имплицитная связь с традиционным по нятием коммуникации как средства сообщения в физическом смысле (дороги, реки, каналы). 283 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ ности принимать взвешенные решения при голосовании, то для молодежи традиционные новостные передачи «скучны и неинтересны». Одним из специфических свойств сети по сравнению с традиционной политизированной медиасистемой является ее аполитичность. Интернет представляет собой окружающую среду и наглядную демонстрацию разнообразия интересов, т.е. реальностей в аудитории, которые принципиально невозможно свести к общему знаменателю. Более того, сами новости перестают быть прерогативой журналистов — их представляет любой интернет-портал в качестве бесплатной услуги. Сами порталы, выступающие в качестве источников информации, могут работать с людьми напрямую, без посредничества масс-медиа. Это означает, что журналистика перестает доминировать в публичной сфере, роль журналиста становится служебной. Ныне журналиста услышат те, кому это интересно, как правило, это коллеги по «цеху». Сегодня журналист становится «поисковой машиной, которая предоставляет услуги по отбору и редактированию материалов для других пользователей». В перспективе, как полагают некоторые работники СМИ, журналист превратится в редактора, использующего профессиональные навыки для поиска, редактуры, организации и подачи материалов (конечно, это весьма отдаленная перспектива, поскольку традиционное поле журналистики обеспечивается широкой распространенностью традиционных масс-медиа). Своеволие публики, сглаженное форматом газеты и подавляемое долгое время ограниченным выбором в сфере телерадиовещания, в Интернете проявляется с травмирующей для профессионального журналиста ясностью. Долгое время журналисты считали себя «рупором» общества, и именно на этом убеждении базировалась вся концепция «четвертой власти», теперь ситуация изменилась — у публики появился собственный голос, который невозможно игнорировать. Одновременно Сеть закладывает и фундамент новых экономических и социальных отношений, новой информационной архитектуры и новой экономики: появление интернет-магазинов, работающих на основе виртуальных денег. Но эти «деньги» не являются деньгами в собственном смысле и не подлежат учету центральным банком, расчеты в них не подпадают под юрисдикцию существующих на- 284 5.3. Интернет — воплощение постмодерна? логовой и учетной систем — это похоже на работу оффшорных банков с принципиальной разницей — они анонимны и принимаются к оплате крупнейшими электронными магазинами, атакже электронной биржей indx.ru. Хотя это и противоречит российским законам, но остановить процесс практически уже невозможно. По представлениям многих исследователей, Интернет выступает как графическая оболочка для современной городской цивилизации, позволяющая обеспечить и ускорить многообразные процессы коммуникации, на базе которого впоследствии может возникнуть единый космополис планетарного масштаба (как тут не вспомнить Маршала Мак-Люэна с его метафорой «глобальной деревни»!). 5.3.1 Социальные последствия сетевых коммуникаций, или «общение» в Интернете Основные публикации об Интернете в 1990-е годы представляли по преимуществу популярно-публицистические работы. Едва ли не классикой считаются труды о виртуальных сообществах журналиста Г. Рейнгольда1. Теоретическим осмыслением современных коммуникационных и информационных технологий занимались философы, социальные критики2, теоретики литературы, исследующие гипертекстовые структуры3. Несколько позже появляются академические работы Б. Вэлмана, в которых рассматривается сетевая организация «онлайновых коммуникаций»4. П. Коллок исследовал проблему конфликта 1 Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Reading, MA: Addison-Wesley Publishing Co., 1993. 2 Обзор этих работ см.: Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет// Гума нитарные исследования в Интернете/под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск- Терра, 2000. С 3-10. 3 Greco D. Hypertext with Consequences: Recovering a Politics of Hypertext; http://landow.stg.brown.edu/cpace/ht/greco7.htm. 4 Wellman В., Hampton K. Living networked on and offline // Contemporary Sociology: A Journal of Reviews.Vol. 28. N. 6. November 1999. P. 648-654; Wellman В., Gulia M. Virtual Communities as communities: Net-Surfers Don't Ride Alone // Communities in Cyberspace / ed. by P. Kollock, M.A. Smith. L.; N. Y.: Routlcdge, 1999. P. 167-194. 285 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ частных интересов в киберпространстве и возможности создания «общественных благ»1. Т. Постмес, Р. Спирс и М. Ли проводили социально-психологические исследования онлайнового поведения2. Р. Хэм-ман создал академический электронный журнал по социологии виртуальных коммуникаций CybersociologyMagazine3. Анализ общения в Интернете наглядно демонстрирует противоречивость прорастания Сети в социальную структуру общества, что означает невозможность однозначной — положительной или отрицательной — оценки. Это хорошо видно на примере эволюции традиционных СМИ. Дигитализация (перевод всех СМИ в цифровую форму) и конвергенция (посредством конвертора через Интернет можно читать газеты, слушать радио и т.д.) сопровождается не только глобализацией и интеграцией СМИ, но одновременно их специализацией и демассификацией, усиливая свободу выбора и освобождая от «тирании» навязываемой информации. Однако исследовательский интерес привлекают и очевидные негативные последствия сетевого общения, к которым можно отнести сокращение реальных социальных взаимодействия и сужение социальных связей (вплоть до одиночества), уменьшение внутрисемейного общения, развитие депрессивных ситуаций, аутизация детей и подростков, формирование неадекватности социальной перцепции и т.д. Говоря о будущей «глобальной деревне», М. Мак-Люэн имел в виду объединение людей в планетарном масштабе. У. Эко утверждает, что значение метафоры «глобальная деревня» незаслуженно преувеличено, а истинная проблема заключается как раз в том, что будущее обещает стать «обществом одиноких людей». Да, в Интернете люди общаются непосредственно, но это общение нельзя назвать «живым», ибо интеракция опосредуется машинным взаимодействием. Все, что так привлекает нас в Сети (анонимность, виртуализация процессов, возможность создания собственного мира и т.д.), по- 1 Kollock P. The Economies of On-line Cooperation: Gifts and Public Goods in Cyberspace // Communities in Cyberspace / ed. by P. Kollock, M.A. Smith.L.; N. Y.: Routledge, 1999. P. 220-239. 2 Postmes Т., Spears R., Lea M. Breaking or Building Social Boundaries? SIDE- effects of Computer-Mediated Communication // Communication Research. Vol. 25. N. 6. December 1998. P. 689-715. 3 http://www.cybersociology.com. 286 5.3. Интернет — воплощение постмодерна: зволяет раскрепощено общаться и свободно пользоваться ее ресурсами, постепенно — и неизбежно — накладывает свой отпечаток на психологию восприятия реальности и ее виртуального двойника. Можно ли будет через некоторое время провести грань между этими двумя понятиями? Можно ли быть уверенными, что эта бездна «господства электричества» не поглотит нас? Возникающие черты коммуникации посредством Интернета (как возможного прообраза основного социального типа общения в будущем) убеждают в многократном повышении роли субъективного фактора в общественной жизни. Действительно, в условиях отсутствия жестких природных и социальных детерминант (человек во многом освободился от господства природных и социальных сил) и тотального распространения плюрализма (человек потерял четкие социально-классовые, религиозные и иные ценностные ориентиры) возросла потребность в перманентной самоидентификации, что породило необходимость конструировать социальную реальность (новые смыслы, формы общения и т.п.). Психологи вообще предлагают понимать виртуальность как «непрерывное» конструирование образа мира и образа человека. Как говорит М. Хайм, настоящее киберпространство призвано будить воображение, а не повторять (дублировать) мир1. Пока вопросов значительно больше, чем удовлетворительных ответов на них. Обратимся к сравнительно хорошо исследованной проблеме, а именно: к интернет-зависимости (internet addiction), которая начала изучаться с начала 1990-х годов, и одной из первых попыталась в этом разобраться американская исследовательница Кимберли Янг2. Всех пользователей Интернета можно условно разделить на две большие группы — интернет-независимых и интернет-зависимых. Интернет-независимые используют, по преимуществу, информационные возможности Всемирной сети, поддерживая с ее помощью и установленные знакомства (информационные протоколы), тогда как ин- 1 Хайм М. Метафизика виртуальной реальности // Исследования по фило софии современного понимания мира. Вып. 1. М., 1995. 2 Young K.S. What Makes the Internet Addictive: Potential Explanations for Pathological Internet Use / Paper Presented at the 105th Annual Conference of the American Psychological Association. Chicago, IL August, 1997; http://www.pscw.uva.nl/ sociosite/psyberspace.html. 287 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ тернет-зависимые ориентированы на те аспекты «паутины», которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми, т.е. большая часть интернет-зависимых пользуется сервисами Интернета, связанными с общением: чаты (37%), MUDs (28%), телеконференции (15%), e-mail (13%), WWW (7%) и лишь 2% приходится на информационные протоколы (ftp, gopher). Интернет-зависимость определяется К. Янг как «навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь "off-line", и неспособность выйти из Интернета, будучи "on-line"» и проявляется в следующих симптомах:
Поданным Янг, интернет-зависимые используют Сеть для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе, фиксируемой участием в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности «творения персоны», вызывая тем самым определенную реакцию окружающих; получения признания окружающих. По мнению Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания суждений, противоречащих мнению других людей — о религии, абортах и т.п. В реальной жизни интернет-зависимые не могут высказать аналогичные мнения даже своим близким знакомым и супругам. В киберпространстве они могут выражать эти мнения без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми и идентичность самого коммуникатора может быть замаскирована. Если подвести итог этого краткого и сравнительно частного (психологии пользователей Интернета) представления негативных последствий распространения сетевых информационных технологий, то возникает вопрос не только о том, как мы их используем, но и о том, как информационные технологии «используют» нас. А используют они 288 5.4. Проблемы медиа глобализации нас путем отнятия нашей личной идентичности, аннонимизации, своего рода растворения человеческих индивидуумов в безличном, равнодушном, парадоксальном пространстве знания. Информационные технологии играют весьма двусмысленную роль и в политике, подрывая основные институты либеральной демократии в процессе переключения гражданской активности в аполитичный Интернет, и в экономике, нарушая традиционные пропорции экономического развития и разрушая рынок труда. Они порождают огромные проблемы и в других сферах жизни общества. Философы ставят вопрос не о снятии, а о «радикализации» отчуждения в информационном обществе, что заставляет отнестись к проблеме еще серьезнее, ибо речь идет об изменении human condition, ситуации человека в современную эпоху. 5.4 Проблемы медиаглобализации Поскольку в мировом коммуникационном пространстве сохраняется и даже нарастает тенденция к глобализации средств массовой коммуникации, укрепление позиций мировых коммуникационных конгломератов, хотя и на новом технологически-дигитальном уровне, то естественен исследовательский интерес к этой проблеме. Формирование нового глобального медиапорядка осуществляется на основе рыночных механизмов, включающих в себя как создание новых форм услуг, так и фундаментальные процессы трансформации внутри самих СМИ, когда индустрия развлечения и информации объединяются с индустрией телекоммуникационного оборудования (вертикальная и перекрестная интеграция). В этот процесс включено относительно небольшое число экономических субъектов: речь идет о таких транснациональных корпорациях как, например, Тайм Уорнер, Сони, Уолт Дисней Кампани, Мацушита и т.п., которые создают новые — глобальные или региональные — медиаканалы: Би-Скай-Би, Си-Эн-Эн, MTV. Постепенно формируется новый глобальный медиарынок — информационные супермагистрали, которые обозначают также как «новые электронные медиа», чтобы отделить их от обычных медиа 289 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ (conventional media), к которым относят печать, радио, телевидение. Новые электронные медиа обладают почти безграничными возможностями передачи любой информации любым ее отправителем в различных направлениях, что ведет к такому увеличению массы передаваемой информации и массы пользователей, при которой сами понятия «медиа» и «массовая коммуникация» обретают новый смысл. Этот сложный по многим параметрам процесс, воздействия которого на современный мир — технические, финансово-экономические, культурно-гуманитарные, международно-геополитические — не до конца понятны, а в социальном плане внушают все больше беспокойства, в последние десятилетия стал предметом научных дискуссий и обсуждений на международных конференциях и семинарах. Выявившиеся две основные позиции условно можно обозначить как оптимистическую и пессимистическую. Оптимисты (сторонники непрерывного обновления технической базы СМИ и связанных с ними информационных олигополии) подчеркивают очевидные и бесспорные блага, предоставляемые супермагистралями для научно-культурных связей в области политики и образования, медицины, финансовых операций, экологии и безопасности. Их оппоненты — «пессимисты» — указывают на опасность фетишизации электронных масс-медиа как средства решения всех проблем, в чем видится современный вариант технологического детерминизма (развития техники и технологии как панацеи), распространение на этой основе консьюмеризма (идеологии и психологии потребления потребления) и культурного колониализма (СМИ как источник политического господства). Они также отмечают сложности, возникающие при эксплуатации супермагистралей, для нормального информационного траффика (т.е. потоков информации, управления и контроля за ними). Наряду с улучшением качества жизни пользователей супермагистралей, обещающих помимо бытовых благ и развитие принципов электронной демократии (переход от репрезентивно-сти к партисипационности, т.е. от простого участия к соучастию в решении актуальных социальных проблем посредством проведения интерактивных диалогов, форумов, телеголосований), уже возникают трудности, связанные с защитой интеллектуальной собственности от так называемых кибертеррористов, а содержания информации — от 290 5.4. Проблемы медиаглобализации элементов жестокости, насилия и порнографии, противоречащих нормам морали. Как решать эти проблемы в рамках наиболее распространенной сегодня формы существования информационных супермагистралей — Интернета? Опять-таки однозначного ответа не существует, но есть эмпирические практики решения возникающих проблем, связанные прежде всего с ролью государства и новых — наднациональных — образований, в частности Совета Европы, в регулировании глобального медийного процесса1. В качестве основных процессов, характеризующих развитие современных масс-медиа, исследователи в последнее десятилетие выделяют четыре: глобализация, демассовизация, конгломерация и конвергенция, сложное и неоднозначное взаимодействие между которыми и формирует современное медийное поле. Рассмотрим каждый из процессов подробнее. Медиаглобализация Преобладающей точкой зрения для истеблишмента, в том числе и научного, является представление о позитивном содержании глобализации в сфере медиа, создающей единый международный дискурс и помогающей на основе единого коммуникационного пространства решать любые проблемы, принося к тому же экономическую выгоду. При этом за скобки выносится одна из сложнейших проблем — моральные последствия этого процесса унификации. Ныне практически отсутствуют обсуждения и требования равного распределения ресурсов, в том числе коммуникационных, между странами, что являлось одной из основных тем споров 60—80-х годов XX в. (вспомним борьбу за новый мировой информационный порядок). В условиях глобализации размывается понятие если не национального государства как такового, хотя и эта тенденция присутствует, то, по крайней мере, представление о национальных границах2. 1 Одной из лучших работ представляется монография американского ис следователя Монро Прайса «Масс-медиа и государственный суверенитет. Гло бальная информационная революция и ее вызов власти государства». (М.: Ин ститут проблем информационного права, 2004; анг. изд. — 2001). 2 Современную эпоху, одним из важнейших событий которой стало созда ние Европейского Союза, Юрген Хабермас обозначил как «постнациональную констелляцию». При этом, однако, наблюдается процесс закрытия эконо- 291 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ Сегодня центр тяжести перенесен на последствия процесса глобализации для медиасистем, отдельных каналов, журналистов и прежде всего для широкой аудитории. Одна из наиболее часто обсуждаемых проблем — доступ к информации для бедных стран, рынки которых менее привлекательны для продажи информационного продукта. Если воспользоваться популярной метафорой М. Мак-Люэна, то действительно, мы оказались в условиях «глобальной деревни», но при этом часто забываем о том, что деревня традиционно противостоит городу по уровню и разнообразию представленных в городе образцов культуры и стилей жизни, а новая «глобальная деревня» сводит все это многообразие до образца Макдональдса. И хотя глобальные медиа открывают невиданный простор для поиска информации, в то же время широко транслируемая информация безусловно сужает диапазон мнений и точек зрения. Каков глобальный баланс между этими тенденциями, сказать пока трудно. Демассовизация Тенденция к охвату не всей возможной аудитории, но ее определенных сегментов — целевой аудитории, т.е. процесс ее фрагментации, связанный с диверсификацией и увеличением числадоступных каналов, когда каждый находит собственное коммуникативное средство в зависимости от интересов, вкусов, социального статуса. Демассовизация связана с принципиально иными, по сравнению с традиционными, характеристиками аудиторий, складывающихся на основе развития новых технологий. Это означает сужение «старых», ориентированных на традиционные способы передачи информации, аудиторий, и все более расширяющиеся аудитории электронных СМИ. Тем самым размывается традиционная массовая аудитория в результате трансформации и совершенствования процесса создания коммерческого информационного продукта на основе тщательного учета спроса со стороны целевых аудиторий в условиях ожесточения конкуренции на этом рынке. Парадоксальным, но ожидаемым следствием сег- мически привлекательных территорий: в частности, США строят стену протяженностью 1200 км на границе с Мексикой (интересно, что это осуществляется по решению губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера — одного из символов глобальных медиа). 292 5.4. Проблемы медиаглобализации ментации аудитории становится усиление власти олигополий в глобальном информационном пространстве как результат концентрации этого бизнеса. Конгломерация1 Этот процесс предполагает слияние и приобретение различных медийных средств, в результате чего большинство их сосредоточивается в руках относительно небольшого числа владельцев. Владение несколькими средствами массовой информации обеспечивает тиражирование продукта и, как следствие, его высокую доходность (статья в журнале, затем книга, программа на телевизионном канале, снятый на ее основе фильм, демонстрируемый своей прокатной сетью в собственных кинотеатрах и т.д.). Комбинирование традиционных и новых медиа, прежде всего телевидения и Интернета, с целью превращения кабельных каналов в «веб-порталы» и интернет-магазины, где продаются продукты нового интегрированного рынка, прежде всего программное обеспечение и бытовая техника. Конгломерация как диверсификация интересов информационных олигополии, скупающих книжные и журнальные издания и издательства, радио- и телестанции, спутниковые и кабельные системы вещания, интернет-провайдерские сети, — отнюдь не новый процесс, однако ныне приобретает все более широкий масштаб, выступая как порождение и результат глобализации. Конвергенция2 Это понятие применительно к развитию современных масс-медиа означает стирание — в процессе технологических изменений — традиционных (старых) различий между ними, отделявших ранее их друг от друга. Данный процесс, обусловленный не в последнюю очередь экономическими причинами, позволяя минимизировать риски на новых рынках, вместе с развитием Интернета оказывается основной содержательной характеристикой глобальных изменений в самих медиа, последствия которых широко обсуждаются (в частности, воп- 1 Конгломерация (от лат. conglomeratio— собирание в кучу) — соединение отдельных предметов в единое целое, при котором они сохраняют свои черты и свойства. 2 Конвергенция (от лат. convergere— приближаться, сходиться) — сближение. 293 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ росы о регулировании их деятельности, размывание общественных функций масс-медиа в условиях все большего подчинения экономическим интересам и т.д.). Итак, глобализация в сфере медиа означает как размывание традиционных границ между различными масс-медиа, так и изменения в составе и характере аудиторий. Однако процесс медиаглобализации порождает и непредвиденные последствия, одним из которых является возникновение новой «мифологии» глобализации. 5.4.1 «Мифология» глобализации через медиа Английская исследовательница Марджори Фергюсон выделила семь мифов в «живой истории мифологии глобализации»1, которые, собственно, и составляют содержание глобальных информационных потоков:
Первый миф — «Большой лучше» — выступает в качестве политической идеологии, основы публичной политики, а также корпоративной стратегии, обслуживая доктрину рыночного капитализма, отражающую исключительно позитивную роль всемирной ми фации капитала, товаров и услуг. В сфере коммуникации он используется для обоснования эскалации концентрации собственности в руках олигополии и последующего подчинения медиа как средства публичного дискурса, в рамках которого «продажа» глобализации на рынке становится частью данного феномена как такового (усиление и расширение симбиоза гиперболы глобализации и ее смысла). 1 Ferguson M. The Mythology about Globalization // European Journal of Communication, N 7 (1992). P. 69-93. 294 5.4. Проблемымедиаглобализации Миф номер два интерпретируется таким образом: увеличение прибыли частных корпораций ведет к увеличению возможностей выбора у потребителя. Представление об исчезновении (сжатии) пространства и времени базируется на преувеличении возможностей новых электронных медиа осуществить давнюю мечту человечества об объединении мира. Миф о глобальной культурной гомогенности связан с идеей Маршала Мак-Люэна о «глобальной деревне», дополненной постмодернистской интерпретаций «сплетенности» мира, т.е. об усилении культурного и экономического единообразия. В основе этих представлений лежит реальный процесс конгломерации как транснациональной организации культурного производства, обеспечивающей экспорт и импорт медиаартефактов. Все это приводит к созданию метакульту-ры, в рамках которой возникает новая коллективная индентичность, базирующаяся на разделяемых образцах потребления на основе формирования индивидуального выбора путем подражания или манипулирования. В призыве «Спасти планету Земля» соединились, по мнению М. Фергюсон, идущая от античности вера в тесную связь человека («микрокосма») с природой («макрокосмом»), с современными идеями экологического активизма. Идея «Демократии на экспорт через американское телевидение», является, по Фергюсон, обновленной версией представления о возможностях масс-медиа воздействовать на общественное мнение прежде всего в политических целях, т.е. о прямых медиаэффектах, характерных для начального периода развития массовых СМИ. Эти идеи всплыли вновь в исследовании глобализации медийной сферы, проведенном Министерством торговли США, целью которого было выявить возможности усиления конкурентоспособности американских компаний для обеспечения их доминирования в этой сфере1. Фактически в документе речь шла о формировании политико-культурной «повестки дня» для всего мира. В основе лежала предпосылка об эффективности американской кинопродукции и телевизионных про- 1 ObuchowskiJ. Comprehensive Study of the Globalisation of Mass Media Firms. Washington, DC: US Department of Commerce, 1990. 295 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ грамм как экспортеров американских ценностей и «демократических идеалов» в условиях, когда глобальные медиа играют все более значительную роль в продвижении свободы слова и требованиях демократических реформ в международном масштабе (эта точка зрения получает подтверждение всякий раз, когда политические лидеры всего мира и национальные медиа-корпорации буквально цитируют CNN, выступающее как linguafranca1современности). Из подобного сочетания политики и экономики и возник высокофункциональный набор идей, которым руководствуется как американское кино- и теле-производство, так и американский истеблишмент, прежде всего взгляд на информационные продукты как средство политического просвещения и формирования соответствующих убеждений (в частности отказ от коллективизма во имя демократии) в противоположность их потенциалу культурного переопределения (dislocation), предполагающего представленность различных позиций без выделения доминирующей. Миф о «новом международном информационном порядке»2 (НМИП) является самым поздним добавлением к мифологии глобализации, появление которого, по мнению М. Фергюсон, наглядно демонстрирует возникновение новых мифов на основе возрождения старых и забытых, но адаптированных к изменившимся условиям. Впервые призыв к НМИП в его современном виде прозвучал из уст американского президента во время войны в Заливе в 1991 г. в самом общем виде, за которым стоял целый комплекс довольно смутных идей. Его неопределенность была связана с неразличимостью двух представле- 1 Общий язык (лат.). Примером такого языка, понятного всем, является эсперанто. 2 Само понятие «новый международный порядок» в сфере медиа имеет до вольно долгую историю: возникнув в середине XX в. как лозунг стран «третьего мира», борющихся за выравнивание односторонних информационных потоков, он получил свое отражение в докладе Комиссии Ш. Макбрайда, созданной ЮНЕСКО в 1978 г., результаты работы которой были одобрены на Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1980 г. и обнародованы в докладе о состоянии и перс пективах развития средств информации и коммуникации в мире под характер ным названием «Многоголосый, но единый мир». См.: McBride S. et al. Many Voices, One World. Report by the International Commission for the Study of Communication Problems. P.: UNESCO; L.: Kogan Page, 1980. 296 5.5. Основные «поля» современных исследований ний — «мирового порядка» («world order») как создания (внесения) порядка в мир (order inthe world) и упорядочивания мира («ordering ofthe world») в соответствии с определенным набором идеологических предпосылок или экономических практик. И эта двусмысленность сохраняется до сих пор, несмотря на постоянно идущий пересмотр самого мифа. Однако само американское происхождение мифа, хотя и носящего глобальный характер, изначально определяло его суть как ожидание «нового Иерусалима» мировой политической власти, должной возникнуть на основе уничтожения коммунизма и триумфа капитализма. До того, как этот мираж сгустился, «новый» НМИП стал разворачиваться с драматической быстротой: августовский путч в Москве в 1991 г. и последовавший за ним быстрый развал Советского Союза ознаменовали его начало. Провозвестником стала идея «конца истории» Ф. Фукуямы1: западная либеральная демократия прошла полный круг развития и вернулась к началу — не к «концу идеологии» или конвергенции социализма и капитализма, но к безоговорочной победе экономического и политического либерализма. Версия истории, которая заканчивается, связана с концом господства идей Просвещения и переходом к постмодерну и нашим «падением» через границу модерна (как воплощения просвещенческих идей) в бездну неопределенности, характеризующейся, в частности, сдвигом границ и представлений о политическом суверенитете, превосходящем границы национальных государств. Именно это расширенное понятие суверенитета является основой внешней политики США последнего десятилетия, которая получает свое «оправдание» не в последнюю очередь через медиаглобализацию. 5.5 Основные «поля» современных исследований Итак, каковы же итоги, неизбежно предварительные, и тенденции исследований массовой коммуникации? 1 Fukuyama F. The end of history? //The National Interest, 1989. N 16 (Summer). 297 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ Прежде всего следует отметить поистине взрывной характер роста числа и объема исследований. В теоретическом плане можно говорить о следующем. 1. Возврат к воззрениям если не о неограниченных, характер ных для первого этапа, то о весьма существенных возможностях вли яния массовой коммуникации (т.е. отказ от идеи ограниченного воз действия СМИ на аудиторию, характерной для второго этапа). Это связано, во-первых, с особым вниманием к изучению долговременных процессов воздействия СМК (на втором этапе изучались в основном мгновенные или краткосрочные изменения установок и поведения индивидов под воздействием массовой коммуникации); во-вторых, с широким распространением телевидения, обладающего поистине всеобъемлющими возможностями. (Первая общенациональная телевизионная сеть начала свою работу в США в 1948 г., уже к концу 1949 г. в стране был 1 млн телевизоров. К концу 1960-х — началу 1970-х годов на арену вступило первое телевизионное поколение. Первым президентом США, принадлежащим к нему, был Билл Клинтон.)
298 5.5. Основные «поля» современных исследований Таким образом, в последние 20—30 лет значительно расширился как спектр исследований масс-методов, так и методы их изучения. Если же обратиться к методам, то можно говорить о теоретическом синкретизме. Рассмотрим классификацию, предложенную одним из крупнейших коммуникативистов, профессором Амстердамского университета Денисом МакКуэйлом в уже ставшей классической книге «Теория массовых коммуникаций» (McQuail D. Mass Communication Theory), впервые опубликованной в 1983 г., а в 2003 г. вышедшей четвертым изданием. МакКуэйл предлагает сводное описание основных аспектов современных теоретических исследований масс-медиа — «карту теорий СМИ» (media theories map). «Макротеории» — системы концепций и методов, устанавливающих отношения СМИ к массовому обществу, классовым, политическим и идеологическим факторам, общественным институтам и структурам власти. К ним МакКуэйл относит структурный функционализм, концепции идеологии, Франкфуртскую школу, теорию М. Мак-Люэна. Далее следуют нормативные (общественного вещания, «четыре теории прессы» Ф. Сиберта, У. Шрамма и Е. Петерсона, теория социальной ответственности) и организационные теории, изучающие механизмы функционирования СМИ и их взаимодействие с общественной жизнью, а также проблемы аудитории, ее состава, возможностей, интересов, потребностей и обратной связи. Сюда же включаются концепции, объясняющие причины и формы медиатизации общественных отношений. В методологическом плане эти теории делятся:
299 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ
Сохраняются и исследовательские ориентации, направленные на дальнейшее, более глубокое изучение идейных функций СМИ. Ученые, работающие на этом «поле», рассматривают проблемы, связанные с подчинением масс-медиа интересам различных государственных режимов, способы реализации свободы слова, осуществление принципов социальной ответственности и основания складывающегося реального международного информационного порядка, а также возможные расширения теории демократического представительства, в частности путем разработки основ партисипационной модели горизонтального развития глобальных информационных сетей — в противоположность монополизму вертикального подчинения СМИ институтам власти и их тотальной коммерциализации. Из этого перечня становится ясно, что исследовательское поле современных медиа открывает поистине фантастический простор для самых разных подходов, точек зрения и теорий, где находят свою нишу как «старые», например структурно-функционалистские и марксистские теории, так и новейшие идеи, возникшие даже не «вчера», а «сегодня». Это теоретическое разнообразие свидетельствует, по меньшей мере, о двух основных тенденциях: во-первых, о новом этапе формирования коммуникативистики, насчитывающей по крайней мере около века существования и имеющей довольно обширные теоретические наработки не только как междисциплинарной отрасли знания, но и мультипарадигмальной; и, во-вторых, постоянное изменение предмета изучения, т.е. расширение самих медиа, с неизбежностью ведет к постоянному увеличению областей исследовательских интересов и, соответственно, расширению масштабов изучения. 300 5.5. Основные «поля» современных исследований Вопросы для самостоятельной работы
10. В чем смысл «интернет-зависимости» для индивида и общества? Глава 6 |