Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
Скачать 2.46 Mb.
|
Гл а в а 5 новейший этап исследований сми: ОТ ДОМИНИРУЮЩЕЙ К АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПАРАДИГМЕ — — Начало современных по методам и подходам исследований СМИ условно датируется началом 70-х годов XX в. и связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами: во-первых, исчерпанностью теоретического потенциала структурного функционализма, хорошо «работавшего» в условиях стабильного общества, но оказавшегося недостаточным в условиях резких социальных сдвигов, и, во-вторых, появлением новых исследовательских подходов, углублявших представление о сложных коммуникативных процессах и открывавших новые исследовательские поля. Несколько позже к внешним обстоятельствам добавился совершенно новый посредник — Интернет, принципиально изменивший ландшафт массовой коммуникации. Очевидно, что сохранение «старых» СМИ, сосуществующих с новыми и выполняющих свои функции, хорошо проанализированные в рамках структурного функционализма, позволяет использовать эти идеи, сохраняющие свою значимость. Однако господство одной, к тому же нормативист-ской, теории сменяется набором альтернативных теорий, и современный этап исследований может быть охарактеризован как сосуществование различных, но равноправных теоретических подходов, т.е. определенный теоретический и методологический синкретизм1. На смену доминированию функционалистской парадигмы приходят альтернативные теории масс-медиа, или альтернативная парадигма2. (Заме- 1 Синкретизм (греч. synkretismos— соединение, объединение) — в нашем случае сочетание разнородных, часто противоречивых воззрений. 2 См.: McQua! D. Mass Communication Theory. 4th ed. L.: Sage, 2000. P. 48-59. 232 5.1. Смена парадигмы и институционализация медиаисследований тим, что множественность парадигм, или мультипарадигмальность, характерна для современной науки в целом, переживающей постне-клас-сическую фазу своего развития.) . 5.1 Смена парадигмы и институционализация медиаисследований Идея «хорошего общества» теряет свою привлекательность под воздействием студенческих бунтов, произошедших в Париже в 1968 г., которые быстро распространяются, охватив США под лозунгами борьбы против войны во Вьетнаме; к тому же все громче заявляют о себе страны «третьего мира», отказывающиеся от прямого заимствования западных образцов. Выдвинутые на втором этапе развития исследований массовой коммуникации концептуальные модели оказались удовлетворительными (до определенной степени) и сравнительно неплохо работающими в развитых обществах, находящихся в стабильной ситуации, но мало пригодными для стран, переживающих процессы трансформации. К тому же — и это характерная черта развития всякого процесса научного поиска — углубление знаний об изучаемом феномене неизбежно ведет к появлению новых проблем и трудностей, которые и служат «движителями» исследовательского развития. Коммуникативистика как формирующаяся новая отрасль знаний характеризуется междисциплинарным характером, использованием методов различных наук (социологии, психологии, лингвистики, статистики и т.д.) и отличительными чертами дискуссий, когда обсуждаемые идеи и аргументы находятся не в отношениях взаимоисключения или простого дополнения, но пребывают в состоянии сотрудничества. Основной теоретической особенностью данного периода расширения проблемного поля исследований является и многообразие точек приложения исследовательских интересов. Правда, чем дальше, тем в большей степени исследователи объединяются вокруг изучения таких проблем, как процессы медиатизации современной культуры, применение новейших структуралистских методик при анализе 233 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ языка средств массовой коммуникации, роли массовой коммуникации в формировании политического поля (см. гл. 6). Можно выделить следующие черты альтернативной парадигмы, характерной для современных исследований масс-медиа1:
В этот период происходит институционализация коммуникати-вистики как научной дисциплины, т.е. создание особых организационных образований, осуществляющих исследования в данной сфере и преподавание, а также специальных периодических изданий, как правило, научных журналов2, способствующих консолидации исследователей и созданию сообщества. Практически в каждом крупном западном университете образуется либо факультет, либо исследовательский центр изучения массовых коммуникаций. Наиболее значимыми по степени их вклада в развитие науки представляются канадская Торонтская школа (Toronto School), американская Анненбергс-кая школа (Annenberg School) и две британских — Бирмингемский центр современных исследований культуры (The Centre for Contemporary Cultural Studies — CCCS) и Медиа-группа Глазго (Glasgow Media 1 McQual D. Mass Communication Theory. 4lh ed. L.: Sage, 2000. P. 51. 2 Среди них наиболее значительные: European Journal of Communication, Journal of Communication, Journal of Broadcasting and Electronic Media, Mass Communication Review Yearbook, Journalism and Mass Communication Quarterly, Communication Research, European Journal of Communication Research, Communication Yearbook. Много статей по данной проблеме публикуют также Public Opinion Quarterly, American Journal of Sociology, Journalism Quarterly. 234 5. /. Смена парадигмы и институционализация медиаисследований Group), в деятельности которых хорошо прослеживаются все отмечен-ные выше особенности современных исследований массовой коммуникации. 5.1.1 Торонтская школа: Г. Иннис и М. Мак-Люэн Это первое по времени образование, ориентированное на изучение медиа, создается при Торонтском университете (Канада) сразу после Второй мировой войны по инициативе и под руководством географа и политэконома Гарольда Инниса (Harold Adams Innis, 1894—1952), впоследствии связанное с деятельностью «гуру» новых электронных медиа Маршаллом Мак-Люэном (Herbert Marschall McLuhan, 1911—1980). Согласно Иннису, технологии коммуникации выступают как формообразующая сила и действующая причина эволюции человеческого общества. Доказательству этого тезиса посвящены две его главные книги: «Империя и коммуникация» (1950) и «Скрытое влияние коммуникации» (1951)'. Именно скрытым влиянием различных технологических аспектов коммуникации Иннис объясняет изменения в формах социальной организации общества. Технологически обусловленные «монополии знания», возникающие на основе новых средств коммуникации, контролируют распределение политической власти, включающей контроль над пространством и временем, среди социальных групп общества. Структурируя пространственно-временные отношения, системы коммуникации создают социальную организацию, а ориентация на тот или иной вид средств общения, или коммуникации, формирует различные формы организации политической власти в конкретном обществе. В своей книге «Империя и коммуникация» Г. Иннис показывает значение алфавита в древнем мире, когда такие народы, как греки и римляне, на основе владения алфавитом сумели завоевать новые пространства и «дистанционно» управлять ими. Анализируя миф о греческом царе Кадме, вырвавшем зубы у дра- 1 Innis H. Empire and Communication. Oxford: University of Oxford Press, 1950; Idem. Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1951. 235 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ кона и засеявшем ими землю, из которых выросли воины, он показывает скрытое значение алфавита как силы, «не поддающейся ассимиляции» и основы развития национальной, а не племенной формы единства, в которой возникают ранее не существовавшие системы цен и рынки. Иннис пишет о «всепроникающей силе ценовой системы», подразумевая под этим способность перевода какого-либо набора функций в новую форму и новый язык. Средства коммуникации как продукт производства и ресурс — тема этой одной из последних книг Г. Инниса: он обнаруживает, что технологические средства коммуникации, такие, как письмо, папирус, радио, фототипия и др., сами есть формы богатства. В главе «Проблема пространства» последней книги1 он детально анализирует роль написанного слова в сокращении (устного и магического измерения акустического) пространства: «Устная традиция друидов, судя по сообщениям Цезаря, предназначенная для тренировки памяти и обеспечения сохранности учения от общедоступности, исчезла». Усиленное развитие дорог и смена более прочного пергамента менее стойким папирусом («более прочные носители письма, такие, как пергамент, глина и камень, функционируют во времени,., менее прочные и нестойкие ...папирус и бумага в своем функционировании больше связаны с пространством»2) вело к разрушению античного полиса и утверждению индивидуализма, заместившего «zoon politicon»3 Аристотеля. «Развитие империи, — писал Иннис, — и римского права отражало потребность институтов соответствовать развитию индивидуализма и космополитизма, которые последовали за упадком полисной государственности»4. Еще большее влияние оказало на общество книгопечатание: «Последствия изобретения книгопечатания наглядно проявились в жестоких религиозных войнах XVI и XVII вв. Применение новой мошной технологии в области коммуникаций ускорило консолидацию национальных языков, рост национализма, революционные взрывы и новые вспышки варварства в XX в.»5. Таким образом, по Иннису, смена способа (от иероглифа к алфавитному письму) и носителя информации (от камня к папирусу) приводит к изменениям в характере политической власти: от единовластия к жреческой, обладающей монополией на знание и образование. Возникновение и рост Римской империи могли быть осуществлены лишь на основе письма и документирования, породивших правовые и бюрократические институты как возможность управления 1 Innis H. Bias of Communication. Toronto: University of Toronto Press, 1951. P. 92-131. 2 Idem. Empire and Communication. Oxford: University of Oxford Press, 1950, P. 7. 3 «Политическое животное» (греч.). 4 Innis H. Bias of Communication. Toronto: University of Press. 1951. P. 13. 5 Ibid. P. 29. 236 5. /. Смена парадигмы и институционализация медиаисследований провинциями на расстоянии. Книгопечатание вызвало к жизни бюрократическую монополию на власть. Иннис в процессе анализа выявил бессознательное воздействие средств коммуникации, как и неизмеримое расширение области бессознательного, и в связи с этим он попытался зафиксировать взаимодействие между средствами коммуникации и культурами: «Усовершенствование форм коммуникации — подобно ирландскому мосту1 между двумя странами, который скорее разделяет, чем соединяет их, — лишь затрудняет понимание. Так, телеграф сократил язык до минимума и тем самым ускорил отделение американского английского от британского. В обширном мире англосаксонского романа влияние газет... кино и радио сказалось в бестселлеризации литературы и создании особого круга читателей, практически лишенных возможности общаться между собой»2. Итак, два фундаментальных принципа теории Инниса. Первый касается сферы экономики и политики: под влиянием коммуникации стечением времени происходит монопополизация производства и знания в руках определенных групп или классов, что показано выше. Но этот процесс в ходе развития технологии вызывает к жизни новые формы коммуникации, разрушающие сложившееся положение дел и приводящие на вершину социальной пирамиды новые группы и слои. Второй принцип связан с преобладанием в империи одного из двух измерений — пространства или времени, зависящих от доминирующих форм коммуникации (именно это обстоятельство Иннис и обозначает как bias of communication). Примером пространственно расширяющейся империи является Рим, а временной — Древний Египет. Обращаясь к последним векам, Иннис анализирует две крупнейшие современные империи: США как пространственно управляемая (a space bias) характеризуется печатной прессой и электронной коммуникацией, осуществляет экспансию и контроль над территорией и Великобритания, смещенная во времени (a time bias), в рамках которой создается устная культура, рукописи, поощряемая память, чувство истории, небольшие сообщества и традиционные формы власти. Первая стремится к централизации, вторая — к децентрализации. Развитие монополии на знание, связавшее время и пространство, становится основой абсолютной власти и представляет серьезную опас- • 1 Ирландский мост — водосток, проводимый не вдоль, а поперек улицы. 2 Innis H. Empire and Communication. P. 9. 237 Глава 5. Новейший этап исследований СМИ ность. По мнению Инниса, война за независимость 1776 г. была столкновением между центром и периферией, в ходе которого периферия усвоила чисто потребительское отношение к литературе и искусству, которое сохранилось вплоть до 20 столетия, обусловленное ориентацией на позицию автора-издателя, т.е. власти, управляющей новой коммуникационной формой. Большая часть английской литературы была создана этим ориентированным на позицию власти меньшинством. Канада находится в необычном положении, будучи «сандвичем» между двумя империями, той точкой, где два смещения коммуникации совпадают. Это создает комбинацию разнонаправленных технологических усилий. Чтобы преодолеть эффекты технологического детерминизма, который понижает уровень возможной ответственности и обсуждения для части аудитории, необходимо восстановить «устную традицию», память и создать каналы демократического участия, т.е. те элементы, что формируют основу ал ьтернативного вида коммуникации. Смена средства коммуникации — доминанта изменений в общества Мировую славу Торонтской школе принес ученик Гарольда Инниса Маршалл Мак-Люэн — философ, культуролог, социолог, теоретик коммуникационных технологий, ставший поистине культовой фигурой, «символом революции аудиовизуальных средств, шагающей по Уолт-стрит». Родился Герберт Маршалл Мак-Люэн в канадском городе Эдмонтоне в семье мелкого бизнесмена и актрисы. Обладая выдающимися способностями, не отличался прилежанием, а потому в школе учился посредственно. В 1928 г. поступил в университет Манитобы, где изучал теологию, экономику, психологию, астрономию, а также литературу и языки — латынь и английский. В 1933 г. получил степень бакалавра и золотую медаль за успехи. С 1934 г. — в Тринити-коллежде в Кембридже, где в 1937 г. принял католичество (это было время подъема неотомизма1 — самой влиятельной философии католицизма). На протяжении 1 Неотомизм (греч. neos— новый + томизм — от имени богослова — Thomas) — течение в современной католической философии, основывающееся на учении Фомы (Томаса) Аквинского (1225—1274), получившей в 1879 г. статус официальной философской доктрины Ватикана (после публикации энциклики папы Льва XIII). 238 5.1. Смена парадигмы и институционализациямедиаисследований многих лет преподавал в католических колледжах и университетах США и Канады, в том числе в Университете Сент-Луиса Джесьют, считавшимся лучшим католическим университетом США, нигде не задерживаясь надолго. Среди его учеников — иезуиты, орден которых уделяет большое внимание изучению коммуникаций; в 1973 г. М. Мак-Люэн был консультантом папской комиссии по социальной коммуникации. С 1952 г. он — профессор Торонтского университета, в 1953 г. вместе с антропологом Э. Карпентером учредил журнал Explorations, существовавший до 1959 г., статьи из которого по проблемам коммуникации были изданы в 1960 г.1. В 1960-1970-е годы Мак-Люэн был директором Центра исследований культуры и технологии Торонтского университета, руководителем медиативного проекта Национальной ассоциации образовательных программ на телевидении и радио Министерства образования США. В 60-е годы XX в. Мак-Люэн стал модной «интеллектуальной звездой», чьи поистине революционные идеи широко и повсеместно обсуждались, причем не только его коллегами по академическому миру, но и «человеком с улицы», в нем даже видели «крупнейшего мыслителя со времен Ньютона, Дарвина, Фрейда, Эйнштейна и Павлова», «пророка массовой коммуникации», «гуру средств общения». Не в последнюю очередь такая популярность идей Мак-Люэна обусловлена их простотой, во многом кажущейся, и легкостью усвоения. Три книги Мак-Люэна сделали его знаменитым, принеся ему славу во вне-научных кругах: TheGutenbergGalaxy(1962), UnderstandingMedia(1964) и ThemediumistheMessage(1967)2. Прижизненная популярность Мак-Люэна, удивительная для академического ученого, «продвижению» которой он немало способствовал сам, во многом стала производной от механизма рекламы, действие которой П. Лазарсфельд и Р. Мертон описывали так: «Выдающегося человека поздравляют с тем, что он является настолько выдающимся, что был избран засвидетельствовать выдающиеся качества ' Carpenter E.S., McLuhan Н.М. (eds.) Explorations in Communication. Boston: Beacon Press, 1960. 2 McLuhan M. The Gutenberg Galaxy. Toronto: University of Toronto Press, 1962. На рус. яз.: Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2004; McLuhan M. Understanding Media: The Extentions of Man. L.: Routledge and Kcgan Paul, 1964. На рус. яз.: Маклюен М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково Поле, 2003; McLuhan M. The Medium Is the Message. L.: Routlege and Kegan Poul, 1967. |