Главная страница
Навигация по странице:

  • Классическая парадигма Г. Лассуэла (Five Ws) Who says (Кто говорит)

  • Социология массовых коммуникаций (А. Черных). Учебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449


    Скачать 2.46 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательский дом гу вшэ москва 2008 удк 361. 77(075. 8) Ббк 60. 56 449
    АнкорСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    Дата14.02.2017
    Размер2.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСоциология массовых коммуникаций (А. Черных).doc
    ТипУчебное пособие
    #2681
    страница15 из 31
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31

    189

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    Атмосфера большого города, усугубленная ситуацией эмигранта, ведет к разрушению коммуникации, основанной на социальной при­роде человека, характерной для первичных групп, «ответственных» за социализацию. Это в определенном смысле означает распад соци­альных связей вообще. В условиях чужой страны, чужих нравов и обы­чаев, чужого языка эмигранты постоянно сталкиваются с «коммуни­кационным вакуумом»: люди обнаруживают, что прошлый опыт, как и традиционные способы коммуникации, «не работает», а достаточ­но надежного нового опыта нет. Следствием утраты «почвы под нога­ми» оказывались постоянная напряженность и нервные срывы, что, в свою очередь, усиливало ощущение неустойчивости и неустроеннос­ти жизни.

    Необходимо восстановить утраченную коммуникацию, но ею не может быть коммуникация, характерная для первичной группы, по­скольку этот тип социальной связи в новой ситуации невосстановим. Требуется иная социализация, приводящая этих людей к «общему зна­менателю», т.е. прививающая им навыки и компетенции, характер­ные для ранее неизвестной социальной среды. Это, согласно Кули, массовая коммуникация, оперирующая ясными и наглядными, легко усваиваемыми стереотипами.

    Так формируется представление о двух типах коммуникации: первичной, межличностной, непосредственной коммуникации, ха­рактерной для первичных групп, отражающей социальную природу человека вообще, с одной стороны, и оперирующей стереотипами мас­совой коммуникации — с другой. Именно эти две формы коммуни­кации стали важными орудиями исследования процессов урбаниза­ции в рамках Чикагской социологической школы, а формирующееся изучение массовой коммуникация сыграло существенную роль в ста­новлении социологии СМИ.

    4.2.2

    Роль стереотипов в массовой коммуникации

    Массовая коммуникация в ее первоначальном понимании предста­вителями Чикагской школы — это процесс создания стереотипов. Само

    190

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    понятие «стереотип»1 ввел в оборот известный журналист и видный политик Уолтер Липпман в работе «Общественное мнение» (1922), по­нимая под стереотипом «предвзятые мнения, которые решительно уп­равляют всем процессом восприятия», описывая «обряды приоб­щения эмигрантов к американскому образу жизни» — в «плавильном тигле» Детройте. Именно стереотипы, считал Липпман, лежат в ос­нове языка массовой коммуникации. Как раз на формирование сте­реотипов ориентировалась «новая» массовая пресса, аудиторию ко­торой составлял «обыкновенный» или «простой человек». Первым, кто не только понял это, но и осуществил на практике, был англичанин Альфред Хамсуорт (позднее лорд Нортклиф), основавший в 1986 г. «Дейли Мэйл», а в 1903 г. — «Дейли Мирор». Их отличие от прежних газет было не только в цене, важнее всего был новый стиль подачи материалов: информация не требовала размышлений и интерпрета­ций, но предполагала (и предлагала) готовые выводы. Суть этой но­вой формы, по мнению Хамсуорта, в следующем: «Бог сделал так, что­бы люди стали читать, чтобы я мог наполнить их мозги фактами, фак­тами и еще раз фактами, а потом указывать им, что они должны ду­мать и кого они должны ненавидеть при этом». Издания подобного рода, рассчитанные на формирование стереотипов у невзыскательной публики, получила название «желтой прессы»2 (yellow press). В таких массовых изданиях на первый план выступала сенсационность, погоня за внешними эффектами как основным средством привлечения чита­телей. Классическим для данного подхода стало определение газетных новостей в конце XIX в. одним из сотрудников Херста: «Новости — это все, что заставляет читателя воскликнуть: ух ты!»

    1 Стереотип (греч. stereos— твердый + typos— отпечаток) — монолитная
    печатная форма, копия с типографского набора или клише.

    2 Один из наиболее часто приводимых вариантов возникновения этого
    понятия связан с историей американской печати конца XIX в., когда в пылу ос­
    трой конкурентной борьбы между создателями газетных монополий Пулицером
    и Херстом последний в качестве «оружия» использовал карикатурные серии ху­
    дожника Р.Ф. Аутколта «Желтый малыш» (Yellow Kid).

    191

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    4.2.3

    Коммуникация как основа общества (Р. Парк)

    Все эти процессы и, прежде всего, усиление роли массовой коммуни­кации в обществе стали одной из основных тем в творчестве идейного лидера Чикагской социологической школы Роберта Парка, который с самого начала своей самостоятельной деятельности был связан с прессой.

    Окончив филологический факультет университета Миннесоты в 1887 г., он в течение пяти лет работает газетным репортером в Миннеаполисе, Детрой­те, Денвере и Нью-Йорке, даже намереваясь одно время издавать новую «про­светительскую» газету (под влиянием идей известного философа Джона Дьюи о роли прессы в развитии современного общества). С 1898 г. Парк продолжает об­разование в Германки: в Берлине слушает курс социологии Георга Зиммеля, в Страсбурге под руководством Вильгельма Виндельбанда работает над диссерта­цией «Толпа и публика», успешно защищенной им в Гейдельберге в 1903 г., в ко­торой первым из американских социологов использует идеи Г. Тарда. В 1914 г. он приходит в Чикагский университет, где вскоре начинает вести сразу четыре со­циологических курса: «Негры в Америке» (результаты семилетних исследований), «Пресса», «Толпа и публика», «Социологический опрос».

    Центральная тема исследований Парка — социальный контроль коллективного поведения. Социология, с его точки зрения, — наука о коллективном поведении, предметом которой является общество — совокупность структур социального контроля коллективного поведе­ния. Стихийное коллективное поведение становится социальным, когда оно начинает регулироваться особыми формами социального контро­ля: традициями, нравами, обычаями, моральными нормами и закона­ми, т.е. когда приобретает «корпоративный» характер согласованного действия. Коллективное поведение и социальный контроль — две сто­роны одного феномена: коллективное поведение — это «материя» об­щественного процесса, а социальный контроль — его форма, струк­турирующая поток поведения и дающая критерии для осмысления и классификации наблюдений. Посредством этой формы общество на­кладывает на свободную игру экономических и эгоистических сил ограничения политического и морального характера.

    Коммуникация — третий и в определенном смысле главный эле­мент общественного процесса. Способность к коммуникации призна-

    192

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    ется Парком изначально присущей человеческой природе, ибо обы­чаи, конвенции и законы как формы проявления социального контро­ля есть, в конечном счете, продукт коммуникации. Коммуникация как интегрирующий и социализирующий процесс делает возможным со­гласованное действие вообще, т.е. делает возможным общество как вза­имодействие. Именно Р. Парку принадлежит первая научная ста­тья «Новости как форма знания», посвященная анализу понятия «но­вость», где дан глубокий исторический обзор1 данного понятия сточ­ки зрения и философии, и социологии.

    Однако до появления работ Гарольда Лассуэла исследования массовой коммуникации в рамках Чикагской социологической шко­лы носили преимущественно общетеоретический характер.

    4.2.4

    \sг- п

    Концепция Г. Лассуэла

    Поистине прорыв в научном исследовании массовой коммуникации совершил представитель Чикагской политической школы Гаральд Лассуэла (1902—1978), предложивший первую концептуальную схему осуществления массовой коммуникации в обществе и наметивший основные области исследований коммуникативных процессов.

    Уже первая книга Г. Лассуэла «Пропагандистские техники в миро­вой войне» (1927)2 принесла ему заслуженную известность, положив на­чало новому типу научной литературы о средствах массовой коммуника­ции, их роли в процессах пропаганды и связях с общественностью.

    В 1935 г. он издал аннотированную библиографию «Пропаганда и продви­жение», где собраны практически все работы, изданные к тому времени по этой проблеме. С 1930 по 1939 г. Лассуэл публикует, кроме названных, еще четыре книги, каждая из которых была новаторской, раскрывающей новые грани и ас­пекты политического процесса. В своем втором исследовании «Психопатология и политика» (1930) он обращается к «глубинной психологии политики», где, ис-

    1 Park R. News as a form of knowledge (1940) // R.H. Turner (ed.). On Social
    Control and Collective Behavior. Chicago: Chicago University Press, 1967. P. 32-52.

    2 Lasswell H. Propaganda Techniques in the First World War. N. Y.: Alfred Knopf,
    1927. Имеется перевод на рус. яз.

    193

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    пользуя психоаналитические разработки 3. Фрейда, в частности о восстании «де­тей» против «отцов», изучает биографии реформаторов и революционных лиде­ров. В работе «Мировая политика и личностная нестабильность (незащищен­ность)» (1935) Лассуэл, анализируя различные аспекты политического поведе­ния людей, осуществил систематическое исследование содержания медиа с це­лью выработки индикаторов направления мирового внимания для формирова­ния мировой символической среды и разработки политики в этой области. В сле­дующем году выходит знаменитая «Политика: кто, что, когда и как получает», где в сжатой форме изложена обшая политическая теория, а основной упор сде­лан на конкурирующие между собой элиты, стремящиеся к достижению «мате­риального благополучия, общественного признания и безопасности». В 1930-е годы Лассуэл руководит лабораторией по изучению политической пропаганды, совмещая в своем творчестве две основные линии профессиональных интере­сов: исследование массовой коммуникации и исследования политики. Резуль­татом стала книга (совместно Д. Блуменстоком) «Мировая революционная про­паганда: чикагское исследование» (1939), посвященная влиянию мирового эко­номического кризиса капитализма, в частности «великой депрессии», на поли­тизацию движения безработных в Чикаго и воздействия его через прессу на по­литику на местном, национальном и международном уровнях.

    СМИ и пропаганда

    Анализ пропагандистских техник играет важную роль на раннем эта­пе творчества Г. Лассуэла, а его идеи о роли пропаганды как основной функции СМИ несколько десятилетий господствовали в исследова­тельских подходах к массовой коммуникации.

    В работе 1927 г., написанной по результатам изучения использо­ванных с обеих сторон методов пропаганды в ходе Первой мировой войны, он опирается на два неоспоримых факта.

    1. Во время войны получили существенное развитие и всесто­роннее применение методы управления информацией.

    2. В период войны произошло существенное развитие комму­никационных техник.

    Особая роль в этих процессах принадлежит пропаганде, которую Лассуэл определяет как «умышленно манипулируемую коммуникацию»1.

    1 Propaganda and Communication in World History // ed. by H. Lasswell, D. Lerner, H. Speicr. Honolulu, 1979. Vol. I. P. 4.

    194

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    Хотя сам термин «пропаганда»1 возникает еще в средневековье и связан с миссионерской деятельностью католической церкви, именно Лассуэл, обобщив практику современного воздействия пропаганды, первым начал рассматривать ее как базовую составляющую массовых коммуникаций. Пропаганда для него в определенном смысле тожде­ственна демократии, ибо только на основе пропагандистского убежде­ния демократия может добиваться поддержки масс, не прибегая к на­силию, последствия которого часто разрушительны для общества, и в этом смысле пропаганда — значительно более экономный способ дос­тижения целей. Пропаганда предпочтительнее не только насилия, но и подкупа, поскольку, в отличие от них, более приемлема с моральной точки зрения. Технику пропаганды, по мнению Лассуэла, следует рас­сматривать лишь как орудие, поэтому она не может оцениваться с мо­ральных позиций, ибо в силу своего инструментального характера ни моральна, ни аморальна, но лишь функциональна. Медиа, сточки зре­ния их пропагандистских возможностей, — это всесильное орудие цир­куляции эффективных символов.

    Современные исследователи, в значительной степени следуя за Г. Лассуэлом, выделяют такие существенные характеристики пропа­ганды.

    • Однонаправленность коммуникативного воздействия, в ходе которого коммуникатором выступает, как правило, социальный ин­ститут — медиа или другие группы организованных интересов (госу­дарство, «властвующая элита»2, общественные движения и пр.), а ре­ципиентом — массы населения.

    • Манипулятивность воздействия. Пропаганда опирается не на рациональные, а на иррациональные свойства человеческого воспри­ятия.

    • Идеологичность. Идеология как система взглядов, отражающих интересы тех или иных социальных групп, нередко господствующих в обществе.

    ' Пропаганда (лат. propagandaот гл. propagareраспространять) — идейное воздействие на широкие массы населения. В 1633 г. Папа Урбан VIII создал спе­циальную конгрегацию пропаганды для расширения миссионерской деятельно­сти с целью распространения католичества.

    2 Термин американского социолога Ч.Р. Миллса.

    195

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    «Манипулятивность» в этом перечне, как и в приведенном выше определении Лассуэла, пожалуй, главная характеристика пропаганды. Дело в том, что цель пропаганды — навязать некую установку, которая в дальнейшем, в результате процесса интериоризации, будет воспри­ниматься как нечто естественное, истинное и подлинное, т.е. «свое», а потому может выражаться спонтанно и без принуждения. Традицион­ным средством пропаганды является воздействие прежде всего на сло­жившиеся групповые установки, т.е. стремление заставить людей отож­дествить «свои» взгляды с внутригрупповыми настроениями, а проти­воположные взгляды — с установками людей, не относящимися к их группе («чужими») что «работает» на усиление групповой солидарнос­ти и сплоченности.

    Такое «навязывание» и есть ядро манипулятивного характера пропагандистского процесса, в ходе которого к тому же используется классический набор приемов манипулирования: подмена фактов, ис­пользование эмоциональных установок и предрассудков в виде сте­реотипов, полуправда и т.п. Любопытно, что даже если нет прямого «со­циального заказа», язык масс-медиа изначально приспособлен имен­но под информационно-пропагандистское воздействие на аудиторию. Он, как отмечают исследователи, полон самоподтверждающихся ут­верждений, которые в ходе многократных повторений превращаются в стереотипы, обладающие поистине гипнотическим воздействием.

    Конечно, максимально успешной можно назвать лишь пропа­ганду, осуществляемую внутри тоталитарного общества, где любое коммуникативное действие всегда идет от власти, ею же поддержива­ется и многократно усиливается. В таком обществе именно пропаганда заполняет и подменяет собой все возможное содержание коммуника­тивных потоков.

    В современном информационном обществе прямое пропаганди­стское воздействие малоэффективно. И тому есть несколько причин:

    • сегодняшний индивид идентифицирует себя не с макрогруп­пой или «большой идеей», ас малыми социальными группами (вспом­ним «первичные группы» Ч. Кули);

    • социализация современного человека идет не через идеи, уста­новки и т.п., но через выбор стиля жизни, присоединение к группе не политических единомышленников, а единомышленников по способу удовлетворения потребностей (который мы называем «стилем жизни»);

    196

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    • современному человеку свойственно неприятие такого явления, как «пропаганда».

    Поэтому более важное значение для массовых коммуникаций в этих условиях приобретают смежные с пропагандой процессы — рек­лама и PR.

    Структура коммуникации

    В 1948 г. в сборнике «Коммуникация идей» выходит, пожалуй, наибо­лее важная для развития коммуникативистики работа Г. Лассуэла — статья «Структура и функции коммуникации в обществе»1. Формула, сделавшая Г. Лассуэла знаменитым и ставшая основой концептуаль­ной модели, впоследствии получила в теории масс-медиа почетное на­звание «классическая парадигма» — так называемая теория «Five W's». Исследования массовой коммуникации, по мнению Лассуэла, должны давать ответы на предложенные им пять вопросов, фундаментальных для оценки любой коммуникации. Эти пять вопросов — одновремен­но и базовые элементы структуры коммуникации, и обозначения пред­метных областей коммуникационных исследований.

    Классическая парадигма Г. Лассуэла (Five W's)

    Who says? (Кто говорит?) — анализ контроля сообщений

    What says? (Что говорится?) — анализ содержания (контент-анализ)

    In which channel? (По какому каналу?) — анализ масс-медиа (медиа-анализ)

    То whom? (Кому говорится?) — анализ аудитории

    With what effect? (С каким эффектом?) — анализ воз­действия

    1 Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society // The Communication ofldeas / ed. by L. Bryson. N. Y.: Harper, 1948. P. 32-51.

    197

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    Впоследствии эта цепочка вопросов удлинилась. Появились но­вые: (1) о причинах коммуникации (почему?), (2) о технике коммуни­кации (каким образом, какими средствами?), (3) о наличии обратной связи (как результат коммуникации воздействовал на самого комму­никатора?). Тем не менее «пятичлен» Лассуэла сохранил свое значе­ние в качестве базового для всех последующих моделей.

    Сам Лассуэл и его сотрудники внесли значительный вклад бук­вально во все очерченные им области исследования.

    Анализ контроля сообщений

    Именно Г Лассуэлу принадлежит поистине пионерская роль в иссле­довании проблемы контроля сообщений как процесса отбора и фильт­рации информации на уровне ее подготовки для трансляции. Фильтра­ция (filtration) — процесс изменения (искажения — bias) новостей при прохождении их через разные стадии журналистской обработки, когда информация из первых рук — репортера — попадает во вторые руки — редактора, а затем и в третьи — ньюсмейкера, претерпевая определен­ные изменения. Признавая неизбежность такой фильтрации, комму-никативисты ставят под сомнение возможность полной объективно­сти новостей, хотя и призывают всемерно к ней стремиться.

    Каким образом осуществляется контроль сообщений, или, го­воря иначе, какова роль специалистов, т.е. людей, профессионально занимающихся созданием новостей, в этом процессе? Анализируя пос­ледовательность действий, направленных на доведение новостей до аудитории, Лассуэл выделил два рода специалистов.

    1. Управленцы (инженеры, техники и другие служащие), связан­ные с технической стороной процесса переработки информации, но не влияющие на ее содержание.

    2. Манипуляторы (контролеры), влияющие на содержание ин­формации—редакторы, цензоры, пропагандисты.

    Для характеристики специалистов последнего рода Лассуэл вво­дит особое словосочетание — «gate keeper1 as originator» (контролер как

    1 Gate(англ.) — ворота, шлюз. Gatekeeperбукв, привратник, страж ворот.

    198

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    создатель). Термин «привратник» предложил американский психолог Курт Левин в ходе проводившейся в США во время Второй мировой войны кампании по убеждению населения перейти на более дешевые сорта мяса (субпродукты). Именно домохозяйка, выбирающая про­дукты и принимающая окончательное решение о том, что именно попадет на стол, и является, по Левину, «привратником». Лассуэл при­менил этот термин по отношению к редактору, отбирающему новости для своей газеты или радиопередачи. Подобно домохозяйке, ориен­тирующейся при этом как на свои представления о здоровой пище, так и на вкусы членов семьи, редактор, принимая решения о том, ка­кая информация должна быть представлена публике, ориентируется на собственные политические пристрастия и свои представления о том, что интересно слушателям.

    Если принять во внимание, что реально используется, как пока­зали исследования Д. Уайта, только 10% новостной информации, по­ступающей от репортеров и телеграфных агентств1 (и вряд ли за ис­текшие полвека здесь произошли значимые изменения), роль «при­вратника» трудно переоценить. Все представители журналистики как профессии в той или иной форме причастны к контролированию по­токов информации и управлению «шлюзами» на их пути. Это означа­ет многоэтапную фильтрацию информации как в процессе ее сбора, так и обработки в различных звеньях коммуникационных систем.

    Ныне выделяется как минимум четыре стадии (формы) гейтки-пинга:

    1. сокращение и объединение материалов, представленных ре­портерами;

    2. адаптация их к особенностям различных СМИ (пресса, ра­диовещание, ТВ);

    3. подготовка к передаче и распространению;

    4. дробление на части для публикации в разных номерах или пе­редачи в разных программах.

    В последние десятилетия особо выделяется еще одна составля­ющая контроля — «креативная функция», когда контролер становит-

    1 White D. M. The Gatekeeper: A Case-study in the Selection of News/Journalism Quarterly, 1950, N 27. P. 383-390.

    199

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    ся создателем медиасобытий, как правило, помпезных, но малознача­щих по сути явлений, которым в интерпретации СМИ придается от­нюдь не свойственное им значение («мыльные пузыри»).

    Основным недостатком отбора новостей, как этот процесс пред­ставлен Лассуэлом, было подчеркивание его исключительно субъек­тивного характера. Впоследствии упор стал делаться на организаци­онно-рутинном свойстве этого производства, ориентированном на вы­явлении ценности новостей (news value), определяемой на основе зна­чимости события и его интереса для аудитории, что включает в себя культурные и идеологические критерии1.

    Одной из последних работ, посвященных проблеме гейткипин­га (gatekeeping), является книга американской исследовательницы П. Шумейкер2, в которой предпринята попытка дать современную ин­терпретацию этого процесса, каковой у Лассуэла был излишне инди­видуализирован. Шумейкер, основываясь на case study отбора локаль­ных телевизионных новостей, проведенном Д. Берковичем3, подчер­кивает коллективный характер процесса принятия решений, на кото­рый значительное влияние оказывают рекламодатели, специалисты по связям с общественностью, группы давления, «новостные менед­жеры» (news managers), нередко включенные в группу по принятию решений. В процессе коллективного гейткипинга не последнюю роль играют не только ожидания аудитории, как они видятся создателям информационного продукта, но и вопросы стоимости информации.

    Анализ содержания (контент-анализ)

    Возникновение самого термина «анализ содержания», обозначавше­го статистически точные измерения содержания материалов массо­вой информации, относится к первым попыткам такого рода иссле­дований в американской журналистики в конце XIX — начале XX вв.

    1 См.: Galtung J., Ruge M. The Structure of Foreign News / Journal of Peace
    Research, 1965, N 1. P. 64-90.

    2 Shoemaker P. Gatekeeping. Thousand Oaks, CA: Sage, 1991.

    3 Berkowitz D. Refining the Gatekeeping Concept for Local Television News /
    Journal of Broadcasting and Electronic Media, 1990, 34 (1). P. 55-68.

    200

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    В ранних работах исследователей американской прессы преобладала тенденция качественного анализа, осмысления содержания. Поэтому особое внимание они уделяли разработке подробной классификации материалов прессы по форме изложения и, главным образом, по тема­тике, сравнивая затем объем материалов по категориям. Специалисты в области американской журналистики занимались не только разработ­кой различных классификаций, но и общетеоретических оснований самой процедуры анализа. Так, профессор Колумбийского универси­тета А. Тенни в своей работе «Научный анализ прессы», опубликован­ной в 1912 г., сделал важный вывод о критерии внимания.

    Однако сколь бы виртуозно ни разрабатывали свои классифи­кации специалисты по журналистике, их категории были слишком широки. Под одну категорию, например экономику, попадали мате­риалы, освещающие эту область совершенно с разных сторон. Кроме того, некоторые явления находили свое отражение в разных категори­ях, скажем, «внутренних новостях», «передовицах», «рекламе» и т.д. Полномасштабное использование контент-анализа как объективно­го и систематического количественного описания явного содержания текстов требовало повышения его точности, и первым к решению этой задачи приступил Гарольд Лассуэл. Применяя контент-анализ для изу­чения пропагандистских текстов, передаваемых СМИ, он выделил по­вторяемость их отдельных частей и элементов на основе строгих ма­тематических расчетов, что повышало надежность и точность сведе­ний о поведении коммуникатора или предполагаемой реакции ауди­тории, внеся тем самым значительный вклад в развитие социологи­ческих методов изучения массовой коммуникации.

    Все содержание коммуникации рассматривается Лассуэлом как система «символов»1, в качестве единицы измерения которых высту­пало отдельное слово, реже — предложение. (Всякий язык представ­ляет собой систему слов — символов, замещающих реально существу­ющие предметы и объективные связи между ними. Роль языка удиви­тельно точно обозначил в начале XX в. австрийский поэт Стефан Ге­орге, писавший: «Не быть вещам, где слова нет».)

    1 Символ (греч. symbolon— опознавательный знак, примета) — средство адекватного перевода содержания в выражение, обычно в языковое.

    201

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    Основное внимание Лассуэл обращал на частоту применения тех или иных «символов»: чем чаще встречается то или иное слово, тем бо­лее значима связанная с ним информация. Кроме того, он настаивал на учете только «словарного значения» слова, что делало более стро­гим (объективным) полученный результат, но при этом «символ» как не зависящая от социальной ситуации система утрачивал связь с конк­ретной ситуацией. Рассмотрение в качестве основного критерия кон­тент-анализа исключительно количественной характеристики ограни­чивало возможности этого метода, не принимавшего в расчет редко встречающиеся темы, или «символы», что ведет к игнорированию под­линно оригинальной новой информации, обладающей высокой цен­ностью именно в силу ее новизны.

    Именно контент-анализ1 в том виде, который придал ему Лас -суэл, становится главным и широко распространенным методом изу­чения газетной и журнальной прессы. Это статистический метод, суть которого состоит в подсчете частоты появления различных смысло­вых единиц в материалах прессы и в сравнении частот появления раз­ных смысловых единиц. На основе такого сравнения исследователь может сделать вывод о направленности пропаганды через СМИ. Сам по себе метод контент-анализа довольно прост и легко поддается фор­мализации. Но эта простота обманчива. Реальная проблема для ис­следователя чаще всего заключается в отборе смысловых единиц, зна­чимых именно для исследуемой содержательной области, и в правиль­ной категоризации отобранных текстов. И водном, и в другом случае речь идет о процессах интерпретации, которые с трудом контролиру­ются и практически не поддаются формализации. Для того, чтобы от­бор смысловых единиц (категорий) был «правильным», и для того, чтобы правильной была категоризация (подведение единиц текста под одну из наличных категорий), необходимы как экспертные свидетель­ства, так и более или менее глубокое предварительное содержатель­ное изучение исследуемой области. Но даже если эти непременные

    1 Методам контент-анализа посвящено огромное количество литературы. Укажем несколько основных публикаций: Berelson B. Content Analysis in Communication Research. Glencoe, 111., 1952; Федотова Л.Н. Контент-аналити­ческие исследования средств массовой информации и пропаганды. М., 1988; Berger A.A. Media Analysis Techniques. L.: Sage Publications, 1991.

    202

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    требования удовлетворены, остается проблема интерпретации резуль­татов контент-анализа, которая только и придает содержание и смысл самому предприятию.

    Вот как характеризует этот метод Б. Берельсон, много сделав­ший для его последующего развития: «Контент-анализ — это метод исследования, с помощью которого достигается объективный, систе­матический и количественный анализ открытого текста».

    Единицы анализа должны отвечать требованиям объективнос­ти и систематичности, поддаваться количественному измерению и иметь открытое, явное значение. Что это значит?

    Смысл объективности состоит в том, что категории, используе­мые при анализе содержания, должны быть определены настолько точ­но, чтобы используя их, разные люди, разбирая один и тот же текст, получали одинаковый результат. Это означает также, что все термины и категории, содержащие в себе явный элемент оценки, должны быть исключены, т.е. они очень субъективны, и значение их меняется с из­менением ситуации и времени.

    Систематичность предполагает, что выбор текста или его части для анализа должен осуществляться на формальном основании, без учета личной заинтересованности и предрасположенности исследователя.

    Результаты анализа должны быть выражены в математической форме.

    При анализе текста учитывается лишь «открытое» значение слова или, как говорит Берельсон, надо читать по строчкам, а не между строк.

    Соединение количественной и качественной сторон составля­ет, пожалуй, главную методологическую трудность применения кон­тент-анализа. По мнению известного социолога В.А. Ядова, «контент-анализ — это перевод в количественные показатели массовой тексто­вой информации с последующей статистической ее обработкой»1. В пособии «Как провести социологическое исследование» указывает­ся, что «при этом содержание текста определяется как совокупность имеющихся в нем сведений, оценок, объединенных в некую целост­ность единой концепцией, замыслом»2.

    1 Ядов В.А. Социологическое исследование. М.: Наука, 1987. С. 59.

    2 Как провести социологическое исследование. М.: Высшая школа, 1990,
    С. 111.

    203

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    Метод контент-анализа получил широкое распространение в рам­ках американской социологической традиции в 1930— 1940-е годы как исследовательская техника объективного, систематического и количе­ственного описания содержания коммуникации, в 1960-е годы он рас­сматривается уже как своеобразная методология.

    Контент-анализ разделяет как преимущества, так и недостатки других статистических методов, например массовых опросов обще­ственного мнения. Преимуществом его является возможность охвата большого объема текстов, посвященных какой-то определенной про­блеме. В результате социолог получает возможность взглянуть на хо­рошо знакомый ландшафт как бы с высоты птичьего полета и обнару­жить его недоступную с позиций пешехода генеральную структуру. Главный же недостаток — если использовать ту же метафору, — зак­лючается в том, что с большой высоты невозможно разглядеть дета­ли. Гарантируя широту охвата, контент-анализ ограничивает глубину видения. Контент-анализ должен дополняться другими методами ис­следования содержания.

    Впоследствии были разработаны сложные модели контент-ана­лиза, направленные на разрешение этих реальных трудностей, но роль Лассуэла, первым применившего этот метод к анализу содержания массовой коммуникации, не стоит преуменьшать.

    Анализ аудитории и воздействия СМИ

    Г. Лассуэлу принадлежит и первая теория воздействия массовых ком­муникаций на аудиторию, в которой получили развитие взгляды Ч. Кули и Р. Парка. По его мнению, массовая коммуникация необхо­дима для изолированных «атомизированных» индивидов в силу вы­полнения ею компенсаторной функции восстановления недостающих или разрушенных социальных связей. Аудитория, подвергающаяся пропагандистскому воздействию, представляет собой чисто арифме­тическую совокупность пассивных индивидов, функция которых — реакция на стимулы. Здесь Лассуэл явно следует господствовавшим в начале XX в. в психологии идеям социального «атомизма» и бихевио-

    204

    4.2. Возникновение американской традиции исследований СМИ: Чикагская школа

    ризма1 о «стимуле — реакции», представленной трудами Дж. Уотсона, Г. Лебона и И. П. Павлова. Для обозначения прямого, недифференциро­ванного воздействия пропаганды на индивида Лассуэл использовал об­раз «инъекции» («подкожного впрыскивания» — hypodermic needle): ме­диа и пропаганда всесильны, могут делать с индивидом что угодно, вво­дя некий символ (стимул), они вызывают определенные последствия (ре­акции). Позже он предложил еще одну метафору — «магической пули» (magic bullet), и его теория воздействия масс-медиа обозначается либо как теория «инъекции», либо «магической пули», отражая представле­ние о беспредельной силе и магическом проникновении сообщений СМИ в сознание аудитории, которая не в состоянии противостоять воздействию массовой коммуникации, всегда отвечая на него ожидае­мым образом. Такое представление о неотвратимости воздействия на пассивную аудиторию хорошо корреспондировало с активно развива­ющейся с 20-х годов XX в. теорией маркетинга, которая представляла коммуникации как инструмент прямого управления потребителями с целью увеличения сбыта продукции.

    Итак, основное содержание теории массовой коммуникации Г. Лассуэла:

    1. возможности воздействия массовой коммуникации на инди­вида безграничны;

    2. индивид полностью уязвим перед пропагандистскими манипу­ляциями.

    3. «мишенью» СМИ является изолированный индивид, управ­ляемый по принципу «подкожного впрыскивания».

    В 1960-е годы, Лассуэл выдвигает олигархическую модель (oligarchic model) функционирования массовой коммуникации в поле политики, которой обозначается вертикальный тип информационного сообщения, превращающего СМИ в орудие той или иной позиции, в угоду которой совершается манипулирование мыслями, чувствами и поведением людей. Олигархическая модель также носит однолиней­ный характер и рассчитана на такую же пассивную аудиторию, нахо-

    1 Бихевиоризм (англ. behaviourповедение) — одно из направлений в аме­риканской психологии, возникшее в начале XX в. и считающее предметом изу­чения поведение, понимаемое как физиологическая реакция на внешние воз­действия (стимулы).

    205

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    дящуюся под воздействием властных структур посредством СМИ, ко­торые выполняют функции индоктринации, т.е. внушения определен­ных идей. Эта модель противоположна «партисипиционной» модели горизонтальных интерактивных связей, которые «работают» в новей­ших электронных СМИ, прежде всего в Интернете.







    Рисунок 1. Схема воздействия массовых коммуникаций

    в «теории подкожного вспрыскивания» Г. Лассуэла

    Подводя предварительные итоги, можно сказать, что концепция Г. Лассуэла отражала современный ему уровень развития массовой коммуникации, представленный прежде всего прессой, кино и радио. В ней нашли свое выражение представления о всемогуществе массо­вой коммуникации, бессловесности пассивной и всеядной аудитории, следствием чего оказывается практическое отсутствие действенной обратной связи между коммуникатором и публикой.
    Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу

    Весьма значим вклад Г. Лассуэла в изучение функций массово-комму­никативных процессов в современном обществе: им разработана пер­вая типология основных функций СМИ:

    1. мониторинг (наблюдение) и сигнализация об опасностях, гро­зящих обществу;

    2. координация действий различных частей общества, выраба­тывающих реакцию на вызовы среды;

    3. передача социального наследия от одного поколения к друго­му — культурная трансмиссия.

    206

    4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой коммуникации

    Еще одна, четвертая функция, позже, на втором этапе изучения процессов массовой коммуникации, была добавлена к этому перечню С. Райтом1: развлечение (entertainment), превращающееся чем дальше, тем больше в одну из основных, если не главную, функцию современ­ных СМИ для большого количества людей.

    Итак, наиболее видным представителем первого этапа изучения массовых коммуникаций являлся Гарольд Лассуэл, многие идеи ко­торого до сих пор активно разрабатываются коммуникативистами, а его модель воздействия масс-медиа как «магической пули» является своеобразной «меткой» начального периода научного изучения мас­совых коммуникаций, как и предложенная им первая типизация ос­новных функций медиа в обществе.

    4.3

    Структурный функционализм

    в исследованиях массовой коммуникации

    Господствующим теоретическим направлением уже на втором этапе социологического изучения массовой коммуникации — в 1940—1960-е годы — был структурный функционализм, представленный Гарвардс­кой школой исследователей, признанным главой которой являлся Толкотт Парсонс; к ней принадлежали также Пол Лазарсфельд( 1901— 1976) и Роберт Мертон (1910—2003) — создатели важных подходов и методов изучения массовой коммуникации. Учитывая значение идей структурного функционализма, определявшего «лицо» социологии на протяжении нескольких десятилетий XX в., рассмотрим основные его идеи подробнее.

    Функционализм ведет свое происхождение от ранних мыслителей XVII—XIX вв., разрабатывавших теории общества как организма: управ­ляет мозг — правительство, кровеносная система—транспорт и комму­никации, «хватательные» органы — полиция. Подобные взгляды носят название органицизма, и именно к органицистской традиции принад­лежали классики социологии О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм.

    1 Wright C.R. Functional Analysis and Mass Communication / Public Opinion Quarterly, I960, N 24. P. 606-620.

    207

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    Суть функционализма — рассмотрение системы, т.е. целостнос­ти взаимодействующих элементов, и выяснение вопроса о значении этих элементов для существования и стабильности системы в целом. Иначе говоря, главное внимание уделяется здесь не действиям отдельных ин­дивидов, но системе взаимодействий. Непосредственным предшествен­ником социологического функционализма был функционализм, раз­вивавшийся в рамках культурной антропологии английскими учеными Брониславом К. Малиновским (1884-1942) и Альфредом Р. Редклифф-Брауном (1881-1955).

    Для Б. Малиновского функциональное видение культуры основывается на принципе, «согласно которому в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея или верование выполняет жизненно важную функ­цию, имеет определенную задачу, которую должна выполнять и, тем самым, яв­ляется неотъемлемой частью работающего целого»1.

    А. Редклифф-Браун предпочитал называть свою концепцию структурализ­мом, в основе которого лежат следующие положения:

    1. необходимым условием выживания общества является минимальная интеграция его частей;

    2. термин «функция» относится к процессам, которые способствуют этой необходимой интеграции или солидарности;

    3. структурные характеристики каждого общества могут быть истолкова­ны как способствующие поддержанию солидарности2.

    Объединение понятий «структура» и «функция» произвел осно­воположник структурного функционализма в социологии Толкотт Парсонс, стремившийся к созданию «большой теории», охватываю­щей все процессы, происходящие в обществе. Основным понятием его концепции, или «единицей» социологического анализа, является «социальное действие», осуществляемое индивидом — «актором» (actor) и предполагающее наличие смысла или намерения, которое этим отличается от поведения как в значительной степени импуль­сивного (рефлекторного) действия3.

    1 Malinowski В. The Functional Theory // A Scientific Theory of Culture, and
    Other Essays. Chapel Hill, 1944. P. 112.

    2 Radcliff-Brown A.R. Staicture and Function in Primitive Society. L., 1952. P. 10.

    3 Parsons T. The Structure of Social Action. N. Y.: McGraw Hill, 1937. На рус. яз.:
    Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2002.

    208

    4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой коммуникации

    Предшественник Т. Парсонса Дж.Г. Мид (1863-1931) обозначал (субъек­тивное) действие как совокупность импульса, определения ситуации и сверше­ния. Другой американский социолог Уильям Томас (1863-1947) сформулировал методологический принцип определения ситуации, вошедший в историю социо­логии под названием (данным ему Р. Мертоном) «теоремы Томаса»: «Если ситу­ация определяется как реальная, то она реальна по своим последствиям»1. У. То­мас первым разработал систематическую концепцию установки в социологии как «индивидуальной тенденции реагировать позитивно или негативно на данную социальную ценность»2, которая проявляется в действии; в качестве наиболее важных аспектов действия для социологии являются его преднамеренный ха­рактер, связанный с установками и определением ситуации, и направленность на достижение цели. Эти идеи У. Томаса, дополненные его же теорией «четырех влечений» человека — к новому опыту, потребности в признании, доминирова­нию и к безопасности, — позволили значительно продвинуться в эмпирическом изучении внутреннего мира человека, сыграв значительную роль в понимании специфики коммуникативных воздействий.

    Общество — всегда процесс, т.е. реализация неких функций: действия со­вершаются на основе некоторых мотивов, в ходе их осуществления как реализации определенных целей возникают конфликты. Структуры — это регулярно повторя­ющиеся события, стабильная модель поведения: если последовательность событий в динамическом общественном процессе развертывается по определенным прави­лам, т.е. демонстрирует связность и повторяемость, то можно говорить о структуре. (В обыденном языке понятие «структура» — коммерческие структуры, государствен­ные структуры — относится к организациям.) Для социолога структура — это ста­бильная модель поведения, последовательный ряд событий. (Различие между струк­турой и функцией как процессом хорошо иллюстрирует пример шахматной игры: структура — правила игры, процесс — ходы и комбинации.)

    Социальный процесс постоянно ускользает, и только наличие структур делает возможным социологическое исследование: последние также изменчивы (динамичны), однако эти изменения медленны и относительны, позволяя фик­сировать константы (тенденции) общественного развития. В рамках некоего временного интервала общество может оставаться относительно стабильным или быть относительно изменчивым. К какому типу оно будет причислено, зависит оттого, какой сектор социальной жизни будет исследован, или, другими слова­ми, какой элемент или какой уровень структуры общества подлежит изучению.

    1 Social Behavior and Personality. Thomas Contribution in Social Theory //ed.
    by E. Volkart. N. Y., 1951. P. 14.

    2 Thomas W., Znaniecri F. The Polish Peasant in Europa and America. N. Y.,
    1972. P. 22. Эта книга, посвященная адаптации польских иммигрантов к амери­
    канским реалиям, впервые опубликованная в 1917 г. — признанная классика со­
    циологической мысли.

    209

    Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы

    В принципе, определение уровня и элемента структуры — предмет исследова­тельского выбора.

    Базисом социального (взаимо)действия является для Парсонса коммуникация, а социальные процессы — комбинациями изменчи­вых коммуникативных факторов на разных уровнях осуществляемо­го в обществе «символического обмена», элементами которого выс­тупают язык, деньги, рынок, власть, влияние, ценностные обязательства.

    Если соотнести структурный функционализм с идеями его пред­шественников, например с теми же «чикагцами», то очевидно карди­нальное изменение подхода: для бихевиористски ориентированных чикагцев общество — совокупность индивидов, действующих по прин­ципу «стимул — реакция», тогда как для структурных функционалис­тов в основе общества лежат структуры, позволяющие изучать не ин­дивидуальное, но массовое поведение.

    В отличие от Т. Парсонса, стремившегося к построению «боль­шой теории», которая описывала бы эволюцию всех обществ, Роберт Мертон — представитель открытого, скажем так, функционализма, представляющего собой скорее исследовательский метод. Именно Мертон — автор термина «теория среднего уровня» как занимающей промежуточное положение между «частными рабочими гипотезами» и «всеобъемлющими концептуальными схемами», или «тотальными системами». Пожалуй, именно к теориям среднего уровня можно от­нести социологию массовых коммуникаций в ее сегодняшнем виде.

    Анализируя структуры, в частности массовое поведение, с точ­ки зрения их функционального соучастия в жизни общества, Мертон реалистически оценивает их, вводя понятие дисфункции — вредных для поддержания или эффективности общества видов социальной де­ятельности, и латентной функции — непреднамеренных по своим по­следствиям и трудно локализуемых в отношении к другим акторам или видам деятельности. Каждый уровень общества — индивиды, груп­пы, общество в целом — обладает собственными функциями, кото­рые могут конфликтовать друг с другом.

    Хорошим примером применения мертоновского метода явля­ется функциональный анализ бедности, проведенный американцем Гербертом Гансом в работе «Позитивные фунции бедности»'.

    1 Gans H.J. The Positive Functions of Poverty. N.Y.: Vintage Books, 1979.

    210

    4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой коммуникации

    По отношению к самим бедным она, естественно, вредна, т.е. дисфункци­ональна. Однако для богатых, или, скажем так, небедных, она выполняет целый ряд позитивных функций, т.е. дисфункция для одной группы выполняет пози­тивные функции для другой.

    1. Грязная работа может делаться за минимальную плату, что позволяет богатым аккумулировать капитал.

    2. Бедность создает рабочие места для бюрократии — возникают целые ряды министерств и социальных служб.

    3. Именно бедность обеспечивает рекрутацию членов в мафию, вообще в организованную преступность, способствуя тем самым всяким незаконным фор­мам деятельности.

    4. Бедность побуждает к выпуску целого ряда товаров и услуг, которые по­требляются только бедными, и не будь бедных, они бы не существовали (напри­мер сеть магазинов «Aldi» в Германии). Тем самым обеспечиваются целые отрас­ли производства (в частности производство дешевого алкоголя), что ведет к ожив­лению экономики.

    5. Бедные действуют как отрицательная референтная группа по отношению к представителям среднего класса («чужие»), консолидирующая тем самым его нормы и мораль, заставляя его — по контрасту — чувствовать удовлетворение.

    6. В политическом плане бедные выступают социальной опорой левых партий. Соединение левых с бедностью консолидирует общество против левых.

    По мнению Г. Ганса, бедность дисфункциональна как для про­цветающих слоев населения, так и для общества в целом, являясь по­стоянным источником напряженности, поэтому она не должна суще­ствовать (следует произвести перераспределение богатства в обще­стве). Однако некоторые функции бедности не могут быть заменены никакими иными, а гипотетическое перераспределение богатства в пользу бедных породит множество других дисфункций.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   31


    написать администратору сайта