Главная страница
Навигация по странице:

  • “Риторика” Аристотеля

  • Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан

  • ИСТОРИЯ РИТОРИКИ: НОВАЯ ЭРА Раннее христианство. Гомилетика

  • Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
    АнкорКузнецов, Риторика
    Дата22.03.2022
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКузнецов Риторика.pdf
    ТипУчебное пособие
    #409308
    страница2 из 47
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
    1. ОСНОВЫ ОРАТОРС ОГО
    ИС УССТВА
    1.1. Из истории ораторского искусства
    ИСТОКИ
    Риторика, которая уже два с половиной тысячелетия служит развитию европейской культуры, вызывая то преклонение, то неприятие, возникла приблизительно в V в. до н. э. как ответ на практическую потребность древнегреческого общества. Полити
    ческие вопросы в нем решались в Народном собрании. Публично,
    при огромном стечении народа, совершался суд, многолюдны бы
    вали празднества, поминки, дружеские встречи.
    Риторическое учение Древней Греции дошло до нас в виде сформировавшейся и используемой системы, представленной в двух вариантах: в виде высоких образцов речей прослав
    ленных ораторов — Демосфена, Лисия, Сократа, Перикла;
    все они были общественными деятелями, людьми высокой образованности. Одновременно создавались теоретические труды, книги для обучения риторическому мастерству: Гор
    гия, Аристотеля, Платона.
    Ораторское мастерство развивалось на фоне и в благо
    творном окружении древнегреческой литературы VI–III вв.
    до н. э. Назовем “Труды и дни” Гесиода, басни Эзопа, лири
    ческую поэзию, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, коме
    дии Аристофана, историографию Геродота, Фукидида, Ксе
    нофонта. На это же время приходится расцвет театра, созда
    ние несравненных шедевров архитектуры, скульптуры (Фидий,
    Пракситель, Мирон). Это было время расцвета философии:
    Сократ (469–399), Платон (430/427–347), Аристотель (384–322).

    15
    С самого начала риторика развивалась и как искусство, и как наука. Создание книг по риторике было необходимо в обра
    зовательных целях: лидерами здесь были риторические шко
    лы (Сиракузы, Аттика, Афины), в них принимали мальчиков семи лет и обучали до 21 года. Преподавались философия, логика, ли
    тература, язык, математика, причем риторика была ведущим предметом, и не удивительно, что первые риторические трак
    таты были написаны ораторами, возглавлявшими такие шко
    лы.
    Первым среди них обычно называют Горгия — филосо
    фасофиста. Его труды полностью не дошли до нашего време
    ни, он известен по диалогу Платона “Горгий”, где изложены основные научные позиции этого ритора, Горгий много стран
    ствовал, преподавая риторику и сочиняя речи для олимпий
    ских и дельфийских празднеств.
    Ему принадлежат изречения: “Слово есть великий влас
    телин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и состра
    дание пробудить... Сила убеждения, которая присуща слову,
    и душу формирует, как хочет”.
    Эллинская традиция расценивала риторику как науку убеждать словом, мастерством речи. По мнению эллиноври
    торов, у риторики триединая основа: нравственность, муд
    рость (истина) и артистизм; ценились также образованность,
    культура и талант оратора. Правда, позднее Цицерон ска
    жет: “Поэтами рождаются, ораторами становятся”, — но и сам он был, несомненно, щедро одарен Юпитером.
    Старую, или каноническую, риторику делили на пять частей:
    а) инвенция — в русском переводе “изобретение мыс
    лей”, или подготовка содержания речи;
    б) диспозиция, или композиция, в русских риториках —
    расположение (обычно связывалось с речевым жанром);
    в) элокуция и орнамента — выражение и украшение; пос
    ледняя — самая объемная часть — впоследствии приобрела

    16
    ведущую роль (выбор средств языка, стили, культура речи,
    поэтика);
    г) мемориа — запоминание подготовленного текста, трени
    ровка памяти, ее высокой готовности;
    д) акция, или исполнение, — безупречное владение ре
    чью, мастерство устной выразительности, умение держать
    ся, жесты и пр.
    Традиции древности прослеживали такие связи рито'
    рики:
    • с логикой — рассуждение, доказательство, аргумента
    ция, законы тождества, достаточного обоснования;
    • с философией — мораль, нравственные проблемы: доб
    ро и зло, счастье и страдание, мировоззренческие проблемы;
    • с политикой — проблемы власти и свободы, собствен
    ности, общественных отношений, войны и мира;
    • с юриспруденцией — права человека, судебная прак
    тика;
    • с филологией — язык, его средства, стили, вырази
    тельность речи, просодия, литература, поэтика, жанры, те
    атр.
    Остро ставился вопрос убеждений — эллины были твер
    ды в своей позиции: как известно, Сократ, Демосфен пред
    почли смерть отказу от своих убеждений.
    Немного подробнее стоит остановиться на уровне фило
    логических решений в риторике тех лет: разграничивались стили высокий и низкий, художественный и деловой; четко резделялись просодические категории — ритма речи, высо
    ты тона, силы звучания, темпа речи, ударений, пауз, под
    робно изучались фигуры и тропы, число последних достига
    ло 200.
    Несмотря на то что импровизация ценилась достаточно высоко, предпочтение все же отдавалось тщательной, деталь
    ной подготовке, записи текста предстоящего выступления,
    шлифовке каждой фразы. Кстати, если бы этого не было, до нас просто не дошли бы речи великих ораторов Древней Гре
    ции и Рима — Демосфена, Цицерона и др.

    17
    “Риторика” Аристотеля
    Ученик великого Платона, многогранный ученый, автор
    “Метафизики”, “Логики”, “Политики”, “Поэтики”, “Анали
    тики” написал и наиболее значительный для своего и нашего времени труд в трех книгах — “Риторику”, охватив, таким образом, мир разума и духовного богатства человека.
    Цель науки красноречия Аристотель видит в служении доб
    ру и людскому счастью, последнему он отводит особенно много места, расценивает его как “благополучие, окрыленное добро
    детелью”. Критерии счастья — уважение среди людей, успех любимого дела, дружная семья, наконец, главное —
    “иметь хорошего, близкого друга”.
    Аристотель пишет о качествах, необходимых оратору;
    это — высокая образованность, общественная активность,
    уважаемая народом должность, государственные заслуги,
    мастерство речи, безупречная честность.
    На многих страницах он рассуждает о нравственном праве оратора заранее готовиться к выступлению перед людьми,
    которые не вооружены ораторским умением, риторическими знаниями, т. е. в этом отношении не равны выступающему пе
    ред ними. Правда, он всегда отдает преимущество оратору.
    Само государство он рассматривает как систему речевого взаимодействия, в этом смысле семья и государство иден
    тичны. Способность речи, по Аристотелю, отличает человека
    “от прочих животных”, речь создает и семью и государство,
    следовательно, риторика — учение об обществе и управле
    нии им.
    Во многом риторика, по Аристотелю, — больше соци
    альная наука, чем филологическая: в риторике он соединял все отрасли наук о человеке.
    Собственно красноречие у Аристотеля подразделялось на совещательные речи (их цель — одобрять или отклонять что
    либо), судебные (их цель — обвинять или оправдывать), и эпидейктические (их задача — хвалить или порицать). Внут
    ри этого членения выделялись и другие области применения риторики.

    18
    Так, афинская рабовладельческая демократия способство
    вала развитию политического красноречия: примером могут служить знаменитые “филиппики” Демосфена, направлен
    ные против агрессивной политики македонского царя Филип
    па II. Высоко было развито и академическое красноречие, осо
    бенно в философских школах.
    Непревзойденным мастером учебного диалога был Сократ,
    его метод получил название сократического: если его ученик терял логическую цепь в рассуждении, Сократ не поправлял его, а давал возможность самому убедиться в абсурдности своих выводов.
    В “Риторике” Аристотеля немалое внимание уделено дружеской беседе, обогащающей соучастников, приносящей радость. Внимание к интимному общению намечает отход от традиций официальной атмосферы риторического действия.
    Не обойдена вниманием и деловая речь, связанная с состав
    лением документов, текстов законов, договоров, с торговы
    ми отношениями и пр.
    Аристотель создал учение об этосе, логосе и пафосе —
    основных категориях научной риторики.
    Этос — это уместность речи, ее соответствие нравствен
    ным ожиданиями слушателей, которые могут принять эту речь или отвергнуть. В этом тезисе подразумевается уважение к слушателям, обращение к адресату, сказали бы мы сегодня.
    Пафос — замысел создателя речи, развиваемый перед слушателями. В этом тезисе сосредоточена позиция говоря
    щего, его убеждения.
    Логос — словесные, языковые средства, а также логи
    ка; их оратор использует для достижения цели, для убеж
    дения.
    Всякий вид речи (судебная, совещательная, эпидейкти
    ческая) есть неизбежное единство этоса, пафоса и логоса. Все три вида речи выступают в единстве, во взаимодействии.
    Так, в судебной речи этос — это народный суд, действи
    тельно имевший место в Афинах, это диалог, в котором дол
    жна восторжествовать справедливость. Пафос — стремление

    19
    выяснить правду, добиться ясной картины отношений сторон.
    Логос имеет свою цель: все передать точно и ясно, выразить обстоятельства спора с предельной безупречностью мысли и словесного оформления.
    То же применительно к Народному собранию, к совеща
    тельной речи: этос несут в себе все участники — те, кто выра
    жают свое мнение, кто, в конечном счете, принимает реше
    ние или отвергает его, их совесть; пафос реализуется в отста
    ивании своей позиции, своего понимания истины; логос —
    словесное совершенство, мастерство выражения, выразитель
    ность, которая особенно ценится в ситуациях торжества. Именно на этой ступени зачастую срабатывает сила убеждения.
    Риторика обращена не к очевидному, а к вероятному или возможному. Вероятное порой важнее уже известного. Рито
    рика соединяет прошлое с будущим. Плоха риторика, кото
    рая оказывает давление на слушающего.
    Риторика наряду с философией должна быть основным предметом образования; сам трактат “Риторика” — это и курс этой науки, и философское обобщение достигнутого, и про
    изведение искусства, образец научного творчества.
    Заметим, что Аристотель и сам был блестящим масте
    ром слова: он в “Логике” и “Метафизике” достиг таких, едва различимых, нюансов мысли и речевых конструкций, какие сделали бы честь любому современному мыслителю. Не слу
    чаен его афоризм: “Риторика — искусство, соответствующее диалектике”.
    Риторика в Риме: Цицерон, Квинтилиан
    Рим, завоеватель Греции, ревностно перенимал эллинс
    кую культуру; и поэтический дар, и науки, и риторическое мастерство ценились чрезвычайно высоко. Риторические шко
    лы в Риме достигли расцвета, непревзойденными ораторами и поныне признаются Марк Туллий Цицерон, Юлий Цезарь,
    Марк Юний Брут. Огромен вклад Рима в мировую литерату
    ру: сочинения Горация оказали влияние на развитие литера
    турных и риторических традиций Европы.

    20
    Однако в римский период усилились прагматические тен
    денции. Вопервых, повысился социальный статус оратора,
    признание его роли в социальной жизни достигло необычай
    ной высоты. Именно в это время созданы целые трактаты об ораторе. Высший пример этого — М. Т. Цицерон (106–43 гг. до н. э.), совместивший в себе мастерство и оратора, и поэта, и государственного деятеля и ученость ритора.
    Его труды — “Об ораторе”, “Оратор”, “Брут”. Он и фило
    соф, и автор трактатов “О судьбе”, “О дивинации”, “О при
    роде богов”. Цицерон утверждает: свойства оратора — актив
    ность, смелость, общительность, разносторонность интересов;
    оратор — мыслитель, а в тревожных ситуациях — воин.
    Вовторых — это повышение роли правил, подготовки в области красноречия. Знание риторических приемов и дли
    тельные упражнения необходимы: умение завоевать внима
    ние слушателей, их доверие обеспечат успех. Эта линия в римской риторике особенно тщательно разработана Марком
    Фабием Квинтилианом (около 36–96 гг. н. э.). Ниже будет из
    ложено содержание трудов Квинтилиана.
    Втретьих, определяется эстетический фактор в мастер
    стве красноречия. Цицерон пишет: “Перед кем же люди тре
    пещут? На кого взирают, потрясенные, когда он говорит?
    Кем восторгаются? Кого считают чуть ли не богом среди лю
    дей?”
    Хорошая, совершенная, украшенная речь в этот период ценится все выше.
    Особенно Цицерон ценит контрастные фигуры, лаконич
    ность речи, многообразие интонации, ритмику речи, иноска
    зания, намек. Его речи возбуждали мысль слушателей, как бы наталкивали их на понимание глубинного смысла.
    Он наметил основные линии воспитания оратора: извест
    но, что у него была своя ораторская школа, он и руководил ею, и преподавал (его ученикам можно было позавидовать).
    Вчетвертых, Цицерон поновому подходил к философс
    ким основам риторики, распространяя ее функции в позна
    нии; более того, — ставил ее во главе всех вещей, законов

    21
    природы, обязанностей людей, ибо знание всех этих вещей вхо
    дит в жизнь людей через речь.
    При этом красноречие понимается как умение обо всем сказать ясно, точно, убедительно и красиво. В сущности, он приближается к современному пониманию когнитивной роли языка и речи.
    Талант философа был признан за Цицероном не только современниками: средневековые монахи (христиане) тщатель
    но переписывали его труды, не видя в них вреда, и сам Авгу
    стин Блаженный в V в. писал, что Туллий был тем, “кем фи
    лософия на латинском языке была начата и закончена”.
    Философские идеи Цицерона легли в основу Ренессанса,
    возродившего понятие humanitas — “человечность, гуман
    ность, гуманизм”. Как оратор, ритор и мыслитель он отразил свое бурное время, римское самосознание. Может быть, он не достиг глубины и широты Платона, но достойно представил свою эпоху и римскую культуру.
    Наиболее полный и глубокий курс риторики дал М. Ф. Квин'
    тилиан в труде “Об образовании оратора” из 12 книг:
    “О воспитании будущего оратора”;
    “Когда отдавать отрока ритору”;
    “История риторики и ее составные части”;
    “Приступ, повествование...”;
    “Доказательства, опровержения”;
    “О возбуждении страстей: смех, сострадание, размыш
    ление”;
    “Расположение”;
    “Словесное выражение”;
    “Фигуры”;
    “Об изобилии слов”;
    “О благоприличии в слове”;
    “Оратор как человек; нравственный облик”.
    Труд Квинтилиана не только всеобъемлющ, но и удиви
    тельно богат деталями: он дал наиболее полный перечень тро
    пов с их характеристиками, раскрыл связи риторики с лите
    ратурой, логикой, усилил внимание к памяти, видам пост

    22
    роения текста. Автор разработал программы обучения, методы тренировки обучаемых, дал перечни ситуаций жизни, побуж
    дающих человека к речи, к высказываниям.
    Он выдвинул рекомендации к построению фразы, диало
    гов разных типов, аргументации, приведению примеров. Рас
    смотрены проблемы воспитания — физического, нравствен
    ного, общекультурного, гармонического. Много внимания уде
    лено изучению языка и языковым упражнениям.
    Сущность риторики, по определению Квинтилиана, —
    союз мысли и слова. Сформулированы также цели воспита
    ния и образования — это подготовка к общественной дея
    тельности: на государственной службе, в области культуры,
    в суде, в обучении. Квинтилиан создал модель высшего уровня образования юноши.
    Методическая сторона его системы состоит в последова
    тельности, ступенчатости курса, в определении того, что следует знать и уметь, в установлении видов деятельности учителя и учащегося, в отработке реакции самостоятельной деятельности последнего.
    Таким образом, к началу новой эры в теоретической ри'
    торике были осознаны, а во многом и определены и разрабо'
    таны ее проблемы:
    1) предмет риторики — красноречие и, шире, речь;
    2) функция риторики — убеждение средствами мастер
    ства речи, языковой культуры;
    3) типы речи и сферы применения красноречия;
    4) личностные качества говорящего: его позиция, учет адресата, а отчасти и позиция самого адресата;
    5) ступени ораторского действия: предмет и мысленная основа высказывания, его построение, языковое выражение,
    память и, наконец, исполнение;
    6) доведение перечисленного до уровня мастерства и даже искусства, особенно в части средств языкового оформ
    ления;
    7) основы оценки и самооценки речи и ее результативно
    сти.

    23
    ИСТОРИЯ РИТОРИКИ: НОВАЯ ЭРА
    Раннее христианство. Гомилетика
    Первая реакция идеологов христианства на риторику была резко отрицательная, как на языческую науку и культуру.
    Но уже к III–IV вв. наступило осознание того факта, что само христианское учение, Евангелие, Деяния послания апостола
    Павла, Откровение Иоанна Богослова — суть лучшие, высо
    коталантливые образцы красноречия, многие из которых со
    здавались первоначально в устной форме, передавались из уст в уста и впоследствии записанные.
    Канонизированы четыре Евангелия, принадлежащие уче
    никам Иисуса Христа, — Матфею, Иоанну, Луке и Марку
    (многие Евангелия были признаны апокрифическими, ибо не во всем совпадали с общепринятыми текстами).
    Сам Иисус Христос был превосходным оратором: все его поучения и даже, казалось бы, обычные высказывания лако
    ничны, аллегоричны, исключительно точно передают мысль,
    подчинены единому замыслу. Его Нагорная проповедь (5–7 главы
    Евангелия от Матфея) построена на афоризмах: “Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано”; “У вас же и волосы на голове все сочтены”; на парал
    лелизмах, аллегориях, обращениях и призывах.
    В его речах — мастерские антитезы, например: “Еще слышали вы, что сказано древними “не преступи клятвы”...
    А я говорю вам: “Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его”.
    Учение, изложенное в Евангелии, стало основой гомиле'
    тики — теории и искусства проповеди: в 10й главе Еванге
    лия от Матфея рассказывается, как Христос, собрав своих учеников — апостолов, дает им задание, развивает перед ними программу их проповеднической деятельности.
    Он посылает их к заблудшим овцам дома Израилева;
    проповедники должны быть скромны и не пытаться быть выше своего учителя; они сами выбирают своих слушателей — это

    24
    должны быть достойные люди. “Будьте мудры, как змеи, и про
    сты, как голуби, — напутствует их Христос. — Не вы будете говорить, но дух Отца вашего будет говорить в вас”. Проповед
    ник несет людям новый идеал — “приближение Царства небес
    ного”.
    Гомилетика формирует новый тип оратора, проповедни
    ка — бескорыстного, самоотверженного, полного сострада
    ния к ближнему, абсолютно убежденного в своей правоте,
    чувствующего себя защищенным силой самого Бога. Он дол
    жен быть готов к гонениям, страданиям, мукам за свою про
    поведь, но верить в высшую награду.
    Содержание проповеди уже дано апостолу во многих про
    шедших беседах с Учителем. Проповедник должен знать, что граница веры в этом новом учении, может быть, пройдет че
    рез семью, разделит сына и отца. И к этому он должен быть готов.
    Известно, что такой тип ораторов, проповедников уче
    ния Христа действительно был, и не только в I–II вв. н. э., в годы преследования христиан римлянами, когда выдвинулись тысячи проповедников, растерзанных, замученных; были они и в наше время. Многое из этого учения взяли на свое воору
    жение и другие борцы за истину, за справедливость, как они ее понимали.
    Нельзя забывать, что до III–IV вв. христианство разви
    валось как религия угнетенных. Но после соединения христи
    анства с государственной властью ситуация меняется. Цер
    ковь уточняет догматику проповедей, и острота борьбы на
    правляется против ересей, против других конфессий. Суть же гомилетики остается. В богословских учебных заведениях и теперь действуют кафедры гомилетики, она преподается будущим пастырям, миссионерам, преподавателям православ
    ных гимназий.
    И в прошлом, и в наши дни в среде духовенства выска
    зывались возражения против использования риторических приемов, фигур и тропов, ибо учение Христа сильно своей истиной, а потому в украшениях не нуждается. Но ведь сама

    25
    практика духовной проповеди и богослужения не чуждается этих средств.
    Тексты и Ветхого, и Нового заветов не лишены этих ри
    торических приемов, более того, они могут служить приме
    ром риторического мастерства, например псалмы Давида, “Ек
    клесиаст”, “Песня песней Соломона”.
    Многие тексты и формы общения, речи, введенные в церковную традицию и хранимые ею, способствуют обогаще
    нию духовного мира людей, пробуждению их нравственного чувства, совести, традиционной человечности. Это молитва,
    идущая от души, обращенная верующим к высшей справед
    ливости, это исповедь как высшее очищение душевного мира,
    как покаяние, как преодоление в себе зла.
    Следует отметить, что в богословских учебных заведе
    ниях в наше время нередко преподается не только гомилети
    ка, но и светская риторика, особенно на тех факультетах,
    где обучаются будущие миссионеры, преподаватели: ведь им придется работать в среде неподготовленных людей.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта