Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
КУЛЬТУРА МЫСЛИ. ЛОГИКА РЕЧИ Можно ли говорить о культуре речи, не обращаясь к ее мысленной основе? Даже если предположить, что говорящий безупречно пользуется литературными нормами (что сомни тельно), можно ли считать речь хорошей, если она алогична, в ней не соблюдаются основные законы и правила науки ло гики? Логика, как и риторика, — одна из древнейших наук о человеке, она изучает законы и формы правильного мышле 69 ния. Понятия “логика”, “логичный” издавна стали синонимами рассудка, ума, естественных связей в мире и в мышлении. Логика служит инструментом познания, интеллекта и его развития. Так, Аристотель в своей “Логике” достиг еще в IV в. до н. э. такого уровня логических построений, которые доступны далеко не каждому современному оратору. В старых риториках нормирование мысленной, логичес кой структуры содержания предстоящей речи называлось изобретением, не пустым фантазированием, а созиданием мыслительной основы, творчеством: первое суждение подго тавливало, порождало последующее суждение или умозак лючение, создавалась логическая цепь. Сегодня мысленная основа речи формируется по тем же логическим законам, и, несмотря на отказ от изучения науки логики в средней школе и даже в высшей, логические законы и правила усваиваются людьми через изучаемые тексты по гума нитарным и естественным предметам, через художественную литературу, публицистику и даже разговорную речь, ибо язык неотрывен от логики и логические конструкции лежат в основе предложений и особенно текста. Язык соотносится с сознанием, речь — с мышлением, они неотрывны одно от другого. Основные виды логики, используемые в построении речи: • ф о р м а л ь н а я л о г и к а (изучает формы мышления — понятия, их определения, суждения, их соединения, умо заключения, силлогизмы, обобщения, выводы); • д и а л е к т и ч е с к а я л о г и к а (исследует мышление в его развитии, в противоречиях, доказательствах и опро вержениях, дискуссиях, полемике, спорах, борьбе противо положностей); • м а т е м а т и ч е с к а я л о г и к а (выполняет те же фун кции, но с применением математического аппарата, обеспе чивающего высокую точность и надежность в абстрактных построениях). Термин логика используется также в бытовых ситуациях как обозначение связей и зависимостей явлений: например, 70 логика природы как самая доступная и убедительная зависи мость между объектами или процессами. Законы и правила логики в речевом акте, а следователь но, и в риторике, призваны обеспечить правильность мысли тельных и языковых конструкций, т. е. предложений, сверх фразовых построений, сложных синтаксических целых, ком понентов текста, наконец, целого текста. В этом смысле логика также есть средство культуры речи, ибо логика мышления соотносима по функции с языковой нор мой. И та, и другая обеспечивают надежность интеллектуаль ных контактов между людьми, и у той, и у другой есть свои перечни и типологии ошибок, обычно допускаемых в практике общения. В античной риторике придавалось большое значение топике, так названа одна из книг Аристотеля. Примеры топов, или “общих мест”, наиболее употре' бительных в риторике: а) род и вид, их субординация; б) причины и следствия, оперирование ими; в) признаки, свойства, качества, оперирование ими. В XIX в. топы (топики, общие места) приобрели плохую репутацию, в ряду критикуемых средств риторики занимали первое место, в какойто степени такое отношение сохрани лось и поныне. Однако нельзя не признать, что, вопервых, без них не обойтись, вовторых, они являются надежным инструментом логического обеспечения речи. Логическое построение текста нуждается в фактах, дос товерном материале, так или иначе добытом говорящим или пишущим. Источники материала: общая образованность и культура субъекта, накапливающаяся годами, десятилетиями, соб ственный жизненный опыт. Первый — опосредованный опыт, первоначально накоп ленный другими людьми, второй — непосредственный, накоп ленный самим субъектом. Первый преобладает, и это естествен но; в речи, высказываниях, особенно в научных, политичес ких, деловых текстах, официальных, публичных происходит 71 объединение того и другого, отбор материала и его структуриро вание. В этом процессе руководящими критериями служат цели высказывания, позиция говорящего и логика, ее аппарат и меха низмы. Логический инструмент в построении высказывания — план: предварительный план схематичен — из четырехпяти пунктов, в дальнейшем, по мере накопления материала и его структурирования, отбора, упорядочивания, план постепен но усложняется, в нем появляются подпункты. Планы бывают простые, сложные и микротемные, т. е. такие, дальнейшее дробление которых уже невозможно. План не только необходим, но и неизбежен: таково свойство чело веческой психики, сознательной деятельности. Все, что конструирует, созидает человек, он первона чально моделирует, намечает в виде схемы, плана (этим он отличается, например, от пчелы, которая строит соты строго геометрически, но делает это инстинктивно, всегда одинако во — так о пчелах думают люди). Не следует фетишизировать план: его функция — слу жебная, в произносимой речи или написанном тексте план обычно не воспроизводится. Но тот, кто говорит: “Я всегда пишу без плана”, — ошибается, ибо мысленный план все же бывает; качество текста повышается, если плану было уде лено достаточное внимание. В соответствии с планом текст разделяется на разделы, подразделы, главы, — наконец, на абзацы, а в устном ис полнении прерывается паузами. Все умения в области струк турирования мысли и речи тоже обеспечивают культуру ав торского труда, культуру общения. Закон тождества запрещает на протяжении рассужде ния подменять понятия: любое понятие, обозначенное сло вом, на протяжении одного текста должно употребляться в одном и том же объеме значения. Нарушение закона тождества — это ошибка (часто при меняемая умышленно в эристике в качестве софизма), ко торая называется “подмена понятий”. 72 Второй закон — непротиворечия: “невозможно чтолибо вместе утверждать и отрицать” (Аристотель) о предмете. Нарушение второго закона — незаметное, иногда поино му сформулированное утверждение того, что ранее отрица лось в этом же тексте или в другом тексте того же автора (если автор переменил свою позицию, он должен публично признать это). Третий закон — закон достаточного основания: каждая высказанная новая мысль должна быть доказана, обоснована другими суждениями, истинность которых доказана ранее, в соответствии с теми правилами доказательства, которые вы работаны в логике. Наиболее частая ошибка — неполное до казательство, т. е. приведено мало аргументов и фактов или сами доказательства некорректны. Еще несколько типичных логических ошибок: а) неправильно указана причина какогото явления: “после этого — значит, по причине этого”; б) неоправданный пропуск (бывает умышленный пропуск) чегото существенного; в) соотнесение понятий или суждений разных уровней (летом бывает жарко, а в апреле идут дожди), логический парадокс; г) ошибочные местоименные замены, создающие двоя кий смысл; д) от сказанного с условием — к сказанному безусловно; например, сказано, что предмет обладает какимто призна ком лишь при температуре ниже 60 градусов, затем условие забывается и прежнее утверждение выдается за правильное, что неверно; е) ложная аналогия, ложное противопоставление и пр. Нарушением культуры речи принято считать и чрезмер ные доказательства общеизвестных истин, и ложную новиз ну (говорящий говорит об известном, как о новом: лошади кушают овес), и назойливое повторение какоголибо утвер ждения, пусть даже разумного, и черезмерную логичность речи в ситуациях легкого, шутливого разговора. 73 Наконец, следует сказать и об умышленных нарушениях логики в интересах композиции повествования: такие нару шения не только не считаются ошибкой, а, наоборот, высоко ценятся и вызывают интерес у слушателей или читателей. Например, романист утаивает случай из молодости ге роя, создавая напряженный интерес читателя к загадочному поведению персонажа, или начинает повесть с итогового конф ликта, итога жизни героя, и лишь после этого показывает его жизнь ретроспективно, что позволяет читателю глубже ос мыслить жизненные ситуации и те решения героя, которые привели его к трагическому (или счастливому) итогу. АВТОМАТИЗМ МЕХАНИЗМОВ РЕЧИ Бывает, что говорящий или пишущий прекрасно знает правила и нормы литературного языка, неплохо выбирает слова, владеет орфографией и пунктуацией, но слушать его (да и читать) невозможно, причем не изза технических по мех, которые от него не зависят (посторонние шумы, другие отвлекающие факторы), а изза субъективных причин. Он порождает их сам. Разрушается хорошо подготовленная речь, эффект общения не достигается. Остановимся на некоторых свойствах личности, от раз' витости которых может зависеть результат речевого об' щения. 1. А к т и в н о с т ь в о б щ е н и и , р е ч е в а я а к т и в н о с т ь , к о м м у н и к а б е л ь н о с т ь. Многое в становлении этих качеств языковой личности зависит от генотипа, условий жизни и воспитания. Но совершенно очевидно, что пассив ность, как общая, так и речевая, не поможет сформировать хорошего оратора да и остроумного, веселого собеседника, лидера в полилоге. Активности противостоит вялость характера, боязнь неудач, замедленность реакций, отсутствие находчивости, “комплекс неполноценности”, наконец. Общего закона здесь, повидимому, нет, потому что и флегматики достигают успеха, становятся от 74 личными работниками в областях, связанных с речью. И все же активному характеру легче во многих ситуациях. 2. П о с т а н о в к а г о л о с а — это обычный учебный пред мет в ряде вузов, например в театральных, иногда — в педа гогических. Этот предмет включает в себя: а) развитие речевого дыхания: его объема, ритмичности, умения владеть им, регулировать его. Главное в дыхании — его объем, измеряемый количеством слов, которые говоря щий может произнести одним выдохом. Этот объем увеличи вают с помощью упражнений: студент, достигший 10 слов на одном выдохе, увеличивает объем до 12, затем до 15 слов, до 20 и т. д.; б) овладение разными степенями громкости голоса, темпом речи; обычный темп речи носителя русского языка — 120 слов в минуту (данные получены в 60е гг. XX в.). Для развития речевого голоса полезно пение; в) развитие восприятия чужих голосов, а также их разли чения (голос человека индивидуален, по голосу узнают чело века). 3. Р а з в и т и е д и к ц и и. Это четкое произнесение зву ков речи, степень отчетливости произнесения, правильная артикуляция звуков. Определенную роль в дикции играет осоз нание положений и движений органов речи при произноше нии звука. Хорошая дикция предполагает свободную подвиж ность органов речи: нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, включение (напряжением) голосовых связок. 4. О в л а д е н и е т е м б р о м г о л о с а , и н т о н а ц и я м и , п а у з а м и. Это огромные области ритмикомелодичес ких нюансов звучащей речи, чередования понижений и по вышений, интенсивности, окраски голоса, обертонов, эмоци ональных окрасок. Паузы — смысловые, разделительные и особенно пси хологические — тоже активно участвуют в передаче не толь ко прямого смысла, но и эмоций, оценочных оттенков: это интонации патетические и иронические, мажор и минор, радость и горе. Это тембр, окрашивающий голос эмоциональ 75 но: робкий, дрожащий, с надрывом, крикливый, “струнный” (А. Блок), игривый, мрачный. Поскольку интонации и тембр передают не смысл речи, а эмоции, их трудно определить логически, им почти невоз можно обучать. Трудно передать чувство, не пережив его (точ нее — не переживая его). Это богатство составляет артистизм. Почти каждый обыч ный человек очень тонко владеет тембром, интонациями, пси хологическими паузами, фразовыми и эмоциональными уда рениями. 5. О в л а д е н и е м е х а н и з м а м и в ы б о р а с л о в и и х г р а м м а т и ч е с к и м и с в я з я м и, т. е. семантикограм матическим структурированием речи. Такое умение формиру ется в родном языке начиная с первого года жизни, на уровне бессознательного, т. е. языковой интуиции — языкового чутья. Если человек овладел этими механизмами, то он говорит свободно, легко, не спотыкаясь, закругляет фразу, развора чивает следующую. Такой автоматизм приходит лишь в ре зультате многолетних тренировок, высокой речевой активно сти и обширных знаний. Физиологические механизмы таких умений, автоматиз ма в науке мало изучены, но их результаты знает каждый. У людей, овладевших этой стороной культуры речи, невозможно заметить никакого напряжения, они направляют свои усилия не на поиск очередного слова, а на зрительный и эмоцио нальный контакт с аудиторией, обдумывание перспектив об щения на следующих этапах. Но бывает, что не срабатывает чтото в механизме, на рушается координация и начатое предложение прерывается, возникает пауза — не смысловая, психологическая, наме ренная, а вынужденная, ненужная, и говорящий заполняет ее либо растерянным молчанием, либо так называемым “за полнителем”: мычанием ммм, эээ. Естественно, что контакт с аудиторией прерывается. Есть, наконец, “язык молчания”, т. е. язык телодвиже ний: жесты, позы, мимика, пантомимика, указания на пред 76 меты, которые видят слушатели, и пр. Есть и понятие куль туры телодвижений — составной части общей манеры дер жаться корректно, с достоинством, в меру раскованно, про сто и свободно. Большая часть рассмотренных факторов относится к речи ус тной. Сущность же механизмов письма — в кодовом переходе с аку стического кода на графический, или код фонем. В практике быст рого, неозвученного письма, а это основной вид письма в совре менном мире, графемы соотносятся с фонемами. Но единицами перехода могут быть и значения, это идео графическое письмо, например древнеегипетские иероглифы или современные дорожные знаки. Буквенные алфавиты про ще в усвоении и гибче в передаче текста, но неэкономны в техническом отношении. Письмо как деятельность имеет две стороны. Первая — его правильность, т. е. соблюдение правил графики — обозна чения звучащих единиц; и графика, и орфография относятся к числу языковых норм. Вторая сторона процесса письма, его навык скорописи — это почерк: он индивидуален, по почерку узнают автора, точнее — писца. Скоропись и ее манера, т. е. почерк, должны выполнять функции передачи мысли; это значит, что почерк должен быть разборчив, понятен любому читателю. К сожалению, в жизни ча сто бывает не так, люди снисходительны к почерку, несмотря на то, что сами страдают, прочитывая текст неправильно. Следовательно, неразборчивость письма — признак низ кой культуры письменной речи и неуважение к читающему. 1.3. Виды риторики ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА Педагогическая риторика реализуется в двух сферах: в педагогике, т. е. используется как средство достижения педа гогических целей, и собственно в риторике как методике раз вития риторических способностей. 77 По аналогии с дипломатической и деловой риторикой пе дагогическую риторику следует воспринимать как науку, обес печивающую профессиональное общение в целях оптимиза ции процесса трансляции (передачи) опыта. Педагогическая риторика — это наука и искусство обще ния учителя, преподавателя и, шире, педагогического кол лектива со школьниками, студентами в процессе обучения. Риторика в педагогической сфере рассматривает условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности для правильного формирования лично сти школьника, обеспечивает эмоциональный климат обуче ния и управление социальнопсихологическими процессами, речевыми средствами с использованием максимальных воз можностей личностных особенностей педагога в учебном про цессе. Основу коммуникативной деятельности педагога состав ляют практические знания о способах целенаправленного ис пользования речевых средств для решения задач педагоги ческого общения. Предметом педагогической риторики явля ется речевое мастерство, хорошая речь учителя (преподавателя) как необходимая часть ремесла. Коммуникативная стратегия взаимодействия обучающий– обучаемый определяется педагогом, управляющим процес сом познавательной деятельности, регулирующим взаимоот ношения между учащимися, создающим атмосферу добро желательного и активного речевого общения. Это ярко выраженная стратегия партнерства, кооперации: участники общения находятся как бы по одну сторону деятельности, их отношения опосредованы общей целью и общим участием в выполнении своих обязанностей. Педагогическая риторика рассматривает специфику речи как средство передачи учебной информации, коммуникатив ную компетентность учителя в соответствии с задачами кон кретной ситуации общения. Речь педагога и студента не толь ко обслуживает обучение, но и является средством достиже ния цели обучения — средством развития речи студентов. 78 Педагогическая риторика рекомендует молодому учителю конкретные пути научного познания в целях овладения и раз' вития коммуникативно'речевых способностей. П е р в ы й п у т ь — о п о р а н а о п ы т и и н т у и ц и ю. Знания, перерастая в навык и неоднократно повторя ясь, переходят в подсознание, становятся опытом. Челове ческий мозг способен к прогнозу, к предвосхищению на осно ве прошлого опыта. Это помогает ему угадывать, соотносить, принимать верное решение.Поэтому развивать, прежде все го, следует способность к предвосхищению, интуицию. В ос нове интуиции лежит быстрое обобщение, опирающееся на личный опыт, на ассоциации. Информация, которая уже известна человеку, синтези руется (осознанно и интуитивно), суммируется — сокраща ется аргументация — и высказывается суждениепредполо жение. Интуиция всегда экономна и обеспечивает скорость взаимопонимания партнеров по общению, если речевая фор ма суждения адекватна содержанию. Значит, необходимо раз вивать интуицию, доверять ей и смелее обращаться к кругу ассоциаций, существующих в памяти человека. В т о р о й п у т ь р а з в и т и я р е ч е в ы х с п о с о б н о с т е й — э т о о в л а д е н и е “ т е х н о л о г и е й ” п р о ф е с с и о н а л ь н о п е д а г о г и ч е с к о г о о б щ е н и я. Важно ов ладеть общими установками, определяющими условия успеш ной реализации информационнокоммуникативной деятельности. Технологичность педагогической деятельности предпола гает ряд требований. Точность передачи научной информа ции при любой степени ее адаптации в учебных целях. Адек ватность коммуникативных средств достигается здесь благо даря четкости и лаконичности теоретических определений, обеспечивается речевыми приемами совместной деятельнос ти учителя и учащихся. Коммуникативная компетенция учителя, его умение ори ентироваться в ситуации общения — второе условие успеш ной реализации познавательной функции общения. На пер 79 вый план выдвигается “чувство адресата” — умение предвос хищать его реакцию как на стадии подготовки занятия, так и на стадии непосредственного учебного общения. Не следует забывать о нормативной функции педагоги ческого общения. Учебнонаучная речь педагога воспринима ется как образец. Для обучающего принципиально важно сво бодное владение “языком предмета” во всех его разновидно стях — от научной логики и информационной емкости теоретического определения терминологического понятия до образной выразительности слова о профессии. Цель педагогического общения успешно реализуется в том случае, если педагог, хорошо знающий свою аудиторию, умеет выбирать из личного арсенала речевых средств те слова и те формы речевого воздействия, которые будут наиболее адек ватны и эмоционально созвучны данной ситуации. Педагогическая риторика отличается от других учебных дисциплин тем, что является не только объектом изучения, но одновременно и средством обучения. Речь педагога — об разец для подражания, своеобразное наглядное пособие. Основная функция педагогической речи — ее информа тивность. Ее задача — не только пробудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Ощущение движе ния, вызываемое повествованием, конкретность, характер ная для описания, и закономерный порядок, присущий объяс нению, — наиболее важные черты речи, имеющей познава тельное значение. Информационная речь должна отвечать следующим тре' бованиям: а) в н е й н е д о л ж н о б ы т ь н и ч е г о с п о р н о г о. В информационной речи любой вопрос находит свое разрешение при соблюдении двух условий: он должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду и не мо жет вызывать спора: верить или не верить и что делать; б) о н а д о л ж н а в ы з ы в а т ь п ы т л и в о с т ь. Харак терная для информационной речи черта заключается в том, 80 что она пробуждает любознательность слушателя. Если зара нее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумени ем или сомнением, ваш долг поставить их; в) о н а д о л ж н а у д о в л е т в о р я т ь з а п р о с ы с л у ш а т е л я. Другая ваша обязанность заключается в ответе на все поднятые вопросы, который удовлетворил бы слушателя. Нельзя браться за доклад об устройстве атома, если вы не проработали эту сложную проблему до предельной ясности; г) с о о б щ е н и е д о л ж н о б ы т ь а к т у а л ь н о. В ос нове интересов ученика лежат факты, их значение, процес сы, принципы и события сами по себе. Но интересы могут возникать и в связи с практическими запросами, поскольку они имеют непосредственное отношение к занятиям слуша теля, его домашнему быту, религии, отдыху, к политичес ким взглядам или его общественной жизни. С одной стороны, информационную речь едва ли можно отличить от развлекательной, так как в ней содержатся в большом объеме элементы, вызывающие интерес: конкрет ность, новизна, конфликт, контраст и, возможно, юмор. При мер: волнующая новая повесть. С другой стороны, информационная речь приближается к агитационной. При всех условиях речь, имеющая познава тельное значение, в противоположность речи развлекатель ной, должна вызвать у слушателя впечатление, что позна ния, которые он уносит с собой, стоили времени и внимания. Каждая речь любого типа содержит элементы информа ции и должна представлять интерес. Практические выводы, обусловленные характером информации и интересом к ней в данной аудитории, определят основную целевую установку оратора. Иногда беседа, по всей видимости преследующая познавательные цели, в действительности будет иметь аги тационное значение. Особенность педагогической речи заключается в необхо димости поддержания интереса к своему предмету или дис циплине. Отсюда — необходимость включения в педагогичес кую речь элементов агитационной, убеждающей речи. 81 Убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какоелибо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитацион ные, в которых любыми методами — логическими и ины ми — педагог убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышле ния и поведения, она не представляет собой призыва к не посредственному действию. Задача педагога — доказать ис тинность гипотезы или тезиса. Вместе с тем воспитательная составляющая педагогичес кой речи требует убедить ученика в необходимости изучения какоголибо предмета. Мотивация познавательной деятельно сти существенно возрастает в условиях понимания обучаю щимися высокой значимости приобретаемых знаний. Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактичес кие данные, пробуждать психическую восприимчивость, при водить к согласию. Сверх этого ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателя почувствовать потребность сделать то, о чем его просит оратор. Речевые приемы популяризации — это особые речевые средства, с помощью которых учитель делает научные зна ния (понятия, факты, закономерности) доступными усвоению учащихся. В основе приемов популяризации лежат лексичес кие и синтаксические средства словесной образности и выра зительности — различные тропы и риторические фигуры. Для того чтобы сделать процесс усвоения знаний дос тупным, прежде всего необходимо привлечь внимание уча щихся и оживить саму речевую подачу материала — диало гизировать речь. Этой цели служат такие приемы популяри зации, как риторический вопрос, риторическое восклицание, введение вымышленной речи, цитирование, повтор. Эти ри торические фигуры способны придать даже монологической речи черты непосредственного диалога, они оживляют речь с точки зрения структуры. 82 Приобретение речевой компетентности означает последова тельное приближение к нормативно высоким речевым показате лям. Постановка проблемы “что есть?” и “что надо?” требует по ставить и третий вопрос — “как достичь должного?”. Совершенствование речевой компетентности представляет собой процесс, развивающийся во времени. Чтобы стать в со временных условиях профессионалом, способным обеспечить передачу накопленного опыта посредством речи, необходим ежедневный труд, постоянная привычка к самостоятельному анализу событий и фактов, поиску путей и способов общения с учениками. Современное публичное выступление требует от педагога высокой квалификации. Чтобы приобрести ораторские навы' ки необходима регулярная речевая практика и самоконтроль. Эти требования распространяются не только на молодых специ алистов, но оказываются полезными даже человеку с опытом. Далеко не каждый педагог соглашается провести занятие с вклю ченной видеокамерой или хотя бы даже с диктофоном. Вопервых, говорящему нужно знать, что ораторское мастерство приобретается путем длительных упражнений и может быть усовершенствовано. Такое знание открывает воз можность изменить свою речь к лучшему и испытать свои ораторские навыки. Вовторых, с самого начала ораторской практики полез но взять за правило: замечать, фиксировать и анализировать все наиболее удачные или, наоборот, неудачные приемы и методы воздействия на аудиторию, которые выступают как необходимые и случайные в речевых проявлениях, склады ваясь впоследствии в привычные стереотипы. Удачные отби раются для последующего использования, а неудачные после анализа и выяснения лежащей в их основе причины — отбра сываются или корректируются. Втретьих, контроль за ростом ораторских навыков и эффективностью речевого воздействия на слушающих дол жен осуществляться с единых позиций с использованием еди нообразных и согласованных требований. 83 Развитие многооперационного навыка устной речи, по су ществу, состоит в доведении до автоматизма всех составляю щих простейших навыков и умений. Самым эффективным спо собом достижения требуемого автоматизма является ситуаци онная отработка материала в определенных темповременных рамках. Овладение речью происходит неравномерно. Имеет место как бы качественный “скачок”, в результате которого обучающийся, не умевший выражать свои мысли, понимать чужие мысли, “внезапно” приобретает эти умения. На смену прежнему каче ству приходит новое, способствующее эффективному общению. Вспомним, как происходит овладение говорением. Вна чале человек способен произносить лишь готовые слова, за тем воспроизводить готовые фразы. Позже наступает момент, когда он приобретает способность выражать в высказывании собственные мысли. Это и есть качественный скачок, после которого и начинается развитие говорения как организован ного речевого поведения. Известно, что характеристики речи, например логич ность, эмоциональность, приобретаются в результате разви тия умения логично и последовательно излагать свои мысли. К устным видам речевого поведения, которые следует формировать на начальном этапе обучения, можно отнести следующее: определять тему сообщения, его основные фак ты, выделять смысловые отрезки (абзацы), устанавливать ло гические связи между элементамифактами текста, подчер кивать главную мысль, определять коммуникативное наме рение говорящего. Реальным путем совершенствования речевой компетен' тности становится практическое применение научных зна' ний в области языка, речи и коммуникации. Только личный опыт, опирающийся на солидный теоретический фундамент, способствует повышению уровня речевой компетентности и создает условия для ее эффективного проявления. Незаменимым способом тренировки выразительности ус тной речи является чтение готового текста вслух с записью на 84 магнитофон. В процессе громкого выразительного чтения своего текста оратор окончательно его отрабатывает, предупреждая орфоэпические и интонационные ошибки и недочеты. Естественность интонации публичной речи достигается предварительной работой. И чем лучше организован этот пред варительный процесс, тем легче и естественнее поведение оратора перед аудиторией. Занятия, проводимые со студентами в телецентре, дают возможность не только слышать свой голос, но и видеть ки несическое сопровождение речи. Такой видеотренинг перед выступлением в аудитории способствует лучшей подготовке оратора, позволяет исключить мимические ошибки, которые не несут эстетической нагрузки, а всего лишь отвлекают от содержания речи. Материалы, записанные на видеопленку по подготовлен ной партитуре, лучше всего просматривать частями, находить недочеты и отрабатывать каждый этап. Такая тренировка по могает ликвидировать речевые и кинесические недочеты в ла бораторных условиях, обеспечивает свободу, раскованность говорящего. Чем естественнее интонации, поведение перед аудиторией, тем скорее наступит контакт, необходимый для привлечения внимания слушателей. Для овладения ораторским искусством, помимо желания, следует понять, что значит владеть хорошей речью и как этого достичь. Необходимо довести до совершенства компо ненты речи — поиск слова, умение строить предложения, логически организовать высказывание. Чувство аудитории, экспрессивное использование теле сных движений, дополнение рационального содержания речи эмоциональным обеспечивают нужный ораторский успех. Диагностика навыков устной речи предусматривает оп ределение критериев оценки выступления, ответа на экзаме не, зачете, семинаре, при защите дипломного проекта. Такими критериями являются: • использование терминологической лексики и контекст ное ее применение, обеспечение доступности материала че 85 рез образные сравнения, примеры, метафоризацию, описатель ность; • построение простых грамматических конструкций с ори ентацией на понимание ее слушателями с определенным уров нем образования и подготовки; • логичность и последовательность в изложении матери ала, основанные на развивающем педагогическом принципе “от простого к сложному”; • качественные параметры техники речи: темпоритм, сила голоса, тональность, побудительность, сопровождение мими кой, жестами, движениями. Кажущаяся власть, получаемая педагогом, дает возможность не утруждать себя необходимостью наделять речь убеждающей или познавательной функцией. Дефицит времени заставляет учи теля обходиться и довольствоваться побуждающей функцией речи. Уверенность в том, что независимо от содержания и фор мы высказывания ученики обязаны выслушать учителя, по зволяет не заботиться об эстетике выражения, приучает к приблизительности и вседозволенности в речи. Впоследствии это входит в привычку, закрепляется не только в лексичес ком материале, но и в способе логикокомпозиционного струк турирования текста. Без уверенности в собственных силах нельзя рассчиты вать на успех. Да, некоторое чувство неуверенности присуще оратору, особенно не облеченному административной влас тью. Но эта неуверенность связана в большей степени с от ветственностью перед аудиторий. Опросы показывают, что незнакомого оратора встречают, как правило, нейтральной оценкой, поэтому дальнейшая направленность (в положитель ную или отрицательную сторону) зависит от него самого. Аудитория не представляет собой суммы сидящих в зале слушателей. Это новое образование, с присущими ему само мнением и самолюбием. В связи с этим аудитория себе всегда выставляет положительную оценку, за исключением редких случаев, когда аудиторию представляют специалисты, а ора тора — известный в их области авторитет. 86 Выставляющий себе положительную оценку перед выступ лением, а слушателям — отрицательную, и при этом подчер кивающий свое превосходство не может рассчитывать на бла гожелательное к себе отношение. Он рискует быть встречен холодностью и выйти из аудитории, сопровождаемый непри язнью. Выставление отрицательной оценки аудитории со сторо ны говорящего вполне допустимо, но это позволительно лишь на первых порах. По мере передачи своих знаний, оратор выставляет аудитории положительную оценку и устанавли вает общение на равных. В случае выставления отрицательной оценки оратору и если оратор так же оценивает аудиторию — общение вряд ли допустимо. Такое соотношение субъекта и объекта ориенти ровано на депрессию и безнадежность. Лучший вариант здесь — отбывание повинности, а ора тор, не облеченный реальной властью, вряд ли сможет удер жать аудиторию в помещении. Такая ситуация зачастую скла дывается во время, когда слушатели начинают читать книги и газеты, отвлекаться, разговаривать. Это свидетельствует о неумении оратора заинтересовать аудиторию, о его слабой подготовленности к выступлению. На базе категорий, законов и принципов общей ритори ки может быть создана модель профессиональной речевой подготовки будущих специалистов в рамках частной — педа гогической — риторики. Профессионально ориентированный курс педагогической риторики позволяет сформировать коммуникативную ком' петентность будущих специалистов, что предполагает: • овладение риторическими знаниями о сути, правилах и нормах общения, о требованиях к речевому поведению в раз личных коммуникативноречевых ситуациях; • осознание ситуации профессионального общения в сфе ре обучения, особенностей коммуникативноречевых ситуа ций, характерных для профессиональной деятельности обу чаемых; 87 • овладение умением решать коммуникативные и речевые задачи в конкретной ситуации общения; • овладение опытом анализа и создания профессиональ но значимых типов высказываний; • развитие творчески активной речевой личности, умею щей применять полученные знания и сформированные уме ния в новых, постоянно меняющихся условиях проявления той или иной коммуникативной ситуации, способной искать и находить собственные решения многообразных профессиональ ных задач. Педагогическая риторика имеет практическую направлен ность — обязательным условием риторических знаний явля ется их прикладной характер. Теоретические положения ри торики всегда направлены на решение реальных задач, свя занных с трансляцией знаний и опыта человечества. Это в полной мере относится и к педагогической риторике. Педагогическая риторика обеспечивает обучающего зна ниями средств речевого воздействия на обучающихся с це лью упорядочения их познавательной деятельности. |