Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
РЕЧЬ, ПРИЗЫВАЮЩАЯ К ДЕЙСТВИЮ Общая цель всей жанровой группы. Призывающие к действию речи так же, как и другие, содержат необходимые фактические данные, пробуждают психическую восприим 174 чивость, приводят к согласию, но, кроме того, обладают спе цифической особенностью: они должны заставить слушате лей почувствовать потребность сделать то, к чему их призы вает оратор. Слушателей призвали к действию — к новому, к продол жению или прекращению прежнего — значит, их убедили. Призыв к действию бывает прямым или косвенным; действие может наступить когданибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих. При подготовке призывающей к действию речи орато' ру необходимо: 1) учесть актуальность темы для слушателей; 2) оценить способность слушателей к действиям, кото рые вы рекомендуете, к которым призываете; 3) определить, насколько сильна оппозиция; возможно ли призвать слушателей к действию или только убедить часть аудитории; 4) связать предлагаемую слушателям программу действий с возможностью реализации их потребностей (см. выше клас сификацию потребностей А. Маслоу). Задача побуждающей речи — вызвать к действию моти вы, определяющие взгляды людей на их поведение. Каким образом? Все определяется инициативой оратора. Однако полезно учесть следующие правила: 1) сочетайте мотивацию с другими элементами речи (син тез психологических и логических средств воздействия); 2) мотивировка должна соответствовать аудитории и об становке (учет интересов слушателей, а также объединяю щих и разъединяющих оратора и аудиторию признаков); 3) развивайте мотивировку с помощью конкретных при меров (побуждающая речь не должна состоять из одних лишь лозунгов — общих положений; сам по себе мотив к действию еще не обладает побуждающей силой, необходимы подкреп ляющие данные); 4) избегайте банальных призывов (“ответим же на власт ный зов чувства долга...”, “недостойное гражданина поведе 175 ние...”, “мы должны следовать заветам тех, кто отдает свою жизнь за...” и т. д.) или апеллирующих лишь к чувствам; в стрем лении пробудить какоелибо чувство нельзя заходить далее, чем склонны сопутствовать вам слушатели; предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, чем к самим эмо циям. Разновидности и жанры призывающей к действию речи: политическое выступление (в частности, речь на митинге, воззвание и лозунг). Р е ч ь м и т и н г о в а я носит острополитический харак тер и посвящена всегда злободневной и общественно значи мой проблеме, обладает высоким эмоциональным накалом, предельной напряженностью интонаций и высоким пафосом. Митинговая речь выражает чувства и стремления аудитории; цель ее — дать оценку происходящему и убедить аудиторию. Выступающему с речью на митинге следует помнить, что: • речь должна быть лаконичной; • в речи должен быть только один тезис; • не следует повторять уже известные аргументы; • позволительно критиковать идею прозвучавшего уже выступления, но ни в коем случае не личность самого орато ра; • следует выступать ясно, доступно, эмоционально и ди намично, обходясь без листа. Митинг посвящается выдающемуся текущему событию внут реннего, внешнеполитического или международного характера или же какомулибо особому случаю (факту), требующему бы строй мобилизации людей на конкретное свершение. Митинговая речь, как правило, взволнованна и вдохно венна. Заключительные слова должны быть яркими, эмоцио нально воздействующими. Митинговое слово всегда оператив но и действенно, в любой сфере общественной жизни оно име ет огромное организующее (или дезорганизующее) значение. Митинговая речь может продолжаться и час, и 10–15 ми нут. Но в любом случае она отличается (должна отличаться!) 176 яркой эмоциональностью, предельной четкостью интонаций и высоким пафосом. Такая речь должна обнаруживать новые аспекты темы, подкрепляться свежими фактами, а потому и воспринимать ся поновому. Данная речь призывна и всегда предназначена для коллективного выражения общих, единых по характеру чувств и стремлений. Она нередко является своеобразной пре людией к мобилизации коллективных усилий для достиже ния важной и неотложной цели. Воззвание — обращение к какойлибо группе людей с призывом к какомунибудь действию. Различают коммерчес кие, социальные, политические воззвания. В наше время наиболее частыми являются коммерческие призывы, которые приглашают к покупке чеголибо, к вло жению денег, предлагают различные услуги. Зачастую в ком мерческих призывах используются не прямые речевые так тики (купите, приобретайте и др.), а косвенные — например, дается броская характеристика товаров и услуг, приводится мнение авторитетного лица (специалиста) по поводу надеж ности предлагаемого товара, выгодности совершаемой сдел ки и др. Социальные воззвания призывают к улучшению жизни общества в целом и отдельных его групп, призывают поддер жать деятельность общественных организаций, реформы в различных сферах жизни общества, оказать помощь в благо устройстве города; это призывы о помощи конкретным лю дям в связи с болезнью, бедственным материальным положе нием и др. Социальные речи — призывы обращены к чувствам лю дей, рассчитаны на понимание и сочувствие, сострадание. По этому в них информация о причине обращения и суть просьбы облечены в эмоциональную форму — сдержанноэмоциональ ную, лишенную броских фраз, но исключающую равноду шие. Близки к социальным воззваниям личностные призывы. Но это не призывы о помощи целому обществу или его от 177 дельным представителям, это призывы к внутреннему миру человека. Их задача — активизировать усилия людей по са мосовершенствованию, коррекции привычек, свойств своей натуры. Например, призывы к здоровому образу жизни, про тив курения, наркотиков, к самовоспитанию и др. Политические воззвания активизируются в период выбо ров различного масштаба, во время подготовки к политичес ким мероприятиям (референдуму, митингу, акции протеста и др.), при наступлении кризиса в политикоэкономической сфе ре, когда требуется экстренное решение наболевших проблем. Структура политического воззвания состоит из сообще ния причины обращения к определенной структуре власти (или группы населения, или всему обществу), изложения сути обращения (к чему, собственно, призывают, к каким дей ствиям). Особое требование к политическому призыву — при чины обращения должны быть достаточно аргументирован ны, текст воззвания — лаконичен и доступен для понимания широкими слоями населения. Лозунг — краткая, четкая, хорошо запоминающаяся фраза, не требующая никаких обоснований или доказательств (в отличие от тезиса) ни для говорящего, ни для слушающих. Это призыв, выражающий в краткой форме руководящую идею, задачу, требование, например: “Есть только один наркотик — это спорт”, “Мы — за уютные дворы и чистые улицы нашего города”, “Поддер' жим отечественного производителя!”, “Голосуем за ...!”, “Да здравствует демократия!” и т. д. Лозунг является значимым элементом убеждающего воз действия, однако не следует им злоупотреблять. Во все вре мена было, есть и будет немало ораторов, говорящих с высо кой трибуны лозунгами, за которыми не следует никаких доказательств. Выступления порой сводятся к выкрикам ло зунгов, для воплощения которых оратор не знает ни путей, ни рецептов, пусть даже обрисованных в самом общем виде. Такое выступление может нравиться слушателям с невы соким уровнем образования, поскольку оратор старается воз 178 действовать не на разум аудитории, а на чувства, оперировать не логическими, а эмоциональными категориями. Ведущие принципы создания призывающей к действию речи: 1. П р и н ц и п к о м п л е к с н о й м о т и в а ц и и ж е л а е м о г о д е й с т в и я. Побуждающая речь не вызовет, как пра вило, ответной реакции, если будет содержать немотивиро ванный или недостаточно мотивированный призыв (не посту пай дурно, веди себя прилично, голосуй за демократа и др.), оратору следует подкрепить призыв к действию комплексом мотивов, учитывая особенности аудитории и ситуацию обще ния. Это должна быть апелляция одновременно к нескольким потребностям слушателей — физическим, экономическим, социальным, игровым и т. д. Призывая к действию, речь можно построить так, чтобы в каждом ее разделе содержалось ука зание на особый мотив действия. Наиболее частое сочетание мотивов объединяет сознание ответственности или чувство долга, с одной стороны, и соображения личной выгоды — с другой. 2. П р и н ц и п п р е о б л а д а н и я п о з и т и в н о й ф о р м ы п р и з ы в о в н а д н е г а т и в н о й. Действие (или про грамма действий), к которому оратор призывает аудиторию, зачастую связано с затратой средств, усилий, времени, с отказом от удобств. Поэтому в отправных пунктах речи необходимо вызвать компенсирующие чувства в пользу вашего предложения. По зитивная мотивация должна преобладать над негативной, чтобы речь возымела должный эффект. Заметим, что призы вы, обращенные к чувству долга, отнюдь не должны выдви гать на первый план только мало воодушевляющее и не особо приятное сознание обязанности; они должны сочетаться с обращениями к чувствам гордости, преданности общему делу, к сознанию мощи и превосходства и т. д. 3. П р и н ц и п м а к с и м а л ь н о й к о н к р е т и з а ц и и о ж и д а е м о й д е я т е л ь н о с т н о й р е а к ц и и. Для того что 179 бы вызвать желательную деятельностную реакцию слушате лей, в основной части речи более целесообразен конкретный пример, иллюстрирующий главную идею, нежели внушитель ное количество фактов. В заключении же побуждающей речи содержится, как правило, не только призыв к непосредственному действию, но и указывается конкретный характер действий. Часто при зыв действовать полностью входит только в заключение и заменяет его целиком, если ранее была представлена доста точно исчерпывающая мотивировка. В таком случае доста точно однойдвух фраз. Следует избегать традиционных, но устаревших приемов с нанизыванием пафосных лозунгов, а если и использовать их, то с осмотрительностью. Не нужно опускать детали, от сутствие которых может вселить в аудиторию недоумение и облегчит возможность уклониться от действия. Действия, к которым призывают, должны казаться та кими простыми и легкими, что слушателю проще согласить ся с ними, чем им воспротивиться. Однако никогда не стоит просить аудиторию сделать чтолибо, если вы не питаете осо бых надежд, что они это сделают. 4. П р и н ц и п н е н а з о й л и в о й п р е д п и с а т е л ь н о с т и . Любая неармейская аудитория будет испытывать чув ство внутреннего противодействия, если ей указывают, пред писывают и уж тем более приказывают чтолибо сделать. Если слушатели согласны с оратором, их следует только подтолк нуть к действию, указав направление, необходимо отказать ся от жестких формулировок, резких заявлений, менторс ких предписаний о программе действий. ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ РЕЧЬ Общая цель всей жанровой группы. Воодушевляющая речь обращена к чувствам, желаниям людей, призвана пробуждать лучшие глубинные душевные порывы, склонять слушателей к осознанию первичности долга перед личной выгодой. В вооду 180 шевляющей речи не приводятся новые сведения, факты. Ее цель — обратить внимание слушателей на уже известное, но не до конца осознанное, воздействовать в первую очередь на чувства, активизируя духовную жизнь. Важнейшие жанры воодушевляющей речи: военнопатрио тическое выступление, приветственная, поздравительная и по минальная речь, богословскоцерковное красноречие и др. Военно'патриотическая речь обычно произносится ко мандиром перед решающим сражением. Разумеется, в сфере военного искусства используются разнообразные виды крас норечия. Но по своей форме, жанровым особенностям они не отличаются существенно от социальнополитического и ака демического красноречия. Предельно краткая речь носит призывный патриотичес кий характер, сурова по сути и всегда одухотворена идеей героизма, требует совершения личного подвига, проявления мужества. Одна из особенностей такой речи определяется тем, что она не подлежит обсуждению и тем более критике. Пафосная по характеру, по призывному интонационно му строю, лаконичная по форме, четкая и ясная в установ ках, военнопатриотическая речь — это не только призыв к подвигу и геройству, но и приказ. Такая речь особенно впе чатляет и воодушевляет слушателей, если произносится че ловеком, известным своей смелостью, отвагой и пользующим ся популярностью. Приветственная речь относится к так называемым ра' мочным речам (среди которых также речи по поводу откры тия чеголибо и благодарственные), которые не являются цен тром мероприятия, но обрамляют событие, берут его в рамку. При произнесении приветственной речи используют обо рот, кратко (и индивидуально!) представляющий основного докладчика без преувеличенных похвал в его адрес. Не сле дует чествовать каждого как величайшего деятеля столетия. Чрезмерные тирады с превосходными степенями произ водят неловкое впечатление. Зачастую при представлении оратора публике рассматривается содержание его доклада. Это 181 ошибка. Оратора нужно лишь представить, обрисовав тему его выступления двумятремя фразами. Ни в коем случае не сле дует говорить о сути его доклада. Некоторые ораторы, специализирующиеся на приветстви ях, имеют так называемый “комплекс соперничества”. Они произносят речь, чтобы показать слушателям: только не ду майте, что я не имею представления о деле... Главный док ладчик бывает после этого в затруднительном положении, поскольку отдельные части его речи требуют изменений. В приветственной речи следует соблюдать следующую последовательность: 1. Открыть заседание и приветствовать слушателей. Из бегайте стереотипных оборотов речи типа “мне выпала осо бая честь” и т. д. Заранее обдумывайте, нужно ли особым образом выделить в приветствии присутствующих на собра нии (конференции, симпозиуме и т. д.) крупных обществен ных, политических деятелей. 2. Поприветствовать или представить докладчика или докладчиков. Оратор с вводной речью выполняет функцию посредника. Он представляет основного докладчика. Возмож но, выступающий с приветствием должен коечто сказать о личности докладчика, может быть, сделав это изобретатель но. Суть заключается в краткости. Уместны юмористические выражения, яркая мысль. 3. Предоставить слово докладчику. Для речи, завершающей собрание, нужно обдумать сле' дующее: 1. Слова благодарности оратору. Уместны простые, дело вые и в то же время сердечные слова. Старайтесь избегать речевых штампов типа: “аплодисменты показывают...”, “ре акция слушателей очевидна”. 2. Кратко обосновать благодарность. В нескольких фразах дать оценку самым существенным моментам доклада. 3. Попрощаться со слушателями. Поздравительная (торжественная) речь — это эмоцио нальное высказывание по торжественному поводу; ее назна 182 чение — создать праздничное настроение, согреть сердца слу шателей. А значит, при подготовке такой речи мы должны спро сить себя: что движет слушателями в этот праздничный час? Торжественная речь убедительна, если в ней присутствует “ды хание поэзии”. Наиболее частотна юбилейная речь как вид тор жественной речи. Юбилейная (похвальная), речь бывает двух подвидов: по священная какойлибо знаменательной дате — юбилею пред приятия или организации, и речь, произносимая в честь от дельной заслуженной перед обществом личности. И та и дру гая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем они имеют в определенной степени подытожи вающий характер. Бывает, правда, что юбилейная речь, по священная празднику организации, носит и чисто деловой характер, и тогда она мало чем отличается от политической речи. Юбилейная речь в честь заслуженного деятеля произно сится в полуторжественной и дружеской атмосфере, неиз менно имеет похвальный характер. Она выражает уважение и почет юбиляру, исполнена добрых чувств и пожеланий ему. В такой речи главным достоинством становится шутка, юмор, меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важ ных фактах его жизни. Все это нередко сочетается с чтением адресов, дружеских коллективных писем и даже специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи экспромтные, как бы импровизированные, идущие от всей души. И, наоборот, вызывают чувство досады юбилейные “речи”, заранее напи санные или выученные. Юбилейное слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, может сопровождаться шуточными имп ровизациями, инсценированными коллективными выступле ниями артистов, сольным пением, а порою и балетным номе ром. Здесь красноречие органически сочетается с разными видами искусства, становясь частью художественного пред ставления. 183 Для юбилейной речи в честь заслуженного деятеля может быть предложен такой план: приветствие; повод для произне сения речи; характерные пункты жизненного пути юбиляра; краткая обрисовка существенных сторон его натуры; подчер кивание положительных сторон; приведение соответствующих примеров; возможно, рассказ о событиях с личным участием выступающего, относящихся к юбиляру; резюме о значении деятельности юбиляра; возможно, выражение благодарности; пожелания на будущее. Нередко при произнесении праздничных речей получа ется “бесконечная череда”. Когда очередь доходит до пятого выступления, успехом могут пользоваться только короткие и забавные пассажи. Надгробная (поминальная) речь, посвященная ушедше му из жизни, всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится в народе, принято “добром поминать” — “De mortius nihil nisi bene” (“O мертвых хорошо либо ничего”). Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и содержит краткую характеристику скончавшегося челове ка, его свершений, а нередко и призыв к здравствующим продолжать дело ушедшего. Такие речи, как правило, произносятся в тех случаях, когда скончавшийся оставил заметный след в общественной жизни, в науке, технике, искусстве своим трудолюбием, та лантом и честностью. Надгробное слово друга должно быть достойным и простым. Здесь отвечают на вопрос: кем он нам был, что значит он для нас сегодня? Лучше всего простые слова о достоинствах умер шего без какойлибо чрезмерности. В заключение речи уместно изречение из Библии или стихотворное изречение. Богословско'церковное красноречие — одно из древних, имеющее немалый опыт воздействия на массы. Мы говорим по преимуществу о христианской религии и особенно таких ее влиятельных разновидностях, как православие и католицизм. 184 Основным видом богословскоцерковного красноречия яв ляется проповедь, неизменно исполненная веры в то, что она воплощает “абсолютную истину”, хотя и не исключает раздумий слушателей над “смыслом жизни”. Наиболее ха рактерная ее черта — моральноэтическая назидательность. Исполненная милосердия, любви и добра к людям, про поведь является средством воздействия на человека. Пропо ведник не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точ но доказать свои мысли, он говорит “словом божьим”, а оно, как принято по церковному катехизису, “не подлежит про верке”. Любое стремление к действительному знанию и даже “излишнее любопытство” всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена прежде всего на слепой вере в то, что все в мире “в руке божьей”. Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное возбуждение прихожан, нередко на их воображение, цер ковная проповедь читается по ходу богослужения. Прерыва ется действие, замолкает орган, прекращается хоровое пе ние и другие ритуалы, и на амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово. Для богословской риторики, как и богословия вообще, характерен приоритет веры над знанием. Однако в своей про поведнической деятельности церковь уже не представляет человека ничтожным, а, напротив, старается както возвы сить его. Богословритор твердит о единстве современной на уки и веры. Не отрицая земных радостей, богословская рито рика одновременно напоминает о “небесах”, обращая к ним взоры верующих. Различают также такие виды богословского красноречия, как лекция в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах, посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иных канонов, апостольских “посланий” и т. д. В них можно усмотреть и следование правилам фор мальной логики, и отточенность звучащего слова, и элемен ты ораторского искусства в духе современности. 185 Ведущие принципы создания воодушевляющей речи: 1. П р и н ц и п с д е р ж а н н о й п а т е т и к и. Поскольку воодушевляющая речь обращена прежде всего к чувствам, она должна быть искренней в их выражении, сдержанной и достойной; излишняя эмоциональность, сентиментальность де лают тон речи неискренним, а оратор теряет в глазах слуша телей достоинство. Поэтому следует обращаться не к самим эмоциям, а к фактам, вызывающим эмоции. Если оратор стремится создать у слушателей позитивный эмоциональный настрой, обраща ется к позитивным чувствам, следует учесть меру возбужде ния аудитории, не заставлять видеть все в розовом свете. 2. П р и н ц и п п р е д у п р е ж д е н и я ш т а м п о в а н н о с т и р е ч е в о й ф о р м ы . Люди предпочитают тактичное, сдержанное отношение к тому, что подлежит чувственной сфе ре. Искренность, проникновенность ораторской речи зависит не только от тона произнесения, но и от речевой формы — тех слов и выражений, которые употребляет выступающий. Украшательные элементы речи — эпитеты, метафоры и пр. — должны подвергаться строгому отбору; здесь нет места штампам, стертым метафорам. Воодушевляющая речь — это всегда новое, свежее, а потому проникновенное слово о чем то известном, близком слушателям. 3. П р и н ц и п п а н е г и р и ч н о с т и. Данный принцип рас сматривается в отношении речей похвального содержания и подразумевает исключение из речи критики, негативных эле ментов в адрес виновника торжества. |