Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая цель всей жанровой группы сокровенной речи.

  • 2.3. Риторические основы процесса общения Речевая ситуация и речевое действие.

  • Дискурс и его типы.

  • Речевые цели.

  • Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
    АнкорКузнецов, Риторика
    Дата22.03.2022
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКузнецов Риторика.pdf
    ТипУчебное пособие
    #409308
    страница16 из 47
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   47
    РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ И СОКРОВЕННАЯ РЕЧИ
    Общая цель всей жанровой группы развлекательной
    речи. Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в самом ее названии. Она сама по себе долж
    на развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать,
    что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушате
    ля, но здесь имеется в виду занимательность — интерес как самоцель.

    186
    Ее часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди в приятном общении проводят время. В ней и шутка, и серьез
    ная мысль, и правда, и вымысел. Она или проникнутое един
    ством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, кари
    катура и преувеличения.
    Разновидностями развлекательных речей являются речи комические и драматические. Развлекательная речь может быть юмористической (комической) или драматической —
    повествованием с захватывающим сюжетом.
    Если речь должна быть юмористической, стоит подумать о шутливых нападках на привычки, на образ жизни и пове
    дение людей в целом или определенной группы. Допустимы преувеличения в описании обычных ситуаций или личных качеств; уместен иронический показ оборотной стороны того,
    о чем вы говорите; целесообразно прибегать к умолчанию и внезапной развязке. Возможно использование исторических анекдотов — рассказов о забавных историях, произошедших с великими людьми.
    Если вы решили отказаться от комической речи, то это может быть рассказ или описание известного вам или лично пережитого события, например рассказ об охоте, рыбалке,
    о научной экспедиции, о посещении завода, киностудии, или рассказ о какомлибо захватывающем событии, например об оказании помощи при наводнении, пожаре, о восхожде
    нии на горные вершины или о погружении в морские глуби
    ны и т. д.
    В рассказе обязательно должен присутствовать эпизод,
    связанный с опасностью и борьбой, элементы драматизма.
    Драматические элементы в речи — это конфликт, ожидание,
    развязка. Подобные истории можно представить от первого лица в настоящем времени. Это создает впечатление, что со
    бытие развертывается при слушателях, и возникает “эффект соучастия”.
    Важнейшие жанры развлекательной речи: застольная речь (тост), устный бытовой рассказ и др.

    187
    Застольная речьтост — делится на два подвида. Пер
    вый подвид — это слово, произносимое на официальных, в осо
    бенности дипломатических, приемах. Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая речь но
    сит деловой и политический характер и редко отличается от социальнополитического красноречия.
    Иное дело тост — часть фольклора, многовековое народ
    ное творение. В нем вполне допустимы даже некоторые по
    хвальные преувеличения в оценках, уместны славословия,
    но тосту противопоказана какая бы то ни было критическая нотка. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и ус
    пехов во всем неизменно определяют интонацию такой зас
    тольной речи, являются ее атрибутом.
    Опытный тамада — мастер такой речи. Он всегда знает,
    что и когда, о ком и как сказать. Его слово может быть под
    хвачено и продолжено другими. Бывают, конечно, и говору
    ны, колоритный тип которых показал А. П. Чехов в рассказе
    “Оратор” (1886) в образе Запойкина. Этот выпивоха обладал
    “редким талантом произносить экспромтом свадебные, юби
    лейные и похоронные речи...”. Но таких типов приличное об
    щество своим тамадой не выберет, да и вряд ли захочет до
    пустить к столу.
    Тосты желательно тщательно готовить, поскольку они должны воодушевлять. Остерегайтесь эпического размаха.
    Некоторым действующим из лучших побуждений застольным ораторам удается превратить горячий и роскошный свадеб
    ный обед в холодный и безвкусный, к большому сожалению гостей, которые вряд ли это простят.
    Както немецкого композитора Хампердинка во время праздничного обеда попросили произнести речь “между дву
    мя блюдами”. Он встал, дружески посмотрел на окружаю
    щих, откашлялся, потер руки и — сел опять. Один из гостей сказал, что это была лучшая речь из всех, которые он когда
    либо слышал.
    Никогда не говорите слишком долго, даже если умеете весело высказываться в компании.

    188
    Главные формы комического пафоса — юмор и сатира.
    Смех — неотъемлемый элемент человеческого существо
    вания, его проявления разнообразны. Смех как грань созна
    ния и поведения человека (и в первую очередь речевого) яв
    ляется выражением жизнерадостности, душевной веселости,
    жизненных сил и энергии и при этом — важным звеном доб
    рожелательного общения.
    Смех — это также форма неприятия и осуждения людь
    ми того, что их окружает, насмешка над чемлибо, непос
    редственноэмоциональное постижение неких противоречий.
    Источником смеха является комическое (от греч. “комос” —
    деревенский праздник). Рассмотрим виды комического — юмор и сатиру.
    Юмор сочетает внешне комическую трактовку предмета с внутренней серьезностью. Диалектика фантазии приоткры
    вает за ничтожным возвышенное, за безумным — мудрость,
    за своенравными странностями — подлинную природу вещей,
    за смешным — грустное, “сквозь видимый миру смех... не
    зримые ему слезы” (по словам Н. В. Гоголя).
    Юмор и сатира различаются по их отношению к социаль
    ной жизни людей. Если необоснованные претензии человека или группы людей, явно не отвечающие их действительному значению и возможностям, не опасны, безвредны для других людей и вызывают со стороны лишь улыбку или веселый смех по поводу своих заблуждений и именно в этом значении и с этой целью осваиваются художественно, создается юморис
    тическая ситуация.
    Сатира же возникает тогда, когда несостоятельные пре
    тензии лиц или целой общественной группы опасны для дру
    гих людей, враждебны интересам общества, художественно выявляются и беспощадно осмеиваются в их подлинном зна
    чении. Сатире присуща бескомпромиссность суждений о пред
    мете осмеяния, откровенная тенденциозность.
    Для высшего проявления сатиры — сарказма — харак
    терна резко выраженная негативная окрашенность эстети
    ческого объекта, поэтому данный вид комического чаще ис

    189
    пользуется в убеждающих и призывающих к действию речах,
    нежели развлекательных.
    Сатира “моделирует” свой объект, создавая образ высо
    кой степени условности, что достигается за счет преувеличе
    ния, заострения, гиперболизации, гротеска. “Сверхзадача”
    сатиры — возбуждать и оживлять воспоминание о высших жизненных ценностях (добре, истине, красоте), оскорбляе
    мых низостью, глупостью и уродством.
    В целом область юмора и сатиры в художественном твор
    честве довольно широка, значительной является переходная сфера между юмором и сатирой.
    Ирония (от греч. eironeia — притворство, когда человек притворяется глупее, чем он есть) как промежуточный эф
    фект комического способна иметь либо сатирическую, либо юмористическую направленность.
    В своем простейшем виде ирония представляет собой один из способов иносказания, когда предмет или какоето его свой
    ство обозначается словом или словами прямо противополож
    ного смысла с целью комической характеристики действитель
    ного значения предмета. Приведем классический пример иро
    нии: “Откуда, умная, бредешь ты голова?” (обращение лисицы к ослу из басни И. А. Крылова).
    Немецкий критик, философ культуры Фридрих Шлегель,
    говоря об иронии, утверждал, что “в ней все должно быть шуткой и все всерьез, все чистосердечно откровенным и все глубоко скрытым”. Иронический взгляд на мир способен осво
    бождать человека и его речь от проявлений догматического мышления, от односторонности, штампованности мыслей и речи.
    В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету; в юморе — серьезное под маской смешного, обычно с преобладанием положительного (“смеющегося”) отношения.
    Ведущие принципы создания развлекательной речи:
    1. П р и н ц и п д о м и н и р о в а н и я ю м о р и с т и ч е с к о й т о н а л ь н о с т и к о м и ч е с к о г о. Развлекательная речь дол

    190
    жна потешить слушателей, создать позитивное настроение,
    психологический фон релаксации, а значит, здесь доминиру
    ет юмористическая тональность — смех от радостной беспеч
    ности и избытка сил и свободы в сочетании с неограниченной фантазией незлобного рассудка.
    2. П р и н ц и п к а л е й д о с к о п и ч н о с т и п р и е м о в к о м и ч е с к о г о. Развлекательной речи присуще игровое, кар
    навальное, праздничновеселое изложение; здесь сочетают
    ся самые разнообразные приемы комического.
    Существуют различные классификации приемов коми'
    ческого:
    1) по авторской принадлежности: оригинальные и заим
    ствованные;
    2) по степени краткости: остроты и анекдоты;
    3) по технике порождения: преимущественно логические
    (алогизмы и парадоксы) и преимущественно лингвистические
    (стилевой контраст; комический эффект тропов иронии (в узком смысле слова), гиперболы и литоты с возможностью доведения их до гротеска, а также отдельных фигур речи,
    например каламбура, зевгмы, антиметаболы).
    Общая цель всей жанровой группы сокровенной речи.
    Этот вид речи не предназначен для широкой публики. С та
    кой речью обращаются к очень близким людям, делясь с ними самыми сокровенными чувствами.
    Потребность в такой речи возникает в минуты душевных потрясений, переживаний глубоко личных и в то же время имеющих причастность к чувствам других людей. Такие речи не создаются по заказу и не планируются заранее. Они —
    движение души, познавшей глубины горя или счастья. Их цель — поделиться переживаниями, разобраться в собствен
    ных ощущениях.
    К важнейшим жанрам сокровенной речи относятся ис
    поведь, любовное признание, дневниковая запись, личное письмо.
    Сфера применения данного вида речи довольно сужена,
    аудитория, как правило, состоит из одногодвух (редко —

    191
    более) слушателей. (Исключением являются письмаисповеди в редакцию радиопрограмм, но здесь уместно говорить скорее о пограничности этого жанра.)
    Риторическая аргументация глубоко индивидуализиро
    ванной по своей природе сокровенной речи преимущественно эмоциональна, характеризуется спонтанным изложением,
    повторами, инверсиями и ретардациями.
    Большинство сокровенных речей произносится без пред
    варительной подготовки, хотя не исключены и заготовлен
    ные элементы речи для максимально эффективного воздей
    ствия на реципиента, если произносимая речь характеризу
    ется комплексом прагматических ожиданий.
    Таким образом, доминирующим принципом в данном типе речей является принцип господства интуитивноэмоциональ
    ного начала в сочетании с речевой чрезмерностью.
    2.3. Риторические основы
    процесса общения
    Речевая ситуация и речевое действие. Речевое общение происходит в определенных условиях, с определенными учас
    тниками и с обозначенной целью. Совокупность этих элемен
    тов речевого общения называют речевой ситуацией.
    Структуру речевой ситуации описал в свое время еще
    Аристотель в своей риторике: “Речь слагается из трех эле
    ментов. Из самого оратора, из предмета, о котором он гово
    рит, и из лица, к которому он обращается; онто и есть ко
    нечная цель всего (я разумею слушателя)”.
    Речевая ситуация, по Аристотелю, и определяет три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейкти
    ческие, и в свою очередь три основных типа слушателей (ад
    ресатов речи) — просто зритель для эпидейктических (тор
    жественных) речей, дело которых “хвалить” или порицать;
    судья, член суда для судебных речей, дело которых “обви
    нять или оправдывать”; политик — государственный муж —

    192
    для совещательных (политических) речей, дело которых “скло
    нять или отклонять”, “давать советы” относительно того, какое решение предпочесть или отвергнуть на благо государства и сограждан.
    Типы речевых действий чаще всего выделяются в соот
    ветствии с речевыми целями говорящего: сообщение, инфор
    мация, убеждение, побуждение, оценка (похвала или пори
    цание). Речевое действие — это основная единица речевого поведения говорящего для достижения определенного резуль
    тата.
    Дискурс и его типы. Правильное ви′ дение речевой ситу
    ации (ее структурных элементов: с кем говорим, где говорим и с какой целью говорим?) и способность привести в соответ
    ствие с ней высказывание, речь (дискурс) — “это и есть су
    щество риторических знаний и умений, самое главное в ри
    торике” (А. К. Михальская).
    Умения оценивать речевую ситуацию и анализировать ее значимы для формирования других умений: изобретать содержание речи, располагать изобретенное по определен
    ной схеме (типу речи или типу дискурса), правильно выра
    жать содержание в словесной форме.
    Типы речи (дискурса), как было отмечено ранее, выде
    ляются в соответствии с речевыми целями говорящего. От этого зависит их тематика, способ изложения, особенности языка.
    Например: “Приведенные факты свидетельствуют о за
    рождении в нашем обществе новых политических сил” — так может сказать политик.
    “Факты неопровержимо свидетельствуют: мой подзащит
    ный невиновен” — так может сказать адвокат.
    “Факты — вещь упрямая: как бы ни хотелось нам думать иначе, приходится признать необходимость нового подхода в изучении этого исторического периода” — так высказывает свое мнение в лекции, докладе ученый.
    Как видим, от речевой ситуации — условий и обстанов
    ки, в которой происходит речевое общение, — зависит ис
    пользуемый вид публичной речи.

    193
    В современной общей риторике выделяются следующие
    основные виды речей:
    1) социальнополитическая речь;
    2) академическая речь;
    3) судебная речь;
    4) церковнобогословская речь;
    5) социальнобытовая речь.
    Социально'политические речи произносятся политичес
    кими, государственными, общественными деятелями и по
    свящаются проблемам политики во всех сферах жизни обще
    ства. Политические публичные речи имеют свои жанры: выс
    тупление, доклад (на съездах, заседаниях различных государственных, общественных организаций), в которых излагается суть политического вопроса, данные анализа о его состоянии и потенциальных возможностях.
    Это могут быть выступления политиков перед населени
    ем, имеющие разъяснительный характер либо призывающие к поддержке того или иного политического решения. С торже
    ственными речами государственные деятели обращаются к соотечественникам в дни всенародных праздников, знамена
    тельных событий.
    С речьюсоболезнованием выступают в случае трагичес
    ких событий в жизни человека или страны. Жанры полити
    ческих публичных выступлений разнообразны, и это разно
    образие увеличивается вместе с изменениями, которые про
    исходят в стране.
    Жанры академической речи — это лекция в студенчес
    кой либо иной аудитории, доклад, выступление на научных съездах, конференциях, симпозиумах. Они посвящаются тому или иному явлению в какойнибудь области знаний.
    Об этом явлении может просто рассказываться (лекция)
    либо в дискуссионном плане на основе гипотез и данных экс
    периментов может излагаться новая точка зрения на это яв
    ление (доклад, выступление перед научной аудиторией).
    Судебная речь звучит на судебном процессе из уст защит
    ника (адвоката), обвинителя (прокурора), председателя суда.

    194
    Это защитительные и обвинительные речи. В судебных жан
    рах наиболее последовательно сохранилось античное понима
    ние структуры речи: адвокатские и прокурорские речи, как правило, состоят из введения, в котором кратко говорится о том,
    чему, какому вопросу посвящена речь; основной части, в кото
    рой строго по законам логики адвокат или прокурор доказатель
    но излагает на основании предшествующих доказательств ва
    риант правового разрешения этого конфликта.
    Социально'бытовая речь произносится в самых разнооб
    разных жизненных ситуациях. Речь, произнесенная на юби
    лее, — обычно торжественная, хвалебная. Развлекательная речь звучит на банкете или в иной обстановке, где люди встре
    чаются, чтобы приятно провести время. Такая речь призвана развлечь и потешить публику. Она юмористична, может со
    держать тонкую иронию и даже насмешку, дружескую либо злую, в зависимости от того, что избрано предметом речи.
    Жанры церковно'богословской речи — это проповедь, тра
    урная (надгробная речь). С проповедью выступают перед при
    хожанами церкви священнослужители. Проповедь посвящает
    ся нравственным вопросам и имеет поучительный характер.
    В ней в качестве идеала, критерия духовной чистоты про
    пагандируются божественные заповеди, сохраненные в древ
    нейшей книге — Библии, звучит призыв соблюдать завещан
    ные человечеству нравственные нормы. Обучаются искусству проповеди в учебных заведениях, принадлежащих церкви.
    Речевые цели. Классификация по видам и жанрам дает возможность ориентироваться в вопросах: для какой аудито
    рии предназначена речь, каковы должны быть выразитель
    ные средства в том или ином жанре? Например, в судебной речи будет присутствовать судебная терминология, такой речи не характерны элементы публицистичности; в политической речи — общественнополитическая лексика, и в ней уместна публицистичность.
    Однако жанр не дает ответа на практический для рито
    рики вопрос: как, каким образом достичь желаемого — убе
    дить либо воодушевить слушателей, призвать к какимни

    195
    будь действиям либо просто информировать о чемлибо, а мо
    жет, развлечь или передать сокровенные чувства, душевные волнения?
    К примеру, оратор может выдержать жанр, использо
    вать соответствующую жанру лексику, выразительные сред
    ства, а выступление не находит желаемого отклика у слуша
    телей, нередко слушатели вообще не понимают, для чего все это говорится оратором. Проанализируем подобную ситуацию.
    ...Перед спортсменами выступает тренер, он поздравляет с блестящей победой одного из них, перечисляет все его ус
    пехи в спорте. Спортсмены присоединяются к поздравлению,
    среди них царит радостное настроение. Между тем тренер желал большего: на примере этой победы поднять боевой дух спортсменов, необходимый в предстоящих соревнованиях, хо
    тел, чтобы среди спортсменов царила не только радость, но и воодушевление. Для этого он должен был ясно осознать цель своего выступления и то, каким образом она может быть до
    стигнута.
    Специалисты по риторике отмечают: воодушевляющая речь строится на основе примеров, однако эти примеры дол
    жны не просто перечисляться, а подаваться так, чтобы за
    деть глубоко личные чувства каждого слушателя, вселить на
    дежду, уверенность.
    Следовательно, тренер должен был обратить внимание не только на сам факт победы спортсмена, но и на то, каки
    ми душевными, нравственными усилиями она досталась. Убе
    дить спортсменов, что этот высокий духовный подъем он отмечает не только у победителя, но и у всех своих подо
    печных, верит в сияние победной звезды для каждого из них и призывает принять вызов спортивной борьбы, чтобы победить.
    Это должна была быть воодушевляющая речь социально
    бытового вида. В этом же виде могут существовать и другие речи, имеющие цель не воодушевить, а, к примеру, сообщить определенную информацию. Если бы тренер посвятил свою речь истории какоголибо вида спорта, он бы излагал факты,

    196
    спортивные события, комментировал их, не обращаясь к глу
    бинным чувствам спортсменов, не призывая, не аргументируя,
    не убеждая.
    Следовательно, для ораторского мастерства важно не только знание жанровых особенностей публичной речи, но и четкое представление о цели выступления и приемах, помо
    гающих достижению цели.
    Цели оратора могут быть следующие:
    • информировать (информационная речь);
    • убедить (убеждающая речь);
    • призвать (призывающая к действию речь);
    • воодушевить (воодушевляющая речь);
    • развлечь (развлекательная речь);
    • поделиться сокровенными душевными переживаниями
    (сокровенная речь).
    Реализация цели — это мысленное предвосхищение оратором реакции слушателей на речь и в соответствии с этим выбор определенных риторических приемов. Практика свидетельствует, что, как правило, одна из целей оратора становится ведущей, а в сочетании с приемами для ее дос
    тижения используются приемы и для достижения других целей.
    К примеру, цель информационной речи — полное вни
    мание слушателей и хорошее усвоение ими информации —
    будет достигнута наиболее успешно, если оратор привлечет приемы развлекательной речи, в частности занимательность.
    Опытные лекторы знают, что удержать внимание слу
    шателей, не усыпить их помогают периодические отступле
    ния шутливого, либо иронического, либо юмористического свойства. В свою очередь, в развлекательной речи нередко содержится, точнее, обыгрывается какаялибо информация,
    как, например, в занимательном рассказе о событиях, слу
    чившихся во время каникул в походе, в экспедиции, в гос
    тях у друзей и т. д.
    Правильно выбрать цель речи с точки зрения риторики
    (информировать, убедить, призвать, воодушевить, развлечь,

    197
    поделиться сокровенным чувством) и произнести эту речь ярко — еще не значит произнести благородную речь.
    Ярко и талантливо выступали, к примеру, Гитлер и Мус
    солини и увлекли своими фашистскими речами значитель
    ную часть населения Германия и Италии, ввергли нашу пла
    нету в кровавую бойню мировой войны. Слово — это большая сила, и использовать ее нужно с великим чувством ответ
    ственности, — ответственности за сохранность жизни на Зем
    ле, за праведность мыслей и чувств человека.
    Преградой перед безответственностью выступает нрав
    ственность. Из глубокой древности звучат основные нрав
    ственные критерии, записанные в древнейшей книге — Биб
    лии: чти отца твоего и мать свою; не убий; не прелюбодей
    ствуй; не укради; не клевещи; не пожелай добра ближнего своего.
    Они дают основу для формирования таких качеств, как достоинство, с которым переносит человек жизненные труд
    ности, милосердие к слабым, оступившимся, обездоленным,
    любовь к людям как сообществу равных и свободных личнос
    тей, неприятие насилия над человеком и внутренняя потреб
    ность защитить его личностные права и свободы, уважение к духовным ценностям, контроль за своими желаниями мате
    риальных благ.
    Образно можно сказать: нравственность в ораторском искусстве — это сердце речи. И даже если это сердце бьется в не очень совершенной по форме речи, его услышат многие люди и сохранят в памяти как образец для себя, своих реше
    ний и поступков.
    Убедительный пример — публичные выступления в за
    щиту демократических свобод академика, физика по профес
    сии, правозащитника по мировоззрению Андрея Дмитриеви
    ча Сахарова. Они подтверждают крылатые слова: “Великие мысли исходят из сердца”:
    “Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, вол
    нующей награды — Нобелевской премии мира... Я с особенным

    198
    удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в кото
    рой подчеркнута роль защиты прав человека как единственно
    го прочного основания для подлинного и долговечного между
    народного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важ
    ной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание,
    разоружение и международная безопасность немыслимы без общества, свободы информации, свободы убеждений, гласнос
    ти, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими граждански
    ми свободами, является основой научнотехнического прогрес
    са и гарантией использования его достижений не во вред чело
    вечеству, тем самым — основой экономического и социального прогресса, также является политической гарантией возможно
    сти эффективной защиты социальных прав. Таким образом, я защищаю тезис о первичном, определяющем значении граж
    данских и политических прав в формировании судеб человече
    ства.
    Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать,
    по моему убеждению, в первую очередь как защитники не
    винных жертв существующих в разных странах режимов,
    без требования сокрушения и тотального осуждения этих ре
    жимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое,
    плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поисков, обсуждения и свободного, недогматического ис
    пользования всех социальных систем...
    Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость, и в этой борьбе было важ
    но не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруисти
    ческой взаимопомощи членов племени. Сегодня все челове
    чество в целом держит подобный же экзамен. В бесконеч
    ном пространстве должны существовать многие цивилиза
    ции, в том числе более разумные, более “удачные”, чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, соглас
    но которой космологическое развитие Вселенной повторя
    ется в основных своих чертах бесконечное число раз, при

    199
    этом другие цивилизации, в том числе более “удачные”, дол
    жны существовать бесконечное число раз на “предыдущих”
    — и “последующих” — к нашему миру листах книги Все
    ленной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бес
    сознательного существования материи, осуществить требо
    вания разума и создать жизнь, достойную нас самих и смут
    но угадываемой нами цели”.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   47


    написать администратору сайта