Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
Скачать 1.43 Mb.
|
Правила формулирования аргументов С точки зрения логики: 1. Содержание аргумента с позиции реципиента (убежда емого) должно соответствовать действительности. 2. Тезис должен логически вытекать из аргумента. С точки зрения психологии: 1. Желательно искать и показывать личный интерес ре ципиента в принятии этого тезиса (сильные аргументы). 2. В аргументе должны учитываться индивидуальные осо бенности системы ценностей реципиента. В процессе убеждающего воздействия, наряду с каче ством доводов, огромное значение имеет и порядок их пред ставления, который зависит от многих факторов; важнейшие из них — исходная установка на восприятие убеждаемого и психологический закон восприятия, получивший название “фактор края” и обоснованный в трудах немецкого психолога Г. Эббингауза в конце XIX в., хотя известен он был давно. Так, М. В. Ломоносов в своем “Кратком руководстве к красноречию” писал: “Из доводов сильные и важные долж но положить напереди, те, которые других слабее, в сере дине, а самые сильные — на конце утверждения, ибо слу шатели и читатели больше началу и концу внимают и оных больше помнят”. Расположение аргументов Исходная установка реципиента негативная. Располо жение аргументов: индуктор (убеждающий) начинает с силь ных (для данного реципиента) аргументов и заканчивает не очень сильными. 146 Исходная установка реципиента позитивная. Располо жение аргументов: индуктор начинает с относительно слабых (для данного реципиента) аргументов и заканчивает сильным, учитывая, таким образом, “эффект края”. А. Ю. Панасюк определяет ситуации, в которых аргу ментативное воздействие противопоказано, апелляция про сто бесперспективна. Это ситуации “рационально неразрешимых противоре чий”, когда срабатывают психологические барьеры “вероят ности” и “значимости” (собеседник имеет другие представле ния), или в ситуациях сознательной блокировки по типу “а я все равно не согласен”. В таких случаях следует формировать аттракцию (располагать собеседника к себе). Приемы формирования аттракции делятся на вербаль' ные и невербальные (кинетические). К вербальным относятся: • “Имя собственное” (собственное имя очень значимо для человека, но реципиент, слыша имя, не должен при этом фиксировать на нем свое внимание); • “Золотые слова” (встроенные в текст словакомплимен ты, произносимые как бы между прочим и не замечаемые реципиентом); • “Любимая тема” (разговор о любимом не только располага ет к собеседнику, но и является своеобразным тестом на соотно шение в структуре личности дела и самолюбия; невозможно ра ботать с теми людьми, у которых очень чувствительное “я”). На формирование аттракции влияют позы открытости (зак рытости), положения корпуса тела, головы, рук (ладоней). Два аспекта в сознании человека (эмоции и интеллект) одинаково важны в убеждающем воздействии, и не менее важно их гармоничное соотношение, ибо только контролиру емые эмоции помогают делу. Для достижения конструктивного общения необходимо соблюдать правила и стратегии общения, диктуемые обоб щенным принципом, получившим название “принципа коо перативности”, или “принципа сотрудничества”. 147 2.2. Основные жанры речи ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ Общая цель всей жанровой группы. Задача информаци онной речи — помочь познать и усвоить новое, дать представ ление о предмете, а это достижимо при условии, если речь ин тересна и ясна. В ней может доминировать повествование, опи сание, рассуждение, особенно в такой его разновидности, как объяснение. Повествование — это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение демонстрирует, каков предмет в действии или каково его устройство. Ощущение движения, вызываемое повествованием, конкретность, характерная для описания, и закономерный порядок, присущий объяснению, — наиболее важные черты речи, имеющей познавательное зна чение. Информационной речи присущи следующие характери' стики: 1) актуальность сообщения; 2) отсутствие спорных моментов; 3) наличие элементов, пробуждающих любознательность слушателей; 4) удовлетворение информационноинтеллектуальных ожиданий слушателей (ответы на все поставленные оратором и аудиторией вопросы). Информационная речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интерес на, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построе на с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочета нии элементов старого и нового, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует конфликтнодраматические моменты, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершае мое развязкой. 148 Вступление следует строить так, чтобы оно вызывало вни мание, активизировало интерес, поясняло намерения оратора. Главная часть речи должна быть развернута в соответствии с планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и коммуникативной ситуации в целом. В заключении подчеркивается смысловая доминанта речи, поясняется поставленная цель, максимально активизируется интерес слушателей, закрепляется необходимый для дости жения цели речи эмоциональный фон аудитории. Выступления данного функционального профиля явля ются востребованными в условиях стремительной интенси фикации информационных потребностей современного обще ства. Наука и основанные на ней высокие технологии стали сегодня основным фактором в трансформации общественных отношений. Ведущие страны мира превратились в информа ционные общества, т. е. общества, основанные на знаниях. Это связано с ускорением темпов развития науки, о ко торых свидетельствуют даже сухие цифры статистики. Так, в конце XX в. профессиональных ученых насчитывалось бо лее 5 млн человек во всем мире. Около 90% всех научных открытий и изобретений, когдалибо совершенных человече ством, пришлось на XX в. Около 90% ученых, когдалибо живших на Земле, являются нашими современниками. В последнее десятилетие можно говорить об “информа ционной” стадии развития постклассической науки. Способ, согласно которому люди создают, хранят, передают инфор мацию, радикально изменился; знания очень быстро устаре вают. По современным оценкам, 80% тех, кто сегодня закан чивает вузы, должны будут еще дважды за свою жизнь пе реучиваться и менять профессию. Поэтому главный акцент сегодня в образовательной тех нологии ставится на умении работать с информацией. Иссле дование как тип деятельности теряет свою исключительную принадлежность к научной отрасли. Это оперативный инст румент освоения действительности. 149 Поэтому специалиступрофессионалу, желающему быть конкурентоспособным в современном мире, надлежит осво ить сферу научной коммуникации: закономерности ее функ ционирования, формы взаимодействия ее субъектов (устные и письменные), т. е. жанры. К важнейшим жанрам информационной речи относят' ся хроникальное и научное сообщения, отчетный и исследо вательский доклады, академическая и научнопопулярная лекции, политическое обозрение и научный обзор. Хроникальное сообщение содержит информацию о раз витии (изменении) чеголибо за определенный период, о про цессе производства, истории чеголибо, биографические све дения. Разбивка на разделы осуществляется по временному признаку и должна быть логичной, определенной, ясной. Различают несколько видов научного сообщения в за висимости от того, какой метод компоновки материала явля ется доминирующим — анализ и синтез, обобщение, группи ровка материала, сопоставление изучаемого материала. В научном сообщении, основу которого составляет ана лиз и синтез (например, на тему “Главные и второстепенные члены предложения”, “Части слова” и др.), указываются при знаки того или иного понятия. Выделение признаков может осуществляться с помощью слов “вопервых”, “вовторых”, что сделает высказывание четким и последовательным. В научное сообщение могут входить также логические определения понятий, комментируемые примерами. Отбор материала подчиняется определенной задаче, например дать в синтезе характеристику той или иной языковой категории. Научные сообщенияобобщения — это выделение каких либо общих признаков, принадлежащих группе рассматри ваемых явлений, языковых категорий. Создание таких обоб щенных формулировок предполагает рассмотрение вопросов типа “Употребление дефиса в местоимениях и наречиях”, “Пунктуация при обращении, вводных словах и вводных пред ложениях” и др. В результате такого рассмотрения обычно формулируется выводобобщение. 150 Высказывания, основанные на группировке материала (на пример, на тему “Части речи”, “Правописание безударных глас ных в корне слова” и др.), начинаются предложением, в кото ром формулируется основание деления и указываются наиме нования групп. В этих начальных предложениях употребляются языко вые средства, обозначающие, условно говоря, классифика ционные отношения: делятся (можно разделить) на группы, выделяются (различаются) группы, можно разбить на такие то группы по такомуто основанию (по значению, по структу ре, по роли в предложении, по цели высказывания и т. д.). Подобного типа начальные фразы задают определенный путь изложения материала, структуру высказывания — от общего положения к частным. Выступающий должен указать на тот существенный признак (основание), который положен в основу деления рассматриваемой категории на группы. Зна ние признаков деления обеспечит стройность композиции. Поэтому подготовке такого сообщения должен предше ствовать логический анализ изученного материала, который целесообразно сопровождать составлением таблиц и схем. Таблицы выполняют функции плана для сбора материала и для ответа, в ходе которого осуществляется чтение таблицы и ее анализ, направленный на расшифровку признаков вы деления взаимосвязанных групп (подгрупп) и соотношения между ними. Научное сообщение, в фундаменте которого — сопостав ление, сравнение изучаемого материала, может строиться на основании полного и частичного сравнения. Сравнение как мыс лительная операция и как прием занимает большое место на уроках русского языка. При полном сравнении у сопоставляемых объектов уста навливаются и признаки сходства, и признаки различия. На пример, по данному типу могут быть раскрыты темы: “Су ществительные и прилагательные как части речи”, “Общие и отличительные признаки у предложений с одним главным членом в форме сказуемого” и др. 151 При частичном сравнении устанавливаются либо сходные (общие), либо отличительные признаки. Подобным образом мо гут быть построены научные сообщения на темы “Отличия в образовании гласных и согласных”, “Отличие союзных слов от подчинительных союзов” и др. Рассматриваемые сообщения строятся в форме сравни тельного описания или сравнительной характеристики. Авторами выступлений указывается прежде всего осно вание (признак), по которому проводится сравнение, выде ляются существенные признаки сходства и отличия. Выска зывания могут иметь форму последовательного или парал лельного сравнения. Научное сообщение отличается от научного доклада пред варительной или итоговой информационностью. Оно ограни чено во времени изложения. В нем аргументация и строгие доказательства, а также обстоятельность изложения не обя зательны. Однако научное сообщение всегда предметно и пре дельно конкретно по своей сути. Доклад— сложный жанр устной монологической речи, приближенный к письменному тексту, развернутое публич ное сообщение на определенную тему (научную, социально политическую и др.). Цель — сформировать мнение слушателей по затрону тым вопросам, определить характер дальнейших практичес ких действий. Логика изложения доклада отличается строй ной композицией, доказательностью, личность говорящего отступает на второй план. Как правило, доклад зачитывается с листа и не позволя ет импровизаций и отступлений, этого требуют и заранее подготовленные план и тезисы. Отступления от речи необхо димы лишь для поддержания обратной связи и намечаются заранее. Содержательность доклада определяется темой и целью, которую поставил перед собой докладчик. Чаще всего в док ладе дается анализ обстановки, сообщаются сведения, ста 152 вятся задачи, даются рекомендации и оценки. Как правило, пос ле прочтения доклад обсуждается. Доклад отчетный — речь, в которой официальное лицо отчитывается перед уполномоченным собранием о проделан ной работе, анализирует и оценивает ее результаты. Такое выступление носит официальный характер, в нем одновременно говорится о предстоящей деятельности и фор мулируются новые задачи. Его содержание не только обсуж дается, но и может корректироваться в какихто частях, одобряется и нередко принимается как программа к дей ствию. Отчетный доклад может быть результатом коллективно го творчества. В таком докладе, как правило, не бывает экс промтов или импровизаций, вполне правомерных и умест ных, а порою и необходимых в других видах красноречия. Доклад отличается продуманностью и строгой аргументиро ванностью всех его разделов и положений, практической на правленностью, ясностью выводов и обоснованностью реко мендаций. Научный доклад, или доклад, читаемый на научной кон ференции (на симпозиуме, семинаре, международном конг рессе), сходен по структуре с лекцией. Но, в отличие от нее, доклад, особенно в области естественных наук, бывает обоб щением проведенных экспериментов по конкретным соци альным и иным исследованиям, поискам и т. д. Он бывает посвящен отдельному вопросу и, за редким исключением, должен являться научным открытием или от ражать принципиально новый подход к известным явлениям. Такая речь, как и лекция, также отличается строгой аргу ментированностью и доказательностью. Научный доклад может также носить гипотетический характер. В таком выступлении пока нет результатов какого либо конкретного исследования; в нем эксперимент лишь на мечается, следовательно, идея или основные положения та кого публичного выступления должны восприниматься как поиск, предположение. 153 Научный доклад может содержать конкретные рекоменда ции для практики, особенно для внедрения в производство (об разование) новой технологии, методов управления и т. д. В отли чие от лекции, научный доклад становится предметом обсуж дения и даже острых дискуссий. Лекция — научно обоснованное устное изложение учеб ного материала, системное, доказательное и широко аргу менгированное, с четко определенной целью; форма популя ризации знаний. Кроме информативной цели — утвердить уже известную истину или открыть новую, осветить проблему, предъявить гипотезу и пр. — задачей лекции является пробуждение у слушателей интереса к предмету разговора. Любая лекция преследует три главные цели: обучение, просвещение, вос питание Академическая лекция, в отличие от научнопопуляр ной — выступления перед массовой аудиторией, более ин формативна, она сообщает определенную сумму знаний с учетом последних достижений науки и практики, показыва ет слушателям образец живого научного мышления, логики построения научного рассуждения, развития темы. Если академическая лекция — это строго научное изло жение, доминантой здесь является изложение темы, то на учнопопулярная характеризуется информационновоспита тельной направленностью, здесь доминирует влияние на ауди торию. Научно'популярная лекция должна завершаться четки ми выводами не только научного, но и социального характе ра. Эти выводы могут выходить далеко за пределы потребно стей самой науки, если они тесно связаны с потребностями всего общества и отдельного человека. Основные требования к композиционному построению лек ции таковы: стройная логика изложения, систематизирован ность рассуждения, доказательность и аргументированность при обосновании явлений действительности. Текст лекции стро ится по законам жанра устного словесного творчества. 154 В отличие от доклада, языковые особенности лекции более разнообразны: от строгих норм книжного языка, насыщенного терминами, сложными словами и оборотами философского со держания, до элементов разговорной речи. Лекция всегда отличается определенной обстоятельнос тью изложения, углубленностью и аргументированностью ораторских суждений и умозаключений и, как правило, име ет прежде всего познавательное значение, помогает слуша телю в осмыслении разнообразной и иногда противоречивой информации. Лекция может иметь характер раздумий, размышлений, сопоставлений имеющихся по данному вопросу точек зрения, глубинного теоретического анализа. Поскольку лекция произ носится перед мыслящей аудиторией — прогнозируемой, но всегда новой и неожиданной, — то оратор постоянно балан сирует на оси “план — импровизация”. Развернутый план лекции, ее логическая канва — это основные ее вопросы, заранее продуманное развитие темы, заготовленная аргументация, логика перехода от одного воп роса к другому, предварительно намеченный, завершающий лекцию вывод — словом, содержательная схема начала, раз вертывания и завершения лекции, рассчитанная во времени так, что основное содержание лекции, связанное с доказа тельством, обоснованием темы, вместе с “зачином” (началом и постановкой вопроса) и заранее намеченной концовкойвы водом укладывается в регламент. Импровизация (от лат. improvise — “неожиданно”) — это совершающееся в ходе лекции мгновенное, сиюминутное, незапланированное заранее, неожиданное для самого лекто ра творчество, облекающее логический “скелет” лекции в словесную, интонационную, жестовую “плоть и кровь”. Существует мнение, что вузовская лекция чужда ора торскому искусству, что ораторы в высшей школе только педагоги, а не трибуны. Главное в лекции, подчеркивают сто ронники сдержанного стиля лекторапедагога, — научность, строгая логика, сила аргументации и доказательности. Но 155 лекция не должна быть “сухой” и свободной от каких бы то ни было эмоций. Конечно, бывают разные по жанрам лекции: строго об разовательные и просветительские, теоретические, устано вочные, пропагандистские или популяризаторские, обзорные и др. Но любая лекция, отвечающая требованиям строгой на учности, не должна апеллировать лишь к разуму и игнори ровать чувственную сторону процесса познания. Из механиз ма слушательского восприятия не следует исключать психо логическую составляющую. Один из талантливейших вузовских профессоров Л. П. Грос сман (1888–1965) говорил о “поэтике красноречия”, рассмат ривая лекцию как “явление художественного порядка”, ко торое “строится на конкретном и ярком представлении о пред мете чтения, излагается живым литературным языком и подчиняется строгой и стройной композиции”. И затем, отмечая образцы русского университетского красноречия, Гроссман писал “о художественной природе университетского преподавания”, идею которого выдвинул Н. В. Гоголь, в 1834 г. начавший курс своих лекций в Петербур гском университете. Тематическая прозрачность, яркость изложения, плас тическая ясность, внутренняя стройность и эмоциональность, способная возбуждать воображение слушателей, — вот в ка ких элементах видел профессор Гроссман художественность вузовской лекции. Эстетичность и художественность лекции, как справед ливо он утверждал, обеспечивается и такими элементами, как артистичность — внешнее изящество речи, свободная импро визация, умение лектора увлекать слушателей, возбуждать их воображение. Лекция должна быть такой завершенной и цельной, такой привлекательной и одухотворенной, чтобы “представлялась стройной поэмой”, — утверждал Гроссман. |