Главная страница
Навигация по странице:

  • Литература и риторика

  • РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Cущность и корни риторического идеала

  • Кузнецов, Риторика. Кузнецов Риторика. Учебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К


    Скачать 1.43 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Издательскоторговая корпорация Дашков и К
    АнкорКузнецов, Риторика
    Дата22.03.2022
    Размер1.43 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКузнецов Риторика.pdf
    ТипУчебное пособие
    #409308
    страница3 из 47
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
    Европейские страны
    Античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано странами, входившими в состав Римской импе
    рии: Испанией, Францией, Италией, Византией, отчасти —
    Англией и Германией. Но первое тысячелетие не принесло значительных нововведений в теорию и практику красноре
    чия, если не считать гомилетику, описанную выше.
    Заслуживает внимания зарождение в Аравии в начале
    VII в. новой религии — ислама (от арабского “покорность”),
    распространившейся в связи с завоеваниями главным обра
    зом в Северной Африке. Это активизировало проповедничес
    кую деятельность и дискуссии. В Европу проникают из Ин
    дии, Аравии также и науки — математика, астрономия, ме
    дицина.
    Замечательны успехи поэзии, драматургии на санскрите,
    отзвуки восточной культуры достигают Европы, где в Средние века, особенно в начале второго тысячелетия, формируется

    26
    строгая, логическая научная речь в первых университетах: это лекции профессоров, диспуты. Развивается система доказа
    тельств, многообразной аргументации.
    Эта изощренная дискуссионная речь (подчас на одиоз
    ные темы — с нашей современной точки зрения) получила название схоластики (от греческого и латинского “школьная”);
    в наши дни так обозначают бесплодное умствование, оторван
    ное от жизни.
    Но эта презрительная формула далеко не всегда спра
    ведлива: так формировалось академическое красноречие, до
    стигшее к XVIII–XIX вв. высочайшего уровня.
    К XX в. академическое красноречие насчитывает десят
    ки тщательно отработанных форм: лекции и целые лекцион
    ные курсы, семинары, обсуждения заблаговременно постав
    ленных проблем, защита курсовых и дипломных проектов,
    магистерских и докторских диссертаций, доклады на науч
    ных конференциях и пр.
    Тщательно отрабатывается система общения студентов и начинающих ученых с профессорами, академиками в бесе
    дах, на консультациях, зачетах и экзаменах, в устной и пись
    менной формах, выступления студентов на различных собра
    ниях в университете и вне его, на практике — например, у будущих журналистов, учителей, юристов, референтов, пе
    реводчиков, дипломатов и пр.
    Эпоха абсолютизма во Франции способствовала расцвету такой отрасли речевого мастерства и речевых стандартов, как
    придворный этикет, получивший распространение преиму
    щественно в аристократическом обществе. В XVIII в. он был позаимствован российским императорским двором, распрос
    транился не только в придворных кругах и довольно строго соблюдался вплоть до падения монархии.
    Придворный этикет и церемониал оказали сильное влия
    ние на дипломатическую речь, а также на соблюдение стан
    дартных форм общения в среде военных и даже чиновников.
    Этикетные формы речи отражали сословное строение общества, субординацию чинов, и в XVIII–XIX вв. давали

    27
    пищу для сатиры и юмора в демократических слоях обще
    ства.
    Особенностью той области общения, которая связана с этикетом, служило, а отчасти служит и поныне, применение особой символики (знаковой системы), обязательной для выс
    ших классов, причем знаками могли считаться не только пред
    меты, но и поступки, принятые в обществе ценностные ориен
    тации.
    Так, принадлежность к дворянскому сословию во Фран
    ции (и в России) выражалась правом носить шпагу; дворя
    нин мог принять вызов на дуэль только от дворянина. Про
    цедуры встреч, приветствий, вызовов на дуэль имели свои речевые формулы. Отказ от поединка считался несмывае
    мым позором и пр.
    Системы речевого этикета существовали всегда на разных уровнях социальной лестницы: обращение, приветствие, про
    щание, извинение, благодарность, приглашение (например,
    на бракосочетание дочери), извещение о кончине коголибо,
    начало и окончание дружеского или родственного письма и дру
    гие стандарты вежливого обращения. Это — всеобщая законо
    мерность общения. Причем речевой этикет в живом общении очень чуток к историческому процессу, к социальным сдвигам.
    Франция может считаться наиболее ярким продолжа'
    телем мастерства политического красноречия, причем в
    трех его вариантах:
    а) красноречие, рожденное на баррикадах Великой фран
    цузской революции;
    б) парламентское красноречие, сложившееся в Нацио
    нальном собрании XIX в.;
    в) дипломатическое общение.
    В двух последних областях с Францией небезуспешно соперничает Великобритания.
    Обличительные и воинственные речи деятелей Великой французской революции, несомненно талантливых (Робес
    пьер, Марат, Дантон и др.), отличались огромной энергией,
    целеустремленностью, эмоциональным накалом, самоотвер

    28
    женностью, что сближало их с проповедниками раннего хрис
    тианства. На более поздних этапах преобладала полемика.
    Что касается парламентских традиций конца XIX — на
    чала XX в., то они характеризовались выдвижением ярких по
    лемистов (типа Жана Жореса), но в итоге в общем породили ироническое отношение к парламентаризму как к “говориль
    не” (от фр. parle — “говорить”). Современному российскому парламенту — Государственной Думе и Совету Федерации —
    еще предстоит преодолеть издержки такого скептического от
    ношения.
    Исследователь истории французской риторики выделяет следующие этапы развития красноречия:
    а) до XV в. доминирует духовное красноречие на латыни;
    б) в XV в. вышла первая риторика на французском языке
    П. Фабри; происходит борьба за развитие французского язы
    ка; издается манифест в защиту французского языка;
    в) происходит официальный отказ от следования антич
    ным канонам (1671);
    г) отмечены выступления против жесткого регламенти
    рования в языке;
    д) XVIII век характеризуется закатом церковного крас
    норечия, расцветом политического, академического и судеб
    ного красноречия.
    Для этого времени характерен значительный подъем по
    этики, теории литературы, стилистики, теории фигур, эло
    куции, происходит развитие собственных риторических док
    трин (А. Фоклен, П. Лами, П. Фонтанье, известные в России).
    До XV в. риторика была в основном схоластическая, с
    XVI в. — гуманистическая, в XVII в. — реформистская. Кризис французской риторики произошел на рубеже XVIII–XIX вв. и явился предвестником кризиса риторики в России.
    Признаки схоластического периода: стиль становится законом, что отражается и в манере одеваться, и в речевом этикете; в основе обучения высокий, средний и низкий сти
    ли; влияние этого этапа риторических правил отчетливо от
    разилось в русской практике общения XVIII в.

    29
    Гуманистическая риторика связана с эпохой Возрожде
    ния, ее центром становится Дворцовая академия, составляется
    “Французская риторика” для короля Генриха III, вводится ко
    ролевское красноречие (на французском).
    Риторика стимулирует разработку грамматики и лите
    ратурной нормы языка, всего того, что мы в XX в. называем культурой речи. Вводится “инсценирование речи”, растет внимание к дикции, произношению, интонации. Образцы бе
    рутся из литературы, развивается мастерство перевода.
    Реформистская риторика становится наиболее влиятель
    ной сферой гуманитарного знания, под ее влиянием издают
    ся книги, которые широко используются, например: “Источ
    ники французского красноречия” Шабанеля, “Красноречие для обучения дамы высшего света”.
    Идут дискуссии по риторике, создаются салоны и част
    ные академии, развиваются частные виды красноречия: ри
    торика беседы, эпистолярная риторика, риторика метамор
    фозы. Идет борьба с плебейским стилем, отвергаются диа
    лекты и жаргоны, иноязычные заимствования, даже научая речь. Риторики Аристотеля и Цицерона приспосабливаются к вкусам королевского двора.
    Риторика энциклопедическая и натуристская — время эмансипации ума, союза между мыслью и языком, быстрого раз
    вития интеллектуального потенциала нации. Укрепляется фак
    тор логики, растет авторитет Аристотеля, господствует антич
    ная формула “искусство мыслить — искусство говорить — ис
    кусство писать”.
    Далее, на рубеже XVIII–XIX вв., наступает период кри
    зиса, утраты авторитета риторики, ее критики с позиций как научных, так и нравственных. Причины этого надо ис
    кать как в социальной сфере, так и в самой риторической практике.
    Литература и риторика
    Риторика относится к числу филологических предметов наряду с лингвистическими и литературоведческими. Фило

    30
    логия вбирает в свой кругозор всю глубину человеческого бы
    тия, прежде всего бытия духовного, через призму слова, языка.
    В то же время это искусство не только передавать, но и прини
    мать сказанное и написанное: понять самого себя и другого че
    ловека, другую культуру — цель филологии.
    Граница между литературой и риторикой трудноулови
    ма. Многие ораторы и риторы были в то же время писателями или литературоведами: Аристотель, Цицерон, Буало, Ломо
    носов, Лосев. В учебники по античной литературе включаются не только писатели, поэты, но и ораторы (авторы учебников
    С. И. Радциг, Н. Ф. Дератани, И. М. Тройский, А. А. ТахоГоди).
    Писатели В. Гюго, В. Я. Брюсов, А. С. Пушкин, В. Гете были известны и как блестящие импровизаторы. Но и все образо
    ванные люди в разные эпохи должны были владеть устным словом и пером: этому учили в риторических школах антич
    ного мира, все ученики Царскосельского лицея писали стихи.
    Европейская традиция устанавливает более 100 моделей эпистолярного жанра, до сих пор издаются различные “пись
    мовники”, в частности, во Франции. В XVII–XVIII вв. учение о жанрах доходит до мелочной регламентации.
    Так, составление жизнеописания требовало выделить рубрику “происхождение” и разделить ее на части: “народ”,
    “отечество”, “предки”, “родители”; далее — “добродетели”
    и “пороки”, далее — “власть”, “богатство” и пр.
    В период классицизма в Европе полагалось соблюдать не только единство места и времени, строго следовать законам жанра, но и использовать теорию “общих мест” (топов).
    Логические топы: род и вид; целое и части; свойства,
    признаки, качества; сравнение и противопоставление; при
    чина и следствие; обстоятельства (где? когда? как?) и пр.
    Топы использовались не только в рассуждениях и доказа
    тельствах, но и в повествовании, описании.
    Не следует забывать и того, что сама литература, фоль
    клор и повседневное общение непрерывно пополняют запас крылатых слов, идиом, афоризмов, аллегорий, иносказаний,
    антитез (а ведь это все — риторический арсенал!), исполь

    31
    зуемых и в письменном, и в устном тексте. Судя по “Словарю крылатых выражений А. С. Пушкина” (СПб., 1999), он дал рус
    скому языку не менее 1200 таких единиц.
    Ревнители литературного новаторства всегда обвиняли риторику в формализме, схематизме, даже в ретроградстве;
    но проходило время, и оказывалось, что новое литератур
    ное течение создавало свои схемы, правила и запреты. Так было и с романтизмом, и даже с реализмом.
    Наибольшие сложности возникали в системе жанров —
    литературных, риторических и даже бытовой речи. На всем протяжении истории литературы в Европе, Индии, Китае,
    Японии в ходу речение “писать, а иногда — и говорить по жанрам”. Власть жанра то приближалась к диктатуре, то наступали периоды оттепелей. Литературоведческие иссле
    дования проводились под знаком теории жанров.
    Жанр всегда служил стабилизирующим, регламентиру
    ющим средством поэтики, а сама поэтика принадлежала од
    новременно и теории литературы, и риторике. В истории ев
    ропейский риторики известны попытки всю риторику свести к поэтике, культуре и выразительности речи.
    Риторика также оказывала влияние на теорию жанров,
    вводила жанры частных риторик: в судебной риторике —
    речи обвинительная и защитительная, в военной — боевой приказ, в политической — призыв к восстанию, в эпидейк
    тической — речи официальные в честь юбиляра и друже
    ские, застольные, в деловых ситуациях — строго логичес
    кие и пр. Подобные образцы нередки в художественной про
    зе: вспомним сцену суда в “Воскресении” Л. Н. Толстого, пись
    ма И. Е. Репина, “Фрегат “Паллада” И. А. Гончарова и т. п.
    Многовековой спор о первенстве формы и содержания в познании, в литературе, в различных видах творчества то возникает и разгорается на пограничных областях разных наук, то угасает. В то же время спорящие стороны согласны в том, что форма и содержание могут существовать только в единстве, одна без другого так же немыслимы и абсурдны,

    32
    как понятия “правая” и “левая”, одна без другого теряет вся
    кий смысл.
    РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ
    Cущность и корни риторического идеала
    Наивно было бы полагать, будто вся риторическая система с одинаковым успехом может обслуживать любых общающих
    ся людей, будто она, подобно языковой системе, существует вне идеологии, нравственности, политики.
    В риторике, в ее теории и практике, могут быть выделе
    ны три неравные части: первая из них действительно уни
    версальна, может использоваться в самых разнообразных ситуациях. Универсальны каноны риторики: учение о теме,
    ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мыс
    ли в языковых формах, о культуре речи — языковых нор
    мах, дикции, интонациях и т. п.
    Вторая часть обращена к национальным, языковым осно
    вам риторического действия: это неоценимое богатство, кото
    рое использует говорящий, этнические традиции, культура и литература, привлекаемая в общении, исторические факты.
    Нетрудно заметить, что эта область уже не вполне уни
    версальна, ибо может в отдельных случаях допустить какие
    либо льготы национальным предпочтениям, например, про
    цитировать строки произведения, в котором без должного уважения говорится о том или ином субъекте.
    Третья часть выражает позицию отдельных лиц или ка
    кихлибо общностей людей. В этой общности нормируется устойчивая система точек зрения и правил; это этическая система общения, речи. В этой сфере формируется феномен,
    называемый риторическим идеалом.
    Нельзя забывать, что вся социальная жизнь людей по
    стоянно оформляется в речи — устной, письменной, а также мысленной; без речевого оформления жизнь просто невоз
    можна, и необходимы нормы общения, человеческих отно
    шений внутри общности или между ними.

    33
    Внешняя речь всегда обращена к людям, чаще всего —
    к конкретным личностям; обычно говорящий знает своих собе
    седников. Он должен решить и постоянно решать вновь: гово
    рит ли он правду или неправду, поверят ему или нет, будет ли он вежлив, доброжелателен или нет, должен прогнозиро
    вать, какова будет реакция собеседников на его высказывание.
    Возьмем для примера современную рекламу. На кого она рассчитана? Чаще всего на людей, которые прекрасно пони
    мают, какой процент лжи скрывается в ней, какие использу
    ются уловки, чтобы опорочить конкурентов. Но эта ложь по
    дается порой так красиво!
    Идеал рекламы как раз в том, чтобы привлечь внимание слушателя, зрителя. Он не верит? Ну и что! Многократное повторение — и он просто запомнит то, что нужно автору рекламы.
    Видимо, для рекламных роликов важно остроумие, зре
    лищность, хорошая актерская игра — и тогда успех обеспе
    чен, слушатель (зритель) покорен. Успех же деятельности христианских проповедников — в незыблемости их идеалов,
    которые не могут не вызывать уважения. В научных спорах чаще всего побеждает железная логика. А как часто одержи
    вает победу не только тонкая, но даже самая грубая лесть!
    Ясно был выражен идеал у софистов — создателей древне
    греческой риторики (об этом — отдельный пункт). Вероятно,
    можно говорить как об идеале и о манере русских юродивых и тех из народа, кто их слушал, ценил и понимал: это истовость,
    безбоязненная правда, пророчество, обличение сильных мира сего, это афористическая и аллегорическая речь, артистичес
    кое умение войти в аффективное состояние, вплоть до самоис
    тязаний. И их слово обладало огромной силой воздействия.
    Наконец, “идеал” преступного мира в России, создавше
    го свою манеру общения, свой язык, привлекший внимание даже такого корифея лингвистической науки, каким был И.
    А. Бодуэн де Куртенэ.
    Четкой выраженностью и неповторимостью отличается и древнерусский ораторский и проповеднический идеал в “Сло

    34
    вах” Кирилла Туровского, в “Слове о Законе и Благодати” мит
    рополита Илариона, в “Житии” протопопа Аввакума.
    Своеобразно было общение в семьях русского крестьян
    ства XIX в., в среде военнослужащих. А. К. Михальская в книге “Русский Сократ” (М., 1996) приводит интереснейший материал о языке власти в условиях тоталитарных режимов.
    Все эти наблюдения позволяют говорить о риторическом иде
    але как о реалии, феномене, заслуживающем изучения.
    По каким же признакам характеризуется риторичес'
    кий идеал и каковы его критерии?
    Вопервых, современная риторика использует такую схе
    му анализа любых высказываний:
    1) кто говорит?
    2) кому говорит?
    3) при каких обстоятельствах?
    4) что говорит?
    5) зачем?
    6) как выражает свою мысль?
    7) каков результат?
    Повидимому, для анализа неплохо было бы иметь отве
    ты на эти семь вопросов.
    Вовторых, всегда важен облик говорящего лица: что в нем главное — эмоции или логика, правильность речи или оригинальность, высокая компетентность или шумные эффек
    ты? Есть ли у говорящего убеждения, если да, то каковы они?
    Втретьих, важна позиция говорящего или целого соци
    ального или этнического коллектива в отношении истины и лжи.
    Правда и ложь — сложнейшие категории, о них много спорят, много написано; в характеристике риторического иде
    ала это, возможно, самый важный критерий.
    Наконец, в понимании и оценке риторического идеала учитывается этика речи — у одной общности как врожден
    ная, глубинная, у другой — внешняя, показная, только для достижения цели говорящего.

    35
    Немало значат и такие особенности, как скорость речи,
    жестикуляция — обычно у южан, например у итальянцев; мол
    чаливость, немногословие — у многих народов Севера; артис
    тизм или сдержанность в артистических приемах; строгое со
    блюдение нормы литературного произношения, нормативное построение фразы или подчеркнутое несоблюдение этих тре
    бований.
    Все сказанное может быть отнесено не только к общности людей, но и к отдельным лицам, однако в последнем случае тер
    мин риторический идеал обычно не применяется.
    Некоторые виды данного феномена рассмотрим подробнее.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


    написать администратору сайта