Главная страница

Ученик. Учебное пособие КомсомольскнаАмуре 2013 удк 796. 07 (07) ббк 75. 10 я7 м 348 Матухно, Е. В


Скачать 1.62 Mb.
НазваниеУчебное пособие КомсомольскнаАмуре 2013 удк 796. 07 (07) ббк 75. 10 я7 м 348 Матухно, Е. В
АнкорУченик
Дата19.01.2023
Размер1.62 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла-prikladnaya_fizicheskaya_podgotovka_studentov_6YemS1.pdf
ТипУчебное пособие
#894785
страница10 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
восьми частей, разделенных швами. Ширина швов не боль- ше 6 мм.
Его окружность 74,9-78 см и вес 567-650 г.
Размещение команды
Пять игроков каждой команды должны находиться на площадке в течение игро- вого времени и могут быть заменены.

73
Член команды является игроком, когда он находится на игровой площадке, и име- ет право играть. Член команды является запасным, когда он не играет на площадке или находится на площадке, но не имеет права играть.
Игровая форма
Игровую форму игрока составляют футболка, трусы, носки и спортивная обувь.
Форма игроков должна быть одинакового преобладающего цвета как спереди, так и сзади. Футболки игроков должны быть пронумерованы от 4 до 15. Игроки одной ко- манды не должны иметь одинаковых номеров. Номер должен быть расположен на фут- болке по центру на груди и на спине.
Перед матчем капитан команды подписывает протокол и представляет свою команду на жеребьевке. В случае необходимости капитан может обращаться к судье за получением необходимой информации. Когда капитан покидает игровую площадку по любой при- чине, разрешенной правилами, тренер должен сообщить судье номер игрока, который будет исполнять обязанности капитана на время отсутствия того на площадке.
Капитан команды может выполнять функции тренера. Капитан должен назначить игрока своей команды, участвующей в розыгрыше спортивного мяча или пробитии штрафных очков, в тех случаях, когда правила не определяют такого игрока.
Не позднее, чем за 20 мин до начала игры по расписанию каждый тренер или его представитель должен передать секретарю список с фамилиями и номерами членов ко- манды, которые будут участвовать в игре, а также фамилии капитана команды, тренера и помощника.
Только тренер и помощник тренера имеют право просить затребованные перерывы.
Когда тренер или его помощник решают произвести замену, запасной игрок дол- жен сообщить об этом секретарю и быть готовым немедленно войти в игру.
Помощник тренера должен исполнять обязанности тренера, если по какой-то при- чине тренер не может продолжать их исполнять сам.
Капитан команды может выполнять обязанности тренера, если тренер отсутствует или не может продолжать выполнять свои обязанности и нет помощника тренера, вне- сенного в протокол.
Игра состоит из четырехпериодов по 10 мин каждый с перерывами по 2 мин.
В игру включен перерыв посредине игры продолжительностью 10 или 15 мин.
Правило двадцати четырёх секунд
Когда игрок получает контроль над «живым» мячом, попытка броска по корзине должна быть осуществлена в течение 24 с.
Несоблюдение этого правила является нарушением.
Затребованный перерыв
Затребованный перерыв продолжительностью в 1 мин. должен быть предоставлен команде, когда появляется возможность это сделать.
Для игр, состоящих из четырех периодов по 10 мин, три затребованных перерыва предоставляются каждой команде в течение каждой половины игры и один перерыв для каждого дополнительного периода.
Затребованный перерыв не разрешается между или после штрафного броска, пока мяч не станет «мертвым». Неиспользованные перерывы не могут быть перенесены на следующую половину игры или дополнительный период.
Игра не может начаться, если в одной из команд на площадке нет пяти игроков, готовых играть. Команды должны меняться корзинами перед третьей четвертью всей игры.
Спорный бросок
Спорный бросок происходит, когда судья подбрасывает мяч между двумя игрока- ми-соперниками. Чтобы спорный бросок состоялся, мяч должен быть отбит рукой или руками одного или двух участвующих в розыгрыше игроков. Спорный бросок разыг-

74 рывается, когда «живой» мяч застревает в опоре кольца; мяч случайно входит в корзи- ну снизу; обе команды нарушают правила.
Спорный мяч происходит, когда один или более игроков каждой из соперничаю- щих команд держат мяч одной или обеими руками так крепко, что ни один из игроков не может завладеть им без чрезмерно грубых действий.
Во время спорного броска два игрока должны встать так, чтобы их стопы находи- лись внутри той половины круга, которая ближе к их собственной корзине, при этом одна стопа находилась около центра линии, находящейся между ними.
Поочередное владение
Поочередное владение – это способ заставить мяч стать живым в результате вбра- сывания вместо розыгрыша спорного броска.
Во всех ситуациях спорного броска команды поочередно получают право на вла- дение мячом для вбрасывания из-за пределов площадки с места, ближайшего к тому, где происходит ситуация спорного броска.
Команда, которая не устанавливает контроля над живым мячом на площадке по- сле розыгрыша спорного броска в начале первого периода, начнет процесс поочередно- го владения. Команда, имеющая право на вбрасывание в результате процесса пооче- редного владения, должна быть обозначена стрелкой поочередного владения, направ- ленной в сторону корзины соперников. Направление стрелки изменяется сразу же по- сле того, как заканчивается вбрасывание в результате процесса поочередного владения.
Засчитывание и цена заброшенного мяча
Мяч считается заброшенным тогда, когда «живой» мяч входит в корзину сверху и остается в ней или проходит через нее.
Цена заброшенного мяча:

1 очко – со штрафного броска;

2 очка – с игры;

3 очка – с трехочковой зоны.
Если команда случайно забрасывает мяч с площадки в свою корзину, то очки за- писываются капитану соперников.
Нарушение – это несоблюдение правил. Наказывается потерей владения мячом командой, совершившей нарушение, мяч передается сопернику для вбрасывания из-за пределов площадки.
Правило ведения мяча
Ведение начинается, когда игрок, получивший контроль над мячом, отбивает его в пол или катит по полу и касается мяча, прежде чем его коснется другой игрок. Веде- ние заканчивается в тот момент, когда игрок касается мяча одновременно двумя рука- ми. Игрок не должен вести мяч второй раз после того, как его первое ведение закончилось.
Правило передвижения
Поворот, вращение происходят, когда игрок держит «живой» мяч и шагает один или несколько раз в одном направлении одной и той же ногой, в то время, когда другая нога сохраняет неизменной точку своего контакта с полом. Пробежка, продвижение мячом – это перемещение одной или обеих ног в любом направлении, удерживая мяч в руках.
Опорная нога у игрока, ловящего мяч, определяется так: если нога касается пола, то она становится опорной; если игрок приземляется на обе ноги, то ни одна не стано- вится опорной; если он приземляется одной ногой вслед за другой, то первая нога, кос- нувшаяся пола, становится опорной.
Правило трех секунд
Игрок не должен оставаться более 3 с. в ограниченной зоне соперника, когда его команда контролирует мяч на площадке.

75
Плотноопекаемый игрок
Плотноопекаемый игрок (в пределах одного шага), который держит мяч, должен передать, бросить по кольцу, покатить или повести мяч в течение 5 с.
Правило десяти секунд
Когда игрок устанавливает контроль над «живым» мячом в своей тыловой зоне, его команда должна в течение 10 с перевести мяч в свою передовую зону.
Помеха мячу
Нападающий или защитник не могут касаться мяча, который находится над уров- нем кольца во время броска в корзину с площадки.
Нападающий или защитник не должны касаться корзины или щита, пока мяч находится в контакте с кольцом после броска.
Фолы
Фол – это несоблюдение правил вследствие персонального контакта с соперником.
Персональный фол
Персональный фол – это фол игроку за совершение контакта с игроком команды соперников, независимо от того, является ли мяч «живым» или «мертвым».
Блокировка – это неправильный персональный контакт, препятствующий пере- движению соперника с мячом или без него.
Столкновение – это персональный контакт, сопровождающийся толчком или движением в корпус соперника.
Опека сзади – это персональный контакт с соперником защитника, находящегося позади него.
Задержка – это персональный контакт с соперником, который мешает его свободе передвижения.
Толчок – это персональный контакт с любой частью тела, который имеет место, когда игрок насильно сдвигает соперника, который контролирует мяч.
Неправильный заслон – это попытка неправильно задержать или помешать сопер- нику, который не контролирует мяч, занять желаемую позицию на игровой площадке.
Обоюдный фол
Обоюдным фолом является ситуация, в которой два игрока-соперника совершают фолы друг против друга приблизительно в одно и то же время.
Неспортивный фол
Это персональный фол против игрока с мячом или без него. Если игрок совершает жесткий контакт с соперником, такой контакт должен рассматриваться как неспортивный фол. Игрок, который повторно совершил неспортивный фол, может быть дисквалифицирован.
Технические фолы игрока
Технические фолы игрока – это фолы игрока, не связанные с контактом игрока и соперника. Технический фол происходит, когда игрок пренебрегает указаниями судьи и использует неспортивную тактику, использует выражения и жесты, наносящие оскорб- ления и провоцирующие зрителей.

76
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ СУДЕЙ
Но-
мер
Отображаемые
ситуации
Жесты
для показа
Рисунки
1
Одно очко
Опустить кисть
2
Два очка
Опустить кисть
3
Попытка трёхочкового броска
Резкое движение
4
Успешный трёхочковый бросок
Резкое движение
5
Очки не считать, игровое действие отменяется
Быстрое разведение рук
6
Новый отчет 24-х секунд Вращение пальцем
7
Замена
Скрещенные руки перед грудью

77 1
2 3
4

78

79

80

81
Правила проведения соревнований по настольному теннису
Теннис – спортивная игра с небольшим мячом, в которой могут принимать уча- стие двое (одиночная игра) или четверо игроков (парная игра).
Игра заключается в том, что игроки, занимая противоположные стороны площад- ки, посылают с помощью ракеты мяч через сетку. Каждый играющий старается возвра- тить мяч обратно на сторону противника.
Цель в игре – послать мяч через сетку таким образом, чтобы противник не смог правильно отразить его.
Поверхность стола, называемая «игровой поверхностью», длиной 2,74 м и шири- ной 1,525 м, должна быть прямоугольной и лежать в горизонтальной плоскости на вы- соте 76 см от пола.
Игровая поверхность должна быть разделена на две «половины» вертикальной сеткой, расположенной параллельно концевым линиям непрерывно на всем протяже- нии каждой «половины».
Участники соревнований имеют право:

выбрать один мяч из нескольких, предложенных ведущим судьей для про- ведения встречи;

проводить непосредственно перед началом встречи разминку на игровом столе не более 2 мин.;

получать советы во время встречи от любого лица в перерывах между партиями или во время других разрешенных остановок игры;

обращаться к ведущему судье до начала розыгрыша следующего очка за разъ- яснением или с просьбой;

обращаться к главному судье, если не удовлетворены разъяснением ведущего судьи, в личных соревнованиях – непосредственно, в командных – через своего пред- ставителя или капитана команды;

делать кратковременный перерыв с разрешения ведущего судьи для приведе- ния в порядок своей формы;

делать кратковременный перерыв, чтобы обтереться полотенцем при смене по- дачи, а при подаче поочередно (через каждое очко) – после каждых пяти разыгранных очков:
- взять перерыв после любой завершившейся партии, встречи;
- сделать несколько тренировочных ударов после замены поврежденных в ходе встречи мяча или ракетки.
Участники соревнований обязаны:

соблюдать нормы поведения спортсмена, быть вежливым по отношению к со- перникам, судьям и зрителям;

знать и соблюдать Правила, Положение о соревнованиях, а также расписание встреч;

быть готовыми к соревнованиям за 5 мин. до начала встречи по расписанию;

выступать в опрятной, чистой и хорошо пригнанной спортивной одежде.
В случае неявки участника к началу встречи ему засчитывается поражение.
Участник, не явившийся на встречу или отказавшийся от продолжения соревно- ваний без уважительной причины, может быть дисквалифицирован главным судьей.
Каждая организация, участвующая в соревновании, должна иметь своего предста- вителя (тренера), который является руководителем команды, несет ответственность за дис- циплину участников и обеспечивает их явку на соревнования.
Представитель (тренер) не может быть одновременно судьей данных соревнований.
Помимо представителя (тренера) команда должна иметь капитана из числа участников.
В отсутствие представителя (тренера) капитан команды исполняет его обязанно- сти, пользуется его правами и несет ответственность за порядок, дисциплину в команде.

82
Для использования своих прав, включая подачу протестов, представитель (тренер) или капитан команды должен присутствовать в игровом зале в течение всего командного матча.
Представитель (тренер) имеет право:

участвовать в жеребьевке, присутствовать на совещаниях главной судейской коллегии, если они проводятся совместно с представителями;

получать в секретариате документацию с результатами соревнований;

давать советы участникам в перерыве между партиями или во время других разрешенных остановок игры;

подать протест в командных соревнованиях.
Подача начинается с размещения мяча на ладони свободной руки, которая должна быть неподвижной, открытой и плоской, с сомкнутыми четырьмя пальцами и отведен- ным большим. Свободная рука, с размещенным на ней мячом, при подаче должна быть все время выше уровня игровой поверхности.
Ракетка должна находиться выше уровня игровой поверхности с момента непо- движного размещения мяча на ладони свободной руки до удара по мячу в подаче. По- дающий должен подбросить мяч только рукой, не придавая ему вращения, так, чтобы мяч взлетел не менее чем на 16 см. после того, как он покинул ладонь свободной руки.
Когда мяч падает с высшей точки траектории своего полета, подающий должен ударить его так, чтобы в одиночных встречах – мяч коснулся сначала его половины стола, а затем, пролетев прямо над или вокруг комплекта сетки, коснулся половины стола принимающего, в парных – мяч коснулся сначала правой половины площадки подающего, а затем, пролетев прямо над или вокруг комплекта сетки, коснулся правой половины площадки принимающего.
Когда мяч ударяют при подаче, он должен находиться позади концевой линии по- ловины стола подающего или ее воображаемого продолжения, при этом мяч должен находиться не дальше от сетки, чем самые отдаленные от нее части тела подающего, кроме его руки, головы или ноги.
Когда подающий нарушил требования к правильной подаче, он теряет очко без предупреждения в любом случае нарушения.
Порядок игры
В одиночных встречах подающий должен первым выполнить подачу, принимаю- щий – правильный возврат, после чего подающий и принимающий поочередно выпол- няют правильный возврат.
В парных встречах подающий должен первым выполнить правильную подачу, принимающий – правильный возврат, после чего партнер подающего должен произве- сти правильный возврат, затем правильный возврат следует выполнить партнеру при- нимающего; в дальнейшем каждый игрок в такой же очередности должен выполнить правильный возврат.
Мяч считается в игре с момента, при котором он неподвижен перед подбрасыва- нием в подаче до тех пор, пока он коснется чего-либо, кроме игровой поверхности, комплекта сетки, ракетки, находящейся в руке, либо руки с ракеткой, ниже запястья, или розыгрыш закончится по какой-либо другой причине переигровкой или очком.
Розыгрыш переигрывается:

если при подаче мяч, пролетая над или вокруг комплекта сетки, коснется его
(при условии, что во всех других отношениях подача выполнена правильно) и затем будет принят с лёта или принимающий (или его партнер) помешает мячу;

если подача выполнена, когда, по мнению судьи, принимающий или пара не го- товы к приему мяча, при условии, что никто из принимающих не пытался отбить мяч;

83

если по мнению судьи, ошибки при выполнении правильной подачи, правиль- ного возврата или какого-либо другого требования правил игры произошли помимо во- ли игрока;

если розыгрыш прерван для исправления ошибки в очередности подачи, приема или смены сторон;

если розыгрыш прерван для введения правила ускорения игры.
Когда розыгрыш не переигрывается, игрок теряет очко:

если ему не удалось выполнить правильную подачу;

ему не удалось выполнить правильный возврат;

он ударяет мяч дважды подряд;

мяч коснется его половины стола дважды подряд;

он ударяет мяч стороной ракетки, поверхность которой не соответствует требованиям;

его свободная рука коснется игровой поверхности, пока мяч в игре;

он или то, что он одевает или носит, коснется комплекта сетки, пока мяч в игре;

во время своей подачи он или его партнер топнет ногой;

в парной встрече он ударяет по мячу не в очередь, установленную подаю- щим и принимающим.
Партию выигрывает игрок (пара), первым набравший 11 очков, если только оба игрока (пары) не набрали по 10 очков; в этом случае партия будет выиграна игроком
(парой), который первым наберет на два очка больше соперника (пары).
Встречу следует проводить на большинство из двух или семи партий.
Игра должна быть непрерывной в течение всей встречи, но любой игрок имеет право на перерыв продолжительностью до 1 мин. между партиями встречи.
Выбор подачи, приема и сторон
Право сделать выбор первым определяют жребием.
Игрок (пара), выигравший это право, может:

выбрать подачу или прием первым, тогда проигравший жребий должен вы- брать сторону;

выбрать сторону, тогда проигравший жребий должен выбрать подачу или прием первым;

предоставить проигравшему жребий сделать выбор первым, тогда выигравший жребий должен выбрать из того, что не выбрал себе проигравший.
Порядок подачи, приема и смена сторон
После двух засчитанных очков принимающий игрок (пара) должен стать подаю- щим и так далее до конца партии или до тех пор, пока каждый игрок (пара) не наберет по 10 очков или пока не будет введено правило ускорения игры.
В парных встречах:

первым подающим должен быть выбран один из игроков пары, имеющей право подавать первой, а первым принимающим – любой из игроков пары соперников;

вторым подающим должен быть игрок, который был первым принимающим, а вторым принимающим – партнер первого подававшего;

третьим подающим должен стать партнер первого подававшего, а третьим принимающим – партнер первого принимавшего;

четвертым подающим должен стать партнер первого принимавшего, а четвер- тым принимающим – первый подававший;

пятым подающим должен быть игрок, который подавал первым, а затем игроки должны подавать в той же последовательности до конца партии.

84
Если оба игрока (пары) набрали по 10 очков или если введено правило ускорения игры, очередность подачи и приема должна оставаться той же, но каждый игрок до конца партии должен подавать до розыгрыша только одного очка.
Игрок (пара), который подавал первым в партии, должен принимать первым в партии, следующей непосредственно за этой.
В парной встрече в каждой партии после первой, когда первый подающий уже определен, первым принимающим должен стать игрок, который подавал на него в предыдущей партии.
Игрок (пара), начавший партию на одной стороне стола, следующую партию встречи должен начинать на другой стороне.
В последней возможной партии встречи, как только один из игроков (пар) наберет пять очков, игроки (пары) должны поменяться сторонами.
Нарушение порядка подачи, приема и смены сторон
Если игроки не поменялись сторонами, когда им следовало это сделать, то игра должна быть прервана судьей, как только ошибка обнаружена, а затем продолжена при рас- положении игроков, в котором следовало быть в соответствии с последовательностью, установленной в начале встречи.
Если игрок подает или принимает не в свою очередь, то игра должна быть оста- новлена, как только ошибка обнаружена, а затем возобновлена с подачи и приема тех игро- ков, которым следовало подавать и принимать в соответствии с установленной в начале встречи очередностью со счета, достигнутого до обнаружения ошибки.
При любых обстоятельствах очки, набранные до обнаружения ошибки, должны быть засчитаны.
Правила ускорения игры
Если мяч в игре, но лимит времени исчерпан, игру следует остановить и продол- жить подачей игрока, подававшего в прерванном розыгрыше.
Если мяч не был в игре, когда лимит времени исчерпан, игру продолжают пода- чей игрока, который принимал мяч в предыдущем розыгрыше.
Если правило ускорения игры вводится по просьбе обоих игроков (пар), то в начале партии первым подает игрок согласно жеребьевке, а при наличии разыгранных очков в дан- ной партии игру продолжают.
Впоследствии каждый игрок (пара) должен подавать поочередно для розыгрыша только одного очка.
Если розыгрыш не завершится до того, как принимающий игрок (пара) выполнит
13 правильных возвратов, то подающий проигрывает очко.
Однажды введенное правило ускорения игры действует до окончания встречи.
СУДЕЙСКИЕ ТЕРМИНЫ
«Розыгрыш» – период времени, когда мяч находится в игре.
«Переигровка» – розыгрыш, результат которого не засчитан.
«Очко» – розыгрыш, результат которого засчитан.
«Рука с ракеткой» – рука, держащая ракетку.
«Свободная рука» – рука без ракетки.
Игрок «ударяет» мяч, если он касается мяча своей ракеткой, держа ее рукой, или своей рукой (с ракеткой) ниже запястья.
Игрок принимает мяч «с лёта», если в игре он ударяет по мячу, не коснувше- муся игровой поверхности стола на его стороне, после того, как мяч последний раз был отбит его соперником.
Игрок «мешает» мячу, если он, а также части его одежды или украшения касают- ся мяча в игре, пока мяч не пролетел над столом или воображаемым продолжением его

85 концевой линии, не задев половины стола этого игрока после того, как мяч последний раз был отбит соперником.
«Подающий» – игрок, который должен первым ударить по мячу в розыгрыше.
«Принимающий» – игрок, который должен вторым ударить по мячу в розыгрыше.
«Судья» – лицо, назначенное определять результат каждого розыгрыша.
Понятие игрок «одевает или носит» включает одежду игрока и украшения, кото- рые он носил в начале розыгрыша.
Мяч считается прошедшим «над или вокруг сетки», если он пролетел ниже или снаружи выступающей части комплекта, сетки вне стола либо если при возврате по нему произведен удар после того, как мяч отскочил обратно над сеткой.
«Без счета» – до объявления счета ведущим судей.
«Ошибка» – не в соответствии с требованиями правил.
«Сетка, еще мяч» – мяч, поданный во всех отношениях правильно, задел сетку и попал на игровую поверхность принимающего (в одиночных встречах), на игровую по- верхность полуплощадки принимающего (в парных встречах).
«Не с квадрата» – мяч подан не с полуплощадки подающего (в парных встречах).
«Не в квадрат» – мяч попал не в полуплощадку принимающего (в парных встречах).
«Поздно» – мяч отбит игроком после того, как мяч коснулся игровой поверхности более одного раза.
«Касание сетки – игрок или то, что он одевает либо носит, коснулось комплекта сетки.
«С лета» – мяч, не коснувшись игровой поверхности, задел ракетку или кисть ру- ки, державшей ракетку.
«Сдвиг стола» – сдвинута игровая поверхность.
«Бок» – мяч коснулся стола ниже боковых кромок игровой поверхности.
«Двойной удар» – игрок коснулся мяча ракеткой или кистью руки, державшей ракетку, более одного раза.
«Рука на столе» – игрок дотронулся до игровой поверхности свободной рукой.
«Задет» – игрок или то, что он одевает либо носит, мешает мячу. «Расстановка» – нарушена очередность подачи или приема.
«Не в очередь» – нарушена очередность удара по мячу (в парных встречах).
«Стоп» – остановка игры.
«Можно» – возобновление игры после ее остановки термином «Стоп».
«Переиграть» – при необходимости переиграть розыгрыш.
«Остановить часы» – если необходимо остановить часы.
«Пустить часы» – если необходимо пустить часы.
«Разминка две (одна) минуты» – начало разминки.
«Разминку закончить» – конец разминки.
«Смена сторон» – при смене сторон.
«Первую (вторую и т.д.) партию выиграл...» – перед началом каждой парной встречи.
Правила проведения соревнований по футболу
Поле для игры в футбол имеет форму прямоугольника. Играют на траве или искусственном покрытии.
Поле делится на две половины с помощью средней линии. Посередине средней линии делается отметка центра поля, вокруг которой проводится окружность радиусом
9,15 м (10 ярдов). Мяч ставится на точку центра поля в начале таймов и после каждого забитого гола (за исключением серии пенальти). В момент введения мяча в игру с цен- тра поля внутри окружности могут находиться два игрока команды, владеющей мячом, и ни одного – из команды соперника.

86
На каждой половине поля размечается площадь ворот.Вратаря нельзя толкать в пре- делах его площади ворот. На каждой половине поля размечается штрафная площадь – зона, в которой вратарь может играть руками, а команда, совершившая в своей штрафной площади нарушение, наказываемое в другой части поля штрафным ударом, наказывается пенальти.
По футбольным правилам ворота должны размещаться по центру каждой из ли- ний ворот. К воротам и грунту за воротами должна прикрепляться сетка, которая долж- на быть надежно закреплена и расположена так, чтобы не мешать вратарю. Стойки и перекладины ворот должны быть белого цвета. Ворота должны быть надёжно закреп- лены на земле. Использование переносных ворот допустимо лишь в случае их соответ- ствия данному требованию.
Дополнительная зона (техническая зона) – отмеченное место за пределами поля, в непо- средственной близости от него, в которой во время матча должны располагаться трене- ры и запасные игроки команды.
Мяч (в футболе) – является основным объектом игры.
Замена повреждённого мяча. Если мяч лопнул или получил повреждение во время игры, то игра останавливается. Возобновляется она запасным мячом с розыгрыша
«спорного мяча» в том месте, где тот пришёл в негодное состояние. Если мяч лопается или получает повреждение в момент, когда он не был в игре – при начальном ударе, ударе от ворот, угловом, штрафном, свободном ударе, ударе с 11-метровой отметки или вбрасывании, игра возобновляется запасным мячом как обычно. Мяч может быть заме- нён во время игры только по указанию судьи.
Футбольный матч играется двумя командами, каждая из которых состоит не более чем из 11 игроков, один из которых вратарь. Минимальное количество игроков уста- навливается регламентом соревнований, обычно это семь игроков.
Максимальное количество замен:

в матчах, проводимых ФИФА или национальными конфедерациями, макси- мальное количество замен равняется трём; количество запасных игроков определяется регламентом соревнования и находится в пределах от трех до семи;

в матчах национальных лиг максимальное количество замен может быть уве- личено до шести;

в остальных матчах по договорённости может применяться и большее количе- ство замен, в этом случае судья матча должен быть предупреждён о данной договорён- ности; если судья не предупреждён, или договориться не удалось, тогда максимальное число замен равно трём; в любом случае, имена запасных игроков должны быть опре- делены перед началом матча и список подан судье (игроку не разрешается выходить на поле, если он не записан запасным).
Процедура замены:

судья должен быть предупреждён о замене;

замена разрешается только у средней линии поля и только во время остановки игры;

заменяемый выходит с поля, запасной игрок по сигналу судьи входит на поле; с этого момента он считается игроком, а заменяемый перестаёт быть им;

заменённому игроку запрещается снова выходить на поле; все игроки, в том числе запасные, обязаны подчиняться судье.
Замена вратаря – по правилам футбола, любой игрок может поменяться местами с вра- тарём. Для этого надо только предупредить судью. Смена вратаря допускается только во время остановки игры.
Тренер в любой момент может отдавать игрокам тактические указания (разумеет- ся, не выходя на поле). После этого он должен вернуться на своё место. Если на стади- оне размечена техническая зона, тренер обязан не покидать её. Тренер должен вести себя в рамках приличия.

87
Обязательные элементы футбольной экипировки: рубашка или футболка, обяза- тельно с рукавами (для полевых игроков единого цветового решения); трусы; гетры; щитки; бутсы. Щитки должны быть полностью закрыты гетрами; сделаны из подходя- щего материала (пластмасса, резина) и обеспечивать достаточную степень защиты.
По правилам футбола, форма вратаря должна отличаться от формы полевых игроков и судей. Разрешается дополнительная экипировка при условии, что она безопасна для са- мого игрока и для остальных: повязки, налокотники, наколенники. Вратари всегда но- сят перчатки (хотя нет правил, которые запрещают делать это полевым игрокам). Раз- решено носить очки для корректировки зрения и защиты от солнца или прожекторов
(при условии, что они не упадут и никого не ранят).
Игроки не могут надевать никакой экипировки, которая может быть опасной для не- го или для других игроков (включая ювелирные изделия).
Запрещено показывать спрятанные под футболкой лозунги или рекламу. За это игрок штрафуется организатором соревнования.
При нарушении правил экипировки игру останавливать не обязательно. Как толь- ко мяч оказывается вне игры, игрок выходит с поля и исправляет экипировку. Как только мяч опять оказывается вне игры, судья проверяет экипировку и разрешает (или не разрешает) войти на поле. Если игрок заходит на поле без разрешения судьи, ему показывается жёлтая карточка.
После вынесения предупреждения игра возобновляется свободным ударом в пользу противоположной команды.
Проверка правильности экипировки игроков, выходящих на замену, входит в обя- занности резервного арбитра. Запасные игроки, не участвующие в матче, должны нахо- диться в тренировочной форме, отличающейся от футболистов в поле.
Главный судья, его помощники и резервный судья надевают экипировку, отлича- ющую их по цвету от игроков обеих команд. Обычно используются чёрный или жёл- тый цвета. Футболка главного судьи имеет карман, для блокнота и карточек.
Футбольный судья – человек на поле, призванный следить за тем, чтобы футболь- ный матч проходил согласно правилам и имеющий для этого все полномочия.
Футбольный судья обязан:

контролировать соблюдение правил игры;

контролировать ход матча, следить за временем игры;

обеспечить соответствие используемых мячей требованиям правил;

обеспечить соответствие экипировки игроков требованиям правил;

в случае кровотечения у игрока должен обеспечить, чтобы тот покинул поле; игрок может вернуться на поле только по сигналу судьи, убедившегося в том, что кро- вотечение остановлено;

обеспечить отсутствие на поле посторонних лиц;

предоставить соответствующим органам рапорт о матче, включающий информацию по всем принятым дисциплинарным мерам в отношении игроков и/или официальных лиц ко- манд, а также по всем прочим инцидентам, происшедшим до матча, во время или после него.
Судья имеет право:

советоваться по ходу матча с помощниками и, там где необходимо, с ре- зервным судьей;

остановить, временно прервать или прекратить совсем матч при нарушении правил;

остановить, временно прервать или прекратить совсем матч при посто- ронних вмешательствах;

остановить матч, если, по его мнению, игрок получил серьезную травму, и обеспечить его уход/вынос за пределы поля;

88

продолжить игру, когда команда, против которой было совершено нарушение, по- лучает выгоду от такого преимущества (например, остается с мячом), и наказывает первона- чальное нарушение, если предполагавшимся преимуществом в тот момент не воспользовались;

принимать меры дисциплинарного воздействия по отношению к игрокам, ви- новным в нарушениях, караемых предупреждением или удалением; он не обязан предпри- нять такие меры незамедлительно, но должен сделать это, как только мяч выйдет из игры;

принимать меры в отношении официальных лиц команд, ведущих себя некор- ректно, может по своему усмотрению удалить их с поля и прилегающих к полю зон.
Решения судьи являются окончательными и во время игры не пересматриваются.
Он сам может изменить решение, если ещё не возобновил игру.
Для подачи жалоб на действия судей существует регламент соревнования и спе- циальные комитеты, рассматривающие данные вопросы.
Помощники судьи (судьи на линиях) помогают основному судье (арбитру) судить матч. Форма судей на линиях похожа на форму арбитра. В руке судья на линии держит флаг, которым он отдаёт сигналы. На каждый матч назначаются два помощника судьи, которые обычно располагаются на боковых линиях поля.
Футбольный матч состоит из двух равных таймов по 45 мин. с 15-минутным пе- рерывом между ними. После перерыва команды меняются воротами.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта