Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Скачать 3.18 Mb.
|
Философская система Гегеля.Философия духа и его структура Дух как идея, вернувшаяся к себе: Как заключительный этап, результат диалектического процесса, Дух – высшая манифестация Абсолюта. "Абсолют – это дух, самая высокая дефиниция Абсолюта". Возвращаясь к триаде Идея-Природа-Дух, можно сказать, что Идея есть лишь познавательное понятие и потому логическая возможность Духа. А Дух – актуализация и реализация этой возможности. 1. Антропология Изучает раннюю стадию роста души (сон Духа, или аристотелевский потенциальный ум) 2. Феноменология Ведет от сознания через самосознание к разуму 3. Психология Изучает теоретических дух, который знает предметы как отличные от себя), практический Дух (как деятельность, изменяющая предметы) и свободный Дух как синтез первых двух моментов. Гегель подхватывает многие аристотелевские темы, вставляя их в «спекулятивную» ткань своей системы. По примеру Аристотеля он трактует ощущения как интериоризацию телесного. Однако аристотелевское «Нет ничего в уме, чего бы не было в чувствах» Гегель меняет на «Nihil est in sensu quod non fucrit in intellectu» («Нет ничего в чувстве, чего бы не было в уме»), поскольку именно Дух есть причина чувственного (а потому и ощущения). Здесь – панлогизм Гегеля. 1. Природная душа 2. Чувствующая душа 3. Действительная душа 1. Субъективный Как бесконечный Дух связан с конечным, так конечность проявляется внутри Духа. Речь идет о кажимости, которую Дух допускает по отношению к себе как барьер, чтобы познать и овладеть свободой в ее сущности (отзвуки фихтеанства) 1. Сознание 2. Самосознание 3. Разум 1. Теоретический дух 2. Практический дух 3. Свободный дух Дух – живая актуализация и самопознание Идеи. Дух в действительности не последний, а первичный момент. Логическая Идея и Природа в этой перспективе предстают как идеальные моменты Духа, нераздельные и неслиянные. Они суть диалектические полюсы Духа как живого синтеза. Философия Духа структурирована, как и другие части гегелевской системы, в виде триад: 1) субъективный Дух, 2) объективный Дух и 3) абсолютный Дух как Бог, он – полнота жизни и познания. Субъективный Дух завершается появлением свободы. Идея человека как реально свободного существа, по мнению Гегеля, родилась не на Востоке, не в Греции, не в Риме: она принесена «христианством, в рамках которого бесконечно ценен человек как таковой, и, будучи предметом любви Господа, ему суждено быть связанным с Богом как с абсолютным Духом, ибо этот Дух в нем. Стало быть, человек в себе обречен на высшую свободу». С Духом, входящим в мир как в свою сущность, мы переходим от Духа субъективного к Духу объективному. 1. Право «Первый образ свободы, – говорит Гегель, – который нам суждено узнать, – это собственность, сфера формального права, контракт, преступление и наказание. Субъект свободен в себе и для себя и дает существенное вещам». Но эта форма непосредственного существования неадекватна свободе именно как непосредственная и внешняя. Непосредственность и внешность отрацается и снимается, т.е. опосредуется и интериоризируется. 2. Моральность Здесь «Я больше не свободно в непосредственном, ибо элиминирована непосредственность, Я таково внутри себя, в субъективной сфере. В этой сфере внешние вещи становятся безразличным, единственно значимое – это мое моральное суждение, моя воля, форма всеобщности, которой вдохновляется правило действия». Это сфера субъективной воли, ее парадигматическим образцом является 2. Объективный Раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах, т.е. в истории как она есть. Это «жизнь, внутри которой мы все находимся, вне чего нет существования, так сказать, духовный воздух, которым мы дышим. Универсальное "quid" культуры, нравов, языка, форм мышления, предрассудков и оценок выступает как сверхуниверсальная, но все же реальная потенция, 1. Собственность 2. Договор 3. Право против нарушения права 1. Умысел и вина 2. Намерение и благо 3. Добро и зло кантианская этика. Гегель находит ее односторонней, замыкающей человека в его внутреннем мире. Конкретность реализующей себя воли призвана преодолеть эту однобокость. 3. Нравственность Здесь субъекту удается реализовать себя в конкретных целях посредством объективного. «Первое – нечто естественное в форме любви, чувства – семья. В ней аннулирована персональность, чтобы найти свое сознание в тотальности. Когда элементы распадаются, один становится не зависимым от другого, то возникает гражданское общество. Государство – нравственность в модусе Духа, небывалое единство автономных индивидуальностей и универсальной субстанциональности. Следовательно, государственное право выше других ступеней. Это свобода в ее конкретной формации, она уступает только высшей абсолютной истине всеобщего Духа». Через государство реализуется история – настоящая теофания, реализация объективного Духа. без нее индивид почти бессилен и беззащитен, ибо она проникает и характеризует его сущность…» (Н. Гартман) 1. Семья 2. Гражданское общество 3. Государство Государство как синтез права и морали, как оправдание семьи и общества есть сама Идея, проявляющаяся в мире. Государство есть «вступление Бога в мир», оно – «реальный Бог». «Государство в себе и для себя есть этическая тотальность, реализация свободы, абсолютная цель Разума, самая реальная свобода. Государство – это Дух, стоящий в мире, реализующий себя с сознанием, в то время как в Природе он реализуется в ином, подобно спящему Духу. Только как существующий в сознании, осознающий себя как существующий объект, он есть государство. Через государство разум входит в мир. История, рождающаяся из диалектики государств, есть не что иное, как развертывание этого самого Разума. «История есть самораскрытие Духа во времени, так же как Природа есть раскрытие Идеи во времени и пространстве» – таков вывод Гегеля. «Бог есть история» – «Deus sive historia», – все необходимо и каждое событие имеет абсолютный смысл. Так как же объективный Дух раскрывает себя в истории? «Мировой дух» («Weltgeist») особым образом дает себя знать в «народном духе» («Volksgeist»). «Дух народа существенно партикулярен, в то же время он не что иное, как абсолютный универсальный дух, Единое. «Weltgeist» – дух мировой, как он выражается в человеческом сознании. Люди относятся к нему так, как отдельная реальность относится к тотальности, ее субстанции. Этот мировой дух соответствует Духу Божественному, абсолютному. 1. Искусство Форма чувственного созерцания, искусство несет в сознание единство понятия и индивидуального, что и является сутью прекрасного. Не подобно тому как искусство берет свое начало в природе и в сфере конечного, так его конец – в познании и проявлениях абсолютного Духа. В культурном развитии любой народ достигает возраста, когда искусство перерастает само себя. 2. Религия Форма представления, поскольку абсолют перемещается из объективности искусства во внутренний мир субъекта. Если произведение искусства чувственным образом представляет истину, дух как объект, то религия добавляет к этому внутреннюю преданность души и сердца Усердие не принадлежит искусству, оно рождается тогда, когда человек 3. Абсолютный Это идея, познавшая себя абсолютным образом. Это и самопознание Бога, где, впрочем, человеку отведена существенно значимая роль. Бог, в трактовке Гегеля, максимально приближен к человеку, а человек поднят до высоты Бога. «Бог является Богом, лишь поскольку сознает Себя Самого. Его знание, более того, есть Его самосознание в человеке и знание, которое есть у человека о Боге, которое продвигает человека 1. Восточное 2. Классическое 3. Романтическое 1. Восточная 2. Греческая 3. Христианская рое продвигает человека к Богу». Так Гегель, как он полагал, окончательно примирил конечное с бесконечным. принимает близко к сердцу то, что для искусства остается объективным. 3. Философия Свободная мысль как самая чистая из форм познания. С ней наука приходит к собственному содержанию, соединяющему понятие с чувственными представлениями, объективность искусства и субъективность религии. В самом деле, мысль, с одной стороны, – самая внутренняя субъективность и, с другой стороны, – самая объективная и действенная всеобщность. 1. Антично-греческая 2. Средневеково- христианская 3. Современная, германская Логика и всеобщность ее категорий 1. Бытие – ничто – становление 2. Наличное бытие как таковое – конечность – бесконечность 3. Для-себя-бытие – одно и многое – отталкивание/притяжение 1. Качество: 2. Количество: 3. Мера: 1. Чистое количество – непрерывная и дискретная величина – ограничение количества 2. Число – экстенсивное и интенсивное определенное количество – количественная бесконечность 3. Количественное отношение прямое – обратное – степенное отношение 1. Специфическое количество – специфирующая мера – для-себя-бытие в мере 2. Отношение самостоятельных мер – узловая линия отношений меры – безмерное 3. Становление сущности: абсолютная неразличенность как обратное отношение ее факторов – переход в сущность Идея в себе, или идея как логос 1. Сущность: 2. Явление: 3. Действи- тельность: 1. Развертывание абсолютного – абсолютный атрибут – модус абсолютного 2. Случайность – относительная необходимость – абсолютная необходимость 3. Абсолютное отношение: субстанциальности – отношение причинности – взаимодействие 1. Видимость: существенное и несущественное – видимость – рефлексия 2. Определенные сущности: тождество – различие – противоречие 3. Основание: абсолютное – определенное – условие 1. Существование: вещь и ее свойства – материя вещей – растворение вещи 2. Явление: закон явлений – являющийся мир и в себе сущий мир – разложение явления 3. Существенное отношение: между целым и частями – между силой и ее проявлением – внешнего и внутреннего 1. Понятие: всеобщее – особенное – абсолютное 2. Суждение: наличного бытия – рефлексии – необходимости – понятия 3. Умозаключение: наличного бытия – рефлексии – необходимости 1. Субъектив- ность: 2. Объектив- ность: 3. Идея: 1. Механический объект – процесс – абсолютный механизм 2. Химический объект – процесс – переход химизма 3. Телеология: субъективная цель – средство – осуществленная цель 1. Жизнь: живой индивид – процесс жизни – род 2. Идея познания: идея истинного – идея блага 3. Абсолютная идея, тотальность всех категорий в их структурной диалектической связи Схема этапов и «фигур» Феноменологии Духа 1. Сознание – созерцание и познание мира как иного по отношению к себе и не зависимого от себя 1. Чувственная достоверность: единичное кажется истиной, но внутренние противоречия побуждают перейти общему 2. Восприятие: объект может показаться истиной, но и он противоречив как объект с множеством свойств 3. Рассудок: объект выступает как феномен, являющийся продуктом деятельности сил и законов (объект разрешается в S) 1. Самостоятельность и несамостоятельность самосознания (господство и рабство) В поединке «господин» подвергся смертельному риску и, победив, стал хозяином. «Раб» убоялся смерти и, потерпев поражение, спасая свою жизнь, согласился с положением раба и превратился в некую «вещь», зависимую от господина. Господин эксплуатирует раба, принуждая его работать на себя, и довольствуется потреблением тех предметов, которые производит для него раб. В отношениях такого типа развивается диалектическое движение, которое в конечном счете приводит к перестановке участников. Действительно, господин становится зависимым от вещей, утратив прежнюю независимость, потому что теряет навык делать то, что делает раб; тем временем раб становится не зависимым от вещей, так как он их производит. При этом господин не способен полностью реализовать свое самосознание, в силу того что раб, низведенный до положения вещи, не в состоянии быть диалектическим полюсом, с которым его хозяин мог бы себя адекватно соотнести (справедливо замечено, что быть только господином значит намного меньше, чем быть личностью, наделенной самосознанием). В то же время раб имеет в лице господина диалектический полюс, позволяющий обнаружить в нем сознание, ибо как раз сознание господина повелевает, а слуга делает то, что велит господин. Так Гегель прекрасно обозначил необычайную диалектическую потенцию, таящуюся в труде. По словам Гегеля, рабское сознание «именно в труде обретает самое себя, стремясь найти собственное значение, хотя труд, как казалось, делал это значение отвлеченным». 2. Свобода самосознания. Самосознание достигает полного знания о себе только через последующие стадии: а) стоицизма; б) скептицизма; в) несчастного сознания. 2. Самосознание Процесс познания того, что самосознание из себя представляет: от стремления обладать предметами, через борьбу оно реализует себя. Т.е. каждое самосознание структурно нуждается в другом самосознании и их борьба должна иметь исходом не смерть одного из них, но подчинение одного другому. а) Стоицизм – свобода сознания, признает себя в форме мысли, которая выше власти и подчинения Стоическое сознание, согласно Гегелю, «негативно по отношению к власти и подчинению, поскольку оно не совпадает ни с деятельностью господина, истина которого заключается в рабе, ни с деятельностью раба, чья истина лежит в воле его господина и в услужении ему. Оно в том, чтобы быть свободным на троне (как Марк Аврелий) и в цепях (как Эпиктет), при любой зависимости от чего бы то ни было...» Однако, желая освободить человека от всех порывов и страстей, стоицизм изолирует его от жизни, отчего, по словам Гегеля, его свобода остается абстрактной, уходит вовнутрь, не снимая иного по отношению к себе. б) Скептицизм – преобразует отрешенность от мира в установку отрицания мира. При этом, отрицая все то, что сознание полагало несомненным, скептицизм опустошает самосознание и приводит его к противоречивости и разладу с собой. в) Несчастное сознание Признаки разлада, скрытого в противоречивости скептицизма, становятся явными в «несчастном», или «раздвоенном», сознании, «еще более запутавшемся в противоречиях». Такое раздвоение имеет два аспекта: постоянный и изменчивый. Первый соотносится с трансцендентным Богом, второй – с человеком. По Гегелю, несчастное (двухмирное) сознание главным образом характерно для средневекового христианства. Это «надломленное сознание», ищущее свою цель исключительно в недостижимом, потустороннем мире: оно живет в этом мире, но всецело обращено к другому (недостижимому); всякое приближение к трансцендентному Божеству несет несчастному сознанию умерщвление и ощущение собственной ничтожности. Снятие отрицания, свойственного этому разладу (согласно Гегелю, признание, что трансценденция, в которой несчастное сознание видело единственную и истинную реальность, лежит именно внутри разлада, а не за его пределами), ведет к высшему синтезу, который реализуется на уровне «Разума» - третьего важнейшего этапа феноменологического пути. 1. Наблюдающий (созерцающий природу): мир прозрачен для разума, т.е. рационален. «Разум ищет свое иное (alterratio), зная, впрочем, что не найдет ничего другого, кроме собственной бесконечности». Чтобы найти самого себя в другом, Разум вынужден преодолеть «наблюдательный» (пассивный) момент и перейти к активному, или практическому, т.е. к моменту, когда разум действует нравственным образом. 1. Наблюдение природы 2. Наблюдение самосознания в его чистом виде и в его отношении к внешней действительности (законы логики и психологии) 3. Наблюдение самосознания в его отношении к своей непосредственности (физиогномика и френология) 2. Претворение разумного самосознания в действительность им самим: действующий Разум на более высоком уровне (уровне определенности быть чем угодно) повторяет момент самосознания. Сначала он проявляет себя в индивиде, чтобы затем возвыситься до уровня духовного единения индивидов. Этапов, как обычно, три: а) человек поначалу стремится к счастью, понимая его как комфорт и наслаждение. Это тип характера гётевского Фауста. Он полагал, что овладевает жизнью, на самом же деле постигал лишь смерть; б) на втором этапе сознание открывает в себе закон сердца и следует ему. Возможно, это случай Руссо. Негативностъ «сердечной» универсальности, полагает Гегель, заключена в ее поспешности, ибо здесь не достает момента опосредования. Кроме того, «закон сердца» у каждого свой, в этом источник несговорчивой субъективности и несовпадения с «поступью мирового Духа»; в) немногие дают пример универсальной добродетели, хотя на этом этапе она еще абстрактна, в том смысле что герои (типа Дон Кихота или, из другой серии, Робеспьера) хотят переломить ход истории, реформировать мир. Ясно, что они терпят рано или поздно поражение. 3. Разум – есть всякая вещь, единство бытия и мышления. Рождается в момент, когда сознание обретает достоверность быть реальностью. В процессе верификации заявленной определенности (certum) обозначиваются три этапа: 1. Удовольствие и необходимость 2. Закон сердца и безумие самомнения 3. Добродетель и общий ход вещей 3. Индивидуальность-в-себе-и-для-себя – это разум, синтезирующий первые два момента, представлен самосознанием, нашедшим собственное содержание. И здесь есть свои три момента: а) сначала человек посвящает себя делу, отождествляя себя с делаемым. Однако в таком совместном делании не хватает абсолютно реального содержания в качестве цели; б) такое содержание есть в законодательном Разуме в виде универсальных императивов. Но именно потому что они универсальны и абсолютны, 1. Духовное животное родство 2. Разум, предписывающий законы 3. Разум, проверяющий законы недостаток их – в абстрактности; в) критический разум находит свое максимальное выражение в этическом формализме (кантианского типа), однако и он страдает абстрактностью. Заключительный момент самосознания подтверждает, что этическая субстанция есть не что иное, как этос, социальная среда, в которую погружен народ. «У свободного народа разум – актуализованная истина. Это дух, живой и присутствующий, в котором индивид находит свое предназначение (универсально особую сущность) и реализует его». 1. Истинный дух, нравственность – это первый момент Духа; а). «Высокая этическая жизнь» греческого полиса прекрасна, но его равновесие нестабильно; б). Отсюда неизбежный конфликт между законом Божественным и законом человеческим. Яркий тому пример – Антигона, героиня трагедии Софокла. По человеческому закону она не должна была хоронить брата, но по закону Божественному не могла отказать ему в последнем пристанище. Креонт наказывает ее, поправшую человеческий закон. Зато Судьба наказывает их обоих: его – за неуважение Божественного закона, ее – за попрание человеческого; в). Из этих конфликтов рождается общность: триумфом индивидуального начала можно считать Римскую империю (времен Антония и Юстиниана). «Юридическая персона» – новое понятие, означавшее, что каждый мог стать римским гражданином именно как «юридическая личность». Но мы уже знаем: когда исчезают различия, проступает абстрактный дух; из обладания всеми правами вытекает бесправие. Эту ситуацию мы находим в истории Цезаря, «хозяина мира», отчужденного (в антитезисе) от этической субстанции. I. Дух. Разум, реализованный свободным народом, внутренне соединенный с «этической субстанцией», – это Дух. Дух есть индивид, конституирующий мир, который реализуется в жизни свободного народа. Дух, следовательно, есть единство самосознания в совершенной свободе и независимости и целое в его опосредованной оппозиции. Дух – это «Я, которое есть Мы, и Мы, которое есть Я». Нельзя понять Гегеля без того, чтобы не усвоить это существеннейшее для его концепции «интерсубъективное социальное измерение Духа». 1. Нравственный мир, закон Божественный и человеческий, мужчина и женщина 2. Нравственное действие, знание человеческое и Божественное, вина и судьба 3. Правовое государство 2. Дух, отчужденный от себя, образованность. Кульминацией раскола стала новая Европа, потерявшая средневековый дух единства: эпоха фатовской и легкомысленной культуры таила в себе саморазрушительное начало. Понятен реванш веры, противопоставляющей единству культурного мира «мир иной» (тема «несчастного сознания»). Вере противостоит чистая «интеллекция», настаивающая на правах разума. Просвещение, несмотря на заслуги перед разумом, Гегель сравнил с «исчезающей фурией» спасшей одно полезное. Абсолютная свобода просветителей пуста как пуст эгалитаризм, следствие того и другого – террор как реакция на упраздненные социальные различия. 3. Дух, обладающий достоверностью себя самого: моральность Примирения с собой Дух достигает в стадии «моральности»: а). Сначала это кантианский долг ради долга, но на содержание долга он не убывает; б). Отсюда возникает структурная деформация, когда вводятся de facto содержания и цели, не имеющие отношения к чистому долгу во имя долга; в). Из этой ситуации диалектически возникает «фигура» «сознательности» – простое действие, согласное долгу, – то, что конкретным образом правильно делать. Этому соответствует «прекрасная душа» философов-романтиков. Понятно, что с этого момента феноменологический итинерарий размечен «мировыми фигурами» и историческими вехами. «Отчужденный во времени» Дух, реализуясь, находит и познает себя. 1. Образованность, вера и чистое здравомыслие 2. Просвещение 3. Абсолютная свобода и ужас 1. Моральное мировоззрение 2. Перестановка 3. Совесть, прекрасная душа, зло и его прощение Конфликт между Я осуждающим и Я осужденным готов перейти в новую фазу синтеза «прощения», или «примирения». «Примирительное "Да" двух сущих Я есть здесь бытие Я, расширенное до дуальности, Я, которое остается равным самому себе, которое в полном отчуждении находит свою определенность. Это Бог, являющийся тем, кто осознает себя как чистое знание». II. Религия. В ее различных проявлениях Дух осознает сам себя с точки зрения сознания, понимающего абсолютную сущность. Можно сказать, что религия – самосознание Абсолюта, но пока несовершенное, т.е. в форме представления, а не понятия. В Феноменологии религии Гегель выделяет три ступени: а) восточную религию, представляющую Абсолют в виде природных элементов (звезд, животных); б) греческую религию, представляющую Абсолют в форме человеческого, конечного; в) высшую, христианскую, религию. Воплощение, Царство Духа, Троица суть основные понятия и его, гегелевской, философии. Самообладание Духа выражается в удержании себя при синтезировании противоположностей. Познание религии в форме представления преодолевается в чистом понятии. Система наук, логика, «философия Природы» и «философия Духа» по-разному решают эту задачу. 1. Естественная религия 2. Художественная религия 3. Религия Откровения (христианство). Синтетически живая присутствующая тотальность всех предыдущих моментов 1. Светлое существо 2. Растение и животное 3. Мастер 1. Абстрактное произведение искусства 2. Живое произведение искусства 3. Духовное произведение искусства III. Абсолютное знание. Задача философии: раскрыть процесс развития мышления (абсолютной идеи). |