Философия ХХ в. - это различные течения новейшей философии, связанные с резкой переменой экономических и политических реалий, научных, философских, религиозных представлений, относящихся к периоду первой мировой войны. "Восстание масс", "потеря Бога", наступление "нового средневековья" - являются определяющими для формирования проблемного поля философии жизни, экзистенциализма, антропологизма, неотомизма и других течений, ориентированных на человека, его личное бытие и спасение. Одновременно усиливается тенденция философского осмысления и использования науки, техники, научно-технической революции, современных проблем человеческой цивилизации. Наконец, большое значение приобретает социальная философия, философские аспекты политики, культуры.
Основными течениями новейшей философии являются прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.
1. Прагматизм
Прагматизм возник в конце XIX в. как реакция на философию англо-американского неогегельянства. Его создателем и теоретиком является выдающийся логик и философ Чарльз Пирс (1839-1914), а самыми известными систематизаторами его идей У.Джеймс (1842-1910) и Дж.Дьюи (1859-1952).
Термин "прагматизм" был введен Пирсом и означает "философия действия". Исследуя отношение знания, веры и действия, философы этого течения полагали, что уровень познания и теоретической разработки проблем, которые выдвигает жизнь, не является вполне достаточным. Поэтому человек постоянно находится в "проблемной ситуации" поиска эффективных решений. Для этого они ввели понятие прагматической веры как подлинного основания действия и нескольких методов. Это "метод упорства" в достижении цели, "метод авторитета", требующий согласовывать личные цели с "общим мнением", "априорный метод", по которому необходимо действовать согласно установкам общей разумности интеллекта, и "научный метод", утверждающий возможность объективного познания. Цель познания Пирс сформулировал в "Прагматической максиме": "Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно могли бы иметь практическое значение; наше представление об этих свойствах и образует в целом понятие данного предмета". Прагматисты осуществили критику умозрительных принципов познания и обоснования нового типа рациональности знания. Согласно их представлениям, абсолютизация познавательного значения логической формы совершалась неуклонно на протяжении всего пути развития классического образа научной рациональности от геометрических "Начал" Евклида до "Математических начал натуральной философии" Ньютона. Такая абсолютизация, помимо всего прочего, находила мощную поддержку со стороны догматических приверженцев спекулятивной философии. Между тем, всеобщий кризис механистического мировоззрения и его умозрительных предпосылок, разразившийся в XX в., привел к столь многим негативным последствиям, что возник вопрос о пересмотре традиционных оснований рациональности научного и философского знания. Необходим практический подход к философии, логике и методологии познания, базирующийся на предпосылках, несовместимых с традицией философского умозрения. Эти предпосылки состоят в признании непосредственной зависимости всего хода и результатов познания, в том числе и выраженный в форме логических понятий, от процесса практического взаимодействия людей с материальными объектами. Большую роль в познании поэтому играют "практики" и даже "люди с улицы", обладающие набором жизненного опыта. Они, - пишет У.Джеймс, "единственные известные нам во Вселенной существа, одаренные сознанием того, что такое мир... То, что испытывают люди, и есть Действительность. Их опыт - это абсолютно действительный момент мировой истории. Это личный опыт существ, находящихся... в положении, наиболее подходящем для того, чтобы иметь опыт, чтобы рассказать нам, что есть. Какое ничтожное значение имеет размышление об опыте различных философов по сравнению с непосредственными, личными ощущениями людей, переживающих его! Философы имеют дело с тенями, знают же истину те, кто живут и чувствуют"1.
Философом может быть каждый отдельный человек, действующий и добивающийся успехов. "Каждый из нас имеет свою философию, и что самое интересное и важное в вас - способ, каким эта философия определяет различные перспективы в ваших различных мирах... Та философия, которая так важна в каждом из нас, не есть нечто технически определенное, специальное. Она - наше более или менее смутное чувство того, что представляет собой жизнь в своей глубине и значении. Эта философия только отчасти заимствована из книг. Она - наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать биение пульса космической жизни"2.
|