Глава I. Онтология
1. Бытие
Проблема бытия - одна из вечных и основополагающих, вокруг которой велись горячие споры философов различных направлений. Понятие "бытие" лежит в основании философии и является исходным для систематических философских размышлений. В чем же смысл проблемы бытия? Можно выделить несколько аспектов.
У русского поэта Ивана Бунина есть стихотворение, в котором в поэтической форме выражен один из аспектов этой проблемы:
Настанет день - исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой...
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Это не единственный пример в русской поэзии, где отразилось понимание и переживание драматической напряженности существования человека. С одной стороны, очевидна конечность, преходящесть жизни каждого конкретного человека ("минутного человека", как писал Константин Батюшков), каждой конкретной вещи, предмета, исторического события, явления природы, а с другой вечность, непреходящесть жизни природы в целом. Отдельный человек, отдельная вещь, событие обладают жизнью, существованием "здесь" и "теперь", в конкретном месте и в определенное время, "знают" рождение и смерть, а природа, мир в целом пребывает, существует всегда и везде, "не ведает" момента возникновения и мига гибели.
Осознание этого различия, стремление понять его приводили к формированию проблемы бытия. Конкретным явлениям и событиям, несмотря на то, что они возникают, существуют и исчезают, присуще единство, прежде всего в том, что они были, есть или будут, а о мире и целостности можно сказать, что он всегда был и есть, и будет. Это вызывало новые вопросы: имеет ли мир в целом начало, будет ли у него конец, существуют ли границы этого мира и если "да", то что за этими границами?
Своеобразное решение этих и схожих вопросов, например, дает библейская философия. Начинается Библия с рассказа о том, как появился, как возник мир, т.е. речь идет о прекращении бытия.
Но Библия не только говорит о конечности предметного, вещного мира, но и о вечности иного мира. Ведь судный день это не просто гибель мира, в котором жило и живет человечество, но переход в иное бытие, в небесный мир, который существует вечно и не знает начала и конца.
В истории философии можно найти и другие варианты решения подобных вопросов, но все они будут решением проблемы бытия - противоречивого единства непреходящего существования природы как целого и конечности существования конкретных вещей, состояний природы, общественных явлений.
Таков один аспект проблемы бытия, другой заключается в следующем. Обыденный, каждодневный опыт человека убеждает его в том, что мир, его окружающий, многолик, разнообразен и многоцветен.
Вечное, постоянное звездное небо и нежный цветок, радующий глаз лишь несколько дней; мертвый камень и легкая ласточка; быт русского человека и традиции бушмена Центральной Африки - всё так различно, своеобразно. Но как бы ни отличались отдельные вещи и люди друг от друга, они в чем-то существенном схожи, едины. Что же объединяет все эти столь различные явления? Прежде всего то, что все они существуют, наличествуют, имеют место, обладают бытием. Категория "бытие" и описывает представление о существовании вообще, о сущем вообще. Бытие есть всё то, что существует, это есть реально сущее.
Мысль о том, что мир един, несмотря на видимое многообразие, что он есть некоторая целостность, обладающая существованием, выделяет и такой момент бытия: различные по формам существования отдельные предметы образуют единство и целостность бесконечного, непреходящего мира, объективную реальность.
Мир вообще, как совокупность различных предметов, - объективная реальность - предстает человеку и его сознанию, которое есть отражение действительности. "Сознание (dal Bewudtsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (dal bewubte sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни", - отмечал Карл Маркс. Здесь важны несколько моментов.
Во-первых, идея о том, что сознание человека есть постижение предстоящего ему предметного мира ("осознанное бытие"), а во-вторых, утверждение, что сознание есть своеобразное, "осознанное" бытие, т.е. сознание есть такая же реальность, такое же существование, как и мир природы. Бытие, таким образом, представляет собою совокупность объективной реальности и субъективной реальности. В своей деятельности человек принужден учитывать эту совокупность реальностей, т.е. бытие как таковое. В-третьих, самая жизнь людей, реальный процесс их деятельности так же представляет собою форму бытия - социального бытия. Категория "бытие" описывает всю реальность, всё, что существует: материальные вещи, как природные, естественные, так и созданные человеком, так называемая "вторая природа", процессы социальной жизни, связи и отношения, богатство деятельности сознания - фантазии, художественные образы, научные идеи, религиозные представления. Категория "бытие" есть выражение общего представления о существовании, о сущем вообще - материальном и духовном.
Вырабатывая понятие "бытие", человеческое сознание двигалось от непосредственно данного к абстрагированию, к отвлечению от качественной определенности конкретных вещей, их свойств и признаков к предельной форме обобщения, к абстракции. Отвлекаясь от различий между природой и человеком, материальным и духовным, сознание искало общее между ними, предельно общую всеохватывающую, глубинную связь, результатом чего и явилась категория бытия.
Итак, бытие - философская категория, обозначающая, прежде всего, существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предположении "Я есть"). При этом, в частности, необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т.д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер; оно индивидуально, неповторимо.
Идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно "реальное" бытие.
От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным.
Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе. Для Гераклита, напротив, не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление. Для метафизиков "истинное" бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе. Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (так как оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким другим признаком, кроме признака "существования", 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны.
В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бытием является дух, в материалистическом - материя, в энергетическом - энергия.
Приведем примеры понимания бытия в разных философских учениях. Основатель рационалистической культуры Запада Рене Декарт воспроизводил в своей философии мировоззренческую установку, согласно которой человек, его сознание, его потребности, его жизнь стали восприниматься как единственное несомненное и подлинное бытие. Иммануил Кант говорит о бытии, зависимом от познания. Философия жизни утверждает, что бытие - это жизнь и потребности ее возрастания. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывать все сущее. Марксистская философия отождествляет бытие с природой, утверждая, что бытие "вообще есть открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения" (Энгельс). Бытие есть только то, что может быть определено (определить - положить предел, ограничить какими-то границами) научным, рациональным знанием и практикой. Оно есть объективный мир (природа и общество), данный человеку в его предметно-практической деятельности.
Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего. В другом понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть "сущее, поскольку оно является сущим", или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы. Различают два способа бытия -реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность, необходимость.
Возможность - направление развития, которое присутствует в каждом жизненном явлении. С одной стороны, возможность выступает в качестве предстоящего (экзистенциал), раскрывающего содержание, с другой - как объясняющее, т.е. как категория. Изучение бытия основывается преимущественно на изучении возможностей.
Действительность - в метафизическом смысле бытие того сущего, к которому приложим предикат "действительный", то есть действительное бытие сущего. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто кажущемуся, мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее кажимости, то употребляют также слово "реальность", если же противоположность возможности, то употребляют также и понятие "наличное бытие", "существование".
Необходимость - философская категория, выражающая объективные связи материального мира; то, что благодаря присоединению дальнейших определенностей бытия понуждается к переходу из области возможного в сферу наличного бытия. Так, например, сущее в себе еще не является необходимым, но содержит полноту возможностей; благодаря присоединению определенностей (категорий бытия и познания) "живое" - организм - переходит из сферы сущего в сферу наличного бытия и здесь одновременно является необходимым. Необходимость и возможность представляют собой звенья одной цепи, так что необходимость одной вещи есть одновременно возможность по крайней мере для некоторой иной вещи. Необходимость относится к возможности так же, как определенное бытие - к наличному бытию. Реально или физически необходимым считается такое явление, которое неизбежно должно наступить, если имеются в наличии определенные условия, или должно произойти, если последует нечто.
Говорят так же и о "слоях бытия", то есть понимании действительности как порядке "слоев бытия". Аристотель различал 5 "слоев": низшая - материя, высшая - дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. Слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными и обнаруживают по сравнению с низшими новые свойства (образ всадника и лошади). "Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им, детерминационный тип. И подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших" (Н.Гартман).
Так, например, слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако, органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому. Растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. Нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой "категориальной" свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему, в данном случае слой духовного по сравнению со слоем душевного.
"Бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничего не стоит" (Hartmann N. Zur Grundlegung der Ontologie. 1941).
Противоположностью бытия (нечто) является небытие (ничто). Гегель начинал построение своей философской системы с категории чистого бытия - ничто - бытия, лишенного всякой конкретности, определенности. "Если, - писал он, - рассматривая весь мир, мы говорим: всё есть - и не говорим ничего больше, то мы опускаем всё определенное и имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту". Гегель, величайший диалектик, постулировал тождество бытия и небытия, нечто и ничто, внутренняя напряженность которых приводила к процессу перехода ничто в нечто и наоборот. Переход в небытие представляет собою уничтожение определений формы бытия и становление новой. Факт уничтожения бытия конкретной формы не означает уничтожение бытия как такового, оно представляет собою постоянный переход одних форм бытия в другие.
Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему "погружаться", благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие - "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, "смысл бытия". Подобный смысл может проявляться только в "наличности" человеческого существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как "просеку" всего сущего.
У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. "Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что... бытие ставится под сомнение, и, следовательно, торжествует ничто". (Munier E. Einfuhrung in die Existenzphiiosophien).
В ХХ в. Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании бытия. Если в классической философии, опирающейся на парменидовское понимание бытия, акт непрерывного трансцендирования (ритуального, интеллектуального и т.д.) признавался в качестве важнейшего момента существования человека, ибо он был гарантом существования идеалов, иерархии ценностей, вертикали "высшее - низшее", то в философии постмодерна человеку рекомендовано не строить иллюзии по поводу обретения новых ценностей, а просто воспринимать жизнь как она есть, без попыток диктовать какой ей быть. Мир повседневности и обыденности превращается в главную ценность и главную тему философских размышлений. В этом мире господствуют сиюминутные интересы конечных эмпирических индивидов, каждый из которых считает себя законодателем своих этических, эстетических, политических и иных устремлений.
Философия больше не работает с категориями сущность, закон, причина и др., с помощью которых воспроизводился устойчивый порядок бытия, его определенность; главной характеристикой общества и природы объявляется неопределенность. Возникло целое научное направление - синергетика, которое исходит из признания в качестве принципа самодвижения материи возникновение порядка из беспорядка, хаоса. Ученые А.М.Жаботинский, Б.П.Белоусов, а также их последователи - бельгийская школа во главе с И.Пригожиным, разрабатывают новую, нетрадиционную концепцию самоорганизации природы как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости - устойчивости, дезорганизации - организации, беспорядка - порядка. Однозначно предсказать результат такого взаимодействия невозможно: в ситуациях неопределенности в силу вступает вероятность, как мера превращения возможности в действительность.
Итак, рассмотренное нами изменение отношения к бытию связано с глубинными мировоззренческими изменениями, которые философия осмысливает, каждый раз заново перетолковывая тему бытия на своем языке и своими специфическими средствами.
А бытие в целом представляет собою единство различных форм бытия. Можно выделить такие основные формы бытия:
1. Бытие природных вещей, тел, процессов, явлений, бытие вещей и процессов, созданных человеком.
2. Бытие человека, совокупность его жизнедеятельности, богатство общения, осознания жизни.
3. Бытие духовных процессов, как индивидуальное, так неиндивидуальное.
|