Главная страница

Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


Скачать 3.18 Mb.
НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
АнкорApreleva_uchebnik.doc
Дата11.02.2018
Размер3.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
ТипУчебное пособие
#15438
страница34 из 60
1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   60

2. Учение о материи



Философская мысль, определяя бытие как целостность сущего, сформировала идею единства всего существующего. А это породило идею об общей основе различных форм бытия, для обозначения которой была выработана категория субстанции (от лат. substantia - то, что лежит в основе). Субстанция обозначает внутреннее единство многообразия вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые она и существует.

В истории философии сложились различные традиции, сводящие единство мира к одной или двум субстанциям. Традиция, выводившая единство мира из одной субстанции, получила название монизма. При этом сама субстанция, ее качество, понималось неодинаково. Одни усматривали субстанцию в материи, другие в духе, т.е. выделяют материалистический монизм (Гераклит, Спиноза, материализм) и идеалистический монизм (Платон, Гегель).

Другая традиция - дуалистическая - полагает началом начал две субстанции - материальную и идеальную (Декарт), одна из которых определяет телесно - предметный мир, другая - мир духовный.

Но для тех и для других оказывается, что предельно общими понятиями выступает материя и дух. Категория материи одна из древнейших и центральных для истории философии, а для материалистическо-диалектического направления и важнейшей, исходной. Классическим определением для этой разновидности философского мышления является определение В.И.Ленина, данное им в книге "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

В этом определении выделены два важнейших признака:

во-первых, материя существует независимо от сознания, вне и до сознания; во-вторых, сознание отражает материю, материя копируется, фотографируется. Эти две идеи - первичность материи по отношению к сознанию и принципиальная познаваемость мира отделяет материалистическую философию от идеалистической, которая не признает постулат о первичности материи, и от агностицизма, который отвергает мысль о возможности познания материи. Данное определение материи имеет важное методологическое значение. Оно подчеркивает важнейшее свойство материи - свойство " быть объективной реальностью", существовать вне человеческого сознания, тем самым утверждается мысль о бесконечности материи, что отличает диалектический материализм от иных форм материализма.

Этимология слова "материя" восходит к лат. materia - вещество. Вещественное как признак материи почиталось до ХХ в. Античные философы искали вещественную основу мира - первоматерию. И находили эту первооснову в конкретном вещественном явлении - огне, воде, воздухе. Но уже Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.), создатель атомизма, заметил, что если в качестве первоосновы представить конкретное вещество, то невозможно объяснить переход одного качественно определенного вещества в другое. В качестве исходного материала Демокрит назвал атом (греч tomos - неделимый). Атом, невозникающий и негибнущий, противостоит абсолютному ничто. Разнообразие предметного мира обусловливалось различным взаимодействием атомов. Это воздействие, в основе которого лежало стремление объяснить многообразие сущего одним фундаментальным началом, просуществовало долго, оно способствовало научному объяснению мира. Механика И.Ньютона, периодическая система Д.Менделеева и многие другие научные открытия основывались на положениях атомизма. Но желание определить материю через конкретное вещество привело к кризису, вызванному развитием науки на рубеже XIX - XX вв. Начиная с Демокрита, атомы считались пределом делимости. Признание неделимости атома приводило к выводу о постоянном количестве материи. Для количественного выражения материи в ньютоновской физике существовала физическая величина - масса.

В конце XIX века новые открытия, в частности, явление радиоактивности, заставили пересмотреть идеи неделимости атома. Так, Э. Резерфорд и Н. Содди доказали, что радиоактивность представляет собою результат спонтанного распада атомов и превращения химических элементов. Открытие делимости атомов привело некоторых философов к мысли о необходимости отказа от идеи материи, других же - к отказу от упрощенных представлений о структуре материи - признании ее неисчерпаемости. Поэтически В.Брюсов выразил это следующим образом:

Быть может эти электроны -

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом -

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но всё та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.

Определение материи через выделение одного лишь признака "быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания", выполняя методологическую задачу, еще не дает возможности ясно представить себе как структурирована материя. Но сам постулат о неисчерпаемости материи говорит о сетевой структуре материи.

Современная наука исходит из того, что великий материальный объект представляет собою систему, то есть является особой целостностью, которая складывается из связей входящих в неё элементов. Всякая молекула - система, состоящая из атомов и связей между ними; атом, как элемент молекулы, тоже является системой: он состоит из ядра и электронных оболочек; ядро в свою очередь имеет свою внутреннюю структуру и т.д. Живая природа так же является сложной системой. Уже клетка есть сложное образование, из клетки строится организм, вся сфера живого на Земле составляет биосферу, которая есть результат взаимодействия микроорганизмов, растительного, животного миров, человека.

Наука сегодня выделяет общие признаки в строении уровней материального мира, что позволяет говорить о видах материи. При первом и грубом приближении можно выделить уровень неживой природы, уровень живой природы и уровень социального характера. Каждый из них в свою очередь сложно структурирован. Так, в неживой природе выделяют уровень элементарных частиц, вещество, поле, физический вакуум, как особое состояние материи. Галактика, система галактик, метагалактика также представляют элемент строения неживой природы.

Живая природа имеет ряд уровней своей материальной организации: доклеточный уровень - нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), белки, клетки, многоклеточные организмы (растения, животные), популяции - сообщества одного вида, виды биогенеза, которые образуются в результате взаимодействия популяций между собою и с окружающей средой, биоценозы образуют биосферу.

Люди - часть сферы жизни на Земле, своей деятельностью они активно влияют на биосферу. Появление человека способствовало формированию особой материальной системы - человеческого общества, созидающего духовную жизнь.

Но все выделенные уровни есть уровни единой материи, а многообразие существующих явлений и процессов есть следствие активной жизни материи в ее движении.

1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   60


написать администратору сайта