Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие бытия в марксистской философии

  • 4. Существование - универсальная характеристика бытия

  • 6. Единство мира состоит в его материальности

  • 7. Бытие как следствие способности мыслить

  • 8.Формальная и содержательная аналогия мышления и объективного мира

  • 9. Несимметричность отношения бытия и сознания

  • 10. Два смысловых оттенка бытия

  • 11. Бытие как единство субъективной и объективной реальности

  • 12. Бытие как синтез объективного и субъективного

  • Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию


    Скачать 3.18 Mb.
    НазваниеУчебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
    АнкорApreleva_uchebnik.doc
    Дата11.02.2018
    Размер3.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаApreleva_uchebnik.doc
    ТипУчебное пособие
    #15438
    страница35 из 60
    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   60

    3. Движение



    Под движением в материалистической философии понимается всякое изменение, это и механическое перемещение тел в пространстве, и изменение состояний, превращение элементарных частиц, обмен веществ в живом организме, обмен деятельностью людей в ходе их индивидуальной и общественной жизни.

    Движение есть атрибутивное качество материи, оно так же носотворимо и неуничтожимо. Существование любого материального объекта возможно лишь благодаря взаимодействию составляющих его элементов, а также взаимодействию объекта с окружающим его миром. Внутренние и внешние взаимодействия и определяют бытие любого конкретного материального предмета. Тем самым становится понятным, что движение - это способ существования материи: обладать бытием, т.е. быть - означает быть (находится) в движении.

    Движение и материя неразрывны, нет материи без движения, как и движения вообще. Движение есть самодвижение материи, т.е. движение не привносится в материю извне, оно внутренне присуще материи. Движение противоречиво, оно представляет собою единство изменчивости и устойчивости. В потоке непрекращающегося изменения всегда присутствуют моменты устойчивости, стабильности, которые сохраняют на какое-то время качество, определенность предмета. Моменты устойчивости есть проявление противоположности движению - покоя. Покой всегда относителен, имеет временные границы, в рамках которых предмет остается самим собой, а движение абсолютно, поскольку оно - неотъемлемое качество материи. Покой - это характеристика движения, его момент, сохранение предметом своей определенности в процессе изменения. Абсолютный покой - переход в небытие, существовать - значит находиться в движении.

    Понимание диалектики покоя и движения позволяет говорить о двух типах движения. Первый тип движения - это изменения, которые не приводят к смене качества предмета. Простой пример: дом, стол, стул сохраняются как таковые в течение определенного срока, т.е. не теряют своего качества дома, стола, стула. Но это не означает, что этим предметам не присуще движение, любая вещь есть процесс, т.е. внутри вещи происходят невидимые глазу изменения.

    Второй тип движения - это такое движение, которое приводит к изменению качества предмета, когда происходит его преобразование, т.е. одна форма бытия переходит в другую. Процессы, приводящие к преобразованию качества, к появлению новых качественных состояний характеризуются как развитие.

    Современная наука, выделяя различные структурные формы материи, выделяет и различные формы движения. Идея о формах движения материи впервые была сформулирована Ф.Энгельсом. Он исходил из следующих посылок: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи; 2) между формами движения материи существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших; 3) высшие формы движения своеобразны и не могут быть сведены к низшим.

    Ф.Энгельс выделял пять форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Сегодня такая упрощенная схема уже не соответствует современному состоянию науки. Но дело заключается в главных достижениях концепции Энгельса. Это, прежде всего, выделение социальной формы движения, которая включает в себя не только всю совокупность изменений, происходящих в истории человечества от социальных революций до изменения норм поведения, но и взаимодействие, которое предполагает существование и развитие идеальной реальности человеческого сознания. К.Маркс говорил, что идеи, овладевая массами, становятся материальной силой, а Энгельс определял человеческое мышление как специфическую форму движения материи, подчеркивая тем самым, что социальное движение не может осуществляться без идеального плана человеческой деятельности.

    Кроме того, в методологическом плане важна мысль Энгельса о том, что невозможно редуцировать высшие формы движения к низшим. То есть, например, невозможно объяснить изменения в обществе, исходя только из законов биологического движения, не учитывая того нового в социальном, чего нет в биологическом.

    Редукция сложных форм движения к простейшим называется механицизмом. Например, когда пытаются вывести нравственные нормы, нравственные качества человека из законов биологии, это проявление механицизма.

    4. Пространство и время



    Первоначальное представление о пространстве и времени человек формирует отталкиваясь от своего каждодневного, эмпирического опыта. Понятие пространства отражает тот факт, что всякая вещь имеет протяженность, занимает свое место среди других, граничит с другими объектами.

    Время характеризует длительность бытия всякого предмета, последовательность смены его состояний. Время характеризует аспект изменчивости. Пространство характеризует структуру устойчивости. Правильно говорить об едином атрибуте пространства и времени. Гегель в "Философии природы" говорил, что движение есть единство пространства и времени. Пространство и время выступают как структурная конкретизация движения. Пространство - это структура устойчивости, а время - структура изменчивости. Всякий объект, явление находятся во множестве других объектов, явлений, в отношениях с ними. Поэтому бытие вне пространства и времени есть по существу бытие вне движения и изменения, вне связей и отношений, это бытие вне материи. Единство атрибутов материи - это фундаментальное положение философии материализма.

    Таким образом, пространство и время не есть особые субстанции, а есть атрибуты, свойства материальной субстанции. Выделяют две концепции пространства и времени: субстанциальную и реляционную. Субстанциальная рассматривала пространство и время как особые сущности, существующие вне связи с материальными предметами. Так, Ньютон полагал, что существует чистое пространство, как комната, в которой стоит мебель, и это комната останется той же, если вынести мебель, так же и пространство будет существовать, если исчезнут все материальные вещи. Аналогично он утверждал наличие абсолютного времени как абсолютной длительности, она одинакова и ни от чего не зависит.

    Реляционная теория утверждает, что пространство и время не существуют вне и независимо от материальных объектов, они представляют собою формы существования материи. Так, современник И. Ньютона, Г.В. Лейбниц настаивал, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами.

    Научное доказательство этому предоставила теория относительности А. Эйнштейна. Он сам говорил о сущности своей теории: "Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы и пространство и время". Теория относительности доказала единство и неразрывность пространства и времени с материей.

    Многообразие форм материи, связанное с ним многообразие форм движения принуждает признать и качественное многообразие пространственно-временных структур, качественно специфических форм пространства и времени.

    Основные виды материи - неживая природа, жизнь растительная и животная, общество обладают своими пространственно-временными структурами. Поэтому следует различать пространство-время неживой природы, биологическое пространство-время и социальное пространство и время. Выделение последней формы чрезвычайно важно, ибо оно дает возможность более полно понять своеобразие такого вида материи как общественная жизнь. Социальное пространство, которое вписывается в биосферу, обладает особым человеческим смыслом. Уже в древнейших мифологических системах, например, в мифе о мировом древе запечатлелось представление о качественном различии частей пространства. Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, являющегося мерой изменчивости общественных процессов.

    Понятия пространства и времени используются в эстетике: художественное пространство и время. Конечно, у времени единое измерение и никаких других единиц измерения времени, кроме астрономического нет, но нельзя отождествлять изменение времени с его сущностью. В различных формах движения материи разное время. Есть физическое время, вселенское, но есть также и социальное время, культурное. Если к физическому времени вполне применимо утверждение, что прошлое не возвращается, то это нельзя сказать применительно ко времени человеческого бытия, к общественной жизни, где часто прошлое не уходит, а сменяясь настоящим, оно остается в нем в виде "следов", "традиций". Очевидно, сегодня уже нельзя подходить к анализу времени, пользуясь только его динамичной концепцией. Ряд временных процессов в микромире можно анализировать только с точки зрения "статической" его концепции, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно, где нельзя ставить вопрос о прошлом и настоящем, а можно говорить о событиях только с точки зрения "раньше" или "позже".

    В изменении связей и последовательности явлений, в длительности процессов, в том, что обычно называют "течением" времени, есть относительный покой, постоянство непреходящего. Бурно несутся струи на поверхности реки, играют водопады, пенится, огибая каменные утесы, вода, а у дна течение незаметно, там царствует покой. Так и Вечность можно образно (и, разумеется, условно) представить как глубинные, постоянные слои времени. Время, следовательно, не составляет исключения во всеобщей связи и единстве изменений и постоянства. А.Ф.Лосев полагал, что в каждом моменте времени незримо присутствует Вечность. Время ни в коем случае не тождественно Вечности, поскольку оно - пребывание Вечности в своем инобытии, это "раздробление вечности". Время есть и не есть Вечность. Временная Вечность и вечное время - определенная и ограниченная актуальная бесконечность.

    Семинарское занятие на тему: Философское учение о бытии


    1. Категория бытия, ее философский смысл и специфика

    2.Возникновение и развитие философской проблемы бытия. Основные формы бытия и их взаимосвязь.

    3. Проблема субстанции. Монизм и дуализм. Развитие представлений о субстанции и его связь с развитием уровня естествознания.

    4. Современные трактовки бытия.

    5. Развитие учения о материи в истории философии. Материя как субстрат.

    6. Понятие материи как субстанции. Ее основные характеристики.

    7. Основные свойства и атрибуты материи как субстанции.

    8. Мировоззренческая и научная картины мира, их различие и взаимосвязь. Современная наука об основных уровнях организации неживой и живой природы. Особенности социально-организованной материи.

    9. Понятие движения, его характеристики. Основные формы движения материи, их качественная специфика и взаимосвязь.

    10. Пространство и время. Развитие представлений о пространстве и времени в истории философии и науке. Специфика пространственно-временных свойств в неживой, живой природе, в социальных процессах.

    Литература для самостоятельного чтения:


    Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация// Вопросы философии. 1985. №11. С. 71-81.

    Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

    Алексеев П.В. Понятие материи// Философские науки. 1990. №12.

    Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1969. Т.I. С.294-296, 310-314, 375-383, 408-428. Т.2. С.256-261, 450-464, 512-528, 661-665, 666-678.

    Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.

    Барашенков В.С. Кварки, протоны, Вселенная. М., 1987.

    Белик А. Социальная форма движения. М., 1982. С.31-51, 251-256.

    Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

    Будько Н.П. Федоров В.М. Учение о биосфере, научная картина мира и глобальные проблемы современности // Вестник МГУ. 1988. N1. С.16-24.

    Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

    Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч. I. М., 1989.

    Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2-х кн. М., 1975. Кн.1.

    Войтенко В.П. Время и часы как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. 1986. N1. С.73-82.

    Гайденко П.П. Бятие и разум// Вопросы философии. 1997. №7.

    Гончаров Н.Г. Основы философии. М., 1997.

    К определению понятия “материя”// Философские науки. 1990. №2.

    Канке В.А. Формы времени. Томск, 1984.

    Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

    Кучевский В.В. Анализ категорий “материя”. М., 1983.

    Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. Т. 18.

    Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-историческая //Вопросы философии. 1979. N12. С.73-86.

    Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1946.

    Материалистическая диалектика как общая теория развития. М., 1982. Т.1. С.204-250.

    Материалисты о Древней Греции. М., 1955. С.40, 55-74. Платон. Парменид // Соч. В 3-х т. М., 1970. Т.2. С.401-478.

    Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. Ч.2. Разд. II..

    Молчанов Ю.Б. Сверхсветовые скорости, принцип причинности и направление времени// Вопросы философии. 1998. №8.

    Низшее и высшее, системы и элементы в процессе развития. Челябинск, 1988. С.12-41.

    Новиков И. Черные дыры и Вселенная. М., 1985.

    Орлов В.В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974. С.88-240.

    Основы онтологии. СПб., 1997.

    Основы современной философии. СПб., 1997.

    Подольный Р.Г. Освоение времени. М., 1989.

    Сартр Ж.-П. Бытие и ничто// Философские науки. 1989. №3.

    Силк Дж. Большой взрыв: Рождение и эволюция вселенной. М., 1982.

    Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987.

    Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С.517-539.

    Уитроу Дж. Структура и природа времени. М., 1987.

    Философия/ Под ред. В.Д. Губина. М., 1996.

    Философия/ Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1995.

    Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

    Хайдеггер М. Что такое метафизика// Время и бытие. М., 1993.

    Хрестоматия по философии. Сост. П.В Алексеев, А.В. Панин. М., 1997.

    Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990. №10.

    Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20.

    Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.391-395, 398-402, 663-664.

    Юрченко Н.К. К проблеме понимания категории “материи”// Философские науки. 1989. №9.

    Темы рефератов:


    1. Категория бытия в античной философии.

    2. Божественный смысл бытия в средневековой философии.

    3. Идеалистическая концепция бытия Г.В.Ф. Гегеля.

    4. Проблема единства мира в современной науке и философии.

    5. Проблема бытия и ничто в русской религиозной философии М. Хайдеггера.

    6. Проблема бытия и ничто в философии М. Хайдеггера.

    7. Диалектика бытия и небытия. По работе А.Н. Чанышева “Трактак о небытии”.

    8. Философская концепция бытия в произведениях Ж.-П. Сартра.

    9. Современные представления об уровнях организации материи.

    10. Проблемы классификации форм движения материи.

    11. Специфика социального времени и пространства.

    12. Категория материи в современной философии и науке.

    13. Информация как важнейшее свойство материи.

    Вопросы и упражнения:


    1. Как соотносятся между собой понятие бытие, природа, мир, картина мира, вселенная?

    2. Можно ли отождествлять категории бытия и материи, бытия и мышления? Какие философские позиции в итоге могут получиться?

    3. В чем заключается специфика человеческого бытия?

    4. Раскройте внутренние противоречия природного, духовного и социального бытия.

    5. Какому древнему философу принадлежит высказывание: “бытие есть, а небытия нет”? Объясните его смысл. Какими качествами обладает такое бытие?

    6. “Язык - дом бытия”. Кто из современных западных философов высказал эту мысль? Поясните связь между словом, мыслью и бытием.

    7. Что является противоположностью категории бытия в философии? Приведите примеры из истории философии.

    8. Сопоставьте научный и философский подходы к понятию материи.

    9. Чем отличается понимание материи как субстракта от понятия субстанции? Какие концепции в истории философии вы знаете?

    10. Как повлияли открытия в науке ХХ века на развитие метериалистических идей?

    11. В чем состоит специфика онтологического и психического прстранства и времени?

    12. Объясните в чем существенное различие между субстанциальной и реляционной концепцией. Какое они имеют отношение к научным теориям И. Ньютона и А. Эйнштейна.

    13. Какая связь существует между материей, отражением, сознанием и информацией?

    14. Можно ли отождествлять понятия материи и вселенной? Обоснуйте свое мнение на философских примерах.

    Тексты для анализа:


    Понятие бытия в марксистской философии

    1. Содержание понятия “бытие”

    “Здесь же (у Дюринга. - А.В.) речь идет только о формах бытия, о формах внешнего мира.

    “Сознание”, “мышление” берется вполне натуралистически, “просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе”.

    Должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени согласуются между собой”.

    (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.34.)

    “Высший вопрос всей философии, вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе”.

    (Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.283.)

    “Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое”.

    (Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. Т.18. С. 149.)

    1. Сопоставьте парные категории, близкие по значению категориям “бытие” и “мышление”:

    - бытие - мышление;

    - природа - сознание;

    - законы природы - законы сознания;

    - материя - ощущение;

    - физическое - психическое.

    2. Учитывая значение категорий, близких по смыслу категории “бытие”, что мы можем сказать о том, какое содержание Энгельс и Ленин вкладывают в понятия “бытие”?

    2. Основные формы бытия

    “Основные формы всякого бытия суть пространство и время. Бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства”.

    (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.51.)

    “Пространство и время - всеобщие формы существования материи”.

    (БСЭ. Т.21. М., 1975. С.116.)

    “Пространство и время - всеобщие формы бытия материи, ее важнейшие атрибуты”.

    (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.519.)

    1. Сопоставьте приведенные высказывания. Являются ли пространство и время формами всякого бытия или только бытия материи?

    2. Если пространство и время формы существования материи, то, приписывая их всякому бытию, не суживаем ли мы бытие до области только вещных отношений?

    3. Распространяется ли форма пространства и времени на область идей и общественных отношений?

    3. Бытие и движение

    Метафизический способ понимания... за отдельными вещами... не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса...

    Мир господина Дюринга на самом деле начинается с такого именно бытия, которое лишено всяких внутренних различий, всякого движения и изменения, и, следовательно, фактически является всего лишь аналогом мысленного ничто, т.е. представляет собой действительное ничто...

    Мы теперь (после развития бытия - ничто. - А.В.) имеем понятие бытия на более высокой ступени, на которой оно заключает в себе как постоянство, так и изменение, как бытие, так и становление”.

    (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.21, 43.)

    1. Сопоставьте приведенные высказывания Энгельса. В чем их различие?

    2. Распространяется ли понятие бытия только на ставшее или так же на становящееся и исчезающее?

    3. В каком смысле бытие, лишенное движения и развития, есть ничто?

    4. Насколько корректно противопоставление бытия и становления?

    4. Существование - универсальная характеристика бытия

    “Когда мы говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть, существуют. В единстве этого бытия, - а не в каком-либо ином единстве, -- они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или необщих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам обще бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас же перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах...

    Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения”.

    (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20Т С.42, 43.)

    1. В каком смысле Энгельс употребляет термин “единство” бытия?

    2. Что означает различие бытия? Чем оно вызвано?

    3. Что значит открытость вопроса бытия за границами нашего поля зрения? Значит ли это, что мы подвергаем сомнению существование вещей, которые находятся вне поля нашего зрения? А тех вещей, которые нельзя видеть принципиально?

    5. Форма и уровни бытия

    “Диалектический материализм... не сводит бытие к предметно- вещественному миру, выявляя различные уровни бытия - материально-предметную реальность, объективно-идеальное бытие (ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного знания и др.), бытие личности”.

    (Огурцов А.П. // Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С.76.)

    “Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия.

    1. Бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою очередь, делится на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.

    2. Бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие.

    3. Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (неиндивидуализированное) духовное.

    4. Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества”.

    (Введение в философию. Т.2. М., 1989. С.29.)

    1. Как Вы расцениваете содержательное наполнение категории “бытие” в противоположность понимания его как “чистое бытие” или связки, не несущей с собой новой информации?

    2. Какая из представленных здесь классификаций содержательной структуры бытия представляется Вам более приемлемой и почему?

    6. Единство мира состоит в его материальности

    “Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым... Действительное единство мира в его материальности”.

    (Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.43.)

    1. Почему бытие не может считаться достаточным признаком единства мира?

    2. Составит ли понятие бытия предел многообразию мира?

    3. Означает ли принцип материального единства мира, что бытие может быть только предметно-материально?

    4. Что хочет подчеркнуть Энгельс, говоря о материальности как основе единства мира?

    7. Бытие как следствие способности мыслить

    “Отбросив, таким образом, все то, в чем так или иначе мы можем сомневаться, и даже предполагая все это ложным, мы легко допустим, что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела, - но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение, я мыслю, следовательно я существую, истинно”.

    Декарт (1596-1650) - французский философ, представитель классического рационализма. (Декарт. Начала философии// Избр. произведения. М., 1950. С.428.)

    1. Значит ли, по Декарту, что мысль есть условие всякого существования? В чем рациональный смысл связи бытия и мысли у Декарта?

    2. В каком смысле существование мышления есть обоснование существования бытия?

    3. Можно ли из положения “я существую” делать вывод о существовании тела человека, земли, неба и Бога?

    4. Можно ли из признания акта бытия делать вывод о возможности и даже необходимости знания о нем?

    5. Существует ли, по Декарту, небытие для мыслящего “Я”?

    8.Формальная и содержательная аналогия мышления и объективного мира

    “Над всем нашим теоретическим мышлением господствует с абсолютной силой тот факт, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, и что поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах, а должны согласовываться между собой. Факт этот является бессознательной и безусловной предпосылкой нашего теоретического мышления. Материализм XVIII века вследствие своего по существу метафизического характера исследовал эту предпосылку только со стороны ее содержания. Он ограничился доказательством того, что содержание всякого мышления и знания должно происходить из чувственного опыта, и восстановил положение: nihil est in intellectu quod non fuerit in sensu (нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве). Только новейшая идеалистическая, но вместе с тем и диалектическая философия - и в особенности Гегель - исследовали эту предпосылку также и со стороны формы. Несмотря на бесчисленные произвольные построения и фантастические выдумки, которые здесь выступают перед нами; несмотря на идеалистическую, на голову поставленную форму ее результата - единства мышления и бытия, - нельзя отрицать того, что эта философия доказала на множестве примеров, взятых из самых разнообразных областей, аналогично между процессами мышления и процессами природы и истории - и обратно - и господство одинаковых законов для всех этих процессов”.

    (Энгельс Ф. Прим. к “Анти-Дюрингу” // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.581.)

    1. Одинаковый ли смысл вкладывает Энгельс в выражения: “единство мышления и бытия” и “тождество мышления и бытия”?

    2. В чем состоят содержательная и формальная стороны этого единства?

    3. Что здесь фактически понимается под бытием?

    4. Корректно ли утверждение Энгельса со стороны его содержания и с точки зрения употребляемой им терминологии?

    9. Несимметричность отношения бытия и сознания

    “Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание”.

    (Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.6-7.)

    1. Есть ли различие в постановке вопроса об отношении бытия к мышлению и к сознанию?

    2. Какую сторону отношения бытия к сознанию - содержательную или формальную - рассматривает здесь Маркс? Можно ли говорить о формальном единстве бытия и сознания?

    3. В чем несимметричность отношения бытия и сознания?

    4. Означает ли зависимость сознания от бытия адекватно точное воспроизведение первого во втором?

    10. Два смысловых оттенка бытия

    “Понимание категорий бытия включает два тесно взаимосвязанных смысловых оттенка. Первый и начальный смысл,...: “полагание вещей” (мира в целом) с внутренне присущими им свойствами - исходный пункт философского категориального анализа. Но не только его: в практике человека и человечества этому способствует начальная, но уже глубоко сознательная стадия любого дела, когда установление факта существования тех предметов (состояний и т.д.), на которые деятельность направлена, соединяется с отношением к ним как к самостоятельным, “данным” целостностям”.

    (Введение в философию. Т.2. М., 1989. С.24.)

    1. Считаете ли Вы справедливым тезис о том, что в значение бытия включены и объективная мысль о предметном содержании мира, и его субъективная оценка?

    2. Являются ли эти два смысловых момента содержания категории бытия необходимо связанными или они достаточно независимы друг от друга?

    3. Насколько мир в целом может быть включен в понятие бытия? Является ли деятельность и оценка необходимым моментом бытия?

    11. Бытие как единство субъективной и объективной реальности

    “Существующая вне человеческого сознания объективная реальность и субъективная реальность, являющаяся его продуктом и существующая лишь в нем, несмотря на их серьезное различие, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Эта глубинная связь их единства и взаимодействия, охватывающая все возможные состояния субъективной и объективной реальности, всю действительность в прошлом, настоящем и будущем, отражается и фиксируется философской категорией “бытие”. Бытие есть единство объективной и субъективной реальности. Особый смысл категории бытия состоит в том, что она говорит о “завязанности”, задействованности человека в мире, который без субъективной реальности, создаваемой человеком, был не столь полным, разнообразным и динамичным, ибо благодаря субъективной реальности и сама объективная реальность, и все бытие наполняются новыми явлениями: техническими сооружениями, новыми ландшафтами, космическими устройствами и т.д., которых не было и не могло бы быть без активной деятельности человека, без субъективной реальности”.

    (Философия. Основные идеи и принципы. М., 1990. С.42.)

    1. В чем недостаточность понимания бытия только как объективной реальности, существующей до и независимо от субъекта?

    2. Что нового в понимание бытия вносит включение в нее субъективной реальности?

    3. Каким новым содержанием наполняется объективная реальность благодаря включению в нее субъективной?

    4. Как с рассмотренных позиций можно определить бытие?

    12. Бытие как синтез объективного и субъективного

    “...Оперируя понятием “бытие”, философы открывали особый аспект реальности, не совпадающий ни с миром человеческих ценностей, ни с природой. Эта реальность, данная в мышлении, но тем не менее имеющая доказуемое объективное значение.

    В истолковании этой реальности философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что “бытие” открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что “бытие” - это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее, в лучшем случае, увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума...

    Первые склонялись к натурализации или догматической объективации своих конструкций которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые теряли интуицию сверхопытного единства мира, что приводило к распаду мышления - теоретически и исторически - на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную волю, бесцельное воображение.

    Понятие бытия не является гипостезированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности...

    Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, “бытие” строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы прафеноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели”.

    (Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С.236-237.)

    1.Сопоставьте позиции прочитанного отрывка с предыдущим о двух смысловых оттенках бытия. В чем Вы видите различие представленных здесь подходов?

    2. По материалу А.Л. Доброхотова выделите две крайние точки зрения в понимании смысла бытия. Считаете ли вы возможным принять содержащиеся здесь характеристики двух указанных подходов?

    3. В каком смысле бытие - единство “мира и смысла”?

    1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   60


    написать администратору сайта