Учебное пособие министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Скачать 3.18 Mb.
|
4. Универсальные связи бытияВажное место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Так, одной из центральных проблем античной философии, в размышлениях над которой формировалось диалектическое искусство, была проблема "единого и многого". Она не утратила своего значения и по сей день, в веках приобретая все новые облики: связь единичного и общего, части и целого, инвариантного и варьируемого и т.д. Такие универсальные связи бытия стали важным предметом диалектики. Формой познания сложных, гибких, противоречивых универсальных связей бытия служат категории диалектики. Категориальные связи постепенно осмысливались как диалектические закономерности. Категория (от греч. kategorein - высказывать) - в разговорном языке то же самое, что вид, сорт, класс, ранг. В философии категории, с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем простейшие формы действительности, высказываний и понятий, "родовые понятия" (Кант), от которых происходят остальные понятия (категории познания, сознания), а с другой - первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия, категории реального). Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется всего десять категорий (единичного и общего): сущность, количество, качество, отношение, место, время, действие, страдание, обладание, самонахождение (положение). По существу, уже и Платон знает четыре категории: идентичность, отличие, постоянство, изменчивость. Декарт и Локк различают категории: субстанция, состояние (модус), отношение. Большой вклад в исследовании роли категорий в мышлении внес И.Кант. Под категориями он понимал качественно различные формы суждений. Так, в суждении "Солнце нагревает камень" сама грамматическая форма подразумевает признание процесса причинения, хотя в суждении и не использованы прямо слова "причина" и "следствие". За такого рода суждениями неявно стоит суждение "причина с необходимостью порождает следствие" (закон причинности). Кант ввел категорию модальности (возможность, действительность, необходимость). Ее не было у Аристотеля, хотя в языке она, конечно, стихийно функционировала. В самой постановке вопросов о новом, еще не изученном, которые задает человек, познавая: "что это?", "где?", "когда?", "сколько?" уже используются категории как определенные поисковые установки субъекта. Заслуга Канта состоит в открытии неустранимой, принципиальной категориальности мышления, осознании того факта, что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий. Кант подчеркивает априорность категорий для мышления каждого отдельного индивида, формирующегося с детства в определенной языковой среде, воспринимающего вместе с языком заложенные в него категориальные формы и осваивающего мир не иначе, как в этих формах. Гегель, как и Кант, отмечает, что никакое знание невозможно свести к чувственным представлениям, поскольку в действительности "видит, слышит и т.д. дух, мыслящее существо". А дух человека, мыслящего существа вооружен и действует посредством унаследованного инструментария в форме языка вместе с заложенной в него категориальной структурой, "алмазной сетью" мышления. Любое мышление обладает своей алмазной сетью - категориями. "Философия как философия, - полагал Гегель, - располагает вообще другими категориями, чем обычное сознание; все различие между различными уровнями образования сводится к различию употребляемых категорий. Все перевороты как в науках, так и во всемирной истории происходят оттого, что дух в своем стремлении понять и услышать себя, обладать собой менял свои категории, тем постигал себя подлиннее, глубже и достигал большего единства с собой". Гегель - панлогист, т.е. исходит из полного тождества сути бытия с законами логики. В марксистской трактовке всеобщие категории диалектики суть отражение всеобщих объективных законов самого бытия, которые, будучи познаны, принимают форму всеобщих категорий, т.е. приобретают логический статус. Обязательным для материалиста является размышление объективной и субъективной диалектики. Объективные всеобщие законы диалектики материального мира не ведомы нам до тех пор, пока мы не овладеваем ими в форме категорий мышления. Таким способом можно истолковать определение диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач. В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий. Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. "Единичное - общее", "многое - единое", "сходство - различие", "качество - количество", "простое - сложное", "часть - целое", "конечное - бесконечное", "форма - содержание" и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих "устройство", "организованность" бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: "явление - сущность", "причина - следствие", "случайность - необходимость", "возможность - действительность" и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать "горизонтальным", второй - "вертикальным". |