цели процесса воспитания. Цели процесса воспитания. Учебное пособие по курсу Общая и возрастная педагогика
Скачать 0.8 Mb.
|
О. ГАЗМАН (педагог, Россия): Воспитание культуры личности. «Культура личности – это тот комплекс характеристик (знаний, качеств, привычек, ценностных ориентаций, творческих достижений), который позволяет ей жить в гармонии с общественной культурой, развивать и общество, и себя» (28). Н.М. АМОСОВ (физиолог, СССР): «Цель воспитания – создать личность, способную удовлетворить запросы общества и обеспечить максимально УДК (уровень душевного комфорта) для себя» (5, с. 30). Ж.-П. САРТР (философ, писатель, Франция): Человек …«Нет другого законодателя, кроме него самого, и что решать свою судьбу он будет в полном одиночестве» (Цит. по 148, с. 124). М. ГРИН (философ, Франция): «Цель всего процесса воспитания состоит в том, чтобы научить человека творить себя как личность» (там же, с. 127). К. ГОУЛД (философ, США): «В процессе воспитания прежде всего должна проявляться сущность свободы, когда учащийся сам контролирует и знания, и нормы своего поведения» (там же, с. 133). В чем, по Вашему мнению, предназначение человека в обществе? В чем Вы видите его социальную роль? А как бы Вы сформулировали общую (стратегическую) цель воспитания в развитии современных школьников? Обоснуйте своё определение. Итак, мы рассмотрели те подходы, которые можно рассматривать как исходные для выявления соотношения целей развития, которые «определяются» самой личностью и целей воспитания, решение которых содействует этому развитию. Сравните понятия «цель развития» и «цель воспитания», определите общие точки соприкосновения. Это, как мы считаем, поможет Вам определить свою собственную позицию относительно того, что следует учитывать педагогу при формулировании воспитательных целей, оставаясь на позициях гуманистической педагогики.
Какая из данных задач воспитательной работы Вам кажется наиболее актуальной в развитии современных школьников? принятие учеником целей, которые сформулированы обществом, школой, педагогом, родителями; «совместная выработка целей, рождения идеалов, закрепления способов самоопределения в жизненной практике» (28); развитие способности самих учащихся к целеполагающей деятельности; ………………………………………………………… ………………………………………………………… У Вас есть свои варианты формулирования целей в общении воспитателя и воспитанников? _____________ Формулирование цели воспитания (целеобразование) – процесс сложный, многоэтапный. В предыдущей главе мы предложили Вам разобраться в ИСХОДНЫХ позициях. Решение этого вопроса лежит в сфере других общественных наук – философии, социологии, политологии, культурологии, этики, эстетики и др., однако, разрабатываемые ими положения выступают для педагогики как ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ процесса воспитания и его целей, т.е. они объясняют и обосновывают различия во взглядах педагогов на решение вопроса о цели воспитания как педагогической категории. Итак, философский подход позволяет сформулировать СТРАТЕГИЧЕСКУЮ (общую, абстрактную) цель воспитания, в содержании которой находят отражение взгляды определенных социальных групп (отдельных людей, политиков) на роль человека в обществе, его предназначение в этом обществе. Для организации воспитательно-образовательного процесса важной является ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ цели, только на этом уровне цель воспитания становится категорией педагогической. В современной отечественной педагогике (вслед за А.С.МАКАРЕНКО) выделяются два вида цели воспитания: цель как идеал развития личности; цель как модель развития личности. Понятие о цели как ИДЕАЛЕ развития личности Цель-ИДЕАЛ развития личности можно рассматривать как конкретизацию той цели, которую Вы сформулировали для себя как исходную, стратегическую цель воспитания, определили ту роль, которая предназначена личности в обществе. В цели-идеале находят свое отражение те требования, которые общество предъявляет к личности – это и уровень овладения знаниями, умениями и навыками, и личностные качества, и личностные характеристики, сформированность которых позволяет личности реализовать свою роль в обществе, решать его проблемы и способствовать его дальнейшему развитию. Таким образом, цель-идеал также может быть отнесен к категории общей цели, абстрактной, перспективной, реализация которой отдалена во времени. Формулировка цели как идеала выступает в качестве ориентира в организации процесса воспитания, она определяет перспективу в развитии человека определенной эпохи, а потому выступает основным ориентиром в процессе совершенствования известных и поискановых форм и методов воспитания. Каким образом цель-идеал (т.е. ожидания общества) включается в контекст воспитательной деятельности и обусловливает процесс развития личности? Идеал (греч. «idea» - представление) - это представление о совершенстве, чаще всего выражающееся в образе личности, воплотившей такие качества, которые могут служить высшим образцом (142, с. 138). Идеал «является объектом стремления независимо от того, близка или очень отдалена возможность его осуществления» (83, с. 1809). В нашем понимании идеал можно рассматривать как минимум в двух аспектах: идеал как ЭТАЛОН развития и идеал как КУМИР личности («любимец», «символ»). Идеал как ЭТАЛОН отражает представление о совершенном человеке, живущем в конкретно-исторических условиях. Его можно представить как социально-психологический портрет человека, в котором отражены социально-значимые качества личности, сформированность которых позволяет ему адаптироваться в окружающем ее мире, выбрать профессию, выполнять социальные обязанности, достигать состояния счастья и успешности; предполагается, что сформированность таких «эталонных» качеств позволит ему на высоком уровне решать жизненные и профессиональные задачи. Изменения, происходящие в обществе, вносят свои коррективы в содержание «эталонных» качеств. Например, одно дело, когда личность готовится жить в обществе, основанном на общественных формах собственности, другое дело, когда общество переходит к рыночной экономике – социально значимыми оказываются такие качества, как деловитость, конкурентоспособность, инициативность, самостоятельность и т.д. Основные тенденции и перспективы развития общества, науки, техники предъявляют новые, повышенные требования к человеку. Меняется общество, меняются и требования к личности – уровню ее информационной культуры, качествам мышления, социальным навыкам и т.д. Как правило, такой идеал разрабатывается политиками, культурологами, социологами, психологами и др. Цель как идеал воспитания может рассматриваться как категория «необходимого», т.е. происходит попытка ответить на вопрос: каким ДОЛЖЕН стать человек? В этом, скорее всего, отражается попытка сформулировать ожидания общества по отношению к личности, уровню ее развития. Это необходимо осмыслить школе (и общеобразовательной, и профессиональной), если воспитательно-образовательный процесс направлен на подготовку личности к жизни и труду. В данном случае цель-идеал выступает одним из основных ориентиров в совершенствовании условий развития личности. На занятиях по общественным дисциплинам Вы анализировали социально-экономический, политический, культурный, духовный и т.п. уровень развития нашего общества, выявляли тенденции и перспективы в развитии новых технологий, науки, техники, социальных отношениях и т.д. Как Вы считаете, какие воспитательные цели становятся сегодня наиболее актуальными? Вернитесь еще раз к анализу целей в Законе РФ «Об образовании». Оцените, насколько в них отражены современные проблемы в развитии общества? Постановка цели-идеала всегда носит конкретно-исторический характер. Далее мы приводим формулировки целей воспитания, которые считались как прогрессивные в разные исторические эпохи у разных народов. Оцените, как в данных формулировках находят отражение национальные, культурные традиции народа, время и задачи, которые решаются в обществе? АНТИЧНОСТЬ - идеал свободной, критически мыслящей личности, обладающей развитым самосознанием, духовной культурой, физическим совершенством, гражданскими добродетелями. ХРИСТИАНСТВО - возвысило человека, провозгласив его «Венцом творения», созданным «по образу и подобию Божьему». Цель воспитания – сфера человеческой души, ориентация на нравственные ценности, основанные во многом на вечных ценностях человеческой морали. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ – культ творческой личности, признание ее права не только на свободу и независимость, но и на отличие, воплощенное в человеческой индивидуальности и признанное самоценным. СССР (советский период) – была сформулирована цель воспитания: формирование всесторонне развитой гармонической личности. В цели-идеале просматривалась ориентация на образ советского человека, воплощение в его личности таких качеств: "научное мировоззрение; коммунистическое отношение к труду как основной сфере свободной реализации способностей и дарований; высокая разносторонняя ориентированность в производственных процессах; творческое отношение к своей деятельности; высокий общеобразовательный уровень; общекультурное развитие; социально-нравственные и психические качества: дисциплина и самодисциплина; физическое совершенство; благородство чувств....." (см..127; 131; 143; 157). США: 20-70-е годы - "Американская мечта".... Идеал - человек, который "сделал" самого себя. Герои книг и фильмов - свобода, независимость, чувство собственного достоинства, благородство» (см. 44). ГЕРМАНИЯ (период фашизма). Из речей А.Гитлера: "Моя педагогика сурова. Слабость нужно отбросить прочь. В моих орденских замках вырастет молодежь, перед которой содрогнется мир. Мне нужна жестокая, властная, бесстрашная молодежь. Именно такой она должна быть... В ней не должно быть ничего слабого и изнеженного. В ее глазах вновь должен загореться блеск хищного зверя. Я хочу, чтобы моя молодежь была сильной и прекрасной. Я заставлю ее совершенствоваться во всех видах спорта. Мне нужна атлетическая молодежь. Это первое и самое главное. Я зачеркиваю тысячелетия приручения человека. Мне не нужно интеллектуальное воспитание. Знаниями я только испорчу молодежь"(Цит.по 80, с. 15). Оцените, развитие каких качеств являлось приоритетным в разные исторические эпохи? Как это отразилось на развитии общества? Известны размышления педагогов-философов, которые пытались выстраивать образы совершенного человека. Мы уже отмечали, что понимание цели воспитания всегда связано с представлением о человеке, его сущности, его роли в обществе. Какой идеал личности (эталон ее развития) просматривается в педагогических позициях известных педагогов? АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э., Греция) – «Подготовка индивида к жизни, достойной человека, помогающая ему сформировать собственное мнение и найти свой жизненный путь». Я.А. КОМЕНСКИЙ (1592-1670, Чехия) - «Стремление выявить то, что имеет человек, «заложенным в зародыше», а не толкать его Природу туда, куда она не стремится» (58). И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (1768-1834, Швейцария) – исходил из представлений о ГАРМОНИЧНОМ развитии человека, считая важным «развивать в органическом единстве «ум, сердце и руку» человека. «Познание самого себя является… центральным пунктом, из которого должно исходить всё обучение…» Важным является «познание своей физической природы… Познание своей внутренней самостоятельности, сознание своей воли самому добиваться собственного благополучия, сознание своего долга оставаться верным собственным взглядам» (107, с. 59). ДЖ. ЛОКК (1632-1704, Англия) - в формулировании целей воспитания исходил из представлений о человеке как ДЖЕНТЛЬМЕНЕ, который отличается «добродетелью, мудростью, благовоспитанностью и знанием». «Великая задача воспитателя заключается в том, чтобы формировать поведение и душу своего воспитанника, чтобы привить ему хорошие привычки, заложить в нем основы добродетели и мудрости, научить его постепенно знанию людей, внушить любовь и стремление подражать всему, что прекрасно и достойно похвалы, и вооружить его силой, энергией и усердием в стремлении к этим целям» (78, с. 491). Особое значение имеет, чтобы «вооружить душу добродетелью, закрепить ее в ней, не прекращая этих усилий до тех пор, пока молодой человек органически не полюбит ее и не начнет видеть в ней свою силу, свою славу, свое удовольствие» (78, с.464). Ж.-Ж. РУССО (1712-1778, Франция) – исходил из идеала истинно СВОБОДНОГО человека, который «хочет только то, что может, и делает, что ему угодно». Идея природосообразности – цель воспитания – «та самая, которую имеет природа». «Жить – вот ремесло, которому я хочу научить своего воспитанника». «Нужно научить, чтобы он сумел сохранять себя, когда станет взрослым, выносить удары рока, презирать избыток и нищету» (118). К.Д. УШИНСКИЙ (1823-1871, Россия) – основной целью воспитания считал подготовку человека к жизни. По его мнению, если воспитание желает счастья человеку, оно должно приготовлять его К ТРУДУ. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, эстетически развиты, физически здоровы (см. 135-139). Л.Н. ТОЛСТОЙ (1828-1910, Россия) – сторонник теории свободного воспитания; считал, что цели воспитания лежат в самом ребенке, не привносятся извне воспитателем. По его мнению, школа должна создаваться для ребенка и помогать его СВОБОДНОМУ развитию (134). И. КАНТ (1724-1804, Германия) – «Цель воспитания состоит в привитии ДИСЦИПЛИНЫ как средства преодоления дикости в человеке; привитии культуры; приобщении к цивилизации путем развития ума и воспитанности; моральном воспитании» (53). А.С. МАКАРЕНКО (1888-1939, СССР) – исходил из нового положения личности в обществе: «Воспитание КОЛЛЕКТИВА должно быть первой целью нашего воспитания… Воспитанник должен обладать совершенно определенными качествами, ясно вытекающими из его социалистического характера… Наш воспитанник, кто бы он ни был, никогда не может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, только как добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего как член своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не только свои, но и своих товарищей» (82, с. 56). В.А. СУХОМЛИНСКИЙ (1918- 1970, СССР) – в своих педагогических взглядах исходил из представлений о человеке как АКТИВНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ личности, утверждающей в жизни идеалы Добра, Красоты, Нравственности. Целью воспитания считал «всестороннее развитие, нравственное совершенство личности» (131, с. 11-13). ________ Идеал как КУМИР («любимец», «символ») отражает наиболее привлекательный образ человека конкретного времени, конкретной страны. Кумир – это личность, интересная людям, обладающая какими-либо выдающимися качествами и способностями, отличающаяся неординарными поступками, достигшая выдающихся результатов. Такая личность вызывает у окружающих ее людей уважение, восхищение, гордость, стремление быть похожим. Личность-«кумир» является воплощением конкретных черт и качеств, которые высоко ценятся в обществе (или только у определенной категории людей – национальных, социокультурных, профессиональных, возрастных групп). Такая личность как бы демонстрирует окружающим скрытые (потенциальные) возможности, которыми обладает каждый, в ее характеристиках раскрывается интеллектуальный, духовно-нравственный, физический, волевой потенциал человека. Своим личным примером «кумир» демонстрирует чего МОГ БЫ достичь человек, причем известны пути достижения привлекательных черт и качеств. Воспитательная значимость идеала состоит в том, что этот путь достижений возможно повторить. Навряд ли, такого рода идеал может быть кем-то специально «придуман», «навязан». Скорее всего, «кумир» оказывает влияние на формулирование целей развития личности, так как возможно повторить способы деятельности, систему тренировок, организовать подобный образ жизни. Например: в годы войны стало возможным повторение подвига А. Матросова и Н. Гастелло. Об этом писали газеты, это вызывало восхищение, гордость. Духовно-патриотический подъем народа, стремление к победе как бы подсказывали, каким мог бы быть поступок в аналогичной ситуации. Тимур из повести А.Гайдара был кумиром мальчишек и девчонок послевоенного времени. Привлекали такие черты, как зашита слабых, забота, бескорыстие, справедливость. Тимуровское движение возникло из стремления подростков быть похожими на любимого героя. Один из кумиров современных подростков – Ван Дам, кинокарьера которого начиналась с балета. Руководители балетной студии рассказывают, что достаточно большое количество ребят начинают заниматься балетом для того, чтобы быть сильными и красивыми в движениях, как это демонстрирует их герой. Многие из тех, кто является кумирами современной молодежи, все же далеки от совершенства. Это вызывает тревогу и растерянность взрослых. Как Вы считаете, можно ли, зная о кумирах современных подростков, юношей и девушек, прогнозировать развитие их личностных характеристик? Какое воспитательное значение имеет идеал для развивающейся личности? Каким образом цель-идеал находит свое отражение в воспитательно-образовательном процессе? Практическую значимость цели как идеала проиллюстрируем на примере из истории педагогики. А.В.ЛУНАЧАРСКИЙ так описывает развивающую значимость идеала в Древней Греции: "Возьмем воспитательное значение греческой скульптуры. Мальчик видел статую. "Что это значит?" Ему говорят, что вот такой-то в беге, в борьбе, на колеснице или за чтением стихов или другой формой какого-нибудь соревнования одержал победу на громадных всенародных экзаменах, которые делала нация согражданам, - за это ему ставят памятник, и атлет-победитель редко делался портретом: скульптор старался создать образец так, чтобы мальчик думал: "Вот до чего нужно развить тело, вот образец, который чтут, которым гордится мой городок, и Я должен стать таким". Но греческая педагогия не ограничивалась атлетом. Дальше идут герой-полубог и сам бог, бог человекообразный, более человек, чем сам человек. Вся греческая религия своей скульптурой говорила: человеку мешает быть человеком то, что он болеет, страдает, умирает; если же представить себе человека бессмертного (это было главное назначение бога), не стареющего, то вот таким бы он был; как бы на его лице выразилась эта мудрость, этот покой, эта гармония уверенного в себе, разумного, прекрасного существа - все вместе. Так строилась лестница почти недосягаемого идеала, и все было призывом - куда подниматься, куда пойти путем гимнастических упражнений, театральных зрелищ, патетических празднеств…» (79, с. 132). Можно утверждать, цель-идеал показывает ребенку перспективу развития, привлекательный образец, социально значимые черты и характеристики (цель-эталон). Если эти черты и качества воспринимаются ребенком как личностно значимые, привлекательные, то вызывают чувство восхищения, уважения, а потому возникает желание подражать, стремление учиться, достигать поставленных задач (цель-кумир). ОДНАКО, насколько идеал важен в развитии ребенка? Идеал мешает или помогает личностному развитию ребенка? Возникает ряд проблем. Впервые этот вопрос возник в отечественной педагогике в начале 90-х годов, когда в стране началась "перестройка", открылись многие архивы, когда стало возможным получить новые факты, которые заставили по-новому взглянуть на наше прошлое. И тогда оказалось, что те люди, которые были "возведены" в ранг героев, и на их примере воспитывалась молодежь, оказались иными и играли совершенно иную роль в истории нашего государства. Это коснулось вождей революции, героев гражданской и Великой Отечественной войны. Но и сегодня воспитание на личном примере остается одним из ведущих методов воспитания. На уроках изучается героическое прошлое народа, в любом учебном предмете оценивается роль личности в науке, истории, культуре. Школьники и сегодня познают то, что их восхищает, поражает, заставляет пережить чувство гордости за свой народ и вызывает желание быть достойным его. НО должны ли дети знать о переоценке жизненных ценностей? Должны ли они участвовать в этом процессе? Какая из данных педагогических позиций, на Ваш взгляд, является верной? 1 точка зрения. Дети не должны вовлекаться в решение политических и нравственных вопросов. Сначала взрослые сами должны определиться с идеалами, жизненными ценностями, затем уже помогать детям их осмысливать, формировать «новые» жизненные ценности. Такая категория педагогов испытывает сегодня некоторую растерянность. Из письма учителя истории: «Не знаешь, о чем говорить с учеником: всё, чему молились в прошлом, разрушено, новых идеалов, новой веры нет» (Цит. по 95). Цель воспитания, которая должна решаться в воспитательном процессе, по мнению этой категории воспитателей, – формировать у подрастающего поколения жизненные ценности и идеалы, способствовать осмыслению их значимости для каждой личности. 2 точка зрения. Дети должны знать все противоречивые факты из истории нашей страны, они должны учиться сравнивать различные взгляды, учиться оценивать события и деятельность исторических деятелей. Они вместе со взрослыми должны формировать свои жизненные ценности и идеалы. Цель воспитания, по мнению этой категории воспитателей, – «вырастить человека, способного выбирать самому, не ожидая, пока ему укажут, во что верить и за кем следовать» (Цит. по 94). Какие из представленных аргументов отражают Вашу позицию? ДА, идеалы необходимы, ПОТОМУ ЧТО: забегая далеко вперед, показывают возможную перспективу развития человека, его скрытые возможности; позволяют учиться на чужих ошибках и достижениях; конкретный образ облегчает сравнение в процессе самопознания, облегчает поиск собственного «Я»; оказывает влияние на развитие в структуре личности – «Я-идеальное» и «Я-фантастическое»; дает реальный образец поведения в конкретных ситуациях; воспринимается как мечта, возникают стимулы к самовоспитанию; образец для подражания способствует выработке положительных качеств личности; только сильная личность может развиваться индивидуально, остальные способны только идти вслед, подражая своим кумирам; ……………………………………………………… ……………………………………………………… НЕТ, идеалы мешают свободному развитию личности, ПОТОМУ ЧТО: меняется время, меняются герои. А что же делать человеку? Это останавливает человека в саморазвитии, "тянет" назад, в прошлое; предлагает стереотипы поведения, а это мешает человеку проявить активность в созидании собственной личности, формируется только лишь способность подражать; ориентация на подражание кумиру лишает человека индивидуальности (например, «фанаты» копируют внешний и внутренний облик своего кумира); проявляется растерянность личности в нестандартных ситуациях, когда необходимо самостоятельно принимать важное решение; отсутствует стремление к самопознанию и самовоспитанию, самоутверждению собственного «Я»; …………………………………………………………. …………………………………………………………. _______________________________________________________________ Вопросы для размышления Согласны ли Вы с высказываниями известных педагогов: К.Д. УШИНСКИЙ: «Детей надо воспитывать на основе положительного опыта, добрых примеров, любви и высоких идеалов»? ДЖ. ЛОКК: одна из важнейших задач воспитания состоит в том, чтобы «оберегать детей от всего дурного». Какую роль, на Ваш взгляд, имеет идеал на различных этапах возрастного развития личности? Вспомните возрастные особенности саморазвития и самовоспитания личности (см. наше пособие. Часть 3). Практическое задание Из представленных ниже формулировок целей воспитания выберите те, которые, на Ваш взгляд, будут педагогически значимы для развития личности. Оцените, на развитие каких личностных характеристик человека ориентирует постановка данных целей: формировать идеалы… познакомить с различными взглядами на… показать привлекательные стороны… формировать негативное отношение к проявлению… развивать способность анализировать поведение и суждения… развивать способность к этико-психологическому анализу и оценке… формировать культуру диалога… ………………………………………………………… ………………………………………………………… Какие другие формулировки воспитательных целей (задач) Вам знакомы? В курсе «Основы педагогического мастерства» попытайтесь разработать такие формы воспитательной работы, как урок мужества, этическая беседа, диспут, дискуссия и др. ____________________________________________________________ Итак, цель как ИДЕАЛ развития личности раскрывается в философских исследованиях, в педагогической деятельности он выступает в качестве ориентира(идеал-эталон) и как объект для подражания (идеал-кумир). Однако можно согласиться с А.С.МАКАРЕНКО, который писал, что от педагога «требуется не решение проблемы идеала, а решение проблемы путей (приближения) к этому идеалу» (82, с. 345). «Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук» (там же, с. 44). Понятие о цели как МОДЕЛИ развития личности Цель как МОДЕЛЬ (программа) развития личности выступает последним этапом в целеобразовании и представляет собой развернутую программу, которая позволяет педагогу «увидеть» изменения, происходящие в развитии ребенка, его знаниях, умениях, навыках, привычках, личностных качествах и характере, его отношениях, ценностных ориентациях и т.д. Данное понятие было введено в педагогику А.С.МАКАРЕНКО. Он писал так: «Под целью воспитания я понимаю программу человеческого характера,.. всю картину человеческой личности, к которой мы стремимся»… «Цели должны выражаться в проектируемых качествах личности, в картинах характеров и в тех линиях развития их, которые определенно намечаются для каждого отдельного характера» (82, с. 118, 106). Умея «спроектировать» процесс развития личности в целом и отдельных ее сторон и качеств, педагог сможет спрогнозировать пути и методы их развития. В психолого-педагогических исследованиях отработаны некоторые модели развития личности. Одни из них Вам уже знакомы из курса «Психология», с другими Вы будете знакомиться в нашем курсе. В качестве примера можно назвать следующие: Модели возрастного развития личности (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Крайг Г., З.Фрейд, Эльконин Д.Б., Э.Эриксон и др.). Положение о зоне актуального развития (т.е., что личность знает, умеет, понимает – как исходный уровень ее развития) и о зоне ближайшего развития (т.е., чему ребенок может научиться – как перспектива в его развитии) (Выготский Л.С.). Теория о ведущем виде деятельности как условии развития личности (Эльконин Д.Б.). Теория поэтапного усвоения знаний (Гальперин П.Я.). Теория формирования личности в коллективе – этапы развития группы как коллектива (закон развития коллектива и его воспитательного влияния на личность) (Макаренко А.С.). Этапы развития морального сознания личности (Л.Кольберг) и др. Разработать модель (программу) развития личности - значит выделить те качества и характеристики, которые выступают как отдельные составляющие целостного качества или характеристики (т.е. определить структуру цели), по возможности определить их соотнесенность и последовательность в развитии (т.е. определить иерархию цели). Для иллюстрации данного подхода можно привести фрагменты из психолого-педагогических исследований. 1-я цель. Развитие культуры межличностных отношений у младшихшкольников возможно представить как проявление отдельных форм поведения, таких как: умение замечать, когда обижают товарища; защищать слабого; нетерпимость к высмеиванию физических недостатков; замечать настроение окружающих людей, считаться с ним; сочувствовать беде товарища (Цит. по 15, с. 19). ……………………………… Возможно, Вы назовете и другие формы поведения, в которых раскрывается культура межличностных отношений у младших школьников? 2-я цель. Развитие качеств хорошего работника у старшеклассников возможно представить как проявление следующих форм поведения: положительное отношение к труду как источнику благосостояния; ответственность и добросовестность; чувство гордости за результаты своего труда; профессиональная компетентность; инициативность; самостоятельность выполнения трудовых операций (Цит. по 34). …………………………………………………… Возможно, Вы назовете и другие формы поведения, в которых раскрываются качества хорошего работника? Умение воспитателя составить модель (программу) развития личности в целом и отдельных ее сторон и качеств позволяет перейти к следующему этапу воспитательной деятельности – ЦЕЛЕРЕАЛИЗАЦИИ, который предполагает поиск таких форм и методов воспитания, посредством которых эти стороны и качества личности получают возможность проявляться, совершенствоваться и приобретать устойчивые характеристики. Воспитателю важно видеть проявление этих качеств в повседневной жизнедеятельности ребенка, давать им этико-психологический анализ и оценку, что позволяет планировать способы деятельности, необходимые для осуществления воспитательной цели. Далее Вам предлагается выполнить несколько практических заданий, которые помогут Вам научиться ЦЕЛЕПОЛАГАНИЮ, т.е. выстраиванию программы (модели) развития отдельных сторон и качеств личности. Нами подготовлены методические материалы, которые позволят Вам выполнить эту работу. Для выполнения этих заданий Вы можете обратиться к последующим выпускам (частям) нашего пособия, в которых исследуются отдельные стороны (направления) в развитии личности гражданское, эстетическое, физическое, нравственное, половое (гендерное). Для выполнения этих заданий воспользуйтесь также материалами нашего пособия о возрастных особенностях развития и воспитания (Часть 3). Задания: Разработайте программу развития личности в младшем школьном, подростковом и старшем школьном возрасте, ориентированную на показатели их социальной зрелости. См. наше пособие. Часть 3 (Глава 2). Разработайте программу развития такого качества личности, как СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА, сформулируйте показатели ее сформированности у современного человека. Докажите, что формирование сознательной дисциплины помогает развитию активной, творческой, самостоятельной личности. Какие условия определяют достижение поставленной цели? См. в Приложении тему для индивидуальной работы № 1. Разработайте программу ГРАЖДАНСКОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет личности гражданина; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами в развитии личности гражданина. Обоснуйте целесообразность системы гражданского воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 7 (Главы 1и 2). Разработайте программу ЭСТЕТИЧЕСКОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет эстетически развитого человека нашего времени; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами эстетического развития личности. Обоснуйте целесообразность системы эстетического воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 8 (Главы 1 и 2). Разработайте программу ФИЗИЧЕСКОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет физически развитого человека нашего времени; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами физического развития. Обоснуйте целесообразность системы физического воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 9 (Главы 1 и 2). Разработайте программу НРАВСТВЕННОГО развития личности: составьте социально-психологический портрет нравственно развитого человека нашего времени; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами развития личности; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами нравственного развития личности. Обоснуйте целесообразность системы нравственного воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 6 (Главы 1 и 2). Разработайте программу ПОЛОВОГО (ГЕНДЕРНОГО) развития личности: составьте социально-психологический портрет современного мужчины и современной женщины; выделите цели воспитания в соответствии с возрастными этапами их развития; классифицируйте цели (задачи) воспитания в соответствии с основными аспектами полового (гендерного) развития личности. Обоснуйте целесообразность системы полового (гендерного) воспитания и образования. См. наше пособие. Часть 10 (Главы 1 и 2). Вам предлагается составить социально-психологический портрет развития личности, назвать те черты и характеристики, сформированность которых позволяет судить об уровне ее развития и степени ее социальной зрелости в зависимости от возраста. Однако следует отметить, что при выполнении данных заданий выявление структуры и иерархии отдельных черт в развитии любого качества (или в целом аспекта, направления) личности НЕ ДОЛЖНО являться САМОЦЕЛЬЮ в воспитательной деятельности. При таком подходе, как отмечала известный психолог Л.И.БОЖОВИЧ, возникает опасность того, что ребенок как бы оказывается «разложенным на части» и «воспитываемым по частям» (15, с. 17). Из курса психологии Вы помните, что личность не формируется «по частям», личность – всегда целостная характеристика. Предлагая Вам задания для самостоятельной работы, мы считали необходимым помочь Вам «увидеть» процесс развития личности ребенка и взаимосвязи его отдельных сторон. Уметь фиксировать проявление «новых» характеристик, давать им этико-психологический анализ и оценку – важное профессиональное качество педагога. Насколько Вы сумели овладеть этими навыками, выполняя предложенные нами задания? Таким образом, программа (модель) развития личности может рассматриваться как воплощение конкретных целей (задач). Это позволяет, во-первых, проверить результативность воспитательного процесса, т.е. соотнести поставленную цель (задачу) с теми качествами и чертами, которые мы можем наблюдать реально в поведении воспитанника. Во-вторых,постановка конкретных целей (задач) позволяет планировать условия и способы их достижения. В данном случае конкретная цель приобретает еще один педагогический смысл – она «является ПРОЕКТОМ действия, выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность», ведущую к достижению цели (23, с. 8). Конкретная цель всегда имеет ярко выраженную практическую направленность. Это значит, что ЦЕЛЕРЕАЛИЗАЦИЯ выступает неотъемлемым, обязательным элементом целеполагания. Если в целеобразовании формулировки целей существуют в виде потенциальной возможности, то планирование условий представляет собой «превращение этой возможности в действительность» (там же, с. 8). Теперь мы можем дать полное и более точное определение цели воспитания – это мысленное предвосхищение и КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА, и СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, необходимых для осуществления поставленныхцелей. Планирование деятельности может рассматриваться как определение последовательности ЭТАПОВ реализации целей, необходимых средств и методов. (См. об этом в нашем пособии. Часть 5). Но следует отметить, что жизнь, процесс развития личности, конечно же, сложнее и многообразнее тщательно разработанных целей и планов, а потому в практической деятельности продолжается дальнейшая конкретизация и уточнение целей и планов. Кроме того, заранее невозможно всё предусмотреть, однако целеполагание (и каждый из его этапов) всё же позволяет воспитателю придерживаться определенной линии (стратегии) в воспитательной деятельности, что не исключает учета ее многообразных условий и особенностей. Итак, мы рассмотрели проблему цели воспитания на ТРЕХ уровнях – ФИЛОСОФСКОМ, СОЦИЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ (цель как идеал развития личности) и ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ (цель как модель развития личности). Возникает необходимость размышлять еще об одной группе целей, реализация которых позволяет ожидать эффективности воспитательной деятельности, т.е. достижения результатов воспитания, адекватных поставленным целям. Эта группа целей представляет собой ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ уровень постановки задач воспитательной деятельности. Возникает вопрос: какие цели (задачи) должен решать педагог в процессе организации воспитательной деятельности? Ответ на него становится возможным после того, как Вами будут осмыслены сущностные характеристики процесса воспитания. Содержание и направленность данного уровня целей обусловлены той педагогической позицией, которая складывается у педагога в процессе осмысления сущности воспитательного процесса (см. 3.8). |