Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.3. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА

  • 4. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 4.1. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  • Язык_как_средство_общения_Учебное_пособие. Учебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка


    Скачать 1.93 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по разделам Язык, речь, общение, Нормы современного литературного языка
    Дата17.01.2023
    Размер1.93 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЯзык_как_средство_общения_Учебное_пособие.docx
    ТипУчебное пособие
    #890655
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ

    1. Перепишите текст, добавляя к каждому из высказываний слова автора. Раскройте скобки.

    Мудрые мысли

    1. Говори мягче по форме, тверже по содержанию (лат. погов.). 2. Если кто-то мыслит иначе, чем я, он (не) только (не) оскорбляет меня этим, но, напротив, обогащает меня. (Ни)кому (не) интересно слушать собственное эхо (Сент-Экзюпери). 3. Настоящий мастер своего дела следит за ходом беседы, как рыбак за течением реки, и (не) задерживается там, где нельзя ожидать улова (Стивенсон). 4. (Ни) одно произнесенное слово (не) приносит столько пользы, сколько множество (не)сказанных (Плутарх).

    2. Закончите начатые предложения. Поставьте нужные знаки препинания. Допишите окончания в именах существительных.

    1. А. П. Чехов писал Краткость ... . И добавлял В хорошем рассказ.., как на военном корабле, (не) должно быть ... . 2. Персидская пословица гласит Лучший ответ дураку ... . 3. Хвала в очи хуже ... говорится в русской пословиц.. . Примерно та же мысль звучит в персидской пословиц.. . Излишняя похвала хуже бран.. .

    Подсказки: порча, лишний винтик, глупость, сестра таланта, молчание.

    3.3. УСТНАЯ ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА


    деловые люди

    руководитель

    бизнесмен

    лидер

    партнеры

    команда

    персонал

    консультант
    Деловая беседа — беседа с официальным лицом, как правило, в официальной обстановке. В деловой беседе обычно преследуются практические намерения:

    — получить нужную информацию или обменяться ею;

    — договориться по интересующему партнеров вопросу;

    — убедить партнера в правильности принимаемого решения, выгодности избранного способа и т. д.;

    — установить контакт, деловые отношения, соблюдая при этом определенный статус

    РАЗМЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ









    1









    Стол в вид е букв ы «Т», или квадрата, ил и треугольника

    Инициатор беседы, безусловно, продумывает и ее задачу, и построение беседы, то главное, что он хочет сказать, ее начало, свою аргументацию.

    «Весь разговор... — пишет Д. Б. Кабалевский, — может быть по-настоящему простым, обычным, естественным только в том случае, если вы хорошо знаете своего собеседника. А если вы его не знаете, — вам не о чем спрашивать у него, и он сразу же почувствует, что его мнением вы не интересуетесь. Ему будет просто скучно участвовать в такой беседе».

    Количество участников может быть разным, но, как показывают исследования, проведенные социальными психологами, «в большинстве случаев число членов малой группы колеблется между 2 и 7...».

    Если партнеры хотят добиться взаимопонимания, то они стремятся к простоте общения, используя при этом, кроме специальных, разговорные слова и разговорные конструкции, в частности уточнения, добавления, пояснения, доверительную тональность.

    В беседе, как в любом тексте, выделяются три основные части: начало, средняя (основная) часть, концовка (подведение итогов, резюме, заключение).

    1. Проанализируйте части деловой беседы киноменеджера (прокатчика) со своей командой. Эти части — начало беседы; основная часть, заключение даны последовательно в трех задачах (I, II, III).

    1. Прочитайте вслух в подходящей тональности предложения, в которых обосновываются и определяются тема беседы, ее конкретные задачи и организация работы.



    Текст беседы

    Комментарии, вопросы-задания

    Киноменеджер. Доброе утро. Рад видеть вас бодрыми.

    Я хотел бы побеседовать с вами о том, как обеспечить успех фильму, который сейчас выпущен на экраны и — как бы это деликатно сказать... который заслуживает успеха, признания. И мы с вами это прекрасно знаем. Согласны? Это фильм режиссера

    Я думаю, что начать наш разговор надо с рекламы. Самое время. Постараемся, во-первых, предположить, КОМУ больше всего понравится фильм, КТО пойдет его смотреть, т.е. ДЛЯ КОГО его нужно рекламировать; во-вторых, как это лучше сделать // Согласны ли вы с этим моим предложением?//

    Участники беседы. Да. Пойдет.

    (Утвердительные кивки головой.)

    Киноменеджер. Хотелось бы, чтобы каждый высказал свою точку зрения: вы знаете вкусы зрителей и, как бы это лучше сказать... не раз точно предсказывали кассовый успех. Я надеюсь, что мы вместе сумеем подготовить зрителям встречу с хорошим фильмом. Кто начнет разговор?

    Инициатору беседы важно установить деловой контакт и доброжелательную атмосферу,

    1. Подчеркните этикетное приветствие; вопросительные предложения с обращением к аудитории; глаголы в форме 1-го лица мн. ч.; сочетания с местоимением мы (мы с вами, мы вместе), средства, которые помогают киноменеджеру в решении его коммуникативных задач

      ОБЕСПЁЧИТЬ

      ОБЁСПЁЧЕНИЕ

    2. О чем говорит большая пауза // перед вопросительным предложением и после него?

    З. Сколько пауз в поисках нужного слова отмечено в тексте? Какими словами-заполнителями эти паузы сопровождаются?



    1. Прочитайте «Правила речевого поведения вежливых партнеров». Какие два пункта вы бы выделили? Согласны ли вы с таким расположением правил?

    Правила речевого поведения вежливых партнеров

    Для слушающего

    Для говорящего

    1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание

    2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но,

    извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести пример и т.д. При этом лучше это делать, когда собеседник закончит свою реплику

    1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно

    2. Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его

    по имени, по имени-отчеству. Спрашивайте, все ли ясно, понятно, не нужно ли что-либо разъяснить и т. д.

    З. Не исправляйте во время

    разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении

    4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то, что показалось важным, или то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях

    II. В основной части обсуждаются поставленные киноменеджером вопросы.

    Какие разные точки зрения высказывают члены команды?




    Текст беседы

    Комментарии, вопросы, задания




    Киноменеджер. Кто начнет разговор?

    Член команды (1). Пожалуй, я. Я видел этот фильм два»щы. По-моему, он для родителей и детей... точнее — подростков. Сейчас лето. Ребята в городе. Да и вообще — они больше ходят в кино, чем взрослые. Поэтому я бы я бы рекламировал этот фильм ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДЛЯ ПОДРОСТКОВ. А за ними потянутся родители.

    Киноменеджер, Вы СОГЛаСНЫ с этим, Н. С.?

    Член команды (2). В общем, да. Я думаю, что именно поэтому реоамировать фильм надо для детей ... для ребят — так, чтобы... Пусть в центре, если это афиша, будет кинокадр с подростком. А лучше всего было бы ... э... была бы для них реклама на телевидении.

    Киноменеджер. Вы того же мнения, Г. П.? Член команды (З). Не совсем. Мне

    кажется, что в этом случае мы упустим взрослого зрителя, для которого ... ну, в общем ... и снят этот непростой и, я бы сказал, даже довольно сложный фильм. Будет жаль, если родители не увидят его и не поразмышляют над ним. И вообще — этот фильм интересен для многих с чисто профессиональной точки зрения. Он интересно сделан.

    Киноменеджер. И что же вы предлагаете?

    Член команды (З). Думаю, что, вероятно, должна быть реклама и для взрослых. И может быть, стоит передать как-то ... не знаю как ... право показа этого фильма ... ну, в общем... на телевидение... Например, в рубрику «Семейный экран».

    Киноменеджер. Все высказались? Может быть, появились еще какие-то соображения? Нет?

    В деловой беседе

    партнеры взвешивают каждое слово, усиливается их самоконтроль

    О чем говорят паузы: какие из них — паузы обдумывания того, что и как сказать, какие связаны с правкой (заменой) формы слова? Какое предложение осталось

    незаконченным?

    2. Какие вопросы киноменеджера требуют

    однозначного ответа: да — нет?

    З. Какие слова и конструкции используют собеседники, чтобы их высказывания не

    звучали категорически?

    III. В заключение деловой беседы ее инициатор подводит итоги, резюмирует высказывания, намечает решение вопроса, дает поручения и т.д. Какие смысловые части можно выделить в итоговом высказывании кино менеджера?

    Текст беседы

    Комментарии и задания

    Киноменеджер. Спасибо за конструктивный разговор. И хотя мы мало говорили о том, КТО и КАК будет выполнять наши решения, уже можно подвести некоторые итоги.
    Первое. Фильм в данный момент — летом — будут ... смогут больше всего смотреть юные зрители. Это нужно учесть в рекламной афише. И немедленно приступить к ее разработке.
    Второе. Для взрослых нужна другая — я бы сказал — проблемная афиша. В ней, как всегда, надо указать имена ПОПУЛЯРНЫХ актеров и, конечно, имя режиссера.
    Третье. Поручаю разработать ВАРИАНТЫ этих двух рекламных афиш М. Н. и Н. С. и представить эти афиши ,.. наброски... замыслы каждой из них через неделю.
    Четвертое. Г. П. прошу уточнить все возможности помещения рекламы на радио и на телевидении: стоимость, время показа, возможности приглашения на интервью создателей фильма. То же к беседе через неделю.
    В следующий раз специально поговорим о том, КАКИМ ОБРАЗОМ мы будем реализовывать наши замыслы.
    Есть ли ко мне вопросы? Что-нибудь нужно? Хорошо. Если появятся (вопросы), будем решать в рабочем порядке. Еще раз спасибо всем. Желаю удачных находок!

    1. Подчеркните этикетное клише.

    2. Найдите предложения со словами
    нужно

    надо

    прошу

    поручаю > + инфинитив
    Чем объясняется их наличие в итоговой части беседы?
    3. Какие глаголы: обсудить — побеседовать — поговорить — обменяться мнениями уместнее использовать в деловой беседе дружеского характера?



    1. Вы хотите поступить на работу, о которой узнали из рекламного объявления. Вы оставили заявление. И вот вас вызывают для собеседования и решения вопроса.

    Разыграйте эту ситуацию. Вы пришли к руководителю предприятия (школы, фирмы, издательства и т.д.). Вы очень хотите, чтобы вас приняли на интересную и хорошо оплачиваемую работу. А у руководителя предприятия — большой выбор. Ваша задача — показать свою компетентность, желание работать и готовность приступить к работе немедленно. Вместе с тем не забывайте: вы должны оговорить важные для вас условия контракта. Итак, подумайте, как вы войдете, как поздороваетесь, что скажете о себе (если вас спросят); каким тоном, как спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы. «Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника. Не забывайте о «Правилах речевого поведения вежливых партнеров»!

    ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПРИСТАВКИ НА 3-С. КОРНИ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ


    1. Найдите предложения с обособленными членами.

    Чем они выражены?

    Обозначьте приставки в выделенных словах.

    1. Хорошая книга, как и плохая, создается из одних и тех же слов, расставленных, правда, в ином порядке, звучащих в иной интонац.. и благословенных перстом, но уже то, что первичное сырьё берется из одной кучи, дает многим чудакам повод думать, что и конечная продукция должна ра..цениваться одинаковой мерой (Распутин). 2. Ра..говор подобен плаванию: вы даже не замечаете, что корабль отчалил, и лишь выйдя в открытое море, убеждаетесь, что покинули сушу (Шомфор).

    2. Подготовьтесь к диктанту. Объясните знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обозначьте корень в выделенных словах.

    У оратора Гая Гракха, сурового по своему душевному складу и слишком пылкого в речи, была свирель, подобная тем, которыми пользуются музыканты, чтобы задать нужный тон.

    Во время его выступлений стоявший за трибуной раб подавал на этой свирели тихие мелодичные сигналы, предупреждавшие крик и призывавшие устранить в произношении все чрезмерно резкое и возбужденное. Звуки этой свирели зачаровывали и умеряли гневное волнение оратора. Я же не тяготился бы, если бы рядом со мной во время приступов гнева находился внимательный и умный собеседник, который подносил бы мне зеркало...

    (Плутарх)
    4. ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

    4.1. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

    1. Сравните высказывания известных русских ученых о письменной речи. Какую главную черту письменной речи отмечают все ученые?
    Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма.

    Письменная речь есть совершенно особая речевая функция, отличающаяся от устной речи не менее, чем внутренняя речь от внешней по своему строению и способу функционирования.

    [Письменная речь] … вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым и прежде сложившуюся психологическую систему устной речи.

    (Л. С. Выготский)
    Письменная речь является новым и мощным орудием мышления, имеющим нередко значительно большие возможности, чем устная речь.

    (А.Р. Лурия)
    Письменная речь выступает аппаратом членения и осознания строя языка.

    [Письменная речь) … играет решающую роль в развитии внутренней речи у школьника, а тем более у взрослого культурного человека.

    (Б.Г. Ананьев)
    2.Какие различия между устной и письменной речью вы можете назвать?

    Материальные средства общения

    Устная речь

    Письменная речь

    звуки интонация

    буквы, знаки препинания

    Возможности восприятия

    Должна восприниматься сразу, одновременно с процессом говорения

    Может быть осмыслена при многократном обращении к тексту


    Письменная речь — это речь, зафиксированная на письме, Пишущий, в отличие от говорящего, имеет больше возможностей выбирать и организовывать языковые средства.

    Устный текст, записанный с помощью магнитофона и воспроизведенный в письменной форме, отличается от текста письменного. Письменная речь не может быть простой копией устной речи. Письменная форма передачи информации требует использования иных языковых средств, чем форма устная.

    3. Прочитайте фрагмент устного текста, записанного с помощью магнитофона. Составьте на его основе письменный текст. Что вам пришлось изменить?

    Мы с ним тогда пошли в дождик ну рыбу ловить/ вообще обхохочешься/ стоим там под дождем мокрые и это самое/ рыбу мол ловим/ такие деловые ушли/ короче ничего не поймали/ я вообще рыбу не умею ловить/ смотрю смотрю на крючок/ у меня все в шарах-то что он/ это самое/ мигает/ и я его так вытаскиваю лихорадочно/ только червяков меняю//



    Для книжных стилей письменная форма речи является первичной, основной, а для разговорного стиля — вторичной, поэтому в письменных жанрах разговорного стиля (например, личное письмо, дневник) проявляются отдельные черты книжных стилей.

    4. Прочитайте письмо декабриста И.И. Пущина. Какие книжные черты вы можете выделить в этом тексте?

    С М. Семенову

    Петербург, 12 декабря 1825 г.

    Когда вы получите сие письмо, все будет решено. Мы всякий день вместе у Трубецкого и много работаем. Нас здесь 60 человек. Мы уверены в 1000 солдатах, коим внушено, что присяга, данная императору Константину Павловичу, свято должна соблюдаться. Случай удобен; ежели мы ничего не предпримем, то заслуживаем во всей силе имя подлецов. Покажите сие письмо Михаилу Орлову. Прощай, вздохни об нас, если... Успех в руках Бога!!

    Стилевые разновидности письменной речи выделяются на основании нескольких факторов. Прочитайте таблицу «Стилеобразующие факторы». Постройте сообщение об особенностях книжных стилей, включив в него следующие вопросы: 1) факторы, которые учитываются при выделении стилей, 2) характеристику одного из стилей с опорой на выделенные факторы.

    Стилеобразующие факторы

    Книжные стили

    цель

    Адресат

    Сфера функцонирования

    Научный

    Сообщение научной информации, доказательство истинности какого-либо положения

    Читатели, подготовленные к восприятию научной информации

    Сфера научных знаний

    Официально-деловой

    Констатация факта, сообщение о положении дел, предписание адресату выполнять определенные действия

    Совокупность социальных лиц, массовый читатель

    Административная и правовая сфера

    Публицистический

    формирование определенного отношения читателя к актуальным и новым событиям и фактам

    Массовый читатель

    Сфера общественных отношений: политических, культурных, спортивных и др.

    Художественной литературы

    Художественно-образное воздействие на читателя

    Массовый читатель

    Сфера искусства


    5. Определите, к какому стилю относится текст. Докажите свою точку зрения, опираясь на стилеобразующие факторы.

    I- Город за эти апрельские дни стал чист, сух, камни его побелели, и по ним легко и приятно идти. Каждое воскресенье, после обедни, по Соборной улице, ведущей к выезду из города, направляется маленькая женщина в трауре, в черных лайковых перчатках, с зонтиком из черного дерева. Она переходит по шоссе грязную площадь, где много закопченных кузниц и свежо дует полевой воздух; дальше, между мужским монастырем и острогом, белеет облачный склон неба и сереет весеннее поле, а потом, когда проберешься среди луж под стеной монастыря и повернешь налево, увидишь как бы большой низкий сад, обнесенный белой оградой, над воротами которой написано: Успение Божией Матери. Маленькая женщина мелко крестится и привычно идет по главной аллее.

    (И. Бунин. Легкое дыхание)

    II. Теоремы геометрии Евклида относятся к фигурам на плоскости и не применимы к телам, например, они не верны для фигур на сферической поверхности. В геометрии на поверхности шара «линиями» являются большие окружности. Они образуют (как прямые на плоскости) углы, фигуры, площади. Теоремы на шаре другие, чем теоремы геометрии на плоскости. Например, длина окружности на шаре не пропорциональна ее радиусу, сумма углов треугольника — величина непостоянная и больше двух прямых углов и т.п.

    (С. Коваль. О неевклидовой геометрии)


    Ш. Коммерческая

    Директору

    фирма

    обувной фабрики

    «Сатурн»

    г-ну Малышеву Т.М.

    620236, Екатеринбург,

    103257, Москва,

    ул. Июльская, 55 тел. 3432-41-68-12

    Флотская, 26

    Р/счет 468890

    15.04.95 № 15-2-23/46

    В целях ознакомления с ассортиментом выпускаемой вами продукции просим направить нам каталоги женской обуви с указанием отпускных цен.

    Директор И.А. Васильев

    IV. Слова речевого этикета в повседневном языке выполняют целый ряд функций; миротворческую (или контактоустанавливаюшую) функцию, о которой писал Конрад Лоренц, этическую функцию, эстетическую функцию, в составе которой мы выделяем еще и культуротворческую функцию. Художественные тексты позволяют проследить специфику каждой из указанных функций речевого этикета, взаимодействие этих функций, место речевого этикета в общем континууме речевого сознания, а также актуальнейшую проблему богатства и ущербности этикетных моделей современного русского языка.

    (3. Г. Мохаммад. Этикет и текст)

    V. Спектакль, поставленный Гарри Купфером, кажется, использует все художественные приемы и средства развлекательного театра. И начинается он буквально с порога. Пиратского вида шарманщик, приветливо улыбаясь, поет у входа в театр популярные песни и романсы о «сладкой жизни разбойников». В фойе — одетые в лохмотья всех исторических эпох молодые люди продолжают этот репертуар. Особенно трогательно звучат слова русской песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Зрители подпевают, улыбаются и щедро бросают монеты в шляпы и цилиндры. Постепенно все пришедшие в театр втягиваются в единое «криминально-карнавальное» действие.

    (Л. Полетова. Премьера в «Комише опер» //

    Советская культура, 1989, 10 июня)

    Каждый стиль письменной речи представлен определенными жанрами. Как вы знаете, жанр — это особая форма организации текста.

    6. Прочитайте таблицу «Жанры письменных стилей» и дополните ее известными вам жанрами. Какие письменные жанры научной, деловой, публицистической речи важны для вашей будущей деятельности?
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта