Политология. Учебник Политогогия - 2017. Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора пусько в. С., доктора политических наук, доцента Гришновой Е. Е
Скачать 1.61 Mb.
|
Глава 3. Политика как общественное явление «Политика - это искусство жить вместе» Платон 3.1 Сущность и основные черты политики Слово «политика» весьма широко используется нами в обыденной речи, и, казалось бы, его смысл интуитивно понятен каждому. Однако, если вдуматься несколько внимательнее, то мы сразу обнаружим весьма существенные различия в смыслах, вкладываемых в это слово в зависимости от контекста. Чаще всего политикой называют определенные программы действий властных структур, призванные решить те или иные проблемы, стоящие перед обществом. Но, как правило, вниманию общества предлагается не одна подобная программа, а несколько весьма различающихся между собой проектов. И мы с легкостью называем политикой те действия различных политических сил, которые связаны с конкурентной борьбой по поводу принятия той или иной программы действий. Сразу, впрочем, возникает вопрос о причинах, порождающих как различия в подходах к решению проблем, возникающих в общественной жизни, так и накал борьбы по поводу превращения того или иного проекта в программу реальных действий. Очевидно, что эти явления невозможно объяснить только интеллектуальными и моральными различиями между людьми. Политическая борьба всегда связана с защитой определенных интересов вполне конкретных групп, формирующихся в любом обществе. Для того, чтобы разобраться во множественности смыслов, вкладываемых в понятие «политика», стоит попытаться определить природу данного явления или уточнить, где, когда и в связи с чем возникла политика. Природу «политического» точнее всего, на наш взгляд, вскрыл немецкий ученый Карл Шмитт (Carl Schmitt) (1888-1985). Шмитт показал, что и исторически, и логически зарождение политики связано с делением общества на группы по определенным признакам. При этом самым любопытным в его концепции, пожалуй, является то, что сам характер признаков, по которым происходит разделение, существенного значения не имеет. Как только группы сформировались, в действие вступает древнейший механизм ориентации в социальном пространстве, который опирается на систему координат «свой - чужой», «друг – враг». К «своим» человек с древнейших времен испытывает чувства доверия, понимания, симпатии, готовности к общению, сотрудничеству и взаимопомощи. И, напротив, к «чужим» он относится с недоверием, непониманием, антипатией и даже различной степенью враждебности. Наличие в человеческом сообществе групп, осознающих себя таковыми, противопоставляющих себя друг другу и вступающих во взаимодействие, порождает объективную необходимость регулирования этого взаимодействия. Так возникает политика как сфера объединения и разъединения людей по неким признакам. Признаки эти сами по себе могут носить явный «политический» характер (например, идеологические или религиозно-конфессиональные) или, казалось бы, быть весьма далекими от политики (например, поклонники рока и рэпа, болельщики различных футбольных клубов). Политику порождает необходимость каким-то образом организовывать защиту интересов группы во взаимодействиях с группами, образовавшимися как по сходным, так и по совершенно иным признакам. В чем же сущность политики и какое регулирование взаимодействий социальных групп мы именуем политическим? К нашему глубокому сожалению, по сей день в политической науке отсутствует единый общепринятый ответ на эти фундаментальные для нее вопросы. И чтобы помочь студенту разобраться в великом множестве мнений, позиций и определений, не остается другого пути, кроме попытки каким-то образом систематизировать предлагаемые ответы и предложить самому выбрать подход, представляющийся наиболее убедительным. Одним из самых древних подходов к определению сущности политики является подход, согласно которому политика определяется как деятельность по поддержанию целостности общественного организма. С древнейших времен и до наших дней политику интерпретируют как некое «искусство жить вместе». Именно так понимал политику древнегреческий философ Платон в IV веке до нашей эры. А уже в XX веке родилось крылатое выражение французского политолога Роже Дебре «Политика – это предотвращение распада». Известный немецкий социолог Макс Вебер считал, что политика означает стремление к участию во власти, или к оказанию влияния на распределение власти, будь то внутри государства, или между государствами. Великий мыслитель Томас Гоббс определял политику как учение о гражданских обязанностях и правах, декларируемых и контролируемых властью. Джон Локк рассматривал политику как властный институт, имеющий целью сохранение имущества, жизни, свободы, здоровья, чести, всех узаконенных прав граждан. Н. Макиавелли считал, что политика – это клевета, яд, ложь, кинжал, «грязное» дело, где отсутствует мораль, люди завистливы, вечно недовольны настоящим. С одной стороны, общество представляет собой целостный организм, в поддержании жизнеспособности которого заинтересованы все его члены, взятые вместе, и каждый конкретный человек в отдельности. А с другой стороны, общество – это арена борьбы эгоистических, частных интересов. Каждый конкретный человек, каждая конкретная социальная группа, стремящиеся к достижению собственных целей, способны нанести ущерб другим и вызвать ответное противодействие, подрывающее единство и угрожающее целостности общества. Стремление к достижению односторонних преимуществ неискоренимо и неизбежно уже потому, что ресурсы любого общества ограничены и распределяются неравномерно между группами и отдельными его членами. Конкурентная борьба, связанная с защитой частных интересов, порождает конфликты, которые подрывают целостность общественного организма и угрожают самому его существованию, поскольку каждый социальный субъект, в ней участвующий, потенциально склонен идти до конца в защите собственных интересов, игнорировать интересы других и не соблюдать никакие правила ее ведения. Однако сама защита каких-либо частных и даже самых эгоистических интересов возможна только в обществе. Сохранение существования общества является абсолютно необходимым условием самой возможности реализации любых человеческих интересов. Отсюда вытекает объективное существование общего для всех и каждого в отдельности интереса сохранения целостности общественного организма, предотвращения его распада. Наиболее яркими выражениями последнего являются гражданская война или утрата способности противостоять экспансии других человеческих сообществ. Политика - это и есть специфическая деятельность по защите главного для всех членов данного человеческого сообщества общего интереса – сохранения его целостности. Защита эта осуществляется при помощи власти и, прежде всего, власти государственной. Само государство возникает в рамках логики этого подхода для защиты общих интересов, стоящих над интересами отдельных групп общества и его членов. Тесная логическая взаимосвязь определений сущности политики как «искусства жить вместе» с договорной теорией формирования государства очевидна и позволяет нам обозначить подобные подходы как конвенционалистские. В рамках подобных весьма разнообразных определений политика предстает как специфическая сфера деятельности, в рамках которой вырабатываются наиболее общие правила общежития, происходит их формализация и закрепление в законах, обеспечивается соблюдение уже существующих правил, и любая борьба за их изменение ставится под контроль государственной машины с целью обеспечить сохранение существования данного общества в его качественной определенности. Преобразования, которые происходят в результате изменения расстановки и соотношения различных социальных и политических сил, определяются как реформы, если сохраняется качественная определенность данной социально-экономической и политической системы. Революции, напротив, изменяют данное общество качественно и связаны с объективной необходимостью перехода к совершенно иным правилам совместного существования, а иногда и самих критериев, на основе которых люди объединяются для совместного ведения дел. Иными словами, революция – это всегда смерть одного общества и рождение другого на обломках предыдущего. Поэтому политика по своей сути – это еще и постоянная борьба с угрозой революции, поиск той формы общественной жизни, где нет места революции, но сохраняются возможности для эволюционных изменений. Таким образом, политику в рамках конвенционалистского ее видения можно определить как деятельность государственных органов, политических партий, общественных организаций и движений, политических лидеров в сфере отношений между большими социальными группами по разрешению возникающих в обществе противоречий путем достижения компромиссов, позволяющих сохранить данное общество в его качественной определенности при помощи власти. Сфера политики – это регулирование любых социальных взаимодействий, которые могут привести к дестабилизации общества. Средством такого регулирования выступает власть, которая может использовать весьма широкий набор инструментов для навязывания своей воли. А целью является защита, прежде всего, общих интересов и минимизация ущерба целостности общества от борьбы по защите частных эгоистических интересов. С весьма резкой критикой конвенционалистского подхода к определению сущности политики в середине XIX века выступили марксисты. Они предложили свое классовое ее понимание как непримиримую борьбу между антагонистическими классами. Наличие в любом человеческом обществе социального расслоения и формирование в нем привилегированного меньшинства, контролирующего львиную долю накопленного общественного богатства в форме частной собственности, приводит к тому, что противоречие между собственниками и громадным большинством лишенных ее членов становится ключевым для правильного понимания сущности политики. Политика на протяжении всей истории человечества была и остается более или менее изощренной защитой интересов экономически господствующего класса собственников. Государство исторически формируется как система институтов, обеспечивающих решение этой главной задачи методами насилия. Смешно говорить о наличии неких общих интересов у раба и рабовладельца, которые состоят в сохранении общественного порядка, где свобода и благополучие одних обеспечивается за счет подневольного труда других. Политика призвана выстроить, защитить и увековечить определенную модель общественных отношений, которая позволяет экономически господствующему классу собственников средств производства сохранять свое привилегированное положение с наименьшими на данном историческом этапе издержками. Иначе говоря, политика, с точки зрения марксистов, не есть «искусство жить вместе», а скорее может быть названа «искусством, которое позволяет одним заставить других служить себе и обслуживать себя». Все свободы, которые провозглашаются и даже юридически закрепляются в обществе, основанном на рыночной модели экономики, носят формальный, иллюзорный характер. Фактически экономически господствующий класс полностью контролирует политическую сферу жизни общества и использует этот контроль для защиты своих интересов в ущерб всем остальным слоям населения. Сферой политического регулирования выступает вся совокупность общественных отношений, средством – власть, но, в отличие от конвенционалистского подхода, его цель усматривается в защите интересов привилегированного меньшинства. В процессе дальнейшего развития политической науки в ее научный аппарат пришли понятия «политическая элита» и «политический класс». Был обоснован тезис, что с отделением публичной власти от общества в нем сформировался особый слой людей, контролирующий политическую сферу и имеющий свои собственные интересы. Интересы этого класса могут совпадать с интересами общества в целом, могут совпадать с интересами класса собственников, а могут отличаться как от первых, так и от вторых и носить совершенно самостоятельный характер. Сущность политики в рамках элитарного подхода понимается как управление обществом, которое осуществляет политический класс при помощи власти в своих собственных интересах, вынуждая общество признать и принять результаты его деятельности. Главный интерес политического класса есть сохранение своего положения в качестве группы, контролирующей политику и извлекающей из этого выгоды и преимущества. И уже в силу этого, на первый взгляд, политическая элита заинтересована в сохранении целостности общественного организма, в достижении компромиссов интересов и поддержании определенного их баланса. Однако существует несколько существенных моментов, влияющих как на понимание социально приемлемого баланса интересов, так и на механизмы и средства достижения этой цели. В традиционном обществе политический класс практически полностью формируется из представителей экономически привилегированного класса. Естественно, что единственно приемлемым балансом интересов различных слоев общества для него становится последовательная защита интересов того экономического класса, представители которого составляют политическую элиту. При этом весьма широко используются методы принуждения, откровенно опирающиеся на политическое насилие. Несколько сложнее дело обстоит в современном обществе. Политический класс в нем представляет собой довольно сложно структурированный слой общества, связанный с представительством интересов множества различных социальных групп. Демократия в ее либеральном понимании вроде бы снимает проблему сущности политики как решения вопроса о том, чьи же интересы призвана она защищать. У всех групп общества есть право быть представленными в политическом классе, и каждая из них имеет потенциальную возможность бороться за защиту своих интересов. Реализация этих прав и возможностей зависит только от активности членов группы и талантов, выдвинутых ею представителей. Достигаемый на каждом конкретном историческом этапе баланс интересов есть результат честной конкуренции в рамках общих для всех и каждого правил, закрепленных в законах. Сами законы можно менять опять-таки в результате конкуренции идей, программ и личностей. Но здесь встает вопрос о том, всё ли так на самом деле, как это представляется в теории. И не является ли политика в современном обществе всего лишь очень тонко замаскированным, благодаря современным политическим технологиям, господством ничтожного меньшинства, контролирующего львиную долю экономических и политических ресурсов, над остальными группами общества. И вопрос этот по сей день остается темой для дискуссий в политической науке. Никто не сомневается в том, что политика представляет собой особую сферу жизни общества наряду с экономической, социальной и духовной сферами. Нет сомнений в ее связи с регулированием жизни общества при помощи власти, отношений господства и подчинения, а, значит, с государством и его институтами. Разнообразные определения сущности политики через перечисление ее общественных функций или целей, которые в ней реализуются, являются всего лишь отказом от самой попытки дать четкий ответ на вопрос об интересах, которые она призвана защитить, и о социальном субъекте этих интересов. В качестве такого субъекта могут быть выделены или общество в целом, или экономически господствующий класс общества, или политический класс, интересы которого имеют свою специфику и не всегда совпадают с интересами общества или с интересами экономически господствующего класса. Политика как социальное явление характеризуется следующими основными признаками: объективностью, универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые стороны жизни общества, события и процессы, происходящие в нем. Функции политики выражаются в выработке решений по поддержанию порядка и стабильности, в разрешении противоречий и ликвидации конфликтов, в организации союзников и изоляции противников, в определении приемов, форм и средств реализации конкретной стратегии и тактики общественного прогресса. При этом политика применяет и соответствующие средства: гуманные, мягкие, жесткие, насильственные, репрессивные. Таким образом и формируется определенный тип политического режима. 3.2. Классификация политики и ее взаимосвязь с другими сферами общественной жизни Политика связана со всеми другими сферами общественной жизни и вплетена в них. Уже упоминавшийся нами Карл Шмитт настаивал на том, что политика не имеет собственной предметной сферы, но она выражает степень интенсивности объединения и разъединения людей по самым разным признакам. Поэтому, когда встает вопрос о классификации политики, логично вспомнить о понимании общества как целостности, складывающейся из определенных подсистем и противопоставляющей себя другим подобным целостным системам. В смысле противопоставления данного социального организма ему подобным политику традиционно подразделяют на внутреннюю и внешнюю. Основанием для классификации в этом случае выступает ее направленность. Политика, которая проводится в сфере отношений с другими подобными общностями, как правило, на межгосударственном уровне, называется внешней. А политика, проводимая внутри сообщества, рассматривается как внутренняя. Подобное деление носит условный и относительный характер, так как внешняя и внутренняя политика тесно взаимосвязаны и активно влияют друг на друга. Внешние угрозы и вызовы порождают необходимость изменения внутренней политики и, наоборот, проблемы, возникающие внутри общества, часто требуют активных действий во внешней политике. Внутренняя и внешняя политика проводится во всех основных сферах жизни общества, и по этому основанию обычно выделяют экономическую социальную политику, а также политику в политической и духовной сферах. Экономическая политика – это регулирование экономических отношений политическими средствами, то есть при помощи решений различных органов государственной власти, влияющих на функционирование и изменение экономической подсистемы социальной системы. Реализация экономической политики подразумевает постановку целей, выбор идей и научных концепций, которыми руководствуются власти, определение средств и методов воздействия на экономические отношения и процессы. Очень важным элементом экономической политики является определение глубины и силы вмешательства органов власти в экономику. Существенное ограничение или возможный лишь теоретически полный отказ от вмешательства в экономическую сферу и надежды, возлагаемые на ее саморегулирование механизмами рынка, тоже являются одной из форм экономической политики, опирающейся на вполне конкретную систему научных идей и идеологических верований. Социальная политика – это весьма широкий спектр действий субъектов политики, связанный с формированием, функционированием и изменением социальной структуры общества. Общество всегда представляет собой сложно структурированную систему социальных групп и этнических общностей. Конкретный индивид (гражданин) всегда участвует в общественной жизни в качестве представителя той или иной группы населения. Социальная политика призвана поддерживать и регулировать уже сложившиеся в обществе отношения между социальными и этническими группами, а также активно влиять на характер и направленность изменений в этих отношениях. Особую роль в социальной политике играют такие ее виды, как демографическая политика (т. е. политика в сфере воспроизводства населения) и национальная политика (т. е. политика в сфере межнациональных отношений). На рубеже XX и XXI веков в результате глобализации все более существенную роль в социальной политике начала играть миграционная политика, включающая в себя политику в сфере эмиграции, иммиграции, а также перемещения и расселения людей по территории страны. Хотя порой в научной литературе возникают дискуссии по поводу правомерности выделения политики в политической сфере, это выделение представляется обоснованным. Во-первых, этого требует логика последовательного проведения классификации по критерию сфер общественной жизни. Но не это главное. Сфера собственно «политики» как сфера властно-политических отношений регулируется и изменяется при помощи средств, методов и процедур, имеющих ярко выраженный политический характер. Регулирование отношений между гражданами, социальными и национальными группами, складывающимися по поводу присвоения, распределения и использования власти и, прежде всего, государственной власти - это и есть политика в политической сфере. Она складывается из действий как государственных институтов, так и институтов гражданского общества, направленных на воспроизводство или преобразование сложившихся в обществе властно-политических отношений. Как воспроизводство политических отношений, так и их изменения всегда опираются на определенные ценности, идеи, теории и верования - духовные по своему характеру явления. Политика в духовной сфере – это, прежде всего и главным образом, формирование идеологии данного общества, а уже затем регулирование на ее основе отношений, складывающихся между конкретными людьми, коллективами, социальными и этническими группами по поводу производства и распространения идей, взглядов, теорий, учений и их реализации в общественной жизни. Хотя любая идеология, как систематизированное ценностно-ориентационное сознание, вторична по отношению к системе ценностных ориентаций, вырабатываемых внутри гражданского общества, она носит самостоятельный характер и выполняет исключительно важные функции, без реализации которых общество просто не может существовать. Объединение людей для совместного ведения дел и осознание качественной определенности того социального организма, в который они включены, просто невозможно без общих для всех и каждого ценностей, идей и верований. Формирование такой системы ценностных ориентаций, которая позволяет социальным субъектам идентифицировать себя с определенной общностью и отличать ее от других подобных общностей, является важнейшей задачей политики в духовной сфере. Сводить политику в духовной сфере к совокупности ее отраслевых направлений (в области науки, образования, деятельности СМИ, литературы, кино, театра и т. п.) некорректно. Отраслевые направления есть следствие и продукт совершенно определенных идейных и идеологических установок. Отраслевой же критерий довольно широко используется для классификации политики. В этом смысле говорят о промышленной, сельскохозяйственной, кредитно-финансовой, торговой, банковской и т.д. политике в экономической сфере. В социальной сфере выделяют, помимо названных выше, политику социального обеспечения, молодежную политику, политику по охране материнства и детства, политику занятости и т.д. В политической сфере можно выделить политику государственного строительства, правовую политику, военную политику, политику в отношении органов правопорядка и т. п. Однако отраслевой принцип классификации страдает очень важным недостатком: его трудно провести последовательно и строго. Например, научно-техническая политика в силу комплексности проблем, решаемых в ее рамках, является частью экономической, социальной и политики в духовной сфере. Оборонная, экологическая и научно-техническая политика выделяются в качестве особых видов политики на основе критерия общественной значимости решаемых в их рамках проблем. Все виды политики реализуются на четырех основных уровнях: местном, региональном, общенациональном и международном, и в этом смысле принято говорить о соответствующих видах политики. Местная политика, которую все чаще в нашей стране называют муниципальной, связана с решением проблем организации, функционирования и изменения условий жизни людей в конкретном населенном пункте. Конечно же, проблемы такого мегаполиса, как Москва, качественно отличаются от проблем небольшого села и по сложности, и по ресурсам, и даже по методам, необходимым для их решения. Однако и в Москве, и в небольшом селе муниципальным властям приходится решать сходные проблемы по обеспечению населения жильем, функционированию жилого фонда, транспорта, учебных и медицинских учреждений, созданию условий для предпринимательской деятельности на территории муниципального образования и многие другие. Именно на местном уровне решаются в конечном итоге большинство конкретных проблем конкретных граждан. Возможности же, имеющиеся для их решения, очень сильно зависят от других уровней политики. Региональная политика осуществляется в рамках административно-территориальных образований или их групп. В современной России эти территориальные образования сформированы как по чисто территориальному (край, область), так и по национально-территориальному (национальные республики, автономные республики, автономные округа) признаку. На региональном уровне обеспечивается функционирование и создание условий для развития довольно крупных территорий, которые географически и исторически представляют собой определенную целостность, но не обладают государственным суверенитетом. Общенациональная политика осуществляется на уровне суверенных государств. Очень важными ее направлениями в контексте разговора об уровнях политики выступают политика в области организации административно-территориального деления и политика в области распределения прав и ответственности между различными уровнями власти. Международная политика во многом совпадает с внешней политикой, но выделяется по иному основанию и может осуществляться на всех уровнях, в том числе и местном, и региональном. Еще одним широко используемым критерием классификации политики выступает временной критерий. В рамках этого критерия выделяют стратегическую политику и тактическую, или текущую, политику. В свою очередь, стратегическая политика подразделяется на долгосрочную, которая, как правило, определяется на 10-15 лет, и среднесрочную, которая, в свою очередь, определяется на 3-5 лет. Стратегическая политика связана с определением коренных, наиболее значимых целей и приоритетов развития общества, региона или муниципального образования. В ее рамках осуществляется выбор средств, методов и ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей, а также определяются потенциальные политические союзники и силы, которые могут препятствовать ее реализации. Тактическая политика всегда вторична и подчинена стратегической, и ее особенностью по отношению к стратегии является гораздо большая гибкость и динамичность. Политика реализуется во всех сферах жизни общества, и уже этот факт требует от методологии научного познания конкретности и определенности в выяснении характера взаимосвязей политики и других сфер жизнедеятельности социального организма. Эта методологическая проблема прекрасно осознается в современной политической науке. Но осознание проблемы и ее четкое решение - не одно и тоже. Марксистская методология давала, например, четкий и однозначный ответ на вопрос о взаимоотношении политики и экономики. Развитие производительных сил общества меняет отношения, складывающиеся между людьми в экономической сфере. Изменения в экономике, которая представляет собой фундамент (базис) общественной жизни, определяют задачи для политической сферы. Достигнутый обществом уровень экономического развития во многом предопределяет и ресурсы, и методы, которые могут быть использованы для решения возникающих проблем. Следовательно, политика вторична по отношению к экономике и определяется ею. В нашей стране широко известен афоризм В.И. Ленина: «Политика – концентрированное выражение экономики». Такой подход получил название экономического детерминизма и получил очень широкое распространение в общественном сознании и в нашей стране, и за рубежом. Однако даже в рамках ортодоксальной марксистской теории взгляд на взаимоотношения политики и экономики был более сложным и интересным. В рамках диалектического метода подчеркивалась активная роль политики в ее взаимодействии с экономикой и указывалось, что в периоды социальных революций (к которым марксизм относился однозначно положительно) именно политика используется для преобразования экономики в соответствии с требованиями общественного развития, то есть определяет экономику. И только после стабилизации новой экономической системы средствами политики последняя отходит на второй план и начинает играть подчиненную роль. В современной политологии, особенно российской, принято указывать на взаимосвязь и взаимопроникновение политики и экономики, а затем переходить к оговоркам о необходимости ограничения политического и особенно государственного вмешательства в экономику и недопустимости администрирования и к ссылкам на печальный советский опыт в этом отношении. Марксистский подход часто критикуется, но при этом его крайне упрощают и вульгаризируют. Сознательный отказ от определения иерархических взаимосвязей во взаимоотношениях сфер жизни общества и его подсистем тоже может рассматриваться как методологическое решение. Оно не создает существенных проблем при анализе функционирования социальной системы, но затрудняет объяснение ее изменчивости или развития. Как мы установили ранее, в политике выражаются, представляются и отстаиваются интересы различных групп и слоев населения. Таким образом, нет сомнений во взаимосвязи политической и социальной сфер. Политика призвана закрепить сложившуюся в обществе социальную иерархию, регулировать глубину социального расслоения, определять возможности для социальной мобильности (то есть изменения места и роли тех или иных групп населения и конкретных личностей). Но в политике определяется и направленность изменений социальной структуры общества. Придя к власти в нашей стране, большевики сумели политическими средствами коренным образом изменить социальную структуру общества. Главное, что было сделано, состояло даже не только в ликвидации класса собственников, а в сознательном и планомерном формировании социальной структуры, соответствующей требованиям индустриального общества. Изменились соотношения городского и сельского населения, формировалась соответствующая профессиональная структура, сознательно на политическом уровне осуществлялось освоение территории страны. Можно не принимать методы большевиков и осуждать их за жертвы, которые были принесены для решения проблем экономического и социального развития. Нельзя отрицать и тот факт, что наше общество к концу 1980-х годов как бы «забуксовало» в индустриальной фазе, в то время как наиболее развитые государства переходили в постиндустриальную фазу с соответствующей ей социальной структурой. Но выбранный в политике вектор реформ никак не приблизил Россию к решению задачи формирования социальной структуры постиндустриального общества, а скорее отбросил ее в этом плане на десятилетия назад. Все ресурсы общества брошены на формирование класса собственников и, прежде всего, класса крупных собственников в надежде, что остальные проблемы разрешатся на основе действия чисто рыночных механизмов. Оправдает ли себя подобная стратегия социального развития, покажет лишь время, но совершенно очевидны сегодняшние проблемы и провалы, ею порожденные. В частности, деградация среднего класса, практическое уничтожение класса промышленных рабочих, проблемы, возникшие с интеллектуальным потенциалом страны, и многое, многое другое. Главное, что следует из сказанного, это то, что политика не только отражает интересы, которые формируются в обществе, и ищет некий компромисс этих интересов. Она активно влияет на процессы изменения социальной структуры общества и способна формировать новые социальные слои и группы, ранее в данном обществе отсутствовавшие. Означает ли это, что именно политика определяет развитие общества? Вопрос остается открытым. Мы уже упоминали, что в рамках марксистской концепции общественного развития глубинные причины общественных трансформаций ищутся в экономике. Реальной альтернативой этой материалистической концепции выступает только идеалистическая, в соответствии с которой коренные причины лежат в сфере духовной. Политика в этом случае вторична по отношению к духовной сфере. Она меняется на основе осмысления предшествующего опыта, как позитивного, так и негативного. Развитие науки, общественной морали, других форм общественного сознания порождает изменения политических целей и средств, выбираемых для их достижения. На первый взгляд все выглядит логично и убедительно, как говорится, «дьявол прячется в деталях». Далеко не все идеи, теоретические концепции, мнения, общественные настроения и устремления, характеризующие развитие духовной сферы, находят свое выражение и тем более поддержку в политике. Происходит оценка, отбор и определенная систематизация, какие-то идеи получают поддержку, а какие-то не просто отвергаются, но запрещаются для распространения, как угрожающие общественной безопасности. Мы уже говорили о том, что политика проводится и в духовной сфере. А раз так, то можно доказать, что само духовное развитие общества во многом определяется как раз этой политикой, проводимой политическим классом в интересах определенных социальных групп, что и делают сторонники диалектико-материалистического подхода. Таким образом, в современной науке продолжают бороться и сосуществовать две основные концепции общественного развития - идеалистическая и диалектико-материалистическая, сквозь призму которых и выясняется вопрос о взаимоотношении политики и других сфер жизни общества. Но есть еще одна проблема, на которую нельзя не обратить внимание, говоря о взаимоотношениях политики и других сфер общественной жизни. Это проблема взаимоотношений политики и морали. С глубокой древности и до наших дней высказывается и обосновывается точка зрения, согласно которой политика должна руководствоваться моральными нормами, носить нравственный характер и выражать определенные нравственные установки, а, выражаясь в прозе и точнее, подчиняться морали. И никакие изменения самой общественной морали не меняют этого убеждения. Пожалуй, первым, кто публично оспорил подобное мнение, был итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527). Он показал, что политика не может руководствоваться отвлеченными моральными нормами. Так как она, во-первых, носит самостоятельный характер и имеет свои только для нее присущие законы, специфику которых мораль не учитывает. Во-вторых, политика конкретна и связана с принятием рациональных решений, продиктованных обстоятельствами и наличными ресурсами для достижения целей, которые в ней также объективно обусловлены самим характером политической борьбы. И, в-третьих, мораль, призванная и способная регулировать межличностные отношения, в случае ее применения к политике делает последнюю иррациональной, а, значит, опасной не только для самих политиков, но и для общества в целом. В современной политике, да и науке о ней мало найдется ученых и политиков, которые честно признают правоту Макиавелли. Множество разных людей продолжают настаивать на том, что политика должна быть нравственной. Но если приглядеться повнимательнее к подобным рассуждениям и проанализировать их, то становится совершенно ясно, каково же действительное соотношение политики и морали. Политика всегда использует мораль в собственных целях с большей или меньшей степенью цинизма и виртуозности. Мораль используется для оправдания или маскировки намеченных целей, мобилизации масс на их достижение, объяснения действий власти и, наконец, наиболее широко она используется в целях критики политических оппонентов, их образа мыслей и действий. Примерам, как говорится, нет числа и во внутренней, и во внешней политике. Когда российские «реформаторы» разваливали советский строй, они активно критиковали «совковую мораль». Когда же выяснилось, что новая свободная мораль сводится к нехитрой формуле «если ты не украл, то ты дурак, и не просто дурак, а дурак трусливый и ленивый», то заговорили о необходимости по-христиански всем все простить и принять как данность. Апофеоз цинизма – это нанесение бомбовых ударов по Югославии во имя достижения гуманитарных целей и защиты гуманистических моральных ценностей, расстрел населения Юго-Востока Украины воинствующей властью Киева под лозунгом борьбы с терроризмом, лицемерие администрации США беззастенчиво вмешивающейся во внутренние дела суверенных государств. 3.3. Субъекты политики и механизм ее реализации Политика как сфера общественной жизни связана с действиями социальных субъектов, направленными на защиту и реализацию своих интересов. Современное общество представляет собой очень сложно структурированную, многоуровневую систему отношений, в которой присутствуют как вертикальные, так и горизонтальные взаимосвязи. На уровне конкретного человека мы сталкиваемся с тем, что он объективно включен в множество социальных общностей, принадлежность к которым может им осознаваться в большей или меньшей степени, а может и не осознаваться вовсе. Как следствие этого, в политической сфере формируется целая система представительства интересов, а реальными субъектами политики становятся только те группы, интересы которых выражаются и защищаются конкретными политическим субъектами. Субъекты политики обычно подразделяются на институционализированные, то есть организационно оформленные и вследствие этого попадающие в сферу правового регулирования, и не- институционализированные, то есть объективно существующие в социуме общности, осознающие себя в качестве таковых, но в силу множества различных причин не поддающихся формальной организации. Главным и определяющим субъектом политики в любом обществе выступает государство. Оно представляет собой сложную систему организаций (институтов), контролирующих монополию на принуждение, осуществляемое при помощи силы, и располагающих самым широким спектром ресурсов для обеспечения определенных форм социального поведения. Но государство выступает в качестве монолитного субъекта политики только в определенных видах политических отношений, например, в его отношениях с гражданским обществом или другими государствами. Институты государства способны вырабатывать свою собственную политику и проводить ее в жизнь. На этом во многом основывается концепция разделения властей, которая ставит своей целью ослабление монолитности государственной власти, устранение ее всесилия в отношениях с обществом. Исполнительная, законодательная и судебные ветви власти представляют собой, хотя и относительно, но самостоятельные субъекты политики. Это особенно важно в демократическом обществе, так как в нем у избирателей есть право и реальная возможность отдать эти ветви власти под контроль различных политических сил. Заслуживает внимания и тот факт, что государственный аппарат формируется из организаций, специализированных как по сфере, так и по уровню ответственности. Наряду с защитой общегосударственных интересов, эти органы государства призваны реализовать интересы, во-первых, корпоративные, и, во-вторых, территориальные, которые особенно значимы для низовых звеньев государственной машины. Субъектами политики в этом смысле являются все звенья государственного аппарата не как единого целого, а как сложного конгломерата органов, ведомств и организаций, участвующих в выработке единой государственной политики, которая складывается как равнодействующая политике органов государственной власти. Значимость органов государственной власти в качестве самостоятельных субъектов политики нельзя преувеличивать, так как государственные органы представляют иерархическую систему. Но нельзя и преуменьшать влияние ведомств на политический процесс, так как в государственной машине всегда имеется множество горизонтальных отношений, которые позволяют бороться за реализацию своих интересов вплоть до нанесения ущерба интересам других субъектов. Понимание того факта, что ведомства государства представляют собой субъекты политики, особенно важно в условиях России. Во-первых, в России бюрократия как социальный слой традиционно сильна, сплочена и влиятельна в политике. Во-вторых, сложность проблем, вставших перед обществом на пути модернизации, и ограниченность ресурсов для их решения резко обостряет конкуренцию между различными отрядами чиновничества за власть, влияние и защиту частных интересов. И, в-третьих, формирование новой российской государственности, осуществляемое сверху при низкой активности структур гражданского общества, также создает возможности для политической самостоятельности звеньев государственного аппарата и усиления их роли как субъектов политики. Принято считать, что средством борьбы с ростом влияния бюрократии в политике выступает демократизация политической жизни и усиление роли политических партий в качестве субъектов политики. Политические партии, ассоциации и объединения составляют политическую инфраструктуру общества и наряду с государством формируют институциональную подсистему политической системы общества. Политические организации выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. С одной стороны, они являются самодеятельными организациями граждан, которые призваны выражать и защищать определенные интересы этих граждан политическими средствами и методами. А с другой стороны, в качестве институтов политической системы политические объединения граждан и, прежде всего, политические партии участвуют в формировании органов государственной власти путем делегирования в них своих представителей. Таким образом, политические партии формируют и проводят в жизнь свою собственную политику в борьбе за влияние на органы государственной власти или даже контроль над ними. Но помимо этого, они через своих представителей в органах государственной власти существенно влияют на политику государства. Уровень такого влияния зависит от способности политической партии привлечь на свою сторону граждан на различного уровня выборах в демократическом обществе или принудить граждан принять влияние данной партии на государственный аппарат как норму политической жизни в недемократическом обществе. Помимо институционализированных субъектов политики, можно выделить субъекты, которые участвуют в политике, чьи интересы представлены в ней, но которые не являются формально организованными институтами политической системы. И прежде всего, здесь приходится вспомнить о политическом классе или политической элите как субъекте политики. Этот социальный слой полностью контролирует политическую власть в обществе и является главным политическим субъектом в рамках любой политической системы, возможно, самым главным, но все-таки не единственным. Вырабатывая политику и проводя ее в жизнь, политический класс вынужден учитывать наличие в обществе других социальных классов и слоев, которые тоже являются субъектами политики. Социальная стратификация общества, его расслоение в иерархическом ранге призвана обеспечить стимулирование человеческой активности и адекватное выполнение социальных функций всеми группами общества. Если марксистскую концепцию политики можно упрекнуть в переоценке реального влияния социальных классов и слоев на политику, то современная политология подчас его недооценивает. Если не все социальные слои, то хотя бы некоторые из них, контролирующие мощные материальные (собственность, доходы) и духовные ресурсы (знания, информация), субъектами политики, безусловно, являются. Они вполне способны обеспечить не только достаточно полный учет их интересов политическим классом, но и навязать ему цели политики, отражающие их интересы. И то, например, что класс крупных собственников во многом контролировал политический класс России в 90-е годы, ни у кого сомнения не вызывает. Еще одним важным типом субъектов политики являются этнические общности. Во-первых, именно за ними международные правовые нормы закрепляют право на формирование национальной государственности. Во-вторых, нации и народности, как правило, осознают общность интересов и довольно быстро и легко мобилизуются национальными элитами на их защиту. В-третьих, уровень сплоченности и взаимной поддержки в отстаивании своих интересов этническими общностями в современном мире намного выше, чем, например, социальных классов и слоев. В-четвертых, политические партии в ряде случаев формируются по этническим признакам. Приходится оговориться, что с последним в демократических странах ведется борьба, принимаются различного рода прямые и косвенные ограничения, связанные с запретом на разжигание расовой и национальной розни, но, тем не менее, во многих регионах мира такого рода партии существуют. Конкретный человек, личность включается в политику как член определенных социальных и этнических общностей, сохраняя тем не менее известную долю автономности. В этом смысле мы можем рассматривать личность в качестве субъекта политики. Конечно же, влияние конкретного человека на политику зависит, прежде всего, от его места в системе властных отношений. Влияние политических лидеров на политику практически несравнимо с влиянием рядового избирателя, а влияние высокопоставленного чиновника с влиянием его секретарши. Но, будучи гражданином, каждый человек включен в политические отношения и своими действиями или бездействием влияет на политические процессы, протекающие в обществе. Уровень влияния личности на политику зависит и от возможностей, которые предоставляет конкретная политическая система. В условиях демократии, уважения прав человека и гражданина конкретному человеку предоставляются более широкие возможности для личного участия в политике, чем в условиях авторитарных систем, исключающих подавляющее большинство населения из участия в политике, а точнее из участия в формировании политической воли. Дело в том, что механизм реализации политики складывается из деятельности по определению властной воли и действий по реализации этой воли, проведения ее в жизнь. Мы уже затрагивали эту проблему, когда говорили о сущности политики. Политика может выражать общую волю, может выражать волю большинства, может выражать волю творческого и подготовленного меньшинства и, наконец, пусть и чисто теоретически она может выражать волю одного вождя. Еще в XVIII веке Жан Жак Руссо сформулировал проблему различия «общей воли» и «воли всех». Если последняя довольно легко определяется путем проведения всеобщего и свободного голосования, то «общая воля» как некий вектор множества частных волеизъявлений определяется как раз в политике. Различные политические силы осмысливают социальную действительность, оценивают ее через призму своих ценностных ориентаций, определяются в выборе социальной базы своей политики (т. е. чьи и какие интересы они будут защищать) и формируют программы действий власти для решения, имеющихся, по их мнению, в обществе проблем. Далее в обществе разворачивается конкуренция подобных программ. Политические партии и различные группы влияния борются между собой за то, чтобы навязать обществу в целом свою волю. При этом они действуют как в рамках существующих правил ее ведения, так и за пределами этих правил. Как следствие, в политике разворачивается еще и борьба по поводу определения норм ведения политической конкуренции, допустимых в ней средств и методов. Политическая борьба ведется по всем направлениям, на всех уровнях и во всех сферах политики. На каждом конкретном этапе жизни общества в нем складывается некий баланс политических сил, который выражается в государственной политике, которая и служит выражением воли общества, а точнее, тех политических сил, которые контролируют государственную власть в данный момент. Государство осуществляет свою политическую волю, опираясь на всю мощь своих возможностей и используя самый широкий спектр ресурсов для достижения поставленных целей. В процессе реализации политической воли возникает необходимость корректировки как намеченных целей, так и средств и методов их достижения. И здесь опять приходится вспомнить о продолжающейся борьбе различных политических партий и групп за влияние не только на формирование государственной политики, но и на ее корректировку в процессе реализации. Здесь приходится оговориться, что механизм реализации политики функционирует в рамках цикла - формирование властной воли, организация ее реализации и корректировка в процессе осуществления - только в абстракции. Политическая реальность сложнее и многограннее. Любой расклад политических сил является продуктом предшествующего развития, в том числе и политического развития. Какие политические силы имеются в обществе, по каким правилам осуществляется конкуренция между ними, что в связи с этим представляется более важным и актуальным для конкретной политической группы, борьба за поддержку своей программы или изменение правил ведения этой борьбы, зависит от множества конкретных обстоятельств. Помимо изменчивости, механизм реализации политики включает элементы воспроизводства сложившихся в обществе политических субъектов, отношений и идей. Политология как наука о политике в определенном смысле и изучает строение и функционирование механизма политики. Поэтому более подробно эта проблема будет рассмотрена в других разделах. План семинарского занятия Природа политики и ее сущность. Классификация политики. Политика и другие сферы общественной жизни. Темы для выступлений Карл Шмит о природе политики и политического. Политика как общественное явление: природа и сущность политики. Марксистское понимание сущности политики: за и против. Проблема классификации политики в современной политологии. Экономическая и социальная политика: взаимосвязь и различие. Содержание понятия «субъект политики» и классификация субъектов политики в современной политологии. Государство как основной субъект политики. Политика и мораль. Может ли политика быть нравственной? Политика и право: правовое регулирование политики. 10.Религия и политика в России: история и современность. Контрольные тесты по теме Тест 1 Какая из приведенных ниже дефиниций политики является наиболее точной с точки зрения научного определения ее сущности: А) Политика – это правовое регулирование совместной жизни людей, осуществляемое государственной властью с целью сохранения целостности общества. Б) Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере взаимоотношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленная на мобилизацию их усилий в целях завоевания и упрочения политической власти специфическими методами. В) Политика – это сфера общественной жизни, связанная с конкурентной борьбой различных социальных субъектов за власть, и прежде всего государственную власть, а также по поводу ее удержания и использования. Г) Политика – это организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой культурной, религиозной. Тест 2 Кто из мыслителей Античности ввел в научный оборот понятие «Политика»? А) Конфуций Б) Сократ В) Платон Г) Аристотель Тест 3 «Политика есть концентрированное выражение экономики, политика не может не иметь первенства перед экономикой»? Кто автор данного высказывания? А) И.Кант Б) В.Ленин В) К.Маркс Г) И.Сталин Тест 4 Что является побудительным мотивом участия личности, социальной группы в политике? А) Идеалы и убеждения. Б) Переживания, чувства, эмоции В) Интересы и потребности Г) Доктрины, концепции, теории Список литературы Беляев В.А. Политология. Субъекты политики. Учебное пособие. Казань, Изд. КГТУ, 2010. Василенко И.А. Политология. Учебник. М.: Юрайт, 2011. Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М.: Юрайт, 2011. .Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики: Теоретические основания и методы. Учебное пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2006. Политология. Учебное пособие. М.: МГТУ, 2014. Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий. М.: МГТУ. 2010. Пусько В.С., Макаренков Е.А. Тестирование по политологии. Методика и тесты. М.: МГТУ, 2015. Сирота Н.М. Идеология и политика. Учебное пособие. М.: 2011. |