Главная страница
Навигация по странице:

  • Шарль Луи Монтескье (1689-1755)

  • Жан-Жаку Руссо (1712-1778)

  • 2.3. Политическая мысль в России (Х-ХХ вв.).

  • С. А. Котляревским

  • П. И. Новгородцева

  • План семинарного занятия

  • Темы для выступлений

  • Контрольные тесты по теме

  • Список литературы

  • Политология. Учебник Политогогия - 2017. Учебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора пусько в. С., доктора политических наук, доцента Гришновой Е. Е


    Скачать 1.61 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Под редакцией доктора философских наук, профессора пусько в. С., доктора политических наук, доцента Гришновой Е. Е
    АнкорПолитология
    Дата26.11.2020
    Размер1.61 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Политогогия - 2017.doc
    ТипУчебное пособие
    #154141
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Джон Локк (I632-1704) основоположник идей буржуазного либерализма в своих взглядах на общество и государство пошел дальше Гоббса. В политическом учений Локка интерпретированы проблемы естественного состояния людей, формирования общества и возникновения государства. По его мнению, кроме свободы человеку принадлежит также собственность, приобретенная посредством труда. Государство возникает в целях сохранения свободы человека и его собственности, для чего оно создает законы, защищающие права человека от внутренних и внешних посягательств.

    Во взглядах Локка на государство проявилась позиция здравого смысла. Она стала теоретическим обоснованием политической формы правления, которая установилась в Англии, а также программой партии либералов - вигов.

    По взглядам Локка, верховная власть в государстве состоит из трех взаимосвязанных независимых институтов: законодательная власть принадлежит парламенту; исполнительная - в основном суду и армии; федеративная (отношения с другими государствами) - королю и министрам. Король - глава исполнительной и федеративной власти. Полномочия правительства определяются законом, и ни король, ни министры не вправе его переступить. Законодательная власть является верховной в сравнении с другими, но небезграничной: ей неподвластны, жизнь и имущество граждан; законодатель управляет на основании одинаковых для всех законов: право передачи власти в другие руки принадлежит только народу.

    Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ, историк, правовед, писатель. В 1748 году он написал свой основной труд «О духе законов» (в другом переводе – «Дух законов»), над которым работал свыше двадцати лет. В нем мыслитель выделял три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. Характеризуя их, он написал: «Республиканское правление - это такое правление, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое - при котором управляет один человек; но посредством установленных неизменных законов; в деспотическом - вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

    Далее Монтескье дает характеристику наиболее совершенного политического строя. Он считал, что каждый гражданин должен быть независимым и обладать собственной волей, но «политическая свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что хочется». Люди должны получить свободу совести. Церковь, отделенная от государства, будет действовать убеждением. Люди ценятся за их действительные качества: за личное достоинство и богатство.

    В своих политических воззрениях Монтескье подошел кидее объективности человеческого общества и его независимости от бога. История человечества - процесс, не зависящий от бога. Законы, в первую очередь, определяются типом государственного строя. От государства зависят не только юридические нормы, но и нормы общежития. Тип государственного правления, по мнению Монтескье, определяется социально-экономическими факторами, налагающими отпечаток на образ жизни народа, его занятия, степень благосостояния.

    Особое место во французском Просвещении принадлежит Жан-Жаку Руссо (1712-1778) - одному из самых влиятельных деятелей того времени. Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть феодальной кабалы, сословного неравенства, деспотической формы правления. В поисках куска хлеба скитался по городам и селам Швейцарии и Франции, был слугой, музыкантом, переписчиком нот. Он знал, какбуйно веселятся во дворцах и как бедствуют простые люди в хижинах.

    Социально-политические взгляды Руссо наиболее полно изложеныв работах «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Об общественном договоре» (I762).

    Руссо различает три формы правления: монархию, аристократию, демократию. Монархия возникает в обществе, где один человек наиболее богат и влиятелен; аристократия, - где несколько человек выделяются достатком и влиянием; демократия – где и то и другое распределено достаточно равномерно. Руссо отмечает, что вначале власть является выборной, но со временем правители стремятся сохранить за собой должности и она становится наследственной. Неравенство, таким образом, начинается с установлением законов и права собственности, укрепляется с созданием органов власти, обладающих всей полнотой власти и завершается абсолютной властью правителей, т.е. произволом.

    В трактате «Об общественном договоре» Руссо исследует принципы политики, политическое права, размышляет над тем, каким должно быть законное и надежное правление. С этой позиции общественный договор представляется Руссо как соглашение, обеспечивающее человечеству дальнейшую жизнь, потому что индивидуальных усилий в естественном состоянии не хватает, чтобы превозмочь трудности, усложняющие существование.

    В результате заключения общественного договора образуется гражданская община или республика, где эта община, являясь активным социальным и политическим образованием, есть верховная власть. Верховный властитель – народ, поэтому Руссо отрицает идею народного представительства. Участие в управлении - гражданский долг каждого, Общая воля выражается решением всех граждан. Решение принимается большинством.

    Руссо не согласен с принципом разделения властей, верховная власть неделима, решения, т.е. законы, принятые ею,имеют всеобщее значение, но исполнительная власть не отрицается, а представляется Руссо как деятельность одного из нескольких чиновников, которых народ может по необходимости назначать и сменять. Формы правления - это те или иные формы исполнительной власти. Форма правления определяется климатом, плотностью населения, размерами страны. Например, монархия целесообразна для большихгосударств, аристократия - для средних, демократия - для небольших. Лучшую форму правления Руссо называет выборной аристократией, когда народом избираются наиболее уважаемые, просвещенные, честные люди.

    Таким образом, вистории политической мысли Руссо выделяется критикой социального неравенства, революционным демократизмом, пониманием противоречивости общественного прогресса. Идеи Руссо оказали исключительное воздействие на деятелей Великой французской революции и получили продолжение в самых различных течениях социалистической мысли XVIII и начало XIX веков.
    2.3. Политическая мысль в России (Х-ХХ вв.).

    Русская философия как оригинальное образование мировой философской мысли возникла в Киевской Руси в процессе ее христианизации и развивалась во взаимосвязи с русской культурой. Основные исторические формы русской политической мысли могут быть соотнесены с тремя крупными и относительно самостоятельными эпохами развития русской культуры с XI по XIX век включительно.

    Первой эпохой является период XI-ХVIII веков, типологически соответствующий эпохе средневековья и западноевропейской культуре. Он делится на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

    Второй эпохой в историческом становлении русской культуры явился период конца ХVII - первой четверти XIХ века, начавшийся реформаторской деятельностью Петра Iв целях европеизации России. Идеал православной святой Руси завершается идеалом сильного светского государства.

    Третья эпоха русской культуры берет начато со второй четверти XIX века, с восстания декабристов, в философии которых продолжалась секулярная тенденция ХVIII века. Рождается русская культура, а вместе с ней национальное самосознание, ставящее основную тему - тему специфичности, особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории. В этом контексте возникает третья историческая форма русской политической философии, отличающаяся высокой оригинальностью и тесной связью о западноевропейской философией XVII-XIX веков.

    Важной вехой в истории освободительного движения, общественно-политической мысли России первой четверти XIX века была деятельность дворянских революционеров-демократов. Их воззрения на общественно-исторический процесс носили просветительский характер. Свободомыслие врелигии и в политике, республиканская форма правления, основанная на общественном договоре, подготовляются, по К.Ф. Рылееву, просвещением, борьбой с невежеством и суевериями.

    Сторонниками теории естественного права и «общественного договора» были декабристы. Согласно их учению, люди от природы равны и свободны; в древности народы не знали рабства и угнетения, и там процветала стихия демократическая - общинная. Источником власти был народ, который все важные вопросы решал на вече. Движение декабристов - важное звено в общеевропейском революционном процессе начала XIX века. Центральным вопросом политической жизни России 4O-60-х годов XIX века был вопрос об отношении к крепостному праву и его порождениям.

    Идеологами самодержавия были С.С.Уваров, И.П.Погодин, С.П.Швырев и др. В начале 30-х годов министром просвещения Уваровым были выдвинуты принципы православия, самодержавия, народности, доказывающие, что русский народ по природе своей религиозно-мистичен, покорен, предан царю, православной церкви и помещикам. Идеологи крепостнического лагеря объявили самодержавие наилучшей формой государственной власти России, выдвинули концепцию самобытности исторического пути русского народа, согласно которой России чужды классовые противоречия и революционные преобразования, а русскому народу присуще смирение и преданность самодержавию.

    Наряду с официальной идеологией крепостничества с 40-х годов XIX века в русской общественной мысли существовало славянофильское течение. Его виднейшие представители: А.С.Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков (1817-1860), И.К. Киреевский (1806-1856), Ю.Ф. Самарин (1819-1876) и др.

    У истоков оригинальной русской политической философии XIX веков стоит П.Я. Чаадаев (1794-1856). До конца 1825 года Чаадаев был связан с декабристами, разделял их антикрепостнические идеи, что нашло отражение в его «философских письмах».

    В полемике со славянофильством складывалась русская философия индивидуальности, тяготевшая к основным течениям западноевропейской политической мысли. Истоки ее лежат в концепции Чаадаева. Хотя Чаадаев, как и славянофилы, - представитель русской романтической культурной традиции, его религиозность, как правило, чужда западничеству. Формирование и развитие в России революционно-демократической идеологии связано с именами В.Г. Белинского (1811-18480, А.И. Герцена (1812-1870), Н.П. Огарева (1813-1877), Н.Г. Чернышевского (1828-1888), Н.А. Добролюбова (1836-1861). Они были хорошо знакомы с учениями западноевропейских социалистов-утопистов. Осмысливая эти учения, они пришли к выводу, что социализм, требует социальных преобразований и может быть осуществлен, что в самой природе человека объективно заложены условия порядка и социальной солидарности. И далее они указывали, что рабство упало, феодализм упал, «упадет когда-нибудь и тираническое господство капитала».

    Революционные демократы, борясь за уничтожение самодержавия и крепостнического права в стране, строго критиковали помещичье-буржуазных либералов, проводя идею социализма и революционного действия. В этой ориентации отразилась специфика русского Просвещения, впитавшего опыт утопически-социалистической критики буржуазного и либерального политического строя и связавшего демократию и социализм. При этом социализм виделся возникающим либо посредством крестьянской революции, либо из общины (русский социализм Герцена), либо как строй производственной ассоциации (Чернышевский), либо как безгосударственный коммунизм (Бакунин).

    В конце 60-х – начало 70-х годов XIX века резко выраженные черты философии индивидуальности стали сглаживаться в идеологии революционного народничества. Главными идеологами народничества были П.Л. Лавров (1823-1900), М.А. Бакунин (1814-1876), П.А. Кропоткин (1842-1921), Н.П. Ткачев (1844-1888). С помощью «субъективной социологии» народники пытались обосновать идею некапиталистического пути развития для России. По способам, каким революционные народники намерены были достигать этой цели, их можно разделить на следующие направления: народники-пропагандисты во главе с Лавровым; народники-анархисты, возглавляемые Ткачевым. Первые считали главным пропаганду революционных идей; вторые полагали, что народ готов к революции и стремились поднять его на выступление; третьи пытались создать узко заговорщическую организацию, готовящую переворот в целях захвата власти и освобождения народа от тирании царей, помещиков, капиталистов и проведение социальных преобразований.

    Общим взглядом для всех народников было утверждение, что Россия придет к социализму специфическим путем – через крестьянскую общину, что основной силой социалистической революции будет не пролетариат, а крестьянство. Народники считали главным двигателем истории не народные массы, а героев – критически мыслящих личностей.

    Непосредственными продолжателями славянофильской политической философии в 60-70-е годы выступали почвенники – А.А. Григорьев (1822-1864), Ф.М. Достоевский (1821-1881), Н.Н. Страхов (1828-1896). Термин «почвенничество» возник на основе публикации Ф.М. Достоевского с призывами вернуться к «своей почве», к народным национальным началам. Почвенничество было идейно родственным славянофильству в нравственной ориентации на русское крестьянство. Вместе с тем представители этого направления признавали положительные начала в западничестве. Они полемизировали с теоретизмом славянофилов и нигилизмом революционных демократов и обратились к сфере иррационально-подсознательного. Ф.М. Достоевский в набросках «системы истинной философии» приводил аргументы в пользу бессмертия души и построил историческую концепцию, в которой история человечества делится на три стадии: патриархальность (естественная коллективность), цивилизация (болезненная индивидуализация, порождающая «сознание» как болезнь) и христианство как синтез предыдущих. По Достоевскому, социализм – путь внешнего устроения человечества, тогда как основой всякой справедливости выступает нравственное совершенствование человека через веру в бога на земле.

    К концу XIX века дилемма тотальность-индивидуальность достигает особой остроты (противостояние Н.Ф. Федоров – Л.Н. Толстой) и одновременно порождает особый новый синтез (философия положительного единства) В.С. Соловьева (1853-1900). Философия Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX века. В славянофильской традиции противостояния западному рационализму он начинает с критики отвлеченных начал, выдвигая идеал свободной теософии, совмещающий эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Соловьева – свободная теократия, или вселенская церковь, чуждая национализму и объединяющая православие, католицизм и протестантизм.

    Политическая мысль России XIX века, развиваясь во взаимосвязи с русской культурой, выявила свои магистральные направления, нашедшие продолжение в ХХ веке. Через Чаадаева, Соловьева, Федорова, Достоевского пролегла дорога к социально-политическим поискам Н.А. Бердяева (1874-1948).

    Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ века есть прямое продолжение европейской философии и вместе с тем явление специфически русское. Корни его не только в родной почве, но и в тех учениях, которая вынашивала европейская мысль. Однако русские мыслители были заняты разработкой положительной политической философии. Это философия творящего духа, философия ценностей, святынь, философия любви. На первом месте – Бог, абсолют, идеал, без которого невозможна мораль, но главное, что делает человека человеком, - чудо нравственного закона. Абсолютная вера в Бога выражена и в следующих словах Бердяева: «Бог есть моя свобода, мое достоинство духовного существа».

    Русский религиозно-философский ренессанс, выступающий продолжением философской и художественной классики, выдвинул русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень. Русская культура и православие питали его. Они в основном нерасторжимы, тождественны. Православная церковь – единственный социальный институт, оставшийся неизменимым на протяжении десяти веков. Православие принесло нам письменность и государственность. Мощная Киевская держава – прямой результат принятия Русью христианства; освобождение от татарского ига и возвышении Москвы, собравшей вокруг себя русские земли, связанно с именем Сергия Радонежского. Не только русская воинская доблесть, повседневный труд и быт, но и русское просвещение носило религиозные черты. Русскую классику XIX века невозможно понять вне православной идеи.

    «Русская религиозная мысль XIX века, - писал Н. Бердяев, - замечательна не по совершенству своих творений, а по своей религиозной взволнованности и скрытой в ней проблематике. Она поставила остро религиозные проблемы нашей эпохи, которые не имели еще никакого обязательного церковного разрешения и к творческому разрешению которых будут призваны грядущие поколения».

    Большой вклад в развитие политической мысли внесен С. А. Котляревским (1873-1940) в его трудах «Конституционное государство», «Власть и право». «Проблема правового государства». С.А. Котляревский резонно утверждал, что не всякое конституционное государство является правовым, ибо не вся конституция обеспечивает полноправие граждан. Однако осуществление конституционного строя есть необходимая предпосылка появления правового государства. Первостепенное значение при этом имеют «верховенство закона» в жизни общества и государства и «ответственность, связанная с актами государственного властвования». Немаловажное значение имеет и вывод ученого о том, что принципы правового государства должны действовать не только в области политики и права, а во всех сферах жизни общества, что они вполне совместимы «с разнообразными программами и идеалами социальной и культурной политики».

    С.А. Котляревский глубоко разработал проблему соблюдения гражданских и политических прав и свобод человека в условиях конституционного и правового государства. Речь идет, в частности, о таких правах, которые связаны со свободой совести, печати, собраний, организаций союзов, предпринимательской деятельности.

    Теоретические проблемы правового государства, рассматривались в работах известного юриста и философа П. И. Новгородцева (1866-1924). Он рассматривал исторический процесс с точки зрения неокантианской философии. Это, в частности, означает, что все проявления человеческой культуры, в том числе государство и право, рассматривались им как воплощение в практической деятельности людей некоего «абсолютного идеала», который не есть продукт духовной деятельности людей, а дан им свыше, носит надысторический характер. По словам Новгородцева, этот идеал находится не в ряду общественных процессов, а «над ним».

    Особое значение П.И. Новгородцев придавал развитию в обществе демократических институтов, которые должны эффективно защищать интересы и права каждой личности. Он разделял понимание демократии как «формы государства, в которой верховенство принадлежит общей воли народа». Поскольку же в качестве общего идеала все более принимается идеал правового государства, то и демократию следует рассматривать «как одну из форм правового государства».

    Большой вклад в развитие политологии внес выдающийся русский мыслитель И. А. Ильин (1882-1954). Он исследовал широкий круг вопросов, касающихся государства и права, свободы личности, её национального, политического и правового сознания и т.д.

    В основе политологических воззрений И.А. Ильина лежат его представления о свободе человека – внешней и внутренней. Под внешней свободой он понимал свободу от внешнего принуждения, насильственных предписаний и запрещений, угроз и преследований со стороны других людей и общества. Эту свободу он характеризовал как общественную. Внутреннюю свободу он истолковал как духовную свободу человека, свободу его мысли и воли, их свободное и творческое выражение.

    Политическая свобода трактуется И.А. Ильиным как разновидности внешней свободы, которая проявляется в том, что «человеку предоставляется свободно говорить, писать, выбирать, решать и подавлять свой голос в делах общественного устроения». Всё это должно проявиться в добровольном «законособлюдении», чувстве долга и неподкупности. Народ, лишенный чувства ответственности, не способен управлять государством, - утверждал И.А. Ильин. Неизбежное в этом случае несоблюдение законов ведет к разного рода преступлениям. В жизнь внедряются всяческое воровство и мошенничество, продажность и взяточничество; люди не стыдятся уголовщины – и народоправство становится своей собственной карикатурой.

    Упрочение правовых основ существования государства, создание условий для свободной жизнедеятельности каждого человека, для экономического и духовного процветания общества – такова, по мнению И.А. Ильина, должна быть цель подлинно народной политики. Истинный успех политики есть «расцвет народной жизни, - писал он. Политика характеризовалась им как служение, прежде всего служение народу. Она проявляется, в частности, в волевом искусстве объединять людей ради высоких целей. В этом смысле она предполагает определенный идеал, хотя всегда должна быть «трезво-реальной». И.А. Ильин – писал, что политика не должна брести от случая к случаю, штопать наличные дыры, осуществлять безыдейное и беспринципное торгашество, продаваться легкомысленной близорукости. Истинная политика видит ясно свой идеал.

    Чрезвычайные важные и актуальные в настоящее время вопросы политики, в том числе политического сознания и политических отношений, касающиеся наций, национального патриотизма и национализма, рассматриваются в трудах И.А. Ильина. Он исходил из того, что здоровый национализм людей связан с их духовным восприятием Родины и духовного единства своего народа, но больной, уродливый, извращенный национализм действительно ведёт к взаимной ненависти народов, к их ослаблению и культурному застою. Немало внимания уделяет мыслитель так называемому «русскому национализму», суть которого, по его словам, заключается в любви русского человека к своей русской нации, к «историческому облику и творческому акту своего народа». Он писал, что в русском национальном чувстве «скрыт источник достоинства», которое Карамзин обозначил когда-то, как «народную гордость», что это чувство всегда выступало как «источник единения, которое спасло Россию во все трудные часы её истории».

    Государство характеризуется им как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти». В его объединениях сущности и значения государства доминируют правовые мотивы и аргументы. Особенно подчеркивается роль правосознания людей и функционировании государства, правовой характер государственного союза. И.А. Ильин обращает внимание на то, что государство в ответе за все, что происходит в обществе. И государственные деятели должны быть на уровне их государственной ответственности. Они должны испытывать «истинное государственно-политическое настроение души».

    И.А. Ильин писал, что государственная власть должна быть достаточно сильной, чтобы иметь возможность выполнять свои функции. В то же время он подчеркивал, что это не имеет ничего общего с тоталитарным политическим режимом, при котором деятельность граждан максимально регламентируется государством, постоянно расширяющим свое вмешательство в их личную жизнь. И.А. Ильин выделял такие формы государственного устройства, как монархия (неограниченная и ограниченная конституцией) и республика, а также некоторые сложные формы. Все симпатии И.А. Ильина были на стороне конституционной монархии. Её преимущества он пытался обосновать в своем труде «О монархии и республике», где весьма подробно анализировал различные стороны монархического правосознания, показал его преимущества перед республиканским правосознанием. Исходя из этого он пытается доказать преимущество конституционной монархии как наиболее отвечающей духовной сути русского народа, его правосознанию и национальным интересам.

    План семинарного занятия

    1. Взгляды мыслителей о политическом устройстве общества в Древнем мире (Индия, Китай).

    2. Политическая мысль Античного общества (Платон, Аристотель, Цицерон).

    3. Особенность религиозного влияния на политику в Средневековой Европе.

    4. Развитие политических воззрений в эпоху Возрождения.

    5. Политические взгляды мыслителей Нового времени и французских просветителей.

    6. Эволюция политических теорий в России.


    Темы для выступлений

    1. Мифология, религия и политика.

    2. У истоков политической науки: жизнь и деятельность Платона, Аристотеля, Цицерона.

    3. Средневековый религиозный гнет политической науки в Европе.

    4. Ренессанс: возрождение и новизна в политической науке.

    5. Новое время – новые взгляды на политическую науку.

    6. Особенности политического развития Российского государства.

    7. Политические идеи и проекты мыслителей России.

    8. Идейные истоки политической науки.


    Контрольные тесты по теме

    1. Кто считается основоположником Европейского идеализма?

    а) Н. Макиавелли

    б) Платон

    в) Ф. Бэкон

    г) Цицерон

    1. Кто впервые выдвинул идею о разделении ветвей власти?

    а) Д. Локк

    б) Ф. Аквинский

    в) Аристотель

    г) Ж.-Ж. Руссо

    1. Назовите первого автора республиканской формы государственного устройства и «федерации республик».

    а) А. Августин.

    б) Т. Гоббс

    в) Н. Макиавелли

    г) Цицерон

    1. Назовите автора идей о здоровом национальном патриотизме. «Грядущая Россия будет национальной Россией».

    а) Н.Г. Чернышевский

    б) И.А. Ильин

    в) А.И. Герцен

    г) М.А. Бакунин

    1. Кому принадлежит работа «Российская правда», которая предполагала программу преобразования российского общества?

    а) П.И. Пестель

    б) М.М. Сперанский

    в) А.С. Хомяков

    г) П.Я Чаадаев

    Список литературы

    1. Ю.С. Политология. Учебное пособие. М.: Изд-во: РИОР, 2011.

    2. Рубаник С.А. История политических и правовых учений. Академический курс. Учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2015.

    3. Кравченко А.И. Политология. Учебник. М.: Изд-во: ПРОСПЕКТ, 2015.

    4. Тинт Денисенко И.Ф. История политических учений. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону. Изд-во Феникс, 2015.

    5. Сухорукова О.А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени. Учебное пособие. М.: Изд-во: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015.

    6. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: Основные классические идеи. Учебное пособие. М.: Изд-во: НОРМА, 2015.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта