Главная страница
Навигация по странице:

  • Основное назначение философии воспитания

  • Принципы воспитания

  • Ведущая цель воспитания

  • Воспитание личности в коллективе.

  • 6. Природосообразность воспитания.

  • _Пионова Р.С., Педагогика высшей школы. Учебное пособие Редактор тл. Писаренко. Художественный редактор Н. Б. Яротпа


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Редактор тл. Писаренко. Художественный редактор Н. Б. Яротпа
    Анкор_Пионова Р.С., Педагогика высшей школы.pdf
    Дата16.10.2017
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла_Пионова Р.С., Педагогика высшей школы.pdf
    ТипУчебное пособие
    #9419
    страница15 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    Теория и методика обучения разрабатываются длительное время. Имеются фундаментальные труды и методические пособия почти по всем аспектам обучения. Однако теория и методика воспитания студентов не были предметом пристального внимания ученых, им еще предстоит пройти путь исследования. В настоящее время в поле научного исследования находятся теоретические и методологические вопросы воспитания в условиях вуза, их философского осмысления. Накоплен значительный банк данных, позволяющий не только выделить соответствующий раздел в педагогике, но и выделить философию воспитания в самостоятельную дисциплину, которая является промежуточной между философией и педагогикой.
    Основное назначение философии воспитания - анализ воспитательной реальности на фоне общих проблем человеческого бытия и осмысление педагогических теорий воспитания.
    Философия воспитания раскрывает понятие «воспитание» и его сущность, анализирует цели воспитания в историческом плане, рассматривает трактовку ценностей в различных философских системах, выявляет связи между развитием общества и воспитанием, между передачей культурного наследия из поколения в поколение и подготовкой индивида к полноценной жизни в обществе. В рамках данной дисциплины исследуются вопросы: взаимосвязь между развитием философской мысли и становлением педагогических концепций, всестороннее их оценивание; развитие философско-педагогического мышления, переосмысление педагогических ценностей; обеспечение новых перспектив в развитии педагогической науки на основе методологического разнообразия в проведении исследований.
    Ученые, занимающиеся разработкой философии воспитания, концентрируют внимание на проблеме духовно-нравственных ценностей, их осмыслении на фоне быстро меняющегося мира, поиске их философской сущности. При этом делается акцент на вечные общечеловеческие ценности: счастье, веру, надежду, совесть, честь, достоинство, любовь, рассматривается их значение в системе воспитания.
    Философия воспитания ориентирует педагога-практика на творческое осмысление собственного опыта, на сознательный выбор той или иной концепции воспитания и оказывает ему помощь в этом деле. Она стремится быть надежной основой при поиске научной истины.
    Условно названный нами второй этап формирования личности специалиста - период обучения в вузе - является непродолжительным, но чрезвычайно важным. На этом этапе несколько ослабевает роль семьи, организованное воспитание становится не столь широким, но более интенсивным, усиливается роль студенческого коллектива и самовоспитания, воспитание приобретает черты профессиональной направленности.
    Для более высокой продуктивности воспитания студентов важно, чтобы оно опиралось на определенную концепцию. Она позволяет обозначить целевой комплекс, выделить основные принципы, систематизировать процесс воспитания.

    При организации воспитания студентов необходимо учитывать и использовать социальный и биологический факторы развития личности студента, благодаря чему формирование личности приобретает индивидуализированный характер.
    Взаимодействие субъектов воспитательного процесса - преподавателей и студентов, студенческих общественных организаций, органов самоуправления - еще более значимо, чем при организации обучения. Без взаимодействия процесс воспитания может приобрести формальный характер, между преподавателями и студентами могут возникнуть барьеры непонимания. Воспитание происходит тогда, когда личность изменяется, приобретает нечто новое, совершенствуется, продвигается вперед. Оно связано с формированием убеждений, качеств, ценностей отношений, способностей — основных компонентов в структуре личности.
    Активно развивающаяся философия воспитания, 1нализирующая и осмысливающая воспитательную ре-1ьность на фоне общих проблем человеческого бытия и педагогические теории воспитания, ориентирует преподавателей на творческое осмысление собственного опыта, на сознательный выбор определенной концепции воспитания.
    Мысль К.Д.Ушинского о том, что «искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически», не потеряла своей актуальности и в настоящее время.
    2. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
    1. Общее представление о закономерностях и принципах воспитания.
    2. Характеристика принципов воспитания студентов.
    3. Внутреннее единство целей, принципов, содержания, средств воспитания.
    Ключевые понятия: закономерности, принципы воспитания.
    Воспитание студентов как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам. Они оказывают влияние на содержание воспитательного процесса, выбор форм и методов, позицию субъектов этого процесса - преподавателей и студентов. Закономерности воспитания - категория более стабильная и устойчивая, чем принципы воспитания.
    Закономерности воспитания - это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.
    Категория «закономерности воспитания» не разработана на теоретическом уровне не только в педагогике высшей школы, но и в общей педагогике. Тем не менее попытаемся выделить основные закономерности, присущие воспитательному процессу в вузе.
    Направленность воспитания, его цели и содержание, нравственно-эстетические ценности всегда предопределяются обществом, господствующим классом или партией. Даже в условиях плюрализма концепций воспитания, будучи необходимым обществу, оно по принципиальным позициям не имеет существенных различий с государственными установками по вопросам воспитания молодежи. •
    Воспитание органически связано с обучением студентов. Оно опирается на общую цель формирования личности конкретного типа. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Воспитание осуществляется в основном одними и теми же лицами - субъектами этого процесса, протекает в тех же коллективах. Но оно не повторяет учебные задачи.
    Воспитание в вузе профессионально направлено. Процесс его организации пронизывает идея подготовки молодого специалиста определенного типа, такого учителя, который нужен обществу, школе, детям. Профессиональная направленность воспитания выражается прежде всего в формировании у студентов педагогической направленности и отношения к педагогической деятельности как к ценности.
    Воспитанию изначально присущ комплексный подход к формированию личности студента. Он проявляется в единстве воздействия на все сферы индивида - интеллектуальную,
    эмоционально-волевую, физическую, - с одной стороны; в единстве целей, усилий, действий педагогического и студенческого коллективов, общественных организаций, семьи и самих студентов -с другой. И если порой проявляется или обнаруживается несогласованность действий субъектов воспитательного процесса, она не носит стабильного характера и со временем в воспитании начинает действовать закономерная тенденция к единству, гармонии, согласованности педагогических усилий.
    Воспитание оптимистически направлено, опирается на положительное начало в студенте.
    В силу этого важно хорошо изучить каждого студента, узнать его сильные и слабые стороны, качества, чтобы оказывать влияние на развитие одних из них и вместе со студентами нейтрализовать, ослабить, перестроить другие. Если придерживаться противоположной точки зрения, то тогда становится бессмысленной организация воспитательного процесса.
    Результативность воспитания повышается, если оно опирается одинаково активно на вербальные и невербальные (деятелъностные) формы и методы влияния на личность студента, на единство слова и дела. Они избираются организаторами и участниками воспитательного процесса, в тех или иных случаях, предпочтение может быть отдано словесным формам или деятельности студентов в зависимости от конкретной задачи, обстоятельств, педагогической ситуации.
    В воспитательном процессе нередко обнаруживается сопротивление личности студента тем педагогическим воздействиям, которые на него оказываются извне организаторами воспитания, или собственным усилиям в процессе самовоспитания. Сопротивление чаще всего проявляется на начальном этапе воспитания, но может продолжаться в течение всего процесса воспитания. И тем сильнее оно будет, чем менее близки студенту цели воспитания, не соответствующие его интересам, потребностям. Выдвижение таких целей, которые совпадали бы с усилиями студента, осознавались и воспринимались им, снижает внутреннее его сопротивление, делает процесс воспитания персонифицированным, более продуктивным.
    Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания — как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания. На базе закономерностей формируются принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя вуза, что повышает ее результативность.
    Что же касается принципов воспитания, то каждый преподаватель, опираясь на принципы, выделенные педагогикой высшей школы для данного периода, формирует свою систему ведущих идей, которая служит теоретико-концептуальной основой практической деятельности, обусловливая ее характер. Таким образом, закономерности и принципы воспитания хотя и близки, но являются разными самостоятельными педагогическими категориями.
    Принципы воспитания - это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.
    Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов воспитательного процесса - преподавателей и студентов. Это не умозрительная категория. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.
    Проблема принципов воспитания педагогикой высшей школы не решена. В силу этого авторы учебных пособий по данной дисциплине проявляют различные подходы к систематизации принципов воспитания или вообще не выделяют и не рассматривают данную категорию.
    Наши исследования в области педагогического образования, теоретический анализ существующих в педагогике подходов к проблеме, собственная педагогическая деятельность дают основание построить гуманистическую систему принципов воспитания студентов.

    1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.
    2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.
    3. Гармонизация личных и общественных интересов.
    4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.
    5. Воспитание личности в коллективе.
    6. Природосообразность воспитания.
    7. Уважение личности студента.
    8. Воспитание в деятельности и общении.
    1. Целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса.
    Процесс воспитания студентов должен носить целенаправленный характер (цель определяет направленность и содержание деятельности педагога). Данный принцип направлен против стихийности в процессе воспитания, он связывает начало этого процесса с его результатом. Целенаправленность помогает педагогу и другим организаторам воспитания видеть ясную перспективу в своей работе.
    Ведущая цель воспитания - разностороннее развитие личности с опорой на ее индивидуальность - реализуется через конкретные цели более узкой значимости, им должны подчиняться все мероприятия, вся деятельность студентов. Идейность в нашей трактовке органически связана с целенаправленностью. Она предполагает, что процесс воспитания опирается на определенную систему идей, контактирующих с целями воспитания. Каждое отдельно взятое мероприятие и весь процесс воспитания должны носить высоко гуманистический характер, ориентироваться на высокие нравственные идеалы и ценности человека, педагога. Целенаправленность и идейность воспитательного процесса способствуют тому, что студенты обнаруживают более высокую гражданскую и социальную зрелость.
    2. Гармонизация общечеловеческих и национальных ценностей.
    В 80-90-е гг. XX в. не утихали дискуссии о том, какому фактору отдать предпочтение - общечеловеческому или национальному. Существовало два подхода во взглядах на данный вопрос, которые попеременно оказывали влияние на содержание воспитательного процесса.
    Сторонники одного подхода культивировали в работе со студентами приоритет общечеловеческих ценностей, сторонники другого - утверждали приоритетное значение национальных ценностей.
    Если проанализировать те ценности, которые значимы для всего человечества, то станет очевидным, что они также важны и для конкретных народов любой страны. Например, сохранение мира на земле, уважение народа-соседа, его страны, высокая миссия образования и науки, сохранение экологически чистой среды и т.д.
    Бесспорно, у каждого народа есть свои национальные ценности, которые для других стран могут не иметь значения. Но это не меняет принципиального подхода к данному вопросу.
    Наиболее гуманным и перспективным нам представляется подход, основанный на гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей.
    Опора на принцип гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей вносит в содержание воспитательного процесса высокий нравственный смысл: правильное понимание интересов конкретного народа, их взаимосвязь и взаимозависимость с интересами других народов и интересами человечества.
    3. Гармонизация личных и общественных интересов.
    Длительное время в советской педагогике культивировался принцип приоритетности общественных интересов, который оказал существенное воздействие на формирование сознания и нравственного кредо не одного поколения молодежи. Но уже в 70-е гг. XX в. в философии и педагогике появились работы, поставившие под сомнение правомерность и целесообразность постановки общественных интересов превыше всего, так как подобный подход ущемляет интересы личности, делает ее жизнь духовно не полной.

    В 80-90-е гг. наукой сформирован и начал доминировать в практике образования и воспитания принцип приоритета человеческого фактора, который на первый план выдвигал интересы личности, общество же с его проблемами во внимание не принималось, как бы перестало быть в поле зрения индивида. Этот принцип оказал влияние на формирование определенного типа молодых людей, в основе деятельности которых лежало стремление к личному благополучию, личному успеху.
    Оба принципа являются диаметрально противоположными, и, как свидетельствует жизнь, они сыграли скорее отрицательную роль в воспитании молодежи, в том числе и студентов.
    Истина лежит посередине. Если за основу воспитания взять принцип гармонизации личных и общественных интересов, то оно будет влиять на формирование студентов, заботящихся об отечестве, в котором они живут, и одновременно проявляющих внимание к себе и другим людям, разумно сочетая свои интересы с интересами своей страны, общества.
    4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества.
    Данный принцип выделен и сформулирован на основе соответствующей закономерности советской педагогики. В средневековом университете он не имел бы смысла, так как социальная практика ожидала специалиста, учителя другого типа.
    Этот принцип предполагает, чтобы воспитание своим содержанием было сориентировано на современную социально-политическую действительность. Это значит, что в воспитательном процессе необходимо учитывать те события, факты общественной значимости, которые происходят в реальной жизни, не отгораживаться от острых и сложных событий или процессов, обсуждать их со студентами, вместе вырабатывать свое отношение к ним, правильное восприятие и понимание.
    Систематическая ориентация на данный принцип создает реальные предпосылки для того, чтобы студенты научились самостоятельно, глубоко разбираться в явлениях социально- политической жизни, обладали достаточно высоким уровнем развития политической культуры, гражданской зрелости.
    5. Воспитание личности в коллективе. Проблема коллектива и личности, их взаимодействия появилась еще в средневековье, но как научный принцип была выделена, сформулирована и обоснована в советской системе воспитания. Как известно, человек нормально формируется и развивается в коллективе себе подобных людей, благодаря общению и человеческим контактам он становится личностью.
    В студенческом коллективе возможна организация различных видов деятельности: трудовой, политической, эстетической, экологической, спортивной.
    В студенческом коллективе формируются разнообразные отношения между его членами: деловые, ролевые, межличностные отношения дружбы, симпатии, товарищества, любви.
    В студенческом коллективе формируется и проявляется общественное мнение, которое регулирует взаимоотношения между студентами, влияет на их действия и поступки, нравственный микроклимат в самом коллективе. Сплоченный коллектив является той жизненно важной средой, в которой раскрывается каждый студент. В коллективе возможно формирование гармонии личных и общественных интересов. Сплоченный и развитый коллектив становится активной силой в воспитании студентов, именно поэтому столь велико значение данного принципа.
    6. Природосообразность воспитания.
    Принцип природосообразности был выдвинут и обоснован Я.А.Коменским. Вполне понятно, что за четыре столетия он трансформировался. В настоящее время данный принцип предполагает, что воспитание опирается на взаимосвязь индивидуально-природных, наследственных особенностей и социокультурных процессов, что организаторы воспитания учитывают природные задатки и способности, пол, возраст, психофизиологические и физические особенности и возможности студентов.

    Индивидуальная работа со студентами на основе этого принципа должна осуществляться в общем коллективном процессе воспитания, на фоне современных социокультурных тенденций и одновременно сочетаться с персональным влиянием на студента с определенными частными целями.
    Индивидуальные особенности и интересы студентов могут быть продуктивно реализованы, если организаторы воспитания хорошо изучат студентов, будут знать их потребности, склонности, способности и творческие и организаторские возможности.
    Этот принцип ориентирует не только на знание студентов, но и на развитие их качеств, способностей, умений, на внесение индивидуальных коррективов в процесс воспитания в вузе.
    Он требует отказа от уравнительного подхода, предполагает разнообразие мероприятий и деятельности студентов.
    Индивидуализация воспитания должна способствовать включению каждого студента в коллективную деятельность, развитию их активности. Индивидуальный подход необходимо проявлять по отношению ко всем студентам.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта