Главная страница
Навигация по странице:

  • Тексты для изучения

  • Письмо о гуманизме

  • Ключевые понятия

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    2.4. Категории онтологии
    «необходимость» и «случайность»
    В категориях необходимость и случайность отражается тип существующей связи между явлениями. Происходящее представлено в контексте либо необходимой, либо случайной связи явлений.
    Причина – это явление, порождающее и обусловливающее другое явление. Порожденное другим явлением называется следствием.
    Любой философской системой, построенной на принципах рационального толкования бытия, признается закономерный характер всеобщей обусловленности явлений и процессов, происходящих в мире.
    Положение о существовании причинности как такой связи явлений, когда одно явление (причина) производит другое явление
    (следствие), – основополагающее для учения, которое получило название детерминизм. Как философское учение детерминизм
    утверждает универсальную взаимосвязь и взаимообусловленность явлений объективной действительности. Концепт «детерминизм»
    возник в Средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению. В 16–17 вв. начинает приобретать новый смысл – смысл обусловленности и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей свободе воли. В 17 в, в период выработки элементарных понятий механики, происходит сближение понятий детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Важнейшими для детерминизма являются также философские категории необходимости и случайности, возможности и действительности и понятие «закон».
    Классическое определение детерминизма как механистического, принадлежащее Лапласу, возникает на основе достижений науки XVII–XVIII вв., приведших к формированию классической научной картины мира, вершиной которой стала механика И. Ньютона. Отличительные черты механистического детерминизма) все многообразие форм детерминации сводится к причинно-следственным связям 2) утверждается мо- нокаузализм; 3) отрицаются случайные явления и связи в природе) случайность отождествляется с незнанием причин 5) свобода утверждается как познанная необходимость.
    Г. П. Меньчиков дает такую оценку классическому типу детерминизма Ущербность распространения механической формы детерминизма на все явления мироздания особенно заметна при подходе к общественными тем более к духовным в них явлениям. Здесь Медведева И. А. Детерминизм // Новейший философский словарь. Минск :
    Книж. Дом, 2003. С. 310.
    с таких исходных позиций вообще невозможно раскрыть диалектику самодвижения. На механистическом понимании детерминизма происходит вольное и невольное паразитирование при доказательстве принципиальной непознаваемости и мистификации человеческого духа и поведения»
    9
    Переосмысление принципа детерминизма происходит в органи- цистских представлениях Г. Лейбница и ИВ. Гете, при диалектическом подходе к проблемам детерминизма, развиваемом представителями немецкой классической философии и марксизма, а также в философских индетерминистских представлениях второй половины начала XX в. Ключевым моментом в произошедшем переосмыслении стало обращение к представлению о мире как многоуровневой развивающейся целостности.
    Ч ер тыс о временного детерминизма следующие.
    Во-первых, утвердилось понимание объективного характера случайных связей в природе и обществе, которые не противопоставлены необходимым связям, но формируют неразрывное диалектическое единство. Хаос и неопределенность предстают как атрибуты бытия и выступают объективной онтологической основой человеческой индивидуации.
    Во-вторых, понятие детерминизм не сводится к понятию
    «причинность», что было характерно для Нового времени. В современное понимание детерминизма включаются и непричинные типы обусловливания: функциональная, системная, целевая детерминация.
    В-третьих, признается, что на разных уровнях бытия основополагающими являются разные формы детерминации и что один и тот же тип связей проявляется по-разному в разных слоях бытия.
    Например, значение целевой детерминации возрастает от уровня к уровню бытия и приобретает особый смысл в человеческом существовании и обществе.
    В-четвертых, признается, что причинным типам обусловлива- ния присущ нелинейный (ветвящийся и вероятностный) характер Меньчиков Г. П. Проблема детерминизма и ее решение три типа детерминизма. Ч. 1 : Фрактальный детерминизм // Вестн. Казан. унта культуры и искусств. № 1. С. 11–17.
    Индетерминизм принято считать альтернативой детерминизму, поскольку происходит либо отрицание какой-либо одной характеристики детерминизма, например причинных связей, либо данный принцип рассматривается как не имеющий всеобщего объективного характера. Необходимо отметить, что последовательными индетерминистами были Тертуллиан и Мальбранш. К ним с некоторыми оговорками можно отнести скептико-софистичес- кую античную традицию, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше и современное постмодернистсткое направление.
    Начиная с последней трети XIX в. тенденция допущения ин- детерминистсткого типа объяснения появляется ив структурах научного дискурса в связи с исследованием стохастических процессов в термодинамике разработкой принципа неопределенности в квантовой механике выявлением непредсказуемого характера мутаций в биологии признанием особой роли хаоса в процессах самоорганизации.
    В современной философии причинные связи рассматриваются в их нелинейных характеристиках ив единстве с другими формами детерминации, что приводит к формированию и развитию в современном типе науки и философии нелинейной – сценарной логики мышления.
    Тексты для изучения
    И. Кант
    Критика чистого разума Бытие не есть реальный предмет, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Положение бог есть всемогущее (суще-
    10
    Извлечения из кн Кант И Критика чистого разума // Кант И. Соч. : в 6 т.
    М., 1964. Т. 3. С. 521, 522.

    54
    ство) содержит в себе два понятия, имеющие свои объекты боги всемогущество словечко есть не составляет здесь дополнительного предиката, а есть лишь то, что предикат полагает по отношению к субъекту. Если я беру субъект (бог) вместе со всеми его предикатами (к числу которых принадлежит и всемогущество)
    и говорю бог есть или есть бог, то я не прибавляю никакого нового предиката к понятию бога, а только полагаю субъект сам по себе вместе со всеми его предикатами, ипритом как предмет в отношении к моему понятию. Оба они должны иметь совершенно одинаковое содержание, и поэтому к понятию, выражающему только возможность, ничего не может быть прибавлено, потому что я мыслю его предмет просто как данный (посредством выражения он есть. Таким образом, в действительном содержится не больше,
    чем в только возможном.
    Ф. Энгельс
    Анти-Дюринг
    11
    Когда мы говорим о бытии и только о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, – а не в каком-либо ином единстве, – они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или необщих свойств, нона первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать,
    прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная стой границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраза длинными трудным развитием философии и естествознания Извлечения из кн Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К, Энгельс Ф. Соч.
    2-е изд. М, 1961. Т. 20. С. 42, 43, 59, 60.

    55
    <…> Движение есть способ существования материи Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения. Движение в мировом пространстве, механическое движение менее значительных масс на отдельных небесных телах, колебание молекул в качестве теплоты или в качестве электрического или магнитного тока, химическое разложение и соединение, органическая жизнь вот те формы движения, в которых – водной или нескольких сразу находится каждый отдельный атом вещества в мире в каждый данный момент. Всякий покой, всякое равновесие только относительны, они имеют смысл только по отношению к той или иной определенной форме движения Можно поэтому представить себе, что вовремя неподвижного, равного самому себе состояния материя была заряжена силой, – это и подразумевает, по-видимому, г-н Дюринг, если он вообще что-либо подразумевает под единством материи и механической силы. Однако такое представление бессмысленно, ибо на вселенную в целом оно переносит, как нечто абсолютное, такое состояние, которое по самой природе своей относительно и которому, следовательно, может быть подвержена в каждый данный момент всегда только часть материи.
    М. Хайдеггер
    Письмо о гуманизме
    12
    Но бытие – что такое бытие Оно есть Оно само. Испытать и высказать это должно научиться будущее мышление. Бытие это не Богине основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь,
    художественное произведение, машина, будь то ангел или бог. Бытие это ближайшее. Однако ближайшее останется для человека самым далеким. Человек всегда уже заранее держится прежде всего за сущее, и только за него. Представляя сущее как сущее, мысль,
    конечно, вступает в отношение к бытию, но мыслит по-настоящему
    12
    Извлечения из кн Хайдеггер М Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Бытие и время. МС всегда только сущее как таковое и как раз никогда – бытие как таковое. Проблема бытия вечно остается вопросом о сущем. Проблема бытия – пока вовсе не то, что означает это коварное обозначение не вопрос о Бытии. Философия … неизменно впадает в колею метафизического представления. Она мыслит от сущего ив ориентации на сущее, проходя через момент обращенности к бытию. Ибо всякое отталкивание от сущего и всякое возвращение к нему заранее всегда уже стоит в свете бытия.
    Просвет бытия метафизике ведом, однако либо только как взор пребывающего в виде (идее, либо – в критической философии как то, что рассматривается в кругозоре категоризирующего представления исходящего от субъективности. Это значит истина бытия в качестве его просвета остается для метафизики потаенной. Эта потаенность вместе стем не порок метафизики, а от нее самой закрытое и все же ей завещанное сокровище ее подлинного богатства. Сам просвет есть бытие. Именно он внутри бытийной истории метафизики только и делает возможным то явление, благодаря которому присутствующее затрагивает присутствующего при нем человека, так что сам человек впервые оказывается способен своим вниманием прикоснуться к бытию (Аристотель. Метафизика Всякое рассмотрение уже только тянется за этим явлением. Второе препоручает себя первому, когда внимание превращается в представление-перед-собой, в восприятие (предмета мыслящей вещью (res cogitans) как субъектом всякой достоверности (Вопросы к текстам. Как трактует понятие бытие И. Кант. Как трактует понятие бытие Ф. Энгельс? Как Энгельсом понимается единство бытия. Какова роль категории движение в понимании бытия. Как трактует понятие бытие М. Хайдеггер?
    Глава ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
    Ключевые понятия
    Знание – образ объективной реальности в понятийной форме, сформированный в представлении субъекта.
    Заблуждение – знание, несоответствующее своему предмету, не совпадающее с ним.
    Истина – философская категория, обозначающая такую познавательную характеристику мышления, как адекватное отражение действительности, и полученное знание как совпадающее с предметом.
    Ложь – преднамеренное искажение истины, что может быть связано с корыстными целями субъекта, транслирующего искаженную истину,
    и может быть истолковано как дезинформация.
    Наука – область деятельности человека, одним из приоритетных направлений которой является выработка и систематизация объективных знаний о мире.
    Научная картина мира – научная модель реальности систематическое представление о свойствах и закономерностях объективной действительности, являющееся результатом обобщения и синтеза научных понятий и принципов.
    Ошибка – результат неправильных действий субъекта.
    Познание – процесс взаимодействия субъекта и объекта, результатом которого является получение нового знания.
    Субъект познания – источник познавательной активности, которая направлена на объект.
    Объект познания – фрагмент действительности, порождающий проблемную ситуацию, решение которой требует направленной познавательной деятельности субъекта познания.
    Теоретическое познание – вид познания, направленный на выявление сущности, законов исследуемых явлений постижение объективной истины в ее конкретных проявлениях
    Теория познания (гносеология) – раздел философии, основным вопросом которого является вопрос о познаваемости мира. Проблемы теории познания связаны с поиском истины, методов познания, позволяющих к ней приблизиться, и критериев соответствия получаемых знаний реальному (объективному) миру.
    Техника – в широком смысле слова артефакт, все, что искусственно создано, в узком смысле слова – совокупность устройств и средств ве- щественно-энергетического и информационного характера, которые созданы для осуществления общественной деятельности.
    Эмпирическое познание – вид познания, для которого характерны непосредственная направленность на изучаемый объект и такие способы реализации, как наблюдение и эксперимент. Познание как предмет

    философского анализа
    Теория познания (гносеология) является фундаментальной философской наукой опознании. Главная проблема теории познания вопрос о познаваемости мира, а значит, и границах познания. Постановка данной проблемы связана с вопросом о способности человека создать картину о вещах, совпадающую с объективными, истинными знаниями о мире и действительностью. Ответ на вопрос о познаваемости мира позволяет выделить философские направления, которые утверждают, что мир познаваем (гностицизм, и философские учения, утверждающие, что мир непозна- ваем (агностицизм).
    Всеобщими (универсальными) методами познания являются метафизика и диалектика.
    Метафизика (греч. после физики) – наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В I в. дон. э. Андроник Родосский объединил различные лекции и заметки Аристотеля по первой философии, обозначив их как то, что идет после физики».
    В классификации наук Аристотеля первое по значению и ценности место занимает первая философия – наука о бытии как таковом,
    о первых началах и причинах всего сущего, познание которого
    осуществляется с помощью метафизического метода мышления,
    метода, несвязанного ни с субъективностью человека, ни с человеческой деятельностью.
    Диалектика(греч. искусство вести беседу) – это учение о наиболее общих закономерных связях, становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектическое познание рассматривает все предметы и явления во всеобщей связи ив развитии. Сократ впервые применил термин диалектика для обозначения искусства вести эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересо- ванное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Платон вслед за своим учителем Сократом использовал диалектику в качестве логической операции расчленения и связывания понятий, которая осуществлялась посредством постановки вопросов и поиска ответов, ведущих к истинному определению понятий.
    Метафизические учения исследовали статичную, неподвижную картину мироздания, независимость составных частей которого позволяет рассматривать их изолированно. Те учения, для которых основополагающим был диалектический метод, разрабатывали теорию динамической, развивающейся картины мира, части которого взаимосвязаны и взаимообусловлены.
    Познание – это деятельность, направленная на получение знаний, что определяет выделение в структуре познания объекта и субъекта познания, целей и результатов познания, средств и уровней познания, критериев истины, процесса взаимодействия субъекта и объекта познания.
    Объектом познания может предстать фрагмент любой сферы реальности природной, социальной, материальной или духовной. Познание объектно, поскольку человек в процессе познания имеет отношение к существующим свойствами законам объективного мира.
    Субъект познания является носителем познавательных способностей. Субъектом познания может быть не только человек, но и коллектив, общество, человечество в целом. Понимание субъекта познания как общества в целом является заслугой представителей
    немецкого идеализма, для которых в понятиях трансцендентальный субъект (Кант) и объективный дух (Гегель) раскрывается социальный аспект природы познания – познание осуществляется не отдельным человеком, а всем обществом в лице индивидуального исследователя.
    Для науки субъектом познания является ученый или научный коллектив, действующие по правилам научного метода и методологии, которые приняты в тот или иной период развития науки.
    Результатом познания являются знания в качестве языковых,
    знаковых построений, отражающих объективные характеристики и законы процессов и явлений. Знания – это познавательный результат, подтвержденный как практическим опытом познания, таки логической деятельностью.
    Знания разделяют на объектные, раскрывающие структуру объекта, и экзистенциальные, соответствующие вопросами проблемам человеческого существования.
    Процесс познания мира как объекта приводит к его субъекти- вированию – присвоению субъектом знаний об объекте. Однако процесс познания приводит и к объективации субъекта, так как тот, приобретая новые знания, по-новому интерпретирует мир.
    Процесс познания мира предполагает взаимосвязь таких различных уровней познания, как чувственный и рациональный, эмпирический и теоретический.
    Различают следующие виды познания Повседневное, или житейское, познание. Основано на здравом смысле, наблюдении, обыденном познании, согласуется с об- щесоциальным жизненным опытом, носит несистематический, эмпирический характер Художественное познание. Основано на цельном, а не на разделенном воспроизведении мира и особенно человека в мире, взаимосвязано с понятием культуры как среды человеческого, которая длится и возобновляется только постоянным усилием человека Чувственное познание Осуществляется с помощью органов внешних чувств. Раскрывается посредством трех его форм ощущения (возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека и передают только отдельные свойства предмета
    восприятия (структурированного образа, состоящего из нескольких ощущений представления (образа ранее созданных или воспринятых воображением явлений. Чувственное познание позволяет иметь представление только о внешних свойствах отдельных предметов. Чувственного познания недостаточно для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования Рациональное познание. Является процессом абстрактного обобщающего мышления. На уровне рационального познания происходит отвлечение от частных, несущественных свойств предмета. Рациональное познание осуществляется посредством таких трех его форм, как понятие, суждение, умозаключение. Понятие – это элементарная единица рационального мышления, отражающая общие, существенные признаки предметов. Следующая форма рационального познания – суждение является совокупностью понятий, отражающей связи и отношения между предметами и их свойствами. В суждении утверждается или отрицается что-либо. Третья форма рационального познания – умозаключение представляет собой процесс получения на основании законов логики заключения из двух или нескольких суждений. Умозаключение – высшая форма отвлеченного (абстрактного) мышления Интуитивное познание Представляет собой неосознанно полученное непосредственное знание, которое подразделяется:
    на чувствительное (мгновенное чувство рациональное (интеллектуальное озарение эйдетическое (зрительная интуиция Научное познание Предполагает исследовательскую практику и последующее объяснение фактов на основании их осмысления в контексте системы понятий данной науки. Наука
    – это высокоорганизованная форма познания и исследовательской деятельности, основной задачей которой является открытие законов мира.
    В законе отражаются установленные устойчивые и регулярные связи между явлениями. Закон – это необходимый элемент науки, поскольку на основании сформулированных законов происходит описание, объяснение и предсказание явлений и процессов объективной действительности

    62
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта