Главная страница
Навигация по странице:

  • Тексты для изучения Аристотель Метафизика

  • Нравственные письма к Луцилию

  • Трактаты и письма

  • О назначении человека.

  • ОНТОЛОГИЯ Ключевые понятия

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Современная философия (XX – начало XXI в.)
    Эта философия представлена как рациональными, таки иррациональными направлениями. Философскими направлениями,
    основополагающим для которых служит рационализм, являются марксизм, структурализм, позитивизм и др. Иррациональное основание у таких философских направлений, как экзистенциализм, философия жизни, психоанализ, русская религиозная философия и др.
    В конце Х в. начинается становление неклассического типа
    философии, ас середины ХХ в. – постнеклассического. Для неклассической философии характерно понимание предмета познания как конструируемого, те. он не дан исследователю, в силу чего обладает имманентной релятивностью. Абстрактный субъект
    классической философии и науки замещается конкретными индивидами, а выявление характеристик абстрактного объекта – поиском ресурсов интенсивной практической деятельности с объектами.
    Преобладание семантико-аксиологического направления философствования приводит к изменению субъект-объектной связи в направлении преодоления жесткой дихотомии субъекта и объекта. Постнеклассический тип философствования критически относится к жесткой бинарной оппозиции субъекта и объекта и стремится преодолеть жесткие бинарные оппозиции как таковые.
    Неклассическое философствование связано с кризисом классического типа мышления и его преодолением. Однако кризис возник изначально не в самой философии, а на границах взаимодействия философии и науки в связи с появлением объектов, экспериментальная деятельность с которыми и теоретическое осмысление которых привели к изменению привычных познавательных форм.
    Объектом неклассической науки стал микромир, что требовало разработки иной методологии исследования, отличной от изучения объектов макромира в рамках классической науки.
    В связи сформированием теории относительности и квантовой механики в философии науки постулируется вероятностность мира сточки зрения человеческого познания, а в основе вероятности неизбежно лежит множество случайных событий невозможность единственного непротиворечивого описания большинства объектов в связи стем, что многие из них наделены взаимоисключающими свойствами, поскольку их проявление зависит от условий их познания и наблюдения, что, в свою очередь,
    зависит от типа прибора относительность истины, но и ее зависимость от условий познания (наблюдения, что оказывает значительное влияние на результат познания и не может быть исключено из описания эксперимента в принципе
    В конце ХIХ – начале ХХ в. формируются и развиваются различные философские направления философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Берг- сон, для которой главная роль в формировании сознания и поведения человека принадлежит не разуму, а воле к жизни, по А. Шо- пенгауэру, воле к власти, по Ф. Ницше, интуиции, по А. Бергсону;
    – позитивизм и неопозитивистские течения (О. Конт, Б. Рас- сел, Э. Мах, Р. Авенариус, Л. Витгенштейн), ограничивающие процесс познания положительным знанием, те. знанием конкретным, фактическим, опытными отрицающие практическую значимость метафизического типа познания, который является общетеоретическим критический рационализм (К. Поппер), ключевым понятием которого является фальсификация (потенциальная опровер- жимость);
    – философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),
    для которой практика является критерием истины и смысловой значимости феноменология (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер), которая критикует натурализм и психологизм и ставит задачу беспредпосылоч- ного описания опыта познающего сознания и выделения в нем
    (в опыте) сущностных черт герменевтика (Х. Гадамер), главным вопросом которой является вопрос о том, как возможно понимание философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шар- ден) как учение о человеке и его бытии сточки зрения самого бытия человека экзистенциализм (С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, К. Ясперс,
    Ж. П. Сартр), который, обращаясь к проблеме критических и кризисных ситуаций, утверждает смысл человеческого существования в самом существовании, признает высшей ценностью бытие и жизнь структурализм (К. Леви-Строс), для которого характерно стремление обнаружить глубинные, скрытые механизмы систем,
    неосознаваемые структуры за сознательным манипулированием знаками, словами, образами и символами, и постструктурализм
    Ж. Деррида, У. Эко, Ж. Делез), утверждающий децентрализован- ность структур, акцентирующий внимание на том, что выводит за пределы самой структуры психоанализ (З. Фрейд, Г. Юнг, А. Адлер, Ж. Лакан), в рамках которого с помощью концепции бессознательных психических процессов и мотиваций получили объяснение индивидуальная деятельность человека и социальные явления русская религиозная философия (Вл. Соловьев, С. Н. Тру- бецкой, Е. Н. Трубецкой, ПА. Флоренский, НА. Бердяев, НО. Лос- ский), для которой характерен идеал целостности, воплощающий единство духовных сил человека (нравственных, религиозных, эстетических, чувственных, рациональных, приоритет нравственных ценностей, идеал соборности как единства людей на основе их любви к Богу и др.
    Тексты для изучения
    Аристотель
    Метафизика
    23
    Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому – влечение к чувственным восприятиям; ведь независимо оттого, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всего зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того,
    чтобы действовать, но и тогда, когда мы собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий
    (в вещах. <...> Но ... ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью, хотя они дают знания о единичном, но они. не указывают, почему, например, огонь горяча указывают лишь, что он горяч Извлечения из кн Аристотель. Метафизика. М. : Мысль. 1976. Кн. С. 65–66.
    Л. А. Сенека
    Нравственные письма к Луцилию
    24
    В одном не вправе мы жаловаться на жизнь она никого не держит. Не так плохи дела человеческие, если всякий несчастный несчастен только через свой порок. Тебе нравится жизнь Живи Не нравится – можешь вернуться туда, откуда пришел. <…>
    И. Кант
    Трактаты и письма
    25
    Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу – а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире – и из которой можно научиться тому,
    каким надо быть, чтобы быть человеком. Сферу философии в этом всемирно-гражданском значении можно подвести под следующие вопросы. Что я могу знать. Что я должен делать. На что я смею надеяться. Что такое человек На первый вопрос отвечает метафизика, на второй – моральна третий – религия и на четвертый – антропология. Нов сущности, все это можно было бы свести к антропологии, ибо три первых вопроса относятся к последнему
    Итак, философ должен определить) источники человеческого знания) объем возможного и полезного применения всякого знания) границы разума.
    Последнее есть нужнейшее, но также и труднейшее Извлечения из кн Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию // Сене- ка. Честерфильд. Моруа. Если хочешь быть свободным. М. : Политиздат, С. 49.
    25
    Извлечения из кн Кант И Трактаты и письма. МС Н. Бердяев

    О назначении человека.
    Опыт парадоксальной этики Философия человечна, философское познание – человеческое познание, в ней всегда есть элемент человеческой свободы, она есть не откровение, а свободная познавательная реакция человека на откровение. <…> Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения. Она в каждом акте познания свободно стоит перед истиной. <...> Философия приходит к результатам познания из самого познавательного процесса, она не терпит навязывания извне результатов познания, которое терпит теология. <...> Философия есть часть жизни и опыт жизни, опыт жизни духа лежит в основании философского познания. Философское познание должно приобщиться к первоисточнику жизни и из него черпать познавательный опыт. Трагедия философского познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от научного опыта. Философия теряет свое первородство и не имеет уже оправдательных документов о своем древнем происхождении. Миг автономии философии оказался очень кратким. Научная философия совсем не есть автономная философия. Сама наука была некогда порождена философией ивы- делилась из нее. Но дитя восстало против своей родительницы. Никто не отрицает, что философия должна считаться с развитием наук,
    должна учитывать результаты наук. Но из этого не следует, что она должна подчиняться наукам в своих высших созерцаниях и уподобляться им, соблазняться их шумными внешними успехами:
    философия есть знание, но невозможно допустить, что она есть знание, во всем подобное науке. <...> Философия есть особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с наукой и религией. Принципы Извлечения из кн Бердяев НО назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, б. г. С. 5–11.
    философии не зависят от результатов и успехов наук. Философ в своем познании не может ждать, пока науки сделают свои открытия. Наука находится в непрерывном движении, ее гипотезы и теории часто меняются и стареют, она делает все новые и новые открытия. В физике за последние тридцать лет произошла революция, радикально изменившая ее основы. <…> Философия есть любовь к мудрости и раскрытие мудрости в человеке, творческий прорыв к смыслу бытия. Философия не есть религиозная вера,
    не есть теология, ноне есть и наука, она есть она сама Главный признак, отличающий философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла,
    наука же познает бытие как бы вне человека, отрешенно от человека. Поэтому для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа. <...> Философия в конце концов неизбежно становится философией духа, и только в таком качестве своем она не зависит от науки. Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной. Философская антропология есть центральная часть философии духа. Философия видит мир из человека, и только в этом ее специфичность. Наука же видит мир вне человека, освобождение философии от всякого антропологизма есть умерщвление философии Познание бытия в человеке и из человека ничего общего не имеет с психологизмом. Психологизм есть, наоборот, замкнутость в природном, объективированном мире. Психологически человек есть дробная часть мира. <…> Человек бытийствен, в нем бытие ион в бытии, но и бытие человечно, и потому только в нем я могу раскрыть смысл, соизмеримый со мной, с моим постижением.
    Вопросы к текстам. Почему Аристотель придает большое значение чувственному познанию мира человеком В чем он видит ограниченность такого вида познания. Как Л. А. Сенека понимает суть свободы человека. Почему И. Кант практическому разуму предпочел чистый разум. В чем видит Н. Бердяев специфику философии
    Глава 2
    ОНТОЛОГИЯ
    Ключевые понятия
    Бытие – философская категория, с помощью которой фиксируется основа существования предмет онтологии базисная категория в теории познания, необходимая для создания возможных картин мира и всех философских категорий.
    Возможность и действительность – модальные характеристики бытия. В понятии возможность отражена объективно существующая тенденция изменения предмета, которая возникает на основании установленной закономерности его развития. В понятии действительность отображается наличное состояние предмета, которому присущи объективное существование и аспект конституирования в качестве фрагмента бытия.
    Действительность предстает в качестве совокупности всех реализовавшихся возможностей, что обусловливает ее предметное совпадение с феноменом наличного бытия.
    Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая в материалистической традиции субстанцию, которая обладает статусом первоначала по отношению к сознанию. Понятие «материя»
    рассматривается в двух смыслах 1) категориальном, выражающем наиболее глубокую сущность мира (его объективное бытие 2) некатегори- альном, в котором материя отождествлена совсем Универсумом.
    Онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) – учение о бытии;
    в рамках классической философии онтология является учением о бытии как таковом, выступающем (как и гносеология, этика, антропология и др.)
    в качестве базового компонента философской системы в современной неклассической философии фокус онтологии смещается в сторону интерпретаций способов бытия. Основные категории философской онтологии предельно общие понятия, с помощью которых осуществляется философское осмысление мира.
    Пространство и время – философские категории, обозначающие формы бытия явлений и вещей, с одной стороны, в их событийности
    сосуществовании в пространстве, с другой – в процессах смены их друг другом во времени, продолжительности их существования.
    Сущность и явление – философские категории, с помощью которых фиксируются субстанциональность основания сущего, его самостоятельность, а также совокупность существенных свойств и качеств вещи в понятии сущность и чувственно воспринимаемые характеристики вещи, выражающие наличие сенсорно не заданной сущности в понятии явление. Онтология

    в структуре философского знания
    Основными вопросами онтологии являются вопросы происхождения, универсальных связей, базовых характеристики законов мира. Содержательно, ноне терминологически понимание онтологии было введено Аристотелем, который выделил первую философию – особый раздел философии, основополагающим для которого был поиск первых начали причин бытия. Аристотель разделял науки на теоретические (физика, математика и первая философия) и практические (этика и политика).
    «Первая философия в дальнейшем стала называться метафизикой. Ее предмет – не природа, но нематериальные причины и сверхчувственные вечные сущности, которые присутствуют в природе и одновременно превосходят ее как всеобщее, являющееся через отдельное. Категории онтологии отражают черты всеобщего как предмета философии.
    «Первая философия для Аристотеля – это учение о сущем как таковом, сущность которого – это не все существующее, а только общая природа сущего как такового. Философия – это наука о всеобщем, для которой проблема сущности мира взаимосвязана с проблемой его познания, а значит, с проблемой истины. Аристотелевские рассуждения о первой философии, или метафизике, оказали огромное влияние на всю последующую философию.
    Термин онтология, что с древнегреческого переводится как
    «знание о сущем, был введен сначала Р. Гоклениусом (1613), а затем
    И. Клауберг (1656) использовал термин «онтософия» как эквивалент
    понятия метафизика. В категориальном практическом применении термин онтология был зафиксирован Х. Вольфом, который в работах 1712 по 1723 гг. ввел разное понимание семантики терминов онтология и «метафизика».
    Онтология в структуре философского знания выступает как учение о бытии, однако, как отмечает Е. В. Бакеева, если мы хотим понять, о чем онтология, нам необходимо искать это о чем”
    не в мире внешних нам предметов, не в области объективной реальности, нов самом вопросе о бытии, постольку поскольку он является нашим собственным переживанием»
    1
    Основным вопросом онтологии является вопрос что существует. Используя понятия бытие, свойства и формы бытия, пространство, время, движение материи, онтология предстает как наиболее общее описание универсума, всего существующего. Онтологическое описание не ограничивается данными отдельных науки даже не сводится к ним. В онтологическом аспекте философского знания присутствуют представления о предельных, фундаментальных структурах бытия. Предельно общие понятия, с помощью которых осуществляется философское осмысление, являются категориями онтологии. Содержание философских категорий не является неизменным, оно развивается в процессе общественного познания. Категории онтологии бытие и «небытие»

    Категории бытие и небытие являются самыми общими понятиями онтологии и философии. Бытие составляет все, что существует, поэтому с понятием бытие связана такая группа понятий, как существование, действительность, реальность, «мир»,
    «космос» и др. Категория небытие раскрывается посредством обращения к понятиям ничто и «несуществование». Для всего существующего в мире характерно то, что оно есть, оно существует Бакеева Е. В Введение в онтологию образы мира в европейской философии курс лекций : [учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2014. С. 6.
    однако существованию присущи разные способы и формы бытия,
    что отражено в философском принципе многообразия мира.
    Бытие как предмет исследования по-разному трактовалось входе исторического развития философской мысли. В философию категория бытие введена Парменидом. Парменид рассматривает не физическую, а идеальную сущность вещей и явлений. Идеальный план становится доступным человеческому сознанию только в результате умственных усилий при наличии такого мирового компонента, как Единое понятие Единого есть прежде всего средство установления единства мыслящего ума – как важнейшего условия реализации, осуществления бытия. Парменид, пробле- матизируя тождество бытия и мышления, бытия и мыслей о бытии, действует в рамках неизбежности и парадоксальности понимания Единого оно необходимо именно для того, чтобы мыслить многое»
    3
    В понятии бытие присутствует убеждение человека в объективном существовании людей, вещей, состояний, процессов. В понятии бытие воедино сливаются объективная и субъективная реальности как все существующее. Под объективной реальностью понимается мир физических состояний и социоприродный мир.
    В качестве субъективной реальности рассматривается мир человека в его психологических, духовных состояниях. Бытие включает в себя динамику взаимодействия объективной реальности и субъективного мира человеческой культуры.
    Понятие субстанция используется для обозначения реальной основы конкретного мира, являющегося в различных формах существования предметов и явлений. Одной из философских проблем является проблема определения субстанциональной основы бытия. Выделяют идеальное и материальное начала. Направление,
    которое признает равноправие обоих начал бытия, называется дуалистическим (от лат. duo – два. Одним из его представителей был
    Р. Декарт. Направление, признающее первичность только материального или только идеального, называется монизмом (от греч Бакеева Е. В Введение в онтологию С. 16.
    3
    Там же

    43
    monos – один. Монистическое направление представлено в виде
    материализма Маркс, который первичной реальностью считает мир физический, природный, ив виде идеализма (Гегель), для которого первичным является духовный мир, мир идей.
    Субстанциональный подход развивается в античной философия, которая пронизана идеей первоначала (основы) мира. Представители милетской школы, которые считаются натурфилософами, разрабатывали проблемы бытия и небытия, материи и ее форм,
    их интересовало, что есть главные элементы, стихии Космоса, какова структура бытия, как проявляется его текучесть и противоречивость. Так, Фалес (VII–VI вв. дон. э) первоначалом всего, пер- вовеществом, стихией, порождающей все существующее, считал воду. У Анаксимена воздух является основой Космоса, у Анакси- мандра – апейрон, нечто неопределенное, вечное и бесконечное.
    Представители школы элеатов противопоставили нечто истинное и познаваемое, которое определяется как бытие, чувственному миру как видимости (мнению, который не может быть предметом истинного знания. В понятии бытия элеаты выделили три важных момента 1) бытие есть, а небытия нет 2) бытие едино, неделимо; 3) бытие познаваемо, а небытие непостижимо.
    Подобно элеатам, Платон определяет бытие как вечное и неизменное, постигаемое разумом и недоступное чувствам. Однако,
    в отличие от элеатов, бытие у Платона – это бытие идей, и оно мно- жественно. В учении Платона идея объективна, безотносительна,
    независима от времени и пространства, бестелесна, вечна, недоступна чувственным восприятиям. Идея выступает как формообразующее начало, а материя воплощает возможности. Идея и материя являются причинами предметного мира, упорядоченного демиургом. В особом царстве идеальных сущностей наивысшей идеей является Благо.
    У Аристотеля присутствует понимание бытия как вечного,
    самотождественного и неизменного начала. Однако Аристотеля отличает от Платона поиск постоянного ив изменчивом чувственном мире. Аристотель связывает с познанием высших принципов,
    или причин, бытия вопрос о том, что такое первая философия
    Аристотель выделяет четыре причины бытия 1) форму (эйдос, морфе, или «чтойность», или сущность (essentia); 2) материю («то,
    из чего, или субстрат 3) источник движения («кинесис» в широком смысле, включая «генесис» – рост, перемещение, или «творящее»
    начало; 4) благо, или цель («телос» – конец процесса становления).
    В общем, античное понимание бытия связано с представлениями о его совершенстве, единстве, неделимости и определенности, а понимание небытия – с беспредельным, безграничным, которое осознается как несовершенство.
    В Средние века на формирование понимания бытия оказали влияние античная философия и христианское Откровение. Но представление о совершенном сущем в Ветхом и Новом Заветах,
    в отличие от античного, связано стем, что Бог являет свое беспредельное всемогущество и, следовательно, ограничение и определенность предстают как признаки конечности и несовершенства.
    В философии XVII–XVIII вв. понимание категории «бытие»
    трансформируется в понимание бытия как природного, в связи с чем преобладающей становится гносеологическая установка. Теперь философов и ученых интересует главным образом исследование природных явлений и их свойств. Т. Гоббс считал, что предмет философии составляют природные тела и вещи, искусственно созданные человеком. Согласно философии Декарта, бытие имеет субстанциональную основу, которой присуща дуальность, так как бытие явлено в двух противоположных субстанциях – материальной
    (телесной) и духовной (мыслящей. Декартова формула «Мыслю,
    следовательно, существую смещает акцент философского размышления с бытия на знание.
    В ХХ в. появляются новые философские подходы к пониманию бытия. Определяющим в трактовке категории бытия становится понимание ее как бытия человека, который явлен и переживает собственное «бытие-в-мире» как присутствие. Например,
    Ж. П. Сартр рассматривает категорию бытие в контексте бытийной структуры человека – экзистенции, включающей в себя различные модусы человеческого существования (страх, совесть,
    забота, решительность
    Одно из современных философских течений – постмодернизм утверждает парадигму небытия и небытие как фундаментальную категорию. Объясняется это тем, что природа и культура теряют определяющую значимость для человека эпохи информационного общества. Категории онтологии материя и «сознание»
    Категории материя и сознание конкретизируют содержание категорий материальное бытие и идеальное бытие. Категория материя означает первооснову материального бытия, категория сознание означает первооснову идеального бытия.
    Категории материи и сознания являются парой категорий, противопоставление которых стало основанием для расхождения материализма и идеализма. Материя – философская категория, обозначающая объективную реальность. Рассуждения о материальном необходимо предполагают идеальный план в рамках задачи осмысления единого мира человек должен помыслить как немыслимую для него неоформленную материю, таки столь же немыслимые, обособленные от всего идеи вещей. Взятые в чистом виде, материя и идея – пустые абстракции, однако в контексте этой задачи они выступают как ее обязательные условия»
    4
    Исторически первым определением материи явилось ее понимание как основы вещественности, которая не противопоставлялась сознанию, поскольку душа мыслилась как совокупность мельчайших материальных частиц. Только после того, как Платон создал учение об идеальном мире, понятие материя стало рассматриваться как противоположное понятию сознание (дух. Материя ассоциировалась с пассивным веществом, а дух – с живым,
    активным, творческим началом. Материя является первоначалом всего существующего в философии Аристотеля и у таких древнегреческих натурфилософов, как Фалес (у него это вода, Анаксимен
    (воздух), Гераклит (огонь Бакеева Е. В. Введение в онтологию С. 42.

    46 5
    Можейко МА Движение // Новейший философский словарь. Минск :
    Книж. Дом. 2003. СВ Средние века особенность постановки вопросов, связанных с категориями материя и сознание, определяется постановкой вопросов о вечности или сотворенности материи. Например, сточки зрения Фомы Аквинского, материя создана Богом и не обладает самостоятельным бытием, те. не является субстанцией.
    В философии Нового времени развивается понимание материи как совокупности свойств, общих для всех вещей, что находит свое воплощение в таких понятиях, как протяженность, тяжесть, подвижность, непроницаемость и др. Появление философии И. Канта стало одним из факторов, способствовавших устранению из философии абстрактного понятия материя и замене его более содержательными понятиями пространства и времени.
    В современной философии понятие материи включает в себя следующие характеристики несотворимость, неуничто- жимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания, она одновременно является и источником, причиной, и следствием самой себя. Понятие материя в отражении предельно общих свойств объективного мира понимается как субстанция,
    которой присущи следующие неотъемлемые свойства, названные атрибутами движение, пространство, время.
    Материя мыслима посредством движения, а движение – посредством материи. Движение – это свойство (атрибут) материи,
    заключающееся в способности материи изменяться, переходить из одного состояния в другое. Движение является понятием процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской традиции – с самых ее истоков конституируются альтернативные трактовки движения:
    от абсолютизирующего его релятивизма (начиная с Гераклита)
    до тотального его отрицания (начиная с элеатов)»
    5
    . Движение всегда это движение чего-то конкретного, ноне движение вообще.
    Основным понятием у Аристотеля является «перводвигатель»
    (или Бог, или последняя форма, который, будучи единством формальной, движущей и целевой причин, представляет собой вечную
    актуальность и чистую деятельность, лишенную пассивного начала материальной причины. В «перводвигателе» совпадает действительность и возможность, поэтому он, с одной стороны, неподвижен, ас другой, сам является источником изменения, возникновения и уничтожения, которые присущи подлунному миру.
    Классификация Аристотеля типов и форм движения включает в себя возникновение, уничтожение, изменение по качеству, увеличение, перемещение, те. изменение по положению.
    В Средние века для объяснения понятия движения Жан Бу- ридан вводит понятие «impetus» как движущего начала, приводящего в движение движимое. Н. Кузанский применяет понятие для описания действий Творца и уподобляет impetus душе, которая живит (движет) живое существо, не переставая оживлять тело, пока оно способно жить.
    В XVII и XVIII вв. преобладание механистического видения мира приводит к пониманию движения как механического. Именно убежденность в универсальном характере законов механики стала для Р. Декарта и И. Ньютона причиной перенесения ими механических законов навесь мир. Р. Декарт, например, описывал
    Бога как подобного мастеру-часовщику, который только запускает механизм мировых часов, но далее они идут по своим собственным законам.
    Гегель в качестве источника движения рассматривал внутреннюю противоречивость явлений и выделил три основные формы движения – механическую, химическую и органическую. Эн- гельсом была предложена расширенная классификация форм движения материи механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Под влиянием достижений современной науки классификация форм движения материи изменилась. Сегодня выделяют три основные группы движениям ат ер и и) пространственные перемещения, движения и превращения объектов неорганической природы 2) процессы саморегуляции,
    отражения и др. в живой природе 3) многообразные проявления деятельности людей как общественные формы движения материи
    Формы существованиям ат ер и и – пространство и время, выводимые из способа ее существования, которым является движение как атрибут материи. Пространство и время
    являются философскими категориями, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают,
    с одной стороны, их событие, сосуществование (в пространстве),
    с другой – процессы смены их друг другом (во времени, продолжительность их существования. <…> Принципиально различными в трактовке пространства и времени в истории философии выступали подходы, постулирующие их как а) такие формы бытия, которые полностью автономны от тех явлений и вещных систем, которые в них помещены ив них существуют и являются б) такие порядки, такие внутренние меры природно-социальных систем,
    которые задаются их взаимодействием и обусловлены их природой и характером»
    6
    Различные трактовки понимания пространства ив ре м е ни могут быть сведены к двум фундаментальным подходам – субстанциальному и реляционному.
    Субстанциальная концепция характерна для классического типа философствования и научной рациональности начиная с Ньютона и Галилея. В этой концепции время и пространство предстают в виде особого рода субстанций, которые существуют сами по себе,
    не связаны между собой, не зависят от объектов материального мира, но оказывают на них значительное влияние. Пространство и время рассматриваются как особое вместилище материальных вещей и происходящих в мире явлений, процессов и событий.
    Время понимается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность.
    Реляционная концепция развивается в работах Р. Декарта и
    Г. Лейбница и характерна для современной науки после создания
    А. Эйнштейном теории относительности. Согласно этой концепции, пространство и время возникают как отношения между объектами и процессами Грицанов А. А Пространство и время // Новейший философский словарь.
    Минск : Книж. Дом, 2003. С. 804.
    Вторая половина XIX – начало ХХ в. – это время научных открытий, которые заставили ученых признать реляционную трактовку пространства и времени. Пространство и время стали рассматриваться в качестве относительных свойств бытия, зависящих от систем отсчета. Физический смысл пространства и времени возникает только в условиях определения порядка событий, которые связаны с материальными взаимодействиями. В пространстве и времени были обнаружены имманентно взаимосвязанные друг с другом свойства, что позволило мировые события интерпретировать как происходящие в пространственно-временном континууме.
    В философском плане пространство и время предстали важнейшими атрибутами бытия, характеризующими функцию физических отношений между объектами. При этом справедливой кажется точка зрения Е. В. Бакеевой, считающей, что как бы мы ни понимали пространство и время (как пустые вместилища тел и событий или как протяженность и длительность, мы – в качестве действующих и познающих – оказываемся в каком-то вне- пространственном и вневременном месте. <…> Именно поэтому критическое учение И. Канта, согласно которому пространство и время осмысляются в качестве априорных (доопытных) форм чувственности, может рассматриваться как своего рода общий знаменатель двух вышеупомянутых концепций»
    7
    В философском понимании категории материя и «сознание»
    противопоставляются. Сознание является способностью человека к мышлению. Взаимосвязанными и зачастую синонимичными сознанию в истории философии являются такие понятия, как «дух»,
    «идеальное», всеобщая идея, объективный разум, мировая воля, осознанное бытие и др.
    В философии Платона сознание впервые стало определяться как первооснова идеального мира. Понятия идеальное и идеальный мир противопоставляются понятиям материальное и материальный мир. В философии Средних веков особенность понимания сознания связана с представлением об идеальной первопри-
    7
    Бакеева Е. В. Введение в онтологию С. 281.
    чине мира – с представлением о Боге. Человеческое сознание определялось как отблеск Божественного сознания. В эпоху Возрождения сознание начинает рассматриваться как атрибут человеческого бытия, а в философии Нового времени обсуждается уже проблема выявления свойств сознания как такового. Представителями немецкой классической философии посредством раскрытия диалектики индивидуального и социального были обозначены различные уровни организации сознания, его активность и историзм.
    Для современных теорий сознания при всем их разнообразии характерно признание идеальности сознания, поскольку образы, им пораждаемые, не обладают ни свойствами предметов действительности, которые отражены в сознании, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возможны.
    Сознание определяется в социальном аспекте, поскольку мышление осуществляется человеком, включенным в общественную систему.
    В современной философии присутствуют трактовки сознания как специфически человеческого способа адаптации к среде, средством реализации которой явился язык. Язык – это способ выражения и сохранения сознания, существующего в знаково-символи- ческой форме. Мышление идеально, оно оперирует идеальными объектами, язык, напротив, материален, поскольку знаки и символы невозможны без репрезентирующих их материальных носителей. Язык является материальным выражением нематериальных
    (идеальных) конструктов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта