Главная страница
Навигация по странице:

  • Научное мировоззрение

  • 1.3. Предмет, структура и функции философии

  • 1.5. Этапы исторического развития философии

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница2 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Философское мировоззрение
    Наиболее развитой формой мировоззрения является философское мировоззрение, которое строится на основе рационального объяснения мира человеком. Зарождение философии произошло в таких странах Древнего мира, как Греция, Индия, Китай, Египет,
    в I тыс. дон. э.
    Как самостоятельная наука философия формируется в VII–V вв.
    до н. э, что связано с происходящим в названных странах Древнего мира процессом дифференциации наук. Обобщение знаний общества о мире в единую систему становится задачей философии,
    что и определяет ее роль в развитии других наук как системы общих знаний о природе, обществе и человеке. В этот же период складывается общая структура философского знания и формируются разделы философии онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, история философии и др.
    Существует проблема происхождения философии, которая предполагает поиск ответа на вопрос, как возник феномен философии. Возникла ли философия как самодостаточное явление духовной культуры или ей предшествовало знание, которое и способствовало формированию собственно философии?
    Есть несколько концепций происхождения философии Мифогенная. Философия зарождается на основе мифологии посредством ее постепенной рационализации

    14
    Гносеогенная. Философия возникает в результате накопления научных знаний Социогенная. Философия возникает в результате развития социальных форм бытия, сложившихся в античной Греции. Такой новой формой совместного бытия людей стал греческий полис.
    Именно демократическое устройство греческого полиса способствовало формированию свободного, творческого мышления.
    Философия предполагает обращение к мифу, но исходя из разума, логоса Если Миф в формах созерцания полагал абсолютное тождество человека и мира в сознании путем их абсолютного противопоставления в действительности, то Логос посредством интеллектуальной деятельности превращал человека в субъекта духовного творчества, носителя универсальной способности знать мири делать свое знание необходимым миру, те. полагал абсолютное различие мира и человека в сознании путем их отождествления в реальности»
    5
    О со б е н нос т и философского мировоззрения. Философия обращается к разуму человека, осуществляет рациональный анализ бытия человека, обосновывая свои представления и утверждения. Она закладывает основы рационального объяснения природы и общества. Философия как мировоззрение предлагает идеальные модели построения и развития общества и человека, раскрывает смысли возможности научного, эстетического и нравственного освоения мира человеком. Философское мировоззрение формирует основные ценностные установки индивидуального сознания, дает возможность человеку не только знать, но и утвердиться в своей жизненной позиции, следовать своим целями идеалам. Философия – это мировоззрение понятийно-категориально- го, логико-рационального, рефлексивного уровня, что отличает ее от мифологического и религиозного мировоззрения и таких нере- лигиозных форм познания, как идеологическое, художественное Человек и многомерность сотворенного им мира. Си практическое познание, для которых основополагающим является уровень образных, символических представлений.
    Философия может быть представлена как мера человеческих ценностей, как феномен духовной культуры, в котором учение о мире и месте человека в нем связано с формой общественного сознания. Философия – это теоретическая основа мировоззрения.
    И уже переход от мифа к логосу сопровождался рационализацией и теоретизацией представлений о законе. Само понятие логос выражает в греческом языке одновременно и слово, и разум … и собственно закон – как закон природы, таки социальный закон. Познание мира опосредовано логикой, теоретическим мышлением.
    Это приводит к пониманию философии также как методологии научного знания и практической деятельности.
    Научное мировоззрение
    Научное мировоззрение основывается на познании и теоретическом осмыслении законов развития природы и общества. Главный вопрос науки – каковы законы объективного мира. Предмет науки заключается в изучении объектов действительности для получения объективных знаний о мире. Главная задача ученого – создание объективной картины мира, что обусловливает необходимость в получении точного знания и формулировании теорий, истинность которых может быть подтверждена экспериментально.
    Основополагающее назначение науки состоит в поиске закономерностей, поскольку они позволяют не только описывать, но и объяснять явления объективного мира Наука есть система отношений, среди которых законы универсальные отношения»
    7
    С наукой философию роднит опора на теоретические методы проведения исследований, применение логического инструментария,
    позволяющего обосновывать, разрабатывать достоверные общезначимые принципы и положения Кашперский В. И. Закон. Законы науки // Эпистемы : сб. науч. статей. Екатеринбург. С. 66.
    7
    Там же. С. 73.

    16
    1.3. Предмет, структура и функции философии
    Проблема предмета, природы и спецификифилософии определяет пределы проблемного поля философии, являет специфику философии как формы сознания, обозначает ее место в системе человеческой культуры. Представление о философии как теории связано с ее поисками предельных оснований бытия, первоосновы всего сущего. Цель философии заключается в наиболее полном обобщении закономерностей, открытых другими науками.
    Предмет философии – это наиболее общие взаимоотношения,
    закономерности, существующие в системе мири человек на всех уровнях бытия. Человек и его отношение к миру как предмет философии раскрываются посредством фиксации отношений объективной действительности и субъективного мира.Философия ставит и ищет ответы на вечные вопросы, которые являются вопросами не обыденно-практической жизни, но наиболее общей и глубокой сферы человеческого существования – сферы поиска ответов на вопросы о смысле человеческой жизни и ее ценности о возможности познания окружающего мира человеком итого, какое место в этом мире принадлежит человеку обосновании всего существующего,
    является ли оно материальным или духовным началом, и т. д. Посредством постановки вечных вопросов человек пытается понять наиболее общие основания бытия этого мира, найти себя в этом мире, сам для себя решить вопросы добра и зла, определить, что есть свобода и какова ее мера.
    Предмет философского анализа – это вечные вопросы, которые находят свое решение ив мифологии, ив религии, в рамках которых исследуются вопросы происхождения мира и человека,
    исходных принципов бытия, смысла и норм человеческой жизни, будущего человека и общества и др. Однако метод их осмысления различен для мифилогии и религии важна чувственная и иррациональная составляющая, для философии более важны разумное и объективное знание.
    Первоначально философская мудрость обнаруживается как рефлексия по поводу традиционного уклада общественной жизни
    и представлений человека. Однако в дальнейшем она становится метанаукой. Конкретные науки в их стремлении познать явления природы и общества ограничены конечным содержанием изучаемого предмета, его данностью. Объективные знания конкретных наук – знания о частях, кусочках реальности. Философия же ищет дорогу к целому. В силу этого ее отличает большая степень обобщенности и концентрации знаний об уровнях бытия.
    Предмет философии увязывает как закономерный, упорядоченный характер мирового бытия, его целое в системе категорий и идей, таки представимость этих категорий и идей в текучем многообразии действительности. На этом основании философия способна объединить знание о природе и знание о человеке и обществе на антропологическом основании, представив их как результат единого исторического процесса развития культуры, по определению и сути носящей антропогенный характер»
    8
    В каждую эпоху существовало множество философских школ и направлений, что говорит об многоликости философии. Следует учитывать, что огромную роль в философии играет личность философа, его талант, опыт, знания, оригинальное восприятие мира.
    Существуют различные концепции предмета философии. Философия – наука о наиболее общих первоначалах бытия и познания, учение о первопричинах и первосущностях вещей.
    Философия как познание рассматривает наиболее общие принципы понимания действительности. Философия – учение о жизни человека, ее смысле и ценностях. Философия – учение о человеке, его сущности, строении его сознания и формах его мыслительной и практической деятельности. Философия – наука о законах развития общества.
    Все эти определения не противоречат друг другу, а раскрывают содержание предмета философии с разных сторон. Одной точки зрения на предмет философии не может быть. Философское знание многогранно, и его предмет нельзя свести к одному варианту Человек и многомерность сотворенного им мира. С. 177.
    так как специфика каждого из вариантов зависит от способа постановки вечных вопросов и способов их решения, характерных для того или иного периода развития философии.
    С тру к тура философского знания подразумевает способ его организации, те. из каких разделов оно состоит.
    Традиционные разделы философии. Онтология – учение о бытии. Философская антропология – учение о человеке. Гносеология (эпистемология) – учение опознании. Аксиология – учение о ценностях. Логика – учение о законах мышления. Социальная философия – учение о законах общественного развития. Этика – учение о морали и нравственности. Эстетика – учение о законах красоты. Герменевтика – учение о смыслах. Теология – учение о Боге.
    Для современной философской науки характерна более дробная структура:метафизика, философия природы, философия человека, философия познания, этическая философия, социальная философия, философия истории, философия культуры, философия политики, философия образования, философия техники, философия религии, философия языка, философия искусства, логика, история философии, футуристическая философия.
    В опрос о функциях философии это вопрос о том, какую роль философия играет в жизни людей. Основные функции философии следующие мировоззренческая, методологическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая,
    социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая.
    Мировоззренческая функция философии состоит в создании на фундаменте философии целостной картины мира, целостных представлений о его устройстве, а также о месте в нем человека и связи человека с окружающим его миром.
    Методологическая функция философии выражается в разработке философией основных методов познания окружающей действительности Гносеологическая функция философии заключается в поиске способов достоверного познания окружающей действительности.
    Критическая функция философии состоит во внесении философией элементов сомнения в познание окружающего мира, атак- же в существующее знание. Разрушение догм приводит к расширению границ познания и увеличению достоверности знания.
    Аксиологическая функция философии проявляется в познании и отношении к вещам, явлениям окружающего мира сточки зрения их ценностного понимания (морально-нравственного, этического, социального, идеологического и др.).
    Социальная функция философии связана с объяснением общественных процессов, причин их возникновения и эволюции, современного состояния общества, его структуры, элементов, движущих сил и т. д.
    Воспитательно-гуманитарная функция философии заключается в распространении ценностей и идеалов гуманистического характера, что способствует адаптации человека в окружающем мире, укреплению морали и поиску смысла жизни.
    Прогностическая функция философии проявляется в том, что философия на основании знаний об окружающем мире и человеке осуществляет прогнозирование тенденций развития человека,
    природы и общества. Основной вопрос философии

    и основные виды философского знания
    В качестве основного вопроса философии в истории философской мысли решалась дилемма соотношения духа и материи (сознания и бытия. Этот вопрос включает в себя два аспекта – онтологический и гносеологический.
    О н тол о г и чески й аспект отражен в вопросе:
    «Что первично – дух или материя Ответ на этот вопрос привел к формированию таких течений, как материалистическое и идеалистическое Представителями материалистического направления являются
    Левкипп (V век дон. э, Демокрит (ок. 460 дон. э. – ок. 370 дон. э.),
    Ж. Оде Ламетри (1709–1751), КА. Гельвеций (1715–1771), Э. Б. де
    Кондильяк (1715–1780), ПА. Гольбах (1723–1789), Л. А. Фейербах
    (1804–1872), К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895) и др.
    Представителями идеалистического направления являются Будда (ок. 563 дон. э. или 623 дон. э. – ок. 483 дон. э. или 543 дон. э.),
    Платон (428 или 427 дон. э, – 348 или 347 дон. э, Аристотель дон. э 322 дон. э, Р. Декарт (1596–1650), Г. В. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель (1770–1831), Ф. В. Шеллинг (1775–1854),
    Вл. Соловьев (1853–1900), Н. Бердяев (1874–1948) и др.
    Г носе о логический аспект отражен в вопросе:
    «Познаваем ли мир Это вопрос о способности сознания отражать бытие и делать это адекватно. Философы, которые полностью или частично отрицали познаваемость мира, назывались агностиками. Представители данного направления софисты (V–IV вв.
    до н. э, Д. Юм (1711–1776), отдельные позитивистские и неопозитивистские течения, Дж. Сантаяна (1863–1952) и др.
    Воззрения на то, что представляет собой основной вопрос философии, многообразны. Для древней индийской философии основополагающая проблема – поиск практического пути выхода из циклов перерождения в земном мире, позволяющего освободить человека от страданий. В традиции буддизма развиваются идеи Гаутамы Будды, связанные с поиском путей, позволяющих избавиться от страданий. Ортодоксальная индийская философия
    (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др) ищет ответ на вопрос, как избавиться от сансары (круговорота перерождений души, кармы (последствий своих поступков и мыслей, как достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах.
    Для античных философских школ (Фалес, Пифагор, Анакси- мен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др) основной вопрос философии – это вопрос о том, что лежит в основе всех вещей, что есть истинное бытие
    Для средневековой религиозной философии (Августин, Ори- ген, Василий Великий, Фома Аквинский) основными являлись вопросы познания Бога и спасения души. Для суфийской традиции
    Средних веков – Нового времени (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джу- найд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др) главным был вопрос воссоединения с Богом. Оккультная философия Средних веков – Нового времени (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель,
    Я. Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др) главной проблемой философии считала трансмутацию сущности человека и достижение духовного бессмертия.
    Для представителей эмпиризма (Ф. Бэкон и др) и рационализма (Р. Декарт и др) Нового времени суть основного вопроса философии сводилась к поиску истинного метода научного и философского познания.
    В рамках немецкой классической философии И. Кантом были сформулированы важнейшие вопросы философии Что я могу знать, Что я должен делать, На что я могу надеяться. Г. Ге- гель считал, что основным вопросом философии является познание
    Абсолютного Духа и диалектической логики его развития. В традиции диалектического материализма (марксизм К. Маркса, Ф. Эн- гельса, В. Ленина и др) основным вопросом философии считать проблему соотношения бытия и сознания, материи и духа, что приводит к постанове двух вопросов Что первично материя или сознание, материя или дух, Способен ли дух познать материю?».
    В ХХ в. постановка основного вопроса философии не является однозначной в силу разнообразия философских традиций.
    В традиции неопозитивизма, например, основным вопросом философии считается вопрос о том, что есть истинное научное познание (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Б. Рассели др. В аналитической философии основной вопрос философии – это проблема языка (Дж. Э. Мур, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.).
    Родоначальник феноменологической философии Э. Гуссерль ставит проблему нахождения внеопытных и внеисторических структур сознания, которые обеспечивают реальное функционирование
    сознания и совпадают с идеальными значениями, выраженными в языке и психологических переживаниях. М. Хайдеггер формулирует вопрос, почему есть нечто, а не ничто.
    В традиции экзистенциализма (философия существования)
    основной проблемой философии является проблема человека, уникальности его бытия, которое трактуется иррационально (А. Камю,
    Ж. П. Сартр, Г. Марсель, К. Ясперс и др.).
    Философия ищет дорогу к целому. В силу этого ее отличает большая степень обобщенности и концентрации знаний об уровнях бытия, что находит свое выражение в видах философ и и,
    таких как обыденная (житейская) философия, религиозно-догма- тическая философия, мистическая философия, научная философия.
    Обыденная (житейская) философия основана на чувственном восприятии действительности, произвольном умозрении, связь которого с объективным опытом и реальностью не всегда является реализуемой.
    Религиозно-догматическая философия опирается на положения Священного Писания и догматы Церкви, что обусловливает приоритет веры над знанием и концентрацию разума на толковании и доказательстве предметов веры.
    Мистическая философия основана на осмыслении и истолковании средствами разума личного мистического (духовного) опыта, эмпирического, рационального и иррационального познания.
    Научная философия представлена такими типами философии,
    как рационалистическая философия, эмпирическая философия,
    рационально-эмпирическая философия
    Для рационалистической философии основанием служат доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.
    Для эмпирической философии основанием является объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.
    Для рационально-эмпирической философии основанием служат объективный опыт, аргументы разума и действие интуиции (атак- же другие виды иррационального познания, которые истолковываются средствами разума

    23
    1.5. Этапы исторического развития философии
    Процесс становления и развития философии отражает изменчивость понимания философией объекта исследования. Выделяют следующие периоды развития философ и и:
    древнюю философию, философию Средних веков, философию эпохи Возрождения, Нового времени, современную философию.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта