Главная страница
Навигация по странице:

  • Положение человека в Космосе

  • Ключевые понятия

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница8 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Тексты для изучения
    Н. Г. Чернышевский
    Антропологический принцип в философии
    18
    Антропологический принцип состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру. Пренебрежение к антропологическому принципу отнимает у них ученых всякое достоинство исключением служат творения очень немногих прежних мыслителей, следовавших антропологи Фромм Э Иметь или быть. МС Извлечения из кн Чернышевский Н. Г Избр. филос. соч. М, 1951. Т. С. 234, 235.

    87
    ческому принципу, хотя еще и не употреблявших этого термина для характеристики своих воззрений на человека таковы, например, Аристотель и Спиноза.
    Что касается до самого состава слова антропология, оно взято от слова anthropos, человек, – читатель, конечно, и без нас это знает. Антропология – это такая наука, которая, о какой бы части жизненного человеческого процесса ни говорила, всегда помнит, что весь этот процесс и каждая часть его происходит в человеческом организме, что этот организм служит материалом, производящим рассматриваемые ею феномены, что качества феноменов обусловливаются свойствами материала, а законы, по которым возникают феномены, есть только особенные частные случаи действия законов природы. М. Шеллер

    Положение человека в Космосе
    19
    Если спросить образованного европейца, о чем он думает при слове человек, то почти всегда в его сознании начнут сталкиваться три несовместимых между собой круга идей. <...> Существуют естественнонаучная, философская и теологическая антропологии, которые не интересуются друг другом, единой же идеи человека у нас нет. Специальные науки, занимающиеся человеком и всевозрастающие в своем числе, скорее скрывают сущность человека, чем раскрывают ее Слово человек должно означать совокупность вещей,
    предельно противоположную понятию животного вообще. Я утверждаю сущность человека и то, что можно назвать его особым положением, возвышается над тем, что называют интеллектом и способностью к выбору, и не может быть достигнуто, даже если предположить, что интеллект и избирательная способность произвольно возросли до бесконечности. Но неправильно было бы и мыслить себе тоновое, что делает человека человеком, только Извлечения из кн Шеллер М Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М. : Прогресс, 1988. С. 31–33, 51–56, 60, 63–65, 90.
    как новую сущностную ступень психических функций и способностей, добавляющуюся к прежним психическим ступеням, – чувственному порыву, инстинкту, ассоциативной памяти, интеллекту и выбору, так что познание этих психических функций и способностей, принадлежащих к витальной сфере, находилось бы еще в компетенции психологии. Новый принцип, делающий человека человеком, лежит вне всего того, что в самом широком смысле,
    с внутренне-психической или внешне-витальной стороны мы можем назвать жизнью Уже греки отстаивали такой принцип и называли его разумом. Мы хотели бы употребить для обозначения слово дух. Если главным в понятии духа сделать особую познавательную функцию, род знания, которое может дать только он, то тогда основным определением духовного существа станет его – или его бытийственного центра – экзистенциальная независимость от органического, свобода, отрешенность от принуждения и давления, от жизни и всего, что относится к жизни, то есть в том числе его собственного, связанного с влечениями интеллекта. Такое
    «духовное» существо больше не привязано к влечениями окружающему миру, но свободно от окружающего мира и, как мы это будем называть, открыто миру. У такого существа есть мир. Поэтому дух есть предметность, определимость так-бытием самих вещей. И носителем духа является такое существо, у которого принципиальное обращение с действительностью вне него прямо-таки перевернуто по сравнению с животным. У животного, в отличие от растения, имеется, пожалуй, сознание, ноу него, как заметил уже Лейбниц, нет самосознания. Оно не владеет собой, а потому и не сознает себя. Сосредоточение, самосознание и способность и возможность опредмечивания изначального сопротивления влечению образуют, таким образом, одну- единственную неразрывную структуру, которая, как таковая, свойственна лишь человеку.
    Животное и слышит, и видит – не зная, что оно слышит и видит У животного нет воли, которая существовала бы независимо от импульсов меняющихся влечений, сохраняя непрерывность
    при изменении психофизических состояний. Животное, так сказать, всегда попадает в какое-то другое место, чем оно первоначально хотело. Глубоко и правильно говорит Ницше: Человек это животное, способное обещать. Только человек, поскольку он личность, может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы поту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого. Животное целиком живет в конкретном ив действительности.
    Со всякой действительностью каждый раз связано место в пространстве и положение во времени, теперь и здесь, а во-вто- рых, случайное так-бытие (So-sein), даваемое в каком-нибудь аспекте чувственным восприятием. Быть человеком – значит бросить мощное нет этому виду действительности. Это знал Будда, говоря прекрасно созерцать всякую вещь, но страшно быть ею. Таким образом, человек есть то живое существо, которое может (подавляя и вытесняя импульсы собственных влечений, отказывая им в питании образами восприятия и представлениями) относиться принципиально аскетически к своей жизни, вселяющей в него ужас. <...> Задачи философской антропологии – точно показать, как из основной структуры человеческого бытия, кратко обрисованной в нашем предшествующем изложении, вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека язык, совесть, инструменты, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, изобразительные функции искусства, миф,
    религия, наука, историчность и общественность.
    З. Фрейд
    Я и Оно
    20
    Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что неоднократно высказывалось раньше Фрейд З Я и Оно // Фрейд З. Избранное. МС Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря,
    психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. <...> Психоаналитическая теория … утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому,
    что им противодействует известная сила, что без этого они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнанных психических элементов.
    Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно установить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддержавшая его, ощущается нами вовремя нашей психоаналитической работы как сопротивление.
    Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем изучения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное скрытое, но способное стать сознательными вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным. Скрытое, бессознательное, являющееся таковым только в описательном, ноне в динамическом смысле, называется нами подсознательным термин бессознательное мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному таким образом, мы имеем теперь три термина сознательное (Bw), пред- сознательное (Vbw) и бессознательное (Ubw), смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (Vbw) предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознательному (чем бессознательное, атак как бессознательное (Ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем таки скрытое предсозна- тельное (Vbw).

    91
    <...> Сознание, о котором ничего не знаешь, кажется мне гораздо более абсурдным, чем бессознательное, душевное. И наконец, такое приравнивание незаметного бессознательному пытались осуществить, явным образом недостаточно считаясь с динамическими отношениями, которые для психоаналитического понимания играли руководящую роль. Ибо два факта упускаются при этом из виду во-первых, очень трудно и требует большого напряжения уделить достаточно внимания такому незаметному во-вторых, если даже это и удается, то прежде бывшее незаметным не познается теперь сознанием, наоборот, часто представляется ему совершенно чуждым, враждебными резко им отвергается. Я связано с сознанием, что оно господствует над побуждениями к движению, тек вынесению возбуждений во внешний мир.
    Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей значимости и деятельности. <...> Мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вытесненным остается верным, что все вытесненное бессознательно, но все бессознательное есть вытесненное.
    Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной, без всякого сомнения, бессознательна. И это бессознательное в Яне есть скрытое в смысле предсознательного,
    иначе его нельзя было бы сделать активным без сознания и самосознание не представляло бы столько трудностей.
    К. Г. Юнг
    Архетип и символ Архетип же является тенденцией к образованию таких представлений мотива, представлений, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой схемы.
    Существует, например, множество представлений о враждебном Извлечения из кн Юнг КГ Архетип и символ. МС чувстве, носам по себе мотив всегда остается неизменным. В сущности, архетипы являются инстинктивными векторами, направленным трендом, точно также, как импульсу птиц вить гнезда, ау муравьев строить муравейники.
    Здесь я должен пояснить разницу между архетипами и инстинктами. То, что мы называем инстинктами, является физиологическим побуждением и постигаются органами чувств. Нов тоже самое время инстинкты проявляют себя в фантазиях и часто обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов. Эти проявления я и назвал архетипами. Они не имеют определенного происхождения, они воспроизводят себя в любое время ив любой части света, – даже там, где прямая передача или
    «перекрестное оплодотворение посредством миграции полностью исключены.
    Э. Фромм
    Иметь или быть Чтобы полнее охарактеризовать принцип обладания, который мы здесь рассматривали, необходимо сделать еще одно уточнение и показать функцию экзистенциального обладания само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. Это относится к нашему телу, пище, жилищу, одежде, а также к орудиям производства, необходимым для удовлетворения наших потребностей, такую форму обладания можно назвать экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования. Оно представляет собой рационально обусловленное стремление к самосохранению – вот- личие от характерологического обладания, страстного желания удержать и сохранить которое не является врожденным, а возникло в результате воздействия социальных условий на биологически данный человеческий вид Извлечения из кн Фромм Э Иметь или быть. МС Экзистенциальное обладание не вступает в конфликт с бытием, характерологическое обладание вступает в такой конфликт.
    Даже те, кого называют справедливыми и праведными, должны желать обладать в экзистенциальном смысле, поскольку они люди, тогда как средний человек хочет обладать ив экзистенциальном, ив характерологическом смысле. Важное значение бытия обнаруживается при противопоставлении его видимости. Если я кажусь добрым, хотя моя доброта лишь маска, прикрывающая мое стремление эксплуатировать других людей если я представлюсь мужественным, в то время как я чрезвычайно тщеславен или, возможно, склонен к самоубийству Мое поведение отличается от моего характера. Структура моего характера, истинная мотивация моего поведения составляют мое реальное бытие. Мое поведение может частично отражать мое бытие, но обычно оно служит своего рода маской, которой я обладаю и которую я ношу, преследуя какие-то свои цели. Людям присущи две тенденции одна из них, тенденция иметь обладать – в конечном счете черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению вторая тенденция – быть,
    а значит, отдавать, жертвовать собой – обретает свою силу в специфических условиях человеческого существования и внутренне присущей человеку потребности в преодолении одиночества посредством единения с другими. <...> Те культуры, которые поощряют жажду наживы, а значит, модус обладания, опираются на одни потенции человека те же, которые благоприятствуют бытию и единению, опираются на другие.
    Вопросы к текстам. В чем суть антропологических воззрений Н. Г. Чернышевского?
    2. Как интерпретируется проблема человека в учении М. Шеллера?
    3. Каковы основные принципы теории З. Фрейда?
    4. Какова взаимосвязь архетипов и бессознательных аспектов человека в теории К. Юнга. Каковы принципы человеческого существования в учении Э. Фромма?
    Глава СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Ключевые понятия
    Индивид – один из представителей человеческого рода.
    Индивидуальность – особенное, уникальное и неповторимое в че- ловеке.
    Личность – понятие, обозначающее интегрированность в человеке социально значимых черт, сформировавшихся в результате его взаимодействия с другими людьми.
    Общество– совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей. Обеспечение сохранения и воспроизводства человека как вида – основное предназначение общества.
    Смысл жизни человека – одна из главнейших проблем философского и духовного характера для человека и общества, поскольку относится к осмыслению человеком конечной цели своего существования и пред- назначения.
    Социализация – процесс усвоения человеком системы знаний, норм и ценностей, принятых в обществе, в которое он включен, что позволяет ему реализовываться в данном обществе.
    Социальная философия – раздел философии, в рамках которого всесторонне изучаются и разрабатываются законы, теории и смыслы общественной жизни. Общество как система и как процесс

    Социальная философия – это раздел философии, основным предметом изучения которого является общество как целостная системаво взаимодействии всех его сторона также законы функционирования и развития общества.
    В рамках социальной философии выявляются сущностные черты человеческого общества, что предполагает раскрытие его целе-
    полагающих, идеальных аспектов, условий и сути социогенеза,
    исторического смысла и динамики развития общества.
    Понятие общество включает в себя следующие аспекты понимания) общество как этап человеческой истории или конкретное общество) общество как неприродная, но взаимодействующей с природой реальность) общество как система условий и результатов человеческой деятельности и как система взаимодействия между людьми, в которой основанием социальной коммуникации служат культурные ценности.
    Общество является открытой системой, что обусловливает следующие его характеристики целостность, сомоорганизуемость,
    динамичность, способность развиваться, закономерность, самоуп- равляемость и др.
    Общество – это сверхсложная система, в которой совместно присутствуют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы не зависят от сознания и воли людей и определяют направление, рамки их деятельности. Такими условиями выступают:
    вселенная, природа, материальный и духовный мир, социально- экономические, политические, культурные, образовательные, религиозные и другие институты»
    1
    Социальная философия изучает общество как процесс, те. фундаментом для философского осмысления общества является признание последовательного изменения состояния объекта исследования. Понимание общественных событий как необратимого ряда причини следствий, которые имеют направленность, позволяет говорить о направленности развития общества. Социальная философия использует понятия прогресса и регресса для характеристики многосторонней направленности общественного развития.
    Действие объективных условий общественного развития, выступающих как определяющие, проявляется только через действие Зарубкина О. В Объективные и субъективные условия социализации личности автореф. дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2006. С. 4.
    субъективных факторов. Последние могут играть решающую роль лишь тогда, когда для них подготовлены объективные условия.
    Субъективными условиями выступают особенности психического склада каждого конкретного индивида, генная принадлежность,
    внутренний мир каждого человека. Поскольку действующее лицо социальной деятельности, которое организует социальную реальность, это человек, то значимым субъективным условием, влияющим на социализацию, является самоидентификация, которая включает в себя самооценку и оценку со стороны. Именно человек вносит как индивидуально-значимые, таки общечеловеческие смыслы и значения в социальную реальность. Самоидентификация обеспечивает осуществление необходимой коммуникации между людьми, творит культуру и реализует возможный вариант развития общества.
    Фундаментальная социально-философская проблема связана с поиском ответа на вопрос обосновании общественного согласия людей, определяющего целостность общества как такового. Личность и ценностное отношение

    к бытию
    Человек, рассматриваемый как индивид, это единичный представитель человеческого рода, один из многих, безличный, нона- деленный всеми общечеловеческими качествами и потребностями. Личность
    – это понятие, включающее в себя не только общие признаки, но и особенности человека, его единичные, уникальные характеристики.
    Личность как социальная индивидуальность предполагает, что человек обладает совокупностью характерных социальных качеств и при этом ему присуща социальная самобытность. Социализация
    понимается как введение человека (группы людей) в основные правила социального общежития, разделения труда, социальной Зарубкина О. В. Объективные и субъективные условия социализации личности. С. 4.
    стратификации общества, норм бытового и иного разрешенного поведения, в систему действующего законодательства, в допустимые нормы политико-идеологических суждений, в языки социальной коммуникации и пр, а также освоение категорических запретов на некоторые поведенческие акты, принятые в данном обществе»
    3
    Социализация предполагает постижение человеком социального опыта, что возможно только посредством его включенности в определенные общественные отношения, формы коммуникации и виды деятельности Сообщество показывает мне мое существование вне себя. Это не означает, что мое существование снимается сообществом как другим субъектом. Сообщество не снимает конечность,
    которую оно выставляет напоказ. Сообщество есть нечто иное,
    как это выставление»
    4
    Человек живет в конкретном историческом социальном времени и пространстве, что определяет процесс его практической деятельности и особенности воспитания. В связи с этим личность проявляется в виде конкретного итога, синтеза и взаимодействия разных факторов. Личность может рассматриваться в аспекте ее значительности в той мере, в какой в ней аккумулируется социокультурный опыт и индивидуальный вклад в развитие общества.
    Содержание понятия личность раскрывается в направленности сознания человека, личностных ориентаций, обусловленных уровнем сознания личности, мировоззрения, нравственности и ответственности. Личность – это носитель ценностей, которые являются человеческими, те. им присущ социальный характер. Ценности, сформированные в результате общественной практики, носят динамический характер, поскольку определяются индивидуальной деятельностью человека в процессе социализации личности. Ценности формируются под влиянием жизненного опыта человека и системы его знаний.
    Человек, живя в определенной системе ценностей, придает значимость предметами явлениям, которые призваны удовлетворять Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. М. : Политиздат, 1987. С. 181.
    4
    Современная социальная философия : [учеб. пособие / Ю. В. Бурбулис
    [и др. Екатеринбург : Изд-во. Урал. унта, 2015. Сего потребности. Понятию ценность близко понятие «благо»,
    поскольку оба они имеют положительное значение и иногда даже употребляются как синонимы. В понятии благо подчеркивается, что оно есть нечто хорошее, нужное, а понятие “ценность”
    имеет смысл того, что благо люди ценят. В понятии благо больше выступает объективная сторона, а в понятие ценности –
    субъективная»
    5
    У каждой личности есть система ценностных ориентаций
    .
    Системы ценностных ориентаций, их иерархия являются регуляторами формирования личности. В данном контексте когда мы имеем ввиду материальные объекты (вещи, понятие благо практически совпадает с потребительской стоимостью, полезностью вещи, предназначенной для удовлетворения определенных потребностей ценность же вещи характеризует ее существенные свойства, благодаря которым они включаются в систему социальных отношений»
    6
    Ценности формируют способ существования личности. Разные ценности имеют конкретно-исторический и личностный характер, ценности обусловлены практической деятельностью человека и тесно связаны с ней только для человека и только через человека реальность приобретает ценностный характер. Убедительным примером этого обстоятельства служит то, что ценности меняются по мере того, как изменяется сам человек. Поэтому орудие труда средневекового человека могло быть вершиной технического творчества для его эпохи, сейчас же оно имеет лишь историческую и научную ценность как свидетельство развития человеческого общества»
    7
    Несмотря на существование различных форм дифференциации ценностей и их относительный характер, самой высшей и абсолютной ценностью является сам человек и его жизнь. И. Кант Рашева НЮ, Гомонов Н. Д. Ценность права в контексте системы ценностей современного российского общества // Вестн. Мурм. тех. унта. 2006. Т. 9,
    № 1. С. 173.
    6
    Там же Там же
    отмечал, что ценность человека должна восприниматься только как ценность-цель, но никогда как ценность-средство.
    К высшим ценностям также относятся предельные и наиболее общие для людей ценности смысл жизни, истина, социальная справедливость, красота, свобода и др. К определению смысла жизни существуют различные подходы. Так, гедонизм главным в процессе жизни считает получение от жизни наслаждения,
    а эвдемонизм полагает стремление к счастью подлинным назначением человека. Согласно аскетической концепции, смысл жизни в отречении от мира, предполагающем умерщвление плоти для искупления грехов и возвышения духа. Этика долга основана на понимании смысла жизни как самопожертвования, в котором альтруизм представляет собой служение идеалу. При утилитарном подходе смысл жизни рассматривается в аспекте извлечения из всего пользы. Прагматизм исходит из понимания цели жизни, достижение которой оправдывает использование любых средств. Развитие общества и проблема направленности
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта