Главная страница
Навигация по странице:

  • Шуталева, А. В.

  • Ключевые понятия

  • Религиозное мировоззрение

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Екатеринбург
    Издательство Уральского университета
    2017
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б. Н. ЕЛЬЦИНА
    А. В. Шуталева, НИ. Савцова
    ФИЛОСОФИЯ
    Учебное пособие
    Рекомендовано методическим советом УрФУ
    для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45.03.01 Филология

    2
    ББК Ю2я73-1
    Ш976
    Учебное пособие дает представление о философском знании в целом и таких его областях, как онтология, гносеология, антропология, социальная философия содержит концептуальные фрагменты сочинений философов,
    способствующие изучению студентами дисциплины Философия на практических занятиях ив процессе самостоятельной работы.
    Для студентов, изучающих русский язык как иностранный.
    Шуталева, А. В.
    Философия : учеб. пособие / А. В. Шуталева, НИ. Сав- цова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. фе- дер. унт. – Екатеринбург : Изд-во Урал. унта, 2017. – 112 с Ш Рецензент ы:
    кафедра философии, культурологии и искусствоведения
    Российского государственного профессионально-педагогического университета
    (заведующий кафедрой кандидат философских наук, доцент Е. В. Попова);
    В. О. Лобовиков, доктор философских наук, профессор
    (Институт философии и права УрО РАН)
    ББК Ю2я73-1
    © Уральский федеральный университет, 2017

    3
    Оглавление
    Предисловие ................................................................................................. Глава 1. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ
    Ключевые понятия ............................................................................... 7 1.1. Понятие и структура мировоззрения ........................................... 7 1.2. Исторические типы мировоззрения ............................................. 9 1.3. Предмет, структура и функции философии ................................ 16 1.4. Основной вопрос философии и основные виды философского знания .................................................................. 19 1.5. Этапы исторического развития философии .............................. Тексты для изучения
    Аристотель. Метафизика .............................................................. 35
    Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию ........................ Кант И Трактаты и письма ....................................................... 36
    Бердяев НО назначении человека.
    Опыт парадоксальной этики ...................................................... Вопросы к текстам ............................................................................. Глава 2. ОНТОЛОГИЯ
    Ключевые понятия .............................................................................. 39 2.1. Онтология в структуре философского знания ........................... 40 2.2. Категории онтологии бытие и небытие .............................. 41 2.3. Категории онтологии материя и сознание ......................... 45 2.4. Категории онтологии необходимость и случайность ........ Тексты для изучения
    Кант И. Критика чистого разума .............................................. 53
    Энгельс Ф. Анти-Дюринг ........................................................... 54
    Хайдеггер М Письмо о гуманизме ............................................ Вопросы к текстам ............................................................................. Глава 3. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
    Ключевые понятия ............................................................................. 57 3.1. Познание как предмет философского анализа .......................... 58 3.2. Проблема истины в теории познания ........................................ 62

    4 3.3. Познание и природа технического знания ................................ Тексты для изучения
    Бэкон Ф Новый Органон ........................................................... Декарт Р. Рассуждения о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках ......................................... 69
    Флоренский П Термин ............................................................... 70
    Рапп Ф Техника и естествознание ............................................ Вопросы к текстам ............................................................................. Глава 4. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
    Ключевые понятия ............................................................................. 75 4.1. Проблема природы человека и уникальности его бытия ......... 75 4.2. Проблема антропогенеза и сущности человека ........................ Тексты для изучения
    Чернышевский Н. Г Антропологический принцип в философии ................................................................................ 86
    Шеллер М Положение человека в Космосе ............................. 87
    Фрейд З Я и Оно ......................................................................... Юнг КГ Архетип и символ ....................................................... 91
    Фромм Э Иметь или быть .......................................................... Вопросы к текстам ............................................................................. Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
    Ключевые понятия .............................................................................. 94 5.1. Общество как система и как процесс ......................................... 94 5.2. Личность и ценностное отношение к бытию ............................ 96 5.3. Развитие общества и проблема направленности исторического процесса .............................................................. Тексты для изучения
    Бердяев НА. Я и мир объектов.
    Опыт философии одиночества и общения ................................ 104
    Лоренц К Восемь смертных грехов цивилизации ................. 105
    Ясперс К Смысли познание истории ..................................... Вопросы к текстам ............................................................................ Примерный перечень вопросов для подготовки к аттестации по дисциплине Философия .................................................................. Список рекомендуемой литературы ....................................................... 111

    5
    Предисловие
    Система высшего образования предполагает разностороннее развитие личности, значительную роль в котором играет изучение философии.
    Предлагаемое учебное пособие призвано обеспечить образовательный процесс по дисциплине Философия для студентов, изучающих русский язык как иностранный. Необходимость создания такого учебного пособия обусловлена тем, что студенты-иностранцы испытывают затруднения при изучении философии на неродном языке.
    Данное учебное пособие позволит ознакомиться не только с интерпретациями философской проблематики, но и с идеями и концепциями философов разных эпохи направлений при непосредственном обращении к извлечениям из их оригинальных трудов.
    Учебное пособие состоит из пяти глав, раскрывающих специфику философского знания. Теоретический материал глав дополняют фрагменты избранных философских трудов с вопросами к этим текстам. Вначале каждой темы дан перечень ключевых понятий.
    В первой главе Философия как мировоззрение и картина бытия»
    (авторы А. В. Шуталева, НИ. Савцова) рассматриваются типы мировоззрения, его структура и особенности философского мировоззрения. Обращение к историческим формам философии позволяет показать многообразие проявлений философии. Раскрываются предмет философии, ее природа, специфика и функции.
    Во второй главе Онтология (автор этой главы и следующих А. В. Шу- талева) рассматриваются бытие как центральная категория онтологии,
    проблема бытия и мышления, философское понятие материи, а также атрибуты материи – движение, пространство и время.
    Третья глава Теория познания посвящена вопросам познания как предмета философского анализа, истине как важнейшему регулятору познания, особенностям научного познания и природе технического знания.
    Четвертая глава Антропология посвящена проблеме природы человека и уникальности его бытия в истории философии, антропогенезу, проблеме сущности и существования человека.
    В пятой главе Социальная философия уделено внимание основным исследовательским программам в этой области философского
    знания. Анализ понятия личность дает возможность раскрыть суть ценностного отношения к бытию и показать взаимосвязь социальных ценностей и процесса социализации личности. Рассмотрение вопроса о развитии общества и направленности исторического процесса позволяет актуализировать проблемы современной цивилизации.
    Таким образом, изучение представленных в учебном пособии разделов философского знания и фрагментов философских текстов позволит студентам-иностранцам ознакомиться с фундаментальными проблемами философии, традиционными и современными подходами к их решению
    Глава ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
    Ключевые понятия
    Мировоззрение – целостная система воззрений на мирна место в нем человека, отражающая отношение человека к миру и самому себе.
    Мифология (от греч. мифос – предание, сказание и логос – слово,
    рассказ, учение) – исторически первый тип мировоззрения, сформировавшийся на ранних стадиях развития общества, который является универсальной образно-символической формой постижения и объяснения мира.
    Религия (от лат. religare – воссоединять) – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия (культ, которые основываются на вере в существование сверхъестественного в той или иной его разновидности.
    Философия (от греч. филео – любовь и софия – мудрость) – система теоретических представлений о сущности и общих закономерностях развития природы, общества, человеческого познания, о месте человека в мире. Понятие и структура мировоззрения

    Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль.
    Мировоззрение связывает мири человека в субъективно-объек- тивную систему, которую формируют следующие элементы потребности – необходимость самоопределения человека в мире интерес – форма выражения потребностей, направленность субъекта к объекту

    8
    – знания – информация об окружающем мире и самом человеке ценности – культурное и социальное значение определенных явлений действительности для человека, выраженное в форме нормативных представлений идеи – знания, пропущенные через систему ценностей, связывающих субъект и объект.
    Основными компонентами мировоззрения являются знания и ценности.
    Система знаний выражается в представлениях и понятиях. Знания являются основой мировоззрения. Однако знания можно рассматривать как компонент мировоззрения только тогда, когда они становятсяубеждениями, когда человек уверен в истинности знаний и готов в соответствии сними действовать, совершать поступки. Убеждения – это качественная характеристика знаний. Знания являются средством, позволяющим человеку рационально обосновать свои взгляды, критически относясь к тому, что может быть расценено как выдумка или фантастический вымысел.
    Значимым компонентом мировоззрения являются ценности.
    Нравственные, эстетические идеалы формируются в ценностном сознании. Ценности находят свое выражение в идеалах, которые придают осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Идеалы являются духовными ориентирами в жизни человека, поскольку в них отражено осознание человеком истины,
    добра, красоты, справедливости. Система ценностных ориентаций позволяет человеку давать оценку происходящим процессам в духовной, культурной, социально-общественной, производственной,
    научной сферах.
    Общечеловеческие ценности формируются в обществе и проявляются в мировоззрении общества на определенном этапе его исторического развития. Обращение к специфике развития общества, обусловленной уровнем развития производства, науки, культуры и другими факторами, позволяет рассматривать компоненты мировоззрения и находить их отражение в устройстве жизни обществ различных эпох первобытной эпохи, эпохи античности, Средневековья, эпохи Возрождения и т. д
    В мировоззрении присутствуют знания о мире, а также ценностная оценка происходящего итого, как реализована связь человека и мира, какое место человек занимает в мире. Сознание человека отражает мир, при этом возможна разная глубина и индивидуальность преломления получаемой информации. Соответственно структурами ров о з зрения включает три уровня. Мироощущение – эмоционально-психологическое основание мировоззрения. На этом уровне сознание человека отмечает проявления бытия как отдельные, зачастую разрозненные, внешние фрагменты мира явлений, ноне сущностей.
    2. Мировосприятие – пассивное созерцание человеком мира в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. На этом уровне очерчивается взаимосвязь процессов и явлений, при помощи чувственного опыта фиксируется их тождество и различия. Миропонимание – интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения. На этом уровне человек осознает мир в системе понятий, разумно его объясняет. Философия – это уровень миропонимания. Философия является высшим уровнем мировоззрения и предстает в виде теоретически оформленного, системно-рацио- нального мировоззрения. Этот уровень мировоззрения характеризуется теоретической оформленностью и системной рациональностью на этом уровне оперируют категориями целостности, обусловленности, определенности. Исторические типы мировоззрения
    В типологии мировоззрения отражены возможности получения человеком знаний об общей картине мира, характерные для конкретного типа мировоззрения способы решения вопросов о смысле жизни, о соотношении материального и идеального, добра и зла, действительного и возможного, прошлого, настоящего и будущего и т. д. Основными историческими типами мировоззрения являются мифологическое, религиозное,
    философское и научное мировоззрение
    Мифологическое мировоззрение
    Это мировоззрение является самой ранней целостной, всеобщей формой освоения мира человеком на основе синтеза рационального и иррационального, чувственного и рационального. Для мифологического мировоззрения характерен образно-символический подход к постижению и объяснению мира.
    Предмет мифологии – вечные философские проблемы, такие как вопросы жизни и смерти, добра и зла, а также культуры, истории. Миф объясняет существующую систему общественной жизни народа, его связь с природой и отвечает на вопросы о происхождении мира и человека, о значимости исторических событий, дает понимание будущего человека и мира.
    Е. В. Иванова предлагает рассматривать миф как следствие глобальной идентификации человека с природой, социумом, культурой, Богом. Миф в таком случае есть самоотождествление индивида со всеми ипостасями универсума. В наделении явлений природы человеческими свойствами отразилось представление людей о единстве и целостности мира, в котором судьбы человека и природы неразделимы.
    Для мифологического сознания формирование и регулирование общественных отношений основано на традиции, ритуале, устоявшихся нормах поведения и сложившейся системе ценностей. Человек организует порядок через систему правил, которые регулируют поведение через обряды, ритуалы, церемонии. Люди призывают на помощь дух предков, что обеспечивает им уверенность в стабильности своего бытия. В мире, населенном богами, человек уверен, что боги защищают его, и эту уверенность они подкрепляют системой ритуалов.
    Ритуалы становятся необходимым атрибутом жизни, а мифы,
    которые определяют их содержание, – реальностью, повторяющей предысторию. Миф как воспроизводимая в ритуале предыстория это универсальный способ представленности исторической Иванова Е. В Архитепическое единство женских бинарных символов в восточной и западной мифологии // Вестн. Челяб. унта. 2004. Т. 10, № 1. С. 161.
    действительности мыслящему человеку, граница реальности сознания, которую бытие полагало самому себе, предел развития духовных сил и ресурсов действительного индивида»
    2
    Вопрос о сотворении мира связывался с представлением о процессе превращения Хаоса в Космос, результатом которого становится появление небесного, земного и подземного миров. Человек в процессе своего существования сталкивается как с созидательными силами природы (Космос, таки с силами разрушения (Хаос).
    Он пытается вписаться в этот мир, определенным образом его упорядочить, освоить и заселить природное пространство, создает пантеон – место для богов.
    Миф формирует особое восприятие мира – оценочное. В мифе человек как индивид, личность еще не представлен. Он лишь часть целого – рода, общины. Миф ориентированна обеспечение стабильности всех общественных структур ранних человеческих сообществ. Мифологическое мировоззрение отличается целостностью и нерасчлененностью.
    Религиозное мировоззрение
    Данный тип мировоззрения является особой формой сознания, особым общественными социальным институтом, системой общественных отношений и видом деятельности, которые основаны на вере в непостижимые надприродные, сверхъестественные силы. Термин религия может трактоваться в двух значениях.
    В широком смысле религия – это соединение, связь, связывание,
    союз
    3
    , те. религия подразумевает связь, приобщение души человека к Высшей Реальности. В узком смысле понимание религии связано с ее конкретным выражением как социального феномена.
    Один из самых известных исследователей религиозного опыта У. Джеймс определяет религию как веру в существование Человек и многомерность сотворенного им мира : монография / С. А. Аза- ренко и др ; под общ. ред. Е. В. Бакеевой. Екатеринбург : Изд-во Урал. академии гос. службы, 2010. С. 115–116.
    3
    Пивоваров Д. В Философия религии : учеб. пособие. М. : Академ. проект Екатеринбург : Деловая кн, 2006. С. 16.
    невидимого порядка вещей ив то, что наше высшее благо состоит в гармоническом приспособлении к нему нашего существа. Эта вера и внутренняя жизнь с ней образуют то, что можно назвать религиозным состоянием души»
    4
    Для ранних форм религиозного мировоззрения характерно слияние с мифологическим мировоззрением, что обусловлено эмоционально-чувственным восприятием бытия в обоих случаях.
    Для более поздних форм религиозного мировоззрения характерна опора на определенную рационально-понятийную, философскую основу.
    В отличие от мифологического мировоззрения религиозное мировоззрение основано на том, что отношения человека и мира это отношения господства и подчинения, а не отношения родства.
    Постепенно формируется представление о едином Боге как основе мироздания (монотеиз). Бог выступает как высшая справедливость.
    Религиозные представления выражаются в учении о Боге, о Божественном сотворении мира, о бессмертии души, о Божественных заповедях.
    Религия в отличие от мифологического мировоззрения закладывает новую систему нравственных ценностей, которые определяют жизненный мир человека, его жизненные ориентиры. Отношения человека и Бога строятся на основе диалога (молитвы, исповеди, что способствует формированию у человека особых чувств и настроений, его внутреннего мира.
    Ф у н к ц и и религии Мировоззренческая функция заключается в том, что религия формирует общее представление о мире в целом. Компенсаторная функция связана стем, что религия восполняет слабость человека перед природой, снимает негативный аспект в их взаимоотношениях Регулятивная функция заключается в том, что религия влияет на отношения людей в целом и индивидуальное поведение человека посредством идей, норм, установок, предписаний, традиций, ритуалов, нравов, морали Джеймс У Многообразие религиозного опыта. МС. Религия осуществляет культурную преемственность поколений, а также объединение индивидов в группы и социальные институты.
    В истории человечества религии представлены в виде религий первобытного общества (племенные религии, национальных и мировых религий. Первобытные верования выражались в тотемизме, магии, фетишизме, анимизме. Наиболее значительные национальные религии
    – зороастризм, индуизм, иудаизм, конфуцианство, даосизм, синто. Мировыми религиями являются буддизм,
    христианство, ислам.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта