Главная страница
Навигация по странице:

  • Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения

  • Восемь смертных грехов цивилизации

  • Философия - учебное пособие.. Философия - Учебное пособие. Учебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеУчебное пособие Рекомендовано методическим советом Урфу для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 45. 03. 01 Филология
    АнкорФилософия - учебное пособие
    Дата10.02.2022
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия - Учебное пособие.pdf
    ТипУчебное пособие
    #357603
    страница9 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    исторического процесса
    Одним из важнейших вопросов социальной философии является вопрос о моделях развития общества направленности и периодизации исторического процесса.
    Первые концептуальные идеи в решении данного вопроса предложил в XVIII в. один из основоположников философии истории
    Дж. Вико (1668 – 1744). В произведении Основания новой науки об общей природе наций круговорот истории он разбил натри стадии божественную (в которой преобладает власть жрецов и без- государственность, героическую (по типу аристократического государства) и человеческую (демократическую. Неизбежный кризис каждой эпохи приводит к началу новой. Так, кризис века Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. ; Киев :
    REFL-book-ИСА, 1994. 656 с
    человеческого приведет человечество к первобытному состоянию,
    что обусловит начало нового исторического цикла.
    В решении вопроса о направленности развития общества существуют интерпретации линейного и нелинейного (циклического) характера. В общем виде могут быть выделены две основные модели развития исторического процесса Линейная модель развития исторического процесса (Авгус- тин, Ж. Кондорсе, О. Конт, Г. Спенсер и др. Общество и история развиваются прямолинейно. Геометрическая схема – линия или вектор. Возможен прогресс или регресс Циклическая модель развития исторического процесса (Ге- раклит, Платон, Аристотель, Полибий, Дж. Вико, Н. Я. Данилев- ский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Гумилев и др. Мировая история вечный круговорот определенных циклов, которые сменяют друг друга и отражают этапы культурного подъема, застоя и упадка в обществе.
    Л иней н ы е концепции истории связаны с положениями христианства, предлагающими идею стрелы времени как единства исторической судьбы человечества. Интерпретации истории линейного характера предполагают прогрессивные и регрессивные варианты.
    В регрессивных вариантах (Ж. Ж. Руссо) идеализируется прошлое как золотой век цивилизации, настоящее и будущее представлены в образах неизбежных катастроф.
    В прогрессивных вариантах прошлое и настоящее подчинено будущему – предмету мечтаний и чаяний человека, поскольку только в будущем будут воплощены идеи справедливости, благополучия и свободы как условия жизни человека и общества. Данное представление было характерно для философии эпохи Просвещения. Такие французские мыслители, как Ж. Кондорсе, А. Тюрго,
    Д. Дидро, объединяли идею прогресса с развитием научных знаний и реорганизацией общества на рациональной основе. Представители немецкой классической философии определяли прогресс посредством развития духовных факторов. У И. Канта такой фактор это нравственность, у Г. Гегеля – свобода
    Основные критерии исторического прогресса согласно прогрессивной теории духовное развитие человека расширение свободы человека овладение силами природы развитие производительных сил общества развитие науки и техники продвижение по пути объединения человечества.
    Концепция прогресса истории развивается в формационной теории марксизма. Согласно данному подходу, историческое развитие представляет собой закономерную смену общественно-экономи- ческих формаций. К. Марксом выделяются следующие формации:
    первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Формация – это исторически конкретный тип общества, который характеризуется единством базиса и надстройки. Базис является совокупностью производственных отношений, центральные из которых – отношения собственности.
    Базис обусловливает специфику формации и определяет отношение к надстроечным институтам.
    Марксистская концепция истории предполагает, что развитие общества движет революция. Согласно формационной концепции развития общества, войны, политические перевороты, социально- политические революции, восстания являются следствием противоречий, возникших в исторической ситуации.
    Иную позицию занимают представители эволюционной теории развития истории ( Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Тенисс), теории индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу), теории постиндустриального общества (Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер, А. Ту- рэн, Ж. Фурастье и др, выдвигающие идеи естественной динамики общественного развития, смены власти естественных экономических изменений свободной трансформации социальной иерархии и уклада социальной мобильности и межкультурного диалога.
    Существуют также различные трактовки циклического исторического развития. Например, оригинальные концепции предложены представителями теории культурно
    исторических типов Н. Я. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойн- би, А. П. Сорокиным. В этих концепциях развиваются идеи мно- голинейности развития общества и культуры вычленяются типы социальных и культурных систем выдвигаются идеи своеобразия,
    замкнутости, локальности культур и цивилизаций. Данилевский и Тойнби понятие цивилизация используют для обозначения этнокультурного образования, которое в течение длительного исторического промежутка времени сохраняет устойчивость, собственную специфику и целостность. Тогда как согласно концепции, предложенной Шпенглером, цивилизация – это стадия исчерпания творческого потенциала культуры, те. стадия стагнации и деградации.
    В рамках данного направления циклические модели развития общества содержат следующие общие идеи) идею множественности типов и вариантов исторического развития (Данилевский выделяет 10 цивилизаций, Шпенглер – 8,
    Тойнби – 37), что приводит к отказу от положения о едином прогрессивном историческом развитии) для понимания цивилизации духовно-мировоззренческие факторы имеют приоритет перед материально-производственны- ми. В концепции Данилевского это ценностные ориентации цивилизации, в концепции Шпенглера – душа культуры, в концепции Тойнби – диалог с Божественным Логосом в виде Вызова Ответа) развитие цивилизации подчинено жизненным циклам».
    У Данилевского это циклы рождения, развития, старости и смерти цивилизации, у Шпенглера – весенний, летний, осенний и зимний циклы. Тойнби предлагает концепцию исторического развития,
    подчиненную циклам возникновения, роста, надлома, распада.
    Циклические представления о цивилизационном развитии общества стали основанием для создания Д. Беллом, А. Туреном концепций постиндустриального общества, а Е. Масудом, А. Тофф- лером – концепций информационного общества
    .
    Понятие цивилизации в этих концепциях включает два аспекта) цивилизация понимается как противопоставление доциви- лизационным обществам (первобытным при этом определяются
    признаки перехода к цивилизации – возникновение городов, государства, письменности) цивилизация представляет собой стадию развития общества,
    длительную повремени существования основными для ее формирования становятся технико-технологические факторы, определяющие природно-преобразовательную и социокультурную практику данного исторического периода.
    Авторы названных концепций выделяют три цивилизационно-
    стадиальные модели развития общества) доиндустриальную, которая имеет также названия аграрная, традиционная для нее характерно доминирование сельского хозяйства в экономике, традиций – в социальной сфере, религиозного мироотношения – в духовной сфере) индустриальную, в экономике которой приоритеты имеют промышленное производство, установки на модернизацию и прогресс, власть капитала) постиндустриальную, в которой основную роль играет не сфера производства, а сфера услуги потребления, создаются новые наукоемкие технологии, во властных отношениях ведущая роль принадлежит не собственникам, а профессионалам.
    Френсис Фукуяма предположил, что современное человечество вошло в «постисторический период, который означает конец истории То, чему мы, вероятно, свидетели, – конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы правления. В связи с этой идеей необходимо заметить, что общественный опыт человечества потенциально неисчерпаем, человечество всегда открыто в будущее. Следовательно, так называемый конец истории является концом только в определенном отношении, поскольку это одновременно и начало нового витка человеческой истории Фукуяма Ф Конец истории // Вопр. философии. 1990. № 3. С. 134–135.
    Тексты для изучения
    Н. А. Бердяев
    Я и мир объектов.
    Опыт философии одиночества и общения
    10
    Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. Я говорю я раньше, чем осознал себя личностью...
    «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность.
    Я должен реализовать в себе личность, и эта реализация есть неустанная борьба. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли. Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Личность целостна, в нее входит и духи душа, и тело. Тело также органически принадлежит образу личности, оно участвует ив познании, тело не есть материя. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому,
    космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Это – этическая аксиома. Личность всегда есть целое, а не часть, и это целое дано внутри существования, а не во внешнем природном мире. Личность не есть объект и не принадлежит объективированному миру, в котором ее нельзя найти. Можно сказать, что личность внемирна. Встреча с личностью для меня есть встреча с ты, а нес объектом. Личность не есть объект, не есть вещь. Очень странно, что по-латински persona значит маска и связана с театральным представлением. Личность есть прежде всего личина. В личине-маске человек не только себя приоткрывает, но он себя защищает от растерзания миром. Поэтому игра, театральность есть не только желание играть роль в жизни, но также желание охранить себя от окружающего мира, остаться самим собой в глубине Инстинкт театральности социален. <…> Одиночество пре-
    10
    Извлечения из кн Бердяев НА. Я и мир объектов : Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1931. С. 145–157.
    одолевается не в обществе, не в социальном множестве как мире объективированном, а в общении, в духовном мире. <…> Этим нимало не отрицается глубокое неравенство людей в дарах и качествах, в призваниях ив высоте. Но равенство личностей есть равенство иерархическое, есть равенство разностных, неравных по своим качествам существ. Онтологическое неравенство людей определяется не их социальным положением, что есть извращение истинной иерархии, а их реальными человеческими качествами,
    достоинствами и дарами. Таким образом, в учении о личности сочетается элемент аристократический и элемент демократический.
    К. Лоренц
    Восемь смертных грехов цивилизации
    11
    Опустошение жизненного пространства
    Широко распространено заблуждение, будто природа неисчерпаема. Экологическая среда человека меняется во много раз быстрее,
    чем у всех других существ. Темп этого изменения обусловлен развитием техники, ускоряющимся в геометрической прогрессии. Поэтому человек не может не вызывать глубоких изменений и – слишком часто – полного разрушения биоценозов, в которых и за счет которых он живет. Слепо и варварски опустошая окружающую и кормящую его живую природу, человечество готовит себе экологическую катастрофу. Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствлении цивилизованного человека. Откуда возьмется у подрастающего человека благоговение перед чем бы тони было,
    если все, что он видит вокруг себя, – это дело рук человеческих,
    и притом весьма убогое, безобразное Горожанин не может даже взглянуть на звездное небо, закрытое многоэтажными домами и химическим загрязнением атмосферы Извлечения из кн Лоренц К Восемь смертных грехов цивилизации //
    Вопр. философии. 1992. № 3. С. 40–42, 51–52.
    Мы рассмотрели восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду.
    Вот эти процессы. Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них некоторым, в сущности, нечеловеческим способом, и сверх того непосредственно возбуждающая агрессивность вследствие скученности множества индивидов в тесном пространстве. Опустошение естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, в которой мы живем,
    но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием открытого ему Творения. Бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинным ценностями не оставляющий им времени для подлинно человеческой деятельности мышления. Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Тем самым исчезает способность человека переживать радость, которая дается лишь ценой напряженных усилий при преодолении препятствий. Волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки. Генетическая деградация. В современной цивилизации нет никаких факторов, кроме естественного правового чувства и ряда уцелевших правовых традиций, которые могли бы производить селекционное давление в пользу развития и сохранения норм общественного поведения, которые необходимы тем более, чем больше разрастается общество. Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающие значительные группы нынешней
    «бунтующей молодежи в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически

    107 6. Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшим, не говоря ужо культурном отождествлении с ним. Поэтому молодежь обращается со старшими как с чужой этнической группой, испытывая к ним национальную ненависть. Эта тенденция имеет своей главной причиной недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев. Возрастающая индокринация человечества. Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе,
    вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение приводит к такой унификации взглядов,
    какой до сих пор не знала история. <…>
    8. Ядерное оружие навлекает на человечество такие опасности,
    которых избежать легче, чем опасностей от семи других процессов.
    К. Ясперс
    Смысл и познание истории 1. Осевое время
    На Западе философия истории возникла на основе христианского вероучения. Между тем христианская вера – это лишь одна вера, а не вера всего человечества. Недостаток ее в том, что подобное понимание мировой истории представляется убедительным лишь верующему христианину. Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой Извлечения из кн Ясперс К. Смысли познание истории. МС истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет дон. эк тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг.
    до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и посей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем. Характеристика осевого времени
    В это время происходит много необычайного … почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.
    Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах,
    сводится к тому, что человек осознал бытие в целом, самого себя и свои границы. Передним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения, осознавая свои границы,
    он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания ив ясности трансцендентного мира.
    Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, входе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности, дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая ив противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность все это породило беспокойство и движение, граничащие с духовным хаосом.
    В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим и посей день, заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением твердые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже незамкнут в себе. Он не уверен в том,
    что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивали что никто не возвещал
    Вопросы к текстам. Счем связывает Н. Бердяев одиночество личности. Какие процессы и почему являются гибельными для общества по К. Лоренцу?
    3. Какой смысл вкладывает К. Ясперс в понятие осевое время
    Примерный перечень вопросов
    для подготовки к аттестации
    по дисциплине Философия. Понятие мировоззрения и его структура. Типы мировоззрения. Философское мировоззрение и философия как наука. Предмет философии, ее природа, специфика и функции. Исторические формы философии. Бытие как центральная категория онтологии. Проблема бытия и мышления. Сознание. Принцип детерминизма. Пространство и время. Познание как предмет философского анализа. Теория истины. Критерии и концепции истины. Особенности научного познания. Познание и природа технического знания. Проблема человека и уникальности его бытия в истории философии. Проблема антропогенеза в современной антропологии. Сущность и существование человека в современной антропологии. Предмет изучения и основные исследовательские программы социальной философии. Личность и ценностное отношение к бытию. Социальные ценности и социализация личности. Развитие общества и проблема направленности исторического процесса
    Список рекомендуемой лтературы
    Бакеева Е. В. Введение в онтологию образы мира в европейской философии : курс лекций / Е. В. Бакеева. Екатеринбург : Изд-во Урал.
    ун-та, 2014. 385 c.
    Кемеров В. Е Социальная философия : учебник для вузов / ВЕКе- меров. М. ; Екатеринбург : Академ. проект : Деловая кн, 2004. 384 с.
    Русская философия : словарь / сост. А. А. Апрышко ; под общ. ред.
    М. А. Маслина. М. : ТЕРРА–Книжный клуб : Республика, 1999. 656 с.
    Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова,
    Т. Х. Керимова. М. : Академ. проект, 2003. 558 с.
    Философия : энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. М. : Гардарики,
    2006. 1072 с.
    Человек и многомерность сотворенного им мира / С. А. Азаренко
    [и др ; под общ. ред. Е. В. Бакеевой. Екатеринбург : Изд-во Урал. акад.
    гос. службы, 2010. 177 с
    План изданий 2017 г. Подписано в печать Формат 6084/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times
    Уч.-изд. л. 5,7. Усл. печ. л. 6,51. Тираж 50 экз. Заказ Издательство Уральского университета, Екатеринбург, ул. Тургенева, Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре УрФУ
    620000, Екатеринбург, ул. Тургенева, Тел + (343) 350-56-64, Факс +7 (343) 358-93-06
    E-mail: press-urfu@mail.ru http://print.urfu.ru
    ФИЛОСОФИЯ
    Учебное пособие
    Заведующий редакцией МА. Овечкина
    Редактор В. И. Первухина
    Корректор В. И. Первухина
    Компьютерная верстка Г. Б. Головина
    Шуталева Анна Владимировна
    Савцова Надежда Ивановна
    У ч е б но е издание
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта